Фрэнсис бэкон чем известен
Бэкон: вся власть – ученым!
История идей, великих и ужасных
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна.
Время и место действия:
XVII век, вымышленный остров Бенсалем в Тихом океане
Именно там, в Великом Южном море, как еще называли самый большой океан на Земле — Тихий, великий английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) поместил первую в истории европейской культуры социально-технократическую утопию. Ее описанию было посвящено сочинение под названием «Новая Атлантида».
Почему нам это интересно сегодня
Бэкон положил начало целому ряду последовавших далее научно-технических утопий в истории европейской культуры с их безграничной верой в силу науки и техники. С одной стороны, его безудержный оптимизм на эту тему выглядит сегодня очень наивным. С другой стороны, поучительно узнать, что в момент возникновения этой традиции она не противопоставляла себя христианской религии, а имела в том числе и неортодоксальное богословское обоснование.
Рай на Земле по Фрэнсису Бэкону
Один из основоположников новоевропейской науки и философ экспериментального знания, автор знаменитого афоризма «знание — сила», Бэкон в этом своем сочинении на самой заре Нового времени пропагандирует силу научного знания и научно-технический прогресс. Он пытается художественными средствами показать, как счастливо могут устроиться на Земле люди благодаря всемерному развитию науки и техники. Райская жизнь здесь — это то, что создано наукой и техникой.
Новой Атлантидой Бэкон назвал свой остров в подражание древнегреческому философу Платону. Тот под именем Атлантиды описал в одном из своих диалогов мифический могущественный город-государство, который в очень отдаленном прошлом боролся за первенство над Землей с родиной Платона Афинами, но погиб в великой природной катастрофе. Имя «Атлантида» благодаря Платону стала нарицательным для обозначения таинственной и неизвестной, но могущественной страны или земли.
Сюжет бэконовского произведения типичен для утопий того времени. Рассказ ведется от имени путешественника, попавшего в неведомую страну и увидевшего там, как ему представляется, совершенные общественные порядки. По тому же принципу построены «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Своеобразие идеального острова Бэкона в том, что главное место в нем занимает орден «Дом Соломона» — общество мудрецов, научно-технический центр и мозг страны. По сути, это прообраз и идеализированное предвосхищение будущих европейских академий наук. Так, например, организаторы Парижской академии наук и Лондонского королевского общества (ведущее научное общество Великобритании, возникшее в XVII веке) вдохновлялись идеями Бэкона и даже заявляли, что просто выполняли бэконовскую программу.
Однако, в отличие от обычных европейских академий ученые мудрецы из бенсалемского «Дома Соломона» не просто занимаются наукой, но и непосредственно участвуют в управлении обществом. Они не только планируют и организуют научные исследования и технические изобретения, но еще распоряжаются производством и ресурсами своей страны, заботятся о внедрении изобретений в промышленность и сельское хозяйство. Также им принадлежит монополия внешних сношений. На бэконовский идеальный остров нет доступа никому из иностранцев, и лишь мудрецы из «Дома Соломона» имеют право путешествовать по другим странам, откуда они привозят сведения о новых научных открытиях и изобретениях. Как говорит прибывшим путешественникам один из мудрецов «Дома Соломона», «целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей; и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным».
В повести Бэкона один из мудрецов из Соломонова дома красочно живописует различные удивительные научно-технические достижения и приспособления, преобразившие жизнь общества на острове: здесь имеются комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, подводные лодки и передача звуков на расстояния, способы улучшения породы животных и выведения новых растений, и многое другое. Легко видеть, что некоторые из бэконовских пророчеств осуществились на практике.
Впрочем, важнейшее отличие бэконовской утопии в том, что, в отличие от последующих философов и пропагандистов науки и научно-технического прогресса, Бэкон еще не противопоставляет науку религии. Напротив, на идеальном острове Бенсалем все его жители благочестивы и очень религиозны. Чудесным образом к ним однажды попала Библия вместе с сопроводительным письмом апостола Варфоломея, после чего все жители острова сделались ревностными христианами. Занятия наукой и изучение «творений Господних» они совмещают с глубоким благочестием и неукоснительным отправлением религиозных обрядов. Как говорит один из мудрецов Дома Соломона прибывшим путешественникам, «есть у нас особые гимны и ежедневные литургии для восхваления Господа и благодарения за чудесные Его творения и особые молитвы о содействии нашим трудам и обращении их на цели благие и благочестивые».
В других сочинениях Бэкона также очень много ссылок на Священное Писание, которыми он не без заметных натяжек исхитряется обосновывать чрезвычайную важность естественных наук и изучения природы. По Бэкону это нужно, чтобы через познание разнообразных созданий Бога еще полнее и глубже познавать Его мудрость и могущество. Бэкон, ортодоксальный англиканин, автор другого известного афоризма: «Легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».
Фрэнсис Бэкон выдвинул программу Великого восстановления наук, которое должно дать человечеству могущество и власть над природой. Как он говорит в своем сочинении «Новый органон», «знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом».
Но его программа восстановления наук имела в том числе и теологическое обоснование. Познание природы тут представляется как путь к познанию Бога через Его творения. Этим он сильно отличается от множества более поздних философов-позитивистов, для которых наука и религия были уже либо несоприкасающиеся, либо прямо противоположные друг другу занятия и сферы культуры. Дело в том, что Бэкон считал, что Искупление не только восстановило образ Божий в человеке, но даже сделало человеческую природу лучше, чем она была до грехопадения. Одновременно это означает восстановление власти человека над природой. Поэтому земные условия жизни человечества должны стать даже лучше, нежели они были у Адама в Раю. Бэкон считал, что именно теперь наступают времена, когда должны в полной мере реализоваться могущество и власть человека над природой.
Автор
Между прочим, Фрэнсис Бэкон был не только великим философом и одним из основоположников новоевропейского естественнонаучного метода, но и выдающимся государственным деятелем своего времени. Пэр Англии, барон Веруламский и герцог Сент-Олбанский, он был сыном одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии.
При короле Якове Первом Френсис Бэкон последовательно становится штатным королевским адвокатом, королевским генеральным прокурором, и, наконец, лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве. Король по-дружески называет Бэкона своим добрым правителем и даже поручает ему управление государством, когда время от времени уезжает в Шотландию.
Правда, про Бэкона говорят, что он находится под влиянием всесильного фаворита короля знаменитого герцога Бэкингемского и выполняет его указания. А конец политической карьеры философа и вовсе был весьма незавидным. Он не без оснований был обвинен во взяточничестве. Пытаясь хоть как-то оправдаться, Бэкон писал Якову I: «…я могу быть нравственно неустойчивым и разделять злоупотребления времени. … я не буду обманывать относительно моей невиновности, как я уже писал лордам, … но скажу им тем языком, которым говорит мне моё сердце, оправдывая себя, смягчая свою вину и чистосердечно признавая её».
Фрэнсис Бэкон и Парламент в день его политического падения. Brititsh Parliament, Ссылка
Его подвергли суду и приговорили к заключению в Тауэр и штрафу в 40 тысяч фунтов. Правда, позже от штрафа его освободили, а из заключения выпустили и вовсе через два дня. Он даже вернулся в палату лордов, но уже не обрел прежнего могущества, и занимался дальше лишь философией и науками.
Умер он после того, как простудился во время одного из физических опытов. Он набил тушку купленной у одной бедной женщины курицы снегом, чтобы проверить влияние холода на сохранность мяса, и простудился. Проболев около недели, он умер, не забыв в своем последнем письме упомянуть о том, что опыт с замораживанием «удался очень хорошо».
Интересные факты
1. Бэкон написал также ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления», «Перевод некоторых псалмов на английский». В своих «Опытах…» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм.
Титульная страница собрания сочинений из 18 книг «Секреты искусства и природы». Фрэнсис Бэкон открывает занавес справа. Ссылка
2. В шекспироведении существует «бэконианская версия», приписывающая Фрэнсису Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира. Якобы именно он, а не необразованный актер лондонского театра «Глобус» и был настоящим автором всех шекспировских пьес. Правда, это все же слишком смелая гипотеза. Подавляющее большинство шекспироведов придерживаются традиционной версии.
Фрэнсис Бэкон
Фото Все
Видео Все
Философский проект Френсиса Бэкона
Кратко о философии Френсиса Бэкона. Философия нового времени
Фрэнсис Бэкон — биография
Фрэнсис Бэкон – известный философ, историк, политик, стоял у истоков зарождения эмпиризма и материализма. Стал первым крупным философом периода Позднего Возрождения и начала Нового времени.
Трудно сказать, кем он был больше, философом или ученым, но то, что Фрэнсис Бэкон стал великим мыслителем эпохи Возрождения Англии, ни у кого не вызывает сомнений. Очень разносторонний, невероятно образованный, он сменил много работ, побывал в нескольких странах, сформулировал множество умных мыслей, не утративших своей актуальности и сегодня. Бэкон обладал невероятными ораторскими способностями, которые в сочетании со стремлением к познанию помогли реформировать философию тех времен. Эмпирист Бэкон был абсолютно уверен, что развитие цивилизации возможно только благодаря научно-техническому прогрессу, а культурные и духовные ценности он ставил на второе место.
Детство
Родился Фрэнсис Бэкон 22 января 1561 года в Лондоне, в особняке его отца Йоркхаус, расположенного на одной из центральных улиц города. Отца будущего философа звали Николас Бэкон, он занимался политикой, мама – Анна Бэкон (до замужества Кук), приходилась родной дочерью Энтони Куку, гуманисту, который имел непосредственное отношение к воспитанию Эдуарда VI, английского и ирландского короля.
Первым учителем Фрэнсиса стала мама, которая сама владела латынью и древнегреческим языком. Мальчику очень нравилось учиться, он проявил интерес к наукам с нежного возраста. Два года Бэкон учился в Тринити-Колледже при Кембриджском университете, потом на протяжении трех лет входил в свиту посла Англии во Франции сэра Эмиаса Паулета.
Фрэнсис Бэкон в детстве
После того, как в 1579 году умер его отец, молодой человек остался без материальной поддержки. Именно в это время он начал обучение праву в школе барристеров. Спустя три года, в 1582 году Бэкон уже работал адвокатом, в 1584 году вошел в парламент, в котором прослужил до 1614 года, активно участвуя в работе Палаты общин. Периодически Фрэнсис писал Елизавете I, и в своих письмах поднимал самые актуальные политические вопросы того времени.
По прошествии времени историки сходятся во мнении, что если бы королева прислушалась к философу и сделал так, как он советовал, то нескольких конфликтов, в которые были втянуты парламент и корона, можно было не допустить. В 1591 году Бэкона назначили на должность советника графа Эссекса, ходившего в фаворитах самой королевы. Фрэнсис сразу расставил все приоритеты, он дал понять графу, что предан своей стране, и ни при каких обстоятельствах не изменит ей. Поэтому, когда в 1601 году Эссекс сделал попытку организации дворцового переворота, то Бэкон, как один из адвокатов, участвовал в судебном процессе против него и выступал за признание графа государственным изменником.
У Бэкона было много недоброжелателей среди вышестоящих чинов, которые видели в нем соперника. К тому же, философ часто высказывал письменно свое недовольство политической обстановкой во время правления Елизаветы I, и это не могло не сказаться на ее расположении к нему.
При таком положении вещей, ни о каком продвижении по службе даже речи быть не могло. В годы правления королевы адвокату не «светили» высокие посты, но после того, как в 1603 году к власти пришел Яков I Стюарт, в биографии философа наступили существенные перемены.
В том же году его пожаловали в рыцари. Спустя пять лет, в 1618 году Бэкон становится бароном Веруламским, а в 1621-м – виконтом Сент-Олбанским. Тогда же его обвинили в том, что он берет взятки. Фрэнсис не скрывал, что получает подарки от тех людей, дела которых ведет в суде. Однако он полностью отрицал тот факт, что получение подарка влияет на его окончательное решение. И все-таки Бэкон был лишен всех должностей и не имел права находиться при дворе.
Философия и учение
Главный литературный труд Фрэнсиса Бэкона – книга под названием «Опыты», которую он писал на протяжении целых 28 лет. Первые десять эссе автор опубликовал в 1597 году, и вплоть до 1625-го собрал 58 текстов, часть из которых вошла в третье, переработанное и дополненное издание, получившее название «Опыты, или Наставления нравственные и политические».
Главная тема этих трудов – человеческая жизнь и те аспекты, из которых она состоит – любовь, дружба, совесть, честолюбие, превратности судьбы. В произведениях было много метафор и ученых примеров, которые пригодятся всем, кто стремится сделать карьеру. В советах, данных философом современникам, преобладает холодный расчет. Бэкон говорит о том, что все, кто хочет подняться высоко, должны будут пройти зигзаги винтовой лестницы, что близкие люди всегда становятся заложниками судьбы, так как мешают свершать великие дела, и неважно какие, добрые или злые.
Философ Фрэнсис Бэкон
Несмотря на то, что Фрэнсис много времени отдавал юриспруденции и политике, своим главным занятием он сам считал науку и философию. Дедукцию Аристотеля, которая была на главных позициях в те годы, Бэкон не воспринимал, он считал ее неудовлетворительным способом философствования, он трудился над разработкой совершенно нового инструмента мышления.
В 1620 году философ представил свой великий план восстановления наук, который вышел в качестве предисловия к книге «Новый Орагон, или Истинные указания для истолкования». Эта работа должна была состоять из шести разделов – современное состояние науки, новый метод получения истинных знаний, эмпирические данные, вопросы, которые нужно в дальнейшем исследовать, свод предварительных решений и собственно, философия.
Фрэнсис успел набросать лишь две первые части. Первую автор назвал «О пользе и успехе знания», на латыни она называлась «О достоинстве и приумножении наук».
Философия Бэкона основана на существовании «идолов», влияющих на познания человека. Поэтому вторую часть своего проекта он посвятил описанию принципов так называемого индуктивного метода, который должен был, по его мнению, победить идолов людского разума. Всех идолов, осаждающих умы человечества, философ разделил на четыре вида:
В описании предрассудков, мешающих развиваться науке, философ описывал разделение знания на три части, в соответствии с психическими функциями. История у него ассоциировалась с памятью, поэзия отвечала за воображение, а философия (в комплексе с науками), относилась к разуму. Бэкон считал, что научное познание основано на индукции и эксперименте. Индукция в свою очередь, бывает полная и неполная.
Под полной индукцией подразумевалась постоянная повторяемость свойств любого предмета, относящегося к рассматриваемому классу. В этом случае можно обобщить все сходные случаи, и в итоге получается тот же результат. В случае неполной индукции, обобщаются не все примеры, только некоторые, потому что количество этих случаев настолько велико, что их число доходит до бесконечности и теоретически недоказуемо. В этом случае заключение всегда будет вероятностного характера.
Работая над созданием «Истинной индукции», ученый пытался найти не только подтверждающие факты, но опровергающие определенные выводы. Благодаря ему, в естествознании появились два средства исследования – перечисление и исключение, причем главенствующая роль отводилась именно исключениям. Такой метод помог Бэкону прийти к выводу, что «форма» теплоты – это ничто иное, как движущиеся мельчайшие частицы тела.
Теория познания Фрэнсиса Бэкона основывалась на мысли, что только чувственный опыт может породить истинное знание. Именно эту позицию философа и назвали эмпирической. Ученый изучал природу человеческого познания и границы каждой категории, подчеркивал самые важные области, которые еще предстоит изучить, и которые до него никого не интересовали. Бэконовская методология базируется на постепенном индуктивном обобщении фактов, которые возникали во время опытов.
Но философ не собирался упрощать понимание обобщений, он настаивал на том, что анализируя факты, нужно опираться на разум. В 1620-м ученый завершил работу над утопией, которую назвал «Новая Атлантида». Она вышла уже после его смерти в 1627-м. Его труд был задуман с таким размахом, чтобы сравниться с «Утопией» Томаса Мора.
Король Яков назвал труд Фрэнсиса новым светильником во мраке философии прошлых лет, и назначил ему достойную пенсию в сумме 1200 фунтов. Незаконченная «Новая Атлантида» знакомила читателя с загадочной страной под названием Бенсалем, во главе которой стоял «Соломонов дом», или как он еще его назвал – «Общество для познания истинной природы всех вещей», в которое входили все мудрецы страны.
Работа Бэкона не походила на социалистические и коммунистические произведения, она имела хорошо выраженный технократический характер. Философ открыл новый метод познания, который основывался на наблюдении, а не на теории. Именно это открытие позволило Бэкону занять свое достойное место среди важнейших представителей научной мысли.
Экспериментальная наука и опытно-эмпирический метод проведения исследований, изложенных в учении Бэкона, стали бесценным вкладом философа в развитии человеческой мысли. Но стоит отметить, что при жизни Фрэнсису не удалось получить более-менее значимых результатов как в теоретической области, так и в эмпирических исследованиях. Мало того, представители экспериментальной науки категорически отвергли метод индуктивного познания Бэкона.
Личная жизнь
Известно, что в личной жизни знаменитого философа был только один официальный брак. Он женился на Алисе Бэрнем, отцом которой был лондонский старейшина Бенедикт Бэрнем. Стоит отметить, что жених был в три раза старше своей невесты. На момент бракосочетания, состоявшегося 10 мая 1606 года, Фрэнсису было 45 лет, его невесте всего 14. Этот брак был бездетным.
Смерть
Известного философа не стало 9 апреля 1626 года, ему было всего 66. Причиной его смерти стала нелепая случайность. Бэкону всегда нравилось изучать разнообразные природные явления, и вот один раз, когда он катался в экипаже в сопровождении королевского медика, он решился на эксперимент. Фрэнсиса заинтересовал вопрос влияния холода на длительность процесса гниения, и он решил найти ответ экспериментальным способом.
Памятник Фрэнсису Бэкону
Бэкон не поленился сходить на рынок за тушкой курицы, и собственными руками закопать ее в снег. Во время этого процесса он сильно простудился, болезнь быстро прогрессировала и закончилась трагически. 9 апреля 1626 года, на пятый день после проведенного опыта, ученого не стало. Местом его упокоения стала территория церкви Святого Михаила в городке Сент-Олбанс, Англия. После смерти известного философа и адвоката на его могиле установлен монумент.
Открытия
Бэкон стал автором двух новых научных методик – индукции и эксперимента.
Индукция подразумевает собой определенный метод суждений, которые идут от частного к общему. Под экспериментом подразумевается исследование явления в условиях, которыми наблюдатель может управлять. Главное отличие эксперимента и наблюдения в том, что во время проведения эксперимента с изучаемым объектом можно активно взаимодействовать.
Избранные труды
Ссылки
Фрэнсис Бэкон
Биография
Пионера философии нового времени, английского ученого Фрэнсиса Бэкона современники знают прежде всего как разработчика научных методов изучения природы – индукции и эксперимента, автора книг «Новая Атлантида», «Новый Оргагон» и «Опыты, или Наставления нравственные и политические».
Детство и юность
Портрет Фрэнсиса Бэкона
Мать с юных лет прививала сыну любовь к знаниям, и у нее, девушки, знающей древнегреческий язык и латынь, это с легкостью получалось. К тому же мальчик и сам с нежного возраста проявлял интерес к знаниям. В течение двух лет Фрэнсис учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции, в свите английского посла сэра Эмиаса Паулета.
Из-за того, что люди, стоящие выше Фрэнсиса по званию, видели в нем соперника, и потому, что он часто в эпистолярной форме выказывал свое недовольство относительно политики Елизаветы I, Бэкон вскоре потерял расположение королевы и не мог рассчитывать на продвижение по службе. При Елизавете I адвокат так и не достиг высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, карьера Фрэнсиса пошла в гору.
Статуя Фрэнсиса Бэкона
Философия и учение
Главным литературным творением Бэкона считается работа «Опыты» («Essayes»), над которой он непрерывно трудился в течение 28 лет. Десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625-му в книге «Опыты» было собрано уже 58 текстов, часть которых вышла в третьем, переработанном издании под названием «Опыты, или Наставления нравственные и политические».
Философ Фрэнсис Бэкон
В этих трудах Бэкон размышлял о честолюбии, о друзьях, о любви, о занятиях наукой, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. Произведения изобиловали учеными примерами и блестящими метафорами. Люди, стремящиеся к карьерным высотам, найдут в текстах советы, построенные исключительно на холодном расчете. Встречаются, например, в работах такие высказывания:
«Все, кто поднимается высоко, проходят по зигзагам винтовой лестницы» и «Жена и дети – заложники судьбы, ибо семья является помехой на пути свершения великих дел, как добрых, так и злых».
Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука. Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный способ философствования и предложил новый инструмент мышления.
Фрэнсис Бэкон
Набросок «великого плана восстановления наук» был сделан Бэконом в 1620-м, в предисловии к труду «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования». Известно, что в этой работе предусматривалось шесть частей (обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и сама философия).
Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа «О пользе и успехе знания», латинский вариант которой «О достоинстве и приумножении наук» вышел с исправлениями.
Книга Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования»
Так как основу критической части философии Фрэнсиса составляет учение о так называемых «идолах», искажающих познания людей, во второй части проекта он описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума. По Бэкону, существует четыре вида идолов, которые осаждают умы всего человечества:
Фрэнсис Бэкон в Парламенте
Полная индукция означает регулярную повторяемость свойства предмета в рассматриваемом классе. Обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Памятник Фрэнсису Бэкону
Однако философ был далек от упрощенного понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. В 1620 году Бэкон написал утопию «Новая Атлантида» (опубликована после смерти автора, в 1627 году), которая по размаху замысла не должна была уступать труду «Утопия» великого Томаса Мора, друга и наставника Генриха VIII, которого он же впоследствии и обезглавил, из-за интриг второй супруги Анны Болейн.
Книга Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида»
За этот «новый светильник во мраке философии прошлого» король Яков пожаловал Фрэнсису пенсию размером 1200 фунтов. В незаконченной работе «Новая Атлантида» философ рассказывал о загадочной стране Бенсалем, которой руководил «Соломонов дом», или «Общество для познания истинной природы всех вещей», объединяющее главных мудрецов страны.
От коммунистических и социалистических произведений творение Френсиса отличалось ярко выраженным технократическим характером. Открытие Фрэнсисом нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинаться с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли нового времени.
Книга Фрэнсиса Бэкона
Личная жизнь
Бэкон был женат единожды. Известно, что супруга философа была в три раза младше его самого. Избранницей великого ученого стала Алиса Бэрнем, дочь вдовы лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема.
Фрэнсис Бэкон и его жена Алиса Бэрнем
Свадьба 45-летнего Фрэнсиса и 14-летней Алисы состоялась 10 мая 1606 года. Детей у пары не было.
Смерть
Умер Бэкон 9 апреля 1626, в 66-летнем возрасте, по нелепой случайности. Фрэнсис всю жизнь увлекался изучением всевозможных природных явлений, и однажды зимой, катаясь с королевским медиком в экипаже, ученому пришла в голову мысль провести эксперимент, в котором он намеревался проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.
Памятник на могиле Фрэнсиса Бэкона
Философ купил на рынке тушку курицы и собственноручно закопал ее в снег, от чего простудился, заболел и скончался на пятый день своего научного опыта. Могила адвоката находится на территории церкви Святого Михаила в Сент-Олбанс (Великобритания). Известно, что на месте захоронения, после смерти автора книги «Новая Атлантида», установили монумент.