Фреш что это такое в торговле
Автозаказ товаров категории Fresh. Как человеческий фактор свести к минимуму?
Уже давно не новость то, что направление «фреш» стало одним из самых быстрорастущих в современном ритейле. Отвечая на возрастающие потребности клиентов, ритейлеры активно совершенствуют управление бизнес-процессами, которые включают автоматизацию, улучшение качества и расширение объемов продаж через запуск собственного производства и оптимизацию логистики поставок, позволяющей сохранять качество товаров.
Несмотря на то, что не все продуктовые ритейлеры относят один и тот же набор продуктов к категории фреш, в большинстве случаев такие группы очень похожи.
Все они имеют следующие отличительные признаки:
Примеры товаров фреш: молоко, мясо, свежая рыба, полуфабрикаты, пирожные, торты и т.д.
Достаточно часто встречается также деление товаров на фреш и ультрафреш. Так, к фреш-товарам относят группы товаров со сроком годности от 3 до 15–20 дней, а к ультрафреш – товары со сроком годности от нескольких часов до 2–3 дней.
Несмотря на то, что практически в каждой торговой сети, продающей продукты питания, есть товары категории фреш, зачастую их качество и ассортимент не удовлетворяют потребительский спрос.
5 виновников происшествия!
Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на сложность организации бизнес-процесса в работе с охлажденными товарами:
Наблюдающееся смещение потребительского спроса от замороженных мясных и овощных полуфабрикатов к свежей продукции вызывает необходимость организации в супер- и гипермаркетах собственных мини-производств. Считается, что продукты, произведенные там, более качественные из-за отсутствия консервантов. При этом замороженные полуфабрикаты, готовые холодные закуски, блюда для разогрева, продукция пекарен и кондитерского производства востребованы, как правило, покупателями среднего и выше среднего ценовых сегментах.
Фреш-логистика для ритейлеров – один из самых сложных бизнес-процессов, так как в большинстве случаев приходиться сталкиваться с низким уровнем организации всей цепочки поставок. С одной стороны, ритейл вынужден иметь дело с низким качеством производства и логистики поставщиков, а с другой – должен предлагать высококачественную продукцию для конечных потребителей. Решением вышеуказанных проблем может стать автоматизация системы заказов товаров категории фреш, лежащая в основе движения товара в цепочке поставщик (производство) – торговая точка. Автоматизированное рабочее место менеджера по закупкам позволяет легче и качественнее рассчитать количество заказываемого товара с учетом оптимальных сроков поставки.
В алгоритме расчета заказа товаров категории фреш учтена вышеизложенная специфика, с помощью которой можно управлять такими параметрами:
Итак, можно выделить основные составляющие, которые отличают алгоритм автоматического заказа товаров категории фреш от алгоритма заказа других групп товаров:
Однако нужно понимать, что сама система заказа должна быть не только алгоритмизирована, но еще и автоматизирована. Поскольку при ручной системе заказа качество товара полностью зависит от профессионализма товароведа. В магазинах, сотрудники которых недостаточно компетентны, время от времени возникает дефицит ходовых позиций или наоборот, затоваривание. Но каким бы хорошим ни был продавец, его возможности все же ограничены. На практике качественные заказы формируются для наиболее ходовых позиций, а заявки по остальной номенклатуре не так точны. Также периодически сотрудники ошибаются и из-за невнимательности просто забывают заказать какой-то товар.
Что делать и куда бежать? На что обращать внимание при выборе ИТ-системы?
При выборе самого программного продукта необходимо, конечно же, обращать внимание на:
Внедрение системы автоматического заказа для товаров категории фреш позволяет:
Желаем Вам,чтобы в новом году были новые победы и свершения, исполнялись самые заветные желания. А мы и впредь будем помогать Вам идти к своим целям, отдавая лучшее, что у нас есть
ОСВЕЖАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Товары фреш и ультрафреш очень интересны ритейлеру, так как имеют высокую торговую наценку. Но есть и неприятная сторона в работе с этими категориями – большой процент списания. Неправильное хранение в местах продаж ведет к быстрой порче значительного процента каждой партии нежного скоропорта. Все продукты фреш требуют собственных режимов хранения, которые важно соблюдать до нюансов. Этого позволяет достигать только специализированное оборудование. Однако пока спрос ритейлеров на оборудование для фреш растет не пропорционально увеличению самого сегмента продуктов.
Категории фреш и ультрафреш наращивают свое влияние на лояльность покупателя к ритейлеру, генерирование трафика и увеличение среднего чека. Сетевая розничная торговля делает эти категории (объединим их в одну) приоритетными и становится основным каналом приобретения свежей продукции, постепенно забирая эту роль у рынков. Как отмечает генеральный директор компании SPAR International Гордон Кэмпбелл, высокое качество и представленность фреш стали основными преимуществами магазина. Самые свежие товары в большом ассортименте – один из ведущих мировых розничных трендов, и задача современных ритейлеров, работающих во всех форматах, соответствовать этому тренду.
Даже дискаунтеры, по словам генерального исполнительного директора сети «Верный» Олега Высоцкого, значительно увеличивают долю категории и расширяют предложение фреш, стремясь повысить привлекательность и конкурентоспособность. Для этого приобретают и устанавливают в торговых залах качественное холодильное оборудование, позволяющее эффективно сохранить свойства и продлить жизнь свежего продукта.
Однако пока спрос ритейлеров на оборудование для фреш и ультрафреш растет недостаточно, не пропорционально увеличению доли этих продуктов в общем ассортименте.
Фреш-условия
Для хранения и продажи продуктов фреш, как правило, требуется температурный режим в интервале от 0 до +4°С. Если это товары от производителя или фермерская продукция с минимальным сроком годности, то в основном, они фасуются в небольшие по объему упаковки и выкладываются на охлаждаемые стеллажи. Готовые блюда собственного производства гипер- или супермаркетов чаще всего продаются на развес, поэтому раскладываются в гастроемкости и выставляются в холодильных витринах. В торговом зале для расположения оборудования, демонстрирующего эти товарные группы, выбираются самые проходные и заметные места, чтобы обеспечить оперативную продажу.
Однако оборудование, подходящее для продажи фреш, и специализированное оборудование для конкретных категорий продукции с короткими сроками годности – это две большие разницы.
В отличие от стандартного
К тому же, для повышения экономичности в стандартном ТХО используются вентиляторы, создающие мощный воздушный поток, что приводит к заветриванию, усушке, потере внешнего вида и веса продукта.
В специализированном оборудовании четко выдерживаются температурные режимы и уровень влажности, организована очень деликатная циркуляция воздуха, способствующая максимальному сохранению веса дорогих продуктов. В таком оборудовании даже нет необходимости укрывать продукты или переносить на ночь в холодильную камеру.
В специализированном оборудовании применяются технологии, облегчающие его чистку: конструктивно все организуется так, чтобы обеспечивался легкий доступ для уборки, грязь не скапливалась в «укромных местах», решетки воздушных каналов меньше собирали пыль. Современные модели даже могут сами себя мыть, имеют антибактериальное покрытие, препятствующее развитию патогенной микрофлоры. Все это позволяет сохранять ультра свежесть и соблюдать важнейшие для категории фреш требования гигиены.
Обычно, рассматривая необходимость установки специализированного оборудования, подразумевают его особые технические характеристики и использование инновационных технологий, но его ценность должна заключаться не только в них. Дорогой фреш, изысканные деликатесы – это импульсные покупки, и нужно оборудование, способное привлекать, удивлять, создавать яркие впечатления и обеспечивать максимально легкую коммуникацию между продуктом и покупателем.
Для продажи и демонстрации ультрасвежих дорогих продуктов необходимо особое представление, создание нужной атмосферы в торговом зале. И отсюда еще одна задача специализированного оборудования – гармонично вписаться в концепцию магазина, стать частью общего дизайна, способствовать лучшей демонстрации продукта, стимулировать потребителя к покупке. Поэтому, в дополнение к высоким технологиям, специализированное оборудование для фреш должно быть высокоэстетичным, изготовленным из качественных дорогих материалов и выглядеть респектабельно.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Александр Бритиков, директор по развитию компании «Велеском»
Наиболее наглядно возможности тщательного соблюдения тонких режимов хранения демонстрирует процесс выдержки охлажденного мяса для получения нежных сочных стейков в мясных ресторанах. Мясной отруб для доведения до необходимой кондиции может выдерживаться при положительной температуре более месяца, и не только не портиться, а улучшать свои органолептические качества. Для этого необходимо создавать и четко выдерживать климатические режимы хранения с минимальными отклонениями – нужную температуру, влажность, деликатную вентиляцию. Все условия до тонкостей поддерживаются, именно такими, какие они необходимы конкретному продукту. И в результате сроки хранения, в сравнении с обычными, возрастают в разы.
На Западе взгляд на свежие категории значительно шире, чем в России. Например, западные ритейлеры сами торгуют срезанными цветами, в то время как у нас этот товар принято отдавать арендаторам, упуская прибыль, а ведь наценка на свежесрезанные цветы значительная, и спрос высокий. Ничего не мешает ритейлеру поставить в торговом зале вместо холодильной камеры специализированную горку для цветов и букетов. В красивой горке без верхнего козырька вокруг цветов создается прохладное влажное облако, поддерживаются необходимые режимы, позволяющие продлить жизнь и свежесть, минимизировать процент списания. Зарабатывайте сами!
Фрукты и овощи: как «Командор», «Магнит» и «Ашан» развивают категорию
Свежие фрукты и овощи – якорная категория магазинов всех форматов. Продажи ФРОВ год от года стабильно увеличивались, но пандемия сильно ускорила тренд роста. Покупатели с обостренным вниманием относятся к здоровью, повышают требования к полезным свойствам продукта и ищут положительные эмоции. Ритейлерам приходится прокачивать свои компетенции в работе с поставщиками, формировании ассортимента и искусстве мерчандайзинга. Об этом рассказали специалисты сетей «Командор», «Магнит» и «Ашан» на конференции в рамках выставки WorldFood Moscow 2020.
Фото: MNStudio/shutterstock
Несмотря на то что фрукты и овощи занимают прочное место в корзине российских потребителей, у этой категории еще есть хороший потенциал роста. По оценке генерального директора InfoLine Ивана Федякова, потребление свежих фруктов и овощей в России до сих пор не дотягивает до рекомендации ВОЗ – 400 г свежих фруктов и овощей в день на человека, – примерно на 10%. И при том рекомендации врачей – только минимальный показатель. Один из благоприятных трендов российского рынка – развитие крупных тепличных хозяйств: за последние 9 лет площадь теплиц увеличилась в 2,5 раза.
Главные потребительские тренды – упакованные фрукты и овощи, готовые решения (салаты, миксы), органическая продукция. «В прошлом году принят закон об органической продукции, внедрена маркировка и разработаны требования, обеспечивающие регулирование отрасли, – рассказывает Иван Федяков. – Но пока никто из российских производителей не воспользовался маркировкой «Органик», не заработали лаборатории и системы сертификации. При том что крупные европейские сети активно пользуются знаками органической продукции в своих private label, что позволяет выводить их в более высокие ценовые категории».
Драйвер среднего чека
По данным исследовательского холдинга «Ромир», фрукты и овощи входят в десятку самых популярных товаров категории FMCG food и занимают в корзине потребителя 26,3 и 23,4% соответственно. В 2020 году средние траты на категорию выросли: за прошедший год (март–август 2020 к марту-августу 2019) домохозяйство в среднем приобретало фрукты и овощи 85 раз, что на 5,3% выше, чем год назад. Средний чек категории – 128 руб., это +7,9% – год к году.
По словам заместителя директора по работе с клиентами компании «Ромир» Анастасии Сидориной, свежие фрукты и овощи являются значимой категорией для ритейлеров: доля чеков с фруктами и овощами от всех чеков FMCG food составляет 29%, доля чеков с фруктами и овощами в денежном выражении от всех чеков FMCG food – 42%.
Средний чек, в котором есть фрукты и овощи, составляет 581 руб., чек без этой категории значительно ниже – 322 руб. Таким образом присутствие категории позволяет наращивать размер среднего чека.
В пандемию динамика категории увеличилась. «Ожидался стабильный рост категории «свежие фрукты и овощи», однако пандемия усилила положительный тренд, – говорит Анастасия Сидорина. – В период COVID’19 продажи ФРОВ выросли: в 1 квартале – на 4% больше прогнозируемого показателя, во II квартале – на 17%».
Категория получила свое развитие и в интернет-пространстве: 13,4% домохозяйств за прошедший год приобретали fresh в онлайне. За год – в марте 2020 к марту 2019 – пенетрация ФРОВ в e-commerce составила 9,4% (+ 3 пп), частота покупок – 3,1 раза (+4,9%), средний чек 564 руб. (+21,5%). Около 38% покупателей при выборе магазина отдают предпочтение тому, в котором есть фрукты и овощи.
«Витрины с фруктами и овощами – первое, что видит покупатель в магазине, поэтому надо впечатлять у самого входа, делать доминантный акцент, – рассказывает руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова. – Сегодня ритейл борется за обедневшего покупателя, который при этом не хочет чувствовать себя обездоленным, стремится хорошо питаться, ищет вдохновения и развлечения. Чтобы удовлетворять его запросам, ритейлерам надо прокачивать свои компетенции в поиске правильных поставщиков и мерчандайзинге».
В отделах фруктов и овощей важно качественно подсвечивать продукты, использовать разные типы оборудования, оригинальные мобильные коммуникации.
«Командор»: ФРОВ-стратегия для каждого формата
«Командор» – мультиформатная сеть, включающая супермаркеты, суперсторы и дискаунтеры. Как рассказала коммерческий директор направления fresh-food сети «Командор» Светлана Колтуновская, для каждого формата разработана отдельная стратегия развития категории ФРОВ.
Для суперстора важны эффектная широкая выкладка, присутствие всех ценовых категорий, экзотические товары.
В супермаркетах акцент делается на премиальный сегмент и различные виды экзотических плодов.
«Экзотика обеспечивается в обязательном порядке, несмотря на сложную логистику, – говорит Светлана Колтуновская. – Возможна даже доставка самолетами. Это дорого, но необходимо».
Дискаунтер закрывает базовые потребности и делает сезонные предложения.
Главные векторы развития ФРОВ в сети:
широкий ассортимент – преимущество и отличие от других игроков;
презентабельная выкладка – выбран формат фермерского рынка;
свежесть и качество – работает система контроля;
стабильность поставок – долгосрочное партнерство с поставщиками и внешнеэкономическая деятельность;
конкурентная цена – еженедельный мониторинг цен конкурентов, по товарам-индикаторам цена подстраивается вровень с рынком.
Для обеспечения разнообразного ценового предложения выстраиваются «ценовые шаги» – от нижней границы рынка. Например, ассортимент может включать до 12 SKU яблок c шагом удорожания 10 руб. Верхняя цена на премиум устанавливается сетью, это могут быть яблоки за 250 руб. Чтобы уйти от прямой ценовой конкуренции, вводятся уникальные позиции: «Все знают цену обычного банана, поэтому мы организовали поставки более редких сортов – mini и red. Это собственный импорт, поэтому товары всегда есть в наличии, что очень важно для позиционирования», – поясняет Светлана Колтуновская.
Стабильность поставок ФРОВ достигаются несколькими основными решениями. Централизация поставок – эффективная логистическая цепочка от производителя до покупателя. В 2016 году запустили собственные камеры газации бананов. С 2017 года налажен собственный импорт бананов. В январе 2020 года поставки ФРОВ централизованы на 90% (остальные 10% приходятся на отдаленные магазины и очень сложные в транспортировке категории).
Долгосрочное партнерство с производителями. Производится плановая закладка овощей – картофеля, моркови, свеклы и других корнеплодов – под объемы, прогнозируемые на следующий год, что обеспечивает стабильное наличие востребованных товаров. В 2020 году впервые произведена целевая закладка яблок в садах Краснодарского края. Оказывается содействие развитию местных производителей. «Сеть входит в ассоциацию переработчиков и торговли Красноярского края «Енисейский стандарт», – рассказывает Светлана Колтуновская. – В общении с производителями мы обсуждаем возможности рынка, требования сетей и покупателей, предлагаем ниши и перспективные направления для производства». Ведется работа с тепличными комбинатами близлежащего региона по поставкам помидоров и огурцов.
Развитие внешнеэкономической деятельности. Налажен прямой импорт из Турции, Эквадора, Египта, Молдовы, Сербии, Узбекистана. В планах – поставки из Китая и Марокко.
Для увеличения доли ФРОВ и удовлетворения потребности покупателя, сеть исследует тренды, ищет незанятые ниши, изучает драйверы роста категории. Например, вводятся такие редкие категории, как «голубика свежая», строятся собственные камеры газации для набирающего популярность авокадо. В сентябре 2020 года доля категории ФРОВ в товарообороте сети составила 11%.
«Магнит» обеспечивает собственную «свежесть»
«Магнит» продолжает развивать СТМ «Магнит свежесть», производя продукцию на четырех собственных агропредприятиях. Бренд «Магнит Свежесть» запущен в конце 2019 года, к сентябрю 2020 включал 44 товарные позиции, до конца года планируется расширить линейку до 84 позиций. Под маркой производится около 70 тыс. тонн продукции в год. Как рассказала директор департамента фрукты и овощи сети «Магнит» Юлия Крымова, собственные предприятия закрывают потребности сети: на 25% – в огурцах, на 13% – в томатах, на 85% – в шампиньонах.
Кроме собственной агропромышленной площадки развивается партнерство с сельхозпроизводителями и наращивается собственный импорт.
«Магнит сотрудничает с сельхозпроизводителями по схеме фьючерсных контрактов. Запускаются кобрендинговые проекты на условиях контрактации объемов поставки и совместного контроля качества. За 8 месяцев 2020 года законтрактовано 40 позиций (зелень, корнеплоды, фрукты), заключено более 20 контрактов.
Согласно контракту, агроспециалисты сети «Магнит» сопровождают высадку семян и сбор урожая, осуществляют контроль качества выращенных плодов. На сезон 2020-2021 года заключены контракты на 53 позиции, в основном, это корнеплоды. За сезон планируется реализовать 234 тыс. тонн корнеплодов.
«Одна из самых сложных категорий – зелень, – говорит Юлия Крымова. – На собственных площадках производим салаты, остальной ассортимент также обеспечивают партнерские контракты».
Динамично растет категория бахчевых за счет предложения сортовых арбузов. За последние 4 года продажи арбузов в сети выросли на 120%, из них 40% роста обеспечены вводом новых ассортиментных позиций. Доля контрактации по арбузам составляет 93%. На сезон 2020 года был заключен контракт с крупным российским производителем сортовой бахчи «Агросоюз «Романовский», который уходит от выращивания простых арбузов, тестирует новые сорта и создает уникальное ассортиментное предложение. Благодаря контракту, на полках «Магнит» появились такие сорта арбузов как «Оранжевое лето», «Подарок солнца». Планируется в кобрендинге выпустить арбуз с минимальным количеством косточек.
С 2020 года веден упрощенный прием товара, – контроль качества производится прямо при отгрузке, на площадке поставщика, чтобы можно было сразу заменить некачественные овощи или фрукты. Вывоз может осуществляться на собственном транспорте сети. «Магнит» готов к запуску эксклюзивного ассортимента с эксклюзивными брендами», – говорит Юлия Крымова.
В тренде фасованные фрукты и овощи. «Магнит» уделяет большое внимание упаковке как способу коммуникации с целевой аудиторией и наращивает объемы фасованной продукции среднего и высокого ценового сегментов по приемлемой цене. К концу 2020 года планируется запуск собственной линии фасовки на РЦ в Новороссийске, что позволит увеличить объем фасованного товара в 2 раза и нарастить долю с 3 до 6%.
«Ашан» вводит доверительную приемку
Сеть «Ашан» поставила перед собой задачу повысить качество продаваемых фруктов и овощей, обеспечить своим покупателям такое предложение, как на фермерском рынке.
«Решили, что единственно возможное решение – полностью доверять своим поставщикам ФРОВ, – рассказывает директор департамента «Овощи-фрукты» сети «Ашан» Александр Никитин. – Поэтому в апреле 2020 года запустили эксперимент «Доверительная приемка».
Фактически переложили ответственность за качество на поставщиков, понимая, что они хорошо знают свой товар, и самоконтроль лучше, чем контроль сотрудников на РЦ. Решили строить отношения с поставщиками как историю взаимной ответственности. И эта история сработала».
Поставщикам не выдвигались никакие дополнительные условия. Работа продолжалась в рамках прежних договоров. При этом поставщик сам обеспечивал контроль качества. На распределительных центрах «Ашан» сократили отдел контроля качества, оставив только одного специалиста, проверяющего сопроводительные документы и соблюдение температурного режима доставки. Товар поставляется в сеть и оценивается сотрудниками и покупателями в магазинах. Если качество не устроило, принимаются меры вплоть до возвращения всей партии товара. Поставщики стремятся привозить только качественный товар, полностью соответствующий заявленным требованиям. В результате уровень списания ФРОВ в сети снизился на 20%.
«Поставщики заинтересованы в долгосрочном прогнозируемом сотрудничестве с «Ашан», – поясняет Александр Никитин. – Товар расходится по всей сети, и покупатели сами видят качество товара. Оценка покупателя и является аргументом в пользу или против поставщика, становится ясно, что делается не так и что исправить».
Сеть сделала открытыми свои торги, теперь все поставщики видят предложения и цены. Поставщик, предложивший самую низкую цену, обеспечивает весь объем.
Фреш-направление: европейские тенденции на помощь украинскому производителю
Нынешнее время можно назвать – эрой здорового образа жизни. То ли мода, то ли осознание того, что стиль жизни, питание и привычки влияют на наше здоровье – неизвестно. Но люди все чаще начали отказываться от продуктов быстрого потребления, обратив свое внимание на сегмент «фреш».
Рынок «свежести» в Украине
В нашей стране сейчас «зеленый» ритейл развивается очень быстро. Открываются супермаркеты, ориентированные только на данный сегмент. Кроме того, множество маркетов сформировали и с каждый днем увеличивают «фреш»- секции.
Плодоовощной украинский бизнес – самый динамично растущий сектор сельского хозяйства. У нас существуют высокие возможности не только полностью удовлетворять внутренний рынок, но и производить на экспорт. Высокая рентабельность выращивания фруктов-овощей, наличие плодородных грунтов и емкость внутреннего рынка, привлекает в эту область все больше инвестиций.
Николай Хапалов, коммерческий директор сети супермаркетов «Наш Край»:
Анастасия Вишняк-Кулагина, директор департамента закупок торговой сети «Брусничка»:
«Справедливо утверждение, что фреш-направление – это быстрорастущий ритейл. Особенно, в условиях текущего кризиса, когда происходит спад потребления товаров направления dry-food и переключение на фреш – это ежедневная покупка. К тому же тенденции роста потребления готовой еды в кризис замедляются. Люди снова готовят пищу дома – это дешевле.
Сможет ли отечественный производитель полностью занять эту нишу? Она и так в силу коротких сроков годности занята в основном отечественными производителями. Исключение составляют некоторые виды рыбы, овощей и фруктов, которые в силу географии не произрастают в нашей стране.
Что касается будущего фреш-направления, топрогноз положительный в краткосрочной перспективе в силу всего вышесказанного.
Бизнес фреша очень специфичен, в силу риска потери маржи за счет потерь качества товара. Рентабельность такого бизнеса не всегда является достижимым показателем. Ставка на оборот и только на оборот – фреш не является высокомаржинальным бизнесом».
К fresh продукции сегодня относятся не только овощи и фрукты, но и другие продукты:
— мясо/рыба;
— молоко;
— молочные продукты собственного приготовления;
— хлебобулочные изделия;
— еда собственного приготовления;
— свежевыжатые соки, смузи.
Фреш направление – это отличная продукция для покупателей, а вот для ритейлеров существует масса трудностей в этом виде бизнеса:
— минимальный срок годности товара (продукты требуют быстрой реализации, ведь имеют короткий срок «жизни»);
— перевозка (овощи и фрукты могут легко потерять привлекательный вид);
— хранение (тщательное соблюдение температурных режимов);
— переупаковка (исключения, когда производитель предлагает готовую упаковку для покупателя).
Вадим Беленький, основатель CEO FreshMart:
Тенденции к развитию fresh
В «фреш» направлении важна оперативность. Ритейл будет успешным, если товар очень быстро попадет от производителя к покупателю, не теряя своего качества. Данный сегмент рассчитан на массового потребителя, так как овощи/фрукты, мясо/рыбу, молочные продукты люди будут покупать всегда. По мнению экспертов, только 30% населения Украины покупают свежие продукты на рынке, остальные предпочитают совершать покупки в супермаркетах. Кроме высокого качества, скидок и акций, они могут предложить клиенту сервис и самообслуживание.
«Продукция» fresh имеет две ценовые категории – премиум и дешевая. К первой, в основном, относятся импортные экзотический плоды или товары с пометкой «эко», «органик» и «био». Ко второму ценовому сектору принадлежат продукты украинского производства, имеющие также высокое качество и натуральность.
Николай Хапалов, коммерческий директор сети супермаркетов «Наш Край».
100% занять фреш-направление украинский производитель не может, поскольку ассортимент фруктов (цитрусовые, гранаты, др.), рыбы обеспечивается импортными производителями.
Из-за отсутствия полного ассортимента фруктов, например, цитрусовых, гранатов, др. Отделы снабжения в сетях пользуются услугами импортных производителей».