Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Психическое развитие ребенка с позиций психоанализа

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития пси­хики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом(1856—1939). Психиче­ское развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож­нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес­сов) — сознание, предсознание и бессознательное. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо­димому. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные инстинкты.

1. Оно (Ид)— примитивное ядро личности; оно имеет врожден­ный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци­пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече­ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

2. Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реально­сти. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво­рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены.

3. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контро­лирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, на­пряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд за­щитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается пережива­ниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова­нию основных положений своей теории развития личности, анали­зируя невротические нарушения взрослых пациентов.

Периодизацию возрас­тного развития 3. Фрейда называют психосексуальной тео­рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия.

1.Оральная стадия (до 1 года). Главный источник удовольствия соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание.

Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) ис­кажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас­сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одоб­рении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалован­ным», зависимым.

2. Анальная стадия развития личности (1-3 года). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользо­ваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи­куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожне­нию кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв­ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитив­ный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформируетвзрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функциони­рует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял.

Исследованию «трудных» детей, прежде всего агрессивных и тревожных, посвящены работы Анны Фрейди Мелани Клейн.А. Фрейд считала, что в структуре личности ребенка с самого начала агрессивность возникает как элемент сексуальной жизни в виде «анального садизма». Уже в раннем дошкольном возрасте вместе с самосексуальной деятельностью у ребенка существуют и самоагрессивные возможности очищения. Это проявляется, на­пример, в «боданиях» маленьких детей. Нормальное развитие ребенка требует уже на этой стадии поворота агрессивности от себя к внешнему миру. В последующих стадиях развития агрес­сивность еще раз направляется на себя, но уже не на тело, а против своего «Я».

Согласно А. Фрейд, нормальное детское (как и взрослое) по­ведение предполагает существование элементов двух основных стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдержива­ется благодаря либидо. Именно сплав либидо и агрессии должен считаться нормальным и типичным. Но кроме нормального проявления агрессивности, связанного, например, со стремлением удержать объекты любви ребенка (любимую игрушку, грудь матери для младенца и др.), А. Фрейд обратила внимание и на патологические проявления детской агрессивности. Она считала, что такая агрессивность возникает при аномальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Агрессивность появляется по­тому, что в этих условиях либо совсем отсутствуют объекты люб­ви в окружении ребенка, либо эти объекты часто меняются, либо по каким-то причинам вообще не устанавливаются отношения с этими объектами любви.

Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии. Исходя из этих утверждений, А. Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

М. Клейн также писала о том, что в союзе либидо и инстинк­та смерти преобладает агрессивность, которая рождает стресс. Стресс, в свою очередь, усиливает агрессивность. Эта связь может быть разрушена только с помощью усиления либидо. Таким образом, она пришла к тому же выводу, что и А. Фрейд, считая, что только усиление либидо может снизить агрессию.

Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой тех­ники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их дол­говременного вклада в нормальное или патологическое развитие психики во взрослые периоды жизни.

Детский психоаналитик Дж. Боулбирассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей (Боулди Дж., 2001). Его теория привязанности осно­вана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических пред­ставлений о развитии.

Идеи Боулби сразу нашли применение и начиная с 1950-х гг. привели к практической реорганизации системы больничного ре­жима для маленьких детей, позволившей не отрывать ребенка от матери.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1555 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Женская консультация №1

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с(3822) 43-22-03

Дежурный администратор

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с8-913-870-9008

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Женская консультация №2

Проспект Ленина, 177а,

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с(3822) 46-83-43

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с(3822) 40-74-94

Дежурный администратор

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с8-913-870-9012

Акушерское отделение №1

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с(3822) 52-82-33

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Акушерское отделение №2

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с(3822) 53-10-08

Голосование

Я посещаю сайт Роддома им. Н.А. Семашко

Контролирующие органы

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Теории детского развития

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

Кризисы и стабильные периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск

Отделения

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Акушерское отделение №1

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Акушерское отделение №2

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Отделение дневной стационар

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Женская консультация №1

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Женская консультация №2

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

© 1924-2021
ОГАУЗ Родильный дом им. Н.А. Семашко

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с634050, г. Томск, ул.Крылова, 8

Источник

Научная электронная библиотека

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

Философия психоанализа

Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

Основателем философии психоанализа является З. Фрейд, поэтому часто философию психоанализа называют фрейдизмом. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский невропатолог, психиатр, философ. Сущность теории Фрейда в том, что врач – психоаналитик для человека, прежде всего, неверующего в Бога, превращается в своего рода «священника – исповедника».

Стержень философии Фрейда – учение о бессознательном, хотя здесь он не является первооткрывателем понятие «бессознательное» мы находим еще у Платона, затем Декарта.

Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из 3 компонентов: «сознательное» (эго – Я), «бессознательное» (Ид – ОНО), «предсознательное» (супер – эго – Сверх – Я). Центральная составляющая – это «бессознательное» (ОНО) – это суть человеческой психики, это темная сторона человека, это низменные инстинкты и удовольствия. В основе бессознательного в теории Фрейда находится «либидо» – сексуальный инстинкт. ОНО властвует над человеком, над его Я («сознанием»). Третий компонент – Сверх – Я – это моральная цензура, нравственные нормы, социальные запреты, родительский авторитет. Через Сверх – Я осуществляется сублимация (вытеснение), переключение бессознательных влечений (ОНО) в социально значимый импульс (Я).

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

На основе этой теории строится учении Фрейда об истериях. У нормального человека, когда он хочет сделать что – то постыдное, Сверх – Я сублимирует, не дает «подавить» Я – сознание. У психически больного Оно начинает контролировать Я.

ОНО у психически нормального человека может проявляться в оговорках, в манере одеваться, через походку, жестикуляцию, в сновидениях и т. д. С проблемой бессознательного связана работа Фрейда «Толкование снов». Здесь бессознательное выступает в символической форме, когда ОНО выступает как реальное Я.

Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).

Фрейд развивает учение о том, что ребенка бессознательно влечет к своим родителям (дочь к отцу, сына к матери). Здесь он вводит понятие «Эдипов комплекс». Суть «Эдипова комплекса» в бессознательном сексуальном влечении сына к матери, а так же особое чувство уважения и одновременно ненависти к отцу – сопернику. При нормальном развитии, считает Фрейд, у мальчика формируется мужской характер и воля, при ненормальном – неврозы.

Объясняя психическое развитие ребенка, Фрейд утверждает, онтогенез (т. е. индивидуальное развитие) повторяется филогенез, т. е. стадии развития либидо соответствуют определенным периодам предыстории человечества (это его «метапсихология») – работа «Тотем и табу». У первых людей на уровни религиозного сознания возникают запреты (табу) на браки внутри рода. Так у человека возникает «осознание вины» – совесть. А совесть и есть основа нравственности человека, основа Сверх – Я. Поэтому, эволюция человеческого общества – это ограничение естественных инстинктов и появление социальных запретов.

В 30 гг. при рассмотрении истории развития человечества (войны и революции), Фрейд расширяет понятие бессознательного, наряду с инстинктом самосохранения и сексуального влечения, он выделяет «инстинкт жизни» (ЭРОС) и «инстинкт смерти» (Танатос). Танатос – инстинкт агрессии, через этот инстинкт, Фрейд обосновывает историческую неизбежность войн. Сам же Фрейд был противником войны.

Психоаналитический метод Фрейд применил для объяснения сущности религии, искусства, морали. Фрейд активно выступает против религии, которую считает «формой коллективного психоза», источником религии он видит первобытный страх человека перед силами природы.

Искусство у Фрейда – это выражение внутреннего мира неудовлетворенного человека. Либидо – сексуальный инстинкт, способен, по мнению Фрейда, проявляться, сублимировать не только в половом акте, но и в художественном творчестве (работа «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства»).

Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.

Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.

Он считал, что «либидо» – это не есть половой инстинкт, это особая психическая энергия. Юнг подверг критике и биологическую природу бессознательного. Для него «бессознательное» – это присущее всему человечеству свойство, т. е. бессознательное есть «коллективное бессознательное». «Коллективное бессознательное» – это глубокий слой человеческой психики, хранящий генетическую память человеческого рода. «Коллективное бессознательное» – это врожденное качество у каждого человека, оно включает в себя скрытые следы человеческой истории: род, семья, нация, раса. Структурные элементы, устойчивые формы, схемы, символы в которых существует «коллективное бессознательное» он назвал «АРХЕТИПЫ». Проникнув в сознание, «архетипы» наполняют сознание опытом, таким образом, архетипам принадлежит важнейшая роль в психическом балансе личности.

Юнг особо выделяет ряд архетипов: «ПЕРСОНА» – это маска, ширма истинного «Я», это то, каким видят человека окружающие. Это компромисс между индивидом и обществом. Но «Я» не должно быть равно «персоне», иначе личность потеряет индивидуальность.

«ТЕНЬ» – это низменное в человеке, которое заложено в каждом через наследственность, это «звериное лицо человека».

Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Смотреть картинку Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Картинка про Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с. Фото Фрейд считал что психическое развитие ребенка связано с

«АНИМА – АНИМУС» – женское и мужское начало в человеке. По Юнгу, человек бисексуален, т. е. в каждом независимо от пола есть мужское и женское начало.

«САМОСТЬ» – центральный архетип личности. Нечто среднее между сознательным и бессознательным. Это поиск идеальной личности, в результате Юнг приходит к пониманию «Самости» как Бога («Бог внутри нас»). Исходя из этого, Юнг придает большое значение религии, «она лечит истерзанное «Я», религия – это способ избавления от неврозов.

Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.

Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.

По мнению Фромма, источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений является необходимость постоянного разрешения противоречий своего существования и поиска все более высоких форм единства с природой, с другими людьми и самим собой. Независимо от удовлетворения животных потребностей актуализируются специфически человеческие потребности. В работе «Здоровое общество» Фромм дает следующую их классификацию: 1) Потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество). Это возможно только посредством любви, 2) Потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Это потребность быть творцом. 3) Потребность в братстве. Это поиск помощи близких, межличностных отношений, защиты. 4) Потребность в чувстве тождественности. Это обретение индивидуальности. 5) Потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Это поиск системы координат для организации восприятия мира, интеграции усилий и осмысления жизни.

Одно из главных направлений гуманистического психоанализа Фромма – это его философия любви (работы «Душа человека» «Философия любви»). Фромм классифицирует виды любви: материнская любовь, отцовская любовь, дочерняя и сыновняя, братская (гуманизм), половая и др. Высшая форма, по его мнению, это любовь к Богу, он понимает ее как любовь во всем и ко всем. Цель философии Фромма – это общество всеобщей любви. «Любовь – это действенная сила в человеке, сила, разрушающая все преграды, сила, способная объединять». Фромм призывает к новой религии, религии любви, «гуманистической религии».

Но Э. Фромм не идеализирует человека. Фромму принадлежит парадоксальная мысль о том, что история не стремится очеловечить человека, а наоборот, она пытается вытравить в нем истинно человеческое, то, что дала ему природа. Это связано со стремлением человека к свободе. В этом плане Фромм выделяет «свободу для» и «свободу от». «Свобода от» – негативна, она против природы, она ведет к одиночеству и страхам, и как следствие мазохизм, садизм, стремление к разрушению, конформизм. Человек как бы не выдерживает бремени свободы, т. к. свобода – это ответственность, и тогда человек бежит от свободы (работа «Бегство от свободы»). «Свобода для» – позитивная свобода – это реализация себя как личности.

Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.

Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.

Бессознательное (ОНО), Сверх – Я, сублимация, архетип, либидо, «Эдипов комплекс».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *