Фрирайд что это такое
Фрирайд — что это, история, виды, техника катания, особенности лыжного снаряжения
Кататься в стиле фрирайд это мечта многих, кто любит кататься на лыжах в горах: большие виражи, пушистый снег, ощущение свободы, сделать первый поворот… Этот спорт выглядит как развлечение, но на самом деле очень техничный, и требует и соответственного снаряжения, и знания правил скольжения, и техники безопасности.
Что значит катание фрирайд?
Кататься фрирайд означает кататься вне трасс, не по проложенной лыжне, а следовательно по неисследованному спуску. Катание фрирайд стало настоящей спортивной дисциплиной в середине 90-х годов, особенно после выхода фильмов о катании по свежему снегу. Стиль фрирайд практикуется в горах: в лесу, между двух лыжней, под канатной дорогой, ведущей к началу трассы или даже еще дальше, где нет никого, по девственному снегу. Если цель фрирайд катание по свежему пушистому снегу, то такое его состояние бывает не всегда. Бывает, что снег покрыт хрустящей коркой и пушистый внутри, бывает, что снег становится твердым. Необходимо научиться распознавать состояние снега, чтобы выбрать время для идеального катания, которое бывает не всегда. Часто фрирайдеры катаются и по неподготовленному снегу. Зачем они это делают? Чтобы ощутить полную свободу. Фрирайдер всегда в поиске новых ощущений, в поиске мест, где можно оставить след своих лыж на нетронутом снегу. Это требует соответствующего лыжного снаряжения. Не знали? Фрирайд это не синоним только спуска. Это и передвижение на лыжах на большие расстояния, и подъем, чтобы достичь вершины, а для знатоков фрирайда и занятие горным альпинизмом.
В последние годы все больше людей чувствуют сильную потребность в чем-то новом, свежем. Продвинутые лыжники и сноубордисты, которых можно узнать по удлиненным вязаным шерстяным шапкам и лыжным маскам, в которых они заходят даже в рестораны после катания, не хотят ждать очереди на подъемнике, которым не нравятся спуски с таким количеством народа, как в торговых центрах в субботу вечером. Для таких «фрирайд» и «фристайл» не мода, не стили катания, а стиль жизни, свободный от рамок, ограничений и схем.
Так какие существуют основные виды фрирайда?
Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.
Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.
Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.
Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания». Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно.
Как подготовиться к катанию фрирайд?
Основное правило — катание должно быть максимально безопасным. Только так можно получить истинное удовольствие. Правило в горах — никогда не быть одному. Организуйте группу от 2-х до 6-ти человек. Лучше, если в составе группы будет профессионал, который правильно определит и состояние снега, и даст советы по спуску вдали от проложенных трасс.
Катайтесь в полном снаряжении
Чтобы избежать любых неожиданностей, нужно иметь все снаряжение, необходимое для фрирайда: шлем, маску, набор для поиска возможной жертвы лавины, рюкзак с лопатой, поисковым зондом и аптечкой для первой помощи.
Лыжи для фрирайда должны быть широкими и с загнутыми носами, чтобы лыжник не тонул вАкруг глубоком снегу. При выборе особенно важен вес лыжника — чем он больше, тем большей должна быть и ширина и вся площадь лыж. Существуют таблицы для подбора лыж для фрирайда, в них учитываются рост, вес и гендерные различия лыжников.
Новичкам нужно запомнить простую вещь: прибавьте к вашему росту 10 см, длина таких лыж оптимальна. Что касается ширины, то разброс здесь очень большой. Если вы хотите кататься по нетронутой целине с глубиной снега от полуметра и выше, выбирайте максимально широкие лыжи 140 мм. Если же планируется кататься по уплотненному снегу, то ширина лыж может быть достаточной в 100 мм. Важна и скорость катания — чем она медленнее, тем лыжи шире, и наоборот.
Узнавайте о погоде и состоянии снега
При приготовлении к катанию фрирайд обязательно нужно выбрать оптимальный день, когда риск схода лавины минимальный, погода хорошая, ветер небольшой или его нет совсем. Если есть сомнения, катание вне трасс лучше отложить на другое время, даже если вам не терпится. Как же можно определить местную погоду? Лучше всего спрашивать у персонала, который подготавливает трассы, у администрации горнолыжного курорта. Обязательно нужно слушать и сводки погоды, просматривать информацию, насколько велика вероятность схода лавин в этот день. Эта информация есть и в интернете, и на питтограммах, которые вывешиваются вместо флажков.
Выбирайте спуск, который соответствует вашему уровню катания и физической подготовке
Не переусердствуйте. Начало катания в стиле фрирайд уже требует высокого уровня катания по трассам на горных лыжах. Начинайте внетрассовое катание в кампании с лыжником-профессионалом, который может дать и советы по технике, и помочь в случае необходимости.
Какие преимущества есть у катания в стиле фрирайд?
Катание вне трасс это спорт, где чувство свободы и волнение смешиваются и превращаются в развлекательный коктейль, который лыжники хотят пробовать вновь и вновь. Если рассматривать фрирайд с технической точки зрения, то он поможет значительно улучшить свой уровень катания, ведь спускаться придется на снегу разного состояния.
С точки зрения физической формы, катаясь фрирайд, разрабатываются икроножные, бедренные и мышцы пресса. Передвигаясь на лыжах, поднимаясь вверх, вы почувствуете, как быстро согреваются мышцы всего тела.
С точки зрения духа, катание фрирайд усиливает способность к концентрации внимания, пониманию состояния снега, анализу возможных ошибок. Так как катание вне трасс практикуется в группах, то это чудесные моменты совместного времяпровождения, разговоров, смеха и всего того, что оставит самые теплые воспоминания. Спорт в том числе и это!
Снаряжение, необходимое для катания вне трасс
Две вещи, абсолютно необходимые для этого стиля катания: иметь лыжи фрирайд и экипировку для безопасности.
Лыжные ботинки должны быть удобными, ведь, как уже было сказано выше, фрирайд это не только спуски, но и подъемы, и передвижения на большие расстояния. Ногам должно быть комфортно, и в тоже время ботинки должны быть прочными, ведь нагрузка при катании очень высока.
Лыжи для фрирайда должны быть широкие от 85 до 140 мм, чтобы гарантировать устойчивость к глубокому снегу. Некоторые лыжники выбирают лыжи с рокерами на носах или даже и в хвостовой части, так что спортсмен чувствует себя как серфингист при любом состоянии снега.
Некоторые лыжи имеют вставки из меха морских котиков, на которых можно преодолевать расстояния в десятки километров по пересеченной местности.
Лыжные палки должны быть телескопическими, т.е. их длина может варьироваться в зависимости, совершаете ли вы спуск или подъем. Важно, что кольцо внизу палок должно быть широким, чтобы не увязать в снегу.
При катании фрирайд по неисследованному снегу абсолютно необходимо надевать шлем. Ведь под снегом могут быть и поваленные деревья, и камни, да и сам снег иногда бывает достаточно твердым.
Лыжная маска это необходимый элемент экипировки при любом виде катания, и особенно при катании фрирайд — она не только защищает глаза от солнца, но и позволяет лучше «читать» все неровности и особенности снежной поверхности.
ARTVA это приспособление, которое необходимо для поиска людей, попавших в лавину. При начале катания его нужно держать во включенном состоянии и в режиме поиска. ARTVA находит человека под снегом. Таким образом, это приспособление гарантирует безопасность и вам, и лыжникам вокруг вас. На горнолыжных курортах приспособления ARTVA можно взять в аренду, а инструкторы расскажут, как им пользоваться.
Снаряжение для безопасности: рюкзак, лопата и зонд. Это минимум, который должен быть с вами всегда. В рюкзаке должна быть вода, пара бутербродов, аптечка, возможно, перчатки на смену. Лопата и поисковый зонд спасут жизнь жертве лавины, это обязательно нужно учитывать при внетрассовом катании. Еще раз напомним о необходимости иметь на груди приспособления для безопасности, которые помогут найти вас в случае схода снежной лавины.
При выборе лыжного костюма для катания в стиле фрирайд важно руководствоваться соображениями удобства — размер куртки и брюк должен быть достаточно просторным, чтобы обеспечить свободу движений. Одежда должна быть герметичной и непромокаемой, чтобы оставаться сухим после падения. А также с терморегулировкой, которая позволит не слишком потеть при физических нагрузках.
RECCO это система спасения при сходах лавин, использующаяся во всем мире и помогающая быстро находить человека под снегом. Она не заменит ARTVA, но умножит шансы вовремя обнаружить жертву лавины.
Фрирайд — что это такое простыми словами
Фрирайд или внетрассовое катание от А до Я простыми словами. Из статьи узнаете, какое снаряжение использовать, с кем, когда и как безопасно кататься.
Прежде чем читать дальше, посмотрите короткое видео из жизни фрирайдеров. Прыгать так необязательно, но «купание» в глубочайшем и пушистом паудере — без этого настоящего фрирайда нет.
Обратите внимание на крики счастья и экстаз, в котором пребывают райдеры, когда добираются до такого снега (в народе Паудер, поэтому мы назвали так наш батискаф).
Погружение начинается! По местам! Идем исследовать самое удивительное явление, которое только могли подарить райдерам снег и горы — фрирайд.
Содержание
Фрирайд (внетрассовое катание) — определение
Фрирайд или внетрассовое катание — это катание на горных лыжах или сноуборде за границами (или вдали от) горнолыжных курортов.
Более 50 лет назад горнолыжники (тогда бордеров еще не было) начали осознанно съезжать с трасс и пробовать ухватить состояние полета и парения в глубоком снегу.
Специальных (широких) горных лыж тогда не было, поэтому катались на обычных, очень узких лыжах для трасс. Поэтому состояние легкого полета достигалась с большим трудом — для этого нужна была приличная скорость и отличная техника.
Паудер и виды снега
Фрирайд на горных лыжах и сноуборде нераздельно связан с глубоким снегом — паудером, от английского слова powder. Когда в горах идет снег, фрирайдеры слетаются в горы чтобы его распахать.
Термины
Во фрирайд культуре есть своей сленг, вот несколько терминов из него, которые стоит уяснить для полноценного общения:
Виды снега
В горах, под вашими лыжами и бордами, будет постоянно меняющийся снег. Вот его виды:
Виды фрирайда
Катание вне трасс бывает разных типов — от распахивания снега вдоль трасс на горнолыжном курорте до многодневных походов в дикие горы и катания с вертолетов.
Фрирайд на курорте
На некоторых курортах не обязательно покидать границы курорта, что спускаться вне трасс. Достаточно подняться на подъемнике и съехать с трассы.
Когда снега выпадает много и на курорте мало катающихся, то катание по нетронутому снегу может быть долгим и таким же кайфовым, как с вертолета.
Если на курорте много людей, то расположенный рядом с трасами паудер быстро раскатывается.
Фрирайд за границами горнолыжного курорта
Подъем проходит все еще с использованием подъемников, но далее группа райдеров уходит, пешком или на лыжах, за границы курорта. Такие походы могут занимать от пары часов до нескольких дней.
Вдали от горнолыжных курортов + скитур
Подъем к месту катания происходит своими силами. Если группа владеет навыками и оснащена ски-тур снаряжением, то подъем передвижение происходят на лыжах и сплитбордах.
Заброска на ратраках и снегоходах
Подъем на гору осуществляется ратраками (snowcat) или снегоходами. Один из самых легких способов внетрассового катания — пешком никто не ходит, — и мобильных — можно добраться туда, куда на ногах не дойдешь.
Хели-ски (heliski)
Это самый дорогой способ фрирайда на горных лыжах и сноуборде — стоимость одного дня стоит 50 000- 60 000 руб. Главный плюс — заброска на недоступные другим способом вершины и катание только по нетронутому паудеру.
Места для фрирайда в России
В нашей стране есть несколько признанных мест для внетрассового катания, каждое своими особенностями.
Красная Поляна
Красная поляна, несмотря на южное расположение, знаменита на весь мир (без преувеличения) обилием и качеством снега — выпадает 7-9 метров в год.
Красная поляна, строго говоря, не является горнолыжным курортом — это поселок, а четыре курорта (Роза Хутор, Горки Город, Альпика и Газпром (последние два принадлежать компании Газпром и объединены единым скипассам)) — расположены на расстоянии 5-9 км.
На всех курортах бесконечные возможности для внетрассового катания. Сезон фрирайда: середина января-середина марта.
Чегет и Эльбрус
Если Эльбрус известен многим, то Чегет только отпетым фрирайдерам — на нем нет подготовленных трасс, а катание осложнено высокой лавиноопасностью и простым рельефом.
Курорты находятся на расстоянии 6 км друг от друга и предлагают бескрайние просторы для внетрассового творчества.
Один из пунктов, который часто значится в списке фрирайдеров — подъем на Эльбрус и спуск на лыжах или сноуборде.
Камчатка
Сезон катание на Камчатке — апрель. Главная достопримечательность — спуск по конусу вулкана к водам океан плюс потрясающие виды.
Фрирайд на Камчатке
Кировск
Когда на большинстве курортов страны сезон закончился, в Кировске наступает бархатный райдерский сезон — снега еще много, погода теплая, а темнеет только 2 часа ночи.
Здесь почти не бывает пушистого и глубого снега — его сразу сдувает постоянными ветрами, горы невысокие, но красота Хибин и природы заполярного круга все это компесирует с лихвой.
Приисковый
Здесь нет подъемников, 500 км до ближайшего аэропорта, зато есть ратраки (snowcats) и длинный, снежный сезон.
Фрирайд заграницей
Фрирайд чем хорошо — если ты готов далеко ходить, то можешь уйти на край света: есть фрирайд-туры в Антарктиду.
С другой стороны, фрирайд возможен, как я писал выше, на любой горе, лишь бы был снег и желание идти, иногда ползти, к точке старта.
Однако, есть культовые места с богатовой беккантри культурой. Приведу несколько:
Джексон Холл (Jackson Hole) США
Мекка фрирайда в США. Суровый климат штата Вайоминга, дикая природа и дикие склоны. Здесь никто фрирайд не запрещает, многое делается для его популяризации, но предупреждают: кто не будет осторожен и внимателен, может умереть (с вывески у главного подъемника Tram).
Курорты штата Юта (Utah), США
Снег Юты — легчайший, пушистый и его здесь много. поэтому катание на курорте штата в почете у тех, кто может сюда добраться.
Чего стоит название одного из курортов Powder Mountain.
Внимание: на двух курортах — Alta и Deer Valley, катание на сноуборде запрещено.
Шамони (Chamonix) Франция
Французский центр фрирайда и альпинизма. Огромная зона катания и главная достопримечательность — 22 км внетрассового катания через Белую Долину.
Ля Грав (La Grave) Франция
Дикий, дикий курорт (нет трасс) в Франции с перепадом под 2 км! Никаких развлечений и ночной жизни, кроме фрирайда. Только для реальных пацанов и девчонок, остальные умрут со скуки.
На курорте проводятся соревнования La Grave Derby — просто на скорость по бездорожью наперегонки. Перепад все те же 2000 метров. Далеко не всем это под силу.
Гульмарг (Gulmarg) Индия
Еще одно место, где снега, как песка в Сахаре. Пикантность заключается в том, что это Индия со всеми вытекающими примочками.
У меня есть друзья, которые поехали на Гоа и там остались. Меня это не впечатлило. А вот друга, который уехал кататься в Гульмарг и завис там 3 года я хорошо понимаю.
Только когда он понял, что ему хочется уже другого снега и не в таких количествах, он вернулся в Россию.
Снаряжение для фрирайда
Снаряжение для фрирайда отличается от горных лыж и сноубордов для подготовленных трасс и наоборот.
Горные лыжи и сноуборд для фрирайда
Горные лыжи и сноуборды, как правило, имеют большую площадь скольжения, за счет чего и создается ощущение полета в снегу.
Вместо кембера больше рокера, если вы понимаете, о чем я. Если нет, то прочитайте эту статью:
Горнолыжные палки для фрирайда
Главное отличие палок для фрирайда — они телескопические и имеют широкие кольца.
Телескопические хороши тем, что можно менять длину. Обычно палки укорачиваются при движении вверх. Палки популярны не только у горнолыжников, но и сноубордистов — очень полезны при скитуре на сплитборде и на плоских местах — когда надо вытолкать себя на уклон.
Широкое кольцо обеспечивает толкание в глубоком снегу, палки для трасс на фрирайде бесполезны.
Горнолыжные ботинки
Для катания вне трасс делают облегченные ботинки с режимом ходьбы — верхняя часть (голень) двигается в относительно нижней. Перед спуском голень закрепляется неподвижно, как в обычных горнолыжных ботинках.
Горнолыжные крепления
На моделях для фрирайда устанавливаются три типа креплений:
Стандартные крепления
К этому типу креплений относится 99% всех креплений, которые вы видите на горнолыжном курорте. Могут быть любительскими и спортивными.
Рамные горнолыжные крепления
Передняя и задняя часть объединены рамой, поэтому крепления «рамные». По сути, это обычные крепления дополненные конструкцией для ходьбы (скитура).
Отличаются повышенным весом и более высоким положением ботинка относительно лыжи.
Пиновые крепления
Конструция отлчается легкостью, минимализмом и, конечно, максималным комфортом для ходьбы.
Пиновые крепления
Сегодня топовые модели пиновых креплений одинаково хороши как на подъеме, так и активном катании.
Рюкзаки
Рюкзаки отличаются от любительских тем, что в них предусмотрены крепления для горных лыж и сноубордов для пеших переходов, а также они могут быть оборудованы противолавинными системами, в народе «подушками».
Лавинное снаряжение
У каждого катающегося вне трасс должен быть обязательный набор лавинного снаряжения, состоящий из трех частей (см фото):
Лавинный датчик
Лавинный датчик (бипер в народе) — прибор, который надевают на тело перед выходом на катание вне трасс.
Хорошей приметой считается надевать и включать бипер дома или в отеле, когда одеваешься — так не забудешь и он будет всегда включен. Включение датчика в лавине, скорее всего, будет невозможным.
Датчик работает в двух режимах: посыл сигнала и его прием. Перед катанием вся команда переводит датчики в режим посыла сигнала, а когда кто-то попадает под лавину, переключает в режим поиска и ищет сигнал датчика на теле жертвы под снегом.
Лавинный щуп
Датчик не может точно до миллиметра указать на положение человека под снегом и тут на помощь приходит лавинный щуп.
Это тонкий, складной стержень, длиной 230-250 сантиметров, с помощью которого и определяют точное положение человека в лавине.
Лавинная лопата
Как только известно место, с помощью лавинной лопаты пострадавшего откапывают.
15-20 минут на спасение в лавине
При катании вне трасс все три части лавинного снаряжения должны присутствовать у каждого члена группы и быть в рабочем состоянии. Каждый должен обязан уметь им пользоваться.
Представьте, если вы нашли человека под снегом, и он находится под слоем плотного снега на глубине 2 метров, то он может погибнуть, если вы оставили лопату дома.
Потому что на спасение человека в лавине отводится всего 15 минут, после чего шансы резко падают — наступает удушье.
При дыхании под снегом стенки снега вокруг лица быстро превращаются в лед и перестают пропускать воздух, в результате чего человек задыхается.
Фрирайд — это не шутки.
Чтобы вы не относились к катанию вне трасс легкомысленно, я включил в статью это видео — реальную ситуацию.
Смотрите внимательно на время и действия. Самое страшное — от удовольствия до смертельной опасности отделяет всего несколько неверных поворотов.
Повезло: откопали быстро, человек лежал почти на поверхности и умели пользоваться лавинкой.
Где купить снаряжение для фрирайда
Фрирайд набрал популярность и теперь снаряжение найти легко, например, в федеральных горнолыжных магазинах: Кант, Альпиндустрия, Триал-Спорт.
Датчики, лопаты, щупы, лавинные рюкзаки покупают и в специализированных магазинах, например, День Сурка.
Отличный магазин для покупки снаряжения для фрирайда в Москве — Спорт-Марафон.
Если разбираться в моделях снаряжения, то его легко можно заказать через интернет в упомянутых магазинах.
Обучение фрирайду
Сначала надо научиться кататься по трассам, далее, тоже с помощью инструктора или гида, выходить на внетрассовое катание.
Обучение с гидом втройне важно, так как фрирайд, если не соблюдать технику безопасности, опасен травами или гибелью. Опытный гид — это масса полезной и важной информации, особенно относительно района, где он сопровождает людей.
Безопасность
Каждый год погибает 200-300 человек в мире во время катания вне трасс. Главная причина — лавины.
Лавина — главная опасность на фрирайде
Погибают даже опытные. Есть внетрассовая мудрость: если здесь никогда не сходила лавина, не значит, что не сойдет. Поэтому 100% гарантии безопасного катания быть не может.
Главная задача: свести опасность попадания в лавину к минимуму. Если вы только начинаете кататься, то единственным правильным будет катание с опытными гидами и постепенное накопление своего плюс обучение.
Лавинные курсы
Если вы серьезно настроены на фрирайд, обязательно пройдите лавинные курсы и послушайте лекции, например, эти:
Несколько советов начинающим фрирайдерам.
Соревнования по фрирайду
В мире главным соревнованием по фрирайду считается Freeride World Tour (FWT):
Также мне нравятся соревнования по фрирайду в La Grave (Франция) — Derby De La Meije. На курорте совершенно нет трасс и задача преодолеть умопомрачительный перепад в 2 км по бездорожью на скорость:
В России проводится Кубок по фрирайду, но не такой масштабный.
Всплываем
Я постарался сделать так, чтобы у вас сложилось хорошее представление о том, что такое фрирайд или внетрассовое катание.
Наша подлодка будет и дальше исследовать глубины горнолыжного океана и мы, конечно, не оставим тему фрирайда.
Фрирайд существует 50-60 лет, это целая культура, со своей историей, звездами и изданиями.
Читайте фрирайдерские издания Powder и Freeskier и подписывайтесь на новые погружения, чтобы не пропустить самое полезное и любопытное из глубин горнолыжного океана.
Окошко для подписки обычно справа внизу, видите?
Капитан подлодки и основатель бренда Паудер.