Фрирайд что это история

Лыжи для фрирайда: история, виды и технология рокер

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Фрирайд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Но вместе с тем внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможностью схода лавин.

История появления лыж для фрирайда

Фрирайдные лыжи появились в ответ на потребность лыжников кататься по глубокому снегу. Первоначально для этого использовались обычные универсальные туристические лыжи или лыжи для слалома-гиганта.

Это всё началось до карвинговой революции в горных лыжах, произошедшей в конце 1990-х. Понятно, что они проваливались в глубоком снегу. Соответственно, катание вне трасс требовало очень хорошей техники и физической подготовки. Знаю это, испытал на своей шкуре. Мои первые лыжи, которые у производителя в каталоге числились в категории Фрирайд, имели талию 64 мм, вторые — K2 MODX (2000 или 2001 год, победитель тестов журнала SKI в категории Фрирайд) — имели талию 70 мм. Производители предложили увеличить ширину лыж для фрирайда и сделать их мягче, чтобы они лучше всплывали в глубоком снегу. Следующие мои лыжи — K2 AK ENEMY 2002 года выпуска — имели талию 90 мм и были очень эластичными. (Кстати, это были лыжи для фристайла-бэккантри.) Это был совсем другой уровень.

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Автор статьи Сергей Гарибов на фрирайде в Красной Поляне.

На несколько лет ширина 84-95 мм стала эталоном для фрирайдных лыж. Большинство производителей старались сделать лыжу (особенно носок) мягче в продольном направлении, чтобы лыжа лучше всплывала. Но, как говорится, у палки два конца. Поясню. Фрирайдер ведь не всё время катается по идеальным целинным полям. Зачастую powderday случается 4-5 раз в сезоне. Приходится кататься по разбитым склонам, по трассам, по буграм. И тут излишняя мягкость лыж начинает мешать. При катании по разбитым склонам («расколбасу») — а это не менее 50% времени для среднего фрирайдера — мягкую лыжу начинает долбить, она нестабильна, удары от всех неровностей приходят лыжнику в ноги. О том, чтобы пробивать мягкие бугры, не может быть и речи. Что делать? Производители делают лыжи жёстче, особенно лыжи для традиционного фрирайда. Но жёсткая лыжа плохо всплывает. Давайте сделаем её шире! Началась гонка за шириной: 100, 110, 120 мм. Прекратилась она на уровне 130-140 мм. Что же прекратило эту гонку? Это сделал рокер — ранний подъём носка, технология, которая позволила жёсткой лыже с рокером всплывать даже лучше, чем мягкой без рокера.

Технология Рокер (rocker)

Шейн МакКонки — создатель технологии Рокер

Эта технология совершила во внетрассовом катании такую же революцию, как в своё время карвинговые лыжи совершили революцию в катании по подготовленным склонам. За технологию рокер мы все должны быть благодарны Шейну МакКонки (Shane McConkey).

Шейн Макконки (англ. Shane McConkey; 30 декабря 1969, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада — 26 марта 2009, Доломитовые Альпы, Италия) — профессиональный горнолыжник, бейсер и скайдайвер. Жил в Скво-Вэлли, в Калифорнии. Начинал с гоночных дисциплин, но потом перешёл к съёмкам в большой серии фильмов об экстремальном горнолыжном спорте. МакКонки часто сочетал спуск на горных лыжах с бейсджампингом. В частности, в 2004 году он совершил бейс-прыжок с Эйгера.

МакКонки придумал революционные лыжи для катания по целине — с обратным боковым вырезом и обратным загибом передней части лыжи (так называемый рокер). Первой такой моделью стали Volant Spatula, позднее были разработаны K2 Pontoon. Также он первым использовал горнолыжные крепления на водных лыжах для использования на Аляске.

Шейн МакКонки погиб 26 марта 2009 года, катаясь в Доломитовых Альпах в Италии. Выполнив двойной бэкфлип, МакКонки должен был воспользоваться вингсьютом — «он уже выполнял этот трюк неоднократно», по утверждению компании Matchstick Productions, в фильмах которой Макконки часто снимался. Но у Шейна возникла проблема с выстёгиванием из лыж. Когда ему всё же удалось от них освободиться, он уже 12 секунд находился в свободном падении, и земля была слишком близко. Отказа парашюта не было — он не успел им воспользоваться.

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история
Шейн МакКонки.

Что такое технология рокер

Идея заимствована у снарядов, предназначенных для плавания и использующих для выхода на поверхность силу сопротивления воды. Рокер (обратный прогиб) позволяет лыже легко всплывать в глубоком снегу и оставаться на его поверхности, обеспечивая лучшую маневренность, а также более расслабленное катание, схожее по ощущениям с сёрфингом. Чем больше рокер, тем на более мягкий и глубокий снег рассчитаны лыжи.

Рокер можно охарактеризовать множеством способов, обычно используется для этого три специфических параметра:

Обратный прогиб про-модели Шейна МакКонки K2 Pontoon можно описать следующим образом: рокер 20/40 на носу и хвосте. Это значит, что оба конца лыжи имеют обратный прогиб, и традиционные контактные точки будут находиться на расстоянии 20 мм от плоской поверхности, на которую положены лыжи, и длина рокера составляет 40 см.

Боковой вырез фрирайдных лыж

Радиус бокового выреза лыжи определяет крутизну вашего поворота при закантовке лыжи на определенный угол. Лыжа с большим радиусом бокового выреза пойдет по более широкой дуге и будет более устойчива на больших скоростях, чем лыжа с маленьким радиусом. Лыжи для любителей коротких поворотов при ростовке 165 имеют радиус R=11-12 м, а лыжи для любителей больших скоростей и больших дуг имеют радиус R=17-21 м. Лыжи с радиусом R=13-15 м достаточно универсальны для катания по подготовленным склонам — на них комфортно делать как короткие, так и длинные повороты. Лыжи для целины имеют в основном радиус более 20 м.

При езде по глубокому снегу глубокий боковой вырез считается ненужным и даже вредным, и одно время производители взялись делать лыжи с радикальной геометрией. Например, первая лыжа от компании Salomon, в которой была применена технология рокер и которая так и называлась — Salomon Rocker, при ростовке 192 см имела геометрию 147-127-137 мм и соответственно радиус поворота R=42 м. При этом длина рокера была 70 см!

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Более того, для бездонной целины предлагаются лыжи с обратной геометрией («шпатель», англ. Spatula) — эта концепция также была заимствована Шейном МакКонки из водных лыж. Он справедливо полагал, что катание на лыжах по бездонной целине больше всего похоже на катание на водных лыжах.

Первой такой моделью стали Volant Spatula, совмещавшие в себе технологии обратного бокового выреза и обратного прогиба (рокера). В настоящее время ограниченное количество компаний предлагают лыжи с обратной геометрией и рокером для катания по бездонной целине. Надо признать узкую специализацию такой конструкции и трудность спусков на таких лыжах по жестким склонам.

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Как уже и говорилось ранее, фрирайд (или фрискиинг в более широком смысле) это не всегда спуски по идеальной целине, ведь зачастую приходится ехать по жестким склонам — и вот тут нужен боковой вырез. Поэтому многие компании отказываются от производства лыж с обратной геометрией, предпочитая им лыжи с комбинацией обратной геометрии и нормального бокового выреза (эту технологию назвали «тайпер» или «тейпер», taper). И снова пионером этой концепции выступил Шейн МакКонки, перейдя из Volant в K2 и создав феноменальную лыжу K2 Ponton с геометрией 160-130-120 при ростовках 179 и 189 см.

Из более поздних и не менее популярных конструкций такого рода можно привести пример Armada JJ и Rossignol S7.

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Rossignol S7 сезона 2011-2012: Геометрия 140-110-118 (178 см), 145-115-123 (188 см).

На рисунке хорошо видно, что в передней и задней части лыжи производитель применил тайпер (в этих же частях применен рокер), чтобы лыжа не зарезалась под снег. В средней части мы наблюдаем глубокий боковой вырез (совпадает с зоной традиционного весового прогиба), который обеспечивает достаточно короткий для фрирайдной лыжи радиус поворота 18 м.

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Armada JJ сезона 2011-2012: Геометрия (126)136-115-133(123) | Ростовки: 165, 175, 185 | Радиус бокового выреза: 12, 14, 16 м.

Здесь производитель использует даже специальное обозначение промеров лыжи для обратной геометрии. Лыжа имеет ещё более радикальный боковой вырез, чем S7.

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Неудивительно, что эти две модели стали бестселлерами. Что касается компании Armada, у них в линейке фрирайдных лыж была, наверное, самая успешная на рынке модель с обратной геометрией — ARG. Это была про-модель Таннера Холла (Tanner Hall), который успешно рекламировал ее в фильме Believe.

Armada ARG сезона 2007/2008: Геометрия (125)135-133-134(120) | Ростовки: 185.

Однако, вышеупомянутые недостатки концепции с обратной геометрией привели к тому, что в сезоне 2012/2013 эта модель была снята с производства и сейчас вообще трудно найти на рынке лыжи с обратной геометрией.

Виды фрирайд-катания

Облегчённый фрирайд

Самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.

Бэккантри (backcountry)

Восхождение в горы, не оборудованные подъемниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространенный вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы для старта.

В последнее время наиболее быстро развивающееся направление, чему способствует использование технологий ски-тура для подъёма: облегчённые ботинки и крепления с функцией «ходьба-катание», облегчённые лыжи, камусы. Появился целый класс гибридного оборудования, стоящего на границе фрирайда и ски-тура. Разные компании по-разному классифицируют это оборудование, мне лично нравится термин «фритуринг» (freetouring).

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Заброс лыжников или сноубордистов на вершину горы с помощью вертолёта. Дорогое развлечение, а в некоторых местах нашей планеты запрещённое.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Заброс лыжников или сноубордистов на вершину горы с помощью сноукэта — ратрака с пассажирской кабиной. При этом, развлечение менее дорогостоящее, чем хели-ски.

В последнее время вместо термина фрирайд всё чаще используют термин фрискиинг. Это более широкое понятие, включающее в себя фрирайд, фристайл-бэккантри и парковый фристайл (нью-скул). В рамках этого раздела для нас важны первые два типа катания: классический фрирайд и фристайл-бэккантри.

Фристайл-бэккантри

В двух словах – это исполнение трюков (фристайл) на естественном рельефе, то есть те же прыжки, которые ньюскулеры исполняют в парке на фигурах (халф-пайп, биг-эйр, слоуп-стайл), исполняются с естественных скал, наддувов и т.д. Почему мы об этом сейчас говорим? Потому что производители предлагают специальные широкие лыжи для фристайла-бэккантри, и они зачастую выделены в каталогах в отдельный подкласс (не всегда, но бывает). Зачастую производитель меняет иерархию в своём каталоге от сезона к сезону и переносит лыжи из категории Фрирайд в Фристайл-бэккантри и наоборот. Чтобы не морочиться, лыжи фристайл-бэккантри всех производителей в АльпИндустрии включены в категорию Фрирайд.

Мы остановимся на этом месте подробнее и разберемся, почему же лыжи для фристайл-бэккантри включены в категорию фрирайда и чем они отличаются от классических фрирайдных лыж.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Лыжи для прыжков со скал, карнизов и наддувов.

Я отношу их в категорию фрирайд, потому что большинство начинающих фрирайдеров (да и не только начинающих) выбирают эти лыжи для того, чтобы просто кататься по глубокому снегу. Поэтому многие производители также сливают разделы Фрирайд и Фристайл-бэккантри в один, и называется он у всех по-разному, у кого-то «Фрирайд», у кого-то «Фрискиинг».

От классических фрирайдных лыжи для фристайла-бэккантри отличаются, в первую очередь, своим целевым назначением, а оно в свою очередь определяет остальные различия. Ведь трюки на естественном рельефе часто требуют от лыжника исполнять вращения и приземлятся спиной вперёд.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри от классических лыж для фрирайда

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

1. Фристайл-бэккантри лыжи — твинтипы (рассчитаны на приземление спиной вперед). Классические фрирайдные лыжи часто имеют лежачую пятку.

2. Крепления на этих лыжах по сравнению с классическими фрирайдными лыжами сильно смещены вперёд, часто по геометрическому центру (для облегчения вращения лыж при трюках). Побочный эффект — повышенная маневренность по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. На классических фрирайдных лыжах крепления часто сдвигают назад, чтобы сделать носок длиннее, чтобы лучше всплывал в глубоком снегу или чтобы сместить центр давления назад (пятка тонет, носок всплывает).

3. Распределение жесткости. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют мягкую длинную пятку для того, чтобы можно было легче приземляться спиной вперед, и относительно жесткий носок. Классические фрирайдные лыжи имеют длинный мягкий носок для обеспечения легкого всплывания и жесткую пятку для обеспечения скоростной стабильности.

4. Боковой вырез и радиус поворота. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют больший боковой вырез и, соответственно, меньший радиус поворота по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. Возможно, это было сделано, потому что ньюскулеры (фристайлеры), которые стали прыгать в целине, стремились к более универсальным лыжам (позволяющим эффективно кататься и в парке, и на подготовленной трассе, и в лесу), чем олдскульные фрирайдеры, лозунг которых звучит как «Off piste all the time». При езде по глубокому снегу на высоких скоростях большими дугами считается, что глубокий боковой вырез мешает — лыжа начинает зарезаться под снег и становится нестабильна на скорости.

5. Рокер. На лыжах для фристайла-бэккантри используют как передний рокер (tip rocker), так и задний рокер (tail rocker) — так называемая технология двойного рокера. Иногда лыжа даже не имеет посредине зону весового прогиба, это называют обычно полным рокером (Full Rocker). Это обусловлено необходимостью приземлять прыжки спиной вперёд. На классических фрирайдных лыжах, как правило, используют только передний рокер. Побочный эффект двойного рокера — увеличение маневренности в глубоком снегу. Возникает эффект, подобный карвингу на подготовленном склоне. За счёт двойного рокера лыжа как бы предварительно изогнута, надо лишь слегка закантовать лыжу, и она сама идет по дуге.

Необходимо отметить и недостатки двойного и полного рокера. Двойной рокер очень сильно уменьшает контактную длину лыжи и уменьшает скоростную стабильность. Двойной рокер мешает выполнять торможение в стиле «хоккейной остановки» и контролирующие повороты в стиле годиль-торможение — при попытке выполнить этот прием вместо торможения лыжи просто уходят на меньший радиус поворота. Поэтому большинство фрирайдеров-профессионалов (гидов, соревнующихся спортсменов) предпочитают классические фрирайдные лыжи с передним рокером.

На фото наш автор и переводчик Святослав Рычков на фрирайде в Красной Поляне.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Перечисленные отличия делают фристайл-бэккантри лыжи весьма привлекательными для большинства лыжников (начинающих и продолжающих фрирайдеров). Эти лыжи более маневренные, соответственно, менее требовательны к технике, они более универсальны, чем классические фрирайдные лыжи.

Одними из первых лыж, которые появились в России и сделали революцию во внетрассовом катании, стали Salomon Pocket Rocket и Rossignol Scratch. Эти лыжи сделали катание по глубокому снегу доступным для огромного количества лыжников, которые раньше об этом и мечтать не могли. Современные образцы бестселлеров этого класса — Atomic Bent Chetler и Movement FLY 125. Надо понимать, что большинство лыжников не прыгают со скал на этих лыжах и не крутят трюки с приземлением спиной вперёд.

Классификация лыж для фрирайда

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Сергей Гарибов во время внетрассового катания на Камчатке.

Чтобы легче разбираться во всём многообразии фрирайдных лыж, я придумал для себя весьма условную и простую классификацию. Все лыжи, вне зависимости от того, для фрирайда они или для фристайла-бэккантри, я разбил на 4 большие группы в зависимости от рельефа и состояния снега, при котором они будут использоваться:

All-mountain freeride (универсальные фрирайдные лыжи)

Как видно из названия, предназначены для катания по самому разнообразному снегу: подготовленная трасса, разбитый снег, мягкие бугры, глубокий снег. Надо понимать, что на подготовленной трассе они уступят специализированным карвинговым и all-mountain лыжам, а в глубокой целине (Красная Поляна, Япония, Западное побережье США и Канады) уступят Powder freeride лыжам. То есть идеальное состояние снега для этих лыж — разбитый снег или неглубокая (10-30 см) целина.

В соответствии с предназначением эти лыжи имеют как правило не очень большую ширину 98-112 мм, короткий радиус поворота 16-24 метра, обычно низкопрофильный передний рокер и весовой прогиб под ботинком. В последнее время для увеличения маневренности в этих моделях стали использовать низкий задний рокер. Как правило, используется тейпер. Иногда встречаются модели с полным рокером, например Volkl Mantra.

Powder freeride (фрирайдные лыжи для глубокого снега)

Предназначены, в основном, для катания по глубокому (20-100 см) снегу. Не очень хорошо работают при катании по жёсткому склону или по буграм. Для обеспечения лучшего всплывания в глубокой целине лыжи имеют большую ширину 114-130 мм и длинный высокий передний рокер. Также часто используется задний рокер, есть модели с полным рокером. Практически всегда используется тейпер. Большинство лыж для глубокого снега —это лыжи фристайл-бэккантри. Радиус поворота большой — 24-35 м.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Atomic Bent Chetler, Movement FLY 125, Salomon QST 118, Rossignol Super 7 HD, DPS Lotus 124 Alchemist.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Лыжи, которые едут везде. Усиленная версия All-mountain freeride лыж. Предназначены для спусков в больших горах (например, вулканы Камчатки, Аляска, регион Шамони, Приэльбрусье), при которых снежные условия в зависимости от высоты могут меняться от жёстких ветровых застругов к глубокой целине и далее, вплоть до весенней каши. Лыжи, которые используют в соревнованиях по фрирайду.

Эти лыжи обычно шире, длиннее и жёстче All-mountain freeride лыж. На них труднее кататься. Они требуют совершенного владения горнолыжной техникой, хорошей физической формы и высокой скорости (на малой скорости они воспринимаются плохо управляемыми). Имеют ширину 108-120 мм, передний низкопрофильный рокер, иногда задний низкий рокер для увеличения маневренности, ещё реже полный низкий рокер. Обычно применяется тейпер. Лыжи часто усиливаются титаналом (1-2 листа) или карбоном.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Black Crows Corvus, Atomic Backland FR 117, Movement GO 115, Fischer Ranger 115 Xti.

Freeride backountry (облегчённые фрирайдные лыжи для фритуринга)

Лыжи, конструкция которых облегчена путем использования высокотехнологичных материалов и лёгкой древесины, предназначенные для подъёма в гору с использованием камуса, специальных креплений и ботинок с функцией ходьба/катание.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Salomon MTN LAB, Black Crows Corvus Freebird, Movement GO 106, большинство моделей DPS.

All-mountain freeride

Powder freeride

Big-mountain freeride

Ширина

Небольшая: 98-112 мм

Радиус поворота

Передний рокер

Обычно низкопрофильный. Весовой прогиб под ботинком.

Длинный и высокий. Весовой прогиб под ботинком. Или полный рокер.

Низкопрофильный. Весовой прогиб под ботинком. Или низкопрофильный полный рокер.

Задний рокер

Низкий. Используется в последнее время для увеличения маневренности.

Часто используется, реже — полный рокер.

Иногда используется низкий задний рокер для увеличения маневренности, реже — полный низкий рокер.

Тейпер

Как правило, используется.

Почти всегда используется.

Как правило, используется.

Модели с двойным рокером

Atomic Bent Chetler, Movement Fly 125

Fischer Ranger 115 Xti

Модели с полным рокером

Редко. Volkl Mantra.

Особенности

Часто усиливаются титаналом (1-2 листа) или карбоном

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Об авторе

Сергей Гарибов

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

Статья впервые опубликована в октябре 2013, обновлена в октябре 2017.

Источник

Фрирайд — что это, история, виды, техника катания, особенности лыжного снаряжения

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Кататься в стиле фрирайд это мечта многих, кто любит кататься на лыжах в горах: большие виражи, пушистый снег, ощущение свободы, сделать первый поворот… Этот спорт выглядит как развлечение, но на самом деле очень техничный, и требует и соответственного снаряжения, и знания правил скольжения, и техники безопасности.

Что значит катание фрирайд?

Кататься фрирайд означает кататься вне трасс, не по проложенной лыжне, а следовательно по неисследованному спуску. Катание фрирайд стало настоящей спортивной дисциплиной в середине 90-х годов, особенно после выхода фильмов о катании по свежему снегу. Стиль фрирайд практикуется в горах: в лесу, между двух лыжней, под канатной дорогой, ведущей к началу трассы или даже еще дальше, где нет никого, по девственному снегу. Если цель фрирайд катание по свежему пушистому снегу, то такое его состояние бывает не всегда. Бывает, что снег покрыт хрустящей коркой и пушистый внутри, бывает, что снег становится твердым. Необходимо научиться распознавать состояние снега, чтобы выбрать время для идеального катания, которое бывает не всегда. Часто фрирайдеры катаются и по неподготовленному снегу. Зачем они это делают? Чтобы ощутить полную свободу. Фрирайдер всегда в поиске новых ощущений, в поиске мест, где можно оставить след своих лыж на нетронутом снегу. Это требует соответствующего лыжного снаряжения. Не знали? Фрирайд это не синоним только спуска. Это и передвижение на лыжах на большие расстояния, и подъем, чтобы достичь вершины, а для знатоков фрирайда и занятие горным альпинизмом.

В последние годы все больше людей чувствуют сильную потребность в чем-то новом, свежем. Продвинутые лыжники и сноубордисты, которых можно узнать по удлиненным вязаным шерстяным шапкам и лыжным маскам, в которых они заходят даже в рестораны после катания, не хотят ждать очереди на подъемнике, которым не нравятся спуски с таким количеством народа, как в торговых центрах в субботу вечером. Для таких «фрирайд» и «фристайл» не мода, не стили катания, а стиль жизни, свободный от рамок, ограничений и схем.

Так какие существуют основные виды фрирайда?

Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.

Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.

Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.

Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания». Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.

Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно.

Как подготовиться к катанию фрирайд?

Основное правило — катание должно быть максимально безопасным. Только так можно получить истинное удовольствие. Правило в горах — никогда не быть одному. Организуйте группу от 2-х до 6-ти человек. Лучше, если в составе группы будет профессионал, который правильно определит и состояние снега, и даст советы по спуску вдали от проложенных трасс.

Катайтесь в полном снаряжении

Чтобы избежать любых неожиданностей, нужно иметь все снаряжение, необходимое для фрирайда: шлем, маску, набор для поиска возможной жертвы лавины, рюкзак с лопатой, поисковым зондом и аптечкой для первой помощи.

Лыжи для фрирайда должны быть широкими и с загнутыми носами, чтобы лыжник не тонул вАкруг глубоком снегу. При выборе особенно важен вес лыжника — чем он больше, тем большей должна быть и ширина и вся площадь лыж. Существуют таблицы для подбора лыж для фрирайда, в них учитываются рост, вес и гендерные различия лыжников.

Новичкам нужно запомнить простую вещь: прибавьте к вашему росту 10 см, длина таких лыж оптимальна. Что касается ширины, то разброс здесь очень большой. Если вы хотите кататься по нетронутой целине с глубиной снега от полуметра и выше, выбирайте максимально широкие лыжи 140 мм. Если же планируется кататься по уплотненному снегу, то ширина лыж может быть достаточной в 100 мм. Важна и скорость катания — чем она медленнее, тем лыжи шире, и наоборот.

Узнавайте о погоде и состоянии снега

При приготовлении к катанию фрирайд обязательно нужно выбрать оптимальный день, когда риск схода лавины минимальный, погода хорошая, ветер небольшой или его нет совсем. Если есть сомнения, катание вне трасс лучше отложить на другое время, даже если вам не терпится. Как же можно определить местную погоду? Лучше всего спрашивать у персонала, который подготавливает трассы, у администрации горнолыжного курорта. Обязательно нужно слушать и сводки погоды, просматривать информацию, насколько велика вероятность схода лавин в этот день. Эта информация есть и в интернете, и на питтограммах, которые вывешиваются вместо флажков.

Выбирайте спуск, который соответствует вашему уровню катания и физической подготовке

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Не переусердствуйте. Начало катания в стиле фрирайд уже требует высокого уровня катания по трассам на горных лыжах. Начинайте внетрассовое катание в кампании с лыжником-профессионалом, который может дать и советы по технике, и помочь в случае необходимости.

Какие преимущества есть у катания в стиле фрирайд?

Катание вне трасс это спорт, где чувство свободы и волнение смешиваются и превращаются в развлекательный коктейль, который лыжники хотят пробовать вновь и вновь. Если рассматривать фрирайд с технической точки зрения, то он поможет значительно улучшить свой уровень катания, ведь спускаться придется на снегу разного состояния.

С точки зрения физической формы, катаясь фрирайд, разрабатываются икроножные, бедренные и мышцы пресса. Передвигаясь на лыжах, поднимаясь вверх, вы почувствуете, как быстро согреваются мышцы всего тела.

С точки зрения духа, катание фрирайд усиливает способность к концентрации внимания, пониманию состояния снега, анализу возможных ошибок. Так как катание вне трасс практикуется в группах, то это чудесные моменты совместного времяпровождения, разговоров, смеха и всего того, что оставит самые теплые воспоминания. Спорт в том числе и это!

Снаряжение, необходимое для катания вне трасс

Фрирайд что это история. Смотреть фото Фрирайд что это история. Смотреть картинку Фрирайд что это история. Картинка про Фрирайд что это история. Фото Фрирайд что это история

Две вещи, абсолютно необходимые для этого стиля катания: иметь лыжи фрирайд и экипировку для безопасности.

Лыжные ботинки должны быть удобными, ведь, как уже было сказано выше, фрирайд это не только спуски, но и подъемы, и передвижения на большие расстояния. Ногам должно быть комфортно, и в тоже время ботинки должны быть прочными, ведь нагрузка при катании очень высока.

Лыжи для фрирайда должны быть широкие от 85 до 140 мм, чтобы гарантировать устойчивость к глубокому снегу. Некоторые лыжники выбирают лыжи с рокерами на носах или даже и в хвостовой части, так что спортсмен чувствует себя как серфингист при любом состоянии снега.

Некоторые лыжи имеют вставки из меха морских котиков, на которых можно преодолевать расстояния в десятки километров по пересеченной местности.

Лыжные палки должны быть телескопическими, т.е. их длина может варьироваться в зависимости, совершаете ли вы спуск или подъем. Важно, что кольцо внизу палок должно быть широким, чтобы не увязать в снегу.

При катании фрирайд по неисследованному снегу абсолютно необходимо надевать шлем. Ведь под снегом могут быть и поваленные деревья, и камни, да и сам снег иногда бывает достаточно твердым.

Лыжная маска это необходимый элемент экипировки при любом виде катания, и особенно при катании фрирайд — она не только защищает глаза от солнца, но и позволяет лучше «читать» все неровности и особенности снежной поверхности.

ARTVA это приспособление, которое необходимо для поиска людей, попавших в лавину. При начале катания его нужно держать во включенном состоянии и в режиме поиска. ARTVA находит человека под снегом. Таким образом, это приспособление гарантирует безопасность и вам, и лыжникам вокруг вас. На горнолыжных курортах приспособления ARTVA можно взять в аренду, а инструкторы расскажут, как им пользоваться.

Снаряжение для безопасности: рюкзак, лопата и зонд. Это минимум, который должен быть с вами всегда. В рюкзаке должна быть вода, пара бутербродов, аптечка, возможно, перчатки на смену. Лопата и поисковый зонд спасут жизнь жертве лавины, это обязательно нужно учитывать при внетрассовом катании. Еще раз напомним о необходимости иметь на груди приспособления для безопасности, которые помогут найти вас в случае схода снежной лавины.

При выборе лыжного костюма для катания в стиле фрирайд важно руководствоваться соображениями удобства — размер куртки и брюк должен быть достаточно просторным, чтобы обеспечить свободу движений. Одежда должна быть герметичной и непромокаемой, чтобы оставаться сухим после падения. А также с терморегулировкой, которая позволит не слишком потеть при физических нагрузках.

RECCO это система спасения при сходах лавин, использующаяся во всем мире и помогающая быстро находить человека под снегом. Она не заменит ARTVA, но умножит шансы вовремя обнаружить жертву лавины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *