Фцкм в подготовительной группе что это

Формирование целостной картины мира дошкольников

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это Марина Владимирова
Формирование целостной картины мира дошкольников

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность ее решения обусловлена, прежде всего, значением картины мира в развитии ребенка и становлении его личности. Новые нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к проблеме формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей. Термин «картина мира» прочно вошел в современный педагогический обиход, однако само понятие пока не имеет четкого определения. В практике дошкольного образования оно зачастую трактуется упрощенно, а задача формирования целостной картины мира у дошкольников сводится к накоплению сведений из разных областей знаний.

Между тем картина мирасложное интегративное образование: особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития (В. В. Абраменкова); личностная характеристика и результат мировидения, выраженный в представлениях о мире (И. Э. Куликовская); целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры (И. А. Лыкова).

Формирование картины миры — сложный и длительный процесс. Она начинает складываться в дошкольном детстве, однако обогащается новым содержанием, усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. В картине миравыделяют четыре основные сюжетные линии: «человек и космос», «человек и природа», «человек и человек», «человек и нечто (непознанное)», а главные факторы ее формирования в детском возрасте — влияние взрослых, личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.

Наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой и средством умственного воспитания является дидактическая игра экологического содержания.

О важности экологической игры в умственном воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребёнка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития психических и познавательных процессов малыша. А. В.Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять».

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующие принципы: системность, развивающее обучение, доступность, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Работая по данной теме,я определила для себя задачи:

формирование системы элементарных экологических знаний;

— развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;

— развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Для успешного решения задач по формированиюу детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности:

1) взаимодействие с детьми;

2) взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с детьми, кроме дидактических игр, использую игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения.

В процессе проведения дидактической игры поощряю выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отражённым в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе- в играх типа «Угадай, кто где живёт?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольноговозраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об них заинтересованности

Дидактические игры использую во всех видах деятельности. Во время НОД осуществляю прямое обучение с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).

Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай», и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков.

Работая с детьми, использую материалы книг Ф. Виноградовой «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления детей с природой», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М. В. Лучича «Детям о природе» и других. Результаты педагогических наблюдений позволили мне сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, и соответственно умственному воспитанию.

Дидактические игры,которые я использую в своей работе:

1. Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Правила игры: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

2. Игра «Волшебный поезд»

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.

Ход игры: Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника, которые сидят за отдельными столами). На столе перед командой лежит «поезд».

Воспитатель: «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир».

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

3. Игра «Зоологическая столовая»

Цель: Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)

Ход игры: Играют две команды по 3-5 человек.

Воспитатель: «Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим». Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

4. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери; развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек с различными предметами.

Ход игры: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.

Цель: закреплять знания о животных Африки; развивать фантазию.

Ход игры: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Цель: Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.

Материал: Картинки животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных. Схема для составления описательных рассказов о животных.

Правила игры: Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.

— Назови животных. Где они живут?

— Выбери и опиши животного по схеме.

— Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья)

— Подбери животным их домики. Кто где живет?

— Чем питаются животные? Выбери картинки.

Цель: Закреплять знания о природе; развивать познавательный интерес.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе; развивать мышление.

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.

10. Игра «Волшебный цветок»

Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.

Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.

Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.

Вариант: У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.

11. Игра «Кто дружит с деревом?»

Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал: Панно с изображением леса; карточки с картинками животных, птиц, насекомых; кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила игры: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает, почему это животное дружит с деревом.

Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

Цель: Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части; развивать умение сравнивать; учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое; закреплять названия растений; развивать чувство формы, цвета.

Правила игры: Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».

13. «Подарок для Капельки»

Цель: Закрепить представления об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.

Материал: Карточки с изображением комнатных растений.

Ход игры: Воспитатель или ведущий переворачивает изображение комнатного растения и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое это растение. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.

14. «Помоги Капитошке»

Цель: Закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы, стебель).

Материалы: изображение листьев, стеблей и цветов комнатных растений, изображение кашпо по количеству играющих.

Ход игры: Капитошка хочет вырастить комнатное растение, например, бальзамин. Дети подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Капитошка.

Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями зоопарка. Воспитывать любовь к животным и птицам.

Ход игры: игровые поля раздают игрокам. Карточки кладут в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки карточку и читает вслух текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть рисунок с изображением данного животного или птицы назовет ее, то ведущий отдает ему карточку. Игрок кладет карточку на участок своего поля с изображением данного животного или птицы. Если игрок не разгадывает загадку, ведущий кладет эту карточку вниз стопки.

Цель: Формировать представление о домашних птицах. Закрепить название взрослых птиц и их детенышей.

Ход игры: На столе карточки с изображением домашних животных; у детей – карточки с детенышами. Воспитатель загадывает загадку о животном, детям необходимо отгадать ее, назвать детеныша.

17. «Что в корзинку мы берем?»

Цель: Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

18. «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

19. «Звери, птицы, рыбы»

Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)

Цель: Учить узнавать растения по характерным признакам

Ход игры: На столе разложить картинки с изображением листьев, плодов и семян деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один лист и подобрать к нему плод или семена. Потом берется второй лист и тоже подбирается плод. По ходу игры выясняется название растения, где растет, есть ли такое растение на территории детского сада. Играя в следующий раз можно разложить листья в ряд и сразу подбирать плоды ко всем листьям.

Цель: расширение представлений о диких животных.

Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. ; формировать представление о том, где они растут; научить различать их. ; закрепить названия овощей и фруктов; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно называть названия фруктов и овощей.

Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить, где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).

23. «Загадки с подвохом»

Цель: закреплять представления о животных и явлениях природы; развивать мышление.

Ход игры: воспитатель читает загадку, детям необходимо правильно назвать ответ, не в рифму, а по смыслу.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что этоДидактическая игра по формированию целостной картины мира «Армия России» Анонс: Данная игра может быть использована как непосредственно игровой материал, так и при проведении режимных моментов (утро, вечер,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «К зайке в гости мы пойдем» 1 младшая группа Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ. Программное содержание: Формировать.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что этоКонспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых. Задачи: 1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам; 2. Расширять у.

Конспект ОД по формированию целостной картины мира. Вторая младшая группа Конспект ОД по формированию целостной картины мира. 2 младшая группа. Знакомство детей второй младшей группы с дикими животными. цель: дать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано» Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Оживим планету» Тема «Оживим планету» Подготовительная группа Цель: закрепить представление о том, что для жизни на планете нужны – свет, тепло, воздух,.

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира и расширению кругозора Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. СЕНТЯБРЬ 1. Тема Детский сад. (Предметное окружение. Явления общественной.

Источник

Подготовка и проведение занятий на формирование целостной картины мира у дошкольников

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Дети дошкольного возраста — это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

Содержание понятия

Формирование целостной картины мира — это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ («Ознакомлении с окружающим миром», «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

Цели и задачи ФЦКМ

Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Трудовая деятельность — неотъемлемая часть ФЦКМ

Приёмы на занятиях по ФЦКМ

Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

Словесные приёмы

Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

Объяснение

С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Объяснение сопровождает любой вид деятельности

Загадки

Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

Стихотворения

Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

Короткие сюжеты

Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти — ой, как трудно!»

После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

Чтение

Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

Группа наглядных приёмов

Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме — принципиальная задача для педагога.

Картинки, иллюстрации

Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Материалы для игр — важный элемент наглядности

Демонстрация

На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

Видео: интересные опыты с водой

Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

Лэпбук

Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

Практические приёмы

В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группеИзучаемое явлениеЦели экспериментаХод опыта
Первая младшая группаСухой и влажный песокПоказать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку.Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком — куличик удаётся.
Вторая младшаяВоздухПоказать, как воздух поддерживает предметыДети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит — его воздух поддерживает, а второй — опускается быстрее — его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
СредняяВода как источник роста и жизниПоказать, что для проращивания лука нужна только вода.Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Старшая группаВоздух и водаПоказать, что воздух легче водыДети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группаОткуда берётся радугаПоказать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света.Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

Игровые приёмы

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

Таблица: виды игр на ФЦКМ

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
Структура занятия:

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» — создание рисунков овощей.
Структура занятия:

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

Временной план занятия

Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

Проработка сути темы идёт в три этапа:

Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть фото Фцкм в подготовительной группе что это. Смотреть картинку Фцкм в подготовительной группе что это. Картинка про Фцкм в подготовительной группе что это. Фото Фцкм в подготовительной группе что это

Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *