Фуд холл что это такое

Фудхолл и фудкорт – в чем разница?

В прошлом месяце в Москве с шумом открылся фудхолл «ДЕПО», о котором написали все гастропорталы столицы и не только. Для москвичей такой формат уже не в новинку: сейчас уже работают Даниловский рынок, «Вокруг света» и еще с десяток. В Петербурге подобные гастропроекты находятся только в стадии согласований, планирования или реконструкций. Самый близкий к этой концепции Долгоозерный рынок работает около года. Что еще нужно знать о фудхоллах, спросили у экспертов.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Растущая популярность фудхоллов сегодня однин из самых ярких трендов в сфере общественного питания. В Москве уже более 15 фудхоллов и, я уверен, в ближайшее время этот формат начнет активно появляться в регионах.

У его популярности две основные причины. Первый – соответствие запросу аудитории. Фудхолл предлагает своим посетителям большой выбор разнообразной, аутентичной еды за относительно небольшие деньги. Качественная и интересная еда вкупе с необычным пространством дают тот самый новый гастрономический опыт, новые впечатления, которые сейчас так важны потребителям. С точки зрения среднего чека и посадки этот формат сопоставим с фудкортом с сетевыми проектами-арендаторами, а вот с точки зрения атмосферы, концепции и, главное, качества продуктов – это полная его противоположность. Изначально участниками фудхоллов были, в основном гастроэнтузиасты. Философия рвущегося вперед стартапа требовала от них экстра внимания к качеству их продукта. И, конечно, это было позитивно воспринято публикой. Следом таким форматом заинтересовались и опытные рестораторы – достаточно посмотреть на тех, кто открыл корнеры в «Депо». Благодаря всем игрокам, столичный модный стритфуд, представленный на фудхоллах, становится умным, здоровым, с качественными продуктами и интересной подачей.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Time out market в Лиссабоне

Вторая причина популярности формата – уникальная для рынка общепита эффективность и успешность Даниловского рынка – первого в Москве фудхолла на территории обновленного сельскохозяйственного рынка. В результате реконцепции эффективность использования площадей рынка увеличилась в полтора раза, а ежедневная посещаемость составила от 7 до 13 тысяч человек. Кроме того, состав аудитории изменился: если раньше средний возраст был 45+ лет, то теперь – 30–35 лет. Даниловский рынок, который Ginza Project перезапустила в 2017 году, дал старт развитию фудхоллов в Москве и показал городским властям и владельцам подобных объектов то, насколько выгодным может оказаться вложение в их реконструкцию.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Последовавшая за Даниловским массовая реновация рынков дала толчок к дальнейшему активному развитию фудхоллов в столице. Помимо рынков, площадкой для новых фудхоллов становятся и бывшие производственные помещения. Эти площадки объединяет большая площадь и, обычно, удачное расположение.

В каждом российском городе есть такие объекты, обычно они имеют удачную локацию, многие обладают исторической ценностью. И судя по запросам, которые мы получаем от собственников рынков в разных городах, массовое обновление таких площадок и появление современных фудхоллов в российских регионах произойдет в ближайшие 2-3 года.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Dekalb Market Hall Бруклин

Первый на очереди – конечно, Санкт-Петербург. Правительство города уже объявила о своей готовности организовать обновление городских рынков (например, Кузнечного, Василеостровского, Московского, Сенного, Хасанского), и Ginza Project, конечно, заинтересован в развитии таких форматов в родном городе.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Новое явление — фудхолл — всего несколько лет назад появилось в Москве, в Петербурге же тренд только набирает обороты. Отличие от фудкорта в том, что в фудхолл идут целенаправленно, чтобы попробовать разную еду. Это не просто перекус по дороге в очередной магазин торгового центра, это осознанный выбор, «еда со смыслом». Если в традиционном кафе кухня часто ограничена одним концептом, то в фудхолле представлены совершенно разные варианты: от пиццерии до раменной. И цены, конечно, значительно ниже по сравнению с рестораном а-ля-карт.

В прошлом году мы автоматизировали «Зеленый рынок», проект международного ресторанного холдинга Ginza Project и инвестиционной группы компаний «Аваль». Гастромаркет распространил формат фудхолла в спальном районе Москвы: в мини-ресторанах представлены блюда с разных уголков мира, среди которых американские бургеры, вьетнамский суп фо, немецкие колбаски, итальянская пицца, грузинский хачапури, японские роллы и многое другое. В Петербурге к подобному формату можно отнести Долгоозерный рынок и еще не открывшийся фудхолл во Владимирском пассаже.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Примером фудхолла может служить Центральный рынок, «Депо», Усачевский рынок. Это общее единое пространство с разными точками питания, но с общей посадочной зоной. Получается, что в рамках такого формата различные концепции объединяет единое пространство с особой атмосферой.

Формат фудхоллов популярен по нескольким причинам. Во-первых, потому что все мы любим разнообразие – а фудхолл это как раз тот случай, когда сразу несколько кухонь собраны в одном месте. Во-вторых, фудхоллы отвечают запросам молодого поколения – более мобильного, открытого к гастрономическим экспериментам. Кроме того, это более массовый, более демократичный формат, который при этом является более здоровой альтернативой фудкортам с изобилием фастфуда.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Markthalle Neun Berlin, Germany

Сам тренд пришел к нам из Европы и Америки, когда сегмент HoReCa стал постепенно осваивать переизбыток торговых площадей, который образовался в результате снижения динамики ритейла. Фудхоллы в этом плане стали наследниками фудкортов, но если фудкорт – это про «поел и побежал», то фудхолл предполагает более осознанное погружение в кулинарию, особую атмосферность и достаточно высокий уровень сервиса.

Фудхолл – это в каком-то роде гибрид форматов. С одной стороны, это, прежде всего, хорошая ресторанная еда, это интересная кулинария. С другой стороны, это совмещение в едином большом пространстве нескольких форматов с традиционными кухнями разных стран и континентов. А фудкорт – это, как правило, просто общая площадка для типовых точек с фастфудом.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Central Market Hall, Budapest, Hungary

Для гостей минус, прежде всего, в том, что это место действительно популярное и даже тусовочное, люди приходят сюда не только для того, чтобы поесть, но и чтобы хорошо провести время – и тут же возникает проблема с посадочными местами.

А для рестораторов главная сложность с освоением такого формата в умении выстроить свой технологический процесс. То есть, если в ресторане ты работаешь с большой кухней и множеством подсобных помещений, в фудхолле ты однозначно имеешь дело с открытой кухней и очень ограниченными возможностями в плане сопутствующих помещений. Но, думаю, эти проблемы тоже решаются методом проб и ошибок.

Потенциал у такого формата для развития, безусловно, есть – особенно если речь идет о регионах, в которых фаст-кэжуал только начинает развиваться и приживаться. Весь ажиотаж вокруг открытия «Депо» в Москве показал, что насыщения рынка в этом сегменте еще не произошло – и это отличная возможность для рестораторов показать новые концепции, заинтересовать и вовлечь новую аудиторию в гастрокультуру.

Источник

Мы будем есть теперь по-новому

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Эволюция общепита породила новый формат гастрономического ретейла — фуд-холлы. Формат настолько новый, что даже название еще не утвердилось. Одни называют их гастромаркетами, другие — гастрорынками. Одно ясно, что это гибрид, который объединяет в себе элементы традиционных фуд-кортов, ресторанов и сельхозрынков.

Появление фуд-холлов — следствие тренда на модный нынче здоровый образ жизни. Фишка формата — многообразие авторских блюд из свежих продуктов в интересной атмосфере. В России фуд-холлы появились 4 года назад и быстро обретают популярность. Правда, пока их можно посетить только в Москве. Но на подходе и проекты в регионах.

Стремительный рост
Фуд-холл — новый глобальный тренд в общепите. Это гастрономическое пространство, которое сочетает в себе разнообразие рыночных прилавков и концепций качественного общепита — не только от профессиональных рестораторов, но и от гастроэнтузиастов, которые только выходят на публику.

Пространство это объединено единым стилем и находится под управлением одной компании или, что гораздо реже, шеф-повара. Здесь можно попробовать блюда разных национальных кухонь, посетить кулинарные мастер-классы, фестивали, послушать музыкальные программы, хорошо провести время.

«Фуд-холлы больше, чем фуд-корты, ориентированы на полноценное приготовление еды, использование свежих продуктов и авторскую кухню. Но жестких рамок у формата нет. Например, в Foodhallen в Амстердаме два десятка заведений разного типа — от высокой авторской кухни до обычного стритфуда. А в Лиссабонском Time Out Market операторов около 40. Атмосферу там создают живые выступления музыкантов», — говорит руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

То, что фуд-холлы часто являются частью современных продовольственных рынков, — абсолютно нормально. Именно там самые свежие и здоровые продукты. А это в тренде моды на здоровый образ жизни.

«Именно благодаря своей атмосфере фуд-холл является самодостаточной площадкой и центром притяжения публики. Неудивительно, что в составе торгового центра он обычно становится якорем, заменяя или дополняя традиционный фуд-корт», — говорит руководитель отдела торговых площадей JLL Екатерина Земская.

«В то же время формат фуд-холла не вполне подходит для неторопливого ужина в тишине. А в некоторых случаях чек в отдельных заведениях с аналогичным качеством кухни может быть даже меньше», — отмечает старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян.
Тем не менее во всем мире фуд-холлы активно набирают популярность. Например, в США, по данным JLL, за 2016 год открылось 35 фуд-холлов (на конец 2015 года их в стране было всего 70). Еще 100 проектов находятся на стадии реализации. И к концу 2019 года, по прогнозу экспертов CBRE, их число в США достигнет 200. Формат также активно развивается в Азии и Европе.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

Свежее и горячее
Традиционным местом размещения фуд-холлов являются бывшие продуктовые и фермерские рынки. Не удивительно, что толчок к развитию нового гастроформата в Москве дала программа реконструкции старых сельскохозяйственных рынков, запущенная несколько лет назад.

Первым рынком, который превратился в современное гастрономическое пространство с легкой руки инвесторов из Ginza Project, стал Даниловский рынок. В апреле 2017 года здесь завершились комплексные ремонтные работы, которые шли с марта 2015 года без остановки торговли.

Следом в фуд-холлы превратились Усачевский рынок и рынок экопродуктов в Коньково. Были обновлены Черемушкинский рынок и Центральный рынок на Рождественском бульваре. Но преобразования продолжаются. Следующие на очереди Дорогомиловский и Багратионовский рынки.

«То, что фуд-холлы часто являются частью современных продовольственных рынков, — абсолютно нормально. Именно там самые свежие и здоровые продукты. Это соответствует модному нынче тренду на здоровый образ жизни. Кроме того, повара на фуд-холле часто предлагают посетителям выбрать продукты самостоятельно, а потом из них на глазах у гостей готовят вкусное блюдо. Это уже элемент шоу и однозначно интересный опыт», — добавляет Игорь Кокорев.

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое

В перспективе фуд-холлы появятся во многих ТРЦ и станут своеобразной перезагрузкой их концепции. Несколько девелоперов уже задумались о реализации подобных проектов

Примеров открытия фуд-холлов в составе торговых центров Москвы пока немного. Но они тоже появляются. Успешно работает сетевой проект LavkaLavka, который сотрудничает с торговыми центрами «МЕГА». В ТРЦ «Золотой Вавилон» недавно был запущен проект «Азбука фермы», объединивший фермерский рынок и зону фуд-корта «Кухни мира». А в начале этого года на первом этаже торгового центра «Никольская Плаза» открылся «Вокруг света» — совместный проект Бориса Зарькова, Аркадия Новикова и Владимира Мухина под управлением единого оператора — White Rabbit Family.

«Большинство фуд-холлов или работают под брендом одного арендатора (single tenant), или сочетают в себе бренды различных операторов (multi-tenant). Но есть и примеры развития проектов по франшизе. Первым таким фуд-холлом стал Eataly, открывшийся в конце мая 2017 года в ТГК «Киевский». Под брендом этой сети во всем мире работают 38 заведений: 13 из них представлены в Италии, пять — в США, а также в Японии, ОАЭ, Южной Корее и Турции», — говорит Екатерина Земская из JLL.

Движение в регионы
Какое будущее ждет фуд-холлы в России? Эксперты уверены, что большое и светлое.
«Пока развитие фуд-холлов сдерживает то, что крупному бизнесу, владеющему большими объектами коммерческой недвижимости, проще работать с традиционными ресторанами, кафе, фуд-кортами. Но времена меняются», — констатирует Игорь Кокорев из Knight Frank St Petersburg.

«Формат фуд-холлов обязательно приживется на нашем рынке, хотя наверняка претерпит некоторую трансформацию. Он интересен инвесторам как новый формат вложений в ретейл, ориентированный на широкую аудиторию. Это ключевой момент для развития», — отмечает управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.

С коллегой согласен Константин Будагян из CBRE: «Существующие проекты фуд-холлов уже доказали свою востребованность. Их способность притягивать посетителей, менее жесткие требования к транспортной доступности и низкая конкуренция в сегменте могут быть интересны для инвесторов. Особенно если потребительский спрос восстановится. А это — залог развития формата».

Эксперты уверены, что в ближайшее время фуд-холлы начнут открываться за пределами Москвы — в других крупных городах России. И следующий город, где они появятся, — это Петербург, в котором уже начинается программа реконструкции сельскохозяйственных рынков. Но надежда не только на нее.

«На территории (парковки. — Ред.) «Владимирского пассажа» уже появился летний проект Locale, инициаторами которого выступили Italy Group и Dreamteam. Площадка «Бутылки» в Новой Голландии объединила мультинациональную кухню нескольких ресторанных групп. Пусть это не классические, но очень говорящие, показательные примеры роста популярности родственных фуд-холлу форматов. А в перспективе фуд-холлы появятся во многих ТРЦ и станут своеобразной перезагрузкой их концепции. Несколько девелоперов уже задумались о реализации подобных проектов», — считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге Ирина Царькова.

«Мы планируем создать первый классический фуд-холл в ТРК «Сити-молл», реконцепцией которого сейчас занимаемся. Проект будет реализован в ближайшее время. На фуд-холле будет и зона фастфуда, и зона ресторанов. Мы уверены, что новый формат понравится горожанам и будет пользоваться популярностью», — сообщили в компании FortGroup.

Правда, есть и скептики. «Скорее всего, в Петербурге данный формат не скоро наберет популярность, так как наши посетители привыкли к классическому виду и содержанию общепита в торговых комплексах. А новая концепция требует довольно больших вложений, отстроенной логистики и качественных поставщиков, а также появления своего потребителя в достаточно большом количестве. А в нашем городе еще не так много людей, которые готовы платить более высокую цену за здоровое питание», — заявили в ХК «Адамант».

«Оба формата — и фуд-холлы и фуд-корты — будут развиваться. У фуд-кортов тоже есть свои поклонники, которые не откажутся от привычной разновидности фастфуда. Уверен, что оба формата в итоге найдут рыночный баланс. И сохранятся оба. А дальнейшие темпы их роста будут зависеть от развития сегмента торговых комплексов», — заключил Алексей Калачев из «ФИНАМ».

Фуд холл что это такое. Смотреть фото Фуд холл что это такое. Смотреть картинку Фуд холл что это такое. Картинка про Фуд холл что это такое. Фото Фуд холл что это такое
О том, что думают о моде на гастромаркеты создатель сети «Теремок» Михаил Гончаров, ресторатор Владимир Перельман и основатель проекта StrEat Максим Попов можно прочитать здесь.

Комментарий

Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»:

По формату фуд-холлы — это те же фуд-корты. Только вместо фастфуда они предлагают посетителям полноценные блюда. То есть вместо быстро разогретых полуфабрикатов посетитель фуд-холла может заказать нормальную еду, приготовленную профессиональным поваром из натуральных продуктов. Как правило, в выборе фишки, привлекающей клиентов, фуд-холл ориентируется на популярные блюда той или иной национальной кухни. Так проще обозначить свою особость и обрести лицо.

Эта тема становится модной и набирает популярность, поскольку в обществе присутствует тренд на здоровое питание. И покуда это так, формат фуд-холлов будет развиваться и теснить фуд-корты в ТРЦ. Но четкую границу между фуд-холлом и фуд-кортом провести трудно, а порой и невозможно. Взять, к примеру, те же пельмени, или долму, или чебуреки. Блюда китайской и японской кухни. Отличить свежеприготовленное блюдо от полуфабриката можно не всегда. К тому же конкретная точка может иметь в ассортименте и то и другое.

Источник

Почему фуд-холлы так популярны? Отвечает основатель архитектурного бюро Archpoint

Фуд-холлы — развивающийся тренд: в Европе и США их уже больше двухсот. Что такое фуд-холлы, как мода на них пришла в Россию, какие у формата есть архитектурные особенности — рассказывает Валерий Лизунов, основатель архитектурного бюро Archpoint и совладелец московских баров Parka, Prscco Bar, Aprol Bar и «Проходное место».

Для справки: в 2020 году специалисты архитектурного бюро Archpoint (Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров) реконструировали Черемушкинский рынок, переосмыслив его внешний вид.

Фуд-холлы, или гастромаркеты, — современный гастрономический и культурный феномен. Это пространства, в которых на одной территории представлены несколько заведений с разными концепциями и кухнями разных народов, а часто еще и рынок со свежей фермерской продукцией. До пандемии я успел побывать во многих гастромаркетах в Европе, США и Азии, и везде меня привлекала бурлящая там жизнь — это настоящий тренд среди людей всех возрастов и национальностей.

В России такие места начали развиваться не так давно: пилотный пример этой концепции — Даниловский рынок в Москве, который оформился как гастромаркет в 2017 году. После его успеха игроки ресторанного бизнеса подхватили и стали развивать эту идею. Сейчас в столице уже несколько десятков фуд-холлов, к этой цифре стремится Санкт-Петербург, а тенденция идет и в регионы.

Истоки

В нашу страну концепция, как водится, пришла с Запада: в Европе и США количество фуд-холлов превышает пару сотен, и популярны они дольше, чем у нас, — уже больше десяти-двадцати лет. Западные страны, в свою очередь, переняли концепцию у азиатов, у которых распространены рынки, на которых можно не только купить продукты, но и попросить их сразу же приготовить. Наиболее известные фуд-холлы за границей — это Time Out Market в Лиссабоне, Revival Food Hall в Чикаго, Markthal Rotterdam в Роттердаме, Borough Market в Лондоне. И это мегапопулярные места — тот же Time Out Market привлекает ежегодно более 3 млн посетителей.

Если задумываться о том, почему такая концепция появилась и стала успешной, наверное, мы придем к тому, что еда перестала быть простым удовлетворением физической потребности. Еда стала культурным феноменом: людей интересует, как появилось то или иное блюдо, как оно приготовлено, как оно связано с местной культурой. И вместе с интересом к иностранным незнакомым блюдам у людей пробуждается желание узнавать больше и о том, что готовят на родине. Все это накладывается на стремление добавить к приему пищи новые ощущения: сидя за барной стойкой, можно увидеть процесс приготовления стейка или на мастер-классе известного шеф-повара создать собственный тартар из тунца с фреголой и малиной.

Открываются фуд-холлы в разных местах — под них могут построить новое здание, могут открыть в торговом центре, а могут переосмыслить старый городской рынок, трамвайное депо, промышленное здание, вокзал или порт. Например, фуд-холл Ponce City Market в Атланте раньше был складом крупной американской компании, а в здании Chelsea Market в Нью-Йорке производили печенье Oreo. Иногда концепция фуд-холла сочетает совсем несочетаемое: в Лондоне гастромаркет Mercato Metropolitano открылся в отреставрированной церкви начала XIX века, и, откусывая горячую «Маргариту» или наслаждаясь пинтой крафтового пива, можно встретиться взглядом с ликом святого со старинного витража.

При этом история здания при трансформации не ретушируется полностью, сохраняется дух места. Это хорошо видно на примере московского фуд-молла «Депо»: на его территории остались исторические корпуса Миусского трамвайного депо, в зданиях восстановили кирпичные арки, колонны и чугунные оконные рамы.

Трансформируем рынки

«Депо» в России — это скорее исключение из правил, у нас фуд-холлы чаще всего открываются на месте городских рынков, которые потеряли свою актуальность и должны были из мононаправленных мест превратиться в многофункциональные. Это тот же Даниловский рынок, Черемушкинский, Центральный, Усачевский.

Черемушкинский рынок нам, например, удалось полностью изменить и превратить из устаревшего рынка советского образца в современное гастропространство. Я и члены моей команды побывали на разных маркетах и фуд-холлах за границей и запомнили какие‑то планировочные решения, но общую концепцию Черемушкинского мы сформировали сами.

Наверное, то, что мы взяли «взаймы» у иностранных гастромаркетов, — это четкость и простота планировки. Мы изначально разделили пространство по осям симметрии и отдельно выделили центр, в котором расположили винный бар с винотекой. Вокруг бара оборудовали достаточно большое рыночное пространство, а дальше — корнеры кафе и ресторанов.

Зона рынка разделена на четыре части по типу продукции: рыба и морепродукты, мясо, молочная продукция, фрукты и овощи. Пространство зонировано с помощью подсвеченных вывесок и еще одного, как нам кажется, интересного стилевого решения. Чтобы не перечеркивать историю популярного в Москве еще с 1960-х годов места, мы решили сделать отсылки к советской эстетике в интерьере. И в соответствии с этими направлениями в каждом блоке мы поставили скульптуру женщины в советском стиле: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а в зоне продажи мяса — женщина с овечкой на руках. Все статуи уникальны — мы их специально разрабатывали вместе со скульптором Денисом Стритовичем, напечатали на 3D-принтере и вручную расписали.

Не фуд-корт, но и не ресторан

Не стоит путать фуд-холлы с фуд-кортами. Фуд-корты обычно встречаются в торговых центрах. Они типовым образом оформлены: по периметру расположены рестораны, в центре — зона посадки с пластиковыми столами и стульями, а ассортимент часто ограничен фастфудом. В таких местах посетитель не засидится и пойдет дальше за покупками.

Явление фуд-холлов уходит от подобной неискушенности: сюда приходят провести время и совершить гастрономическое путешествие по кухням мира, и ждут соответствующего оформления. Поэтому здесь свежие качественные продукты, красивый интерьер, мебель, более высокий уровень сервиса, чем в фуд-кортах, и интересные кулинарные решения. Здесь можно взять стейк средней прожарки, приправить его фалафелем и хумусом, а на десерт побаловаться японской выпечкой такояки с церемониальным чаем маття.

С другой стороны, это и не полноценные рестораны — здесь еду нужно заказывать у стойки, нет официантов и сервировки столов. Гастромаркеты стирают границу между ресторанной подачей и фастфудом: еду здесь можно получить быстро, но при этом с комфортом ею наслаждаться.

Статус феномена на стыке фуд-кортов и ресторанов отражается и на аудитории. Фуд-холлы привлекают разных людей, и найти что‑то для себя здесь могут и студенты, и бизнесмены — уровень корнеров варьируется от среднего до премиального.

Некоторые компании развивают концепцию и меняют соотношение ресторанного и фастфудного. Например, Eat Market от компании Zemskiy Group превратился в фуд-холл-ресторан, где еду можно заказать не только за стойкой, но и через официанта, в меню представлены все блюда, а заплатить можно по общему чеку. Иногда в здании гастромаркета открывают и полноценные рестораны с отдельным входом.

Архитектура

Так как для фуд-холлов часто используются бывшие промышленные здания или старые рынки, у них в разных странах появилась более-менее общая черта — это большое пространство, куда входит от десяти и более корнеров. Для оформления часто используется стилистика лофта: кирпичная кладка, открытые коммуникации и металлические балки на потолке, металлические колонны и большие плафоны ламп. Цвета отделки чаще всего черные, коричневые, серые и бежевые с теплыми древесными акцентами.

Главным вызовом для архитектора, начинающего планировать интерьер фуд-холла, становится необходимость объединить общую идею места с десятками разных нишевых концепций. Для этого обычно создаются общие зоны, выполненные в едином стилевом решении: объединяющий все корнеры фриз, общая структура (например, металлические колонны по бокам), единый стиль освещения (везде одни и те же лампы). А дальше каждый арендатор развивает идею как хочет, добавляя свои стилевые акценты. Но на стадии проекта, конечно, все проходят через процесс согласования с владельцем помещения, чтобы для него не было «сюрпризов» и все между собой сочеталось.

Второй вызов для архитектора — создание уютной атмосферы, в которой приятно находиться. Продумывание деталей, подбор цветов и материалов. Часто в интерьер добавляют акценты в виде растений или небольших деревьев.

Планировочные решения в гастромаркетах простые: большие пространства для столов и стульев, ряды корнеров, в проходах между которыми можно гулять как по небольшим проспектам, рыночное пространство с продуктами со всего света. Зонирование осуществляют разными способами: с помощью больших вывесок или декоративных конструкций под потолком, указывающих направление и отделяющих зоны с разным назначением, перегородками и ширмами, отделяющими группы столов, или с помощью освещения, которым подсвечивают смысловые зоны.

К оформлению корнеров владельцы относятся ответственно и выбирают материалы в зависимости от концепции и желаемой аудитории. Чаще всего стараются использовать более-менее бюджетные варианты, потому что аренда в фуд-холлах дорогая, а стопроцентной гарантии, что твоя концепция будет востребована в этом месте, нет. Но все равно это достойный уровень: вместо пластика в таких местах чаще всего отдают предпочтение тактильно и зрительно приятному дереву разных оттенков и хорошему металлу.

Еще одна из важных деталей при оформлении фуд-холла — грамотный подбор участников, каждый из которых отвечает за качество своей продукции. Важно, чтобы место получилось максимально разнонаправленным, кухни между собой не пересекались и не было лишней конкуренции.

Перспективы

Мой личный прогноз — концепция фуд-холлов будет развиваться и дальше. Пример Европы и США показывает, что это успешный и обкатанный формат, который в нашей стране со временем обрастет своими особенностями. Возможно, к текущему функционалу фуд-холлов будут добавляться новые формы досуга, и они будут становиться все интереснее для посетителей.

О потенциале развития говорит и спрос на такой формат в регионах страны: бизнесмены открывают или готовятся к открытию фуд-холлов в Краснодаре, Казани, Воронеже, Екатеринбурге, и понятно, что этим все не ограничится. Сейчас в Москве мы нарабатываем опыт, накапливаем подходящие актуальные дизайнерские решения, которые в будущем легко можно будет использовать в других городах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *