Фуд молл что это значит

Фуд-холлы и с чем их едят

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Рестораны, кафе, фуд-корты, столовые, кофейни…

Казалось бы, что нового можно придумать в ресторанном бизнесе? Но вдруг появились фуд-холлы, которые стремительно обрели массовую популярность. Сейчас о них говорят не только в профессиональном сообществе, но и среди обывателей.

Что такое фуд-холлы

Для тех, кто впервые слышит о подобном, объясню. Фуд-холлы (или фуд-моллы) — это большие гастрономические пространства, которые объединяют под одной крышей разнообразные форматы питания с общей зоной посадки. Буквально в паре метров друг от друга могут находиться заведения самых разных концепций: вьетнамская, американская, корейская, индийская, русская, итальянская и тайская кухни, кондитерские, кофейни и многое другое. В большинстве случаев такие пространства выглядят стильно и «инстаграмно».

Здесь нет официантов, а заказ чаще всего принимают у стойки. В фуд-молле, вы сможете попробовать вьетнамский суп, тайскую лапшу, модный американский бургер и кофе на миндальном молоке, но купить всё это придётся в разных ресторанных точках.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Вместе с фуд-холлами к нам пришли и новые понятия, например, fast casual (фаст-кэжуал). Так называется формат еды фуд-холлов — нечто среднее между хорошим fast food и рестораном. Fast casual отличает от fast food более здоровый подход к еде, оригинальная кухня, использование многоразовой посуды и стильный интерьер. Схожесть с fast food в быстром формате обслуживания, отсутствии официантов и небольшой площади ресторанных точек.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Как распространялся формат фуд-холлов

Схема распространения формата традиционная: Европа → Москва → Петербург → регионы. Мы переняли концепцию фуд-холлов у европейцев, которые первыми переформатировали свои рынки в гастрономические пространства. Подобные ресторанные кластеры можно встретить в Лиссабоне (Time Out Market Lisbon), Флоренции (Mercato Centrale Firenze), Барселоне (Mercat de la Boqueria) и многих других городах Европы.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Первым российским фуд-холлом стал реконструированный Даниловский рынок в Москве. За ним последовала вереница подобных открытий — фуд-молл «Депо» на месте Миусского трамвайного депо, гастрономическая улица strEAT, Eat Market и многие другие. Сегодня в столице работает больше 30 подобных точек.
Петербург может похвастать недавно стартовавшими проектами City Food в «Сити Молле», Eat Market в «Галерее» и реконструированными Долгоозерным и Василеостровским рынками. Анонсированы еще две точки открытия — оранжереи Таврического сада и помещения бывшего завода «Вагонмаш» на Московском проспекте 115.

Ресторанные кластеры готовят к открытию в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах-милионниках. Спустя несколько месяцев после запуска московского «Дэпо», когда я осознал перспективность этого тренда, вывез всех ключевых сушефов FUN24 в Москву посмотреть, как реализован формат.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Почему фуд-холлы стали популярными

Фуд-холлы заняли промежуточную нишу между заведениями для людей среднего класса и теми, кто предпочитает высокую кухню и дорогие рестораны. Люди, которые ходят в дорогие рестораны, увидели в фуд-холлах более доступный, модный, но не менее качественный формат. А те, кто посещает фуд-корты, нашли возможность немного доплатив (а иногда за те же деньги, что и в фуд-корте) получить более высокое качество и попробовать нечто новое.

Стоит сказать и о качестве еды. За счет большого потока Гостей в фуд-холлах высокая пропускная способность продуктов, а значит свежие составляющие, что сказывается на качестве блюд в целом.

Еще одна причина популярности в том, что фуд-холлы, как и фуд-корты, дают возможность выбора — какой бы компанией не пришли люди, каждый сможет найти что-то для себя.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Причины, по которым рестораторы выбирают формат фуд-холлов:

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Рынок, торговый центр или старая фабрика — где открыть фуд-холл?

Во многом требования к площадке для открытия фуд-холла совпадают с требованиями для строительства крупных развлекательных центров: город-миллионник, площадь помещения от 10 000 кв. м, транспортная доступность, сформированная культура отдыха. Для фуд-холлов и развлекательных центров рентабельнее найти готовое помещение, чем строить «с нуля».

Под фуд-холлы переделывают рынки и верхние этажи торговых центров. Пространством для площадок также могут стать старые промышленные здания и мануфактуры. В Петербурге два фуд-холла открылись на месте бывших детских развлекательных центров. Парки развлечений располагались на верхних этажах торговых центров и были закрыты по требованию пожарных инспекций или из-за низкой рентабельности.

Да, развлечения не платят столько, сколько платит еда, и вполне естественно, что формат вытесняется. Но я не думаю, что этот тренд сохранится в долгой перспективе. Люди хотят не только есть, но и развлекаться. Парки развлечений — генератор гостевого потока на длительный период, такие арендаторы останутся востребованными для владельцев ТЦ. Люди, которые ходят по торговому центру, проводят в нём в среднем 1,5–2 часа. Посетители развлекательных центров — 2,5–3 часа. Что выше почти в два раза, следовательно, люди тратят за это время больше денег.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Огромный потенциал в реновации старых советских рынков. В Европе рынки — это место встреч, куда люди приходят, чтобы провести время, увидеться с друзьями, позавтракать и заодно купить качественные продукты. В рамках общего пространства продают сыры, колбасы, а в центре расположены кафе, где подают готовые блюда и вино. Вы можете купить в лавке сыр, ветчину, взять бокал вина и перекусить.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

В Азии популярны рынки, где продают свежие морепродукты. На этом же рынке их можно приготовить за небольшую плату. Уверен, что рынки продолжат развивать совмещенное направление продажи продуктов и готовой еды. Разойтись есть где, ведь рынков, которые морально устарели и требуют реновации у нас с избытком.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Перенимаем концепции

Никто, как русские, не любит перенимать кухни разных стран мира. В своё время у нас был бум ресторанов итальянской, затем японской кухонь, пару лет назад на каждом шагу открывались бургерные. Теперь накрывает волна паназиатской кухни, которая в широком спектре представлена в фуд-холлах. Люди массово открыли для себя направление Азии. Съездили, посмотрели, попробовали; за полгода зимовки привыкли к местной кухне, и вернувшись, стали прививать эту культуру у нас. Как показывает практика, она здесь неплохо приживается.

Более того, мы перенимаем опыт и реализовываем концепции даже лучше, чем в странах, откуда они пришли изначально. Роллы, пасту, кофе в России нередко можно найти лучшего качества, чем в оригинале.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Та же история произошла и с кальянами. Культура зародилась не у нас, но в действительности, Россия сейчас наиболее продвинутая страна кальянного направления. Мы производим большое число табаков, сами делаем угли, кальянное оборудование. Могу с уверенностью сказать, что лучшие кальяны у нас. Я ездил по всему миру и мне есть с чем сравнить.

Долго ли продержится тренд на фуд-холлы

Пройдёт немного времени и фуд-холлы станут для нас обычным местом, где можно перекусить или назначить встречу. По большому счету, это просто эволюция фуд-кортов. Уход от стандартного набора: блины, бургеры, картошка-фри на разные форматы национальных кухонь.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

При этом уже появились фуд-холлы, которые сочетают в себе fast food и fast casual. Например, в City Food форматы зонировали. 12 точек отданы под привычный fast food, который включает Макдональдс, KFC, Carl’s Jr и другие. 17 площадок занимает fast casual — разного рода экзотические концепции, аутентичные модные кафе и рестораны авторской кухни. Объединение аудиторий, однозначно, выигрышный вариант. Чем больше целевая — тем шире спектр, а значит, эффективнее модель.

Источник

Как устроена экономика фуд-холла

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Фуд-холлы победоносно шествуют по российскому рынку общепита. Многие инвесторы примеряют новый формат на себя, надеясь повторить успех первопроходцев. Но взлетают не все, потому что не умеют считать и не знают законов жанра.

Формат фуд-холлов активно развивается в России уже 3 года. Доля его в общем обороте отечественного общепита, который по итогам прошлого года составил 1,53 трлн рублей, пока ничтожна. Тем не менее, по данным «Магазина Магазинов», в Москве уже открыты 25 проектов этого формата и еще около 20 находятся на разной стадии реализации.

«Общее число фуд-холлов в России еще никто не считал», — честно признается гендиректор «Магазина Магазинов» Дмитрий Бурлов (в США, к слову, сейчас работают 200 таких проектов). Но запуск новых фуд-холлов в регионах происходит почти каждый месяц. Они уже есть в Петербурге, Хабаровске, Воронеже, Перми, Краснодаре и других городах. «Проекты становятся все крупнее, обрастают новыми функциями. Но формат этот до конца не изучен. Вокруг него много мифов», — говорит Дмитрий Бурлов.

Как на самом деле зарабатывают фуд-холлы и с какими проблемами сталкиваются, рассказали пионеры сегмента на форуме «Аренда» в Москве.

А нужен ли рынок?
Многие фуд-холлы появились на месте бывших сельскохозяйственных рынков. Но так ли важна для успеха проекта «намоленность места»? «Это вопрос относительный», — уверен Михаил Горяинов, собственник Gremm Group (контролирует Усачевский, Москворецкий, Центральный рынки, а также рынок на Ленинском проспекте в столице). По его словам, какая функция — торговля или общепит — будет в итоге главной в таком проекте, зависит от района. «Например, на обновленном Усаческом рынке торговля сельхозпродукцией важнее общепита, а на Центральном — наоборот», — сообщил он.

О мифах, которыми обрастает сегмент гастромаркетов читайте здесь.

«Для нашего проекта рынок — имиджевая история», — говорит управляющий партнерских проектов «Депо» Леонид Литвин. По его словам, на момент открытия фуд-холла рынок занимал там большую площадь. Но со временем три большие рыночные зоны отдали под корнеры и посадку. «В частности, убрали мясную линию, потому что люди плохо покупали вырезку и сырые стейки. Зато корнер, который продает у нас жареное мясо, входит в тройку самых успешных по обороту. Сократив площадь торговли, мы оптимизировали проект», — пояснил он. Но рынок в «Депо», по его словам, все равно останется. «Правда, торговать там будут только востребованными продуктами: молочкой, орехами, мясными деликатесами», — уточнил он.

Максим Попов, создатель гастрономической улицы StrEat в Москве, считает, что тема торговли сельхозпродукцией в проектах фуд-холлов все-таки факультативна. «В нашей стране не существует среднего и малого сельхозбизнеса. Поэтому развивать концепции, сочетающие в себе рынок и общепит, сложно. Обычно в них не возникает синергии. А значит, у них нет будущего. Исключение — исторические места, куда люди за покупками ходят веками. Но таких мест мало. В любом случае с едой такие проекты развиваются быстрее и проще. Это международный тренд», — говорит он.

Телемост рестораторов о будущем фуд-холлов, организованный MarketMedia читайте здесь.

В свою очередь Максим Ползиков, генеральный директор холдинга Ginza Project, который управляет Даниловским рынком, заявил, что грамотное использование «гения места» помогает создать успешный проект. «Мы максимально стремились сохранить в проекте атмосферу рынка. Внимательно отбирали тех, кто с нами останется. Правила игры предложили всем, но не все согласились. В итоге получился додуманный единый организм, где есть и рынок, и не шесть (как планировали сначала), а 36 ресторанных концепций, которые ежедневно посещают 10-15 тыс. человек. Но мы не разделяем поток посетителей. Кто-то идет вкусить гастрономические изыски, кто-то — купить помидоры. Это все наша аудитория», — говорит он.

Но Максим Попов не считает успешную историю Даниловского рынка эталоном, хотя на этот проект пытаются равняться многие инвесторы. «Он был самым первым в сегменте и потому стоит особняком. Если бы его сейчас запустили, история была бы другая. Возможно, не такая успешная», — полагает он.

Повара с горящими глазами
Еще одна примета фуд-холлов — гастроэнтузиасты: молодые предприниматели от общепита с горящими глазами и большим желанием перевернуть мир, которые создают особенный продукт, но чаще всего несистемный. Многие эксперты связывают успех формата именно с их работой. Возникает резонный вопрос: где их искать и сколько таких концепций должно быть на фуд-холле?

Пять откровенный историй о фуд-холле «Депо» читайте здесь.

Леонид Литвин рассказал, что проект «Депо» начал работу с гастроэнтузиастами за 2 года до открытия самого фуд-холла. «Мы создали для них своеобразный инкубатор на базе четырех рестомаркетов «Обед-Буфет». В каждом из них действуют поп-ап-точки, где мы тестируем концепции гастроэнтузиастов на протяжении 1-2 месяцев. Любой желающий может туда попасть только за процент от товарооборота», — говорит он. По его словам, когда планировали «Депо», сделали матрицу на 70 точек и расписали концепции, которые хотели там видеть.

«Мы пытались максимально привлечь гастроэнтузиастов. Но далеко не все выстрелили. Только шесть из 10 продолжили свой путь. Остальные быстро поняли, что это не романтика, и закрылись. Зато те, кто остался, хорошо развиваются и даже строят сети», — рассказал Леонид Литвин.

Основатель StrEat Максим Попов заявил, что его проекту сетевые концепции вообще не интересны, поскольку они быстро становятся бюрократическими механизмами, четко заточенными на деньги. «Молодежь с горящими глазами, холодными головами и чистыми руками — совсем другое дело. Мы стараемся им помогать, поскольку знаем, что и как считать. А у них с этим обычно проблемы», — поясняет он.

С коллегами согласен Максим Ползиков из Ginza. «Гастроэнтузиасты — обязательные участники фуд-холлов. Они создают то разнообразие впечатлений, ради которого молодое поколение с кухонь переходит в общепит», — поясняет он.

Как превратить старый рынок в гастромаркет, который посещают 3 млн человек в год, читайте здесь.

Ирина Рябко, управляющий директор универмага «Цветной», где работает обновленный фуд-холл из 20 концепций (всего их будет 24), рассказала, что семь ресторанов были совершенно новыми для рынка. «Но и представителей стандартных концепций мы попросили сделать для нас одно-два блюда, которых больше нет нигде. Потому что в оригинальности — сила», — рассказала она.

Об эволюции общепита читайте здесь.

Создавая фуд-холл, по его словам, надо идти не от метража проекта, а от количества ресторанных концепций. «Если три-пять — неинтересно. Из 15-18 уже можно собрать качественный пазл. А по-настоящему интересная история начинается от 20 корнеров», — считает он.

Зато в оценке инвестиций участники рынка оказались единодушны. По их словам, для создания хорошего фуд-холла потребуется вложить от 60 тыс. до 100 тыс. рублей в каждый его квадратный метр. И еще примерно 3 тыс. рублей в год в расчете на каждый «квадрат» нужно предусмотреть в бюджете на маркетинг и раскрутку.

Как быстро вернутся деньги? Леонид Литвин, у которого в «Депо» работают восемь собственных концепций, сказал, что вложения в них окупились за 4-11 месяцев. «Но «Депо» как девелоперский проект окупится очень нескоро. Деньги, которые были затрачены на реставрацию здания, колоссальны», — говорит он.

Арендный поток — главный источник доходов фуд-холлов. «Мы начинали со ставок 10 тыс. рублей за 1 м 2 в месяц и за год дошли до 30 тыс. рублей. Это было нелегко — потребовалась серьезная работа с качеством. Думаю, в Москве это максимальная планка», — сообщил Михаил Горяинов.

Почему гастромаркеты могут появиться и в Митино читайте здесь.

«У нас ставки побольше. Но у нас около 80% арендаторов сидят на проценте от оборота. Так удобнее всем», — говорит Леонид Литвин. А Максим Попов сообщил, что в их проекте ставки колеблются от 12 тыс. до 15 тыс. рублей за «квадрат» в месяц в зависимости от площади корнера. «У нас все в аренде кроме алкогольного бара, который платит 15% от оборота. В таких условиях концепции окупаются от 3 месяцев. А наша окупаемость, как оператора, составляет около 3 лет», — сообщил он. Но подчеркнул, что нельзя просто сдать площадь в аренду и сидеть в ожидании арендного потока. «Этот бизнес так не работает. Нужно постоянно держать руку на пульсе», — говорит он.

Фуд-холл, по его словам, это ресторанный проект с пакетным предложением высокого качества, которое оказывается на 30% дешевле, чем в ресторанах. «Между ресторатором и клиентом нет прослойки в виде официанта. За счет этого можно сэкономить гостевые деньги, чтобы потратить их на интертейнмент», — поясняет он.

Будущее не за горами
Как будет развиваться в ближайшей перспективе рынок фуд-холлов? Во-первых, по словам участников рынка, будет расширяться его география. «В регионах потребность в таких проектах огромная. И не только в городах-миллионниках. Хотя регион региону рознь. И многое зависит от культуры питания в конкретном городе», — говорит Максим Ползиков. «Важна не столько культура потребления, сколько уровень благосостояния людей. От этого зависит количество денег, которые они могут потратить вне дома. А регионы живут очень по-разному», — возражает Оксана Федулова.

Как построить новый рынок читайте здесь.

Во-вторых, эксперты прогнозируют появление новых форматов фуд-холлов. Аднан Батт, гендиректор Butt Group, рассказал, что его компания строит в Москве, на Никитском бульваре, первый фуд-холл с гостиницей. «Мы реконструируем под отель Hilton здание площадью 5 тыс. м 2 и весь его первый этаж (1 тыс. м 2 ) отдадим под фуд-холл. «Мне кажется, это очень органичное сочетание функций. В гостинице собираются люди из разных стран с разными вкусами. На фуд-холле они смогут найти еду по душе. Получится социальная среда, где интересно будет находиться и иностранцам, и москвичам», — говорит он.

А Максим Ползиков рассказал, что у его компании в стадии подписания находятся рамочные соглашения с несколькими девелоперами о создании фуд-холлов в их проектах. «Наши партнеры — очень профессиональные люди, которые все понимают про свою аудиторию и могут строить целыми микрорайонами и даже городами-сателлитами. На уровне планирования новых районов они уже задумываются над тем, что и где должно быть. И я верю в такие коллаборации», — говорит он.

Интервью с Максимом Ползиковым читайте здесь.

«Фуд-холлы будут развиваться. И будут жить долго. Но рынок будут завоевывать профессионалы. А те, кто не дотягивает до этого статуса, будут с рынка уходить. Как на любом другом рынке», — заключил Максим Попов.

Источник

Что такое «Депо. Москва» и как московский гастробизнес пришел к формату фудмолла

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Подчеркнуть масштабность проекта на Лесной улице решили новым определением «фудмолл». Строили долго, открытием интриговали не меньше. С поиском арендаторов проблем не возникло: грандиозность замысла манила даже именитых рестораторов, а обещание создателей обеспечить неиссякаемый поток столичных фудиз и гостей столицы сулило быструю прибыль. В здании из красного кирпича предусмотрели 1800 посадочных мест, более 70 фуд-кортов и сотню торговых лавок. А вокруг — на территории бывшего депо — несколько ресторанов от первых лиц отрасли.

С чего все начиналось

Первым опытом создания гастромаркета в Москве можно считать проект Анастасии Колесниковой: в мае 2013 года в парке Горького она организовала «Маркет местной еды». Во многом благодаря этой инициативе в столице поменялась культура уличной еды, а количество интересных и оригинальных фуд-проектов выросло. «Уличной еды не было совсем, просто потому, что тогда ее в Москве в принципе не существовало, — рассказывает Анастасия Колесникова. — Но за неделю нам удалось собрать ребят, которые начинали бизнес с нуля. Это теперь всем известные The Burger Brothers, Gyros for Heroes, Crabs Are Coming».

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Два месяца спустя состоялся фестиваль «О да! Еда!», организаторы которого задались целью популяризировать гастрономию в целом и ресторанные проекты в частности. Несмотря на жирный предсанкционный 2013-й, ресторанный трафик был далек от максимальных значений, а значит, надо было идти в народ в буквальном смысле слова: участвовать в фестивалях, мастер-классах, дегустациях и показательных выступлениях. Количество посетителей таких мероприятий с каждым годом росло и начало переваливать за 40–50 тысяч.

Естественно, массовый интерес публики к гастрономическим трендам и новым форматам не мог пройти мимо внимания людей бизнеса. Они решили превратить советские рынки в гастрономические пространства (вдохновившись еще и европейским опытом) и разбавили низкомаржинальных бабушек-огородниц и торговцев узбекскими помидорами и абхазскими мандаринами теми самыми высокодоходными хипстерами с их необычными стартапами. Разумеется, для этого необходимо было сначала выкупить у города те самые рынки.

Пионером превращения олдскульного советского рынка в модный гастрономический фудмаркет стал Даниловский, открывшийся в 2015 году в обновленном формате. Часть площади (40–60%) как и прежде заняли прилавки со свежими «фермерскими» продуктами, остальное пространство было отдано фудкорнерам с авторской кухней разных стран мира.

Следом за Даниловским стали трансформироваться остальные рынки. Достоинство таких фудмаркетов в том, что к ним уже проложена народная тропа и у потенциальных покупателей сформирован образ места, где можно купить качественную и свежую еду. Такой устойчивый и гарантированный трафик становится приманкой для большинства владельцев фудкорнеров — для них важна общая масса посетителей на этом едином торговом пространстве.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Альтернативой рынкам стали фудхоллы и фудмаркеты, которые начали открываться на абсолютно новых площадках — в бывших цехах или неких вновь организованных пространствах. Такими стали «Гастроферма», гастроцентр «Зарядье» (все точки на нем принадлежат холдингу «Рестораны Раппопорта»), фуд-корт StrEat (проект Максима Попова), Центральный рынок на Трубной, «Вокруг света» на Никольской (совместное детище Аркадия Новикова и Бориса Зарькова) и т. д. Правда, было одно важное отличие — маститые рестораторы в «Зарядье» и «Вокруг света» не собирались делиться с новичками-рестораторами покупательским трафиком и, используя модный формат фуд-кортов, «продавали» несколько концепций под одной крышей.

Немного особняком стоит гастрономическое пространство EAT Market на территории делового квартала «Красная Роза», которое открыли не рестораторы, а профессиональные застройщики, увидевшие преимущества концепции фудхоллов для заполнения свободных площадей. «Мы решили открыть принципиально новый формат заведения, — говорит Владислав Земский, генеральный директор компании Zemskiy Group. — EAT Market — это практически ресторан, где посетители могут заказать еду не только за стойкой, но и через официанта. Теперь можно не стоять в очереди к каждому корнеру, чтобы сформировать свой обед или ужин, в общем меню представлены блюда всех кухонь, а для расчета использован общий чек».

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

В чем достоинства подобных фудмаркетов? Прежде всего в разнообразии концепций и прозрачности процессов: вы заказываете блюдо и видите, как его готовят на открытой кухне из свежих продуктов. Кроме того, помимо гастрономических впечатлений фудмаркеты готовы заманивать гостей и хорошей культурной программой (кулинарными школами, мастер-классами шеф-поваров, выставками, концертами), превращаясь фактически в ГРЦ («гастрономическо-развлекательные центры»). Отсутствие якорных арендаторов компенсируется максимальным количеством разнообразных форматов, что увеличивает трафик ничуть не хуже.

В этом году эпоха развития фудмаркетов достигла своего апогея — на днях на территории бывшего Миусского трамвайного депо (в третьем строении исторических красно-кирпичных зданий транспортного парка) заработал фудмолл «Депо. Москва» общей площадью 11 тысяч кв. м, на которых разместили 75 гастрономических корнеров и 140 лавок со свежими фермерскими продуктами. Соавтором проекта выступил Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart Vasilchuk Brothers («Чайхона № 1», «354» и другие).

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

«Это место, где все будут чувствовать себя комфортно, — заявил журналистам Алексей Васильчук. — Основная концепция — равенство разных, «Депо. Москва» — площадка для всех. Причем мне хотелось дать людям возможность оценить разные подходы к одной кухне, поэтому у нас на площадке есть две грузинские концепции, две греческие, две итальянские, две бургерные и так далее. Я не хочу, чтобы человек чувствовал себя заложником системы, не имея альтернативы. А конкуренция между владельцами фуд-кортов пойдет на пользу их работе».

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

По структуре фудмолл можно разделить на две части — рыночную и ресторанную. Рыночная, как было объявлено, представляет собой своего рода филиал подмосковного гиганта «Фуд Сити». Все разбито по секторам: по центру — овощи и фрукты, ближе ко входу — кондитерские, вдоль стены расположились мясные прилавки. Справа от входа — рыбные ряды. «Решение совместить общепит с продуктовым ретейлом считаю верным, — объясняет специфику формата Алексей Васильчук. — Мы оценили локацию и проанализировали запросы гостя. В «Белой площади» (офисном центре по соседству. — «РБК Стиль») ежедневно работают около 30 тысяч человек. Во время ланча или ужина здесь же, на площадке, они могут купить продукты для дома. Но не тащить же их в офис, убирать в холодильник, потом транспортировать до машины и везти домой! Неудобно. Мы придумали, как решить проблему: организовали на фудмолле пункт доставки «Яндекс.Еда». Любой посетитель рынка может отнести купленные продукты на станцию, заплатить небольшую сумму и в тот же день получить свою продуктовую корзину по указанному адресу. Не нужно переживать из-за холодильника и беготни с тяжелыми пакетами. Хочешь отправить продукты жене или маме посылку с деликатесами — без проблем».

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Вторая часть «Депо. Москва» — многочисленные ресторанные проекты. Джакомо Ломбарди представил новый проект Ciao Pasta & Pizza, а Сэбби Кеньон презентовал SEBB’S Raw & Fire. Аркадий Новиков открыл Fifteen pizzeria. А Владимир Перельман запустил сразу несколько концепций — кафе-кондитерскую «Жемчуга», «Рыба моя. Маркет», «Рыба моя. Street Food». Открылись тапас-бар Barceloneta (проект сочинского холдинга London Restaurant Group), Black Star Burger, ресторан Наташи Березовой Stall (простая еда из свежих продуктов с рынка под вкусное биодинамическое вино), новый проект Tsomi от ресторанной группы Guliani Group (рестораны и грузинские лавки «Оджахури», винный бар Megobari, кафе Kulinari и «Хинкали Хаус») и другие заведения. Концепций десятки.

Однако и это еще не все. Рядом с ангаром «Депо. Москва» на территории нового гастрокластера есть несколько отдельно стоящих зданий с полноценными ресторанами. Одним из первых здесь открылись «КрабыКутабы» Александра Раппопорта, которые могут похвастаться полной вечерней посадкой с самого момента запуска — несмотря на то что многие позиции в меню пока заказать нельзя. Рядом «Сыроварня» Аркадия Новикова, Lesnoy Эмина Агаларова и Григория Лепса, проект Remy Kitchen Bakery, винотека Simple Wine & Kitchen, бар «Котельная» от команды Noor Bar.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Что получится из этой большой затеи? На что способна такая махина? Пока строить прогнозы сложно. Обеспечить трафик на уровне 30 тысяч человек в день, о котором упоминал Алексей Васильчук, будет непросто. Для сравнения: гастромаркет «Вокруг света» на Никольской собирал максимум 17 тысяч в самый разгар чемпионата мира по футболу.

К плюсам новой площадки можно отнести большие площади с просторными антресолями, где с легкостью и комфортом разместятся более 1000 человек, и большое количество самых разнообразных гастрономических концепций под одной крышей. Но есть и минусы — удаленность от туристических троп и метро, не самая вместительная парковка внутри кластера (притом что парковка на Лесной улице обходится в 380 руб./час). Заберет ли на себя «Депо» приличную часть трафика от ресторанов Белой площади? Наверняка. Достаточно ли будет этого и маркетинговых усилий организаторов фудмолла для обеспечения клиентами всех концепций кластера? Покажет время.

Пока человек, побывавший здесь с семьей в выходные, сможет констатировать следующее: Лесная улица явно не готова к такому наплыву желающих отметиться в новой модной локации. В субботний вечер она буквально встала: на парковку «Депо» машины стекались со всех сторон, перекрывая движение трамваям и встречному транспорту. Внутри «Депо» на выходных — шумно и тесно. Фудмолл не показался таким уж большим, свободный столик удалось обнаружить, лишь совершив большой круг по всей площадке. За стойкой Simple было невероятно оживленно: вино лилось рекой. Бойко шла торговля стейками у Сэбби Кеньона, все три точки Владимира Перельмана только успевали раздавать тарелки с мидиями и гребешками, а на столах уже высились горы панцирей морских ежей.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Около десяти точек пока стоят закрытыми. В тех же, что отважились открыться в первые дни, многие блюда оказывались на стопе, но гости безропотно меняли заказ и соглашались на то, что есть. Было оживленно и в торговых рядах. Кто-то выбирал оливковое масло, другие пробовали сыр и миксовали ​его с пахлавой в коробках навынос.

Под музыку кавер-группы, занявшей сцену у главного входа, удалось съесть отличное крудо из судака и панакоту из ряженки от Натальи Березовой, пиццу от Джакомо Ломбарди (роскошная красавица на раздаче терялась в заказах, не успевала, но держала марку), стейк и бургер от Сэбби, запить все это прекрасным просекко. В ближайшие несколько месяцев площадка явно будет «качать», несмотря на казусы с парковкой, достаточно высокие цены на продукты в торговых рядах и блюда в некоторых корнерах.

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Антон Пинский,
совладелец холдинга Pinskiy&Co

Пока не вошел в проект

«»Депо» — это безусловно глобальный и интересный проект. Но я стараюсь аккуратно относиться ко всем таким «перегретым» историям. Возьмем, к примеру, Усачевский или Центральный рынки. Какие-то концепции чувствуют себя там неплохо, но в массе своей происходит постоянная ротация — одни уходят, на смену приходят другие. На все места людей с деньгами не хватает, потому что пространство может вместить в себя лишь определенное количество посетителей. И надо понимать, что время обслуживания тоже имеет значение. Ты обслуживаешь одного, но второй, который мог бы к тебе прийти, видя, что ты занят, отправляется дальше. Все — ты потерял клиента. Что касается «Депо», то думаю, что в течение полугода часть игроков отвалится, и тогда мы посмотрим на появившиеся возможности и примем решение — входить в проект или не входить. Тем более что основные капитальные вложения в площадку уже будут сделаны до нас».

Фуд молл что это значит. Смотреть фото Фуд молл что это значит. Смотреть картинку Фуд молл что это значит. Картинка про Фуд молл что это значит. Фото Фуд молл что это значит

Владимир Перельман,
владелец ресторанного холдинга Perelman People

Уже вошел в проект

«Команда Алексея Васильчука — в хорошем смысле одержимая, профессиональная и крутая, а я очень люблю работать с профессионалами. Я убежден в том, что «Депо» — это не просто очередной ресторанный проект, а градообразующая история, важная для престижа страны, и мы были просто обязаны стать ее частью. Перспективы в проекте огромные. Мы уже с первых дней открытия наблюдаем большое количество гостей и отличные результаты, классную публику и невероятное качество исполнения самого рынка. Формат фудмоллов мне интересен тем, что открывает перспективы работы с новой аудиторией. Ресторан — машина чуть менее поворотливая, в то время как в рамках фудмолла коммуникация с гостями развивается стремительно, позволяя быстро адаптироваться и меняться в соответствии с их пожеланиями. Небольшое меню — возможность работать с другой скоростью и выдавать совершенно иную скорость реакции».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *