Фуд траки что это такое
За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?
Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес. Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах». Мы решили выяснить, что нужно сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.
Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.
Ореол идеального бизнеса
Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает открыть свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.
«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер) Дмитрий. — Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде».
Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках. Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат „Песочницы“ [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом. — Прим. Onliner]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому не запаривались насчет утепления кузова, закрыли глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 „квадратов“). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes».
Почему «Мерс»?
Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставлялись с 1989 по 1995 год, отличались надежностью. Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, история умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничения ПДД в данном случае не действуют), он готов рвануть отсюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня. Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.
«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, „понаехавший“. Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движения машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому как в конструкцию кузова внесены изменения. Я говорю про окошко в фургоне, через которое мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, а значит, и врата станций диагностики для нас закрыты».
Именно эту модель молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава. Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.
Метаморфозы «железа»
Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.
— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель. — Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.
Бизнес идея: Фуд-трак: бизнес на колесах
Наверное каждый видел в американских фильмах фургончики, которые разъезжают по городу и продают уличную еду: фаст-фуд, свежую выпечку, мороженое или напитки. Это явление появилось в Америке в начале 60-х и сегодня действительно распространено и очень популярно.
Российские предприниматели в свою очередь переняли бизнес-идею американских коллег и активно развивают ее на нашей земле. Для того, чтобы перспективная бизнес-идея превратилась в дело, приносящее прибыль, особое внимание нужно обратить на три составляющие: вкусная еда, привлекательный вид фургона и эргономичность внутреннего пространства. И все это нужно продумать заранее. Как запустить свой фуд-трак, что для этого нужно и какие трудности могут ожидать владельца трака, читайте ниже.
Что говорит закон?
По сути нет определённой категории людей, которые могут или, наоборот, не могут воспользоваться данной бизнес-идеей. А если у вас в гараже без дела стоит фургон или грузовик в рабочем состоянии, то начать реализовывать бизнес-идею можно хоть сегодня.
владелец фуд-трака Rainbow Hot-dogS
Как-то, будучи на автодроме, я понял, что там нет места, где люди могли бы поесть. Бизнес-идея пришла сразу же: я договорился с руководством автодрома, и уже через полторы недели мы поставили точку на колесах, которая продавала хот-доги. Продажа хот-догов — идеальный формат для автодрома: фуд-трак за сезон принес хорошую прибыль, поэтому мы решили на этом не останавливаться.
Для фуд-трака требуется такой же перечень документов (кроме тех, что касаются непосредственно помещения), как и для стационарного заведения. Для начала вы регистрируетесь в качестве ИП, получаете разрешение на работу от санитарно-эпидемиологической службы, которая требует меню в печатном виде, медицинские книжки персонала и разрешение органов пожарного надзора. Помимо этого вы должны уведомить Роспотребнадзор о начале своей деятельности. Внутри фургончика должен быть уголок потребителя, свидетельство о регистрации и постановке в налоговую службу.
Где работать? Бизнес вне правового поля
Идея фуд-траков проста: они продают еду, разъезжая по улицам и останавливаясь в местах с наибольшей проходимостью. Как правило, фургончики можно встретить у метро, офисных центров, университетов, школ и на центральных улицах. Траки буквально «ловят» свою аудиторию.
В отличие от Америки, которая законодательно закрепила деятельность фуд-траков еще в 2008 году, в России нормативной базы, регулирующей работу еды на колесах, не существует. Однако, для предпринимателей есть важная новость: закон о мобильной торговле должен вступить в силу уже в третьем квартале этого года, и бизнес на продаже уличной еды в фургончике станет законным. Правительство обещает разработать и специальную схему маршрутов, по которым могут передвигаться мобильные кухни, не мешая общему потоку автомобилей и пешеходам.
С одной стороны, закон о мобильной торговле обеспечит свободную деятельность владельцев передвижных кухонь, но с другой стороны, когда бизнесмены прочувствуют открытие новых возможностей и перспектив малого бизнеса в сегменте общественного питания, количество фуд-траков может возрасти. А пока вопросы «как ездить?» и «где стоять?» юридически остаются открытыми.
На сегодняшний день фуд-трак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле. Это значит, что продавать еду на колесах можно, оставаясь только на одном месте. А если вы хотите работать так, как в принципе и должен работать фуд-трак, то есть продавая еду в разных точках города, договор на аренду земли должен заключаться за каждое место и платить, соответственно, придется в разы больше.
Для работы на муниципальных землях, например, в парках, проводятся тендеры. Однако, по словам владельцев бизнеса на колесах, выиграть такой тендер все равно что улететь на Луну.
Но судя по количеству работающих траков в России, все-таки можно найти возможность для заработка.
Как правило, фуд-траки работают на различных городских фестивалях, которые получают разрешение на временную торговлю. Под защиту этого разрешения и ставятся мобильные точки.
Второй способ законной работы кухни на колесах — аренда частной территории по договору аренды с частным лицом. Волокиты меньше, а шансов начать бизнес — больше. Однако отсюда вытекает важный момент: нужно найти подобную площадь с высоким трафиком, ведь при небольшой проходимость не стоит рассчитывать на высокую прибыль.
совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»
Конкуренция особо не чувствуется, во всяком случае пока. В Петербурге, например, фуд-траков мало. Когда фуд-траки будут стоять почти на каждом углу, как, например, в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, тогда можно будет говорить о конкуренции.
Вложения
Бизнес на фуд-траке не требует миллионных инвестиций, но и отнести его к бизнесу с минимальными вложениями нельзя. Главным пунктом в листе расходов будет приобретение фургона и переоборудование автомобильного кузова.
1. Купить подержанный фургончик или прицеп — в среднем 200-500 тыс. рублей.
2. Установить оборудование — 300 тыс. рублей.
Количество и характер оборудования зависит от того, в каком формате будет работать ваш фуд-трак. В стандартный набор входит фритюрница, кухонная печь, холодильник, кофе машина, фасовочная станция и гриль. Оборудование может быть газовым, работать от генератора или от стационарного источника.
3. Внешняя отделка — 20 тыс. рублей.
Определённых правил или схем оборудования кухни нет. Практически каждый владелец трака сам решает, что и как ему установить. Идеальный вариант организации пространства и установки необходимого оборудования приходит только с опытом. По словам Светланы Малышко, владельцы фуд-траков, которые уже успешно работают, иногда даже помогают своим коллегам — сообщество фуд-траков очень дружное.
совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»
Наш фуд-трак обошелся нам (вместе с покупкой машины) чуть больше, чем 1 млн. рублей. Наверное, можно было бы сделать всё дешевле, но опыта у нас было мало, мы учились на своих ошибках и несколько раз подтверждали своими действиями верность правила «скупой платит дважды». Точно не стоит экономить на внутренней отделке кухни пищевой нержавеющей сталью, на самом автомобиле и на внешней отделке.
Помимо этого, нужно продумать меню, найти персонал и можно смело нажимать на педаль газа. Кстати, на «кухне» вполне достаточно два человека: первый занимается приготовлением еды и раздачей, второй работает на кассе. А меню зависит только от вашей фантазии и может включать все, что можно быстро приготовить или «доготовить». Для конкурентного преимущества и просто приятного бонуса для клиентов создайте запоминающуюся эксклюзивную упаковку.
владелец фуд-трака Rainbow Hot-dogS
Все оборудование, которые мы приобрели для начала работы, обошлось нам в 300 тыс. рублей. Самой дорогой оказалась кофемашина — 80 тысяч. Вложенные инвестиции окупились в первый же сезон.
В любом случае фуд-трак намного дешевле, чем стационарное заведение: здесь практически не нужно платить арендную плату, которая забирает значительную часть дохода, а если трак расположен на частной территории, придется платить незначительную сумму. Тем более предприниматель без проблем может «перевезти» свой бизнес в любую точку города, если прежнее местоположение оказалось не прибыльным. К существенным преимуществам можно отнести и небольшие текущие расходы предприятия.
совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»
Сначала мы хотели открыть кафе, но грянул кризис и мы после недолгих подсчетов решили, что фуд-трак гораздо выгоднее и надежнее, чем стационарная точка. Во-первых, он в собственности, в отличие от помещения в аренду, из которого, даже не смотря на договор, арендодатель может попросить съехать в любой момент. Во-вторых, строительство фуд-трака гораздо дешевле, чем кафе — меньше площадь кухни, не нужно тратиться на дизайн и строительство красивого зала для посетителей, согласовывать вытяжку, тратить безумные деньги на электричество и т.д. В-третьих — мобильность: если с кафе на непроходной улице уже ничего не поделаешь, то на фуд-траке можно запросто переехать на новое место. В-четвертых, больше свободы — захотел и можно не работать несколько дней или вообще закрыться на несколько месяцев и уехать на зиму в другое полушарие
Разница ведения бизнеса на фуд-траках в Америке и в России только в том, что калифорнийский климат позволяет продавать еду на улице круглый год, а вот нашим предпринимателям приходится подстраиваться под сезонность.
Если вы заинтересовались идей мобильного бизнеса на колесах, то сейчас самое время пробовать свои силы. Во-первых, сезон продажи уличной еды только начинается. Во-вторых, уже скоро деятельность фуд-траков закрепится на законодательном уровне. К этому времени вы на личном опыте разберетесь в наиболее выгодном обустройстве кузова, оцените потенциал рынка в своем регионе и наметите перспективы развития.
Фуд-трак как бизнес: взгляд изнутри
Продолжая тему, начатую в статьях «Стритфуд – стиль жизни большого города» и «Фуд-трак на свой страх и риск», мы обратились к участникам рынка и попросили их поделиться своим опытом.
В нашем круглом столе приняли участие:
Артём Щукин, руководитель отдела маркетинга и рекламы «ББ&Бургерс»;
Кирилл Кожевников, владелец фудтрака Kowboy Burger (Челябинск);
Олег Протопопов, руководитель департамента франчайзинга «Сабвэй Россия»;
Рафаэль Хабиров, генеральный директор и владелец ООО «Хариз», бренд EdaNaKolesah.com.
Кого и почему привлекает формат фуд-траков в качестве бизнеса? Каков размер необходимых вложений и окупаемость? Что определяет успех проекта?
Артём Щукин:
Такой формат привлекает, в первую очередь, стартаперов, которые хотят попробовать новый продукт на рынке, рестораторов, стремящихся «прощупать» целевую аудиторию выбранной территории, а также заведения, чья цель – повысить узнаваемость продукта и бренда в целом.
На сегодняшний день крупных игроков на рынке мобильной уличной торговли едой два. Есть еще 5-6 более мелких, таких как мы, – наш парк состоит из одного фуд-трака и команды, обслуживающей его.
Объем необходимых вложений начинается от 1млн рублей с окупаемостью за один-два года.
Успех проекта определяет составляющая продукта, локация, команда, производственная часть.
Кирилл Кожевников:
В этом сегменте наиболее популярными форматами являются кофейни и бургерные. Понятный продукт и оборудования на рынке полно. Мы выбрали бургеры, потому что сами их любим, кроме того, они очень популярны!
Если вы хотите, чтобы проект был успешным, то, решая вложить деньги в фуд-трак, прежде всего, нужно определиться с тем, что вы будете готовить. Потом, исходя из имеющихся в распоряжении финансовых средств, определиться с машинной базой, которая вам подойдет, и подобрать оборудование.
Олег Протопопов:
На сегодняшний день формат фуд-траков не интересен для бизнеса, массово работают только мобильные кофейни. Остальные проекты принадлежат либо гастроэнтузиастам, либо крупным игрокам рынка, решившимся на тестирование нового формата с расчетом на то, что рано или поздно будет принят закон о нестационарной торговле.
Рафаэль Хабиров:
Фуд-трак в качестве бизнеса привлекает как молодых предпринимателей-гастроэнтузиастов, так и крупные компании, например: «Прайм Биф», METRO Cash & Carry, Клинский мясокомбинат, «Татнефть».
Для первых это возможность начать бизнес с минимальными рисками и достаточно низким входным порогом – от 1,5 до 3,5 миллионов рублей, и с гарантией, что само оборудование останется в собственности и при реализации «отобьёт» большинство стартовых вложений. Также имеет значение минимизация рисков вложения в «неудачное место».
Для вторых фуд-трак это рекламный объект, который принимает участие во множестве мероприятий и дает возможность выйти на новые рынки, обеспечивая прямые поставки продукции «к столу» потребителя. В качестве примера можно привести реализацию продукции около/внутри коттеджных поселков крупных городов (в Подмосковье это очень актуальная сейчас схема). Кроме того, фуд-траки позволяют осуществить диверсификацию рынка сбыта как такового.
Определение успеха в любом бизнесе — это точный просчет экономической модели и высокая мотивационная составляющая. Без приложения усилий руководители проекта могут рассчитывать только на удачу.
Почему вы решили выйти в этот сегмент рынка? В чем особенность ваших фуд-траков? Чем вы отличаетесь от конкурентов?
Артём Щукин:
Фуд-трак дает возможность быть ближе к нашим гостям. Мы готовы приехать к ним на любое мероприятие: корпоратив в тайге, пикник в пустыне, фестиваль в Мневниках. Наш фуд-трак оборудован так, что мы с легкостью можем обслужить большое количество гостей там, где нет кафе и ресторанов.
Как в любом из наших ресторанов, мы используем только охлажденное мясо и овощи подмосковных хозяйств. Все, что нам нужно, это электричество и голодная публика.
Кирилл Кожевников:
Идея мобильной бургерной принадлежит моему другу и коллеге Виталию Дорохову. А сама бизнес модель была скопирована с западных образцов. Собственно, первый трак Виталий собирал своими руками, опираясь на мировой опыт. Особенность его заключается в хорошем оборудовании, эргономично размещенном внутри. Работать удобно и комфортно.
Олег Протопопов:
Поскольку рынок быстро меняется, мы постоянно тестируем различные форматы и каналы продаж. В отличие от наших основных конкурентов на рынке фастфуда – «Макдоналдс», «Бургер Кинг», KFC – наш формат требует на порядок меньше электрических мощностей. Вторая особенность состоит в том, что работник заведения и покупатель находятся «на одном уровне». Это принципиально важно для наших покупателей, так как они активно участвуют в приготовлении: выбирают ингредиенты для своего сэндвича и салата из набора продуктов, которые видят перед собой в охлаждаемой витрине.
Мы долго искали решение, которое позволило бы реализовать эту идею при мобильной торговле. И в итоге остановились на формате фургонов с шасси, которое может убираться в специальный паз, как у самолета, тем самым опуская фургон на землю. Сейчас опросы покупателей в наших мобильных точках подтвердили, что мы не зря уделили этой задаче столько внимания.
Какие варианты автомобилей для обустройства бургерной «на колесах» предлагает рынок, и на чем вы остановили свой выбор? Сколько денег требуется на покупку фуд-трака? Не лучше ли взять в аренду?
Артём Щукин:
Если не брать в расчет тонары и прицепы, то фуд-трак можно сделать из любого автомобиля с цельнометаллическим кузовом, начиная с Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Mercedes 308d, заканчивая машинами «Газ», редкими LDV Maxsus, ретро-моделями Volkswagen LT31D. Рынок максимально открыт и насыщен предложениями: можно арендовать фуд-трак для теста бизнес-модели, купить подержанный, сделать фуд-трак самому или купить готовый, на базе любой машины, или же приобрести профессиональный, собранный на специальной базе. Мы решили оборудовать его самостоятельно, чтобы протестировать рынок с минимальными рисками.
Кирилл Кожевников:
Средняя цена фуд-трака начинается от 2,5 млн за машину с оборудованием. Например, мы сейчас просчитали трак на базе Volkswagen Crafter, и он нам обойдется почти в 4,5 млн. из-за дороговизны оборудования. Насчет аренды я бы не стал смотреть в сторону траков, успешных историй я не слышал. Если денег не хватает, то проще купить полуприцеп. По поводу дальнейшего обслуживания фуд-трака скажу одно – это машина, со всеми вытекающими последствиями.
Рафаэль Хабиров:
По нашим статистическим данным, инвестиции в покупку фуд-трака окупаются в первые полгода-год. Хочу обратить внимание, что существующие сегодня программы лизингового кредитования позволяют работать на рынке без большой первоначальной суммы инвестиций, при этом залогом является сам автотранспорт.
Аренда как таковая, в основном, себя не оправдывает по ряду причин – главным образом потому, что она экономически невыгодна для предпринимателя.
Что входит в необходимый набор оборудования для фуд-трака? Если не секрет, какова комплектация вашего автофургона?
Артём Щукин:
Наш автофургон укомплектован тремя грилями, фритюром, столами, холодильниками, титаном, кофемашиной и слайсером.
Кирилл Кожевников:
В комплект оборудования входит гриль, фритюр, гриль саламандра, кофемашина, мармит и т. д. И, конечно, набор для кухни: ножи, умывальники, гастроемкости, морозилка, саладетта.
Олег Протопопов:
Формально наши фургоны нельзя назвать фуд-траком, это фуд-трейлеры. Но в России слово фуд-трак используется для обозначения как фуд-траков, так и фуд-трейлеров.
В нашем фургоне охлаждаемая витрина, холодильник для заготовок, шкаф для хранения выпеченного хлеба, печь для поджаривания сэндвичей и холодильник с напитками.
По вашему мнению, каким должно быть меню в фуд-траке? Какие позиции представлены в вашем меню и как часто обновляется ассортимент?
Артём Щукин:
Меню должно быть лаконичным. На наш взгляд, предпочтителен монопродукт и разные его варианты. Ресторан с большим выбором блюд на семи страницах – не опция для фуд-трака. Основное меню «ББ Бургерс» – бургеры. Мы стараемся сделать их разнообразными, в том числе, за счет наполнения. Это может быть не только говяжья котлета, но и куриная, и рыбная. Картошку фри мы подаем как стандартно, так и с дополнением в виде стейка, филе трески. В этом году расширили линейку салатов.
Кирилл Кожевников:
Я считаю, что в меню фуд-трака должно быть не более шести позиций. Вы ограничены в размерах кухни. Будут ли это только бургеры или что-то еще – решать вам.
У нас меню стабильно: шесть бургеров с говядиной (с разными вкусами) плюс картошка. Люди ее любят.
Добавлю, что поставщиков продуктов мы искали в интернете. Выбор, к сожалению, невелик. Но в дальнейшем никаких сложностей в работе с ними не возникало.
Олег Протопопов:
В наших фуд-траках представлено полное меню стационарного ресторана. Это особенность нашего формата.
Как обстоит дело с получением разрешений на открытие точки мобильной торговли? Каким образом регулируется работа уличных объектов торговли, в том числе «с колес»? Как разрабатывается маршрут, выбираются места для остановок автофургона? Можно ли располагаться на центральных улицах? Часто переезжать с места на место? Расскажите про участие в массовых городских мероприятиях.
Артём Щукин:
Торговля на улицах Москвы без специального разрешения запрещена властями. Закон, регламентирующий работу нестационарных торговых объектов, еще не принят, и находится на рассмотрении в Госдуме.
Для торговли мы выбираем городские фестивали, частные территории, праздники и маркеты, кейтеринги.
Если вы маленький предприниматель, штраф за незаконную коммерческую деятельность небольшой, и есть вариант менять локацию, убегая от законодательства. Но это уже давно не наш вариант.
Кирилл Кожевников:
Постоянно в движении находиться не получится. Найдите место для торговли и выезжайте туда. Вы должны примелькаться людям.
Мы кормили день Военно-воздушных сил (ВВС), фестивали автозвука и спортивные мероприятия, часто работали на городских праздниках. Разумеется, место – это самое главное в торговле, даже в мобильной. Поэтому нужно искать большой поток людей, но вставать так, чтобы не было помех горожанам, иначе будут проблемы.
Олег Протопопов:
Разработкой маршрута и выбором мест для остановок автофургона занимаются наши франчайзи.
Рафаэль Хабиров:
Согласно законодательству, предприниматель, обладающий фудтраком-автолавкой, практически всегда обязан заключать договор аренды (долгосрочный или краткосрочный), например, на время мероприятия. При этом, регистрация прицепа обязательна в органах ГИБДД.
Также правила торговли с такого рода объектов часто устанавливаются на местном уровне. В некоторых регионах РФ уже сейчас можно торговать «на тротуар» с автолавки. В частности, в Нижнем Новгороде эта норма действует с ноября 2018 года.
Ваш прогноз: в каком направлении будет развиваться сегмент еды «на колесах»?
Артём Щукин:
Сегмент в целом развиваться не будет, ситуация останется такой же стабильной.
Если говорить про Москву, то на эту стабильность не повлияет даже принятие закона, разрешающего торговлю фуд-тракам. Работа мобильных точек будет настолько жестко регламентирована, что это не позволит малым предпринимателям присутствовать на данном рынке. Закон будет создан под крупных игроков, которые в итоге займут выделенные под мобильную торговлю площадки.
Если рассуждать о том, составят ли бургерные «на колесах» конкуренцию классическому фастфуду, надо отметить, что еда в помещении и еда to go – это два разных формата, так же, как кофейня и кофе «на вынос». Вероятно, фуд-траки оттянут на себя часть клиентов классического фастфуда, но их доля будет незначительной.
Кирилл Кожевников:
Если законодатели не будут ставить палки в колеса, то, я уверен, сегмент будет расти. Наши основные покупатели – молодежь и люди среднего возраста. В рестораны ходить дорого, и люди ищут простую, доступную альтернативу. Мобильные кафе помогут решить эту задачу. Главное, чтобы качество не падало.
Олег Протопопов:
Конкуренция в этом сегменте сейчас минимальна. А будущее рынка зависит от законодательной базы. Но, можно сказать однозначно, что у рынка большой потенциал.
Рафаэль Хабиров:
Еда «на колесах», наверное, один из самых «зажатых» сегментов торговли в нашей стране. Для справки: в мире уличное питание – это самый большой рынок трудоустройства, где задействовано около 2,5 миллиардов людей! У нас в связи с искусственным подавлением сегмента в угоду крупного ритейла этот бизнес пребывает в зачаточном состоянии. Однако, его ждет масштабное развитие.
С ожидаемым внесением поправок в закон «О торговле», согласно прогнозу Минпромторга РФ, произойдет взрывной рост интереса к фуд-тракам: на рынке ежегодно будет появляться до 50 тыс. новых единиц.