Фудкорты что это такое
Что такое food-court и с чем его едят
Что такое food-court и с чем его едят
Для начала, разберемся, что такое food-court (фуд-корт). Фуд-корт (англ. food-court) или ресторанный дворик- это отдельно отведенная зона в общественных помещениях (гостиница, вокзал, аэропорт, торгово- развлекательный центр, учебное заведение) для предоставления услуг питания. Характерной особенностью фуд- корта является то, что в этой зоне свои услуги предоставляют сразу несколько предприятий общественного питания. Еще одна особенность- это общий зал питания.
Из истории фуд-корта
Пионером фуд-корта следует считать Meeting Mall в Плимут, который был открыт 1971 году, но просуществовав недолго, был закрыт по ряду причин. А в марте 1974 года, появился торговый центр Paramus Park (известен как Paramus Park Mall ), расположен в Парамус, штат Нью-Джерси, США. Он и вошел в историю, как первый ресторанный дворик. Кроме того, он еще отличался и дизайном от своих конкурентов. Фуд-корт в этом торговом центре был расположен на уровне мезонина, зал питания был окружен террасами садов, с огромным 9-ти метровым водопадом. В 1986 году на базе фуд-корта в центре Paramus Park был построен инновационный McDonalds с использованием более дорогих отделочных материалов, чем в традиционных заведениях этой сети ресторанов. Ресторанный дворик в этом центре существует и сейчас.
Принцип устройства и работы ресторанных двориков
Организация работы ресторанного дворика довольно проста. Первая важна особенность фуд-корта- это наличие нескольких ресторанчиков, которые предлагают свое меню для посетителей. Все сводится к принципу самообслуживания. Посетитель заказывает еду в любом из предприятий быстрого питания, которые расположены в зоне фуд-корта и самостоятельно относит ее за свой столик. В некоторых заведениях прибегают к услугам официантов, но это скорее как исключение из правил. Самообслуживание в таких ресторанчиках может быть организована до такой степени, что посетитель самостоятельно комплектует свою тарелку едой и еда может продаватьcя на общий вес. Что ж, правила маркетинга отлично работают и в этой отрасли. Вторая отличительная особенность фуд-корта- это общий зал питания. Посетитель может выбрать себе любой свободный стол, и не обязательно это должен быть стол в непосредственной близости к тому ресторанчику, в котором он купил себе еду.
Планировка зоны фуд-корта
Схема планировки зоны фуд-корта зависит от планировки здания в целом. Но можно выделить несколько принципиальных схем. При проектировании самой зоны фуд-корта важно учитывать схему перемещения посетителей в торговом центре.
Линейная планировка
Линейна схема. Когда точки выдачи предприятий расположены одну линию, вытянутую вдоль всего зала питания. Этот принцип устройства применен в тогово- развлекательном центре «Lavina mall» в Киеве. Линейным расположение точек выдачи может быть с двух сторон от зала питания.
Круговая планировка
Островная планировка
Островные (или локальные), когда по причине сложной планировки самого здания нет возможности сформировать единый зал для фуд-корта, точки выдачи расположены хаотично и без заметного принципа размещения. Зал питания так же может не иметь единой выделенной территории, и разбит на несколько небольших участков. К такой схеме часто прибегают в случае расширения зоны фуд-корта за счет соседних торговых зон, которые изначально не были предусмотрены, как зона питания.
Островная схема проектирования зоны фуд-корт (ресторанного дворика)
На фуд-корте могут быть представлены как и сетевые рестораны, так единичные небольшие заведения. В США и Европе зачастую в ресторанном дворике можно встретить и единичных частных продавцов, которые оказывают услуги питания по соседству с крупными предприятиями.
О пользе фуд-кортов
В основе существования ресторанных двориков лежит, в первую очередь, экономическая выгода. Экономическая выгода каждому ресторанчику, из числа тех, кто представлен на food-court и самому торговому центру, где расположен этот food-court. Если бы в торговом центре было представлено одно предприятие общественного питания, то его посетители- это ограниченный круг. А так, чем больше ресторанов представлено, тем больше охвачено посетителей. Выбор- наше все! Для самого торгового центра выгода прямая и косвенная. В общем зале питания посетитель не задерживается настолько долго, как в традиционном ресторане. Время приема пищи сокращено до необходимого физиологического минимума. Поэтому пропускная способность таких ресторанчиков довольно высокая, даже при условии наличия недорогих блюд в ассортименте. Экономические затраты на реализацию такого заведения тоже невелики, в сравнении с рестораном в традиционном понимании: дешевая мебель и отделочные материалы, минимум докора, освещение только функциональное. Одним словом- вложений по- минимуму. Со своей задачей- быстро и дешево накормить большую группу посетителей при минимальных затратах, ресторан в food-court справляется на все 100 %.
PS. Наш свежий проект ресторана вьетнамской кухни «NEM» на фуд-корте в ТРЦ LAVINA
Фудхолл и фудкорт – в чем разница?
В прошлом месяце в Москве с шумом открылся фудхолл «ДЕПО», о котором написали все гастропорталы столицы и не только. Для москвичей такой формат уже не в новинку: сейчас уже работают Даниловский рынок, «Вокруг света» и еще с десяток. В Петербурге подобные гастропроекты находятся только в стадии согласований, планирования или реконструкций. Самый близкий к этой концепции Долгоозерный рынок работает около года. Что еще нужно знать о фудхоллах, спросили у экспертов.
Растущая популярность фудхоллов сегодня однин из самых ярких трендов в сфере общественного питания. В Москве уже более 15 фудхоллов и, я уверен, в ближайшее время этот формат начнет активно появляться в регионах. У его популярности две основные причины. Первый – соответствие запросу аудитории. Фудхолл предлагает своим посетителям большой выбор разнообразной, аутентичной еды за относительно небольшие деньги. Качественная и интересная еда вкупе с необычным пространством дают тот самый новый гастрономический опыт, новые впечатления, которые сейчас так важны потребителям. С точки зрения среднего чека и посадки этот формат сопоставим с фудкортом с сетевыми проектами-арендаторами, а вот с точки зрения атмосферы, концепции и, главное, качества продуктов – это полная его противоположность. Изначально участниками фудхоллов были, в основном гастроэнтузиасты. Философия рвущегося вперед стартапа требовала от них экстра внимания к качеству их продукта. И, конечно, это было позитивно воспринято публикой. Следом таким форматом заинтересовались и опытные рестораторы – достаточно посмотреть на тех, кто открыл корнеры в «Депо». Благодаря всем игрокам, столичный модный стритфуд, представленный на фудхоллах, становится умным, здоровым, с качественными продуктами и интересной подачей. Time out market в Лиссабоне Вторая причина популярности формата – уникальная для рынка общепита эффективность и успешность Даниловского рынка – первого в Москве фудхолла на территории обновленного сельскохозяйственного рынка. В результате реконцепции эффективность использования площадей рынка увеличилась в полтора раза, а ежедневная посещаемость составила от 7 до 13 тысяч человек. Кроме того, состав аудитории изменился: если раньше средний возраст был 45+ лет, то теперь – 30–35 лет. Даниловский рынок, который Ginza Project перезапустила в 2017 году, дал старт развитию фудхоллов в Москве и показал городским властям и владельцам подобных объектов то, насколько выгодным может оказаться вложение в их реконструкцию. Последовавшая за Даниловским массовая реновация рынков дала толчок к дальнейшему активному развитию фудхоллов в столице. Помимо рынков, площадкой для новых фудхоллов становятся и бывшие производственные помещения. Эти площадки объединяет большая площадь и, обычно, удачное расположение. В каждом российском городе есть такие объекты, обычно они имеют удачную локацию, многие обладают исторической ценностью. И судя по запросам, которые мы получаем от собственников рынков в разных городах, массовое обновление таких площадок и появление современных фудхоллов в российских регионах произойдет в ближайшие 2-3 года. Dekalb Market Hall Бруклин Первый на очереди – конечно, Санкт-Петербург. Правительство города уже объявила о своей готовности организовать обновление городских рынков (например, Кузнечного, Василеостровского, Московского, Сенного, Хасанского), и Ginza Project, конечно, заинтересован в развитии таких форматов в родном городе. Новое явление — фудхолл — всего несколько лет назад появилось в Москве, в Петербурге же тренд только набирает обороты. Отличие от фудкорта в том, что в фудхолл идут целенаправленно, чтобы попробовать разную еду. Это не просто перекус по дороге в очередной магазин торгового центра, это осознанный выбор, «еда со смыслом». Если в традиционном кафе кухня часто ограничена одним концептом, то в фудхолле представлены совершенно разные варианты: от пиццерии до раменной. И цены, конечно, значительно ниже по сравнению с рестораном а-ля-карт. В прошлом году мы автоматизировали «Зеленый рынок», проект международного ресторанного холдинга Ginza Project и инвестиционной группы компаний «Аваль». Гастромаркет распространил формат фудхолла в спальном районе Москвы: в мини-ресторанах представлены блюда с разных уголков мира, среди которых американские бургеры, вьетнамский суп фо, немецкие колбаски, итальянская пицца, грузинский хачапури, японские роллы и многое другое. В Петербурге к подобному формату можно отнести Долгоозерный рынок и еще не открывшийся фудхолл во Владимирском пассаже. Примером фудхолла может служить Центральный рынок, «Депо», Усачевский рынок. Это общее единое пространство с разными точками питания, но с общей посадочной зоной. Получается, что в рамках такого формата различные концепции объединяет единое пространство с особой атмосферой. Формат фудхоллов популярен по нескольким причинам. Во-первых, потому что все мы любим разнообразие – а фудхолл это как раз тот случай, когда сразу несколько кухонь собраны в одном месте. Во-вторых, фудхоллы отвечают запросам молодого поколения – более мобильного, открытого к гастрономическим экспериментам. Кроме того, это более массовый, более демократичный формат, который при этом является более здоровой альтернативой фудкортам с изобилием фастфуда. Markthalle Neun Berlin, Germany Сам тренд пришел к нам из Европы и Америки, когда сегмент HoReCa стал постепенно осваивать переизбыток торговых площадей, который образовался в результате снижения динамики ритейла. Фудхоллы в этом плане стали наследниками фудкортов, но если фудкорт – это про «поел и побежал», то фудхолл предполагает более осознанное погружение в кулинарию, особую атмосферность и достаточно высокий уровень сервиса. Фудхолл – это в каком-то роде гибрид форматов. С одной стороны, это, прежде всего, хорошая ресторанная еда, это интересная кулинария. С другой стороны, это совмещение в едином большом пространстве нескольких форматов с традиционными кухнями разных стран и континентов. А фудкорт – это, как правило, просто общая площадка для типовых точек с фастфудом. Central Market Hall, Budapest, Hungary Для гостей минус, прежде всего, в том, что это место действительно популярное и даже тусовочное, люди приходят сюда не только для того, чтобы поесть, но и чтобы хорошо провести время – и тут же возникает проблема с посадочными местами. А для рестораторов главная сложность с освоением такого формата в умении выстроить свой технологический процесс. То есть, если в ресторане ты работаешь с большой кухней и множеством подсобных помещений, в фудхолле ты однозначно имеешь дело с открытой кухней и очень ограниченными возможностями в плане сопутствующих помещений. Но, думаю, эти проблемы тоже решаются методом проб и ошибок. Потенциал у такого формата для развития, безусловно, есть – особенно если речь идет о регионах, в которых фаст-кэжуал только начинает развиваться и приживаться. Весь ажиотаж вокруг открытия «Депо» в Москве показал, что насыщения рынка в этом сегменте еще не произошло – и это отличная возможность для рестораторов показать новые концепции, заинтересовать и вовлечь новую аудиторию в гастрокультуру. Фудкорт изнутри. Или как программист делал фудкортУ меня давно была мечта открыть свой ресторан, а к любой мечте нужно по-тихоньку двигаться. Что такое фуд-корт?Фуд-корт – это точка, где вам продают еду, которые вы едите на ходу, либо рядом за очень неудобным столиком. Часто распространены на разнообразных маркетах, фестивалях и ярмарках. Фуд-корты обычно мобильны, могут менять продукцию и цены. Есть фуд-корты посерьёзнее, которые уже имеют постоянную локацию, ассортимент и находятся в парках или торговых центрах, в так называемых комплексах «ресторанный дворик». Что такое маркет?Маркет — это модное слово для «ярмарки выходного дня» или мини-фестиваля. Что нужно для участия?Сколько это стоит?Зависит от маркета и организаторов. Кто такие организаторы?Это некоторые лица, которые занимаются организацией мероприятия. Они договариваются о сроках, условиях, арендуют пространство, предусматривают проводку и обеспечение электричеством, светом, могут ставить павильоны или тенты. Что нужно делать на маркете?В общем на маркете нужно что-то продавать. Два зайца одним выстреломПереходим к завязке: какая же связь у маркета, программиста и мобильных технологий. Проблемы участников маркетаПроблемы организаторовМобильное приложениеТребования к мобильному приложениюИнтерфейсНа скрине снизу Interface Roadmap (Делал в Sketch, серый фон только для различимости белых экранов): Main — это главный экран, на нём 3 основные кнопки: посчитать прошедшего посетителя, заинтересовавшегося и оформить продажу. Приложение всегда лежит перед тобой с включенным экраном, поэтому сложность совершения основных действий — 1 клик. Экран Positions служит для составления списка товаров (наименование и цена). Так как список может быть (да и должен быть) сформирован заранее, то на этот экран в течение нашего рабочего дня нам переходить нужно крайне редко. Экран Stats — это доступ к реал-тайм статистике, она состоит из нескольких экранов и первый из них сразу отвечает на вопрос «Сколько мы заработали?». Также можно по piechart диаграмме сообразить, что мы успешно продаем, а что нет, или перейти к более детальной «списковой» форме. Сторонние либыИнтро/обучениеПонятно, что разрабатываемое ПО — специализированное и нужно только целевой аудитории, то есть участникам фудкортов, выставок, маркетов. Поэтому в итоге было реализовано интерактивное обучение в виде поэтапного прохода всего процесса от занесения позиции до её продажи и получении статистики. Почему Swift?Конечно приятный синтаксический сахар (например, guard), компактность по сравнению с obj-c, плюс сторонник строгой типизации. АнимацииАнимации были не важны, важен был MVP и UX: кликов должно быть мало, кнопки крупные и видные, когда нажимаешь на плюсик/минусек, то пальчик не загораживает число и т.д.
Так как дизайнером не являюсь, то создавать такую важную вещь, как логотип, иконку и Default-screen пришлось создавать самому. В общем в голове была самая навязчивая идея связать идею со словом «Food». Были идеи оживить буквы, но тогда была проблема в сочетаемости толщины шрифта и вообще стиля. Далее идёт список некоторых промежуточных вариантов: ДистрибуцияСамый резонный вопрос при разработке любого продукта: кому он нужен и как люди про него узнают? Результаты/Выводы
2-ой реджект был из-за наличия Complication в часах, хотя по факту их не было, билд не прошёл из-за наличия в pliste файла пустово массива с complication. Лучшие фудкорты МосквыМосква на сегодняшний день становится все более комфортной городской средой для практически всех категорий населения, поэтому среди пространств, которые вызывают интерес москвичей особое место принадлежит сравнительно новому формату городских пространств — фудкортам Москвы. Фудкорты — это пространство, где можно перекусить в ходе рабочего дня, прийти с семьей, привести детей и познакомить их с «кухней народов мира», или… назначить романтическую встречу. Фудкорты в жизни москвичей становятся культурными пространствами, где, конечно, многое выстроено вокруг еды, процесса ее приготовления и употребления, но и, своего рода, культурными пространствами, «клубами по интересам». О наиболее известных и посещаемых фудкортах, мы расскажем в нашей статье. Гастромаркет ДепоФудкорт Депо находится на месте бывшего Миусского трамвайного депо. Замысел создателей состоит в том, чтобы сделать это пространство одной из важнейших достопримечательностей Москвы, и в этом отношении у фудкорта есть повод гордиться: «Депо» на пространстве 11000 м² включает в себя 75 кафе, ресторанов и корнеров, где представлена кухня большинства стран мира. От ставшей уже привычной москвичам грузинской, японской и китайской до соверенной экзотики, вроде аутентичной кухни США или Латинской Америки. Также поводом для гордости создателей Депо является рынок, включающий в себя 60 фермерских лавок с отечественными и зарубежными продуктами. В «Депо» часто проходят концерты, мастер-классы и даже театральные постановки. А для тех, кто пришел с детьми оборудована специальная детская зона. ИнформацияАдрес: Москва, Лесная ул. Д 20 с.3 Даниловский рынокФудкорт на Даниловском рынке — один из старейших в Москве, недавно он пережил свою реконструкцию, теперь фудкорт отделен от торговых рядов, а также, что немаловажно для посетителей, была качественно улучшена система отопления и интерьер. Что же касается кафе и ресторанов, то их не так много по сравнению с «Депо», но они могут приятно удивить. Стоит отметить булочную «Батон», арт-кофейню «Человек и пароход», мексиканский Dos Tacos, Ребро Адама» и марокканскую «Тажинерия» с кубанскими стейками. ИнформацияАдрес: Мытная, 74 Центральный рынокЦентральный рынок — еще одно место известное в первую очередь старожилам Москвы. Но очевидно, что рады там всем, тем более фудкорт, открывшийся после реконструкции в 2017 г. поражает своей космополитичной кухней: здесь и множество представителей Азии, от привычных Китая и Японии до Вьетнама, Кореи и Индии. Не остается в стороне и кухня других континентов: пиццерии, стейк-хаусы и другие. Отдельно следует упомянуть о множестве концепций, не только национальных кухонь: здесь можно попробовать практически все: от советских десертов по ГОСТам до веганских смузи. В выходные фудкорт на центральном рынке привлекает различными развлечениями: бесплатные угощения чаем или вином, дегустации. В это время здесь довольно многолюдно, но атмосфера всегда остается доброжелательной. ИнформацияАдрес: Рождественский б-р, 1 ГастрофермаФудкорт Гастроферма находится в здании бывшего завода, недалеко от метро «Бауманская», и поэтому расположение его накладывает отпечаток на все это пространство: во-первых на фудкорте не прижились фермерские лавки, а основные посетители фудкорта — это «офисный планктон» из окружающих бывший завод бизнес-центров. Что же до ресторанных проектов, то среди них можно выделить «Дагестанскую лавку», «Кухню Кипра» и два проекта отличного шефа Тимура Абузярова — Bao + Noodles, торгующий азиатским стритфудом в авторской версии, и Fishshop, заточенный под рыбу. ИнформацияАдрес: Нижняя Красносельская, 35, стр. 59 Food Market 21Еще один московский фудкорт проект появившийся в 2014 г. предлагает гостям все актуальное из ресторанной культуры на сегодняшний день — от привычных бургеров и суши до хумуса, фалафеля и себиче. В выходные дни тут бывает очень многолюдно. ИнформацияАдрес: Н.Арбат, 21 Вокруг светаОткрытие образцового фудкорта Борис Зарьков, Владимир Мухин и Аркадий Новиков — готовили больше двух лет. И вот свершилось: 24 абсолютно новые концепции синхронно активировались в двух шагах от Кремля. То, что управление сосредоточено в одних руках, позволяет избежать повторов и пересечений с другими фудпространствами, каждый корнер — уникальный. Исполнителей рекрутировали с кухонь собственных ресторанов White Rabbit Family. Алексей Когай, например, отвечает за суши, поке и прочие вагаси моти, как и в Zodiac (а стоит все это здесь в полтора-два раза дешевле). Все, что связано с мясом, курирует Максим Кузнецов, мясник с французской выучкой, в его епархии — авторитетная подборка бургеров в Burger Factory и колбаски всех мастей в «Расколбасе». Готовить тако ребят из Tacos №1 учил лично латиноамериканская звезда Хорхе Вайехо. А к рецепту шаурмы приложил руку сам Владимир Мухин. Кстати, «Вокруг света» — первый проект, где он не только бренд-шеф, но и совладелец. Чтобы шеф такого уровня взял под крыло гигантский фудкорт — такого в Москве еще не было. ИнформацияАдрес:Никольская, 10, ТЦ Nikol’skaya Plaza БрокколиВ Москве появился первый в России фуд-корт для вегетарианцев «Брокколи». Здесь огромный выбор блюд для веганов, вегетарианцев, сыроедов и для поклонников правильного питания. «Брокколи» объединил в себе сразу несколько тематических кафе и магазинов и расположился в галерее «Атом» у станции метро Таганская. Создатели проекта рассказали, что гостей ждут шедевры веганской кулинарии, в том числе бургеры, сэндвичи и торты с растительными ингредиентами. Фудкорт работает ежедневно с 11 до 21. На его территории размещены как новые, так уже зарекомендовавшие себя заведения: кафе «Горох», Loving Hut, «Скатерть Самобранка», магазины Raw Vegan Shop и пекарня «Николай-Каравай».
|