Фулфилмент для интернет магазина что это
Фулфилмент для интернет-магазинов – за и против
С расширением ассортимента интернет-магазина и ростом количества заказов, непременно возникает проблема – для хранения товаров и комплектации необходим склад и дополнительные сотрудники. Выхода в этой ситуации может быть два – арендовать помещение или отдать склад на аутсорс.
Такая услуга в e-commerce называется фулфилмент. Компании, оказывающие подобные услуги, выполняют такие операции, как:
Нужен ли фулфилмент интернет-магазину?
У интернет-магазина есть два пути развития – делать вложения в собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента. Первый вариант выгоден уже состоявшимся компаниям, для которых выделить из бюджета средства на аренду склада и оплату сотрудников не проблематично.
Второй вариант будет выгоден только начинающим работу или развивающимся магазинам, а так же владельцам интернет-магазинов, у которых нет времени принимать личное участие во всех этих процессах. Следить за работой фулфилмент-компании можно удаленно, например, через личный кабинет, принимая участие только в организационных вопросах. При этом для многих, даже крупных интернет-магазинов, выгоднее работать именно по такой схеме.
Схема работы фулфилмент-компании
Набор предоставляемых услуг у каждой компании может меняться, но в целом, общий принцип работы сохраняется.
Ответственное хранение товаров
Товары на складе обычно хранятся на паллетах и, в зависимости от их количества, с владельца интернет-магазина взимается плата за каждое паллетоместо. Склад может быть отапливаемым или нет, поэтому если товары имеют температурный режим хранения, этот вопрос необходимо обязательно уточнять заранее.
Если товар ценный, то некоторые компании могут предоставить отдельные помещения с ограниченным доступом, но за эту услугу придется доплатить.
Услуги хранения подходят для интернет-магазинов, торгующих штучной продукцией, не требующей расфасовки. Растения и скоропортящиеся продукты отдать на хранение не получится.
Прием товаров у поставщика
Прием товаров осуществляется сотрудниками склада, которые сверяют количество позиций в накладных и привезенных по факту и приходуют их на склад. Если склад оборудован POS-системами, то это значительно облегчает работу – сотрудники склада сразу же распечатывают этикетки и производят штрихкодирование.
Комплектация заказов
Комплектация – довольно сложная услуга, особенно, если позиций в заказе несколько. Плата обычно взимается за каждую единицу товара, сформированного в заказ. Опять же, при наличии системы штрихкодирования, количество ошибок минимизируется.
По согласованию с интернет-магазином, заказы могут упаковываться в фирменные коробки или упаковочную пленку. Если товар технически сложный и требует проверки и заполнения гарантийного талона, то эта услуга так же может быть оказана за дополнительную плату.
Доставка и самовывоз
Обычно компании, оказывающие фулфилмент-услуги, самостоятельно доставляют заказы. Но если по каким-либо причинам интернет-магазин не хочет пользоваться данной услугой, то товар просто может быть выдан сторонней курьерской службе уже скомплектованным для доставки.
Самовывоз может осуществляться прямо со склада, что очень удобно – при наличии возможности, можно организовать срочный самовывоз, а товар всегда будет в наличии. Это достаточно весомое конкурентное преимущество.
Многие фулфилмент-компании сотрудничают со службами доставки, такими как Почта России, СДЕК, Деловые линии и др., и могут по своему договору (с низкими тарифами) передавать заказы. Это выгодно для небольших интернет-магазинов, так как стоимость отправки для них будет значительно ниже, чем отправка своими силами.
Прием денежных средств
Как и любая транспортная компания, фулфилмент-компании принимают денежные средства, выступая на правах агента. Затем выручка за минусом суммы оказанных услуг перечисляется на р/с интернет-магазина. Обычно это происходит по графику – например, раз в неделю.
Плюсы и минусы фулфилмент-компаний
Решив отдать склад и доставку на фулфилмент, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, применительно к своему интернет-магазину.
Плюсы:
Минусы:
Риски
Как и в любом бизнесе, существуют определенные риски сотрудничества с фулфилмент-компанией. Основной риск – это внезапное закрытие или банкротство компании. В этом случае можно остаться и без денежных средств, и без товара. Чтобы этого избежать, необходимо:
Фулфилмент для интернет-магазина: когда необходим, как подготовиться и на чем сэкономить
В 2020 году продавать в онлайне начали даже те, кто совсем недавно еще не планировал сделать шаг за пределы классической офлайн-розницы. Но заказы из интернета — это не только рост выручки, но и время на их обработку: комплектацию, упаковку, подготовку к отправке. Что если передать эти задачи на аутсорс? В этой статье расскажем о фулфилменте для интернет-магазинов: в какой момент пора попробовать, как выбрать оператора и подготовиться к работе с ним, что учесть и на чем сэкономить.
Наш эксперт — Константин Якунин, генеральный директор одного из старейших российских фулфилмент-операторов ExpressRMS. Интеграция МоегоСклада с ExpressRMS позволяет любому интернет-магазину передать работу с заказами на аутсорс — от приемки и хранения до обработки возвратов. Партнеры оператора — все ведущие службы доставки: PickPoint, Boxberry, DPD, CDEK, EMS, EasyWay, ПЭК, Почта России, Новый Партнер.
Когда интернет-магазину нужен фулфилмент
Каждый интернет-магазин приходит к этому своим путем. Сложно провести черту — здесь фулфилмент уже нужен, а здесь еще нет. Ограничения у всех свои, но важно их вовремя распознать, чтобы не пропустить момент, когда обработку заказов нужно отдать на аутсорс — и сберечь силы и ресурсы для развития.
Один из наших лучших клиентов — российский бренд товаров для мам и детей — начинал как небольшой интернет-магазин, вырос за время работы с нами в десятки раз и сейчас развивается на мировом рынке. Его основательница рассказала нам: «Когда мы поняли, что запасы товаров вываливаются из шкафа, а вечерами мы с мужем упаковываем посылки и не успеваем заниматься детьми — то сразу решили, что пора работу с заказами отдавать на аутсорс».
Для другой клиентки это был балкон: «Когда товары перестали помещаться на балконе, я задумалась об аутсорсе».
С объемным ограничением предприниматели сталкиваются чаще всего. А в первом примере был еще и личный мотив: родители боялись потерять контакт с детьми. Это важнейший фактор для любого предпринимателя.
Как выбрать поставщика фулфилмент-услуг для интернет-магазина
Фулфилмент — это всегда стандарт действий. Оператор фулфилмента не любит «бантиков» в виде индивидуальных условий, а предприниматели часто ожидают, что смогут выбрать поставщика услуг «под себя». Поэтому может оказаться сложно совпасть: попасть в единый набор стандартных операций, которые может выполнить фулфилмент.
Как говорит один из совладельцев одного фулфилмент-оператора, между заказчиком и оператором должна произойти «химия», потому что на первых этапах всегда будут сложности, притирка и расхождение требований с обеих сторон.
Но есть все же и несколько базовых вещей, на которые при выборе смотреть обязательно.
1. Опыт и история работы. Разузнайте побольше об операторе: когда компания открылась, кто ее постоянные клиенты. Сегодня фулфилмент — это модное начинание, которое привлекает многих. Всего несколько лет назад исследование насчитало в России 25 сервисом, а сейчас их уже больше 100. Выбирая «однодневку», вы рискуете столкнуться с нестабильной работой — как было несколько лет назад в аналогичной ситуации с «бумом» курьерских служб.
В отличие от многих, не буду советовать выбирать небольших операторов. Крупные фулфилмент-сервисы тоже имеют право на рассмотрение: они гибкие и внимательно относятся к запросам небольших клиентов, а статус компании даст вам уверенность.
2. Организация процессов на складе. Лучше всего приехать «в гости» — лично посмотреть, как устроена работа. Как на складе фулфилмент-оператора обращаются с заказами других магазинов — так будут поступать из вашими. Вы своими глазами увидите, что ждет ваши товары: это самый наглядный способ проверки.
3. Стоимость услуг и прозрачность тарифов. Цены у фулфилмент-операторов могут расходиться примерно вдвое — в зависимости от их услуг. Оцените тарифы исходя из своих задач и условий. Смотрите на стоимость именно тех операций, которые чаще всего будут производиться по вашим заказам.
Так, если вам не требуется подготовка товара, а нужны только комплектация и упаковка заказов — смотрите именно на эту составляющую тарифа. А если ваши товары приезжают от поставщика на склад фулфилмент-оператора, и их нужно будет готовить — обрабатывать, наклеивать стикеры, упаковывать — эта услуга может оказаться для вас более значимой.
Тариф должен быть понятным и четким. Все расценки нужно в явном виде закрепить в договоре. Тогда потом не возникнет дополнительных расходов, которых вы не будете ожидать.
В договоре важно четко закрепить:
Дальше начинаются детали, которые и создают ту самую химию между клиентом и фулфилмент-оператором. Это именно они формируют совместную работу — чаще всего на годы вперед. Менять фулфилмент-оператора очень сложно. Это как женитьба!
Как интернет-магазину подготовиться к работе с фулфилмент-оператором
Самое важное — чтобы на стороне интернет-магазина были настроены некоторые важные процессы. Фулфилмент — это четкие стандарты действий, так что любое отклонение от сценария недешево обойдется клиенту: либо оператор выставит высокие цены, либо вы вообще не сможете с ним работать, и придется срочно что-то менять и нести издержки.
Поэтому важно заранее разобраться, какие стандарты есть у оператора, и удостовериться, что ваши процессы им соответствуют. Вам понадобится четко выстроенная линейка товаров: понятные артикулы и полные описания, в идеале — со штрихкодами.
1. Штрихкоды на упаковках.
Одна из самых острых проблемных ситуаций — когда штрихкод находится не на упаковке, а где-нибудь внутри, например, на самом товаре. Чтобы его считать, нужно открывать коробку. Это неудобно. Да, интернет-магазин может предложить фулфилмент-оператору не сканировать штрихкоды, а визуально сверять артикулы. Но это — дополнительные затраты, риск ошибок, и оператор возьмет за такую работу значимо большую цену, иногда — в разы больше.
Приемщики фулфилмент-оператора работают с десятками клиентов, у которых сотни товарных групп. Они не могут помнить, где какой артикул искать. Такая приемка считается для оператора сложной, поэтому и цена выше.
Таким образом, штрихкоды на упаковках сэкономят вам немало денег и нервов. Фулфилмент-операторы умеют считывать штрихкоды производителей: вам достаточно просто передать эту информацию. А еще важно, чтобы на упаковке не было нескольких разнотипных штрихкодов — иначе непонятно будет, какой из них считывать.
2. Описание товаров.
Чтобы фулфилмент-оператор мог в своей системе работать с вашими заказами, у вас должно быть подготовлено и структурировано хотя бы самое базовое описание товаров — хотя бы в виде эксель-файла.
Если вы используете учетную систему, то можете легко выгрузить эти данные. Идеальный вариант — API-интеграция с фулфилмент-оператором: автоматический обмен, который освободит вам огромное количество времени. Так, в МоемСкладе есть готовая интеграция с ExpressRMS.
Любой пользователь МоегоСклада может использовать аутсорсинговый фулфилмент. Наша интеграция обеспечивает автоматический обмен данными. Заказы из МоегоСклада поступают в ExpressRMS, комплектуются на складе оператора и отправляются в одну из 8 служб доставки — а в МойСклад поступает трек-номер и статус отправления, а также подтверждение оплаты.
В интеграции три блока настроек:
Набор нужных полей. ExpressRMS проверит поля, которые используются для описания заказов в МоемСкладе интернет-магазина. Если нужно, то по согласованию с магазином создаст и дополнительные поля, которые помогают правильно структурировать данные для передачи.
Обмен данными о заказах. ExpressRMS настроит выгрузку заказов с определенным статусом. Например, это может быть статус «Готов для передачи в фулфилмент». Оператор выгрузит к себе в систему данные о таких заказах — чтобы сформировать их, укомплектовать, оформить и отгрузить в выбранную службу доставки. А затем в МойСклад вернет соответствующий статус: «Комплектация», «Отгрузка», «Доставлен», «Возврат».
Обмен данными о товарах. Все приемки интернет-магазин будет видеть в своем аккаунте — как и актуальные остатки по своим товарам на складе фулфилмент-оператора.
Всю эту цепочку интернет-магазин видит в своем аккаунте в МоемСкладе. Получается, что обмен данными идет полностью автоматически — а это экономит десятки часов каждую неделю.
Фулфилмент при работе с маркетплейсами
Взаимодействие с маркетплейсами может быть одного из двух типов:
Требования у всех маркетплейсов различаются, они не стандартизованы и пока только начинают сближаться. Но есть общие закономерности в работе с любыми площадками.
FBO: фулфилмент на стороне маркетплейса
Главное в этой схеме — правильная подготовка товаров для поставки.
В-третьих, поставку на склад маркетплейса тоже нужно организовать правильно.
Не забудьте заказать пропуск! Часто магазин отлично готовить поставку, идеально все устраивает, перевозчик привозит товары на маркетплейс и выясняет, что для него не оформили документы на въезд. Ожидание и возврат влетят магазину в копеечку.
FBS: фулфилмент на стороне продавца
В этой схеме заказ собирает сам магазин или фулфилмент-оператор, которого он привлек. В этом случае акценты будут отличаться.
Проще всего решить эту проблему с помощью интеграции маркетплейса с вашей учетной системой. Например, из МоегоСклада остатки автоматически передаются на площадки — Ozon, Wildberries, goods, маркетплейс Яндекса и другие.
Требования к упаковке важны, как и для схемы FBO, только здесь речь идет об упаковке уже собранных заказов, а не отдельных товаров. Эти стандарты устанавливает тоже маркетплейс. Он может отказаться принять заказ, который будет упакован неправильно. Например, Ozon требует использовать непрозрачную стрейч-пленку, но только не черную.
Правильная упаковка — краеугольный камень в любой схеме, по которой вы работаете. С точки зрения и сохранности товаров, и имиджа в глазах покупателя, и стандартов маркетплейса, фулфилмент-оператора или службы доставки.
Как экономить на доставке с правильной упаковкой?
Сейчас большинство служб доставки использует именно этот способ измерения веса, который учитывает объемные характеристики товара. Он предназначен для того, чтобы заказы с малым весом и крупными габаритами сделать выгодными для перевозчиков.
Поэтому если вы ожидаете, что цена доставки будет рассчитана по физическому весу, вас ждет сюрприз: курьерская служба фактически посчитает объемный вес, и финальная стоимость будет для вас различаться в разы.
Одна из немногих компаний, которые до сих пор работают по физическому весу, это Почта России. Пока она принимает все отправления именно по физическому весу: и посылки по стране, и мелкие пакеты за рубеж. А основная масса экспресс-перевозчиков использует объемный вес с разными коэффициентами. Важно узнать их и самостоятельно сделать предварительный расчет.
Уменьшить объемный вес очень просто. Часто магазин упаковывает коробки для доставки в полиэтиленовые курьер-пакеты. Если края пакета при этом выступают за периметр коробки, на полиэтилене возникают так называемые «ушки». При этом большинство служб доставки измеряет объемный вес на этапе сортировки специальным сканером, и расчет ведется по крайним точкам упаковки. «Ушки» могут увеличивать объем на 15-20%!
Тариф в таком случае пропорционально увеличивается. Поэтому упаковать товар без «ушек» — для этого достаточно всего лишь один раз пройтись скотчем по торцу упаковки. Объемный вес уменьшится, а магазин существенно сэкономит.
На самой коробке тоже можно сэкономить. Например, при отправке через Почту России некоторые отделения связи могут потребовать от вас купить стандартную почтовую упаковку. Эти коробки известны своей дороговизной — что отпугивает многие интернет-магазины. Особенно если их товар не мелкий, и даже доступ к нему не создает возможности его вытащить из упаковки.
Важно знать, что Почта России не запрещает использовать другую упаковку. Предложение купить стандартную — всего лишь рекомендация. Вы можете использовать обыкновенные серые гофрокоробки, главное — новые и без отметок. Вам не откажут в приеме отправления.
Упаковка не может иметь пометок — например, логотипа магазина. Но это не значит, что вы не можете напомнить покупателю о себе. Используйте именной скотч для упаковки заказа, который отправляете через сервис доставки.
Фулфилмент для маркетплейсов, как это работает и сколько стоит
Вы постоянно разрываетесь от многозадачности. Фулфилмент берет на себя всё, что связано с логистикой и упаковкой. А теперь подумайте, готовы ли вы считать товар, делать отбраковку, писать регламенты по приемке, следить за воровством, не спать ночью, когда ваш кладовщик или грузчик ушел в «творческий отпуск», и контролировать все процессы по складу?
Салют! Я Роберт, основатель сервиса ЯКурьер. Якурьер это облачное решение для автоматизации всех этапов логистики. Мы начинали, как Убер для курьерской доставки (то, что сейчас делает Яндекс), потом в рамках личного кабинета клиента добавили возможность управлять собственным автопарком и создали алгоритм для построения оптимальных маршрутов. А еще, у нас есть склад, которым вы можете управлять своим товаром сидя на диване. Это и есть фулфилмент для маркетплейсов ЯКурьер.
Итак, у вас одного 8 рук, 6 ног и 2 головы, вы — предприниматель, который должен:
И всё это наперегонки со временем. Вы постоянно разрываетесь от многозадачности. Фулфилмент берет на себя всё, что связано с логистикой и упаковкой. А теперь подумайте, готовы ли вы считать товар, делать отбраковку, писать регламенты по приемке, следить за воровством, не спать ночью, когда ваш кладовщик или грузчик ушел в «творческий отпуск», и контролировать все процессы по складу? Или вам проще делегировать это тем, кто занимается этими вопросами профессионально, а самому решать более важные задачи или делать то, что больше нравится? Например, выбирать товар, попивая Flat white в Старбакс, а не топтаться на пыльном складе.
Казалось бы, маркетплейсы — идеальное решение для интернет-магазинов: не надо искать трафик, делать сайт, настраивать SEO, подключать CRM и т. д. Но за этой почти бесплатной точкой входа на рынок скрывается множество сложностей. Продавцов, таких как вы, на маркетплейсах тысячи. Чтобы «выжить», вам нужен инструмент, который, помимо прочего, должен сокращать ваши расходы. Выиграет тот, у кого издержек меньше, бизнес оптимизирован, тот, кто платит за обработку единицы товара, а не за аренду склада. И в этом вам поможет фулфилмент — комплексное обслуживание интернет-магазинов.
Слову «фулфилмент» предшествует термин «3pl-оператор». Наверное, вы замечали, что в западных странах все магистрали усеяны большими складскими комплексами? В них складской или фулфилмент-оператор берет на себя всю складскую и логистическую часть:
Вы получаете эдакий бэк-склад для вас. Важное условие — наличие программного продукта для учета товара и коммуникации. Сегодня открывается множество фулфилментов из-за илюзорно низкой точки входа: снял склад и начал обрабатывать заказы. Но всё это сыплется, когда когда начинают расти продажи, если нет единой системы учета, в которой должен быть и клиент, и вы, и ваши контрагенты. На обсуждение по телефону у вас не хватит времени, нужно будет нанимать дополнительных сотрудников, а это лишние расходы. Важно, чтобы процесс коммуникаций был максимально автома
Расскажу, как делаем это мы. Для большей наглядности, возьмем реальный товар, с которым мы пройдем от забора до попадания на маркетплейс и распишем стоимость. Например, это будут зарядки для телефона в количестве 5т.шт и в объеме 1м3:
Итак, вы создали заявку, мы видим ее в своей системе, программа автоматически распределяет адреса между нашими штатными машинами и на каждую строит оптимальный маршрут. Водитель видит маршрут в приложении, а оператор и вы можете наблюдать за перемещением груза в рамках маршрута.
Мы забрали вашу поставку, привезли ее на склад, дальше можно заказать услугу пересчета. Стоимость забора по мск — 250₽ за 0,5 куба, то есть за куб вы заплатите 500₽, за погрузочно-разгрузочные работы 100₽ или 10₽ за коробку, складское/ответственное хранение стоит — 1000₽/1м3 в месяц. Обратите внимание, если вы не заказали услугу пересчета, то мы принимаем товар по по паллету или коробу. Назначаем на него определенную ячейку, наклеиваем штрих-код поставки и делаем несколько фотографий, которые вы увидите в своем личном кабинете.
Если вы ни разу не видели свои товары — можно запросить фото, измерить вес, размер, количество, сделать отбраковку и пересчет. Также мы делаем профессиональные фотографии для карточек товаров и добавляем инфографику.
После того, как товар приняли, он отобразиться в личном кабинете, и вы сможете создать продажу, то есть доставку. При этом в комментарии можно указать техническое задание. Например, положить в зип-пакет определенного размера и наклеить штрих-код. Сам штрих-код, спецификацию или любой другой нужный документ вам необходимо предварительно загрузить в нашу систему. Составить техническое задание нужно так, чтобы любой человек, который его прочитает, мог всё понять. Если вы забудете что-то указать — это не сделают. Часто если нет четкого индикатора товара, приходиться ориентироваться по фото, а это может привести к субъективной оценке.
Мы предоставляем все виды складских услуг:
Цена за каждую услугу — около 10₽.
Наши тарифы, там несколько вкладок:
Например, комплектовка — 10₽ за 1 единицу товара. Это базовый тариф, который применяется в большинстве случаев. Цена может быть меньше, если товары небольшие, а объем партии, наоборот, большой. Например, зарядки для телефонов мы будем комплектовать по 7₽. В стоимость входит: найти товар, разложить, подобрать короб, сложить в него заказ и т. д. Другие услуги:
Стоимость всех этих услуг начислят вам кладовщик в личном кабинете, она минусуется с вашего баланса. Вы можете в любой момент посмотреть сводку по всем операциям за любой период.
По Москве и области мы выполняем доставку своими силами. Также мы можем забрать партию товаров любого объема и из любой точки России через наших партнеров, заявку на такую доставку вы создаете все так же в нашем личном кабинете.
У нас есть 3 вида поставок:
1. Доставка до клиента. Например, вы интернет-магазин, клиент купил у вас товар, вы храните его у нас, а после продажи указываете, куда и кому его нужно доставить: контакты, комментарии, надо ли взять деньги за товар с клиента, сколько, наличные или безналичная оплата. Вся эта информация попадает водителю в приложение. Он едет по маршруту, а вы всегда можете отслеживать его перемещение в рамках заявки.
Вашему клиенту автоматически приходит SMS со ссылкой на трек и контакты курьера. В приложение курьера встроены онлайн-кассы. После приема денежных средств клиенту автоматически отправляется фискальный чек, а в вашем кабинете на баланс начисляется сумма за продажу. Стоимость доставки по Москве составляет в среднем 230₽.
2. Доставка до маркетплейса по системе FBO. Ваша партия собрана, мы назначаем водителя, вам приходит SMS с ФИО и маркой машины, вы делаете на нее пропуск. Дальше загружаем груз и везем по указанному вами адресу, например, в Коледино. Стоимость доставки партии, объемом до 1-й паллеты стоит 2100₽. Если груз уже идет на паллете — 2350₽, дальше по тарифам, они фиксированные. После того, как груз примут, товар автоматически спишется со склада в вашем личном кабинете.
3. Доставка по системе FBS. Нам не важно куда и какие партии доставлять, поэтому схема всегда одинаковая, как в 1-м варианте. Если у вас появилась продажа на маркетплейсе — вы можете создать заявку у нас, мы доставим товар на след день до пункта приема. Например до Wildberries в пределах МКАДа доставка стоит 230₽, в зависимости от веса товара.
Наша система интегрирована со всеми маркетплейсами и CMS-системами сайтов. Это позволяет автоматизировать еще больше рутинных задач. Например, получать продажу по системе FBS с маркетплейса сразу в ваш личный кабинет в ЯКурьер. Мы сразу же начнем собирать его, не дожидаясь от вас поручения.
А еще мы реализовываем такой функционал: когда комплектовщик начинает собирать ваш заказ, вам приходит SMS со ссылкой на видеотрансляцию сборки в реальном времени. В этом году мы планируем открыть фулфилмент в Польше, который будет работать на всю Европу, чтобы вы могли продавать свои товары на всех западных маркетплейсах.
В начале работы любого интернет-магазина собственный склад обойдется дороже фулфилмента. Мы поможем вам сэкономить деньги и время на рутинных задачах, благодаря автоматизации складских и логистических задач, чтобы вы могли заниматься более важными делами. Присоединяйтесь к нам и выходите вместе с нами на западные рынки! Фулфилмент для маркетплейсов и интернет-магазинов ЯКурьер
Консультация по маркетплейсам в нашем чате Telegram