Фундаментальное образование что это

Образование: от фундаментальности к практике или путь в никуда

Высокое качество образования традиционно связывали с последовательным и систематическим изучением как профильных прикладных, так и фундаментальных гуманитарных и естественнонаучных предметов. В ходе реформ российского высшего образования взаимосвязь науки и образования меняется: глобальным вопросам и теориям отводятся роли второго плана, даже относительно собственно научных теорий возникает дискуссия об их месте в образовании.

В качестве примера можно сослаться на позицию Министра здравоохранения и социального развития Т.Голиковой: «В первую очередь были внесены изменения в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, регламентирующего порядок подготовки студентов.

Теперь на шестом курсе студенты смогут пройти специальный электив по выбранной специальности и уже в ходе прохождения интернатуры оказывать амбулаторную помощь населению в условиях поликлиники, то есть, например, работать участковым терапевтом или педиатром. Подобный поворот к прикладным аспектам образования характерен для большинства направлений профессиональной подготовки в высшей школе.

Возникает вопрос: нужно ли нам так называемое фундаментальное образование?

Стоит вспомнить, что впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука.

С течением времени все быстрее сокращалось число научных направлений, которые избежали прикладного приложения в технологии. Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна.

Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области («образование вглубь»). Но таковым и должно быть качественное образование.

Другие понимают фундаментальное — как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов («образование вширь»).

Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.

Кроме этого, возникают новые требования к профессиональной деятельности: применение знаний в виде технологий требует оценки последствий их применения (например, в области нанотехнологии, генной инженерии, информационных технологий). Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина, которая складывается именно в результате полноценного системного образования.

В отличие от конкретных знаний и фактов, фундаментальные знания меняются сравнительно медленно, живут долго. Это позволяет им сохранять свою значимость в течение среднего срока трудового стажа выпускника школы или вуза. Выработанные на их основе умения думать, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее достоверность, позволят выпускнику при необходимости даже изменить сферу деятельности.

Но достижение этой задачи гармонического соединения в современном образовании сталкивается с существенными сложностями:

1. ограниченность учебного времени, в новых стандартах общей и профессиональной школы сокращается время академических занятий.

2. распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию: если я покупаю некоторый товар – образование, то его рыночная стоимость для меня определяется тем, как его можно продать будущему работодателю, зачем платить лишнее за невостребованное знание.

3. психологические трудности восприятия порою абстрактных, понятий и образов наук, не входящих, по мнению обучающегося, в сферу непосредственных интересов.

Фундаментальное — стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного труда, приступить к которому позволяет краткая профессиональная подготовка (например, курсы).

Перспективы развития рынка труда как раз связаны с квалифицированным трудом. Образование не может ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию, оно должно работать на будущее, что невозможно без ориентации на фундаментальноть.

Источник

Recent Posts

Categories

Фундаментальное и прикладное образование

Педагогика Инфоком 2012

Фундаментальное образование

Впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука.

С течением времени все быстрее сокращалось число научных направлений, которые избежали прикладного приложения в технологии. Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна.

Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области (“образование вглубь”). Но таковым и должно быть качественное образование.

Другие понимают фундаментальное – как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов (“образование вширь”).

Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.

Кроме этого, возникают новые требования к профессиональной деятельности: применение знаний в виде технологий требует оценки последствий их применения (например, в области нанотехнологии, генной инженерии, информационных технологий). Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина, которая складывается именно в результате полноценного системного образования.

В отличие от конкретных знаний и фактов, фундаментальные знания меняются сравнительно медленно, живут долго. Это позволяет им сохранять свою значимость в течение среднего срока трудового стажа выпускника школы или вуза. Выработанные на их основе умения думать, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее достоверность, позволят выпускнику при необходимости даже изменить сферу деятельности.

Но достижение этой задачи гармонического соединения в современном образовании сталкивается с существенными сложностями:

1. ограниченность учебного времени, в новых стандартах общей и профессиональной школы сокращается время академических занятий.

2. распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию: если я покупаю некоторый товар – образование, то его рыночная стоимость для меня определяется тем, как его можно продать будущему работодателю, зачем платить лишнее за невостребованное знание.

3. психологические трудности восприятия порою абстрактных, понятий и образов наук, не входящих, по мнению обучающегося, в сферу непосредственных интересов.

Фундаментальное – стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного труда, приступить к которому позволяет краткая профессиональная подготовка (например, курсы).

Источник

Фундаментальность образования

Смотреть что такое «Фундаментальность образования» в других словарях:

Гимназия № 1591 (Москва) — Гимназия № 1591 Основана: 1988 Языки: Английский, Французский … Википедия

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — (от англ. innovation нововведение. ) новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологическии подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия

Чокин, Шафик Чокинович — Шафик Чокин Шапық Шокин Дата рождения: 1 октября 1912(1912 10 01) Место рождения … Википедия

Кубанский государственный аграрный университет — (КубГАУ) Девиз Традиции. Фундаментальность. Инновации Год основания 1922 … Википедия

Факультет менеджмента ГУ-ВШЭ — Факультет менеджмента Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 1996 Декан Филинов Н.Б. Место расположения … Википедия

МЕНДЕЛЯ ЗАКОНЫ — установленные Г. Менделем закономерности распределения в потомстве наследств, признаков. Основой для формулировки М. з. послужили многолетние (1856 63) опыты по скрещиванию неск. сортов гороха. Современники Г. Менделя не смогли оценить важности… … Биологический энциклопедический словарь

Неофункционализм — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Неофункционализм одна из теорий европейской интеграции, созданная после Второй мировой войны и являющаяся ревизионистским вариа … Википедия

Источник

Узкопрофильное или фундаментальное образование – что лучше?

Фундаментальное образование что это. Смотреть фото Фундаментальное образование что это. Смотреть картинку Фундаментальное образование что это. Картинка про Фундаментальное образование что это. Фото Фундаментальное образование что это

Вопрос карьеры в 16 лет заботит далеко не каждого выпускника, более того, очень трудно сделать правильный прогноз на ближайшие пять лет. Чаще всего выпускники выбирают высшие учебные заведения по рекомендации хороших знакомых, родителей и других ближайших родственников, либо ориентируются на стоимость обучения и месторасположение. Специалисты же отмечают, что задумываться над своей будущей профессиональной деятельностью следует не при получении диплома, или во время учебы на последних курсах, а намного раньше – в выпускном классе школы перед выбором ВУЗа и поступлением. О том, какое образование позволит сделать хорошую карьеру – фундаментальное или узкопрофильное, сегодня задумываются большинство выпускников и их родителей.

Выпускники, которые еще не определились с профилем будущей профессии, могут смело поступать на факультеты экономики и юриспруденции. Такой выбор предопределяет в будущем возможность найти престижную работу и сделать хорошую карьеру. Получение общего экономического и юридического образования предоставляет большие возможности. Особенно это касается шестнадцатилетних школьников — когда будущие абитуриенты только выбирают ВУЗ и профиль, они не прогадают, если выберут данные факультеты. Специалисты из этих сфер всегда пользуются спросом у работодателей. Необходимые дополнительные знания или повышение квалификации всегда можно получить уже в процессе работы — на курсах и тренингах.

Конечно, все не могут быть экономистами и юристами, поэтому также всегда в цене фундаментальное образование, которое дает широкий кругозор своим студентам, учит их быть собранными в любой ситуации и справляться с различными проблемами. Фундаментальное образование дает больше возможностей, чем узкопрофильное, поэтому при выборе конкретной сферы деятельности желательно тщательно взвесить все «за» и «против». Когда у ребенка еще нет определенности в планах, лучше всего ориентироваться на его природные навыки и умения. Он может выбирать между поступлением на гуманитарный, технический или естественнонаучный факультет.

Получение диплома в престижном ВУЗе уже станет весомым конкурентным преимуществом при трудоустройстве. Качественное высшее образование призвано сформировать мышление определенным образом, которое свойственно только данному учебному заведению. Выпускники известных ВУЗов высоко ценятся работодателями не только благодаря полученным знаниям, но и умению мыслить масштабно. Обладатели дипломов непрофильных ВУЗов также могут стать специалистами высокого уровня в финансовой сфере. Во многих ВУЗах есть множество факультетов, среди которых почти всегда есть и экономический, и математический. Выпускники, если они обладают качественными знаниями и навыками работы с цифровой информацией, при желании могут построить карьеру в финансовой сфере. При необходимости, они могут получить дополнительные знания благодаря системе наставничества на фирме или с помощью тренингов и курсов.

Несколько лет назад было принято считать, что фундаментальное образование является отличной площадкой для старта карьеры, но сегодня уже появился большой спрос на узкопрофильных специалистов. Например, требуются следующие эксперты – инженеры, специалисты по компьютерным системам, грамотные менеджеры по управлению персоналом и прочее. Следует отметить, что и в начале карьеры в быстро развивающиеся сфере будет весьма кстати специализация. Профессионалы своего дела востребованы на всех видах производства, а наличие профильного диплома играет важную роль даже для рекламистов, маркетологов и дизайнеров. Желательно обучаться по конкретной специальности только в том случае, когда есть четкие планы и понимание, в какой сфере хочется сделать карьеру.

Источник

«Фундаментализация предметного образования «

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Безущенко Анжелла Александровна

Учитель немецеого и английского языков, ВКК

Фундаментализация предметного образования с целью формирования личностных образовательных результатов обучающихся

Школа, как один из институтов государства, должна всегда идти в ногу со временем, отвечать запросам общества и государства. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и ориентирован на современное общество и современного человека. Новый Стандарт побуждает педагога пересмотреть методику преподавания, выделить в ней положительное, отбросить устаревшее и построить процесс обучения в соответствии с новыми требованиями.

Тем не менее принято считать, что ф ундаментализация образования – это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант. При этом должно происходить усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающихся к жизнедеятельности.

Необходимость фундаментализации образования обусловлена лавинообразным нарастанием объёма информации. Научных, технологических, исторических, социологических и иных фактов становится всё больше и больше, и преподать их все за небеспредельный период обучения невозможно. Да и запомнить все факты, которые имеют существенное значение, невозможно. Но можно и нужно научить работать с информацией: научить её поиску, систематизации, анализу. Иными словами, выход только один: нужно переходить от фактологической формы обучения к методологической.

Современный специалист должен обладать глубокими знаниями и профессиональной мобильностью, способностью оперативно решать возникающие нестандартные проблемы, ориентироваться в сложной системе новых общественных отношений, умением определять приоритеты и концентрировать усилия на решении перспективных задач, высоким уровнем духовности и нравственности. Такие результаты возможны, если реализуется комплекс функций фундаментализации.
Что же составляет основу фундаментализации?. Это освоении самых существенных,фундаментальных знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, представленного миром космоса, миром человека и общества, миром человеческой цивилизации и происходящими в них глобальными фундаментальными процессами.

• фундаментализация выполняет ряд существенных функций в
образовании – методологическую, системно-интегративную, системно-развивающую, универсализации, концептуализации, интеллектуализации, опережающую.
Таким образом, фундаментализация представляет собой важнейшее направление повышения качества образования, а само понятие фундаментализации можно определить как существенный компонент полипарадигмального образования, обеспечивающий, с одной стороны, знаниевый фундамент за счет глубокого и системного освоения фактологической, мировоззренческой и методологической сторон комплекса базовых научно-теоретических дисциплин, с другой стороны – системность, обобщенность и внутреннее единство учебного материала, построенного на основе органического единства всех составляющих образования и имеющего опережающий характер. Фундаментализация приводит к усилению взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающегося к современной жизнедеятельности, что существенно повышает возможности достижения высокого профессионального уровня в дальнейшем. Она требует овладения обобщенными видами деятельности, которые должны обеспечить решение множества частных задач предметной области, и направлена на становление у обучающихся целостной научной картины окружающего мира как ментальной парадигмы, овладение рефлексивной культурой и интеллектуальный расцвет личности. Категория фундаментализации имеет результативно-целевой, содержательный, деятельностный и личностный аспекты.

Если говорить конкретно о предмете «Иностранный язык», то можно выделить следующие общие требования к формированию социально-личностных компетенций обучающихся, которые определяются следующими принципами:

— принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

— принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

— принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы обучающихся по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социальные проблемы, и формирование у выпускников школ способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

— принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у обучающихся социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоциональноценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

-принцип междисциплинарности и интегративности социальногуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом.

При обучении иностранным языкам существуют общие методы и технологии обучения. В числе эффективных педагогических технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения речемыслительных задач, рекомендуется использовать:

– технологии проблемно-модульного обучения,

– технологии учебно-исследовательской деятельности,

– коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы),

– метод кейсов (анализ ситуации),

– игровые технологии, в рамках которых обучающие участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

Технологии обучения, рекомендуемые к использованию в процессе обучения иностранному языку В числе современных технологий, направленных на самореализацию личности, рекомендуется использовать: проектную технологию, представляющую самостоятельную, долгосрочную групповую работу по теме-проблеме, выбранную самими студентами, включающую поиск, отбор и организацию информации. В процессе работы над проектом речевое иноязычное общение «вплетено в интеллектуальноэмоциональный контекст другой деятельности»; кейс-технологию, основу которой составляют осмысление, критический анализ и решение конкретных социальных проблем. Кейс-технология позволяет организовать обучение иностранным языкам, ориентированное на развитие способности студентов решать определенные жизненные ситуации, важные повседневные проблемы, с которыми они непосредственно сталкиваются в жизни; симуляцию, которая применительно к иностранному языку представляет собой подражательное, разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованных вокруг проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной; технологию обучения в сотрудничестве, предполагающую создание условий для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем при наличии общей цели и индивидуальной ответственности каждого члена группы за собственный вклад в общее дело, за выполнение общего задания; технологию дебатов, представляющую собой полемический диалог, проходящий по определенному сценарию и имеющий целью убеждение третьей стороны – судей или аудитории. компьютерные технологии, предполагающие широкое использование Интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ. Компьютерные технологии позволяют интенсифицировать и активизировать учебнопознавательную деятельность студентов, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу, совершенствовать контрольно-оценочные функции (компьютерное тестирование).

В нынешних условиях изменилась роль преподавателя – он становится помощником модератером, в задачу которого входит создать благоприятные условия обучения, предлагая полное меню своим обучающимся.

Итак фундаментализация – это направленность образования на создание цельного обобщающего знания, которое являлось бы ядром всех полученных обучающимися знаний, которое объединяло бы получаемые в процессе обучения знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии. Следовательно, сущность фундаментализации образования состоит в том, что каждая область знания является частью всего комплекса.

Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого мышления, ясного представления своего будущего в системе общечеловеческих знаний и практики.

Группы личностных результатов образования школьников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *