Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания» Учитель истории и обществознания МБОУ «Клюквинская СОШ» Зайцева Е.А Учитель истории и обществознания ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» Зубкова Е.И.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Параметры функциональной грамотности : языковая грамотность; компьютерная грамотность; информационная грамотность; правовая грамотность; гражданская грамотность;

Параметры функциональной грамотности финансовая грамотность; экологическая грамотность; способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

К какому году относится представленное на карикатуре событие? Кто из государственных деятелей здесь изображен?

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность: совокупность способностей, знаний, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности.

Примерные темы индивидуальных итоговых проектов Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности. Институты гражданского общества в современной России. Информационное общество и эволюция человеческих потребностей. Конфессии в России. Органы местного самоуправления в моём регионе. История Российского парламентаризма Подростковая преступность. Политические партии в современной России.

Цитаты для эссе по обществознанию: «Образование – лучший страж, чем развернутая армия» (Э. Эверетт). «В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ними по личному опыту». (Д. Гелбрейт). «Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». ( В. Сухомлинский). «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего». (Т.Джефферсон). «Безнаказанность для преступника, как овация для актера». (Э.Севрус)

«Безнаказанность для преступника, как овация для актера». (Э.Севрус) Раскройте смысл высказывания, выделите одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса.

Спасибо за внимание

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Номер материала: ДБ-1346122

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мастер-класс. Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Шарапова Елена Игоревна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Злынковская ООШ №2
2021 г.

Описание слайда:

Значимость функциональной грамотности для истории сегодня
Тема функциональной грамотности актуальна на уроках истории и обществознания, так же, как и на других уроках.

В условиях модернизации образования, роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней.

Описание слайда:

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности
коммуникативная
информационная
деятельная
Все они предполагают:
свободное владение всеми видами речевой деятельности,
умение осуществлять поиск информации в различных источниках,
умение проявлять организационные способности и навыки,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Описание слайда:

Выделяют несколько функций уроков истории и обществознания, которые необходимы для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
Ценностно – ориентационная;

Описание слайда:

Средства формирования функциональной грамотности:
пересказы;
познавательные игры;
исторические и обществоведческие диктанты и эссе;
изучение исторических и правовых документов;
чтение вариативных источников;
исследовательские работы.

Описание слайда:

Урок обществознания. Тема: «Общение». 6 класс.

На этапе применения полученных на уроке знаний используем
чтение вариативных источников.

Задание для учащихся: выразительно (по ролям) прочитать стихотворение Агнии Барто
«Сильное кино».

Описание слайда:

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Вопрос:
Почему же сестричка не поняла рассказ брата?

Описание слайда:

Урок истории.
Тема: «Начало Золотого века русской культуры».
9 класс.
Урок закрепления и повторения пройденного материала, используем познавательные игры (викторину).

Задание для учащихся: по очереди отвечать на вопросы.
Правильный ответ – 1 балл.

Описание слайда:

Вопрос №1. Учёный-естествоиспытатель, создатель неевклидовой геометрии?
Николай Иванович Лобачевский

Описание слайда:

Вопрос №2. Хирург, который в 1847 году, проводил операции под эфирным наркозом, первым применил обезболивание в военно-полевых условиях.
Николай Иванович Пирогов

Описание слайда:

Вопрос №3. В 1820 году этот учёный начал многолетнюю работу по составлению
«Словаря живого великорусского языка»
(в котором содержится более 200 тыс. слов)
Владимир Иванович Даль

Описание слайда:

Вопрос №4. Как называется произведение Николая Михайловича Карамзина, написанное им в конце XVIII века, в жанре сентиментализм?
«Бедная Лиза»

Описание слайда:

Вопрос №5. К какому произведению Николая Васильевича Гоголя, написанному в жанре реализм, относится данная иллюстрация?
«Мёртвые души»

Описание слайда:

Вопрос №6. Назовите фамилии критиков, которые писали статьи и задавали тон журналам «Современник» и «Отечественные записки».
Виссарион Григорьевич Белинский
Николай Александрович Добролюбов

Описание слайда:

Вопрос №7. Какому художнику эта картина принесла европейскую славу и золотую медаль на выставке в Париже?
Карл Павлович Брюллов

Описание слайда:

Вопрос №8. Назовите имя художника, автора картин «Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор!»
Павел Андреевич Федотов

Описание слайда:

Вопрос №9. Назовите автора этого памятника
Иван Петрович Мартос

Описание слайда:

Вопрос №10. С именем этого человека связано начало новой эры в мире русской музыки рубежа XVIII – XIX вв.
Автор опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Михаил Иванович
Глинка

Описание слайда:

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для формирования функциональной грамотности учащихся.

Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днем.

Описание слайда:

Спасибо
за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Тема функциональной грамотности актуальна на уроках истории и обществознания, так же, как и на других уроках. В условиях модернизации образования, роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

Общая информация

Похожие материалы

Статья на тему: «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОДИНОЧНЫМ ОБЩИМ РЕСУРСОМ В МНОГОПРОЦЕССОРНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

Памятка для родителей «Что должен знать ребенок 5-6 лет»

Статья на тему: «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Статья на тему: «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Статья на тему: ««КУЛЬТУРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА» РОССИИ – ПОЛУОСТРОВ КРЫМ»

Статья на тему: «КРОССПЛАТФОРМЕННАЯ РАЗРАБОТКА WEB-САЙТОВ»

Статья на тему: «КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖЕР КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИЯ МОДЕРАТОРА СООБЩЕСТВ»

Сценарий мероприятия «Юрактауские чтения»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5372455 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методическая система: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Токарева Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания

МОАУГ №8 г. Райчихинск

Методическая система: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся»

«Когда дует ветер перемен,
не воздвигай щит, а поднимай парус»

Основной тенденцией развития современного образования является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Современное образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения, указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом.

Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Поскольку формирование функциональной понятийной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла.

Для создания системы направленной на формирование функциональной понятийной грамотности необходимо было:

1) провести диагностику затруднений, возникающих у обучающихся при работе с понятийным аппаратом и спроектировать свою деятельность в этом направлении;

2) провести анализ учебников, определить в линиях используемых учебников наличие словарей и методического аппарата, необходимых для формирования и развития функциональной грамотности;

3) изучить методические рекомендации ФИПИ, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ, результаты своих учеников за последние годы, а также определить список наиболее актуальных и востребованных понятий в курсе обществознания и истории, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации выпускниками;

В соответствии с целью методической системы были определены следующие задачи:

1) изучить существующие подходы, методы, приемы, направленные на формирование и развитие у учащихся понятийного мышления и внедрять в практику своей работы инновационные методы и приемы функциональной понятийной грамотности;

2) определить совокупность наиболее продуктивных методов и приёмов при проектировании разных этапов урока;

3) сформировать авторский банк методов и приемов (методическая копилка учителя, рабочая тетрадь-тренажер «Обществознание»), которые были бы полезны как учащимся, так и моим коллегам;

4) использовать рабочую тетрадь-тренажёр «Обществознание» для подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА по обществознанию для выстраивания траектории дальнейшего развития.

Каждый из нас не раз задавался вопросами: «Почему мои ребята не могут сформулировать даже базовые определения?» «Почему не могут использовать и апеллировать приобретенными год или два назад определениями?» Я для себя попыталась найти ответы на эти вопросы:

По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран.

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Картинка про Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это. Фото Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания что это

Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

— неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

— неумение анализировать самостоятельно ситуацию;

— не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

— не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;

— отсутствие навыка целостного анализа информации, с использованием понятийного аппарата.

Все это, на мой взгляд и затрудняет усвоение основных исторических и обществоведческих понятий.

Сегодня происходит постоянное обогащение языка новыми терминами. В последнее время в употреблении появились относительно новые термины: приватизация, контркультура, ментальность, анналы, пассионарность и др. Трудность овладения этими и другими новыми словами заключается в том, что многим из них не выработаны чёткие научные определения, но обойти их нельзя, поскольку они встречаются на страницах учебников и в средствах массовой информации.

В-пятых, разнообразие толкований тех или иных понятий в зависимости от идеологических, религиозных, политических и других пристрастий. Столько различных толкований вкладывается в смысл таких понятий, как общечеловеческие ценности, открытое общество, демократия, свобода слова, идейная терпимость. Одно только понятие «культура» имеет более 500 определений. И задача учителя найти так называемую «золотую середину».

В-шестых, неумение учащимися выделять все признаки понятия, стремление указать из них только один или два наиболее ярких; неумение отделить существенные признаки о несущественных; тенденция к обобщению по неполным признакам.

Таков основные причины, которые подводят учителя и учащихся к осознанию необходимости систематической и вдумчивой работы по расширению понятийного аппарата, его отработке на научной основе.

обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.В. Торкунова 6-10 класс

В конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов. Современный учебник информационно-избыточный, даёт большой спектр исторических понятий, чтобы учитель мог легко отобрать главное, необходимое для запоминания совместно со школьниками в процессе работы над понятийным аппаратом.

Содержание материала учебников адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся, нет академизма в изложении базовых понятий.

Вопросам культуры и повседневной жизни населения, различных его слоев, а соответственно и понятиям ИКС (Историко-культурный стандарт) уделено большое внимание. Учебник соответствует требованиям ИКС в плане единства терминологии, событий и исторических источников. Эти требования и их соблюдение – залог успешной подготовки к ЕГЭ.

Состоит учебник из двух частей, словарь же основных исторических понятий и терминов, дополнительной литературы и интернет-ресурсов находится только в конце второй части. Это вызывает некоторые неудобства при работе с учебником. Недостаточно продумана система контрольно-оценочной деятельности, сформированности понятийной аппарата.

УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.Н. Сахарова 10 класс

В каждом параграфе выделены курсивом ключевые понятия и даны короткие пояснения. В некоторых параграфах вместе с ключевыми понятиями выделены тексы документов, в которых так же встречаются исторические понятия.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках. Понятия выделены курсивом в каждом параграфе, но чаще всего отсутствует четкое пояснение. Не во всех параграфах присутствуют необходимые для усвоения на углублённом уровне и успешной сдачи ЕГЭ исторические понятия. Иллюстрации по соответствующей теме, включают архивные фотографии, изображения предметов, но к ним отсутствуют пояснения понятий. Учебные задания в учебниках в редких случаях предлагают работу с исторической терминологией. Как правило, задания к документам следуют за текстами со сложными историческими понятиями, и у учащихся возникаю трудности с интерпретации. В некоторых случаях целесообразно отдельные понятия дать и до текста для актуализации опорных знаний.

Структура изложения понятий достаточно проста и удобна. Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Много разных блоков: основное понятие, задания к тексту с использованием понятийного аппарата; дополнительные понятия и задания по теме к ним. В начале каждого параграфа идут вопросы связанные с актуализацией изучаемого материала, и автор достаточно часто предлагает вспомнить смысл понятия.

Перечень основных понятий и терминов в учебниках углубленного уровня, вынесен после параграфа. А в базовом учебнике все понятия рассматриваются в тексте. В самом параграфе новые понятия выделены курсивом.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках. Ко многим понятиям, выделенным в тексте, даются простые пояснения, а определение с четко выделенными родовыми и видовыми характеристиками отсутствует. Затруднена работа с понятиями по тексту параграфа тем, что выделены не только понятия, но и важные обществоведческие факты, что сбивает учеников с толку. А вот некоторые значимые определения выделены курсивом, на них нет акцента, и они остаются не изученными. Объём понятий и определений в параграфах очень большой. Например, в параграфе 3 «Рыночные отношения в экономике» 14 определений, а понятий около 30, в других параграфах от 8 до 15 определений.

Текст учебника написан достаточно сложным академическим языком с использованием большого количества специфической терминологии, с расчетом на то, что эти понятия уже знакомы учащимся. В словаре, в конце учебника, представлены главным образом те понятия, определения которых не даны в основном тексте учебника. Определения в словаре достаточно объёмные и сложные для восприятия.

Проведя анализ учебников, я пришла к выводу о необходимости включения в работу на уроках дополнительных заданий, нацеленных на формирование функциональной понятийной грамотности, на отработку умений работать с понятиями, основываясь не только на текстах учебников. В процессе анализа было определено, что УМК по истории соответствует всем требованиям ФГОС и дает учителю возможность активно и в различных формах работать с понятийным аппаратом. А вот анализ учебников по обществознанию для 10-11 классов, показал, что требуются дополнительные формы работы для усвоения огромного объёма понятий (Выпускник для успешной сдачи ЕГЭ должен знать приблизительно 1500-2000 понятий, уметь ими апеллировать, использовать в контексте разных социально-гуманитарных наук). Было принято решение создать тетрадь-тренажёр «Обществознание» для отработки навыков функциональной грамотности.

Банк самых востребованных понятий в курсе обществознания.

Были проанализированы КИМы разных лет, сборники-тренажеры и составлен список наиболее востребованных обществоведческих понятий. Я использовала список, который составил частный преподаватель обществознания Антон Чубуков. https://vk.com/iorepetitor

В список попали понятия по следующим признакам:

1) они являются ключевыми для тем, выделенных в отдельные главы школьных учебников;

2) они выделены как особо важные в сборниках-тренажерах;

3) они содержатся в «спецификаторе» ЕГЭ от ФИПИ;

4) они являются объединяющими («категорийными») для других понятий;

5) они когда-либо встречались в вопросах №25 в Открытом банке заданий ФИПИ и в базе Решу ЕГЭ (см. список в приложении1)

Именно эти понятия чаще всего фигурируют в заданиях №25 и №28. Их знание проверяется также на базовом уровне в заданиях 1-20, также их рекомендуется применять при написании эссе (и вообще любого письменного задания). Определив банк самых востребованных понятий, большая часть этих понятий была отобрана в тетраде-тренажёре «Обществознание», создан комплекс упражнений для успешного усвоения и функционирования этими понятиями.

Основные принципы и подходы, направленные на формирование и развитие у учащихся понятийного аппарата.

Свою работу по формированию понятийного аппарата на уроках и во внеурочной деятельности строю в рамках системно-деятельностного подхода, на следующих принципах:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания основных понятий не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений и конечно же базовых понятий

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип минимакса заключается в том, что предлагаю каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечиваю его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

5. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

В работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка познания». Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более глубоким. С целью повышения эффективности усвоении понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок, перечисленных выше, опираюсь на ранее разработанные исследования дидактов и методистов:

— четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных исторических явлений и добиваться усвоения этого учениками (так, принцип «ранней дифференцировки», разработанный Д.Н. Богоявленским);

— раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и выполнения существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлять существенные признаки несущественным (так называемый принцип «расчлененной абстракции», выдвинутый Е.Н. Кабановой – Меллер);

— перечисляя несущественные признаки, проявлять большую внимательность и сохранить только те, которые лягут в основу обобщений (метод Н.А. Менчинской);

— изучения явления начинать с самого главного, определяющего признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В. Давыдов);

— уже на начальном этапе обучения истории необходимо не только накопление фактов и образов, но и их первоначальное обобщение и систематизация в виде понятийного аппарата (формирования понятий в начальном обучении истории И.В. Гиттис и В.Т. Карц).

Большое внимание в методической науке уделялось вопросу классификации понятий. Ещё в 50-е годы была предложена классификация понятий, в основу которой были положены степень обобщенности и содержания понятий. В дальнейшем Г.М. Донской разработал таблицу категорий понятий. На этой основе Г.В. Клоковой составлена классификация исторических понятий по отдельным курсам истории (V-VII классы).

Большой вклад в решение вопроса пути формирования понятий внёс А.А. Вагин. Им были намечены этапы формирования понятий: создание целостной картины исторического явления, выделение существенных признаков исторического факта, определение понятия; упражнение по его использованию, выработка умений оперировать понятием, применять его для анализа и познания исторического материала. Основным путем формирования понятий А.А. Вагин считал индуктивный – от раскрытия отдельных черт и признаков понятия на конкретном историческом материале к введению определения и термина на завершающем этапе работы.

За необходимость применения дедуктивного пути формирования понятий высказывались Л.Н. Боголюбов, Н.Г. Дайри, и И.Я. Лернер. Дедукция даёт возможность проявить большую самостоятельность в умении оперировать понятием. На своих уроках мною чаще используется именно дедуктивный метод.

Процесс формирования понятий – психологическое явление. Этот процесс, как отмечал Л.С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в определенной связи с остальными. Поэтому одно из главных условий формирования понятийного мышления — это системность обучения, т. Е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе. Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом.

Понятийный аппарат школьного курса многомерен и сложен. Определение понятия — это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. Е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным, не должно быть отрицательным, нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществознание и история — информационно ёмкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов.

Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть еще и от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля.

ü визуалу (зрительный) и кинестетику (осязательный) не годятся долгие и эмоциональные повествования, для них более приемлемы схемы, таблицы, логические цепочки и здесь актуальна визуализированная карта понятия;

ü но аудиалу (слуховой) только неоднократные проговаривания определения дадут максимум эффекта;

ü кинестетику и аудиалу бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем или опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и понятна;

ü визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами и маркерами;

ü а кинестетик только в них и может получить наиболее адекватное для него понимание информации.

Эта теория используется мной и при организации деятельности направленной на формирование функциональной грамотности. Я очень внимательно присматриваюсь к ребятам, чтоб определить психотип и в соответствии с этим предложить каждому свои задания.

Один из вариантов запоминания, а затем и воспроизведения определений является создание ассоциаций. При этом учащиеся создают зрительный образ понятия, конструируют определения понятия по зрительному образу, учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга, отвечающего за творчество, имеют возможность усвоить понятийный аппарат именно таким образом лучше. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Создание ассоциаций — это то, с чего начинается работа в 5-6 классе над сложными для восприятия понятиями. Например описание по рисунку в учебнике (родовая община – что представлено на первом плане, что изображено на втором плане), здесь, кстати, уместно использовать в работе прием «Выглядит, как… звучит как…»; работу с понятиями можно построить через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки и фиксируя их в тетради.

Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, необходимость формирование всех видов УУД нацеливают нас на то, что главное в процессе формирования понятийного аппарата — это постановка и решение учебной задачи, открытие новых способов действий, установление мотивации, важность знания понятий как основы логического продуктивного мышления. Создание ситуации незнания, заманивания в учебную задачу. Старый способ работы с понятиями по словарю в современных условиях малопродуктивен. В словарях часто встречаются разные подходы к определениям, называются разные признаки, в социальных сетях (для детей значимо) — представлены часто определения понятий, связанные с отношением автора к этому понятию. Таким образом, изучать понятия нужно осознанно. Необходимо применить более продуктивный способ запоминания, в основе его лежит обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Учащиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе и знать алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова; определение, частью какого более широкого понятия оно является; какие существенные признаки можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий; поставить признаки в логически удобной для запоминания позиции; работа в группах по закреплению алгоритма работы над понятием, помощь более сильных учеников слабым; индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий. Итак, владеть понятием — это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. И главное — уметь применять его в учебном познании. Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению. Ученик должен самостоятельно конструировать понятие под руководством учителя.

Работа с понятиями может стать более продуктивной, если использовать алгоритм, предложенный Э. Стоунсом (Проектирование программ развития учащихся: в Сб. материалов, Новокузнецк, ИПК, 1997).

По его убеждению, обучение учащихся какому-либо понятию состоит из трех фаз.

А – Фаза преактивная (подготовительная) фаза, где:

осуществляется анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаются ключевые аспекты, соподчиненность понятий, приводятся конкретные примеры;

оцениваются предшествующие знания учащихся, если это невозможно, то это действие переносится на следующую фазу.

В – Фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. Она состоит из следующих действий:

дается предварительное представление о характере нового научения;

объясняется термин, используемый для обозначения нового понятия, раскрываются его признаки, ранее усвоенные понятия связываются с вновь усваиваемыми;

для облегчения идентификации (узнавание, различие существенных признаков) приводится различные примеры с несколькими признаками;

для того, чтобы ученики легко различали существенные и несущественные признаки, характерные особенности первых усиливаются, на них делается больший акцент;

для различия существенных и несущественных признаков приводятся примеры объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям;

учащиеся поощряются к объяснению понятий собственными словами.

С – Фаза оценки результатов обучения.

Она предлагает предъявление ученикам новых примеров с тем, чтобы те сказали, какие из них являются вновь усвоенными, а какие нет. Следует отметить, что для развития мышления учащихся при работе над понятиями целесообразно использовать специальные упражнения, разработанные психологами (Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995).

Основные методы и приёмы формирования понятийного аппарата на разных этапах проектирования урока.

Проектируя урок (опыт по теме «Проектирование современного урока» был обобщен https://nsportal.ru/tokareva-olga-vladimirovna ) осуществляю анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаю ключевые аспекты, соподчиненность понятий и уже после этого определяю для себя приёмы работы над понятиями на каждом этапе:

На этапе постановки цели урока ПОМНЮ : цели не рождаются по звонку! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование.

Использую различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске ключевых понятий урока, с помощью актуализации уже известных понятий курса, в ходе диалога. При этом цели, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик»:

· сам себе их поставил

· с интересом и охотой усвояемы». (С.И. Гессен)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *