Функциональная грамотность обучающихся что это такое

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это такое

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Школа молодого педагога
п. Новоорск, 2021
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Новоорск
имени Героя Советского Союза Калачева А.В.

Описание слайда:

Семинар для молодых педагогов «Формирование
функциональной грамотности
обучающихся»

Описание слайда:
Описание слайда:

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Описание слайда:

Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …

Описание слайда:

Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи
стратегического развития Российской Федерации
усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;
вхождение Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования;
технологическое первенство на мировой арене,
усиление роли инноваций в социально-
экономическом развитии

Описание слайда:

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.

Описание слайда:

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Описание слайда:

Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Функциональная грамотность

Описание слайда:

Как работать над формированием и развитием функциональной грамотности
Переводить знания из пассивных в активные
предполагать задание «от задачи к способу», которые отличает неопределенность в способах действий (нет языковых и скрытых указаний на способ действий, нужен перевод с обыденного языка на язык предмета, допустимы альтернативные подходы и решения,
постановка проблемы в учебном контексте (необходимо принять осознанное решение, сделать выбор: проблема поставлена в не предметной области, ситуация близка и понятна школьникам, затрагивает их лично),
создавать ситуации требующей использования знаний,
использовать практики развивающего обучения:
поисковая активность, учение в общении, учебное или позиционное сотрудничество, самостоятельно оценочная деятельность учащихся

Описание слайда:
Описание слайда:

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
• задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
• в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
• контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
• ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
• вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
• требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.);
• используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Описание слайда:

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

Описание слайда:

Диалогическое общение на уроке. Выстроена коммуникация «ученик-ученик».
Включение в урок сложных заданий (описать характеристики текста; предсказать, что произойдет дальше, сравнить с жизненным опытом).
Самостоятельная работа учащихся над заданием, которое они сами выбрали.
Задания на все типы читательских умений.
Взаимно-активное сотрудничество на уроке (учитель не работает жёстко по плану,
который написан, реагирует на реплики и вопросы детей, изменяет ход урока).
Прозрачность критериев оценивания и использование техник формирующего
оценивания.
Работа в малых группах (работа с группами учащихся с одинаковыми и разными
способностями).

Описание слайда:

Учитель готов к развитию функциональной грамотности в
учебном процессе, если…

он овладел основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью,
он овладел практиками формирования и оценки функциональной грамотности,
отличает процессы формирования и оценки функциональной грамотности,
овладел технологией формирующего оценивания (технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых техник, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся),
понимает роли учебных задач как средства формирования функциональной грамотности,
умеет отбирать и/или разрабатывать учебные задания для формирования и оценки ФГ на основе критериально-уровневого подхода

Описание слайда:

Функциональная грамотность –
основа жизненной и профессиональной
успешности выпускников!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Статья на тему: «Функциональная грамотность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Каждый из нас относится к ним по-разному. Ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации. И потому стало важным не обладать энциклопедическими знаниями, а умением анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

составить список, показать, выделить, рассказать, назвать

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

применить, проиллюстрировать, решить

организовать, проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

· обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,

· учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

· в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

· применять такие образовательные технологии, как:

· проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

· технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

· технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

· обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

· уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

· информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

· технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Статья по теме «Понятие функциональной грамотности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

> Является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма > Направлена на решение бытовых проблем

> Обнаруживается в конкретных жизненных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации

> Связана с решением стандартных и стереотипных задач

> Используется в качестве оценки уровня образованности

Реализация компетентностного подхода в реальных измерениях:

> PISA: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотности

> ФГОС: смысловое чтение (читательская грамотность)

PIRLS — Progress in International Reading Literacy Study

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) — организация, инициировавшая сравнительное исследование качества чтения, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники чтения, но в широком функциональном контексте — как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь — для дальнейшего обучения.

Исследование PIRLS в работе над читательской грамотностью младших школьников в России

> Работа по развитию читательской грамотности продолжает проводиться преимущественно на уроках литературного чтения.

> Недостаточно внимания уделяется развитию стратегий чтения текстов разных видов.

> Не выделена специфика работы с математическим, лингвистическим, историческим, естественнонаучным текстами, текстами словарей и справочников.

Формирование читательской грамотности

Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это такое Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это такое. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это такоеОбучение чтению Чтение для обучения Чтение для жизни

> Находить и извлекать информацию

> Интегрировать и интерпретировать информацию

> Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

> По структуре (сплошные, несплошные, множественные)

> По жанру (художественные, публицистические, научные и т.д.)

> По ситуации чтения (для личных или общественных целей, для практических целей, для образования)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Функциональная грамотноть школьников

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?

Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима?

Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Источник

Выступление на педагогическом совете по теме «Функциональная грамотность в контексте современной системы образования»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Функциональная грамотность.docx

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой.

В связи с этим были введены новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (всех ступеней образования) прописана важность компетентностного подхода, а доминирующим компонентом организации образовательного процесса является практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Также предусматривается комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные и метапредметные).

Именно поэтому важной частью образовательной деятельности является формирование и развитие функциональной грамотности у учащихся через активные методы работы на уроке.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс.

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Согласно определения А.С. Тангяна, под минимальной функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития».

А.А. Леонтьев считает, что «функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Анализ материалов международных симпозиумов, сессий ЮНЕСКО, работ ученых (П.Р. Атутова, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, А.М. Новикова, С.А. Тангяна, М. Скилдека, Г. Хинцена и др.) позволил выявить основные этапы развития «ядра» концепции функциональной грамотности, т.е. определение, представление и ее функциях.

В результате определено четыре этапа:

1-й этап (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) — функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности, следствием этого является функциональный метод обучения грамотности, строящегося с учетом функционального знания, главным образом, экономического характера; концепция и стратегия функциональной грамотности понимаются как обеспечение связи процессов овладения грамотного чтения и письма, и повышением производительности труда, а так же улучшением условий жизни работника и его семьи;

2-й этап (середина 1970-х — начало 1980-х гг.) — осознание функциональной грамотности как проблемы развитых стран; ее обособление от традиционной грамотности; расширение состава и содержания функционального знания с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, политической, гражданской, общественной, культурной); введение ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» (как человека, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины, и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины»); возникновение представления об изменчивости функциональной грамотности в условиях общественных изменений;

4-й этап (начало ХХI века) — установление изменений в составе и содержании функциональной грамотности при переходе к постиндустриальному обществу; осознание функциональной грамотности как гаранта безопасности жизнедеятельности человека, осознание функциональной грамотности как средства успешной деятельности в меняющемся мире, средства его успешного жизнеустроения в меняющемся мире; акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности.

Несколько десятилетий функциональная грамотность изучается авторитетными международными организациями. В 1990 году под эгидой ЮНЕСКО проводился Международный год грамотности. Организация Объединенных Наций объявила на Генеральной Ассамблее о проведении Десятилетия грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг. Современная трактовка функциональной грамотности представлена в декларации «Десятилетие грамотности ООН».

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в проблемном поле компетентностного подхода, который начал активно разрабатываться в образовании в связи с переходом общества от образовательной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой образовательной парадигме «образование через всю жизнь». Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхода отражает сформированность умений действовать по принятым в обществе нормам, правилам, инструкциям, т. е. характеризуется способностью решать стандартные и нестандартные жизненные задачи, связанные с реализацией социальных функций человека.

Компонентами функциональной грамотности являются :

ü интегративные (читательская грамотность, коммуникативная грамотность, информационная грамотность, социальная грамотность, глобальные компетенции)

Информационная грамотность — это набор умений и навыков, позволяющий запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией.

Овладение информационной грамотностью характеризуется:

· умением выявить информационные потребности;

· умением подбирать средства для эффективного поиска информации и осуществлять поисковые действия;

· умением анализировать, перерабатывать и использовать информацию.

Информационная грамотность — одна из важнейших составляющих умения учиться.

· способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной, жизненной ситуации и культуры речевого общения;

· готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;

· потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Социальная грамотность включает:

· готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе,

приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным;

· способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;

· совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;

· наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно­практических задач и в повседневной жизни.

· понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания);

· использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).

· критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера;

· осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

· вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются следующие активные методы и формы:

· технология педагогической мастерской;

· кейсы, ролевые и деловые игры;

· моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий;

· комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетентности);

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет Вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок.

Выбранный для просмотра документ Функц грам.pptx

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *