Функциональная грамотность обучающихся что это

Лаборатория функциональной грамотности

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

2. Естественно-научная грамотность

3. Математическая грамотность

Читательская грамотность

Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это
В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.

Эксперимент № 1

В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.

Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.

Эксперимент № 2

Опыт читательской грамотности

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.

Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Опыт креативного мышления

Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!

Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.

Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________

Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.

Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.
2. Сценарий. Сюжет

Измените сценарий каким-либо образом:

Опыт глобальных компетенций

В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.

Опыт функциональной грамотности на уроке

Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.

Посмотреть запись вебинара можно здесь.

Источник

Статья «Функциональная грамотность школьника»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Функциональная грамотность школьников.

— является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

— направлена на решение бытовых проблем;

— обнаруживается в конкретных жизненных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

— связана с решением стандартных и стереотипных задач;

— используется в качестве оценки уровня образованности.

Мотивы какого романа Л.Н. Толстого нашли отражение в стихотворении А.Блока «На железной дороге»?

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон.

Определите, из каких произведений русской литературы поэт Жумагулов «позаимствовал» прямые цитаты:

Бессонница. Абай. Пасутся табуны.
Я список лошадей прочел до середины.
Как бы ложилась ночь на горные седины,
блеща заржавленною фиксою луны.
Еще Кебек, шатаясь между юрт,
испытывал сердечный неуют.

К чертям считать кобыл! Я вышел на балкон.
Тоска, как волкодав, вгрызается мне в горло…

Авторы приведенных ниже стихотворений в гражданскую войну сражались друг против друга, один на стороне красных, другой – белых. Какое стихотворение написано белогвардейцем Николаем Туроверовым (1899-1972), а какое красноармейцем Михаилом Светловым (1903-1964)? Почему вы так считаете? Как можно полнее ответьте, чем так похожи эти стихотворения (обратите внимание на форму и содержание) и в чем основные различия между ними.

… Наши кони шли понуро,

Перед боем больно тускло

Свет свой синий звезды льют…

— А по-русски как Меркурия зовут?

Он сурово ждал ответа;

Тихо, тихо… Редко, редко

Донесется скрип телег.

Мы с утра ушли в разведку.

Степь и травы – наш ночлег.

Тихо, тихо… Мелко, мелко…

Мы попали в перестрелку.

Мы отсюда не уйдем…

Полночь пулями стучала,

Смерть в полуночи брела.

Пуля в лоб ему попала,

Пуля в грудь мою вошла.

Ночь звенела стременами,

Лишь Меркурий плыл над нами –

Уходили мы из Крыма

Уходили мы из Крыма

Я с кормы все время мимо

А он плыл, изнемогая,

Все не веря, все не зная,

Что прощается со мной.

Сколько раз одной могилы

Конь все плыл, теряя силы,

Веря в преданность мою.

Покраснела чуть вода…

Уходящий берег Крыма

Я запомнил навсегда.

Определите имя, отчество, фамилию автора и название его самого известного романа.

Этот русский писатель-классик в финале своего знаменитого романа описал себя так: «Полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». Совершил кругосветное путешествие, о котором написал книгу, служил цензором. Названия трёх его романов начинаются с буквы «О».

Предположите, исходя из содержания, кто и когда мог написать это стихотворение:

Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай мне увидеть
Родную мою Россию!

Источник

Функциональная грамотность как цель и результат современного образования.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Заседание педагогического совета

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Обсуждение вопросов формирования функциональной грамотности лидирует в тематике методических мероприятий «Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» г. Новомосковска. В сентябре – ноябре ресурсными центрами ЦНППМ проведено 9 вебинаров по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках по всем учебным предметам.

Все педагоги нашей школы в той или иной степени знакомы с понятием «функциональная грамотность» и его содержанием.

Вопрос 1 из анкеты для участников педагогического совета.

Вы знакомы с понятием «функциональная грамотность» и его содержанием? Вы знаете направления функциональной грамотности и их составляющие?

1. ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

Три определения (работа с аудиторией)

1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Виды функциональной грамотности.

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

2. ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитойсоциальноответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи.

В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

Международные исследования проводятся систематически.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA : «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Источник

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст. расскажите об особенностях этого человека. », и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня. Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что этоФункциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что этоФункциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что этоФункциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что этоФункциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть фото Функциональная грамотность обучающихся что это. Смотреть картинку Функциональная грамотность обучающихся что это. Картинка про Функциональная грамотность обучающихся что это. Фото Функциональная грамотность обучающихся что это

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *