Хамство что это такое
Значение слова «хамство»
1. Разг. устар. Некультурность, невежество, свойственные хаму (в 1 знач.). — Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Чехов, Учитель словесности.
2. Разг. Грубость, наглость. беззастенчивость. — Он — хам, но он — искренний. Эта его искренность на каком-то уровне становится хамством. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Уязвленный, он опять позвонил. Экономка ответила как будто даже с негодованием: — Нет, нет его. Тогда Бистрем рассердился: — Хамство богатого бездельника! А. Н. Толстой, Эмигранты.
3. собир. Устар. Хамы (см. хам в 1 знач.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Человек использует тактику хамства в общении с целью явной демонстрации своего превосходства, более высокого социального статуса, осознавая при этом свою полную безнаказанность.
Хамство может быть и невербальным, примером чего может служить так называемое «хамство на дорогах», при котором используются «различные приёмы неаккуратного вождения, создающие нервную и аварийно опасную обстановку на дорогах, а также жестовые приёмы».
ХА’МСТВО, а, мн. нет, ср. (презрит.). 1. Хамское поведение (разг.). Что за х.? Допустить х. 2. собир. Хамы (см. хам в 1 знач.; дореволюц.). По хамству скоро гвалт пошел. А. Григорьев.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ха́мство I
1. некультурность, невежество, свойственные хаму ◆ Сама наука не простоит минуты без красоты, ― знаете ли вы про это, смеющиеся, ― обратится в хамство, гвоздя не выдумаете! Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871–1872 г. ◆ Скажите, пожалуйста, что вам за охота так рано жениться? Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? А. П. Чехов, «Учитель словесности», 1894 г. ◆ Хорошо сказал один русский: «Заразительная гнилость чужеземная снедает древнее здравие душ и тел российских; грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью и хамством наполнилось; из старого ума выжили, нового не нажили — дураками умрём!» Д. С. Мережковский, «Петр и Алексей», 1905 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. хамское поведение, хамский поступок, характеризующиеся грубостью, беззастенчивостью и наглостью наряду с осознанием собственной безнаказанности хама и беззащитности тех на кого оно направлено ◆ Я помню, как потрясен он был хамством продавщицы, выбирая какую-то ювелирную мелочь в магазине. Владимир Соловьев, «Три еврея, или Утешение в слезах. Роман с эпиграфами», 1975–1998 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: демонстративный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто здесь хам? Семь признаков хамства
Недавно один мой старый знакомый написал мне: «Не хочу тебя обидеть, но у тебя православие головного мозга». Повторю, господа, знаю этого человека давно – и верю, что он действительно обидеть меня не хотел. Честно скажу, эта фраза таки действительно не вызвала у меня каких-то особенных эмоций. Привык. Привык я к тому, что хамство стало неотъемлемой частью мышления многих и более того, многим теперь оно кажется проявлением истинной свободы. Особенно страшно, когда хамство приходит в семью и становится нормой семейных отношений. И тут уже не столь важно, кто кому хамит – супруги друг дружке, родители детям или дети родителям.
Попытки защищать право на хамство — это верный признак упадка культуры диалога. Не умеем и не хотим слушать, хотим только самовыражаться. Любые собственные проявления кажутся человеку столь ценными, что для него тяжела мысль о каком-то ограничении выразительных средств. (То-то вдруг проявилась такая болезненная реакция на запрет мата в кино.) Монологизм — вот примета времени, наш мир подвержен эпидемии монологизма.
А вот некоторые маркеры упадка культуры диалога.
Кто здесь хам? 7 признаков хамства
1. Человек постоянно перебивает собеседника. И не только перебивает, но и оправдывает этот недостаток живостью своей реакции, особой своей чувствительностью, а когда ему указывают на неприличие такого поведения, искренне обижается. Ему претит мысль о том, что диалог невозможен без обоюдного соблюдения некоторых правил общения.
2. Человек слушает не собеседника, а себя. Часто нас интересует не то, что вкладывает в свои слова собеседник, но ассоциации, которые вызывают у нас отдельные его фразы, долетающие до нашего сознания сквозь наш внутренний монолог. И мы считаем себя вправе не только эмоционально реагировать на эти вырванные из контекста фразы, но и не скрывать своих реакций. Увы, некоторые психологи даже дают такому поведению псевдонаучные оправдания, побуждая доверчивых клиентов не сдерживаться. Часто люди, увлечённые своими ассоциациями больше, чем информацией, доносящейся до них извне, пытаются выгородить себя, выдавая подобную истеричность за внимание к нюансам, забывая о том, что, во-первых, увлекаясь собственными эмоциями, они как раз и упускают множество нюансов, во-вторых, пренебрегают целым.
3. Уверенность в том, что имеешь право высказываться по любому вопросу – вне зависимости от уровня своей компетентности. Причина этого та же, что и в предыдущем случае, то есть инфантильность. Да, такой человек похож на невоспитанного ребёнка, который при этом требует, чтобы к нему относились, как к зрелой личности, уважали его мнения и т. д. Но на вежливые предложения хотя бы немного разобраться в вопросе эти люди порой реагируют агрессивно, их лозунг: «Не знаю и знать не хочу, мне и так всё понятно». Одна из крайних форм: «Я так чувствую, и мне достаточно» (чем-то это напоминает ход мысли маньяка).
4. Человек перетолковывает слова собеседника, сообщает им смыслы, которые собеседник в них не вкладывал. «Ну, я понял, ты вот что на самом деле думаешь…» Понятно, это делается с одной целью – дискредитировать собеседника. Дескать, говори, говори, но я-то знаю, что у тебя на уме. В крайней форме у такого человека всегда присутствует презумпция виновности или несостоятельности собеседника. Не обходится здесь и без самообольщения – человек кажется себе проницательным, умеющим понимать больше, чем ему сказано.
5. Человек не находит аргументов в защиту своей позиции, но категорически отказывается это признать. Вместо этого он выдаёт фразы вроде «ты меня не слушаешь» и т. п. (вообще обвинять собеседника в том, в чём виноват сам, характерно для не владеющих культурой диалога). Ещё вариант – пресловутое «ой, всё», то есть резкое и недостаточно мотивированное прекращение разговора, даже если сам прекращающий этот разговор и начал.
6. Этакий романтик, говорит загадками, постоянно на что-то намекает, считает, что собеседник должен либо ломать голову над его ребусами, либо признать себя существом низшего порядка. Такой человек любит отвечать вопросом на вопрос и вообще всячески уходить от прямых и чётких ответов. При этом сам же часто страдает от одиночества, от непонимания окружающих. Непоследовательность — тоже обычное дело в таких случаях.
7. Провокатор особого типа, готовый целенаправленно раздражать собеседника, и в случае, если тот сорвётся, объявить себя жертвой. Истеричные черты у такого человека выражены ярко, а обвиняет окружающих он с особой оголтелостью. Такому человеку особенно трудно задуматься о том, что во многих своих бедах он виноват сам – слишком он занят либо провокациями, либо переживаниями обид и травм, нанесённых «насильниками» и «сатрапами».
Список этот можно продолжать и продолжать, но в мою задачу не входит составление энциклопедии хамства.
Хам – это не просто человек, не умеющий сдерживаться. И это не обязательно человек, сознательно желающий зла своему ближнему. Вспомним, кстати, и библейскую историю, давшую название явлению, о котором говорим. Хам смеётся над спящим пьяным отцом – значит ли это, что он желает отцу зла? Не любит отца? Да нет, ничего такого в тексте Священного Писания мы не находим. Однако не находим мы и описания раскаяния Хама. Он не просит прощения. Как не просили его и Адам с Евой, нарушившие Божий запрет…
Хам всегда оправдывает своё поведение, травмирующее других людей, порой даже подводит под такое поведение философскую базу. Именно потому распоясавшегося хама так нелегко остановить – порой кажется, что для этого вообще нет никаких средств, кроме шоковой терапии. А уж каков будет этот шок – каждый решает в зависимости от своих убеждений и уровня культуры. К тому же, хам бывает так беспечен, что не готов к встрече с другим хамом. Несмотря на то, что хамы постоянно отстаивают своё право обижать всех, кого им вздумается, сами они бывают очень обидчивы. Любая негативная реакция на их поведение, даже довольно мягкая словесная, вызывает у них возмущение. Один мой знакомый хам очень любит повторять: «Зато я говорю правду, пусть даже это только моя правда». Этой вот «якобы правдой» хамы то и дело себя оправдывают: «Мы имеем право хамить потому, что мы прогрессивные, цивилизованные и честные, а вы должны терпеть потому, что вы отсталые и правды знать не хотите». Но есть хамы, готовые драться. И когда хамы — оба собеседника, такой разговор чреват большой бедой.
А нам что? А нам то, что все мы живём в том мире, в котором живём, и в той или иной степени пропитываемся его веяниями. Чтобы не сдаться, не впасть в безумие, мы должны замечать хамские проявления в себе и вовремя останавливаться, постоянно спрашивать себя: «Кто я в этом разговоре? Не хам ли я?» Как в песне поётся: «Следи за собой, будь осторожен!»
Хамство что это такое
Как узнать хамство?
Чтобы понять что такое хамство, придется двигаться от обратного.
Все это так, только если целью общения является понимание.
Так вот, целью хамства является совсем другое.
Хам не пытается вас понять: либо вы ему не интересны, либо он убежден, что и так все про вас знает и понял с первого прочтения или взгляда. И то, что он «понял», как вы догадываетесь, не позитивно.
Хам сообщает вам свою негативную оценку вас, вашего туалета или интеллекта.
Хам дает вам советы. Непрошенные советы.
Хам задает вопросы, на которые невозможно или нет смысле отвечать.
Хам отдает команды.
Хам обсуждает нас с третьими лицами в нашем присутствии.
Хам искажает факты и аргументацию.
От рядовых ситуаций хамство отличает отсутствие какой бы то ни было правомерности и правомочности этих действий.
Никто не делегировал хаму полномочий и не давал права на оценку, советы, вопросы, команды. Никто не просил его об этом и не признавал его компетентности.
Может ли выбранный хамом метод привести к взаимопониманию? Конечно, нет.
Может взрослый человек этого не понимать? Нет.
Какова же цель этих действий?
По-русски говоря, «сбить спесь», «поубавить гонору», «поставить на место».
При этом хам априори уверен в своем праве на эти действия.
Хамством по форме могут являться и доброжелательные по цели и содержанию поступки.
Пример? Если вас неожиданно хлопнет по заду незнакомый человек и с восхищением в голосе скажет «Ах, какая ж. я бы такую. » При всей искренности его восхищения, поступок безоговорочно хамский.
Классическим примером будет комплимент более молодой женщины более зрелой:
— Как вы сегодня прекрасно выглядите! Просто удивительно, как Вам это удается. У Вас, наверное, дорогой косметолог? Хотела бы я в Вашем возрасте выглядеть также!
С критериями эффективности коммуникации и конфликтогенности, мне кажется, все понятно: чем ниже одно, тем выше другое. Хамство не способствует взаимопониманию и установлению дружеских или партнерских отношений, зато
прекрасно служит агрессивным функциям: при помощи угрозы, вызывающего поведения или провокации легко можно добиться возникновения конфликта.
Неуместность хамского поведения, не соответствие обстоятельствам места и времени обращает на себя внимание сразу. Дело не в наших индивидуальных ожиданиях, а в общественных договоренностях. Мы ждем и в праве ждать от продавца, официанта или парикмахера любезного поведения. Если его поведение не соответствует стандартам, предъявляемым обществом, мы тут же заметим несоответствие. Если мы рассчитываем на знание партнером правил поведения, предписываемых в конкретном кругу, мы будем неприятно удивлены и разочарованы, если выясним, что ошибались. Ну и, наконец, существует хамство такого уровня, что в любых кругах и культурах его не спутают ни с чем другим. В животном мире за такое наказывают. В человеческом мире тоже есть риск «получить по морде».
Можно класть ноги на стол, но не тогда, когда за столом обедают или работают.
Более тонкая или более грубая чувствительность к нюансам своего и чужого поведения зависит от полученного воспитания. То, что уместно в крестьянской среде, может оказаться совершенно не уместным в среде дипломатической. Тот стиль общения, который был приемлемым в родительской семье, может оказаться неприемлемым в профессиональном кругу.
Собственно, способность вести себя адекватно ситуации, не создавая окружающим трудностей, не воздвигая препятствий к общению и называется хорошим воспитанием.
С чем нужно дифференцировать хамство?
Как ни странно, некоторые считают необходимым дифференцировать хамство с прямотой, откровенностью, конструктивной критикой.
Прямота, которая хуже воровства, подразумевает что-то неудачно ляпнутое в неподходящий момент и может не быть хамством, если вырвалось это случайно, ненамеренно и не имело целью понизить статус собеседника. Как отличить? Да очень просто: если вы не спрашивали ничьего мнения о своей персоне, не просили совета и т.д., то любые оценки, советы и т.п. не легитимны.
Что же касается критики, то конструктивной является критика: 1) по праву статуса (от начальника, например), 2) по конкретному поводу, 3) критикуется действие, а не личность, 4) вносятся конструктивные предложения по изменению ситуации, 5) целью является оптимизация процесса, а не изменение оппонента.
Надо ли дифференцировать хамство со списком близких понятий, я не уверена. Мне сложно представить себе грубиянство, невежливость, неотесанность, беспардонность, бесцеремонность, грубость чем-то отличным от хамства. Если вы можете представить ситуацию, когда грубиян не будет тождествен хаму, сообщите мне, пожалуйста.
На мой вкус, я бы разделила хамство и резкость, дерзость, нахальство, наглость и неучтивость.
Бороться? Воспитывать? Не отвечать?
Прекрасный образчик чистого хамства, борьбы с ним и исхода борьбы предложен М.А. Булгаковым в «Собачьем сердце».
Если же говорить о способах реагирования, то тут надо иметь в виду две стороны:
Как реагировать на хамство
Что такое хамство
Хамское поведение можно рассматривать в нескольких плоскостях. С одной стороны, это стремление самоутвердиться за счет унижения другого. С другой стороны, признак низкой культуры и отсутствия должного воспитания. С третьей, способ получения энергетической подпитки за счет всплеска эмоций у «жертвы». Но какую бы сторону этого явления мы ни рассматривали, в любом случае оно носит негативную окраску. Проще говоря, хамство — это плохо.
Хамское поведение — это маска, за которой человек скрывает свои комплексы и недостатки: неуверенность в себе, слабость, невежество, низкую самооценку, глупость. Она дает людям иллюзию того, что они лучше, умнее, нравственнее других. Поэтому хамы так любят ставить себя выше других и учить жизни. Именно в этом и заключается главная цель хамства — унизить, обидеть, запугать собеседника любым способом. Интересно, что опытные хамы могут безошибочно вычислить слабое место человека (внешность, умственный потенциал, образование, окружение, моральное поведение, семейный статус или его отсутствие) и ударить прямо в него.
Есть несколько условий, при которых хамство имеет все шансы на процветание и успех:
Основные причины хамства
Причин, почему человек ведет себя по-хамски, может быть очень много — от плохого настроения до серьезных поведенческих отклонений. Поэтому так важно знать природу такого поведения, чтобы выбрать наиболее эффективную тактику разрешения конфликта.
Основные причины хамского поведения людей:
Проявления хамства у человека
Хамское поведение во многом зависит от самого человека и от обстановки, которая его окружает. Во многих случаях оно схоже с обычными отрицательными эмоциями и проявлениями невоспитанности — грубостью, беспардонностью, резкостью, бестактностью и т.п. При этом очень важно отличать их от истинного намеренного хамства.
Основные проявления хамства:
Способы борьбы с хамством
Учитывая разнообразие причин и проявлений хамства, универсального способа борьбы с ним пока что нет. Большинство специалистов рекомендует выбирать способ, как реагировать на хамство, исходя из своих возможностей (темперамента, остроумия, выдержки, конституции) и ситуации, которая складывается. При этом часть из них все же настаивает на том, что хам боится силы, а другая часть — на том, что его обезоружит только игнорирование. Вот несколько разных по действию способов реагирования на хамское поведение, из которых можно выбрать наиболее подходящий для вашего случая вариант.
Держите ситуацию под контролем
Главное, что необходимо сделать во время конфликта — сохранить контроль над происходящим. Любая слабинка с вашей стороны только раззадорит хама. Поэтому сохраняйте спокойствие и не выходите за рамки воспитанности.
Если всплески хамства по отношению к вам допускают ваши коллеги, соседи, знакомые или родные, возьмите за правило выяснять все нюансы такого конфликта без аудитории, то есть один-на-один с хамящим.
Постарайтесь выяснить истинные причины такого отношения к себе и либо решайте ситуацию, либо прекращайте с ним всякое общение. Сложнее сохранить самообладание и дистанцию с хамом, от которого вы зависите — с супругом (супругой), начальником.
Но и здесь нужно помнить, что это далеко не безысходность. Работу можно сменить, с мужем — развестись и открыть дорогу новым возможностям. Это очень сложно, но чувство достоинства и самоуважения этого стоит.
Сохраняйте дистанцию
К сожалению, не всегда удается ответить на беспардонное поведение так, как хочется — метко и быстро. Часто самые подходящие фразы в ответ на хамство приходят к нам в голову уже после того, как «все состоялось». Это огорчает, однако не должно становиться самоцелью.
Хамское поведение изначально не предполагает продуктивного диалога, поэтому не стоит всеми силами стараться вступать в прения с человеком, который не настроен вас слушать и слышать. Он затевает конфликт, где диалог если и предполагается, то только по его правилам.
Чтобы нарушить их и выбить тем самым хамящего из колеи, выстраивайте свои рамки общения, свою дистанцию. Основанием для этого должны выступать главные противники хамства — чувство собственного достоинства и самоуважения.
Игнорируйте хамящего
Тактика спокойного игнорирования хамских нападок издавна использовалась мудрецами и известными в истории людьми. Она описывается во многих мудрых изречениях и притчах. К примеру, таким способом, как ответить на хамство, пользовался древнегреческий философ Аристипп. Он считал, что хам, как и всякий человек, имеет право говорить что-угодно и кому-угодно. Равно как его «жертва» имеет полное право его не слушать. Поэтому даже не вступал со скандальными личностями в разговор.
Игнорировать можно не только самого хама, полностью уходя от диалога. Есть еще несколько качеств, способных умерить пыл хамящего — это вежливость, корректность и юмор. Поэтому можно игнорировать именно его хамское поведение, отвечая на все выпады вежливо, покойно и рассудительно. А если у вас еще и присутствует чувство юмора, то конфликт можно перевести в шутку.
Если искру в огонь хамства подкинули вы, случайно сделав что-то не так незнакомому человеку с хамскими наклонностями (наступив на ногу, зацепив локтем и т.д.), извинитесь, предложите свою помощь (если в этом есть необходимость). На этом, в принципе, правила вежливости позволяют ограничиться.
Многие психологи считают хамство тестом на зрелость. Зрелая личность не только не опускается до уровня хамства, но и способна рассмотреть причины такого поведения у других. А значит, понять и спокойно избежать конфликта.
Помните свои права
Самое главное право, которое вы просто обязаны учитывать в ситуации беспардонного поведения по отношению к вам — право на уважение. Вы — личность, а значит, имеете полное право на уважительное отношение к себе. Если вас не уважают, вы не обязаны это терпеть.
Также не бойтесь использовать правовые рычаги внимания, встретившись с хамством в сфере обслуживания, в организациях или на работе. Если спокойный тон и вежливость не помогают, начните с «разоблачения» хама. То есть попросите его данные и контактные данные его начальника (работодателя, управляющего, администратора).
В случае конфликтов с коллегой предупредите о том, что известите о его хамском поведении руководство. Сначала тет-а-тет, а после — в присутствии коллектива. Если и эти меры не успокоили грубияна, привлекайте себе в помощь юристов, специалистов по защите прав потребителей, профсоюз.
Не давайте «хроническому» хаму повод думать, что вы у него «на крючке». Показывайте, что вы понимаете сложившуюся ситуацию, она вам не нравится и вы не намерены ее терпеть.
Ведите диалог правильно
Еще один эффективный способ, как бороться с хамством — общаться «не по правилам». К примеру, задавать вопросы — наводящие, уточняющие. Действительно ли вы «топчетесь, как слон» или «встали, как столб». Или в чем именно заключается ваше неподобающее с точки зрения хамящего поведение. Можно поинтересоваться, что именно заставляет его так вести себя с вами и говорить такие слова.
Можно использовать при общении с хамом прием перефразирования, возвращая в диалоге ему его же слова, то есть формулируя ответ на его утверждения или претензии в перефразированной форме. При этом важно не оправдываться, а отстаивать себя. Так, чтобы хам не усомнился в вашей серьезности и настойчивости в этом.
Как бороться с хамством — смотрите на видео:
Обыкновенное хамство
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Когда Владимир Набоков преподавал славистику в Корнельском университете, он попытался дать американским студентам внятное определение русского понятия — «хамство». Но сделать этого так и не сумел. Зато Сергей Довлатов великолепно определил хамство как торжествующую безнаказанность. И, по-моему, лучше не скажешь.
Хамство обязательно предполагает заведомую беспомощность жертвы. Ведь не случайно хамят обычно женщинам, старикам, рассеянным интеллигентам в очочках… Попробуйте, например, как-нибудь вечером обхамить компанию подвыпивших гопников. Или, скажем, бригаду омоновцев во время рейда на рынке. Или своего начальника на работе. И сразу станет ясно, что Довлатов безнадежно прав. Хамство действует только в одном направлении и возможно лишь со стороны сильного по отношению к слабым и беззащитным. То есть к тем, о ком заранее известно, что они безропотно примут все сказанное и сделанное в их адрес. Тем оно и мерзко…
Понятно, что абсолютного равенства среди людей нет и быть не может. В любой житейской ситуации всегда кто-то оказывается хозяином положения, а кто-то — от него зависит. И каждый на собственном опыте знает, как гадко и больно бывает на душе, когда тебя обижают, точно зная, что ты не в состоянии достойно ответить на оскорбление. Но до чего же трудно бывает порой увидеть человека в том, кто слабее тебя.
Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Взрослые запросто могут прикрикнуть на ребенка. А могут и обозвать его грубым словом. Могут даже ударить… И нет для них в этом ничего особенного. Ведь — за дело же! В воспитательных же целях! И для его же, сопляка, пользы. А вот стоит ребенку обидеться и в сердцах крикнуть только что оскорбившей его маме: «Сама дура!», как тут же этот его неуклюжий и беспомощный детский протест пресекается самым решительным и печальным для бунтующего «грубияна» образом.
Узнаваемая картина, правда? Так вот, по-моему, это она самая и есть — заведомая безнаказанность, торжествующая над заведомой беззащитностью. То есть — обыкновенное хамство. Просто мы, взрослые, редко задумываемся о таких вещах. Нам кажется, что любое наше действие по отношению к собственному ребенку априори продиктовано одной лишь родительской нашей любовью и потому никак не может быть греховным. А ведь может, увы… Да еще как может! Ну кому из родителей не случалось хотя бы иногда срывать свое раздражение на ребенке, случайно подвернувшемся под горячую руку? Наверное, очень немногим. По-человечески тут все понятно: стрессы, усталость, недомогание, бесконечные проблемы на работе — да мало ли у взрослого человека может найтись причин для раздражительности! Дело ведь житейское. Бывает, что и сорвешься…
Все так. Но есть тут одно печальное обстоятельство: мы никогда, или почти никогда, не просим у детей прощения за эти свои срывы. Считается, что это — непедагогично, ведь взрослый в глазах детей всегда должен оставаться образцом поведения. А значит, взрослый всегда прав, что бы он ни сделал. И получается, что если папа или мама наорали на ребенка — значит, он сам в этом и виноват, поскольку довел своих несчастных родителей до белого каления и другого обращения попросту не заслуживает. Такая вот нехитрая философия самооправдания.
А если спокойно разобраться, так чего он там натворил-то такого уж страшного, ребенок наш, чтобы мы на него голос повышали? Ну, подумаешь — брюки порвал, пускай даже новые. Ну, уроки не сделал вовремя. Или в комнате не убрался. Или в школе набедокурил. А может, нам что-то обидное ляпнул, не подумавши. Вот ведь тоже еще — трагедия! Да если бы все наши беды сводились к одним лишь таким вот ребячьим «преступлениям», впору было бы только радоваться… Конечно, сами-то мы прекрасно понимаем, что причина нашей несдержанности вовсе не в этой детской мелочевке, что виной всему — как раз наши взрослые проблемы и заботы, которые и доводят нас до такого неуравновешенного состояния. Только ведь ребенку от этого нашего понимания ничуть не легче. Правда, он пока еще не прочитал Довлатова и потому не знает, что это такое — хамство. Он лишь видит, что самый близкий и родной человек его обругал, наорал, может быть, даже ударил. Практически — ни за что. За какую-то, в сущности, ерунду, которую легко можно было уладить без крика и бурных эмоций.
И сколько же тогда нужно детям мудрости и сердечной глубины, чтобы за этими нашими истериками разглядеть истинную их подоплеку и… простить нас! Простить, хотя мы вовсе не просили их об этом прощении и принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Вроде бы, так уж оно от века заведено: родители устраивают детям «втык» — дети принимают его
к сведению, и дальше жизнь спокойно течет своим чередом. Хотя на самом деле все обстоит совсем иначе. Ведь ребенок — такой же человек, как и мы, только пока еще маленький. От хамского отношения к себе он испытывает точно такую же обиду и боль. И только безграничная способность детского сердца к прощению позволяет ребенку продолжать любить нас, несмотря на все наши безобразные выходки, за которые любой взрослый давно бы уже прекратил с нами здороваться.
Всем известны слова Христа: Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18;3). Но о чем это сказано? Ведь очевидно же, что не о детских капризах, шалостях и слабом знакомстве с житейскими реалиями. Господь призывает нас уподобляться детям именно в этом удивительном их качестве — любить и прощать даже своих обидчиков. Уподобляться в том самом детском беззлобии и всепрощении, которое мы так упорно игнорируем даже в собственном ребенке, столько раз прощавшем нам наше хамство и беспардонность.
Конечно, со всеми этими соображениями можно поспорить. Например, в том смысле, что библейский Хам (по имени которого, собственно, и был назван этот порок) пытался опозорить не кого-нибудь, а своего отца, ослабевшего от молодого вина и уснувшего без одежды. Следовательно, хамством являются лишь те безнравственные поступки, которые дети совершают по отношению к своим родителям, но — никак не наоборот.
Что ж, наверное, можно рассуждать и так. Но мне кажется, что и в этом случае довлатовское определение все равно будет более точным. Ведь потому и потешался Хам над наготой своего спящего отца, что в тот момент чувствовал полную свою безнаказанность. А Ной тогда оказался слабым и беспомощным. Точно таким же слабым и беспомощным, какими бывают наши дети, когда мы устраиваем им очередную хамскую выволочку за их мелкие детские провинности.
Однако главная трагедия хамства заключается не в торжестве его безнаказанности, а как раз наоборот —
в ложности этого ощущения собственной неуязвимости, которым всяк хамящий склонен себя обманывать. Потому что каждому человеку раньше или позже, но обязательно придется отвечать перед Богом за все свои грехи. В том числе —
и за хамство. И тогда будет уже совсем не важно — кому мы нахамили когда-то: своим ли детям, своим родителям или просто постороннему человеку, случайно попавшему нам под горячую руку. Важно будет другое: сумеют ли люди, обиженные нами, найти в себе достаточно любви, чтобы оказаться на Божием Суде не обвинителями нашими, а заступниками и молитвенниками? Смогут ли они простить нас тогда? Простить так же, как наш ребенок прощает нам сегодня наши грубость и несдержанность. Которые, до поры, остаются безнаказанными.