Характеристика процесса оценивания на что направлена обратная связь учащемуся
Использование техник обратной связи формирующего оценивания
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Использование техник обратной связи в формирующем оценивании на уроках химии
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.
Итак, формирующее оценивание:
‐ ориентировано на обучающегося;
‐ встраивается в личностно-ориентированное обучение;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
‐ оценивается не только результат, но и процесс;
‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;
‐ носит системный характер.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:
‐ учиться на ошибках;
‐ понять, что важно и что у них получается;
‐ обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.
Чтобы начать внедрение формирующего оценивания необходимо:
1. решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;
2. выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
3. объяснить цель происходящего обучающимся;
4. после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
5. дать информацию обучающимся о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.
Рекомендации учителю, применяющему формирующее оценивание.
‐ будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше;
‐ создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников;
‐ используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании;
‐ обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели;
‐ давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Варианты введения системы формирующего оценивания в учебной деятельности:
‐ разработка с обучающимися листов самооценки деятельности на уроке, в ходе изучения темы, в конце модуля (поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости);
‐ предлагать обучающимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-либо задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «Плюсы» и «минусы») на полях в тетради;
‐ разработать систему ученического портфолио;
‐ провести мини-обзор, рефлексию в конце урока, курса, темы;
‐ заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий;
‐ заполнение листа индивидуальных достижений, диагностических карт, оценочных листов (ЛОСТов);
‐ составление недельных отчётов…..
Некоторые варианты хотелось бы рассмотреть более подробно.
Для работы по большим темам можно использовать листы обратной связи ЛОС. Ученики могут выполнять в них задания по частям, в объёме, необходимом для одного урока. Учитель проверяет листы, отмечает ошибки. Дети, получая эти листы снова, могут доделать или переделать задания. ЛОС включает в себя задания прошлых тем, т.о слабые ученики могут, выполнив их, ощутить ситуацию успеха и у них появляется стимул выполнить как можно больше заданий, заполнив весь лист.
С использованием ЛОС тесно связана методика недельного отчёта. Анализируя выполненные задания, ученик получает ответы на вопросы
‐ Чему я научился за неделю?
‐ Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем?
В последнем случае получается отсылка к приёму карты приложения к уроку или к приёму составления тестов. Разумеется, тесты, составленные учеником, корректирует учитель. Еще один приём формирующего оценивания – карта понятий. Её составление помогает учащимся лучше разобраться в тексте, изобилующем определениями. Учащиеся трансформируют текст в схему, устанавливают иерархию, выявляют горизонтальные и вертикальные связи. Пример – классификация неорганических соединений, химических реакций. Оценить схемы, составленные учащимися, можно, используя критерии оценки (они должны быть известны ученикам). Можно оценить с помощью этих критериев схемы, составленные учащимися.
При подготовке к контрольной работе, когда идёт урок обобщения материала, полезно использовать листы самооценивания, в которых учащиеся обозначают моменты, вызвавшие у них наибольшие затруднения.
Результаты применения формирующего оценивания:
‐ обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;
‐ максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату;
‐ формирование оценочной самостоятельности учащихся;
Выступление: «Обратная связь как основной компонент формирующего оценивания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обратная связь как основа формирующего оценивания
Основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном
Причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученикуучитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеятьсяна успех.
Важно иметь в виду основный принцип такой обратной связи:оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.
Сравнение ученика с теми, кто более успешен, чем он сам, снижает его учебную мотивацию. Это может приводить к тому, что ученик отдаляется и выпадает из учебного процесса в тех сферах, в которых он начинает чувствовать себя несостоятельным.
Обратная связь оказывается бесполезной, если даётся в общих словах или ставит слишком широкие задачи (например, «не забудь использовать более яркие определения»). Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений.
Учащиеся нуждаются в информации и руководстве для того,чтобы планировать следующие шаги в обучении.
Учитель может: точно указать ученику его сильные стороныи посоветовать, как он может их развить; конструктивно представить его слабости; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.
Показывать, что получилось хорошо. Учитель находит три наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это избавляет его от необходимости делать многословную запись.
Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении). Учитель, используя специальные символы, например стрелку,галочку и т.п., отмечает абсолютно точно места в работе, которыенеобходимо исправить.
Давать рекомендации о необходимых исправлениях. Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшенияработы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата.Для этого существует три способа, каждый из них связан с определённой областью исправлений:
напоминание (ученику напоминают установленные учебныецели);
показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать);
пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы,которые надо копировать).
4. Создавать возможность вносить исправления. На урокедетям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.
Например, после того как учитель раздал ученикам пятого классапроверенные домашние задания по русскому языку со своими замечаниями и рекомендациями, ученики приступили к их доработке и стали вносить исправления. Один из учеников, допустивший
много грамматических ошибок, получил рекомендацию сверить правописание по орфографическому словарю и написать слова правильно.
После того как он выполнил часть этой работы, к нему присоединился другойученик, закончивший свою собственную работу, и они вместе проверили расстановку знаков препинания. В конце урока исправленные работы были сданы учителю.
В таблице 2.1 представлены
Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.
Что делать с полученными
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответитьна половинке листка бумаги
на следующие вопросы:«Какой момент был наиболее важным в том, что высегодня изучали?» и «Какой
момент остался наименееясным?». Цель – получитьданные о том, как ученикипоняли то, что изучали в
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезныекомментарии. На следующемуроке акцентировать те пункты,
которые высветились благодаря
Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопроспо поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишетответ и кладет его в конверт
Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии для определения групп
ответов с целью выделения наи-
более повторяющихся. Обсуж-
дение этих ответов с учениками
может улучшить преподавание
Ученики заполняют клеткидиаграммы, которая имеетдва измерения или две оси,обозначенные учителемопределенным образом.
Например, для музыкального курса это будет названиестиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Франция и др.). Ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицироватьключевые понятия
правильных и неправильных
ответов для каждой клетки.
между шкалами и клетками и
внутри каждой шкалы и клетки.
Выделить образцы ошибочных
ответов и подумать об их возможной причине
Ученики пишут «перевод»с позиции неспециалиста(дают расшифровку) чего-либо, что они только чтоизучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий
Категоризировать ответы в со-
ми, которые кажутся наиболее
важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возникшие проблемы
Ученики делают резюмеизученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Ктосделал, что, кому, когда, как,почему?». Задача – требуется отбирать только четкие характеристики для каждогопункта
Оценить качество каждого
резюме быстро и в целом.
ли ученики основные понятия
пройденного материала и их
взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками
После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, чтоони только что изучили,для того, чтобы определитьнасколько они способнык переносу знаний
Быстро просмотреть все предложения и категоризировать ихв соответствии с качеством.
Подобрать широкий ассорти-
мент примеров и представить
Включение представленных принципов и техник формирующего оценивания в учебный процесс требует использования специальных инструментов, формирующих у учащихся способностик самооцениванию.
«Обратная связь как вид формативного оценивания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
. Обратная связь как вид формативного оценивания.
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Майкл Барбер
Формативное оценивание это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.
Обратная связь бывает двух видов: устная и письменная.
Обратная связь: для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность.
Инструменты обратной связи: письменные комментарии наблюдения фронтальный опрос вопросы дневники обратной связи тетради самоконтроля
«Напоминание» А) 4 + 7 + 8 = 18 20 – 15 + 2 = 6 «Для того, чтобы правильно вычислить значение выражения без скобок, тебе необходимо просмотреть правило на странице 8». 1 2 1 2
Б) «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы»
В) «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
Устная обратная связь- это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Алгоритм самооценивания 1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель? Что нужно было получить в результате? 2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ? 3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помог, в чем)? 5. Какие умения развивались при выполнении задания?
Прием ОС «Две звезды и желание»
Прием ОС «Карусель» 1) Аккуратность 2) Законченность 3) Соблюдение технологии изготовления
* учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям * умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную их товарищами * учатся оценивать работу группы и своих одноклассников
Выбранный для просмотра документ документ.docx
Слайд№ 1 Тема: « Обратная связь как вид формативного оценивания».
Слайд№ 2 Профессор Высшей школы Великобритании, Майкл Барбер, утверждает: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».
Слайд№ 4 Обратную связь можно использовать на различных этапах урока и осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует: отметить то, что выполнено учениками хорошо; при наличии ошибок предоставить им конкретные рекомендации по улучшению своих работ.
Слайд№ 5 Обратная связь: для ученика — это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед.
Слайд№ 6 Обратная связь: для учителя — это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.)
Слайд№ 7 Инструменты обратной связи:
дневники обратной связи
тетради самоконтроля и др.
А) «Для того, чтобы правильно вычислить значение выражения без скобок, тебе необходимо просмотреть правило на странице 8».
Б) «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы.»
В) «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
Не стоит делать много комментариев к одной работе. Они должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы. Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
Слайд№ 12 Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной ( развернутой ) или краткой ( неразвернутой ). Использование кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
На уроках в первом классе, используем разные виды формативного оценивания «Светофор», «Смайлики», «Жесты». Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания.
Слайд№ 13 Например, можно рекомендовать ученикам следующий алгоритм самооценивания (вопросы, на которые отвечают ученики):
Что нужно было сделать в задании? Какова была цель?
Что нужно было получить в результате?
Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?
Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения?
Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить образец правильного ответа задания и сравнить с ним свой ответ;
либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
Слайд№ 14 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помог, в чем)?
5. Какие умения развивались при выполнении задания?
Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Слайд№ 15 Так, например, на уроке обучения грамоты, предложила ребятам прочитать рассказ:
Ушло лето. Прошла осень. Наступила зима. Ударили морозы. Застыли реки. Задул ветер. Сладко заснули медведи и мышка.
И дала задание продолжить рассказ по картинке. После чего каждый ученик проверил работу своего товарища. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивал ее, а лишь определял два положительных момента и отмечал звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживал доработки («желание»). В результате каждый ученик получил свою работу с комментариями. Таким образом произошло взаимооценивание и предоставление обратной связи.
Слайд№ 16 Еще один прием обратной связи, называется «Карусель». Урок художественного труда. Тема: Аппликация «Моя школа». Предложила учащимся выполнить аппликацию и оценить ее, использовав данный прием, т. е. оценить работу другой группы. Но для объективного оценивания необходимо ребятам знать критерии, поэтому перед выполнением работы мы вместе сформулировали критерии качества:
3.Соблюдение технологии изготовления.
Слайд№ 17 Такие виды оценивания, как самооценивание и взаимооценивание помогают учащимся добиться следующих результатов: * учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям
* умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами
* учатся оценивать работу группы и своих одноклассников
Данные приемы дают учащимся эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Ребята с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга. А учитель, используя различные формы оценивания, видит каждого ученика в процессе и понимает всю важность и значение оценивания в учебном процессе.
Статья «ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Белоносова Ольга Валерьевна
Захарова Алла Валерьевна
Учителя начальных классов МКОУ ШР «НШДС №14»
ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
В связи с введением ФГОС возникла необходимость создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Учителю для организации учебной деятельности необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником.
Одним из популярных средств работы по формирующему оцениванию являются листы обратной связи. [2, с.51]
Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:
ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Типы листов обратной связи могут быть различными. Выбор формата листа обратной связи – дело самого учителя, он принимает решение о структуре листа, исходя из своих представлений о том, что, в какой форме и какое количество раз следует подвергнуть проверке.
Выбор тем для разработки листов обратной связи.
Тема должна быть достаточно большой, содержащей в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в ситуации, отличной от той, в которой эти знания и умения были получены, а также их анализ, синтез и оценку. Именно в этом случае учащийся, получив комментарий учителя, не отправится домой, чтобы списать найденный в учебнике готовый ответ, а будет в режиме самостоятельной работы с комментариями учителя планировать и конструировать свою деятельность по достижению образовательного результата более высокого уровня.
Разработка листов обратной связи и символов обратной связи
Листы обратной связи по теме разрабатываются с учетом образовательных результатов, которые были предварительно определены учителем для освоения в рамках данной темы. Задания листа должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать учащегося для демонстрации конкретного образовательного результата и позволить ему при последующей доработке задания освоить результат более высокого уровня.
Структура листа является произвольной, однако наличие места для обратной связи – пометок и комментариев учителя – также является его неотъемлемой характеристикой. Здесь учитель может, при необходимости, отозваться на комментарии учащегося или сам прокомментировать его индивидуальные цели или предпринять усилия по убеждению учащегося пересмотреть запланированный учащимся образовательный результат в сторону его повышения.
Использование листов обратной связи в работе с учащимися
Лист в неизменной форме должен предъявляться учащемуся минимум дважды без выставления окончательной отметки, может (по решению учителя) предъявляться и трижды. В соответствии с технологией, отметка в баллах может быть выставлена только по итогам последнего предъявления учащимся листа обратной связи; преждевременно выставленная отметка оказывает значительное демотивирующее воздействие на учащегося. В листе после каждого его возвращения учащемуся обязательно присутствует комментарий учителя, выраженный либо с помощью стандартных символов, значение которых известно учащимся, либо в свободной форме. В листе должен быть указан сегодняшний уровень освоения учащимся образовательных результатов и уровень, которого тот может достичь при условии успешной работы с комментарием учителя. Как показывает практика, такое указание на перспективы в освоении более высокого уровня образовательных результатов оказывает сильное мотивирующее воздействие на учащегося.
В зависимости от целей обучения листы обратной связи могут предъявляться учащемуся, как в самом начале, так и в самом конце изучения темы. Предъявление листов обратной связи в начале изучения темы позволяет предоставить учащемуся информацию об образовательных результатах и планируемых уровнях их освоения по всей теме, как и о типах заданий, которые ему предстоит выполнить в процессе обучения. Учащиеся получают возможность размышлять над своим продвижением в изучении темы и планировать освоение тех или иных уровней образовательных результатов.
Организация формирующего оценивания проходит по четко заданному алгоритму.
Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки можно представить следующим образом:
1) планирование образовательных результатов по каждой теме;
2) определение «реперных точек» каждой темы;
3) определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;
4) предъявление учащимся планируемых образовательных результатов (данный шаг, по усмотрению учителя, может быть выполнен после шага 5);
5) разработка листов обратной связи для каждой «реперной точки»:
6) использование листов обратной связи для оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся:
— промежуточное комментирование результатов выполнения учащимся задания (одно-два);
— работа учащегося над заданием с учетом комментариев;
— собеседование с учащимися по поводу образовательных результатов, выбранных ими для освоения;
7) итоговое оценивание образовательных результатов в рамках
темы, выставление отметки. [2]
Практическая работа по составлению Листа обратной связи.
Педагогам предлагается разработать Лист обратной связи по разделу «Наша речь. Текст» для формирующей оценки по русскому языку. Педагоги, работая в группах, заполняют технологическую карту (Приложение 1).
Планирование образовательных результатов по теме.
Источником на данном этапе работы является ООП, раздел «Планируемые результаты». Педагоги прописывают планируемые результаты в технологической карте» .
Определение «реперных точек» темы (точки, на которых основывается шкала измерений).
Источником для определения «реперных точек» является календарно-тематическое планирование. Педагог разрабатывает таблицу «Поурочное планирование с указанием планируемых результатов к каждому уроку». Для каждого результата указано, к какому уровню они относятся (по Блуму), и определен весовой коэффициент. Коэффициент определялся, исходя из значимости результата в рамках урока и, соответственно, количества упражнений и времени, затраченного на уроке на достижение того или иного планируемого результата.
Учащимся в начале каждого урока учитель сообщает, над какими результатами они будут работать. Информация о коэффициенте результата учащимся не предоставляется, так как представляет ценность только для учителя. На протяжении работы над темой учащиеся не используют листы обратной связи, но работают с системой знаков. Для проверочной работы разработан лист обратной связи, который предъявляется учащимся и определяется число его предъявлений. Комментарии – это графа, в которой учитель может дать качественную оценку работы, рассмотреть ошибку или продемонстрировать, к какому результату привело отсутствие того или иного критерия.
Определение тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи.
Листы обратной связи учитель может использовать не только на контрольных уроках, но и по темам, которые учитель считает наиболее значимыми.
Разработка листов обратной связи для каждой «реперной точки»:
Педагоги знакомятся и анализируют пример Листа обратной связи.
Данный лист разработан для проверки, закрепления и интеграции знаний учащихся по теме «Наша речь. Текст» и представляет собой набор заданий и место для самооценки ученика и оценки учителя. Предлагаемые задания носят примерный характер и могут быть изменены по усмотрению учителя.
Задания, которые предлагается выполнить ученикам, делятся на два блока.
Блок «Б» (повышенный уровень). Ученик может приступить к выполнению заданий блока Б только после успешного выполнения заданий базового уровня. Задания блока Б проверяет умение учащихся применять полученные знания, делать выводы на основании различной информации, предлагать варианты решения и проведения эксперимента на основании изученных ранее алгоритмов. При выполнении блока «Б» ученик получает оценку «хорошо» или «отлично» в зависимости от объема выполненных заданий.
При выполнении заданий блока «Б» ученикам предлагается дать свою собственную оценку выполненной работе с помощью знаков – смайликов. Учитель при проверке работы дает свою оценку ученику: определяет правильность выполнения заданий и комментирует их. Комментарии учителя могут быть как в виде знаков и символов, так и в виде письменных пояснений. Учитель не указывает на ошибки, а рекомендует ученику, на что обратить внимание, указывает, какие противоречия есть в его рассуждениях, или предлагает ученику самостоятельно найти ошибки, исправить и выполнить подобные примеры и т.д. После комментария учителя ученик может доработать задания блока «Б», еще раз дать свою оценку выполненной работе и повысить итоговую оценку по теме.
Строго говоря, технология формирующего оценивания задумывалась и разрабатывалась именно для того, чтобы делать выводы о продвижении ученика путем сравнения его новых результатов с предыдущими, а не со среднестатистической нормой, связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося предоставлять учащемуся адекватную информацию о его собственных достижениях, делая оценку доступной всем заинтересованным сторонам, стимулируя самооценку ребенка формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, представлять учащемуся возможности выбрать способы и темпы достижения образовательного результата, также уровень его освоения, способствуя его превращению в субъект оценивания.
Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Современные подходы к оцениванию
учебных достижений учащихся (презентация к мастер-классу)
Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных
результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.