Характеристика процесса оценивания сберкасс на что направлена обратная связь учащемуся
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Обратная связь имеет благотворное влияние на процесс обучения. С помощью обратной связи можно сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости школьников и поставленной целью образования. Обратная связь, с акцентом на необходимые улучшения, повышает у учащихся уверенность в своих силах и успеваемость. Формативное оценивание даёт возможность всем участникам образовательного процесса получить конкретную и своевременную информацию:
– учителю – внести изменения в программу обучения, сопоставить методы и приемы обучения с учётом потребностей учащегося;
– учащимся – получить от преподавателя обратную связь и, используя её, изменить подходы к усвоению знаний, повысить уровень образовательных достижений.
Проведено много исследований по данной проблеме. В 1998 году П. Блэк и Д. Уильям изучили влияние обратной связи на успеваемость учащихся. Они доказали, что обратная связь оказывает влияние на мотивацию школьников к обучению, восприятие своих интеллектуальных способностей и способностей к обучению.
Известно, что обратная связь – это процесс предоставления и получения знаний о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые помогают достичь цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она сопутствуется атмосферой взаимоуважения и доброжелательности, то у обучающихся появляется время для подготовки правильного ответа и исправления ошибок.
Обратная связь оказывает влияние на качество образования, так как это реакция учителя на деятельность или результат работы учеников. Реакция учителя – это рекомендации, пояснения, позволяющие устранять возникающее вопросы на ранних этапах обучения, не давая ученику «потеряться в пути».
Рассматривая обратную связь, следует уделять особое внимание двум ключевым аспектам: обратная связь для учителя и обратная связь для учащегося.
Этап 1: «Новая тема» – это процесс предоставления, получения, обработки новых знаний.
Схема 1. Механизм обратной связи
Обратная связь для учителя – этап 2: «Ответ учащегося». На этом этапе учитель определяет степень усвоения нового материала учениками.
По результатам работы учащихся, учитель узнает о ходе процесса обучения, достижениях и затруднениях отдельно взятого учащегося и в целом всего класса. Получив информацию, учитель выполняет следующие действия:
1) анализирует результаты класса в целом и принимает соответствующие решения – либо продолжить изучение/закрепление нового материала или вернуться и повторить пройденный материал, применив другие подходы, приёмы обучения, возможно, перераспределив время;
2) определяет причины затруднения отдельных учащихся, планирует и организует индивидуальные задания;
3) даёт конкретным учащимся советы по улучшению работы.
Учитель предоставляет учащимся описательную обратную связь. Следует также научить учащихся правильно применить рекомендации учителя – конкретизировать проблемные места, определять ошибки, вносить коррективы и дополнения в работу. Задача обратной связи состоит в том, чтобы привлечь именно учащихся к исправлениюдопущенных ошибок, научить их не допускатьошибки.
Для школьного урока и образовательного процесса в целом обратная связь имеет первостепенное значение. Она:
• обеспечивает эффективное планирование. План, конспект или технологическая карта, включающие обратную связь, — это основа эффективности будущего урока;
• создаёт предпосылки для отслеживания процесса учения школьников, поскольку задаёт для этого соответствующий инструментарий;
• сама является важным для учащихся дидактическим умением.
Если на уроках учителем часто применяется обратная связь, то ученики овладевают соответствующими процедурами:
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит мощным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему нужно ещё поработать;
• даёт учащимся рекомендации по коррекции их деятельности;
Деятельность учителя по обеспечению обратной связи осуществляется на трёх этапах: планирование урока, его проведение, анализ.
На этапе планирования учитель с учётом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей, применительно к содержанию предстоящего урока определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат. Эта цель может быть оформлена по-разному:
1) планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать. уметь. ;
2) владение учащимися следующими умениями. ;
3) предполагается, что после урока ученики смогут верно выполнить следующий тест. (далее сам тест или ссылка на него).
В процессе проведения учебного занятия, которое характеризуется сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения–учения и контроля–оценки, а также самоконтроля–самооценки. Учащемуся важно на каждом этапе видеть своё продвижение, соотносить то, что он сделал и делает с нормами, образцами, эталонами. Это создаёт ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. При этом самооценка ученика предшествует внешней оценке со стороны учителя. На выходе с урока учащимся дается возможность сравнить свои работы с эталонами.
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
Важной также является адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:
1. При планировании урока я всегда определяю критерии оценки его результативности.
2. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.
3. Я даю учащимся возможность обратной связи.
4. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.
5. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.
6. Я верю, в возможности учащихся и демонстрирую им большие ожидания.
7. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.
Таким образом, урок с сильной обратной связью существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обучения. Естественно, это требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя.
1. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. Москва: Просвещение, 2014. 256 с.
2. Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. 252 с.
3. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2014. 157 с.
4. Степанов Е.Н., Авдакова С.С., Баранова Е.И. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы. Педагогический поиск. М.: Просвещение, 2013. 376 с.
5. Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
Статья « Система оценивания в Персонализированной модели образования (ПМО) »
Просмотр содержимого документа
«Статья « Система оценивания в Персонализированной модели образования (ПМО) »»
Коровкина Надежда Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение Китовская средняя школа
Статья « Система оценивания в Персонализированной модели образования (ПМО) »
Под отметкой понимают результат процесса оценивания, балловое выражение предметных достижений учащихся по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации.
Таким образом образовательная организация в праве выбрать для себя эффективную систему оценивания, закрепив ее в нормативном локальном акте.
Рассмотрим несколько вариантов оценивания:
— наличие или отсутствие текущего оценивания – вариант одной отметки за учебный период по итогам прохождения модуля.
— способом перевода текущих отметок в отметку за период (по среднему арифметическому – все отметки имеют одинаковый весили по среднему взвешенному – вес отметки зависит от типа задания)
При расчете средневзвешенного показателя главную роль играет вес задания. Учитель выставляет для каждого задания «вес».
В персонализированном образовании ученик получает частую и детальную обратную связь относительно своего прогресса. При этом обратная связь носит развивающий характер, т. е. оказывает ученику помощь в выработке необходимых действий для достижения цели.
Выступление: «Обратная связь как основной компонент формирующего оценивания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обратная связь как основа формирующего оценивания
Основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном
Причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученикуучитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеятьсяна успех.
Важно иметь в виду основный принцип такой обратной связи:оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.
Сравнение ученика с теми, кто более успешен, чем он сам, снижает его учебную мотивацию. Это может приводить к тому, что ученик отдаляется и выпадает из учебного процесса в тех сферах, в которых он начинает чувствовать себя несостоятельным.
Обратная связь оказывается бесполезной, если даётся в общих словах или ставит слишком широкие задачи (например, «не забудь использовать более яркие определения»). Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений.
Учащиеся нуждаются в информации и руководстве для того,чтобы планировать следующие шаги в обучении.
Учитель может: точно указать ученику его сильные стороныи посоветовать, как он может их развить; конструктивно представить его слабости; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.
Показывать, что получилось хорошо. Учитель находит три наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это избавляет его от необходимости делать многословную запись.
Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении). Учитель, используя специальные символы, например стрелку,галочку и т.п., отмечает абсолютно точно места в работе, которыенеобходимо исправить.
Давать рекомендации о необходимых исправлениях. Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшенияработы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата.Для этого существует три способа, каждый из них связан с определённой областью исправлений:
напоминание (ученику напоминают установленные учебныецели);
показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать);
пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы,которые надо копировать).
4. Создавать возможность вносить исправления. На урокедетям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.
Например, после того как учитель раздал ученикам пятого классапроверенные домашние задания по русскому языку со своими замечаниями и рекомендациями, ученики приступили к их доработке и стали вносить исправления. Один из учеников, допустивший
много грамматических ошибок, получил рекомендацию сверить правописание по орфографическому словарю и написать слова правильно.
После того как он выполнил часть этой работы, к нему присоединился другойученик, закончивший свою собственную работу, и они вместе проверили расстановку знаков препинания. В конце урока исправленные работы были сданы учителю.
В таблице 2.1 представлены
Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.
Что делать с полученными
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответитьна половинке листка бумаги
на следующие вопросы:«Какой момент был наиболее важным в том, что высегодня изучали?» и «Какой
момент остался наименееясным?». Цель – получитьданные о том, как ученикипоняли то, что изучали в
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезныекомментарии. На следующемуроке акцентировать те пункты,
которые высветились благодаря
Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопроспо поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишетответ и кладет его в конверт
Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии для определения групп
ответов с целью выделения наи-
более повторяющихся. Обсуж-
дение этих ответов с учениками
может улучшить преподавание
Ученики заполняют клеткидиаграммы, которая имеетдва измерения или две оси,обозначенные учителемопределенным образом.
Например, для музыкального курса это будет названиестиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Франция и др.). Ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицироватьключевые понятия
правильных и неправильных
ответов для каждой клетки.
между шкалами и клетками и
внутри каждой шкалы и клетки.
Выделить образцы ошибочных
ответов и подумать об их возможной причине
Ученики пишут «перевод»с позиции неспециалиста(дают расшифровку) чего-либо, что они только чтоизучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий
Категоризировать ответы в со-
ми, которые кажутся наиболее
важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возникшие проблемы
Ученики делают резюмеизученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Ктосделал, что, кому, когда, как,почему?». Задача – требуется отбирать только четкие характеристики для каждогопункта
Оценить качество каждого
резюме быстро и в целом.
ли ученики основные понятия
пройденного материала и их
взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками
После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, чтоони только что изучили,для того, чтобы определитьнасколько они способнык переносу знаний
Быстро просмотреть все предложения и категоризировать ихв соответствии с качеством.
Подобрать широкий ассорти-
мент примеров и представить
Включение представленных принципов и техник формирующего оценивания в учебный процесс требует использования специальных инструментов, формирующих у учащихся способностик самооцениванию.
«Обратная связь как вид формативного оценивания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
. Обратная связь как вид формативного оценивания.
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Майкл Барбер
Формативное оценивание это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.
Обратная связь бывает двух видов: устная и письменная.
Обратная связь: для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность.
Инструменты обратной связи: письменные комментарии наблюдения фронтальный опрос вопросы дневники обратной связи тетради самоконтроля
«Напоминание» А) 4 + 7 + 8 = 18 20 – 15 + 2 = 6 «Для того, чтобы правильно вычислить значение выражения без скобок, тебе необходимо просмотреть правило на странице 8». 1 2 1 2
Б) «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы»
В) «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
Устная обратная связь- это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Алгоритм самооценивания 1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель? Что нужно было получить в результате? 2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ? 3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помог, в чем)? 5. Какие умения развивались при выполнении задания?
Прием ОС «Две звезды и желание»
Прием ОС «Карусель» 1) Аккуратность 2) Законченность 3) Соблюдение технологии изготовления
* учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям * умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную их товарищами * учатся оценивать работу группы и своих одноклассников
Выбранный для просмотра документ документ.docx
Слайд№ 1 Тема: « Обратная связь как вид формативного оценивания».
Слайд№ 2 Профессор Высшей школы Великобритании, Майкл Барбер, утверждает: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».
Слайд№ 4 Обратную связь можно использовать на различных этапах урока и осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует: отметить то, что выполнено учениками хорошо; при наличии ошибок предоставить им конкретные рекомендации по улучшению своих работ.
Слайд№ 5 Обратная связь: для ученика — это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед.
Слайд№ 6 Обратная связь: для учителя — это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.)
Слайд№ 7 Инструменты обратной связи:
дневники обратной связи
тетради самоконтроля и др.
А) «Для того, чтобы правильно вычислить значение выражения без скобок, тебе необходимо просмотреть правило на странице 8».
Б) «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы.»
В) «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
Не стоит делать много комментариев к одной работе. Они должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы. Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
Слайд№ 12 Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной ( развернутой ) или краткой ( неразвернутой ). Использование кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
На уроках в первом классе, используем разные виды формативного оценивания «Светофор», «Смайлики», «Жесты». Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания.
Слайд№ 13 Например, можно рекомендовать ученикам следующий алгоритм самооценивания (вопросы, на которые отвечают ученики):
Что нужно было сделать в задании? Какова была цель?
Что нужно было получить в результате?
Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?
Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения?
Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить образец правильного ответа задания и сравнить с ним свой ответ;
либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
Слайд№ 14 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помог, в чем)?
5. Какие умения развивались при выполнении задания?
Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Слайд№ 15 Так, например, на уроке обучения грамоты, предложила ребятам прочитать рассказ:
Ушло лето. Прошла осень. Наступила зима. Ударили морозы. Застыли реки. Задул ветер. Сладко заснули медведи и мышка.
И дала задание продолжить рассказ по картинке. После чего каждый ученик проверил работу своего товарища. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивал ее, а лишь определял два положительных момента и отмечал звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживал доработки («желание»). В результате каждый ученик получил свою работу с комментариями. Таким образом произошло взаимооценивание и предоставление обратной связи.
Слайд№ 16 Еще один прием обратной связи, называется «Карусель». Урок художественного труда. Тема: Аппликация «Моя школа». Предложила учащимся выполнить аппликацию и оценить ее, использовав данный прием, т. е. оценить работу другой группы. Но для объективного оценивания необходимо ребятам знать критерии, поэтому перед выполнением работы мы вместе сформулировали критерии качества:
3.Соблюдение технологии изготовления.
Слайд№ 17 Такие виды оценивания, как самооценивание и взаимооценивание помогают учащимся добиться следующих результатов: * учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям
* умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами
* учатся оценивать работу группы и своих одноклассников
Данные приемы дают учащимся эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Ребята с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга. А учитель, используя различные формы оценивания, видит каждого ученика в процессе и понимает всю важность и значение оценивания в учебном процессе.