Харинама санкиртана что это
Философия харинамы. Настроение, содержание, особенности екатеринбургской нама-санкиртаны.
Предисловие
Дорогие преданные, приношу свои поклоны, вся слава Шриле Прабхупаде!
Не так давно нами была опубликована небольшая заметка в группе ИСККОН Екатеринбурга, посвященная тому настроению, которое постепенно формируется в группе проведения наших городских харинам. Вот прямая ссылка на этот пост https://vk.com/wall-21411034_32891.
Текст вызвал определенный позитивный резонанс и интерес у преданных. Однако, далеко не все моменты удалось раскрыть в формате заметки для группы. В связи с важностью темы, было решено подготовить расширенный материал. Данная статья по своей структуре и по основным представленным тезисам повторяет исходный пост, но в существенно более расширенной и подробной форме.
Считаем, что данный материал может оказаться востребованным для всех, кто интересуется харинама-санкиртаной и, возможно, даже обязателен к прочтению для тех, кто планирует присоединиться к Екатеринбургской группе харинамы и сделать это своим постоянным служением.
Основное назначение данной статьи постараться конкретно описать, что в настроении преданных на харинамах (по мнению опытных руководителей харинамы и их духовных наставников и учителей) является правильным и оправданным с духовной точки зрения и целей харинама-санкиртаны и способствует продвижению Сознания Кришны, а что наоборот не соответствует или даже мешает.
Что такое Харинама-Санкиртана?
Сначала поговорим в целом о том, что же такое Харинама и откуда она появилась в нашей жизни.
Вот как определяется Харинама в одной из российских онлайн-энциклопедий, ссылка https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/697405: «Санкиртана или харинама-санкиртана (в переводе с санскрита сан — «вместе», киртана — «воспевание») — индуистский религиозный обряд совместного воспевания имен Бога в форме мантр или песен. Часто проводится в общественных местах и является выражением бхакти характерным для движений бхакти в индуизме. В гаудия-вайшнавизме санкиртана является основной религиозной практикой. В контексте гаудия-вайшнавизма, и в частности в контексте Международного общества сознания Кришны, термином «санкиртана» также называется практика распространения публике религиозной литературы или проповедническая деятельность в целом.«
Данное определение никак не расходится с определениями, которые приводят в своих лекциях и книгах наши Учителя, и при этом содержит важное моменты, подчеркивающие роль харинама-санкиртаны именно в контексте практики Сознания Кришны в ИСККОН. Жирным шрифтом мы отметили наиболее важные моменты. Если убрать лишние слова, то можно вывести простое практическое определение:
Для гаудия-вайшнавского движения Сознания Кришны основной религиозной практикой является публичная проповедь в общественных местах, которая выражается в совместном воспевании Имен Бога и выражения таким образом бхакти.
Может он привнес яркие празднества, шествия, заполняющие все улицы, порой длящиеся по многу дней?
Реформация и новизна учения Господа Чайтаньи в ином.
Чтобы полностью осмыслить важность его нововведений важно понимать кто Он сам. А Господь Гауранга является особой юга-аватарой века Кали. Например, очень подробно об этом можно послушать в лекциях наших проповедников.
Для нас кажется естественным, что Господь Гауранга проповедовал всем, и что среди его близких последователей были люди абсолютно разных сословий, в том числе среди неприкасаемых и нищих. Нам кажется немного забавным, но также вполне естественным то, что Махапрабху проповедовал зверям и птицам в лесах Враджа и они шли за ним. Но для времен и мест в которых действовал Господь Чайтанья это было все совершенно неслыханно и дерзко. Гауранга Махапрабху источал нектар бхакти всем, хотя до этого это было личным достоянием брахманов и горстки их приближенных и не было доступно обычным людям, и тем более дживам, имевшим еще более низкое рождение.
Означает ли это, что мы должны давать Святое Имя всем без исключения в любой момент? Нет, это было бы излишнее и непрактичное обобщение. Мы не взираем на рождение и положение, но это не значит, что надо игнорировать поведение (например крайне оскорбительное) или состояние (например наркотическое опьянение) человека и проповедовать ему так, как будто он настроен на принятие Имени, и вообще в состоянии воспринимать что-либо. Но опять же это не значит, что этого же человека надо продолжать игнорировать и отвергать, если он будет находиться в конструктивном и трезвом состоянии.
Кроме того, в Бхагават Гите есть прямое указание, что самое сокровенное знание, изложенное БГ 18.65 «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня….» и 18.66 «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов…» следует проповедовать только преданным Господа, для остальных же категорий людей можно давать все виды знания кроме сокровенного.
Итак Господь Чайтанья Махапрабху привнес равенство всех джив в доступности практики бхакти!
Как разъясняют нам ачарьи, из гаудия-вайшнавской сидханты ясно следует, что успех в воспевании не требует особой квалификации помимо искреннего повторения имен и в том числе инициации и получения гаятри-мантры. Эти квалификации относятся к служению божеству и не требуются для воспевания харинама-санкиртаны.
Итак, через анализ специфики деятельности Махапрабху мы еще раз сами себе подтвердили, что открытая публичная проповедь через совместное воспевание Святых Имен, то есть Харинама — это и есть основной Его дар, послание, наставление, метод и обязательная практика.
Далее рассмотрим очень важную и уже не столь очевидную тему, прямо вытекающую из наставлений и примера Махапрабху и которая прямо указывает путь как делать харинамы в современном мире и в Екатеринбурге в частности.
Однако это очень серьезное и при своем закостенении еще и опасное заблуждение, которому подвластны большинство преданных ИСККОН на том или ином этапе своей практики и изучения науки Сознания Кришны.
В Бенгалии это возможно и сейчас будет массовый праздник, где и прохожие потанцуют, попоют или похлопают. В Москве это будет довольно замкнутое мероприятие, недоверчивые и недовольные лица прохожих, настороженная полиция и несколько восторженных зрителей. В Пакистане Вас, возможно, закидают насмерть камнями и скорее всего безнаказанно.
Прежде всего нас этому учит сам Махапрабху
Все комментаторы жития Господа Шри Чайтаньи Махапрабху сходятся в том, что Он старался максимально соответствовать той культуре и обычаям в которых Он находился по так называемому «рождению» в теле подобному человеческому.
Так, например, Враджена Кумар прабху в одной из совей лекций на эту тему обращает особое внимание на получение Им саньясы от гуру-маявади. Данное посвящение не имело никакого отношения к самой миссии Господа, более того учение маявады прямо противоречит ей. Тем не менее Махапрабху получает ее. Зачем? Чтобы обеспечить базовый внешний авторитет в современном ему обществе, населявшем Бенгалию и Индию в целом. При этом он совершенно не считает нужным распространять само учение маявады.
Аналогично, нацеленность Господа на соответствие месту и обстоятельствам проявляется и в отношении властей и местных законов. Классическим примером является разрешение конфликта с мусульманской властью в лице Чханда Кази. Господь не идет путем бунта, войны или сотворения каких-то чудес. Нет, Он привлекает семейные связи, на их основе выходит на прямые переговоры в доме правителя и в ходе них убеждает Чханда Кази в своей духовной правоте и законности своих действий. Это опять же принятый цивилизованный способ решения конфликтных политических вопросов. Также показателен пример с Джаганнатха-Пури, в основном храме которого Господь был с одной стороны возмущен ограничениями для вайшнавов, имевших с точки зрения служителей храма Джаганнатхи неправильное рождение. С другой стороны, Он, в итоге, не настаивал и очень хвалил своих спутников, которые последовательно соблюдали все предписанные местными обычаями ограничения, воспитывая таким образом смирение и в конечном счете бхакти.
Чтобы поставить в центр Святое Имя, распространить Сознание Кришны и развить бхакти важно само Святое Имя и концентрация на нем. Концентрация на социальной борьбе и внесение сумятицы в привычную жизнь только отдаляет людей от принятия Святого Имени, тогда как органичное соответствие местным условиям, наоборот позволяет людям понять и принять Его славу.
Так как мы говорим про Харинамы, уличные воспевания, то критерий их соответствия обстоятельствам формируется прежде всего в двух вещах:
Каждый регион или город имеет свою специфику. В Екатеринбурге законодательно запрещены все мероприятия без уведомления с количеством участников больше одного человека, в Тюмени, к примеру этот порог 25 человек, а в Москве и вовсе харинамы выходят без уведомлений (потому что уведомления, со слов лидеров харинам, не согласуют, чтобы в общем не дразнить гусей…). И всякие досужие разговоры со стороны некоторых лидеров харинам, в городах, где харинамы не требуют уведомления, что нужно, дескать, быть смелыми и решительными и власти тогда отступят…, не несут в себе никакого практического смысла.
Также на мой взгляд, не следует в проповеди, например, касаться каких-то острых политических вопросов, или каких-то общепризнанных в обществе героев, оценки каких-то событий или явлений. Использование такой «горячей» и всегда эмоционально насыщенной повестки может касаться очень благоприятной почвой для проповеди, но на деле опять же смещает акцент со Святого Имени и вечных законов бытия на сиюминутные ситуации и при этом очень поляризует публику, которая в случае другого мнения об этих событиях. Я уж молчу, что и внутри коллективов харинам по этим всем вопросам бывают всякие разные мнения и в итоге настроение харинамы отравляется рассуждениями о политике и тому подобных вещах. Приведу простой пример от Гаджа Ханта даса. Как-то на проповеди между воспеваниями Гадха Ханта дас, подчёркивая единство Бога, привёл аналогию, что не может быть двух Богов, двух президентов страны с одинаковыми полномочиями, двух директоров фирмы, что этот мир «центричен». Через 15 минут к харинаме подошёл наряд полиции разбираться с жалобой от «граждан» что ведётся агитация против президента России….
Гораздо важнее обсудить соответствие самого формата проведения харинам, настроения и поведения преданных на них в части соответствия обстоятельствам.
Внешние формы и стандарты проведения харинам очень сильно разнятся между культурами, городами и отдельными группами харинам. И после сказанного выше это никого не должно смущать.
Харинамы разняться по очень многим параметрам, которые так или иначе отражают учет обстоятельств, разберем некоторые, которые нам знакомы по России:
Я перечислил лишь ключевые характеристики, но вообще разнообразие в харинамах куда как больше и все оно связано с теми или иными условиями и учетом обстоятельств. Бывают с проповедью (словами) и только воспевание. Бывает, что харинамы включают в себя какие-то вайшнавские бхаджаны, бывает только махамантра. И т.д. и т.п.
По сути, нет двух одинаковых групп харинам и вообще двух абсолютно одинаково проведенных харинам. Всегда есть какие-то различия и порой существенные.
Все это естественно и вытекает из объективных условий существования общины и преданных в ней и от того какое общество и какие порядки в том месте, где ведется проповедь.
Варианты и последствия неучета обстоятельств
К сожалению, если есть какой-то базовый принцип, есть сценарии и его нарушения.
Назовем основные нарушения принципа соответствия обстоятельствам и концентрации на Святом Имени.
Возможно это было бы все так, если бы это был действительно тот самый экстаз, который демонстрировал сам Махапрабху, всех вокруг одаривая премой или его ближайшие спутники. То есть это поведение, которое свойственно преданным очень высокого уровня духовного осознания связи с Господом.
Кроме всего вышесказанного, само по себе религиозное воспевание на территории России ассоциируется с «крестным ходом» или пением псалмов в храмах.
К сожалению, многим не удается преодолеть эту привычку. Особенно если человек еще и пытается представить это как личное неотъемлемое право и даже момент превосходства над остальными, которые видимо меньше ощущают присутствие Кришны. Есть даже примеры, когда это доводило до конфликта с лидером и другими участниками и подрыву отношений, что дополнительно еще и деморализует частично всю группу харинамы.
Проявляется это обычно в виде танца замкнутым хороводом, спиной к зрителям. Да, так часто принято в Индии и в храме, но и там и там окружающие участвуют и присоединяются к хороводу или выскакивают в центр с танцем. У нас на улицах так не принято, никто не присоединяется. Соответственно это не подходящая совершенно форма. Но при отказе от нее возникает некая специфическая аскеза у самих преданных. Если не делать такой хоровод, а на стоянках стоять шеренгами и выступать как на сцене, а ходить колоннами, то действительно сложнее погрузиться в воспевание, сыграться, быть в контакте. Больше момента сценичности. Но при этом контакт с окружающими в разы лучше и глубже.
Наверняка есть и другие пороки настроения на харинаме, но у себя в группе мы наблюдали и воочию убедились в опасности именно этих трех.
Формат и настроение харинамы в Екатеринбурге
В предыдущем разделе мы подробно обсудили тот факт, что любая группа харинамы выстраивает свою деятельность, приспосабливаясь под время, место и обстоятельства.
Теперь, понимая, как миссию самих воспеваний, понимая большой выбор в формате проведения, подошел логический момент подробнее остановиться на особенностях проведения харинам конкретно группы харинамы Екатеринбурга и того какое настроение мы стараемся культивировать при этом.
Прежде всего приведем некоторые формальные характеристики.
При этом харинама и активно ходит по улице и проводит стоячие «миниконцерты» и есть остановки со словесной проповедью.
Тут полезно сделать очень важное и поучительное отступление, небольшой рассказ.
Закончим на формальных и юридических вопросах, перейдем ближе к самой харинаме Екатеринбурга и ее духовному и эмоциональному содержанию.
Также в екатеринбургской харинаме отчётливо выражено настроение на сотрудничество и привлечение новых участников. Соответственно, из этого следует, что в целом, все делается по-простому, простые мелодии, простые ритмы, общая сыгранность, а не техническое мастерство.
У нас тоже часто возникают дискуссии в части утверждения более строгого музыкального формата. Это связано как с личными представлениями о более совершенном исполнении и желательном репертуаре, так и с рядом проблем, которые порождаются любительством и доступности музыкального исполнения силами любых участников. Часто проявляется несыгранность, неумение какими-то участниками держать ритм, даже корневые участники харинамы и ваш покорный слуга в частности порой не умеют в плане исполнения делать неких базовых вещей, которые умеют все образованные музыканты. Обычно результатом таких дискуссий в нашей группе является то, что мы идем-таки по пути упрощения требований к сложности исполнения, но увеличением требования к качеству и четкости. Например, человек может совершенно не уметь играть на караталах и при этом использовать их, но если хотя бы попадает в сильную долю и т.д. и т.п. Мы полагаем это взвешенным подходом в рамках выбранного нами принципа открытости группы.
Поддержание настроения, роль старших преданных
Мы все новички в Сознании Кришны и как для всех новичков очень важным в служении является факт какого-то непосредственного результата от него, хотя бы на уровне эмоций. И в харинаме с этим очень и очень хорошо.
Как сказал один из наших молодых постоянных участников: «Улыбка не сходит с лица после харинамы и пару дней поешь киртаны в уме и при первом открытие рта!». Что это, как не начальный вариант спонтанной и искренней привязанности к Святому Имени, которая заслоняет какие-то бытовые передряги?!
Но и в самой харинаме непосредственный результат есть всегда. У нас харинамы долгие и буквально все, кто выдерживает ее целиком, отмечают, что после третьего часа начинает «что-то происходить». Все это ощущают по разному, для кого-то это просто «второе дыхание», некоторые ощущают такой прилив эмоций, что, не смотря на усталость тела “желание чтоб это продолжалось вечно”, кто-то видит или сам оказывается вовлеченным в какие-то события на улице, которые никак как играми и шутками Всевышнего не объяснить. Глупо было бы думать, что харинама как какой-то языческий ритуал привлекает Кришну непосредственно что-то для нас делать. Как раз наоборот, он постоянно рядом с нами и в сердце, но таким неофитам нужно не меньше трех часов, чтобы начать это видеть и чувствовать. Для того Господь Гауранга и дал нам этот метод, чтобы мы увидели за вселенской иллюзией материального мира Его.
Также наглядно обычно виден и результат проповеди. Но тут наверное надо иметь опыт участия в харинамах, чтобы его заметить. Новички полагают, что результат проповеди на харинаме это именно какой-то человек с улицы, который привлекается и сразу вошел в контакт и стал преданным. Или что люди массово стоят и подпевают, сторонние. Это бывает, но очень редко.
Настроение не приходит само по себе. Это то, над чем надо работать и развивать. Важнейшим фактором является присутствие на харинмах и совместное воспевание со старшими преданными, что подтверждает связь с парампарой и очень серьезно вдохновляет остальных участников.
Харинама-санкиртана
Харинама-санкиртана (или нагар-санкиртана) – совместное воспевание Святого Имени является ягьей в нашу эпоху беспокойств и раздоров. Публичное воспевание Маха-мантры ввёл Господь Чайтанья Махапрабху и является мощным методом избавления от страданий материального мира и духовного возвышения. Благодаря санкиртане, слыша звуки Святого Имени, милость получают все живые существа, даже лишенные возможности духовно совершенствоваться (например животные), и те кто вовсе не желают этого делать.
Что такое Харинама?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это? Такие вопросы естественным образом возникают в умах любопытных прохожих.
С виду, казалось бы, не замысловатое и даже немного чудаковатое действие основывается на, вполне научных, Ведических принципах, описанных в таких трудах как «Бхагавад Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамрита» и т. д.
Мы очень коротко раскроем главные из них:
1. Изначально существует два мира; духовный и материальный.
2. Оба они находятся во власти Бога и принадлежат Ему.
3. Разнообразные живые существа, обитающие в этих двух мирах бессмертные, так же как и Бог, так как являются Его неотъемлемыми, но отделенными частичками.
4. Духовный мир населен любящими Кришну живыми существами. Они испытывают безграничное счастье от этих любовных взаимоотношений с Ним. Вот пять основных видов этих взаимоотношений: 1)нейтральные; 2) отношения слуги и господина; 3) дружеские или братские; 4) родительские; 5) и наконец супружеские.
5. Мир, в котором мы сейчас находимся, предназначен для исправления тех, кто, проявляя бунтарский дух, завидует Богу и пытается занять его положение, думая о себе как о верховном повелителе. И поскольку так думают практически все, за исключением истинно верующих людей разных конфессий, а достичь такого положения не возможно, то, как следствие таких устремлений приходит разочарование, от вечно незбывающейся мечты. И как наказание в этом мире всех, без исключения преследует страх старости, болезней и смерти.
6. Имена Бога: Харе (Источник наслаждения), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) – проявление безграничной милости любящего нас Бога. Подобно канату, брошенному для спасения утопающему, в океане, кишащем кровожадными акулами лжи и невежества, эти имена нисходят к нам из духовного мира и помогают всем искренним людям обрести свое естественное здоровое состояние, позволяющее понять Бога и любить Его.
7. Кришна никогда не принуждает живые существа любить Его, но и не скрывает этого своего желания. «Кали юга юга дхарма намера прачар…» – говорит господь Чайтанья (Золотая аватара нашего века) в «Шри Чайтанья Чаритамрите»: Если кто то, в этот век порока и лжи пожелает проявить свою любовь к Богу, то должен начать воспевать Его Святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И Он на собственном примере показал, как это надо делать.
Внешне Харинама может проявляться по разному: от крупномасштабного, театрализованного, фестивального действия, до выступления небольшой группы людей, поющих на улицах городов или в парковых зонах отдыха, раздающих угощения, распространяющих книги, буклеты, аудио и видео продукцию. В любом своем проявлении Харинама. Всегда неизменно благотворна для всех без исключения, даже для неверующих атеистов и равнодушных к Богу людей. А духи и приведения покидают то место где она проходит.
Более подробно эта наука о любви к Богу (Бхакти) описана в книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Совместное воспевание
Совместное воспевание (харинама санкиртана) мантры Харе Кришна (маха-мантры) есть важнейший в эпоху Кали способ изменения мышления человечества и пробуждения духовного сознания
Харинама-санкиртана (Нагар-санкиртана) – совместное воспевание Святого Имени, которое ввёл Господь Чаитанья Махапрабху. Благодаря санкиртане, милость Святого Имени получают все живые существа, даже которые лишены возможности духовно совершенствоваться (например животные), и даже те, кто вовсе не желают этого делать.
В ведических писаниях говорится не только о пагубных последствиях, но и о преимуществах века Кали. Одиннадцатая Песнь «Шримад-Бхагаватам» повествует о том, что многие возвышенные личности из других, благополучных, эпох — Сатья-, Трета- и Двапара-юги — желают воплотиться на земле именно в Золотой век Кали. Дело в том, что в этот период на нашу планету нисходит множество чистых преданных Верховного Господа, и общение с этими духовно возвышенными личностями открывает разумным людям всех эпох возможность достижения в Кали-югу высшего духовного совершенства. Ведическая традиция — не единственная, в которой считается, что рождения в эту эпоху жаждут многие души. Так, тибетские ламы, мистики Восточной Индии и индейцы племени майя также утверждают, что многие души ждут воплощения именно в эту эпоху, чтобы воспользоваться всеми преимуществами ее грядущих перемен.
Несмотря на хаос и войны, опустошающие планету, Золотой век Кали-юги обладает важнейшим преимуществом — дает возможность стремительно продвигаться в духовном постижении мира. Существуют и конкретные методы духовного совершенствования, предписанные Ведами для этой эпохи. В «Падма Пуране» приводится беседа Господа Шивы с его женой Парвати, в которой он замечает, что Кали-юга не властна над теми, кто взывает к Всевышнему, повторяя Его имена — Хари, Харе (звательный падеж имени Хара), Кришна и Рама. «Кали-сантарана Упанишад» отмечает:
Во всей ведической литературе не найти религиозного метода для эпохи Кали более возвышенного, чем повторение Харе Кришна.
В Одиннадцатой Песни Шримад-Бхагаватам предсказывается, что разумные люди эпохи Кали будут поклоняться Всевышнему, участвуя в харинамах — прославлении имен Господа (буквально харинама означает «имя Хари»), и что Сам Господь, Шри Кришна, явится на землю, чтобы распространить этот метод поклонения Всевышнему: совместное пение и индивидуальное повторение имен Бога в виде мантры:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
В Шримад-Бхагаватам еще за несколько тысячелетий до реального события — явления Шри Чайтанья Махапрабху (1486 — 1534) были предсказаны место и время Его рождения, описана внешность Шри Чайтаньи и указаны ближайшие Его родственники. Там говорится, что Шри Чайтанья явится как самая милостивая аватара (буквально: «тот, кто нисходит»). Шри Чайтанья являл пример чистого преданного служения Кришне, хотя на самом деле был Самим Кришной, несмотря на то, что Его тело и не было темным, как у Кришны, а имело цвет расплавленного золота, что также было предсказано в ведических писаниях. Шри Чайтанья непрестанно повторял имена Кришны и утверждал, что распространение метода повторения и совместного пения (харинама санкиртана) мантры Харе Кришна (маха-мантры) есть важнейший в эпоху Кали способ изменения мышления человечества и пробуждения духовного сознания. Этот метод призван создать человека нового типа.
Песня Золотого Века
Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальные, радостные духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами
Эта картина уже повторялась бесчисленное количество раз на улицах городов по всему западному миру — от Голливудского бульвара и Пятой авеню в Америке до лондонской Оксфорд-стрит и Елисейских полей в Париже. Посреди уличного движения, магазинов, ресторанов и кинотеатров, люди неожиданно обнаруживали перед собой группу молодежи, поющей и танцующей под ритм цилиндрических барабанов и медное позванивание ручных цимбал. Мужчины с обритыми головами одеты в ниспадающие одежды, женщины — в яркие индийские сари. Да, это люди из Харе Кришна, поющие их ставшую теперь известной мантру — Харе Кришна, Харе Кришна… Но что это, собственно, такое — форма протеста, авангардный уличный театр, религиозная демонстрация или что-то еще? Если вы спросите их об этом, то узнаете, что эти люди заняты медитацией, давно практикуемой на Западе — пением святых имен Бога. (Кришна — имя Бога на санскрите.) Конечно, слово «медитация» стало теперь обыденным — им обозначают любую технику, призванную успокоить и умиротворить беспокойный ум современного человека. Но древняя и авторитетная форма медитации, которую проводят люди из Харе Кришна, имеет гораздо более глубокое и возвышенное значение. Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальные, радостные духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами.
Звонок будильника
Веды — писания, содержащие вневременное духовное знание древней Индии, отмечают, что такой процесс пробуждения крайне необходим каждому, поскольку все в этом материальном мире находятся в спящем состоянии. Мы забыли свою изначальную, духовную сущность, приняв временное материальное тело, состоящее из материальных элементов, за свое истинное «я». Веды сравнивают материальное тело с призрачными образами сновидений. Во сне мы забываем, кем являемся на самом деле, и можем наслаждаться или страдать в различных телах. Но услышав звон будильника, мы просыпаемся и возвращаемся в свое обычное сознание. Мы вспоминаем, кто мы такие и что нам нужно делать. Подобно этому, услышав могущественную звуковую вибрацию мантры Харе Кришна, мы можем постепенно пробудить наше истинное «я» — душу, качества которой — вечность, полное знание и всевозрастающее блаженство. Поэтому мудрецы древней Индии говорят нам, что целью человеческой жизни не должны быть попытки наслаждаться временным и призрачным положением в материальном мире. Они советуют нам пробудить нашу изначальную, духовную природу и, в конечном счете, вернуться в наш истинный дом — в духовный мир, где мы сможем наслаждаться вечными отношениями с Верховным Господом, Шри Кришной.
Взгляд Сократа и Платона
Этот поиск своего истинного «я» посредством медитации не является чем-то недавно изобретенным либо чуждым в основном рационалистическим философским и духовным традициям Запада. Хотя западная цивилизация в основном направляет свою энергию во внешний мир в попытках эксплуатировать природные ресурсы, всегда были философы, святые и мистики, посвящавшие себя более высокой цели, нежели материальное благополучие, которое в любом случае временно. Поиск «я» греческими философами Сократом и Платоном привел их к взгляду на изначальную природу человека, вполне схожему с точкой зрения ведических мудрецов. Временный мир, учат они, не есть наш истинный дом; раньше мы жили в духовном мире. В знаменитых «Диалогах» Платона Сократ говорит, что в нашем изначальном состоянии «мы были чистыми сущностями, не помещенными в эту живую могилу, которую носим на себе; теперь же мы заключены в тело, как устрица — в ее ракушку».
Слова, сказанные в Галилее
В соответствии с этими античными мыслителями, цель философии — пробудить человека к его изначальной, духовной сути, ныне скрытой покровом физического тела. О том же самом, четыреста лет спустя, говорил в Галилее Иисус Христос. В Евангелии от Иоанна, Христос говорит: «Дух животворит <дает жизнь>, плоть не пользует нимало» (Иоанн 6:63). Другими словами, тело — всего лишь внешняя оболочка души — истинной силы, дающей жизнь. Поэтому Иисус предупреждает: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк 8:36). Высшая цель жизни, учил Христос, — понять и ощутить нашу внутреннюю духовную природу. В Евангелии от Луки, Иисус наставляет человечество смотреть внутрь ради истинно духовной жизни: «…и не скажут: ‘Вот, оно — здесь!’, или: ‘Вот, там!’, ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука 17:21). Описывая свой внутренний поиск Бога посредством медитации, св. Августин, великий святой и выдающийся философ Римско-католической церкви, говорит нам в своих «Исповедях», как его ум «оставил мысли о сущем, отдаляясь от противоречивого столпотворения чувственных образов».
Начало золотого века
Шри Чайтанья предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до времен Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи
Шри Чайтанья предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до времен Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи. В 1885 году Бхактивинода писал: «Шри Чайтанья приходил не для того, чтобы освободить лишь нескольких индийцев. Напротив, Его главной целью было дать освобождение всем живым существам во всех странах по всей вселенной, и проповедовать Вечную Религию… Нет сомнений, что этот наказ будет выполнен… Очень скоро разнообразные виды харинама-санкиртаны (совместного пения святого имени Господа) распространятся по всему миру… О, этот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы возьмут знамена, мриданги (барабаны) и караталы (ручные цимбалы) и начнут киртану (пение) на своих улицах и городах! Когда же придет этот день?»
Прошло менее века, и видение Бхактивиноды стало реальностью. В 1965 году величайший посланник духовности и культуры Индии, А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, прибыл на Ист-Вилладж Нью-Йорка, в сердце движения контркультуры шестидесятых. В течение года Шрила Прабхупада, десятый в цепи духовных учителей от Шри Чайтаньи, основал Международное Общество Сознания Кришны. Очень быстро звук пения Харе Кришна распространился по всей Америке, затем по Англии и всему миру.
Ведические писания утверждают, что хотя Кали-юга — эпоха наибольшей деградации, пение мантры Харе Кришна удивительным образом изменит нынешнюю враждебную, полную ненависти атмосферу мира. Эти древнейшие, вневременные писания предсказывают Золотой Век, который начнется с широкого распространения пения Харе Кришна, и в это время болезненные проявления этой эпохи смягчатся и люди повсюду в мире станут счастливы в экономическом, политическом, социальном, культурном и духовном отношениях.
Медитация от Греции до Японии
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире
Философ-стоик Максим отмечал: «Есть один верховный Бог — Бог и всемогущий отец каждого». «Это Тот, — продолжает он, — Кому мы поклоняемся под разными именами». Современный иудейский теолог Мартин Бьюбер соглашается с ним: «Все имена Бога святы». И Библия полна подобными утверждениями. В Ветхом Завете сказано: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» [Притч. 18:10]. В своих псалмах царь Давид объявляет: «Я буду славить имя Бога моего в песни» [Псалтирь 68:31]. Псалтирь содержит бесчисленные обращения к имени Бога: «Все народы, Тобою сотворенные, придут, и поклонятся перед Тобой, Господи, и прославят Имя Твое [Псалтирь 85:9]… Славьте Господа; призывайте Имя его; возвещайте в народах дела Его; воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь Именем Его Святым [Псалтирь 104:1-3]… Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе, хвалите Его на звучных кимвалах [Псалтирь 149:4-5]». Столетия спустя, Исраэль Баал Шем Тов (1699-1761), великий иудейский мистик, основал хасидизм — народное движение в иудаизме, члены которого танцуют и поют, прославляя верховного Господа. Христос, уча Своих учеников молитве, прославлял святое имя Господа: «О Отец, Сущий на Небесах, да святится Имя Твое». А св. Павел в своем «Послании к Римлянам» пишет: «Ибо всякий, кто призовет Имя Господне — спасется» [Рим. 10:13].
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире. Иоанн Крисостом, святой Греческой Православной церкви, особенно рекомендовал «молитвенное призывание имени Божьего», которое, как он говорил, должно быть «непрерывным». Повторение Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного») стало постоянной практикой членов Православной церкви.
Последователи ислама почитают имя Бога (Аллаха) святым и медитируют на него. В соответствии с традицией, существует девяносто девять имен Аллаха, называемых «Прекрасными Именами». Их можно увидеть на памятниках, таких, как Тадж Махал, и на стенах мечетей. Эти имена повторяются на четках, состоящих из трех групп по тридцать три бусины. Повторение имен помогает поклоняющимся сосредоточить свой ум на Аллахе. С двойного обращения «Аль-Рахман, Аль-Рахим» означающего «Бог, сострадательный и милостивый», начинается каждая глава Корана. Другие арабские имена Бога прославляют Его как творца, дающего и царя.
Сикхи в Индии делают особое ударение на повторении имени Бога. Они называют Бога Нама — «имя». Гуру Нанак, основатель религии сикхов, молился: «В эти нектарные утренние часы я медитирую на красоту истинного Имени», и говорил, что Господь в видении приказал ему: «Иди и повторяй Мое имя, и побуждай других делать то же».
«Четки широко используются буддистами, большие — у монахов, маленькие — у мирян, — говорит Джеффри Пэрриндер, профессор сравнительной религии Лондонского университета, в своей книге «Поклонение в мировых религиях». — На больших — 108 бусин, две половины обозначают пятьдесят четыре стадии превращения в боддхи-саттву (просветленного). Большая бусина посредине оставлена для Будды». Члены самой большой японской ветви буддизма — церкви Чистой Земли — практикуют повторение имени Будды (наму амида бутсу). Основатель Ширан Шонин говорит: «Сила святого имени, его дар — просветление — распространились по всему миру». Из учения буддизма явствует, что благодаря пению имени Будды, поклоняющийся освобождается от цикла перерождений и присоединяется к Будде в Чистой Земле, или духовном мире.
Звук и самоосознание
Давно была признана способность звука изменять сознание. Английский философ и государственный деятель сэр Фрэнсис Бэкон отмечал, что «слух воздействует на дух быстрее любого другого чувства»
В ведических писаниях говорится, что для пробуждения духовного сознания нужно слушать и петь трансцендентные звуки, или мантры, к примеру, мантру Харе Кришна. Давно была признана способность звука изменять сознание. Английский философ и государственный деятель сэр Фрэнсис Бэкон отмечал, что «слух воздействует на дух быстрее любого другого чувства». Однако, обычные материальные звуки не пробуждают духовного сознания. Для этого нужно слушать духовные звуковые вибрации. Поэтому практически все мировые религии рекомендуют нам медитировать на Слово Божье. Св. Иоанн писал в своем Евангелии: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» [Иоанн 1.1]. Таким образом, божественный звук совершенно отличен от мирского или материального звука.
Духовная практика нашей эпохи
Хотя Бог известен во всем мире под множеством имен, каждое из которых описывает особый аспект Ео славы и привлекательности, есть одно имя, выражающее всю гамму безграничных божественных качеств
Хотя Бог известен во всем мире под множеством имен, каждое из которых описывает особый аспект Ео славы и привлекательности, есть одно имя, выражающее всю гамму безграничных божественных качеств. Это верховное, всеобъемлющее и самое могущественное имя Бога содержится в древнейших религиозных писаниях мира — санскритских Ведах Индии, утверждающих, что главное имя Господа — Кришна. Шрила Прабхупада объясняет: «Когда мы говорим «Кришна», мы обращаемся к Богу. Бога в этом мире и в этой вселенной называют множеством имен, но, в соответствии с ведическим знанием, имя «Кришна» — высшее». Далее он отмечает: «У Бога много имен в соответствии с Его деятельностью, но поскольку Он обладает столькими достояниями, и поскольку этими достояниями Он привлекает каждого, Его зовут Кришна (всепривлекающий)».
С незапямятных времен миллионы людей пели имя Кришны, чтобы достичь духовного совершенства. Но исторические данные свидетельствуют о том, что широко распространил это Шри Чайтанья, воплощение Кришны, явившийся в Бенгалии около пяти столетий назад и установивший пение мантры Харе Кришна как всеобщую духовную практику в нынешнюю эпоху.
В соответствии с ведической космологией, материальное творение постоянно находится в цикле из четырех эпох. Он начинается с Золотой эры (Сатья-юги), затем условия постепенно ухудшаются и, в конце концов, наступает Кали-юга — эпоха ссор и лицемерия. Для каждой из этих эпох Ведами предписан свой, наиболее подходящий для нее, всеобщий метод самоосознания. К примеру, в Сатья-югу рекомендованным путем было следование системе мистической йоги, требовавшей посвящения всей жизни непрерывной йогической практике, сопровождаемой суровыми обетами отречения и аскетизма. Мы живем в начале последней эры — Кали-юги. В эту эпоху люди уже не обладают терпением, силой воли и долгой жизнью, необходимыми для успешных занятий изначальной системой йоги, описанной в Ведах. Поэтому ведические писания советуют: «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути для духовного развития, кроме пения святых имен Бога, пения святых имен Бога, пения святых имен Бога» [«Брихан-нарадия Пурана»].
«Кали-сантарана Упанишад» особенно рекомендует пение мантры Харе Кришна: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — эти шестнадцать имен, состоящие из тридцати двух слогов — единственное средство преодоления демонических качеств Кали-юги».