Хаспи программа для общепита что это
Для минимизации противоречий между старыми стандартами и ХАССП, Роспотребнадзором готовится целый ряд обновлённых стандартов, Минэкономразвития подготовил единый документ для общепита.
Что же такое ХАССП и для чего он нужен?
ХАССП – это свод правил организации производственной деятельности на основе 7 принципов, гарантирующий обеспечение на выходе качественного и безопасного для потребителя продукта. Для достижения конечной цели, обеспечение людей безопасными продуктами питания, принципы ХАССП должны соблюдаться всеми предприятиями, через которые продукт проходит путь от состояния сырья к потребителю. Т.е. по ХАССП должны работать все: от сельсхохозяйственных предприятий до розничных магазинов и предприятий общепита.
7 принципов ХАССП
Принцип 1. Анализ рисков
Суть принципа заключается в проведении анализа опасных факторов в отношении каждого технологического процесса. Такой анализ подразумевает выявление и сопоставление перечня рисков и опасностей, которые могут быть причиной заражения определенного пищевого продукта в процессе изготовления, и разработке мер профилактики для недопущения развития рисков. Для обеспечения безопасности пищевых продуктов следует исключить негативное влияние биологических, химических и физических факторов.
Степень бесконтрольности этих факторов и является определяющей в возникновении рисков в производственной деятельности, которые могут стать причиной изменения состава конечного пищевого продукта и, соответственно, сделать его небезопасным для употребления человеком.
Принцип 2. Критические контрольные точки (ККТ)
Задача заключается в выявлении критических контрольных точек (ККТ) в каждой фазе технологического процесса.
Понятие ККТ описывает этап, момент или операцию, в процессе которых существует возможность применить механизмы контроля для ликвидации или уменьшения рисков и опасностей до допустимого уровня, после которых исключается возможное заражение пищевого продукта. Для каждого установленного фактора риска разрабатываются и принимаются адекватные меры.
После анализа рисков и опасностей, полученную информацию используют для определения конкретных этапов производственного процесса, представляющие собой критические точки.
Специально для определения описанных ККТ комитетом NACMCF был разработан метод «графа принятия решений». Впрочем, никто не обязывает предприятие использовать именно эту модель исследования.
Принцип 3. Установление критических пределов для ККТ
Поставленная задача нацелена на установление критических пределов, при достижении которых следует принимать меры для предупреждения развития выявленных рисков в той или иной критической контрольной точке.
Критическим пределом в данном случае представлено наибольшее или наименьшее значение какого-либо показателя в ККТ, при корректировке которого можно предотвратить, устранить или снизить до допустимого уровня факторы риска, угрожающие безопасности пищевого продукта. Такие пределы основываются на технологических показателях, таких как:
Все параметры критических пределов базируются на применяемых нормативных документах или методических рекомендациях FSIS. Такие рекомендации и схемы описаны в научно-технической литературе и обзорах авторитетных экспертов, являющиеся членами отраслевых структур, научных кругов и профессиональных объединений.
Предприятие пищевой промышленности должно стремиться установить более строгие критические пределы по сравнению с предусмотренными документами FSIS и мнением экспертов для более тщательного соблюдения всех нормативных требований. Такой надежный запас показателей гарантированно устранит мельчайшие отклонения от установленных норм и правил.
Принцип 4. Контроль
После определения критических контрольных точек и оптимизации их показателей разрабатывается процедура контроля. В такую систему контроля входят все наблюдения и замеры за состоянием ККТ в целях соблюдения критических пределов.
Наиболее предпочтительным вариантом, конечно, является непрерывный метод контроля. В тех случаях, когда непрерывное наблюдение не оправдывает себя ни с технической, ни с экономической точки зрения, допустимо проведение периодических контрольных процедур с частотой, достаточной для координирования рисками в ККТ.
Для осуществления полноценного контроля над каждой критической контрольной точкой имеет место возложение ответственности на того или иного сотрудника организации. Привлеченный к решению таких задач персонал должен пройти соответствующее обучение, в том числе в предоставлении достоверного учета всех полученных результатов и выявленных отклонений. От качества и уровня организации системы учета будет зависеть скорость принятия ответных мер на возможные отклонения от критических пределов.
Принцип 5. Корректирующие действия
В разрабатываемом плане ХАССП должны быть четко определены корректирующие действия, которые надлежит незамедлительно предпринять в том случае, если для конкретной ККТ значения ее показателей выйдут за рамки установленных пределов. Этот принцип подразумевает, что для безопасного изготовления пищевых продуктов обязательным условием является четкая концепция организации производства с быстрым реагированием на предотвращение факторов риска.
Лежащий на столе у директора предприятия план ХАССП еще не гарантирует отсутствие проблем. Поэтому одной из важных составных частей плана ХАССП является планирование комплексных мероприятий, направленных на устранение возможных отклонений. Именно для экстренных случаев разрабатывается план действий, в котором выявляется причина отклонений и определяется порядок нейтрализации потенциально опасных либо несоответствующих нормам продуктов.
Принцип 6. Порядок учета
Этот принцип обязывает разработать эффективный порядок учета за организацией и функционированием всей системы ХАССП с ведением соответствующей документации. Система ХАССП направлена на оптимизацию процесса изготовления пищевой продукции в области выявления факторов риска и реагирования по их ликвидации. Ввиду этого, продуктивность системы будет напрямую зависеть от умения вести систематический и достоверный учет выполнения плановых процедур. Учетная документация должна находиться в открытом доступе. Ознакомление с документами должно быть доступно как для сотрудников предприятия, так и для контрольных инстанций.
Принцип 7. Систематические ревизии
Эффективное следование плану ХАССП подразумевает проведение систематических ревизий. В ходе первой проверки ревизионная комиссия подтверждает способность системы адекватно и полноценно противостоять существующим рискам.
Дальнейшие периодические ревизии проводятся с применением дополнительных тестов, методов и процедур, в задачи которых входит определение соответствия системы ХАССП плану ХАССП и возможные корректировки с повторным утверждением для обеспечения безопасности пищевых продуктов.
Внедрение принципов ХАССП на производстве
Внедрение ХАССП в производственный процесс состоит из «12 шагов». Поэтапный алгоритм из 12 пунктов описывает последоваельность действий для эффективного перевода работы предприятия в соответствие с ХАССП. На первый взгляд, всё довольно просто (подробное описание шагов вы найдёте в статье):
На практике же предприниматели и технологи сталкиваются с трудностями: неприятие нововведений коллективом, необходимость вложений в новое оборудование/ремонт/перепланировку, отсутствие опытного консультанта, способного применить «творческие решения» к индивидуальным особенностям. Также, главное, встаёт необходимость обучения персонала. По статистике нашей компании, самостоятельная разработка документов у необученного ХАССП сотрудника (технолога) в режиме выполнения основных штатных обязанностей в среднем занимает 6 месяцев.
Отличие ХАССП от СанПиНов
Невозможно прописать четкие инструкции на «все случаи жизни», что вызывает сложности у большинства начинающих предпринимателей и технологов без опыта практических решений – нет четкого ответа на вопрос: «как нужно делать тут и тут?».
С другой стороны, система ХАССП является гибкой и, за счет оптимизации процессов под конкретные условия, позволяет обеспечивать качество продукта на выходе с наименьшими ресурсными затратами.
Узнайте, из каких документов состоит ХАССП
Закажите шаблоны документации ХАССП – мы вышлем Вам их бесплатно!
Получить ХАССП бесплатно |
Комментарии (0)
На сегодняшний день EMAS являются наиболее совершенным и эффективным стандартом в мире. ISO 14000 – это всего лишь его часть, хотя неотъемлемая и существенная. И тот, и другой стандарты являются добровольными. Зачем они нужны и в чем разница?
Логическая последовательность внедрения ХАССП на предприятии осуществляется в 12 шагов, которые гарантируют повышение конкурентоспособности пищевой продукции ввиду предотвращения возникновения рисков и повышения уровня безопасности продуктов питания на всех этапах производственной деятельности – от приемки сырья до предоставления продукции потребителю.
С 15 февраля 2015 года набрали полную силу требования Технического регламента «О безопасности пищевой промышленности», являющиеся обязательными для всех организаций, которые производят пищевую продукцию на территории стран Таможенного союза. Регламентом подразумевается обязательная разработка, внедрение ХАССП и поддержка процедур, основывающихся на принципах этой системы.
Грамотная организации экологического менеджмента снижает сумму природоохранительных платежей, способствует эффективному выполнению правовых норм российского законодательства в области природоохранной деятельности. Это в итоге позволит значительно уменьшить негативное влияние на экологическую сферу последствий производственной деятельности.
Хаспи программа для общепита что это
Данная статья написана для владельцев, руководителей, шеф-поваров, заведующих производством и технологов в сфере общественного питания, перед которыми встал вопрос о разработке процедур ХАССП на своем пищевом производстве.
Здесь мы рассмотрим разработку ХАССП только для предприятий общественного питания: Рестораны, Кафе, Бары, Столовые, Пиццерии, Блинные, Пельменные, Закусочные, Бистро и т.п.
Обсудим ошибки, которых можно избежать на старте разработки ХАССП, а также минимизировать затраты на разработку.
Даже если Вы планируете заказать разработку ХАССП в организации, стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы исключить лишние траты, а также иметь возможность оценить качество предоставленных услуг, т.к. ответственность за качество внедрения ХАССП несет руководство предприятия.
На сегодняшний день достаточно много разрозненной информации по этой теме, много предложений по сертификации, разработке документации, обучению, или просто предложению пакета документов, которые нужно просто заполнить. Такое же изобилие и в нормативной документации — это несколько ГОСТов, СанПиНов, Технических регламентов, требования которых относятся к ХАССП.
Но главное, что остается не ясным, как, в каком порядке необходимо разрабатывать процедуры ХАССП. Ведь имеющиеся ГОСТы разработаны преимущественно для промышленных предприятий, а документация ХАССП для фабрики и для кафе может существенно отличаться.
Что такое процедуры ХАССП, и зачем они нужны?
Пищевые отравления в организациях общественного питания и розничной торговле, встречаются часто. По данным Роспотребнадзора за 2016 год, в России зарегистрировано 750 515 случаев заболевания острыми кишечными инфекциями, 37 026 – сальмонеллезные инфекции. Оговоримся, что это официальная информация, без учета случаев, когда потребитель не стал куда-либо обращаться.
Система менеджмента качества пищевой продукции, основанная на принципах ХАССП (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ опасностей и критические контрольные точки) разработана с целью снижения рисков отравления и возникновения сопутствующих заболеваний.
На сегодняшний день ХАССП признана лучшей доступной системой для управления безопасностью пищевых продуктов во всем мире. Это инструмент и метод оценки опасных факторов и создания систем их предупреждения и минимизации, в которых главное внимание уделяется не проверке и анализу конечной продукции, а профилактике. Т.е. ХАССП обязывает заранее проанализировать риски для потребителя и исключить их на стадии производства продукции. Напомню, что ранее наши надзорные органы занимались выяснением причин отравления уже после отравления, и причинения вреда потребителю. Таким образом, процедуры ХАССП несут больше пользы чем неудобств. Другой вопрос, что на внедрение требуются время и дополнительные расходы, но в перспективе это принесет только пользу любому предприятию, за счет улучшения качества продукции. Поэтому, если возникает вопрос внедрять или нет, ответ однозначен – конечно внедрять!
Подробнее в статьях:
Как правильно: СМБПП, процедуры, система менеджмента, система ХАССП?
В статьях о ХАССП используют схожие термины:
— система менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП)
— система менеджмента ХАССП
Не смотря на схожесть этих понятий, есть и отличия. Подробную информацию можете прочесть в отдельной статье-обзоре: « Процедуры ХАССП или Система менеджмента? »
Но раз уж мы здесь говорим о ХАССП для предприятий общественного питания, то вот что следует отметить:
Принцип 1. Проведение анализа рисков. Подробнее в статье.
Принцип 2. Определение Критических Контрольных Точек (ККТ). Подробнее здесь.
Принцип 3. Определение критических пределов для каждой ККТ. Подробнее здесь.
Принцип 4. Установление системы мониторинга ККТ. Подробнее здесь.
Принцип 6. Установление процедуры ведения записей. Подробнее здесь.
Принцип 7. Установление процедур проверки системы ХАССП. Подробнее здесь.
Сертификация ХАССП – нужна ли она в общепите?
Организации, занимающиеся сертификацией ХАССП, не упоминают:
Т.о. Сертификат ХАССП в общественном питании, в большинстве случаев это бесполезная бумага, добавляемая в чек для увеличения стоимости услуг по разработке ХАССП. Единственное преимущество: сертификат в общепите может быть полезен, если вы участвуете в тендерах или поставляете продукцию за границу.
Штрафы за отсутствие ХАССП в общественном питании
Один из популярных запросов в интернете по поводу ХАССП, это размеры штрафов за его отсутствие. Но большинство статей начинается с утверждения, что штраф составляет 1 000 000 рублей. При этом никто себя не утруждает пояснением, что штраф в 1 млн. может быть только в случае повторного нарушения юридического лица, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан. Т.е. нужно дважды довести до отравления потребителя, чтобы получить такой штраф. Хотя со штрафом, часто выносят решение о закрытии заведения до 90 суток, а это уже большие потери – как финансовые, так и репутационные.
В случае проведения в организации обычной плановой проверки, на предмет соблюдения требований технических регламентов, и выявлении на предприятии отсутствия внедренной системы ХАССП, действует часть 1, статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях. Естественно, в предписании проверяющий орган обяжет предприятие исправить недочеты, выявленные в ходе проверки, и обязательно укажут на необходимость внедрения ХАССП.
В тоже время, не стоит думать, что Вас это не касается. Причинение вреда потребителю достаточно распространенное явление, если у Вас такого не было, это, во многом, дело случая. Наш опыт работы с предприятиями общественного питания показывает, что количество предприятий, полностью соблюдающих все действующие СанПиНы, это скорее исключение, чем закономерность.
Для проверки, можете просмотреть результаты лабораторных проб продукции и смывов вашего предприятия за последний год, два. И если в пробах за этот период не было ни одного отклонения, то Вы просто редкость. Ну а если на Вашем производстве не проводятся лабораторные пробы, то стоит задуматься, и возможно поторопиться с внедрением ХАССП
Кем разрабатывается ХАССП на предприятии
Это тоже достаточно животрепещущий вопрос. Дело в том, что в ГОСТ Р 51705.1-2001 прописано:
Таким образом, ответственность за разработку несет руководство организации, но разрабатывать самостоятельно или заказывать у специалистов, это личное дело каждого. Другой вопрос, как лучше, что дешевле, эффективнее и удобнее.
Об аргументах в пользу того или иного варианта подробно ознакомьтесь в статье « Возможно ли разработать ХАССП самостоятельно? »
Может быть полезна статья:
Но перед принятием окончательного решения, стоит определиться:
Что проверяет Роспотребнадзор в общественном питании
Прежде всего, стоит различать причины проверки. Например,
Соответственно, при разных причинах проверки, объекты проверки также будут отличаться. Например,
Стоит отметить, что с 2018 года, контролирующие органы переходят на применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля, согласно Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. В ближайшее время подготовим подробный обзор по этой теме.
А с 01.07.2021 года вступил в силу федеральный закон № 248-ФЗ « О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации ».
Как Роспотребнадзор определяет качество внедрения процедур ХАССП
Для оценки внедрения процедур ХАССП, Роспотребнадзор разработал отдельное методическое пособие для сотрудников:
Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП. Методические рекомендации. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014.
Методические рекомендации содержат полный алгоритм проведения оценки производства пищевой продукции, оценки степени риска выпуска опасной продукции.
По результатам проверки, производится оценка предприятия по оценочному листу, и определяется степень риска выпуска опасной продукции по критериям, указанным в таблице. В зависимости от степени риска рекомендуется проводить ранжирование предприятий по пяти категориям.
Характеристика предприятий по степени риска (МР 5.1.0098-14).
Категория | Результаты оценки соответствия, % | Степень риска | Характеристика предприятия |
1 категория | 95 — 100 | Риск незначительный | Стабильно работающее предприятие, на котором рекомендуется поддержание и дальнейшее улучшение Системы менеджмента |
2 категория | 91 — 94 | Риск допустимый | Предприятие, на котором маловероятно возникновение опасных ситуаций; требуется разработка корректирующих мероприятий |
3 категория | 81 — 90 | Риск значительный | Предприятие, на котором требуется разработка корректирующих мероприятий по нескольким процедурам |
4 категория | 71 — 80 | Риск недопустимый | Предприятие, на котором требуется разработка корректирующих мероприятий практически по всем процедурам |
5 категория | 70 и менее | Риск критический | Предприятие, на котором требуется разработка, внедрение и актуализация Системы ХАССП, вплоть до приостановления деятельности предприятия |
Ранжирование вводится в рамках перехода на применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
По мере внедрения нововведений, будем публиковать обзоры.
ХАССП в общественном питании
Предприятия общественного питания являются частью пищевой отрасли, что также подразумевает внедрение программы ХАССП. К общепиту относятся рестораны, кафе, пиццерии, закусочные, буфеты и т.п.
В таких заведениях вопрос безопасности продуктов питания весьма актуален, т.к. в одном и том же ресторане проходит вся цепочка технологического процесса – от доставки полуфабрикатов и сырья до приготовления и потребление посетителями приготовленных блюд. Закономерными причинами введения ХАССП как системы пищевой безопасности в таких организациях являются:
Нужен ли ХАССП для общепита?
Увы, невнимательное отношение руководства заведений к обеспечению безопасности продуктов питания и соблюдению санитарии приводят к тяжелым последствиям.
Так, по информации западных ученых почти половина случаев отравления связаны с употреблением неправильно приготовленного мяса в организациях общественного питания. В 35 % случаев отравления посетители кафе или закусочной употребляли просроченные мясные блюда. Третье место среди причин отравления занимает банальное несоблюдение правил гигиены сотрудниками заведения.
Начиная с 2014 года, все большее количество заведений общественного питания разрабатывают и внедряют систему HACCP (ХАССП) беспокоясь и за здоровье своих посетителей, и за собственную конкурентоспособность.
Система ХАССП как перспектива развития отрасли
Внедрение системы HACCP на предприятии общепита не только обеспечивает безопасность продукции и приготовленных блюд, но и способствует благополучному развитию отрасти в целом:
Нюансы HACCP в столовых, кафе и ресторанах
Введению системы ХАССП предшествует разработка базовых санитарных программ. Их еще называют программами предварительных условий. Такую разработку ведут с учетом российских законодательных санитарно-гигиенических требований, которые могут отличаться от норм других стран.
Такие программы охватывают мероприятия по соблюдению личной гигиены персонала, уборке помещений, проведение процедур по дезинфекции и мойке оборудования, кухонных принадлежностей. Сюда же включается борьба с вредителями и методы ликвидации отходов.
Следующий этап базируется на идентификации и анализе опасностей с выбором методов контроля и управления значимыми критическими контрольными точками.
Прежний опыт подтверждает, что определение ККТ – это еще не самый сложный этап в разработке HACCP, наиболее ответственным и непростым моментом является работа по описанию готовой продукции (блюд), используемого сырья и ингредиентов. Особое внимание должно быть уделено технологическим картам и рецептам (а их число может достигать нескольких сотен!). Не стоит забывать и про описание ингредиентов, которые не входят в состав, однако в технологическом процессе могут контактировать с блюдом, а также на материал и чистоту упаковки.
В таких записях указываются наиболее значимые параметры:
Разработка блок-схемы с учетом контрольных критических точек
На следующем этапе группа ХАССП составляет блок-схему технологии приготовления блюд. Схожие блюда группируются, и для каждой группы ассортимента разрабатывается одна общая блок-схема. Например, группы могут быть такими:
В диаграмму процесса также вносятся сведения о всех подготовительных и дополнительных операций: нарезка, консервация, жарка и пр.
По составленной блок-схеме намного легче определить и дать оценку потенциальным опасностям, которые требуют контроля с применением соответствующих мер управления рисками. Таким образом выявляются критические контрольные точки, т. е. те этапы и моменты технологического процесса, где существует вероятность возникновения рисков.
Классификация ККТ в отрасли общественного питания включает в себя приемку сырья, его хранение, тепловую обработку для обезвреживания микроорганизмов, подачу посетителям горячих блюд. В ресторанах, кафе и пиццериях могут быть определены дополнительные ККТ, например:
Руководитель заведения общественного питания должен понимать, что на сегодняшний день система ХАССП в данной отрасли является главной моделью управления рисками и безопасностью продукции. Предназначение ХАССП отнюдь не сводится к формальному выявлению ККТ и допустимых пределов в технологическом процессе, а является мощной защитой технологических процессов от химических, микробиологических и физических рисков загрязнения пищевых продуктов.
Узнайте, из каких документов состоит ХАССП
Закажите шаблоны документации ХАССП – мы вышлем Вам их бесплатно!
Получить ХАССП бесплатно |
Комментарии (11)
04.07.2018 17:10 Иван:
Чушь какая-то. В общепите ХАССП законом не внедрен.
Иван, чтобы окончательно прояснить ситуацию по вашему предприятию, вы можете направить официальное письмо в Роспотребнадзор вашего региона с запросом разъяснений. Роспотребнадзор отвечает! Сотрудники нашего центра практикуют этот метод для выяснения спорных вопросов.
29.03.2017 11:39 Алексей:
31.01.2017 18:26 Лариса:
Могут ли на предприятии технолог и заведующий столовой самостоятельно разработать и внедрить принципы ХАССП, используя методическую документацию? Или это возможно только специалистам. Программа производственного контроля есть на каждом предприятии.
16.12.2016 15:44 Мария:
Добрый день, подскажите пожалуйста, я зарегистрировалась как ИП месяц назад. Какие сроки отводятся на внедрение системы ХАССП. У меня помещение 9 м2, я готовлю кофе на вынос. И нужна ли в моем случае система ХАССП?
11.07.2016 23:42 Камиль:
Хотелось бы узнать, а какова стоимость данного удовольствия? И сколько занимает времени?
Камиль, добрый день! По этому вопросу вы можете связаться с нашим менеджером или оставить заявку на нашем сайте через страницу контактов. Специалист расскажет вам о калькуляции стоимости и сроках и поможет подобрать оптимальный вариант для вашего предприятия.
08.06.2016 22:41 Светлана:
18.05.2016 10:39 Сергей Гулин:
Добрый день!Подскажите пожалуйста, а какая предусматривается ответственность за не соблюдение требований ТР ТС 021/2011 для предприятий общественного питания, в частности, отсутствие системы менеджмента качества по принципам HACCP?
Добрый день, Сергей!
Ответственность за несоблюдение принципов ХАССП регламентирует ч. 1-3 статьи 14.43 КоАП РФ.
31.03.2016 18:17 Юрий Сомов:
29.03.2016 17:27 Диана:
Если вы ответственный руководитель эта программа не нужна.Я сама все контролирую и в моей компании все хорошо.Это лишние траты.
Добрый день, Диана!
Данная программа необходима, даже если вы являетесь ответственным руководителем, в связи с законодательством:
требованиями ТР ТС 021/2011;
КоАП РФ, статья № 195-ФЗ ст. 14.43.
О преимуществах и выгодах внедрения системы ХАССП вы можете проконсультироваться у нас на сайте по горячей линии.
18.03.2016 15:30 Ольга:
Татьяна я с вами совершенно согласна! Сейчас работать просто невозможно! Кому необходима эта программа?!
Ответ эксперта Власовой Натальи Владимировны:
Стандарт ГОСТ Р ИСО 22000 определяет требования для системы управления безопасности пищевых продуктов. Благодаря системе ХАССП вы научитесь следующему:
1. управлять закупками;
2. оценке и выбору поставщика;
3. прослеживаемости сырья и готовой продукции;
4. управлению оборудованием;
5. управлению рисками и критическими контрольными точками.
Это позволит вашему предприятию сократить расходы и увеличить прибыль.
21.01.2016 11:14 Татьяна:
Я 40лет в общественном питании(техник-технолог),а как же мы работали без ХАССП? Выполняли требования СаНПиН и соблюдали технологию приготовления? Для чего программа ХАССП сейчас? Складывается впечатление, что работали мы без всяких правил? А правила были действенными.
Татьяна, со появлением новых технологий стандарты устаревают. Появляются новые обоснованные методы достижения стандартов качества готового продукта. Система ХАССП предоставляет гибкость в использовании этих методов, благодаря чему отдельное предприятие может сократить собственные затраты на произодство и соблюсти все меры безопасности. Помимо этого, принципы ХАССП подразумевают постоянную модернизацию процессов и улучшение поизводства. Если вы работаете с соблюдением СаНПиН и по разработанной технологии, то, разобравшись в системе ХАССП, переход на неё не будет для вас затратным.
На сегодняшний день EMAS являются наиболее совершенным и эффективным стандартом в мире. ISO 14000 – это всего лишь его часть, хотя неотъемлемая и существенная. И тот, и другой стандарты являются добровольными. Зачем они нужны и в чем разница?
Система HACCP(ХАССП), база которой – это анализ рисков и работа с ККТ, как система управления пищевой безопасностью, является гарантом качества пищевой продукции и повышает конкурентоспособность предприятия. Внедрение ХАССП на пищевом предприятии является одним из способов снижения угрозы здоровью потребителей продуктов питания.
Логическая последовательность внедрения ХАССП на предприятии осуществляется в 12 шагов, которые гарантируют повышение конкурентоспособности пищевой продукции ввиду предотвращения возникновения рисков и повышения уровня безопасности продуктов питания на всех этапах производственной деятельности – от приемки сырья до предоставления продукции потребителю.