Хизб ут тахрир что
Члены «Хизб ут-Тахрир» в России получают большие тюремные сроки. Что это за организация?
Автор фото, Valery Matytsin/TASS
Верховный суд России сократил на три месяца сроки заключения четверым крымским татарам, которых признали виновными в участии в террористической организации, каковой российские власти считают «Хизб ут-Тахрир». Во время обжалования приговора у здания суда проходили массовые протесты.
Энвер Мамутов, которого признали организатором крымской ячейки «Хизб ут-Тахрир», получил 16 лет и девять месяцев колонии строгого режима, Ремзи Меметов, Рустем Альбитаров и Зеври Абсеитов получили по восемь лет и девять месяцев колонии строгого режима за участие в этой ячейке. Всем четверым также назначили дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок от года до полутора лет.
Все подсудимые отказались давать показания и не признали свою вину. Правозащитный центр «Мемориал» признал их политзаключенными.
Преследования «Хизб ут-Тахрир» в России
Верховный суд России признал «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории страны, еще в 2003 году.
В решении пояснялось, что причиной этого стала «воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников и целенаправленная работа по внесению раскола в общество».
В регионах России на предполагаемых участников возбуждают уголовные дела о терроризме из-за чтения литературы и привлечения сторонников. Приговоры по делам об участии в «Хизб ут-Тахрир» за последние пять лет выносили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, а также в Татарстане, Башкирии, республике Дагестан. Многие правозащитные организации считают, что членов «Хизб ут-Тахрир» преследуют неправомерно, так как организация не совершала терактов.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Как правило, членов «Хизб ут-Тахрир» в России судят не за террористическую деятельность, а за участие в деятельности террористической организации (статья 205.5 УК), отметил в разговоре с Би-би-си директор программы правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев.
Так как террористической деятельностью они не занимаются, то в основу обвинений по таким делам обычно ложится либо распространение литературы, либо прослушки разговоров на темы, связанные с идеологией, продолжил он.
После аннексии Крыма Россией начались задержания предполагаемых участников организации на полуострове. На Украине организация не запрещена. В 2016-2017 годах по обвинению в участии в группировке арестовали 10 жителей Бахчисарая, а также шесть ялтинцев, сейчас по их делам идут судебные заседания.
В мае этого года секретарь Совета безопасности Николай Патрушев заявил, что за год в Крыму выявлены три ячейки «Хизб ут-Тахрир». В июне от 12 до 17 лет строгого режима получили пять жителей Крыма, которых признали организаторами и участниками ячейки организации в Симферополе.
Адвокаты арестованных и осужденных по делам об участии в организации считают, что их преследуют по политическим и религиозным мотивам. Представители «Хизб ут-Тахрир» заявляют, что они против террористических методов объединения мусульманских стран и считают, что подвергаются несправедливому преследованию в России.
Идеология «Хизб ут-Тахрир»
«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме. Она появилась спустя пять лет после основания государства Израиль в 1948 году и долгое время одним из ключевых идей в идеологии новой партии было освобождение Палестины от израильской оккупации.
Антиизраильская риторика была свойственна «Хизб ут-Тахрир» на протяжении всего ее существования. В 2003 году Германия запретила деятельность «Хизб ут-Тахрир» за антисемитизм, однако само движение отрицает, что является антисемитским.
В большинстве других стран Европы «Хизб ут-Тахрир» действует легально. Помимо России и Германии организация запрещена в большинстве арабских стран, кроме ОАЭ, Йемена и Ливана, а также в Казахстане, Турции, Пакистане, Таджикистане и Узбекистане.
«Хизб ут-Тахрир» позиционирует себя как панисламистская партия. Ее участники исповедуют радикальный ислам и призывают к созданию халифата в исламском мире, отвергая демократию западного образца и права человека.
Наиболее эффективным методом в «Хизб ут-Тахрир» считается проповедь, и члены организации преимущественно занимаются проповедованием своих взглядов. В связи с этим правозащитники заявляют, что деятельность партии нельзя назвать террористической. Вместе с тем некоторые эксперты считают, что деятельность партии может способствовать терроризму.
Правозащитники и боевики
«Украинское государство всесторонне поддерживает этих людей, а с другой стороны, миграционная служба… не изучая дела глубоко, отказывает в предоставлении статуса беженца», — заявил Минадиров. По его словам, в России, Киргизии и Узбекистане «хизбов» преследуют именно за их религиозные убеждения, а не за несуществующую террористическую деятельность.
Итак, господин Минадиров позиционирует себя как крымский правозащитник, хотя постоянно находится на территории Украины и в Крыму не бывает. Что именно он защищает, примерно понятно из публикации «Правозащитного движения Крыма» от 31 марта, где осуждаются санкции против иностранных наемников, которые приезжают на Украину, чтобы воевать против Донбасса. «Немало политиков, ветеранов украино-российской войны, правозащитников высказались в пользу отмены Указа о санкциях», — написала крымские правозащитники, анонсировав мероприятие с такими участниками: командиром добробата им. шейха Мансура Муслимом Чеберлоевским, командиром УДА* Дмитрием Ярошем, экс-депутатом ВР Борисом Березой, экс-командиром добробата «Крым» Исой Акаевым, экс-командиром полка «Азов» Максимом Жориным и др. То есть выглядит все так, как если бы правозащитники собрались обсудить политическую и религиозную нетерпимость с Дудаевым, Басаевым, Хаттабом и кем-то из косовских полевых командиров.
Это, скажем так, диспозиция — кто лоббирует превращение Украины в базу «хизбов». А теперь посмотрим, кого же именно протаскивают на Украину вышеперечисленные деятели и почему миграционная служба препятствует этому, даже несмотря на благосклонное к исламской организации отношение украинского правительства.
За Всемирный халифат
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Партия исламского возрождения)* была создана в 1953 г. в Восточном Иерусалиме. Это международная салафитская организация, которая выступает за возрождение «чистого» ислама времен пророка Мухаммеда и праведных халифов. Возрождение, естественно, с помощью создания исламского Халифата. В этом воззрения «хизбов» вполне соответствуют тому, что проповедуют ИГИЛ*, «Аль-Каида»* и др. Но есть и принципиальные различия. Они ограничивались проповедью и не были замечены в насильственных действиях. Постепенно Хизб ут-Тахрир* распространился по арабскому миру, а затем проник в Среднюю Азию и исламские регионы России. Появилась организация и в Крыму. На южных рубежах России из-за США вырастает террористическое государство — военный эксперт
В феврале 2003 г. Верховный суд РФ признал ее террористической и запретил на территории России. Мотивацией было следующее:
«Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами)* — организация, которая имеет целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского халифата», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением)».
Вопрос в том, что в мотивационной части решения суда нет ничего о терроризме, по крайней мере в том смысле, в котором он обозначен в Уголовном кодексе РФ и ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом». Нигде не упомянуты ни совершенные «хизбами» теракты, ни непосредственные призывы к таковым.
То есть организация, без сомнений, разжигает ненависть и в этом смысле может быть названа экстремистской и точно так же запрещена, но конкретно с терроризмом все не совсем понятно.
Текст о евреях 2002 г. под названием «И убивайте их, где бы вы ни нашли их», который восхваляет террористов-шахидов в Израиле, привел к запрету Хизб ут-Тахрир* в Дании.
А еще у этой организации есть «Исламское правило о захвате самолетов» 1988 г., где сказано, что самолеты Израиля и других стран, воюющих с мусульманами, можно захватывать, а пассажиров — грабить и убивать.
Также по существу дела точку поставил ЕСПЧ, решения которого необязательны для России, но являются неотъемлемой частью внутреннего законодательства на Украине. Причем поставил точку два раза.
В 2005 и 2006 гг. осужденные в России «хизбы» пожаловались в Евросуд на нарушение ст. 7 («никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением») и 9-11 («свобода мнений, религии и собраний») Конвенции о правах человека — жалобы № 26261/05 и 26377/06.
Свобода совести, слова и собраний на Хизб ут-Тахрир* не распространяется
— призывы к свержению существующих политических систем и установление шариатской диктатуры;
— антисемитизм и антиизраильская пропаганда;
— признание приемлемым применения насилия против тех, кто назначен врагом ислама.
Европейский центр защиты прав человека EHRAC со штаб-квартирой в Лондоне в бюллетене № 19 от 2013 г. прокомментировал решение ЕСПЧ так:
«По сути, это решение закрыло путь любым новым жалобам на нарушения ЕКПЧ, связанным с деятельностью «Хизб ут-Тахрир»*, за исключением жалоб на приговоры, вынесенные до августа 2006 г., или же связанных с проблемами российской системы уголовного правосудия в целом».
«Не может считаться религиозным или философским сообществом»
Второе решение Евросуда касается тяжбы Хизб ут-Тахрир* с Германией (жалоба № 31098/08).
Таким образом, правомочность преследования Хизб ут-Тахрир* как преступной организации, а никакого не религиозного общества, подтверждена не только судами множества стран мира, в том числе и Евросоюза, но и ЕСПЧ.
Так кого и зачем «крымские правозащитники» на пару с боевиками из «Азова» и батальона им. шейха Мансура тащат на Украину? Это чуть ли не единственный случай, когда хочется присоединиться к украинской госструктуре (конкретно — к миграционной службе), которая ну никак не хочет давать политическое убежище тем, кто призывает к захватам самолетов, шахидизму и убийствам на политической и религиозной почве. Что на Украине при этом продолжают делать «Азов» и батальон им. шейха Мансура — вопрос отдельный.
«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»: как выглядит кузница потенциальных исламских боевиков
Установление халифата и жизнь по шариату — это идеологический фундамент для огромного числа последователей исламского радикализма. Террористические группировки одна за одной объявляют войну всему миру ради достижения этих целей. Но есть на их фоне одно парадоксальное движение — «Хизб ут-Тахрир 1 аль-Ислами». Данная организация настолько удачно мимикрирует, что даже эксперты не всегда сходятся во мнении, что это — террористическая группировка, экстремистское сообщество, религиозное движение и/или политическая партия. Едины в своем мнении относительно «Хизб ут-Тахрир» лишь джихадисты, они в прямом смысле проклинают ее. Хотя именно она является стабильным поставщиком будущих боевиков.
В рамках проекта «Антитеррор» редакция Telegram-канала Daily War рассказывает о незавидной судьбе самой неочевидной террористической группировки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».
Скрытая угроза
Как говорится в обосновании решения Верховного суда РФ о включении ХуТ в список запрещенных организаций:
«Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») имеет целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского халифата», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением). В ряде государств Ближнего Востока и СНГ (Узбекистан) запрещена законом».
Надо уточнить, что не просто в ряде стран Ближнего Востока, а почти во всех арабских странах! Исключение составляют лишь ОАЭ, Йемен и Ливан. А еще ХуТ запрещена в государствах Центральной Азии и Турции. Парадоксально, что именно главные исламские страны первыми начали борьбу с организацией, провозгласившей объединение этих же стран под эгидой «правильного ислама». Или эти страны, как и Россия, погорячились?
Дело здесь, конечно, не только в том, что провозгласила ХуТ. Важно то, как она это сделала и что вообще из себя представляет.
«Партия исламского освобождения» или «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» появилась в 1953 году. Ее лидером и идеологом стал судья Шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиуддин ан-Набхани. У него возникли идеологические разногласия с другим радикальным движением «Братья мусульмане»* и на фоне споров и полемики с их представителями, родилась идея о собственной организации, которую он оформил как политическую партию.
Такиуддин ан-Набхани и его сторонники в короткие сроки выстроили строгую иерархию внутри «партии», установили жесткие правила членства, по которым необходимо не только стабильно финансировать организацию, но и привлекать новых людей в движение. Такой подход позволил ХуТ разрастись далеко за пределы стран Ближнего Востока. Более того, некоторое время штаб-квартира «партии» размещалась в Великобритании.
По задумке лидеров ХуТ, однажды в какой-то отдельно взятой стране их представителей станет так много, что данное государство само, логически станет первым оплотом будущего халифата. А кроме того, объявит и халифа (лидера).
Звучит просто и понятно. Но именно с этого момента начинается радикализм, который угрожает пролить реки крови. Дело в том, что «тахрировцы» уверены, что все мусульмане мира должны поддержать их халифа, иначе они ничем не лучше иноверцев и неверующих, а значит попадают в разряд врагов.
Да, ХуТ отказывается от насильственных методов борьбы за власть. Но ведь тут речь идет о том, что власть уже взята. Более того, действуют законы шариата. Как в таком случае «тахрировцы» намерены поступать со своими врагами? Вопрос риторический.
Этот идеалистический и во многом по-детски наивный взгляд на построение халифата демонстрирует оторванность идеологической базы от реальности, расплывчатость формулировок и просто пробелы в знаниях. Так, например, согласно суннитским представлениям, халиф должен принадлежать к племени курайш. Как в таком случае халифом может быть избран кто-либо другой, если первым государством халифата станет, допустим, Ливия?
Но рефлексии по этому поводу у «тахрировцев» не возникает и более того, часть из них восхищается Османской империей как истинным (по их убеждениям) примером халифата. Мягко говоря, империя османов никогда всерьез не рассматривалась как оплот ислама в мире, хоть и без сомнения была влиятельной исламской страной.
Террористы или экстремисты?
Здесь стоит провести некоторую черту. «Хизб ут-Тахрир» открыто признает, что ее конечной целью является масштабный пересмотр устоев, законов, границ и культурных особенностей практически любого из государств ради построения халифата. И хотя под халифатом подразумеваются территории Ближнего Востока, Северной Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, но по факту организация действует везде, где есть мусульманское население. То есть по всему миру. За счет больших финансовых возможностей ХуТ ведет активную пропаганду. При этом сразу же противопоставляет своих членов властям страны, в которой действует. Да, по-прежнему остается пункт об отказе от насилия, однако ХуТ не выступает с осуждением такого насилия. Особенно, когда к терактам оказываются причастны бывшие (и бывшие ли?) их сторонники. А иногда действия ячеек ХуТ позволяют правоохранительным органам подозревать «тахрировцев» в связях с очевидными террористами.
Однако вскоре под предлогом якобы притеснений прав мусульман в России сразу несколько акций в Казани проводят сторонники «Хизб ут-Тархрир», включая раздачу пропагандистских листовок в местных мечетях. Можно, конечно, сказать, что просто совпало. Но последующие события дают повод усомниться в этой версии.
Проходит всего два дня и казанское отделение «Хизб ут-Тахрир» устраивает первый в России автопробег! Естественно, с флагами своей организации (напомним, к тому времени ХуТ уже девять лет как в статусе запрещенной организации). По их словам, автопробег был приурочен к празднованию Курбан-байрам, а то, что накануне произошли трагические события — «просто совпало».
Третье «просто совпадение» произошло в конце этого же года. Очередной командир «Моджахедов Татарстана» публикует свое видеообращение, в котором грозится организовать новые теракты на территории республики. Опять проходит два дня, и очередная автоколонна «Хизб ут-Тахрир» проводит заезд с флагами в городе. По словам организаторов, якобы так они отмечали выход из тюрьмы своего товарища по «партии».
Впрочем, через несколько лет уже все они окажутся на скамье подсудимых. Лишь двое организаторов автопробега, срезав браслет для отслеживания перемещений, скрылись от правосудия.
Непросто простые мусульмане
Один из важных пунктов пропагандистской деятельности ХуТ — «тахрировцы» обязаны признавать членство в своей организации. Получается забавный и одновременно пугающий прецедент. В России ХуТ ведет незаконную вербовочную деятельность, но человек, оказываясь внутри организации, тут же начинает признаваться де-факто в преступлении. Делает это повсеместно и демонстративно. А когда в отношении него возбуждают уголовное дело, на него уже другие последователи движения примеряют роль узника совести или политзаключенного. Хотя, по факту, это очевидная манипуляция человеком!
Отсюда же и произрастает тезис о якобы преследовании «простых мусульман». Ведь из-за подобной тактики «тахрировцы» оказываются за решеткой раньше, чем могут совершить какие-либо иные преступления террористической направленности. Хотя, руководствуясь логикой некоторых правозащитников, пусть лучше кого-то радикалы убьют, чем они поверят в опасность «Хизб ут-Тахрира». Потому эти правозащитники регулярно пишут на имя главного российского омбудсмена Татьяны Москальковой сотни запросов с требованием пересмотреть статус организации. А каждое судебное заседание — да что там, даже просто задержание «тахрировцев» — превращается в политическую акцию.
Дошло до того, что политический момент стала обыгрывать даже Украина. Хотя, казалось бы, причем здесь она? Дело в том, что ХуТ не запрещен на территории этого соседнего государства, а, соответственно, движение пустило свои метастазы в Крыму, когда он еще был украинским, ведь там исторически проживают крымские татары, исповедующие ислам. Российские силовики теперь борются с распространением радикального ислама на полуострове, а претендующая на него Украина, обвиняет Россию в преследовании крымских татар по национальному или религиозному признаку.
А отсылка к тому, что ХуТ отказывается от насилия — красива, но как и мечты о всемирном халифате — далека от реальности.
Всего спустя несколько месяцев после признания Верховным судом РФ «Хизб ут Тахрир» террористической организацией, в Москве прошли массовые задержания членов движения. На одном из столичных предприятий оказался задержан сразу 121 человек. Все — выходцы из стран Центральной Азии, но непосредственное отношение к ХуТ имели чуть менее половины. А уже из них внимание оперативников привлекли двое лидеров ячейки — гражданин Киргизии Алишер Мусаев и гражданин Таджикистана Акрам Джалолов.
Но что действительно неизвестно — так это число граждан, которые повелись на пропаганду ХуТ и, радикализировавшись до конца, стали в итоге самыми настоящими террористами, отправившись в Сирию или Ирак, когда там объявили халифат. Не только те, которых агитировали Мусаев или Джалолов, но прежде всего члены дагестанской ячейки ХуТ, проповедником которой оказался «игиловец» Рамазан Саламов.
Проще говоря, членство в «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» зачастую становится чуть ли не первым шагом к активной террористической деятельности. И происходит это даже несмотря на забавный парадокс, ведь многие джихадисты считают «тахрировцев» не иначе как кафирами (неверными) или мунафиками (лицемерами). Что, конечно, негативно говорит о возможности критического мышления и восприятия реальности как со стороны первых, так и вторых.
1 Организация запрещена на территории РФ.
2 Организация запрещена на территории России.
Хизб-ут-Тахрир в Татарстане: идеология, структура организации, деятельность
Доклад на Всероссийской научной конференции «Ислам и Россия: культурные традиции и современные вызовы» (26-28 сентября 2013 года, Санкт-Петербург)
Организация «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» ( «Партия исламского освобождения») была создана в 1953 году шариатским судьей Таки ад-дином ан-Набхани (1909-1977) в Восточном Иерусалиме. Набхани вначале своей карьеры был членом международного исламистского движения «Братья-мусульмане», однако впоследствии он создал свою организацию, где центральной идеей поставил создание халифата – глобального, в масштабах всей планеты, исламского государства. В истории Ближнего Востока существовало уже два халифата – Арабский и Османский, правители которых носили титул халифа – правителя всех мусульман, даже тех, которые не проживали на территории этих государств. Также провозглашающая халифат партия «Хизб-ут-Тахрир» свою деятельность осуществляет в странах Европы, особенно в Великобритании, где располагается один из главных офисов организации. Второй офис находится в Бейруте (Ливан), а русскоязычный информационный центр «Хизб-ут-Тахрир» расположен в Стокгольме (Швеция), откуда и ведется модерация сайтов организации на русском языке.
Несмотря на то, что в Коране вообще ни разу не упоминается слово «халифат», создание халифата идеологи партии считают религиозной обязанностью (фард) каждого мусульманина. Поскольку сейчас халифата нет (последний турецкий султан Абдул-Меджид II был лишен титула халифа в 1924 году), партия «Хизб-ут-Тахрир» выступает за присягу своему лидеру. Сегодня организацию возглавляет палестинец Ата Абу Рашта.
Методика работы «Хизб-ут-Тахрир» включает несколько этапов. Вначале они стремятся к организации культурных и социальных мероприятий, связанных с исламом (благотворительные обеды, пикники, культурные вечера, раздача еды или одежды малоимущим). Цель подобных акций – расположить к себе окружающих. Зачастую их социальная работа направлена на привлечение пенсионеров, которые начинают питать за оказанное им внимание уважение и признательность, рассказывая об этом своим детям и внукам. Культурно-просветительской работе они уделяют большое внимание.
На втором этапе, получив расположение к себе, люди из партии «Хизб ут-тахрир» начинают рассказывать о своей организации и тех, кто проявил интерес, приглашают в кружки (халакат) по изучению религиозной литературы. Естественно, старики не являются для них целевой группой идеологической обработки, они чаще нужны для прикрытия своей деятельности, упор делается на молодежь. Второй этап – это идеологический переворот в сознании людей, расширение своего влияния на население. Сделать это можно уже более публично, например, провести митинг, пикет, автопробег, шествие с демонстрацией своей атрибутики, обычно в форме флага. Цель – привлечь внимание к организации. При этом используется либерально-правозащитная демагогия и популизм. Сами представители партии начинают говорить, что они выступают за права мусульман, могут изображать себя ярыми сторонниками Конституции и светских законов государства.
Внешне люди, состоящие в партии «Хизб-ут-Тахрир», не отличаются от остальных мусульман. Если ваххабитов можно зачастую отличить по коротким штанам и густым бородам, то члены «Хизб-ут-Тахрир» носят костюмы и галстуки. Бороды обычно носят короткие, но при этом не обязывают носить бороду своих последователей (можно встретить безбородых членов партии). Слушать музыку, исполнять песни у них не запрещается, в отличие от ваххабизма, поскольку они полагают, что если это поможет привлечь к себе больше людей, то допустимо. Поэтому на их акциях можно увидеть и небольшие концертные программы, где певцы выступают с репертуаром на исламские темы. Не запрещают они и курение.
Структура «Хизб-ут-Тахрир» представляет собой пирамиду, которая включает в себя семь ступеней: му‘тамад (главный руководитель в масштабах одного государства), масуль (руководитель региональной организации), муса‘ид (помощник масуля), накиб (руководитель города, района), помощник накиба, мушриф (руководитель одного или нескольких кружков (халакат)), шабаб (активист, уже воспринявший идеологию до конца и ставший полноправным членом организации) и дарис (член кружка, являющийся пока послушником. Первичной ячейкой организации являются, как уже было сказано, кружки по изучению религиозной литературы –халакат, состоящие из 5-15 дарисов во главе с мушрифом. Занятия в халакат проводятся два раза в неделю. Раз в месяц происходит совещание мушрифов, в ходе которого обсуждаются практические и организационные вопросы. Накиб снабжает литературой, распределяет финансовые средства и принимает пожертвования. В кружках помимо штудирования литературы проводят инструктаж на случай ареста, поэтому занимающиеся там знают, как себя вести со следователем и при задержании. Исходя из инструкций, люди из «Хизб-ут-Тахрир» всегда держат наготове видеокамеру, чтобы снимать полицейских. Это их излюбленный прием психологического давления на правоохранительные органы. Очень вызывающе ведут себя со следователями. Попадание в КПЗ или тюрьмы воспринимается ими как «боевое крещение» и как возможность продолжить пропаганду (дагват) уже среди сокамерников. Вот почему, оказываясь в общих камерах, они незамедлительно начинают вести вербовку новых членов для организации. При этом в опасных для них ситуациях допустимо скрытие или отказ от членства в «Хизб-ут-Тахрир» (принцип «такия» — скрытие своих убеждений), если это поможет избежать более тяжких для члена организации последствий.
Иерархия «Хизб-ут-Тахрир» может различаться в зависимости от государства или региона, может быть более сложной или более упрощенной. Общим остается то, что есть нижнее, среднее и высшее звено в организации.
В богословском плане главное обвинение против «Хизб-ут-Тахрир», которое выдвигают представители традиционного для коренных мусульманских народов России ислама, является отказ признавать хадисы категории ахад (переданные одним передатчиком) и следовать им. В тоже время большая часть суннитского вероучения построена именно на хадисах категории ахад, а хадисов мутаватир (переданные несколькими передатчиками) существует совсем небольшое количество. Из-за сомнения в достоверности хадисов ахад идеологи «Хизб-ут-Тахрир» отрицают мучения могилы, Даджаля (аналог Антихриста в исламе), обстоятельства прихода Махди и Исы (Иисуса) [1].
В Татарстане «Хизб-ут-Тахрир» появился с мигрантами из Узбекистана, одним из первых масулей был Алишер Усманов (не путать с известным крупным бизнесменом), развернувший свою деятельность в 1996 году по приезду в Казань, начав работать в одном из местных медресе. Поскольку организация в нашей стране была признана террористической и запрещена только в 2003 году решением Верховного суда России, то длительное время Усманов осуществлял свою деятельность вполне легально [2]. Именно с этого времени можно говорить о начале распространения идеологии «Хизб-ут-Тахрир» в Татарстане.
То, что распространение идеологии «Хизб-ут-Тахрир» идет и через мигрантов, признают и правоохранительные органы / спецслужбы. Экс-министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров в своих мемуарах пишет о том, что «набрав популярность в азиатских республиках, „хизбутчики“ перенесли свою деятельность в Россию». «Для этого они активно использовали обращенных в новую веру гастарбайтеров из Средней Азии, в большинстве своем узбекской национальности» [3]. В декабре 2006 года было задержано 25 человек, причастных к этой организации в Казани, в отношении 12-ти из них были приговорены к срокам от 4 до 8 лет, причем впервые в России было предъявлено обвинение по статье «Приготовление к насильственному захвату власти».
Выдающийся татарский богослов Валиулла Якупов, убитый 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома одним из «амиров» Татарстана Робертом Валеевым, в одной из своих работ процитировал пророка Мухаммада: «После меня халифат будет только 30 лет, а потом будет просто царство». «Этот хадис оказался провидческий, — писал Валиулла-хазрат, — После эпохи праведных халифов (634-661), хотя многие мусульманские государственные образования носили наименование «халифатов» и многие руководители были «халифами», на самом деле никакого отношения к сути этого явления не имели. «Халифы» средних веков были заняты зачастую борьбой за власть за трон и корону, не останавливаясь ни перед какими кровавыми жертвами. В этой связи халифат исчез не в 1924 году, а гораздо ранее, как и предупреждал нас святой пророк» — резюмировал покойный казанский теолог [4].
Анализ деятельности «Хизб-ут-Тахрир» позволяет сделать вывод, что члены этой партии имеют собственное толкование Корана и собственное мировоззрение. Как религиозно-политическое движение эта организация характеризуется отрицательным отношением к светской власти, стремлением к власти как основной стратегической целью, идеологией формирования политической системы, наличием программы строительства халифата и тактики борьбы, обладанием развитым пропагандистским аппаратом и средствами агитации. По словам исламского теолога Саида Шагавиева, «Хизб-ут-Тахрир» стремится «мусульман России раздробить и ослабить, поссорить между собой, мусульманскую молодежь настраивают против государства и своего духовенства» [5].
Мусульманский богослов Фарид Салман отмечает, что члены партии «Хизб-ут-Тахрир» демонстрируют неуважение к традиционным канонам российских мусульман даже во время пятничной проповеди в мечети, когда могут демонстративно встать, прервать выступление имама и начинают спорить с ним, явно с расчетом на публичный эффект, доказывая, что духовенство в вопросах религии неграмотно и говорит не истину, а вот они ее знают. Характерная их особенность – это вера в свою исключительность, в то, что именно они знают правду. Часто при этом цитируется 3-я сура Корана, где говорится: «…И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру [исламу], приказывает одобряемое и запрещает порицаемое» (Коран 3:104), полагая, что этот коранический аят именно о них. В этом и проявляется их сектантская сущность [6].
Накануне Универсиады члены «Хизб-ут-Тахрир» провели свою акцию: вышли на центральную улицу Казани с футболками «Хочу жить в халифате», сознательно позируя и шокируя прохожих [8]. Причем акцию возглавил бывший сотрудник милиции, в прошлом – даже депутат Верховного Совета Республики Татарстан Анатолий Васильев (после принятия ислама – Тауфик Василов). Сам он был привлечен за это к административной ответственности, что, впрочем, совершенно не означает, что он прекратил свою деятельность в рамках этого течения ислама.
25 сентября 2013 года состоялся суд над лидером «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» ( «Партия исламского освобождения») в Татарстане Рустемом Сафиным, который получил 2 года колонии общего режима [9], что абсолютно не означает, что деятельность террористической организации прекращена в Татарстане. Это стало особенно очевидно 27 сентября 2013 года, когда в ряде казанских мечетей активисты этой организации по окончанию пятничного намаза принялись публично вести среди прихожан антироссийскую пропаганду. Поводом стало решение Октябрьского районного суда Новороссийска от 17 сентября 2013 года о признании перевода Корана, выполненного Эльмиром Кулиевым, экстремистским. В речах исламистов в мечетях звучали проклятия в адрес российских властей, якобы запретивших Коран (несмотря на то, что решение по поводу одного из переводов). Часть из них вышла с одиночными пикетами, где на плакатах была повторены обвинения. Духовное управление мусульман Татарстана несколькими днями ранее отреагировало на это заявлением о нежелательности подобной меры со стороны российского правосудия, поскольку это дает повод радикалам обвинять страну в государственной исламофобии. Со своей стороны татарстанский муфтият предложил осуществить канонический перевод Корана на русский язык под руководством мусульманского духовенства [10].
Из мусульманского духовенства Татарстана публично деятельность «Хизб-ут-Тахрир» осудили четверо: убитый ваххабитами богослов Валиулла Якупов (1963-2012), мусульманский теолог Фарид Салман, имам Закабанной мечети г. Казани Саид-Джагфар Лотфуллин и нынешний первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. Последний обвинил приверженцев «Хизб-ут-Тахрир» в маргинальности, а также в том, что они своими действиями такой символ ислама как шахада (свидетельство веры) в форме тахлиля (слова «Нет Бога, кроме Аллаха») «стремятся превратить в элемент экстремистско-политического дискурса» [11].
Что касается численности членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казани, то на сегодняшний день на учете в полиции состоят «более 140 человек из группировки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» [12]. При этом неизвестно, принимаются ли по отношению к ним хоть какие-то меры. По нашим оценкам, численность членов и сочувствующих «Хизб-ут-Тахрир» во всем Татарстане составляет 400 человек.
Примечания:
1. Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мурат Мамиргов. – М.: «Исламский мир», 2007. – С. 419-420.
2. Исламский законовед будет сидеть // Время и Деньги (Казань), 2 июня 2005 года.
3. Сафаров А. А. Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана / Асгат Сафаров. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012. – С.287.
4. Якупов В.М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, секты, течения / Валиулла Якупов. – Казань: «Иман», 2003. – С.28
5. Шагавиев С. Опасность «Хизб-ут-Тахрир» для мусульман России / Саид Шагавиев // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (5 мая 2010 г., Казань). – Казань: КЮИ МВД России, 2010. – С.145
6. Цит. по: Сулейманов Р. Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами в России: идеология, организация подполья, экстремистская деятельность / Раис Сулейманов // Сайт Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований: URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/286/
7. Баран З. «Хизб ут-тахрир»: политическая радикализация ислама / Зейно Баран. – Б.м.: Центр Никсона, 2004. – С.15