Хлеб кормилец что это значит
Урок по чтению в технологии «Творческие мастерские». Общая тема: «Хлеб — дар Божий, отец, кормилец»
Пояснительная записка
Принципы проведения мастерских:
Этапы работы мастерской.
Цель: заставить задуматься ребят об огромной ценности хлеба.
Задачи:
Ход мастерской
1. Индуктор.
Дети входят в класс.
Учитель встречает их с хлебом и солью. Дети пробуют хлеб.
– Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробочки по одному листочку (рисунок 1, 2, 3, 4). Рисунок на листочке соответствует месту, которое вы займете за столами (булка, батон, бублик, калач).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
– Ребята, как вы думаете, почему я вас встретила хлебом и солью? (Ответы учеников)
– Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. И вот мы с вами, преломив хлеб, теперь станем друзьями.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы будете работать в группах, каждый из вас может высказать свое мнение и участвовать в выполнении задания, но вы должны уметь слушать друг друга, нельзя выкрикивать ответы с места. Вы обсуждаете вместе, а отвечает кто-то один. А вот чему он посвящен, какая тема нашего урока, вы мне позже скажите сами.
У вас на столах листочки с загадками. Прочитайте загадку в группе. Попробуйте, отгадать. Решите, кто прочитает эту загадку для всех, отгадывать мы будем вместе.
Загадки о хлебе
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом (колос)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет.
(Комбайн)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Ходит полем из края в край,
режет черный каравай. (Плуг)
– С чем они связаны? (С хлебом)
Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О хлебе)
У вас на столах листочки, на которых вы сможете записывать новые для вас сведения о хлебе, что-то для вас интересное.
2. Деконструкция
В нашей творческой мастерской мы не можем обойтись без стихов о хлебе.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!»
В поле, в доме, в державе!
– Почему, ребята, так говорят: «Хлеб всему голова!», «хлеб – батюшка, кормилец»?
– Как нужно относится к хлебу? Почему?
– Кто знает пословицы и поговорки о хлебе?
– На столах у вас лежат листочки с пословицами и поговорками. Пословица – это народная мудрость. Чему же она нас учит? Прочитайте их, попытайтесь объяснить.
3. Реконструкция.
– Ребята, сейчас вы увидите несколько слайдов с обложками книг. Посмотрите внимательно, обсудите в группах и ответьте на вопрос: в каких книгах есть упоминание о хлебе.
– Молодцы! А сейчас мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Я расскажу вам краткое содержание. А потом мы прочитаем вместе отрывок.
Действие этого рассказа происходит во время войны в деревне Бережки. Здесь живет мельник Панкрат, который вылечил коня, раненного немецким снарядом, мальчик Филька со своей бабушкой.
Вот какая история произошла в этой деревне. Однажды Филька сидел и ел хлеб. В калитку мордой постучал конь, прося у мальчика хлеба. Фильке лень было подойти к коню и он бросил хлеб в снег. Слеза скатилась из глаз коня. И тут конь заржал, затопал копытами, стал хлестать себя хвостом. И началась сильная метель, которая не прекращалась до вечера. Филька очень испугался. К вечеру вернулась бабушка и сказала, что теперь из-за метели жители деревни не смогут помолоть зерна и испечь хлеб. А значит, все умрут с голоду. И еще бабушка сказа, что такая страшная метель случилась из-за злобы людской. Филька испугался еще больше и решил спросить совета у мельника Панкрата. Рассказал ему Филька про то, как обидел коня. Панкрат предложил мальчику подумать, как исправить плохое.
Найдите на столах листочки с отрывками из этого рассказа. Прочитаем отрывок.
Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб»
…– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, топоры, будем рубить лёд около мельницы, покамест не потечёт вода на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
… Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы…
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши, –всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…
Все улыбались, радовались…
Прочтение отрывка учителем или хорошо читающим учеником.
– Найдите и прочитайте главную мысль отрывка.
– Ребята, найдите строчки, которые бы подтвердили пословицу: И пес перед хлебом смиряется.
– Работаем в группе: подчеркните слова, предложения, которые бы помогли нам понять, на сколько людям был важен и дорог хлеб.
4. Разрыв.
– Ребята, а так что же такое хлеб? (Ответы учеников)
Вспомните пословицы, о которых мы говорили в начале мастерской. Кто хлеб родит?
Земелька черная, а белый хлеб родит.
Не от росы урожай, а от поту.
Вы сейчас будете работать в группах. Нарисуйте словесную картину «карту превращения» зернышка в хлеб. Какой хлеб проходит хлеб от зерна до хлеба.
5. Афиширование.
А теперь проверим ваши догадки. Смотрите внимательно слайды и подумайте, что же такое хлеб?
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы делаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб»
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
6. Рефлексия.
– Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. К хлебу всегда относились и с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.
К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему!
(Л. Татьяничева)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (приложение 3)
– Давайте посмотрим слайды и вспомним все, о чем мы сегодня говорили на мастерской о хлебе.
– На столах у вас лежат колосья. Запишите на них самые важные слова, которые вы бы отнесли к хлебу.
Афиширование. Колосья.
– Вот и подошла к концу наша работа в творческой мастерской. Мы преломили с вами хлеб и, я надеюсь, стали друзьями. А у друзей принято дарить подарки. Мне бы очень хотелось получить от вас в подарок ваши колоски. Спасибо.
Все презентации запакованы в один архив вместе со звуковыми файлами (использованными в них).
Хлеб кормилец что это значит
346780 Ростовская область
г. Азов, Петровский б-р 20
тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
ИСТОРИЯ ХЛЕБА
Мучное лакомство, без которого не обходится ни одна трапеза людей во всем мире, имеет достаточно древний возраст. Его изобрели еще в неолите, хотя, конечно, тот хлеб совсем не был похож на современный продукт. Злаковое лакомство, которое готовили наши первобытные предки, состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. Ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос: был ли то результат целенаправленных действий при воплощении пришедшей кому-то в голову идеи или же случайного эксперимента с жидкостью и дроблеными зернами злаков. Спустя время кашицу сменила лепешка. Данный продукт в разных видах, приготовленный из разных злаков существует и поныне у многих народностей: мексиканцы питаются тортильей, африканцы — эфиопской инжерой, китайцы — баобином и т.д.
Дрожжевой хлеб придумали, согласно изысканиям историков, древние египтяне. Этот удивительный народ вывел сорт пшеницы с большим количеством клейковины и стал производить мучное изделие соответствующего типа из теста в XVII-м столетии до н.э. Что же использовали для закваски? Бактерии воздуха, вино, пиво, виноградный сок.
Очень любили и часто пекли древние народы, а именно уже упомянутые египтяне; греки, римляне, евреи, хлеб из ячменной крупы/муки. До сих пор его едят в Греции, Германии и Швейцарии. А вообще, сырье для изготовления хлеба используют в зависимости от того, для выращивания какого вида злака благоприятны условия той или иной местности. Так, на азиатском и африканском континентах большой популярностью пользуются лепешки из сорго, индийцы и китайцы лакомятся изделиями из риса, кукурузные лепешки — частый гость на столах румынов и венгров. И все же в цивилизованных странах предпочтение отдается пшеничному и ржаному хлебу.
В эпоху Средневековья было такое понятие, как «хлебные тарелки». Возле каждого на обеденном столе размещали кусок хлеба, а на него выкладывали пищу, предназначенную для употребления. После трапезы представители бедного класса «хлебные тарелки» съедали, а богачи отдавали собакам или же нищим. Хлеб служил частью столовой сервировки до XV века, пока тарелки не додумались производить из древесных пород.
Отто Фредерик Роведдер
Хлеборезная машина в действии
Стоит упомянуть и о том, кто изобрел привычный нам сегодня хлеб в нарезке. Им стал некто Отто Фредерик Роведдер. Работу над устройством, превращающим буханку хлеба в аккуратные ломтики, этот человек начал в 1912 году, а закончил, добившись реальных практических результатов, только в конце 20-х гг. прошлого века. Изобретение Роведдера быстро приобрело бешеную популярность.
Османский хлеб
Музей хлеба в Германии
ХЛЕБ НА РУСИ
Славяне издревле пекли хлеб в русской печи в домашних условиях. Затем, по мере зарождения и развития различных видов ремесел, функцию производителей хлеба взяли на себя ремесленники-пекари. Малые партии мучного продукта пекли в так называемых хлебных избах, а большие — в хлебных дворцах.
Изначально весь русский народ лакомился исключительно хлебом, приготовленным из воды и ржаной муки. Пшеничную муку наши предки тоже использовали, но лишь для выпекания калачей на праздники или церковных просфор. Между прочим, калачи разделяли на виды: одни пекли из точненой муки, другие — из крупчатой. Существовали и смесные калачи. Называли их так потому, то сырьем для них служили равные части ржаной и пшеничной муки. Данное мучное лакомство было недоступно для простого народа — лишь царь и его семья имели возможность вкушать этот вид злаковой продукции.
Большими умельцами в деле хлебопечения на Руси считались монахи. Они знали особые секреты приготовления мучного продукта, оттого и славились на всю страну своими навыками. Кстати, наверное еще поэтому многие «хлебные» традиции тесно связаны с аспектами христианской веры и вообще, церковной тематики. Например, перед тем, как замесить тесто, славянки всегда искренне молились перед иконами, а отправление каравая в печь предваряло крестное знамение, совершаемое над ним. Причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась и до нашего времени. А еще у русского народа есть православный праздник, посвященный хлебу — Третий или Хлебный Спас. Он является своеобразным символом завершения жатвы хлеба. В этот день принято освящать хлеб в храме, а после съедать с домочадцами, получая особую благодать и покровительство Бога. Поговорка, приуроченная к Третьему Спасу, звучала так: «Третий Спас — хлеба припас».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
(Звучит песня «Хлеб всему голова» сл. В.Балачан, муз. В.Захарченко)
(Мотиваторы о хлебе)
Страница 1: «СЛОВО О ХЛЕБЕ»
Хлеб кормилец что это значит
Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелек. Хотя, совсем еще недавно, крестьяне трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб – богатством («хлеб – всему голова», «хлеб на стол, и стол – престол», «без хлеба сыт не будешь»). Не побьет ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.
Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом – отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб – кормилец», «Хлеб в человеке – воин». Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба – не проживешь», «Нет хлеба – клади зубы на полку».
Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: «Выкинул хлеб, значит – потерял семейное благополучие и силу».
О том, каким будет год, голодным или сытым, судили как раз по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Ведь считалось, что если нети хлеба, то любая пища будет не сытной: «Горек обед без хлеба».
Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.
БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.
БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО, И САМА Б Я БЫЛА СЫТА.
ГОРЬКАЯ РАБОТА, ЗАТО СЛАДОК ХЛЕБ.
ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ.
ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ.
ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА.
ИЗ ОДНОЙ МУКИ ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ.
КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.
ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ И ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.
ПОТ НА СПИНЕ, ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.
СЫТЫЙ СЧИТАЕТ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ, А ГОЛОДНЫЙ ДУМАЕТ О ХЛЕБЕ.
У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ.
ХЛЕБ – БАТЮШКО, ВОДА – МАТУШКА.
ХЛЕБ В ЧЕЛОВЕКЕ – ВОИН.
ХЛЕБ ВСКОРМИТ, ВОДА ВСПОИТ.
ХЛЕБ ДА ВОДА – МОЛОДЕЦКАЯ ЕДА.
ХЛЕБ НА СТОЛ, И СТОЛ – ПРЕСТОЛ.
ХЛЕБА НИ КУСКА, И СТОЛ – ДОСКА.
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ: ХОТЬ ЧЕРНЫЙ, ДА ВКУСНЫЙ.
ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.
ХЛЕБОМ ЛЮДИ НЕ ШУТЯТ.
БЕЗ УМА ПРОКОЛОТИШЬСЯ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВЕШЬ.
БЕЗ ХЛЕБА ВСЁ ПРИЕСТСЯ.
БЕЗ ХЛЕБА И МЕДОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
БЕЗ ХЛЕБА И У ВОДЫ ЖИТЬ ХУДО.
БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
БЛЮДИ ХЛЕБ НА ОБЕД, А СЛОВО – НА ОТВЕТ.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ЗУБЫ СЫЩУТСЯ.
НЕТ ХЛЕБА – КЛАДИ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А КАША БУДЕТ.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ПИРОГ ДАРОМ.
ВОДА ВЫМОЕТ, А ХЛЕБ ВЫКОРМИТ.
ГОЛОДНОЙ КУМЕ ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ.
ДЕШЕВ ХЛЕБ, КОЛИ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.
ЗА ХЛЕБОМ – СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША.
И ПЕС ПЕРЕД ХЛЕБОМ СМИРЯЕТСЯ.
КАК ХЛЕБ ДА КВАС, ТАК И ВСЕ У НАС.
КАК ХЛЕБА КРАЙ, ТАК И ПОД ЕЛЬЮ РАЙ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И ВЕЗДЕ ТОСКА.
КАК ХЛЕБА КУСОК, ТАК И РАЗИНУЛ РОТОК.
ЛИХА БЕДА ХЛЕБ НАЖИТЬ, А С ХЛЕБОМ МОЖНО ЖИТЬ.
НА СОЛЬ ПЬЕТСЯ, НА ХЛЕБ СПИТСЯ.
НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.
НЕ ДАВАЙ ГОЛОДНОМУ ХЛЕБ РЕЗАТЬ.
НЕ ОТ ХЛЕБА ХОДЯТ, А КО ХЛЕБУ.
ОКОЛО ХЛЕБА И МЫШИ ВОДЯТСЯ.
ОТ ХЛЕБА ХЛЕБА НЕ ИЩУТ.
РЫБА НЕ ХЛЕБ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
СВОЙ ХЛЕБ ХОТЬ НОЧЬЮ ЕШЬ.
У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ.
УМНЫЙ ДЕТИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХЛЕБ – НЕ МЯКИНА.
ХЛЕБ В ПУТИ – НЕ ТЯГОСТЬ.
ХЛЕБ ДА ВОДА – ТО НАША ДВОРЯНСКАЯ ЕДА.
ХЛЕБ ДА СОЛЬ – И ОБЕД ПОШЕЛ.
ХЛЕБ ДОРОГОЙ, ДА НЕ ДОРОЖЕ НАС С ТОБОЙ.
ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДИТ.
ХОТЯ ПАЛАТА БЕЛА, ДА БЕЗ ХЛЕБА СКУЧНА.
ЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ТОГО И ХЛЕБ.
БАЛОВСТВОМ ХЛЕБА НЕ ДОБУДЕШЬ.
БЕЗ ДЕНЕГ ПРОЖИВУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВУ.
БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.
БЕЗ ХЛЕБА, ДА БЕЗ КАШИ – НИ ВО ЧТО И ТРУДЫ НАШИ.
БЕЗ ХЛЕБА ЖИВОТ НИКОГДА НЕ ЖИВЕТ.
БЕЗ ХЛЕБА И С МЕДУ ТОШНИТ.
БЕЗ ХЛЕБА НА ВОДЕ НОГИ ЖИДКИ.
БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА.
БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ; ПРО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, ПЕСНЮ НЕ СПОЁШЬ.
БЕЗ ХЛЕБА – ПОЛОВИНА ОБЕДА.
БЕЗ ХЛЕБНОГО КОРМУ ЛОШАДЬ НА КНУТЕ ЕДЕТ.
БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА.
БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.
ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.
ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.
ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.
ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.
ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.
ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА.
ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.
ХЛЕБ ВЕЗДЕ ХОРОШ, И У НАС И ЗА МОРЕМ.
ХЛЕБА ЛОМОТЬ – И РУКАМИ ПОДЕРЖАТЬСЯ, И В ЗУБАХ ПОМОЛОТЬ.
ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ, БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.
ДАДУТ ХЛЕБЦА, ДАДУТ И ДЕЛЬЦА.
НАЕЗДОМ ХЛЕБ НЕ НАПАШЕШЬ.
ГДЕ КОВЫЛЬ, ТАМ И ХЛЕБ.