Хлеб по водам что значит выражение
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 11:1
Свт. Григорий Богослов
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Свт. Амвросий Медиоланский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
О молитве Иова и Давида.
Свт. Филарет (Дроздов)
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Соломон написал: «посли хлеб твой на лице воды: яко во множестве дней обрящеши его». Что такое говорит творец притчей? Как можно, чтобы хлеб, брошенный на воду, в продолжение многих дней, не уплыл, не размок, не был поглощен рыбою, или склеван птицею? Сим видом невозможности творец притчей изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым, или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду: время течет; доброе дело твое скрывается; может быть, и враги стараются затьмить оное и облагодетельствованные забывают: но придет минута судеб; хлеб твой найдется, и напитает тебя благословением и радостию.
Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких нибудь странников, и, увидя их, бежал им на встречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? – Посещение Господа, и обетование благословеннаго потомства.
И Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских (благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу Деян. 10:2), «творяй милостыни многи людем», не в воду ли бросал хлеб свой, когда милостыни его доставались, то язычникам, то не познавшим Христа Иудеям? И что же обрел? – Явление Ангела, посещение Апостола, познание Христа, дар Святаго Духа.
Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов, декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Прп. Исаак Сирин
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
О духовном совершенстве.
Прп. Никодим Святогорец
Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его», смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Блж. Иероним Стридонский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» (Ис. 32:20), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П.
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Толковая Библия.
Что значит отпускать хлеб твой по водам? (Екклесиаст 11:1)
Что имеет в виду Соломон в Екклесиаст 11:1, и что значит отпускать хлеб твой по водам, чтобы он затем снова вернулся к тебе?
Перед тем, как дать объяснение, давайте посмотрим, что написано в этом стихе. Но, так как 1 стих тесно связан с тем, что написано во 2 стихе, и так как они составляют одно предложение, я процитирую их вместе:
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. (Екклесиаст 11:1-2)
Здесь используется художественный стиль, потому что автор не имеет в виду действительно выбросить хлеб в озеро или в реку. Воды используются символически, чтобы показать, что в этом мире всё течёт, и так, как воды рек текут в океаны, затем испаряются, идут в облака и снова стекают в реки, когда идёт дождь, так и добрые дела, совершённые нами, со временем вернутся. Через мудрого Соломона, Бог побуждает нас делать добрые дела, помогать тем, кто в бедствиях, и быть отзывчивыми на нужды других, потому что мы не знаем, как всё может обернуться, и когда мы будем в беде, помощь придёт и к нам.
Во 2 Послании к Коринфянам, по поводу организации сбора помощи для святых из Иерусалима, которые терпели лишения из-за голода в стране, апостол Павел призвал церкви Греции и Македонии сделать сбор помощи для святых из Иерусалима. Апостол отправил письмо до того, как сам пришёл в Коринф, и вот, что он написал христианам из Коринфа, побуждая их «отпустить свой хлеб по водам»:
Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка. (1 Коринфянам 8:11-15)
Павел призывает верующих из Коринфа помочь тем, чем они могут, святым из Иерусалима, чтобы и их избыток покрыл их нужды, когда придёт время. Коринф был богатым городом, и возможно кто-то думал, что никогда не будет необходимости в помощи со стороны Иерусалима, бывшего под римской оккупацией и терпевшего тогда большие лишения. Времена всегда меняются, и те, кто отпускал свой хлеб по водам, не будут покинуты, когда они будут в беде.
Не затем, чтобы в своё время мне помогли, а из любви к Богу и к людям, каждый раз, когда я видел чью-либо нужду, находясь в моих поездках, когда у кого-то ломалась машина, или кто-то в чём-то нуждался в дороге, я останавливался и помогал, чем мог. Не ожидая этого, каждый раз, когда у меня ломалась машина в дороге, или случалось ещё что-то неприятное, я получал помощь от людей чудесным образом, и я знаю, что в этом была рука Божья. Однажды я ехал из Румынского Евроазиатского Центра по Индуктивному Изучению Библии, и в Брашове, по ошибке, я налил в резервуар бензин вместо дизеля. Был вечер пятницы, и единственной возможностью, которую нам дали работники той станции, было позвонить в центр Дачия и попросить помощи. Они сказали, что приедут и перевезут машину в их центр, за очень хорошую сумму денег (которой у нас не было с собой) и лишь в понедельник смогут опустошить резервуар. Только мы закончили беседу по телефону, как в дверь вошёл шеф этой заправочной станции и спросил, какова наша проблема. Когда он узнал, он засуетился и позвал молодого человека, который пришел за очень короткое время, с маленькой сумкой за спиной, и за несколько минут разобрал часть поверх мотора. Затем, он нашёл маленький насос и начал качать вручную. Так как нужно было откачивать много, мы менялись, и шеф заправочной станции стоял и качал вместе с нами, даже шёл и искал пустые бутылки, чтобы мы вылили в них дизель. Через два часа, мы опустошили резервуар и смогли наполнить его дизелем, чтобы добраться домой. Молодой человек, который ремонтировал, попросил у нас меньшую сумму денег, чем у нас просили люди из ДАЧИИ всего лишь за перевозку машины. Я вытащил по Международной Библии Самостоятельного Изучения на румынском языке, чтобы подарить им, и когда шеф увидел, что я хочу что-то дать ему, от категорически отказался, думая, что я хочу заплатить ему за помощь. Тогда я сказал ему, что у меня есть для него особенная Библия, и он очень обрадовался. Вот такой вот красивый случай произошел со мной, когда хлеб, отпущенный по водам, вернулся ко мне. Кстати, если вы желаете приобрести такую Библию, вы можете найти её в Кишинёвской Церкви Благая Весть, а если вы хотите, мы можем представить её в церкви, частью которой вы являетесь.
Менее чем через неделю команда из Молдовы едет, чтобы подготовить пастырей и учителей воскресных школ из Южного Судана и чтобы помочь им в детских домах и в центрах для беженцев. Там крайняя нищета и лишения, которых мы не можем себе представить. В регионе, куда поедет команда, живет более 4 миллионов людей, у которых всего одна больница с несколькими кроватями и одной медсестрой. Когда та же команда была там летом, они купили солнечную батарею и холодильник, в котором можно было бы хранить вакцину от малярии, и по этому поводу пришёл генерал армии и губернатор, чтобы отпраздновать покупку этого холодильника и батареи. Я пишу, чтобы вы представили себе, каковы лишения там. Люди умирают сотнями каждый день из-за гражданской войны, а особенно из-за болезней. Зная это, я призвал людей «отпустить хлеб по водам» и собрать средства, чтобы мы могли помочь там. Коробка с вакциной стоит 50$, и её достаточно, чтобы вакцинировать 100 человек. Всего лишь 1$ ты можешь спасти жизнь двум людям. Стоит только захотеть. Я опубликовал и в Facebook следующее свидетельство, отправленное одним из пастырей моей церкви, который летом был там:
Я был огорчён, когда один человек написал обидный комментарий, сказав, что и у нас есть свои бедняки, и нам следует заботиться о них, но я благодарю Бога за тех, кто ответил с любовью и сочувствием на эту нужду и пожертвовал деньги на покупку этой вакцины.
Река Божьих благословений
Сегодня я хотел бы поговорить с Вами об одном известном месте из Библии. Это Екклесиаст 11:1:
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Великолепный стих, не правда ли? Однако многие не совсем верно понимают его смысл. Люди щедро жертвуют, но иногда бывают разочарованы результатом, годами ожидая финансового прорыва в своей жизни, который всё не приходит, и не приходит. Почему так получается? Будучи разочарованы, они просто перестают быть послушными Богу в десятине и пожертвованиях.
У ИСТОКА
Чтобы лучше понять этот стих, давайте представим себе реку Нил в Египте. Как и у любой реки, у Нила есть исток – наиболее узкое и возвышенное место. Предположим, что именно здесь мы сделали плот, на который погрузили наш хлеб и отпустили его по водам Нила. Но что делать после того, как хлеб был отпущен по водам? Когда и где он вернётся нам?
Рассуждая логически, может ли плот вернуться к Вам в то же самое место против течения реки? Я тоже думаю, что нет. Но почему-то многие верующие убеждены, что если отпустить «свой хлеб по водам», то достаточно просто ждать пока он вернётся. Именно в этом кроется причина их последующих разочарований! И если Вы регулярно сеете в Божье Царство, а финансовый прорыв не приходит, скорее всего, Вы находитесь у этого самого «истока» реки Божьих благословений.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
Что же делать, спросите Вы? Ответ достаточно прост: нужно начать двигаться и действовать. У Нила, как и у многих других рек, есть дельта или место разлива. Именно в этом месте мы и должны ожидать, что Бог принесёт нам наш хлеб, и именно в эту дельту мы должны стремиться, чтобы получить результат. Возможно, это будет новая работа, новые знакомства или служение, которыми Бог хочет Вас благословить.
Если, Вы сейчас ожидаете найти тот хлеб, который Вы отпустили по водам, ободряю Вас сегодня помолиться и начать двигаться в «дельту» реки Божьих благословений, чтобы найти его там. В молитве просите Бога указать Вам путь, и верьте, что Он обязательно ответит!
Уверены, эти письма помогут Вам укрепляться и укореняться в Боге и сделают Вашу неделю лучше.
Вот что говорят люди, которые уже подписаны на это письмо:
Татьяна: «Я благодарна Богу за то, что Он открывает много нового и интересного. Через слово, которое Бог открывает вам, я получаю очень много для себя. Слава Богу за вас и за ваше служение.»
Уверены, эти письма помогут Вам укрепляться и укореняться в Боге и сделают Вашу неделю лучше.
Вот что говорят люди, которые уже подписаны на это письмо:
Татьяна: «Я благодарна Богу за то, что Он открывает много нового и интересного. Через слово, которое Бог открывает вам, я получаю очень много для себя. Слава Богу за вас и за ваше служение.»
Хлеб по водам что значит выражение
В структуре книги первая часть 11 главы (1-6 ст.) тесно сообщается со второй главой, которая рассказывает нам о достижениях Екклесиаста в этом мире. Во второй главе, как мы уже говорили ранее, достижения направлены на себя, на приобретение себе и поэтому приносят только суету и пустоту. В одиннадцатой же главе мы видим противоположность: достижение, которое говорят нам о благословении.
С первого стиха одиннадцатой главы Екклесиаст вновь использует повелительное наклонение, которое выражается в словах «отпускай» и «давай». Этими словами он дает нам понять, что несмотря на то, что творится вокруг (несправедливость, беззаконие, неправда), а возможно и благодаря тому, что творится вокруг, для тебя лучше сохранить себя – значит давать. И давать безвозмездно.
«Отпускать хлеб по водам» означает тот факт, что ты топишь свой труд. Те усилия, которые ты вложил в то, что тебе досталось, ты растворяешь это в воде жизни, не ожидая, что это может вернуться к тебе каким-нибудь образом. И это «неожидание» является для человека благословением.
Во втором стихе мы стакиваемся с определенной сложностью (семи и восьми). В целом стих понятен и говорит о том, что ты не знаешь того, что может случиться завтра. Поэтому лучше тебе быть щедрым и предусмотрительным сегодня. Существует несколько мнений по поводу семи и восьми. Одни говорят, что исходя из значения цифры 7, отдавай в полноте своей и когда ты в полноте отдаешь, не скупись и прибавь сверху еще одно и получится восемь. Другое мнение говорит нам, что важно дать семи и исполнить в полноте всю заповедь, но следом надо дать еще восьми (в сумме 15), так сказать подстраховаться с избытком. Хотя этот комментарий не вносит какого-либо существенного изменения в смысл текста, а показывает широту сердца дающего.
Далее Екклесиаст приводит ряд природных явлений, или так называемых обстоятельств непреодолимой силы, которые человек не может контролировать и через все эти примеры проводит одну ключевую мысль: то, что ты не знаешь, то, что ты не можешь контролировать – оставь это и занимайся благотворительностью. Не выжидай подходящего момента, а делай. (4 ст.) Используй каждый момент для того, чтобы отдавать! Помни, что суд не за горами.
С 7-10 стихи 11 главы являются началом конца – временем суда. И Екклесиаст использует суд личный и суд космический. О космическом суде речь пойдет в 12 главе, когда будет судиться вся земля. В конце же 11 главы Екклесиаст говорит о суде, относящемся к каждому человеку. В 7 и 9 стихах Екклесиаст использует образы глаз и обращение к тебе: «что за все это Бог приведет тебя на суд». Это обращение является очень личным. С одной стороны это абстрактный юноша, с другой стороны это обращено к тебе, человек.
Когда то жил очень щедрый человек. Однажды, это случилось на Хошана Рабба – жена его дала ему десять Шекел и попросила пойти и купить что-то для детей. Как раз в этот момент на рынке производился сбор в пользу девушки-сироты, собиравшейся выйти замуж. Когда сборщики увидели этого щедрого человека, они сказали: «Вот идет очень добрый человек». Затем они обратились к нему, говоря: «Не примешь ли ты участия в этом достойном деле, потому что мы хотим купить подарок бедной невесте?»
Хороший человек отдал им все десять Шекел. Но теперь он боялся вернуться домой с пустыми руками и пошел в синагогу. Там он увидел детей, игравших с Эсрогами, так как это было на Хошана Рабба. (седьмой день Суккот) и в Эсрогим не было больше нужды. Хороший человек собрал полный мешок Эсрогим и пошел искать счастье. Добравшись до какой-то странной земли, он сел на свой мешок с Эсрогами и задумался над тем, что будет делать дальше. Внезапно к нему подошли царские офицеры и спросили, что он имеет в этом мешке.
«Я – бедный человек и не имею ничего для продажи», он сказал. Они открыли мешок и увидели, что он был полон Эсрогами. «Что это за плод?» спросили офицеры. «Это – Эсрогим, особый плод, которым пользуются Евреи в течение своего праздника Суккот».
Когда это услышали офицеры, они взяли его вместе с мешком и привели во дворец. Только тогда наш хороший человек понял, что собственно от него хотели: царь был очень болен и ему сказали, что вылечить его могут только плоды, которыми пользуются Евреи на свой праздник Суккот. Тщательные поиски не дали никаких результатов и всякая надежда на спасение царя была потеряна, когра внезапно появился наш добрый человек с мешком Эсрогим и это спасло жизнь царя. Когда царь выздоровел он приказал наполнить мешок, в котором добрый человек принес Эсрогим золотыми динарами. В результате наш щедрый человек вернулся домой богато вознагражденным за милосердие, которое он оказывал всю свою жизнь.
Степень великодушия зависит не от того, сколько мы отдаём другим, а сколько ожидаем от них взамен.
Леонид С. Сухоруков
Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.
Лев Николаевич Толстой
Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться.
С. Вивекананда
Мне нравится думать о церкви, как о таком травмопункте: она всегда открыта, ее легко найти, она служит людям, которые испытывают неотложную нужду.
Ф. Янси
На самом деле людей, много добившихся всего в жизни своими силами, не так уж и много в этом грустном мире, полном боли и страданий.
Ф. Янси
Церковь — это маяк благодати, освещающий путь миру, а не цитадель законничества.
Ф. Янси
Церковь — это Божья социальная служба, это учреждение, призванное исцелять слепых, освобождать пленников, кормить голодных, нести Благую весть бедным. Именно так описывал Свою миссию Иисус Христос.
Ф. Янси
Многие церкви похожи на закрытые клубы, организованные только для своих членов. Но новозаветная модель церкви иная: она существует большей частью для блага людей посторонних.
Ф. Янси
«Какой смысл в их жизни? Есть ли он вообще?» — спрашивал себя педиатр Юрген Трогиш, посвятивший жизнь работе с умственно отсталыми детьми. Смысл страдания этих детишек — перемены в жизни тех, кто с ними работает, кто познает истины, которым не может научить ни одно учебное заведение мира. Где еще подростки и студенты могут получить такие неоценимые уроки жизни?
Сверхчувствительность к боли может быть даром, даром неожиданным. Слезы, от которых разрывается сердце, могут оказаться живой водой, помогающей душе стать угодной Богу.
Ф. Янси
Значение фразеологизма «Хлебом не корми»
Среди множества половиц, поговорок и фразеологизмов о хлебе, большинство из которых наделено положительным значением, идиома «хлебом не корми» отличается несколько ироничным оттенком. Кого и почему не стоит кормить хлебом, разберёмся прямо сейчас.
Значение выражения
Фраза «Хлебом не корми» требует сочетаемости с дополнительным глаголом и означает сильную любовь к какому-либо делу. Например, выражение «Его хлебом не корми, дай только порыбачить!» свидетельствует о том, что всем другим занятиям человек предпочитает рыбную ловлю. Можно сказать так и о достойном деле, вроде изучения иностранных языков, и о бесполезных пристрастиях: просмотре сериалов, сплетнях, поглощении вкусной еды.
Такую фразу можно услышать от дачника, который описывает новому поселенцу общего соседа. «Меня хлебом не корми, дай только книжку почитать», — скажет о себе библиофил. «Хлебом не корми, а вот за девушками побегать – это он любит», — так охарактеризуют известного в коллективе ловеласа.
Нередко вместо хлеба, как ещё более желанное лакомство, упоминается мёд.
Происхождение фразеологизма
Невозможно представить русскую трапезу без хлеба. Его сакральное значение подчёркивается многочисленными пословицами («Хлеб – всему голова»), поговорками и фразеологизмами («Дать на хлеб», «Хлеб насущный»), обрядовыми запретами, особым церемониалом, связанным с подачей хлеба на стол, порядком его вкушения.
Каждый из нас помнит, как порицалось в семье употребление пищи без хлеба, оставление корок на столе, крошек на полу. Нельзя портить хлеб, выбрасывать, проделывать в нём дырки, а самый большой грех – наступить на хлеб. Все помнят, какая участь постигла героиню сказки Андерсена, нарушившую этот запрет. Нельзя попирать святыню, по зёрнышку собранную руками тружеников.
Исходя из значимости объекта для народной культуры, легко сделать вывод о том, что хлеб – желанная приманка для каждого. Однако у некоторых есть более заманчивые цели, про которые и напоминает фразеологизм.
Синонимы
Среди выражений, близких к нему по значению, имеется несколько выразительных примеров:
Все они описывают состояние великой влюблённости человека во что-либо, сильное пристрастие к тому или иному делу или предмету.
«Его хлебом не корми, дай только почитать про историю фразеологизмов», — если эта характеристика подходит вам, знакомьтесь с другими материалами по теме на нашем сайте.
Тест на эрудицию
Оцените насколько разносторонне вы развиты, пройдите
тест на эрудицию!