Хочу стать логопедом с чего начать
Профессиональный рост начинающего логопеда: как от теоретических знаний перейти к успешной практике
Многим специалистам без опыта трудно начинать карьеру в логопедии, особенно если они получили в учебном заведении только теоретическую подготовку. Страх допустить ошибку мешает новичкам, вынуждает сомневаться в каждом решении и даже отправлять клиентов, которые нуждаются в помощи, к более опытным коллегам. Если и вы столкнулись с этим, знайте — вы не одиноки.
Чтобы смягчить процесс входа в профессию и упростить старт карьеры для Слушателей, мы в АНО «НИИДПО» даем максимум практики и предлагаем готовые методические материалы (игры, упражнения и пр.), которые можно использовать в работе.
На программах профессиональной переподготовки по логопедии в среднем на каждые 20 часов лекций приходится 30 часов практики, каждое задание проверяют эксперты, дают обратную связь, объясняют, как исправить ошибки. Такой подход помогает Слушателям подготовиться к ежедневной самостоятельной работе — но это вовсе не значит, что после обучения профессиональный рост останавливается.
Какими навыками нужно овладеть логопеду для успешного начала карьеры?
Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что вы умеете:
Если вы понимаете, что навыков не хватает, пройдите дополнительное обучение. Например, если вы планируете работать в детском саду, но не знаете, как взаимодействовать с педагогами, можете пройти дополнительную программу по организации совместной работы с воспитателямио слушать вебинары опытных логопедов-профессионалов по этой теме.
Также всем начинающим специалистам рекомендуем прочитать базовые учебные пособия: «Логопедию» под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и сборник научных публикаций «Логопедия. Методическое наследие».
Выбор специализации: с кем вы будете работать?
Лучше не начинать карьеру с частной практики. Важно сначала поработать в организации, где можно понаблюдать за коллегами и перенять их опыт. Такой организацией может стать детский сад, школа общего или специального назначения, поликлиника, детский психоневрологический стационар, неврологический стационар для взрослых, реабилитационный центр, лечебно-профилактический санаторий или курорт.
Чтобы выбрать организацию, нужно решить, с кем вы хотите работать. Если позднее захотите открыть частную практику, уже будете знать свой круг клиентов. Основных категорий пять:
Начинающему логопеду нет смысла учиться работе со всеми категориями сразу. Выберите одну и специализируйтесь на ней. Позднее вы сможете расширить практику и научиться работать с другими категориями клиентов. Это прекрасная точка роста — но начинать лучше с глубокого погружения в одну область логопедии.
Какие технологии и приемы вам нужно освоить?
Начинающему специалисту не нужно изучать весь спектр актуальных проблем современной логопедии, овладевать широким набором методик и приемов. На старте осваивайте только то, что пригодится вам в работе уже сейчас! Отталкивайтесь от того, с какими клиентами вы будете работать, каковы их запросы, какие методы и приемы помогут им лучше всего.
Поиск точек роста начинающего логопеда: где проходить дополнительное обучение?
Нельзя ограничиваться знаниями, которые вы получили в вузе (в том числе на программах профпереподготовки). Чтобы следить за развитием знаний в современной логопедии:
Выбирая программы повышения квалификации, убедитесь, что у учебной организации ► есть лицензия, а документы соответствуют установленным требованиям. Во-первых, это нужно, чтобы аттестационная комиссия приняла ваше удостоверение (напоминаем, что логопед обязан повышать квалификацию каждые 3 года и проходить аттестацию каждые 5 лет). Во-вторых, документы, соответствующие требованиям, примет работодатель — они повысят ваши шансы на трудоустройство и рост зарплаты.
Начинающим логопедам при выборе программ рекомендуем отдавать предпочтение самым актуальным направлениям: например, работе с дисфагиями, нейропсихологическим технологиям и пр. Практические навыки в этих сферах значительно повысят ваши шансы на трудоустройство.
Выбор материалов и оборудования
Не закупайтесь инвентарем, пока не выберете окончательно направление работы, иначе большая часть покупок может оказаться ненужной. Помните, что часть оборудования и материалов можно изготовить самостоятельно.
Обратите внимание на специальные пособия для логопедов, сочетающие игровой материал и методическую основу. Они полезны для начинающих специалистов, но выбирать их нужно осторожно и вдумчиво. Важно понимать, с какой целью вы покупаете пособие, чтобы не ошибиться в выборе.
Желаем вам удачи в развитии карьеры!
Хочу стать логопедом с чего начать
Логопед – высококвалифицированный профессионал, занимающийся изучением причин возникновения у людей разных дефектов речи
Нужны занятия с логопедом?
Логопед – высококвалифицированный профессионал, занимающийся изучением причин возникновения у людей разных дефектов речи и помогающий им с ними справиться, а значит – утвердиться в обществе, избавиться от комплексов, почувствовать радость от легкости общения. Как правило, обучение логопеда подразумевает совершенное овладение многими тонкостями: познаниями в психологии, основах врачевания, нюансах процесса работы с людьми разного возраста.
Помимо прочего, логопед должен уметь работать с документами. Хороший специалист может вести одновременно дела многих пациентов. Очень важно при этом не путаться в их историях болезней и практикуемых методиках, применяемых в каждом конкретном случае индивидуально.
Как стать логопедом?
Овладеть профессией нетрудно – достаточно поступить в любой университет, в котором есть соответствующая кафедра. Если претендент уже имеет образование и готов развиваться в новом направлении, можно записаться на логопедические вебинары, которые помогут усовершенствовать свои знания и навыки, а также повысить квалификацию.
Плюсы дистанционного обучения:
Если абитуриент решает поступать в ВУЗ целенаправленно на факультет логопедии, для получения образования понадобится продемонстрировать свои навыки по таким предметам как:
Стать логопедом можно, повысив квалификацию с помощью специальных курсов. Однако важно, чтобы обучающий центр имел лицензию, допускающую профильную деятельность. Тогда у будущего логопеда не возникнет проблем со сферой применения приобретенных навыков – он сможет официально трудоустроиться.
Можно ли стать логопедом, если у вас уже есть образование по другой специальности, и как это сделать?
Хороших логопедов сейчас очень не хватает. Людей с речевыми нарушениями много, коррекционная работа с одним клиентом нередко длится недели и даже месяцы. Специалисты, которые работают в образовательных и медицинских организациях, просто не могут принять всех желающих, поэтому клиенты часто обращаются к логопедам, которые ведут занятия в индивидуальном порядке. Грамотному, умелому специалисту в таких условиях нетрудно найти работу.
Но что, если у вас нет профильного образования, необходимого логопеду, а тратить 5-6 лет на учебу вы не можете? Давайте разберемся вместе.
Как сократить срок обучения?
Пройти программу профессиональной переподготовки по логопедии. Окончив ее у нас в АНО «НИИДПО», вы получите диплом установленного образца от организации с государственной лицензией (законом предусмотрен именно такой формат — дипломов о переподготовке государственного образца не существует). В документе будет указана ваша новая квалификация. Диплом даст вам право работать логопедом — но только если у вас уже есть высшее образование. Если вы окончили колледж, техникум или училище, рекомендуем повысить уровень образования.
Почему необходимо именно высшее образование?
Потому что так сказано в ЕКС (едином квалификационном справочнике) и в проекте профессионального стандарта логопеда. Даже если вы планируете вести только частную практику, клиенты наверняка обратят внимание на отсутствие высшего образования.
С каким образованием можно работать логопедом по закону?
Это непростой вопрос, если учитывать сложившуюся практику.
Существует проект профессионального стандарта логопеда, в котором сказано, что работать в этой должности можно с высшим дефектологическим образованием, а также с любым высшим после прохождения переподготовки. На данный момент (конец 2020 года) этот профстандарт еще не принят. Когда и если его примут, вступят в силу эти требования. А пока нужно ориентироваться на требования ЕКС. В справочнике сказано, что работать логопедом может человек с высшим дефектологическим образованием.
Но существуют также требования к педагогическим работникам — а именно к ним во многих организациях относят логопедов. По закону, работать педагогом может человек с образованием по любому профилю (если оно непрофильное — после прохождения переподготовки по педагогике). То есть вы можете выучиться на педагога-логопеда и работать с детьми дошкольного и/или школьного возраста. Более того, нередки случаи, когда директора школ и руководители ДОО отказывают в работе специалистам с дефектологическим образованием без педагогической подготовки и берут на должность педагога-логопеда воспитателей и учителей. Так они выполняют требования профстандарта педагога.
Наконец, есть частная практика. Ее можно успешно вести без высшего дефектологического образования, но с дополнительным обучением в сфере логопедии — многие именно так и поступают. Главное здесь — не останавливать профессиональный рост, регулярно повышать квалификацию, изучать новые методики и технологии, делать всё возможное, чтобы помочь клиентам. Тогда люди будут с удовольствием обращаться к вам.
Безусловно, проще всего перейти в логопедию с дефектологическим, психологическим или педагогическим образованием, но наш опыт показывает — успешно работать в этой сфере могут и бывшие бухгалтеры, врачи, юристы и пр. Среди наших выпускников, которые выучились на логопеда, очень много людей старше 30-35 лет с опытом работы по другим специальностям. Их опыт показывает, что найти работу и реализовать себя в новой профессии абсолютно реально.
Как правильно выбрать программу профпереподготовки на логопеда?
Если у вас высшее образование по профилю дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии, вы можете выбрать короткие программы длительностью 5-7 месяцев. Проходя их, вы не будете заново углубленно изучать возрастную психологию, анатомию, специальную педагогику, невропатологию и пр., ведь у вас уже есть теоретическая подготовка.
Квалификация: Медицинский логопед (Логопед-афазиолог)
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Квалификация: Учитель-логопед (логопед)
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Если ваше образование не смежное с дефектологическим, вам лучше выбрать программу переподготовки на логопеда длительностью от 1000 часов. Учеба продлится около 11-14 месяцев, но зато вы получите сильную базовую подготовку по профильным дисциплинам с большим объемом практики: в нашем институте на 18-20 часов лекций по каждой дисциплине направления логопедии приходится 28-30 часов практики. Это поможет вам хорошо подготовиться к реальной работе с клиентами.
«Неподходящее» образование уже не препятствие для работы — учитесь, оттачивайте навыки и переходите в новую профессию. Желаем успеха на этом пути!
Профессия: логопед
Кому подойдёт эта профессия, где учиться на логопеда и кому он помогает
Логопед — специалист по нарушениям речи. Он работает с людьми, у которых есть проблемы с речью: от произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни. Как работает логопед и кому подойдёт эта профессия, рассказывает логопед-дефектолог, методист «Фоксфорда» Ирина Сарычева.
Путь в профессию
После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают. Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать. Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.
Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи». Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика. После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.
На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом. После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.
Формат работы
Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.
В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Что мне особенно нравится в профессии
🙂 Постоянно учиться
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно пробовать себя в других направлениях, изучать смежные сферы. У детей, с которыми мы работаем, разные диагнозы, в которых надо разбираться.
😏 Свободный график работы
У логопеда есть возможность выбирать: хочешь — работай в одном месте по графику, хочешь — совмещай или консультируй частным образом. Не нужно работать строго с 9 до 18. Официальная ставка логопеда в государственном учреждении — 20 часов в неделю. Плюс всегда свободное лето: у педагогов отпуск 56 дней.
😎 Отсутствие вертикальной карьеры
У логопеда есть возможность самостоятельно развиваться в профессии, нарабатывать опыт и клиентскую базу. Работая частным образом, он сам распределяет время и силы. Кроме того, при желании можно сделать карьеру в смежных сферах. Например, сейчас помимо консультаций я работаю в «Фоксфорде» методистом отдела логопедии: развиваю это направление, набираю логопедов, готовлю методические материалы, слежу за качеством оказанных услуг.
Минусы профессии
😕 Не слишком высокий доход
Начинающие специалисты зарабатывают немного. При этом опытный профессионал, консультирующий в частном порядке, может получать гораздо больше — от 1500 до 3500 рублей за одно занятие. Но даже в этом случае общая сумма гонорара будет ограничена количеством клиентов.
😳 Высокий риск выгорания
Консультирование — это регулярная работа с людьми: детьми и их родителями. Часто дети попадаются сложные, с особенностями поведения, и к каждому надо найти подход. Неважно, что происходит у тебя в жизни, — ты должен выкладываться по максимуму и быть на позитиве.
Нужно обязательно регулировать нагрузку и уметь восстанавливаться. Это умение приходит с опытом. Я, например, путешествую, это мой способ восполнять потраченные силы.
Где учиться на логопеда
Логопедия — часть дефектологии. Чтобы стать логопедом, нужно поступать в педагогический вуз на одноимённое направление.
Три лучших педагогических вуза России по направлению «Дефектология»
вуз | Факультет / направление | Что сдавать | Бюджетные места в 2021 году | Проходной балл |
---|---|---|---|---|
Московский государственный педагогический университет | Институт детства. Дефектологический факультет | Биология Русский язык Обществознание | 80 | 213 |
Московский государственный психолого-педагогический университет | Факультет клинической психологии / Специальное (дефектологическое) образование | Русский язык Биология Математика Обществознание | 43 | 208 (в 2020 году сдавали три предмета) |
Московский городской педагогический университет | Институт специального образования и психологии / Специальное (дефектологическое) образование | Биология Русский язык Обществознание | 20 | 235 |
Нужно помнить, что для логопеда важен не диплом конкретного вуза, а практика, опыт и дополнительное образование, которое вы получаете уже после вуза на курсах.
Где работает логопед
Отдельное направление работы — преподавание в вузах и научные исследования.
Какие качества нужны логопеду для успешной работы
Любознательность
В этой профессии нужно постоянно интересоваться современными тенденциями, знать последние методики и научные данные.
Аналитические способности
Для правильной диагностики нужно уметь видеть причинно-следственные связи, обобщать информацию.
Умение общаться
Коммуникативные навыки помогают установить контакт и с родителем, и с ребёнком.
Терпение
При работе с детьми оно необходимо.
Перспективы профессии
В последние годы количество детей с речевыми проблемами растет, и я думаю, что эта тенденция будет сохраняться.
Логопеды-дефектологи работают над коррекцией и развитием устной речи, слуха, звукового анализа и синтеза, помогают при дисграфии и дислексии. Кроме того, растёт потребность в социально значимых профессиях, поэтому без работы логопеды точно не останутся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Плюсов больше, чем минусов: эксперт рассказала, как стать логопедом и чего ждать от профессии
Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями. Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха. Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.
О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.
Чем занимается логопед
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Сколько часов работает логопед
Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.
Сколько длится отпуск у логопеда
Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.
Сколько зарабатывает логопед
Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.
«Как такового карьерного роста у логопеда нет, — уточняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше специалистов уходят в частную практику. Кто обладает самодисциплиной и организаторским характером, может добиться хороших результатов. В этом случае специалист сам устанавливает почасовую оплату».
По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.
Где учат логопедов
Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.
После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:
После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.
«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».
Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.