Хореография и танцы в чем разница
Спортивные бальные танцы, классическая хореография или современные танцы для детей — что выбрать?
Из множества разнообразных занятий для полезного, активного досуга все большее количество людей выбирает занятия танцами. Именно танцы стремительно входят в число самых популярных и распространенных хобби, завоевывая популярность у поклонников по всему миру. Причина такого ажиотажа очевидна: они в легкой и непринужденной форме способны значительно улучшить физическую форму и здоровье, а также развить множество талантов. Наибольший эффект занятия танцами приносят, конечно же, в детском возрасте. Для детей сегодня представлено огромное количество их видов, среди которых даже самые притязательные родители смогут найти максимально подходящее ребенку направление. Мы же остановимся на трех наиболее распространенных: бальных танцах, классической хореографии или балете и на современных танцах. Рассмотрим их подробно.
1. Спортивные бальные танцы.
Эти занятия значительно развивают мускулатуру, укрепляют тело и мышцы, благотворно влияют на работу всех внутренних систем и органов. Так, например, в ходе тренировок укрепляются сосуды и улучшается работа сердечно-сосудистой системы, нормализуется дыхание и увеличивается полезный объем легких, улучшается работа желудочно-кишечного тракта. Помимо этого, бальные танцы значительно отражаются и на внешнем виде ребенка. Благодаря им, ребенок приобретает красивую походку и размеренные плавные движения, гибкость, грациозность, ловкость и чувство ритма.
Отражаются бальные танцы и на характере и настроении. Постепенно ребенок забывает о глупых капризах и, с головой погружаясь в тренировки, становится более собранным, целеустремленным и спокойным. Глупые капризы остаются в прошлом, их место занимает тяга к победе и к достижению поставленных целей. Множество школ, в том числе студия бальных танцев Viva La Danza готовы помочь детям освоить это направление!
2. Классическая хореография и балет.
3. Современные танцы.
Это настоящая радость для детей, особенно подросткового возраста. Хип-хоп, хаус, тектоник, брейкданс и многие другие направления очаровывают детей свободой, которую они дарят. Все эти направления помогают без труда приобрести отличную физическую форму и улучшить здоровье и самочувствие. Кроме того, они способны сделать подростка настоящей звездой среди сверстников: на любой танцплощадке он сможет показать все свои таланты, приковывая к себе заинтересованные взгляды и вызывая восхищение. Форма для этих танцев, как правило, свободная: кепки, футболки, широкие штаны, что тоже вызывает интерес у детей. Занимаясь ими ребенок не только развивает полезные навыки, улучшает свою физическую форму и самочувствие, но и поднимает самооценку. Настроение также меняется в сторону более солнечного и радостного с каждой новой тренировкой. Занимаясь современными танцами ребенок находит и новые знакомства: ему всегда есть о чем поговорить с другими детьми, всегда есть что обсудить. Все это значительно улучшает коммуникативные навыки и помогает преодолевать застенчивость и излишнюю робость, устраняя возможные комплексы и страхи.
Хореография
Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — искусство сочинения танца.
Содержание
Вступление
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.
Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.
О границах понятия
В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей — искусства балета и искусства танца.
Балет и виды сценического танца
Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство.
В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.
Танец и виды танцевального искусства
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Современный танец
Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже XIX—XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.
Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.
Основные техники современного танца
1. Техника Грэм (Graham Technique) — техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894—1991);
2. Техника Хамфри-Вейдман (Humphrey-Weidman Technique) — техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920—1930-е гг.;
3. Техника Лимон (Jose Limon Technique) — техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908—1972) в I половине XX века;
4. Техника Хортон (Lester Horton Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906—1953);
5. Техника Хоукинс (Hawkins Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909—1994);
6. Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) — техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).
7. Техника релиз (Release based Technique)
Основные техники направления Соматики
1. Техника Александера (Alexander Technique)
2. Основы Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals)
3. Система анализа танца Лабана (Laban Movement Analysis)
5. Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique)
6. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering)
7. Метод Пилатес (Pilates)
Междисциплинарные области, связанные с хореографией
2.Этнохореография (ЭТНОХОРЕОЛОГИЯ) изучает:
— генезис танца (происхождение);
— описание танца в контексте календарной и бытовой обрядности;
— взаимовлияние традиционных танцевальных культур (межэтнические контакты);
— исследование культурно-исторической специфики возникновения жанров и форм танца той или иной этнокультурной популяции и др.
— исследование морфологии танца (формы, структуры, элементов танца) вопросы терминологии, понятийного аппарата, выработка подходов и методов описания/ исследования кинетического текста и его единиц; проблемы классификации и систематизации форм народной хореографии и др.
[С. С. Лисициан, Ж. К. Хачатрян (армянские танцы), Д.Мартин и Е.Пешовар (венгерские танцы), Х. Ю. Суна (латышские танцы), Е.Моркунене (литовские танцы), Э. А. Королева (молдавские танцы), О. Ю. Фурман, Ю. А. Стадник (танцы русских старообрядцев), А. А. Соколов, А. С. Фомин, М. Д. Яницкая (русские танцы) и др.]
— исследование семантики танца (значение, функции — содержание/ смысл танца на разных исторических этапах)
[С. С. Лисициан, Э. Х. Петросян, Л. Г. Лукина, О. Б. Буксикова и др.]
5.Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
6.Палеохореография (Paleochoreography)- — зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.
7.Балетоведение — наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.
Образование в области хореографии
В соответствии с пониманием хореографии, как совокупности искусства балета и искусства танца образование в области хореографии понимается, как совокупность образования в области балета и в области танца.
Периоды формирования системы балетного образования в России
первый (1710-1756 гг.) — период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);
второй (1756-1829 гг.) — период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне — Московской государственной академии хореографии);
третий (1829-1917 гг.) — период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;
четвертый (1917-1991 гг.) — период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.
Модели организации подготовки артистов балета
в течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой были опробованы следующие модели:
1.модель узко-профессиональной подготовки — обучение исключительно танцу (1738—1756 гг.);
2.модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756—1829 гг.);
3.модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению — городскому училищу (1829—1917 гг.);
4.модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917—1991 гг.);
5.модель нового не типового учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).
Особенности балетного учебного заведения
учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета помимо типовых подразделений должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.
Специфические особенности балетного образования в России
1.ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
2.специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
3.наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей — театров оперы и балета;
4.конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;
5.высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.
Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.
Образование в области искусства танца
— целенаправленный процесс воспитания и обучения в области танцевального искусства (не балета) в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней
Государственные образовательные стандарты в области хореографии
Перечни специальностей СПО 1990-х годов восходят к принципам типовых учебных планов советского времени. В области хореографии с середины 1990-х закрепилась одна специальность Хореографическое искусство с квалификациями артист балета и артист ансамбля народного танца. Подготовка по данной специальности ведется на основе двух образовательных стандартов: базового (2000 г.) и повышенного (2004 г.) уровней. В стандарте повышенного уровня квалификация артист ансамбля народного танца названа — «артист ансамбля». Произошедшие в последние годы сдвиги в системе образования нашли отражение в новом Перечне специальностей среднего профессионального образования, первоначально обсуждавшемся на совещании «Развитие системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства в контексте модернизации Российского образования» 12-13 октября 2007 года в Москве и затем утвержденном приказом Минобрнауки России. Ключевым отличием данного проекта от Перечней прошлых лет является разведение некогда единой специальности Хореографическое искусство на две специальности: Шифр Наименование Код Квалификация (степень) 070302 Искусство балета 51 артист балета
070304 Искусство танца (по видам: народный, спортивный бальный, эстрадный, современный (модерн)) 51 артист танца
Чем отличается балет от хореографии
Балет и хореография – что в этих понятиях общего и разного? Решая отдать своего ребенка в танцевальную студию, родители встают перед выбором предпочтения того или иного направления. Чтобы правильно сориентироваться, нужно разобраться в тонкостях танцевального искусства.
Обозначения
Итак, классическая хореография и балет – разница:
1. Хореография – понятие широкого значения, включающее в себя все танцевальные проявления. Это и балет, и современные виды, в том числе народные, уличные. Если говорить кратко, то хореографией считается сценическая постановка танца.
2. Балет – это высшая форма хореографии, подразумевающая не только отработку движений в определенной последовательности, но и целое театральное представление. Ранее был распространен исключительно в Европе, и только с середины 20 века некоторые балетные зарисовки появились в культуре других континентов, например, на Востоке.
Особенности
Помимо обозначений есть и другие признаки, по которым хореография отличается от балета:
1. Театрализованное действие. Балет является художественным произведением, которое имеет свой сюжет. Это спектакль, в котором люди не говорят, а танцуют, выражая эмоции и передавая события жестами и па. Балетные представления проводятся в декорациях и костюмах. Хореографические постановки могут показываться вообще без окружающего антуража, это скорее, набор движений, танец в широком понимании, часто имеющий абстрактное значение.
2. Участники. Балет, обычно, демонстрируется группой артистов, среди которых могут выделяться солисты. Хореографическое представление может быть показано как одним танцором, так и коллективом.
3. Музыкальное сопровождение. В традиционном балете задействуются произведения европейских классиков, популярны П. Чайковский, Ж-Б. Люлли, И. Стравинский и другие. Для хореографии подбор музыки не столь принципиален, в качестве аккомпанемента могут использоваться разные музыкальные жанры, вплоть до хип-хопа, техно, хауса.
Балет и хореография – точки соприкосновения
Балетное и хореографическое искусство, несмотря на очевидные различия, все же имеют связь между собой. Уже в начале 20 века стали появляться новаторские постановки, совмещающие в себе балет и другие танцевальные стили. Органичное вплетение в классическую канву танца джаза, латиноамериканских мотивов и восточных направлений вызвало интерес публики своей необычностью, свежестью взгляда. Яркий представитель современного балета – танец-модерн.
Сегодня танцевальная культура выходит за строгие рамки, какими был ограничен классический балет. И если последний – канонический, с жесткой системой правил, не терпящих своеволия, то современный танец адаптируется под время, по-новому трактует известные балетные произведения и стирает границы. И тот и другой имеют своих поклонников.
Отдавая ребенка в балетную студию, родители могут рассчитывать на то, что, обучившись классическим приемам, он сможет быстро приспособиться и к другим танцевальным направлениям, ведь у него уже будет база, на которой строится любой танец. А также пластичность, гибкость и правильное восприятие ритма, музыки. Приходите на занятия в нашу студию, мы уверены – вашему ребенку и вам у нас понравится.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Что такое хореография, ее особенности и отличия от балета. Для чего нужна хореография?
Каждая маленькая девочка хотя бы раз представляла себя красивым лебедем, умирающим или вполне себе бодрым, из балета «Лебединое озеро».
Или, глядя, как легко и красиво прыгает в шпагатах Китри в любой телепостановке «Дон Кихота», думала: мне бы так! Конечно, как говорят сами артисты этого жанра, «Балет — любимая каторга», и чтобы добиться профессиональных высот в танце, надо начинать еще в раннем детстве.
Но для того чтобы иметь понятие о том, что такое классический танец, расширить кругозор и лексикон, а также обзавестись грацией и апломбом и еще многими полезностями, начать заниматься хореографией не поздно никогда.
Всем известно понятие «балетной фигуры»: тонкий силуэт, длинная шея, ноги как будто «от ушей», идеально прямая спина.
Занятия у станка в любом возрасте помогут вам улучшить свое физическое состояние и отточить фигуру Но для начала разберемся в терминах.
Термин «хореография» происходит от греческого choreia — пляска и grapho — пишу, и изначально означало запись танца. Современное же значение этого термина как танцевального искусства в целом и во всех его разновидностях в частности формировалось с конца 19 века.
Высшая форма хореографии — балетное искусство, которое одновременно представляет собой и разновидность музыкального театра.
Театр начинается с вешалки, а балет — со станка. Ничего общего с заводским станком этот не имеет. Обычно это деревянный (иногда металлический) брус диаметром 6-7 см, который крепится вдоль стен балетного класса примерно на уровне талии танцовщиков.
Такое приспособление как станок или бар (международное название) появилось в конце 18 века, когда в балетный танец начали вводить позы с отведением ноги под углом в 90 градусов. С упражнений у балетного станка и начинается урок классического танца и балет в целом.
Если вас не терзают амбиции Волочковой, а просто хочется стать лучше, гибче и стройнее, то вам подойдет один из следующих классов. В основе экзерсиса, боди-балета и классик-дэнса, которые сейчас предлагают многие фитнес-центры, лежат облегченные и адаптированные принципы классического танца и занятий у балетного станка.
Что дает хореографический класс?
Координацию движений, растяжку, гибкость, крепкую и прямую спину. Ведь не зря же это элемент занятий не только профессиональных балерин, но и фигуристов, гимнастов и танцоров.
Что вы получите кроме этих навыков? Во время занятий в хореографическом классе прорабатываются гораздо более глубокие мышечные слои и задействованы такие группы мышц, о которых вы даже не подозревали, отдавая предпочтение силовым тренировкам.
Во время силовых тренировок мышцы набирают объем, как бы утолщаются. Занятия хореографией относятся к более статическим, в результате чего мышцы становятся более тонкими и удлиненными, а контуры вашего тела — плавными и вытянутыми.
Более того, занятия в балетном классе дисциплинируют, воспитывают трудолюбие, терпение и выносливость, ведь чтобы достичь заметных результатов, весьма непростое порой упражнение нужно повторять множество раз.
Бо время занятий хореографией вы мобилизуете собственные ресурсы и работаете со станком, разрабатывая выворотность (степень гибкости тазобедренных и коленных суставов), растяжку, укрепляя мышцы рук, ног, спины, вырабатывая плавность движений и осанку.
Между прочим хореография — идеальный вид нагрузки для укрепления и формирования красивых ягодичных мышц. Ведь все позы с разведенными в сторону носками (первая, вторая, четвертая и пятая позиции) и медленные приседания-плие, мелкие и глубокие, требуют абсолютного напряжения именно этой группы мышц. Заодно вы получите красиво прорисованные икроножные мышцы и удлиненные и красивые мышцы бедра.
Занимаясь хореографией регулярно, вы не только приобретете грацию балерины, но и расстанетесь с подкожным и висцеральным жиром, особенно если будете соблюдать умеренность в еде после 18.00 и откажетесь от «быстрых» углеводов.
Кроме того, вы забудете о проблемах со спиной и остеохондрозе, поскольку занятия у станка научат вас держать спину в правильном положении и сохранять красивую осанку.
Как и любая физическая нагрузка, балет активизирует кровообращение и работу внутренних органов, а в сочетании с растяжкой вы приобретете подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий. Кроме того, совсем скоро после начала занятий хореографией окружающие невооруженным взглядом заметят в вас балерину. По летящей, парящей, грациозной походке!
Статья «Этимология понятия «Хореография»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятия «хореография» и «танец».
Хореогра́фия (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — искусство сочинения танца (первоначально – запись танца). Тождественное понятию хореографическое искусство.
Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.
Понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные — всё это называется хореографией.
В соответствии с общеевропейским пониманием хореография рассматривается как совокупность двух областей — искусства балета и искусства танца.
Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Танец (польский taniec, от нем. Tanz) – вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах.
Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества.
Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Однако и в настоящее время танец неразрывно связан с музы кой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
Существуют разные определения танца.
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Американский хореограф Марта Грэхем определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела.
Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец — это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».
Жюли Шарлотта ван Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца:
Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.
Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.
Основные характеристики танца – это ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений), рисунок (сочетание движений в композиции), динамика (размах движений), техника (степень владения телом и мастерство исполнения).
В настоящее время нет четкой классификации танцевальных направлений. В разных источниках приводятся разные классификации, причем, многие классификации, вполне оправданы, имеют логическое обоснование, не противоречат друг другу и могут быть применены для изучения понятия «танец». Этот факт объясняет ряд факторов:
Нет четких критериев классификации;
Существует несколько точек зрения, по поводу происхождения некоторых видов танцев;
Некоторые танцевальные направления являются комплексными, т.е. включают элементы нескольких направлений, в период зарождения, либо по ходу развития;
Один и тот же танец может относится к нескольким большим видам танца;
Различие личных взглядов авторов на понятие «танец»
Обобщая результаты различных классификаций можно выделить следующие основные группы танцев: народные танцы, балет (классический) и современные танцы. Все остальные группы танцев можно отнести в той или иной степени к одной из этих 3 групп.
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались.
Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в европейской культуре и истории. Иногда для других культур используются термины «этнический танец» или «традиционный танец». Не все этнические танцы являются народными, например, ритуальные танцы или танцы ритуального происхождения, не считаются народными танцами. Ритуальные танцы, как правило, называют «Религиозные танцы» из-за их назначения.
Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
На развитие народного танца оказывают большое влияние традиции народа, климат места проживания, а также влияние других культур.
Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры.
Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Русский народный танец.
Лезгинка — быстрый танец народов Кавказа.
Гопак — танец, где мужественно, темпераментно, с большой ловкостью и легкостью исполняют трудные движения юноши, мягко скромино, то лирично, то весело, то шаловливо танцуют девушки. Украинский танец.
По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец.
Танец живота (беллиденс) — арабский национальный танец.
Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются так же элементы гимнастики и акробатики.
Класси́ческий та́нец — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.
Кла́ссика (от лат. classicus — образцовый) — в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в таком виде.
Так же большую группу танцев составляют бальные танцы.
Бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина.
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм, — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.
Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Подавляющее большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.
Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт».
Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую (Standart или Modern), латиноамериканскую (Latin) или их иногда называют десяткой танцев.
В Европейскую программу (по-другому «Стандарт» или «Ballroom») входят 5 танцев: медленный вальс (темп — 28-30 тактов в минуту), танго (темп — 31-33 тактов в минуту), венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп — 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской программы исполняются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.
В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп — 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп — 30-32 тактов в минуту), румба (темп — 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп — 60-62 тактов в минуту) и джайв (темп — 42-44 тактов в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела.
Исторические танцы — общее название для танцев прошлых эпох, исполняемых в настоящее время. Их также еще называют историки-бытовыми.
Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.
Здесь можно выделить следующие группы танцев:
Средневековые танцы (бассданс, бергамаска, бранль, жига, куранта, мореска (мориско), сальтарелло, чакона, эстампи);
Танцы эпохи Ренессанса (аллеманды, бассдансы, бранли, балло, гальярды и турдионы, контрдансы, паваны, каскарды, мореска (мориско));
Танцы эпохи Барокко и Рококо (бурре, паспье, ригодон, менуэт, гавот, контрдансы, бранли);
Танцы XIX века (вальс, мазурка, полька, полонез, краковяк, контрдансы, кадрили);
Танцы XX века (контрдансы, Линди-Хоп, фокстрот, танго, дансон).
Социальные (т. е., общественные, от англ. social dance), или массовые, общедоступные, бытовые танцы – целая группа танцев, существующих как своеобразная форма общения между людьми. В отличие от строго канонизированных бальных танцев, бытовые не требуют многолетнего изучения и напряженных тренировок, исполняются под модные мелодии и от того более естественно выглядят на дискотеке, чем на спортивном состязании. Таким танцам не нужны зрители, а танцующие не так трепетно, как «бальники» или артисты сцены, интересуются тем, как их движения смотрятся со стороны. Для их танцевания не требуется начищенного паркета и дорогих костюмов.
Есть танцы, которые исполняют только на сцене или на спортивном паркете, а есть «многоуровневые» танцы, которые могут быть и в бытовом, и в конкурсном исполнении: аргентинское танго, хастл, рок-н-ролл.
Социальные танцы можно разделить на парные и массовые. В отличие от парных, массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.).
Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз. Создателей свободного танца объединяло, не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа. Для основателей свободного танца танец стал особой философией, от которой они ожидали трансформации жизни. Айседора Дункан (1877—1927) мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего — обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».
Айседора Дункан была первой американской танцовщицей, которая создала свободный, естественный танец, вдохновленный связью с природой, ввела в обращение идею естественного дыхания. Она давала сольные театральные представления, обладавшие большой драматической выразительностью, разработала целую эстетику простых сценических декораций и костюмов, вернула танец от функции развлечения к функции самовыражения.
Танцевальный стиль джаз берет начало с ритуальных танцев африканских народов. Из импровизации африканских ритмов и элементов джазовой музыки родился американский джаз-танец. Пионером джаз-танца считается Джек Кол. Он обработал и соединил элементы индийского, африканского, модерн-танца с ритмами свинга и создал свой неповторимый стиль. Именно его система позволила развить джаз-танец до современного уровня. Ученик Кола Матт Маттокс соединил эту систему с базовой балетной техникой. Расцвет стиля джаз пришелся на 1960-е гг. вместе с расцветом джазовой музыки.
Яркими особенностями джазового танца считаются импровизация (которая следует из самой природы африканского танца) и изоляция. Изоляция (или полиритмия, полицентрика) означает, что движения танцующих как будто выходят из различных центров, разные части тела двигаются независимо друг от друга, в разных ритмах, часто с разной скоростью и разной амплитудой. Каждая часть тела может двигаться не только изолированно, но и противоположно. Исполнители джаз-танца двигаются мягко; создается впечатление, что все движения начинаются из расслабленных положений. Танцевальные фигуры строятся из сочетания сложных перемещений рук и замысловатых движений тела под интенсивный ритм музыки.
Степ или «теп-данс» («tap dance»), т. е. «стучащий танец», американский танец, модный в начале ХХ в. Появился из ирландской жиги и танцев чернокожих рабов, под влиянием фортепианной музыки регтайм; исполнялся в бродвейских мюзиклах, кинофильмах и модных салонах.
В дальнейшем приемы степа все больше обогащались: появились удары (и прочие манипуляции) тростью, повторяющие и дополняющие удары ног; исполняли степ во время подъема и спуска с лестницы. Степ и лестницу особенно хорошо умел сочетать в своих бродвейских ревю Флоренд Зигфельд. В одном из его спектаклей 50 танцовщиц синхронно исполняли вариации степа на огромной лестнице. Это было зрелище, неизменно собиравшее полные залы.
Современный эстрадный, театрализованный танец с разными стилями, исполняется сегодня даже под хип-хоп и ритм-энд-блюз.
Эстрадный, преимущественно мужской танец, один из самых стильных видов танца. Зародилась в Америке в XIX в. из ирландской джиги, хорнпайпа и английской сельской чечетки. Черные рабы соединили европейские элементы со своими ритмами, и эта «смесь» позже нашла выражение в мюзиклах и захватывающей хореографии американского кино с участием Фреда Астера, Джин Келли и др.
Все движения чечетки сосредоточены в ногах и производятся ступнями или ногой от колена. С помощью специальных ботинок с металлическими набойками на подошвах танцоры отбивают сложный ритм музыки. Для чечетки важна не сколько физическая форма, сколько чувство ритма, координация движений и умение красиво двигаться.
Несмотря на многократные повторения ритмического рисунка, танцор с творческой фантазией может создавать бесконечные вариации своих основных па.
Новое музыкальное направление повлекло за собой зарождение танцев, которые максимально соответствовали этой музыке: такие, как линди-хоп, буги-вуги, чарльстон и другие танцы, развившиеся в 1940-х гг. и позднее. Кроме того, свингом, кроме общего названия танцев, называли также стиль одежды, интерьера, жизни и поведения, возникших с рождением новой музыки.
Диско появилось в 1960-х гг. во Франции, когда открывались первые дискотеки, где молодежь танцевала под записанную на пластинку популярную музыку, а не под живой оркестр, как раньше. Записи, конечно, сильно уступали настоящим оркестрам, но последних было куда меньше, чем желающих танцевать, да и не всегда они были по карману. Из записей составлялись разнообразные программы. Дискотеки с танцами «в одиночку» быстро получили распространение во всей Европе и Америке. После фильма Джона Траволты «Лихорадка субботнего вечера» (1977 г.) диско становится неимоверно популярным, повсеместно проводятся конкурсы по диско.
Для ритма диско-музыки характерна определенная частота ударов (приблизительно 120 в минуту).
Стиль диско, как танцевальная форма, строится на пружинистом типе шагов и движениях, которые с момента своего появления почти не изменились. Диско узнаваемо по вертикальной постановке корпуса, «шаговой» основе танца, прямым чётким линиям и активном перемещении по танцплощадке. Здесь могут быть прыжки, высокие батманы, шпагаты, вращения, яркие позы.
В конце 1960-х гг. рок-н-ролл бурно развивается и вытесняет с танцплощадок твист, шейк, халли-галли, другие танцы, а впоследствии видоизменяется в буги-вуги, би-боп, хастл.
Хастл (от англ. hustle «сутолока, толкотня») — парный танец, основанный на импровизации и «ведении». Является собирательным названием для танцев под музыку в стиле диско, популярных в 1980-х, таких как диско-фокс, диско-свинг и собственно хастл.
Является «социальным» танцем, то есть его можно танцевать с незнакомым партнёром. В основе своей крайне прост, танцуется на четыре (1—2—3—4) или на три (1—2—&3) счета практически под любую музыку, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.
Новый облик свинга, появился в 1980-х гг. на дискотеках и вошел в моду наряду с многочисленными диско-композициями. Со временем впитывал в себя разнообразные движения и элементы из других парных танцев (рок-н-ролла, «латины»). Так же, как сальса и аргентинское танго, хастл существует, чтобы люди могли знакомиться и общаться, отдыхать вместе и танцевать вдвоем. Это возможность танцевать, не входя в дорогую систему бальных школ и мировых турниров. Но для желающих побеждать проводятся турниры и чемпионаты.
Современные танцы (конец XX — начало XXI века) – одна из интереснейших и мало изученных (систематизированных) частей танцевального искусства. Сейчас, в век высоких технологий, постоянно поступающей новой информации, рекламы, автоматизации жизненный ритм сильно возрос. Именно в этих условиях и развиваются современные танцы. Отсюда быстрый темп музыки, плотная насыщенность и физическая сложность современных танцев, которые требуют хореографической и спортивной подготовки.
Современные танцы вобрали в себя элементы классических, народных, спортивных бальных танцев, джаза, модерна, акробатики и других более мелких видов и течений, которые, то возникают, то исчезают, и являются разновидностями джазовых и бальных направлений.
Их можно разделить на 2 большие группы: уличные танцы и клубные танцы.
Стрит-дэнс (от англ. street-dance), уличный танец. Это универсальный термин, объединяющий целую группу танцев, каждый из которых имеет свои характеристики и подвиды: хип-хоп, ритм-энд-блюз, брейкданс и ряд других танцев, берущих свое начало от негритянских уличных тусовок.
В танце молодежь выражает свои эмоции, чувства, находит единомышленников и друзей. Но для самовыражения мало просто «дергаться» под музыку, нужно разбираться в ее стилях и направлениях, и уметь танцевать в соответствии с этими стилями.
Для street-dance характерны пружинящая работа ног, соединенная с маятниковой работой корпуса, «прыжковая» основа перемещения, размашистые движения рук. Средний темп музыки (108-110 уд/мин).
Композиция в стиле стрит-дэнс может включать в себя локинги (жесткие отрывистые движения рук и ног), фиксированные движения техно и импульсивные движения фанка. Сочетание различного типа шагов, вращений может быть усилено силовыми и стационарными танцевально-акробатическими элементами нижнего брейка.
В современной музыке каждый танец часто содержит в себе музыкальные штрихи других танцев и, как следствие, их движения. Постепенно движения перемешиваются, и у танцев появляются сходные шаги, но настроение музыки, ритм, темп и танцевальная техника у каждого танца своя, уникальная.
Мамбо, ча-ча-ча и сальса относятся к категории Латинских Уличных Танцев (Latin Street Dances) потому, что в их «не-бальных» формах не существует никакой формализации. После оттачивания базовых движений, можно изобретать все, что угодно, лишь бы это вписывалось в музыку. Не существует правильного или неправильного способа танцевания: есть только два правила – веселитесь и танцуйте в ритм!
Клубы предоставляют прекрасную возможность для совершенствования мастерства начинающему танцору и могут порадовать вас живой музыкой в исполнении приглашенных музыкантов.