Хоровая капелла это что
Капелла хор
Смотреть что такое «Капелла хор» в других словарях:
Капелла, хор — (музык.; итал. capella, франц. chapelle). В капеллах собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили то же название. В России издавна, с XV в., при дворах… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
капелла — хор, оркестр, ансамбль, часовня, церковь Словарь русских синонимов. капелла сущ., кол во синонимов: 6 • ансамбль (38) • … Словарь синонимов
ХОР — На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих черных костюмах. Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение. Словом «хор», которое произошло от греческого… … Музыкальный словарь
капелла — I. хор певчих или музыкантов Ср. Пой нотное ( Отче наш ). Потому граф в столицах к обедне кроме нотного ничего. Небось в капеллах. Там, брат, еще и не такие ноты. А.П. Чехов. Певчие. Ср. Capelle (нем.), chapelle (фр.) собств. часовня (где… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
КАПЕЛЛА — (ср. век. лат.). 1) в римско католических церквах придел. 2) хор певчих или музыкантов. 3) небольшое здание, с образами на стенах, в котором совершается богослужение. 4) звезда первой величины в созвездии Возницы. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Хор Турецкого — Арт группа Хор Турецкого … Википедия
Капелла имени М. И. Глинки — Капелла имени М. И. Глинки. Капелла имени М. И. Глинки. Санкт Петербург. Капелла имени М. И. Глинки. (Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки) (набережная р. Мойки, 20), старейший профессиональный хоровой коллектив … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Капелла имени М И Глинки — (Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки) (набережная р. Мойки, 20), старейший профессиональный хоровой коллектив. Ведёт начало от основанного в 1479 в Москве мужского хора так называемого государевых певчих… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
КАПЕЛЛА — КАПЕЛЛА, капеллы, жен. (итал. capella). 1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла. 2. Католическая часовня. || Место в католическом храме, где помещается хор (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Капелла — (музык.; итал. capella, франц. chapelle). В капеллахсобирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые иполучили название капеллы. хор папы и придворные церк. хоры получилитоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
История капеллы
В газете «Рампа и жизнь», № 49 за 1910 год,
в заметке «Концерт хора И.И. Юхова»
можно прочитать: «За 10 лет существования
хор г. И.И. Юхова, находясь под руководством, по-видимому,
опытного и энергичного дирижера, успел достигнуть
той чистоты и стройности, какая дается только людям,
много работающим и любящим свое дело».
На рубеже веков…
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова — один из старейших отечественных хоровых коллективов.
Предыстория коллектива уходит корнями к рубежу XIX – XX веков. В 1900 году Иван Иванович Юхов (1870/71 – 1943), сын крестьянина, получивший впоследствии регентское образование в Синодальном училище церковного пения, создает небольшой семейный ансамбль в подмосковном Щелкове.
Вскоре к Юхову и его друзьям присоединяется хор рабочих Мытищинского вагоностроительного завода и фабрики Рабенека.
В репертуаре коллектива поначалу преобладает духовная музыка — хор поет в московских храмах.
По мере расширения репертуара растет количество его почитателей, хор приглашают для участия в профессиональных театральных постановках, появляются первые граммофонные записи коллектива.
Вскоре хор Ивана Юхова становится одним из самых популярных в Москве, выступает со знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым.
Свое 10-летие хор отмечал уже на сцене Большого зала Московской консерватории. Важнейшим этапом в развитии коллектива было сотрудничество с С.А. Кусевицким, выдающимся контрабасистом и талантливым дирижером, с которым хор, наряду с другими сочинениями, исполнил Девятую симфонию Бетховена.
Национализация…
В 1918 году, в дни первой годовщины Октябрьской революции, хор, на которой обратила внимание молодая советская власть, был национализирован, а 1 января 1919 года реорганизован в Первый государственный хор. С этого дня начинается официальная история коллектива.
В 1925 году коллектив был переименован в Государственный хор имени М.И. Глинки. Именно под таким названием он стал известен широкой публике, участвуя в симфонических концертах и выступая на радио. Коллективу было доверено озвучивание первых советских кинолент — в общей сложности более 70 кинофильмов, среди которых всем известные «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Республиканская русская хоровая капелла
Поворотным в судьбе хора стал 1942 год. На базе Государственного хора имени М.И. Глинки была создана Республиканская русская хоровая капелла. С этим названием связан значительный этап в истории коллектива.
В годы войны Республиканская русская хоровая капелла не была эвакуирована из Москвы и неоднократно выступала в московских госпиталях, давала концерты в подшефных и воинских частях.
Александр Степанов
Александр Преображенский
Константин Лебедев
Военные годы, как и послевоенное десятилетие, оказались трудными для капеллы. После смерти И.И. Юхова коллектив долго не мог обрести постоянного руководителя. В период с 1943 по 1958 год его поочередно возглавляли Александр Степанов (1899 – 1963) — воспитанник Синодального училища, Константин Лебедев (1909 – 1985) и Александр Преображенский (1890 – 1963). Капелла по-прежнему не имела постоянного репетиционного помещения, и это серьезно осложняло ее работу. Однако даже в таких непростых условиях коллектив продолжал активную творческую и концертную деятельность. Под управлением К.М. Лебедева капелла впервые исполняет четыре из пяти хоров на стихи А.С. Пушкина В. Шебалина: «Послание декабристам», «Зимняя дорога», «Стрекотунья-белобока», «Эхо»; принимает участие в премьерах оперы К. Молчанова «Каменный цветок», кантаты Е. Светланова «Родные поля».
Эпоха А.А. Юрлова
«Артист-музыкант должен сделать больше того,
на что, как ему кажется, он способен.
Он должен сделать чуть-чуть для себя невозможное.
Вот тогда возникает подлинная выразительность,
подлинная заразительность, подлинная художественность…»
Александр Юрлов
«…мое основное дело, дело русского музыканта, –
возрождение забытых прекрасных страниц отечественной музыки.
Это мой патриотический долг перед Родиной,
и я всячески стараюсь отдавать его, сколько хватит моих сил!»
Александр Юрлов
Судьбоносным событием в жизни коллектива явилось назначение в 1958 году на должность руководителя Александра Александровича Юрлова (1927-1973). Необычайно энергичному и исключительно талантливому музыканту было всего тридцать лет.
Уже через два года работы А. Юрлова в капелле исполнительский облик хора существенно изменился. Капелла стремительно выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Труд, терпение и самоотдача А. Юрлова начали приносить плоды.
Это была его победа — победа сильной воли, могучей энергии и исключительного мастерства. Помимо работы с капеллой А. Юрлов много сил и времени отдавал заведованию кафедрой хорового дирижирования в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, преподавательской деятельности, работе во Всесоюзном хоровом обществе.
А. Юрлов привлекал капеллу к участию во всевозможных концертах и фестивалях, многие из которых он организовывал сам. Нередко на одной сцене с артистами капеллы стояли самодеятельные коллективы — объединение профессионального хорового исполнительства и самодеятельности было его смелым нововведением. Такого до «юрловцев» не знал ни один коллектив. Капелла была активным инициатором и устроителем так называемых «шефских» концертов, ставших особой главой в истории коллектива.
Александр Юрлов среди
воспитанников хоровой
школы при Ленинградской
академической капелле
(четвертый справа в
верхнем ряду)
Сколько она дала их на своем веку… Это были организованные А.А. Юрловым встречи с работниками заводов и фабрик, встречи на стройках, где импровизированным концертным залом часто служили строительные времянки.
Благодаря А. Юрлову после многих лет существования капелла, наконец, обрела репетиционную базу, которой стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, воздвигнутая в 1627 году. Старинный заброшенный храм, наполовину вросший в землю, был специально отреставрирован для капеллы.
За пятнадцать лет руководства капеллой А.А. Юрлов как никто другой расширил творческий диапазон и репертуар хора.
От народной песни, которая составляла поначалу основу концертного репертуара хора, происходит поворот в сторону монументальных кантатно-ораториальных жанров. Капелла исполняет «Немецкий реквием» И. Брамса, «Военный Реквием» Б. Бриттена и другие сочинения.
В эти же годы капелла обратилась к произведениям современных композиторов и стала флагманом среди хоровых коллектив, исполнявших музыку XX столетия. Александр Юрлов считал, что современный русский хор непременно должен иметь современный репертуар.
В период с 1958 по 1972 год капелла подарила жизнь более чем шестидесяти сочинениям вокально-симфонического жанра. Это были сложнейшие произведения И. Стравинского, А. Шнитке, В. Рубина, Р. Щедрина и других композиторов.
Многие произведения отечественных композиторов впервые прозвучали именно в исполнении капеллы, и это были поистине триумфальные премьеры.
Сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем
Яркой страницей в истории капеллы стало сотрудничество с Д.Д. Шостаковичем. Коллектив капеллы осуществил грандиозные премьеры двух значительных сочинений знаменитого композитора: Тринадцатой симфонии и поэмы «Казнь Степана Разина». Сам Дмитрий Дмитриевич высоко оценил мастерство хора А. Юрлова.
Ни одно крупное событие в стране не обходилось без участия капеллы. Благодаря ней выдающиеся произведения советских композиторов стали «открытием нового музыкального материка» для зарубежного слушателя. А. Юрлов отечественную хоровую музыку сделал достоянием мировой музыкальной культуры. Триумфальные концерты капеллы в Париже, Лондоне, Риме и других европейских городах подняли авторитет русского музыкального искусства во всем мире.
Сотрудничество с Георгием Свиридовым
Особая страница творческой деятельности капеллы связана с именем великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Именно в лице капеллы и ее руководителя композитор нашел первого исполнителя многих своих сочинений: «Патетической оратории», вокально-симфонической «Поэмы памяти Сергея Есенина», «Курских песен»… Все хоровые сочинения, написанные Г.В. Свиридовым при жизни А. Юрлова, начиная с 60-го года, были впервые исполнены капеллой. Г. Свиридов посвятил памяти своего друга и единомышленника хоровой концерт «Памяти А. Юрлова». По глубокому убеждению композитора, «Юрлов вывел отечественную хоровую музыку на мировую сцену во всем ее объеме, придал ей подлинно мировое звучание. Он сильно двинул вперед все наше исполнительское хоровое искусство, поднял его на новую ступень. Петь сейчас так, как пели до Юрлова, невозможно».
Возвращение русской духовной музыки…
Выдающейся заслугой А.А. Юрлова перед отечественным искусством стало обращение капеллы к русской духовной музыке XVI – XVIII веков.
В 1967 году капелла под управлением А. Юрлова выступила на Международном фестивале в польском городе Быдгоще с уникальной программой русской духовной музыки. В годы хрущевских гонений на церковь и брежневской стагнации само дело возрождения уникальных памятников русской хоровой культуры XVI–XVIII веков, в том числе музыки петровской эпохи, сочинений Н. Дилецкого, В. Титова, Н. Калашникова, А. Веделя, М. Березовского, Д. Бортнянского можно приравнять к подвигу. Долгое время пребывавшие в забвении бесценные памятники русской музыкальной культуры вновь зазвучали с концертной эстрады. Это событие имело колоссальный общественный резонанс. И не только потому, что повеяло духом вольницы — в возрождавшейся традиции все почувствовали глубинные корни родной национальной культуры.
В 1966 году за выдающиеся заслуги в музыкально-исполнительском искусстве хоровой капелле было присвоено звание Академической, а в 1969 году она была удостоена Ордена Трудового Красного Знамени. На международном хоровом фестивале в Италии коллектив получил высшую награду — Премию Рима (1969).
В 1973 году после скоропостижной смерти А. Юрлова, Республиканской академической русской хоровой капелле было присвоено его имя. В 1997–1998 годах состоялся масштабный Всероссийский хоровой фестиваль «Любовь святая» памяти А.А. Юрлова, объединивший крупные музыкальные акции в 50-ти городах России, конкурсы, научно-практические конференции и «Юрловские чтения».
Нужно отдать должное достойным преемникам Александра Юрлова — Юрию Владимировичу Ухову, Станиславу Дмитриевичу Гусеву, благодаря которым долгие годы хор сохранял верность «юрловским» традициям и поддерживал статус одного из самых авторитетных музыкальных коллективов страны.
Капелла по-прежнему принимала участие в премьерах шедевров отечественной музыки XX века. Немало записей хоровых и кантатно-ораториальных произведений русской и западноевропейской музыки, сделанных юрловцами в эти годы, признаны эталонами хорового исполнительского искусства.
Юрий Ухов
Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Владимирович Ухов (1937 – 2007), ученик А. Юрлова, работал в капелле с 1964 года в качестве хормейстера. После смерти учителя он возглавлял коллектив восемь лет — до 1981 года.
Ему удалось сохранить творческий потенциал хора и продолжить поступательное движение, решая сложные художественные задачи. Под руководством Ю. Ухова капелла впервые исполнила монументальную кантату С.И. Танеева «По прочтении псалма».
Станислав Гусев
Более 23 лет, с 1981 до 2004 года, капеллу возглавлял выпускник Московской государственной консерватории, народный артист России, профессор Станислав Дмитриевич Гусев (род. в 1937). Талантливый хоровой дирижер с большим профессиональным опытом пришел в капеллу из Большого театра, где он работал хормейстером более 10 лет. С.Д. Гусев глубоко воспринял своеобразие и художественные традиции коллектива, сохранил и развил основные творческие направления в его работе. Под руководством Станислава Гусева капелла неоднократно выступала с ведущими отечественными симфоническими дирижерами — Е. Светлановым, Г. Рождественским, Ю. Темиркановым, В. Федосеевым, В. Гергиевым, Ю. Симоновым, П. Коганом, В. Ашкенази и другими блистательными музыкантами. Интересной с научной точки зрения была проделанная Станиславом Гусевым работа по расшифровке музыкального памятника русской музыки XVIII века — кантаты в честь закладки Большого Кремлевского Дворца, мастерски исполненной капеллой.
В 80-е – 90-е годы выступления коллектива украшают музыкальные фестивали: «Русская зима», «Московские звезды», «Московская осень». Капелла традиционно принимает участие в концертах на родине М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.
Под руководством С. Гусева капелла много гастролировала по стране и за рубежом. В этот период коллективом было записано более 20 дисков, шесть из которых были удостоены международных наград.
Хормейстеры
Говоря о истории капеллы, нельзя обойти вниманием вклад хормейстеров в профессиональный и творческий рост коллектива. В. Герасимова, Г. Савельев, В. Сорокин, В. Капитонов, Д. Семеновский, А. Бутусов, — представители яркой плеяды дирижеров-хормейстеров, которых отличали настоящее мастерство, редкие человеческие качества и преданность своему делу.
Свыше сорока лет хормейстером коллектива работала заслуженная артистка России Розалия Константиновна Перегудова. Придя в капеллу в 1965 году — в прославленную «юрловскую» эпоху, она навсегда связала свою жизнь и судьбу с жизнью и судьбой родного хора. Свидетельница и участник триумфальных концертов капеллы конца 60-х – начала 70-х годов, не одно поколение артистов она воспитала в славных юрловских традициях. В 2007 году коллектив капеллы торжественно отметил ее 80-летие на сцене Большого зала Московской консерватории.
КАПЕЛЛА
Смотреть что такое «КАПЕЛЛА» в других словарях:
капелла́н — капеллан … Русское словесное ударение
КАПЕЛЛА — (ср. век. лат.). 1) в римско католических церквах придел. 2) хор певчих или музыкантов. 3) небольшое здание, с образами на стенах, в котором совершается богослужение. 4) звезда первой величины в созвездии Возницы. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
КАПЕЛЛА — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Современная энциклопедия
Капелла — хоръ пѣвчихъ или музыкантовъ. Ср. Пой нотное («Отче нашъ»). Потому графъ въ столицахъ къ обѣднѣ кромѣ нотнаго ничего. Небось въ капеллахъ. Тамъ, братъ, еще и не такія ноты. А. П. Чеховъ. Пѣвчіе. Ср. Capelle (нѣм.), chapelle (фр.) собств.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАПЕЛЛА — КАПЕЛЛА, капеллы, жен. (итал. capella). 1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла. 2. Католическая часовня. || Место в католическом храме, где помещается хор (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
капелла — [пэ ], ы, жен. Большая музыкальная группа исполнителей хор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к. • А капелла (спец.) о пении: без музыкального сопровождения. II. КАПЕЛЛА [пэ ], ы, жен. В католической и англиканской архитектуре … Толковый словарь Ожегова
Капелла — (позднелат. capella, итал. cappella часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Капеллы находились в храмах… … Художественная энциклопедия
капелла — хор, оркестр, ансамбль, часовня, церковь Словарь русских синонимов. капелла сущ., кол во синонимов: 6 • ансамбль (38) • … Словарь синонимов
Капелла — (музык.; итал. capella, франц. chapelle). В капеллахсобирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые иполучили название капеллы. хор папы и придворные церк. хоры получилитоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Капелла — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАПЕЛЛА — (позднелат. capella) 1) католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.2) хор певчих (от названия часовни или церковного … Большой Энциклопедический словарь
КАПЕЛЛА
И. Г. Лицвенко.
Смотреть что такое КАПЕЛЛА в других словарях:
КАПЕЛЛА
IКапе́лла α Возничего, звезда 0,1 визуальной звёздной величины (См. Звёздная величина), светимость в 34 раза больше солнечной, расстояние от Сол. смотреть
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
капелла ж.1. (хор) choir 2. (часовня) chapel
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
Всем любителям музыки хорошо известны такие хоровые коллективы, как Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки, Республиканская хоровая кап. смотреть
КАПЕЛЛА
Капелла (лат. capella) 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе) для молитв одной семьи, хране. смотреть
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА
-ы, ж. 1.Хор певчих, а также смешанный ансамбль, состоящий из певцов и артистов, играющих на музыкальных инструментах.Государственная академическая ка. смотреть
КАПЕЛЛА
Капелла — хоръ пѣвчихъ или музыкантовъ. Ср. Пой нотное («Отче нашъ»). Потому графъ въ столицахъ къ обѣднѣ кромѣ нотнаго ничего. — Небось въ капеллах. смотреть
КАПЕЛЛА
1) Орфографическая запись слова: капелла2) Ударение в слове: кап`елла3) Деление слова на слоги (перенос слова): капелла4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
КАПЕЛЛА
1) (альфа Возничего), звезда нулевой звездной величины, одна из самых ярких в Северном полушарии. 2) (позднелат. capella) Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. 3) Хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор); коллектив исполнителей-инструменталистов. С 18 в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах. Астрономический словарь.EdwART.2010. Синонимы: ансамбль, звезда, оркестр, хор, церковь, часовня. смотреть
КАПЕЛЛА
католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме, в боковом нефе, в обходе хора, для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. А также хор певчих — от названия часовни или церковного придела, где пел хор. Кроме того, коллектив исполнителей-инструменталистов. С XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах. В современном значении К. называют обычно хор без музыкального сопровождения, а также концертный зал, в котором он выступает, например академическая К. в С.-Петербурге. смотреть
КАПЕЛЛА
Заимств. во второй половине XVIII в. из итал. яз., где cappella «хор» < лат. cappella — тж. < cappella «придел в храме, где располагается хор», с. смотреть
КАПЕЛЛА
Капелла, 1.(альфа Возничего), звезда нулевой звездной величины, одна из самых ярких в Северном полушарии. 2. (позднелат. capella) Католическая или англ. смотреть
КАПЕЛЛА
(позднелат. capella — часовня). 1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в б. смотреть
КАПЕЛЛА
(позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хо. смотреть
КАПЕЛЛА
ж.1) (хор) chœur m; chapelle f (церковная) 2) (школа певчих) maîtrise f 3) (католическая часовня) chapelle f Синонимы: ансамбль, звезда, оркестр, хор. смотреть
КАПЕЛЛА
(ит. Сappella — часовня) — в католической и англиканской храмовой архитектуре небольшое сооружение или помещение в храме или боковом нефе для молитв членов одного семейства, хранения релик-вий и других целей. Они строились в замках и дворцах, а также как отдельно стоящие здания. Капеллой может быть также домовая церковь или придел церкви. В больших храмах капеллы часто расположены в боковых нефах вдоль стен храма. В отличие от храма в ней отсутствует алтарь. смотреть