Хованщина что это такое
ХОВАНЩИНА
Полезное
Смотреть что такое «ХОВАНЩИНА» в других словарях:
ХОВАНЩИНА — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в конце апреля середине сентября 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдо … Русская история
ХОВАНЩИНА — «ХОВАНЩИНА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, цв., 121 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. В основе драмы стрелецкий бунт 1682 года.Оркестр, хор, балет Государственного академического Большого театра СССР.Дирижер Евгений… … Энциклопедия кино
хованщина — сущ., кол во синонимов: 1 • стрелецкий бунт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
“Хованщина” — “ХОВАНЩИНА”, принятое в литературе название восстания главным образом стрельцов и солдат Москвы (1682), поддержанных частью посадских людей. Вызвано ростом налогов, злоупотреблениями государственной администрации и стрелецких полковников.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Хованщина село в Кимовском районе Тульской области … Википедия
Хованщина — Werkdaten Titel: Die Fürsten Chowanski Originaltitel: Хованщина Chowanschtschina Originalsprache: russisch Musik: Modest Mussorgski Libretto … Deutsch Wikipedia
«Хованщина» — восстание и солдат, поддержанное частью жителей Москвы и её окрестностей (весна осень 1682). Вызвано злоупотреблениями боярско дворянской администрации и стрелецкой верхушки. Названо по имени начальника Стрелецкого приказа И.А. Хованского … Москва (энциклопедия)
Хованщина — («Хованщина»,) употребляемое иногда в литературе название крупного восстания в Москве в 1682, которое использовали в борьбе за власть представители феодальной верхушки, в том числе князь И. А. Хованский. См. Московское восстание 1682 … Большая советская энциклопедия
«ХОВАНЩИНА» — употребляемое иногда в лит ре назв. крупного восстания в Москве в 1682, к рое использовали в борьбе за власть представители феод. верхушки, в т. ч. князья И.А. и А.И. Хованские. См. Московское восстание 1682 … Советская историческая энциклопедия
«Хованщина» — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в апреле сентябре 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдора Алексеевича … Энциклопедический словарь
Стрелецкий бунт 1682 года
Стрелецкий бунт 1682 года – мятеж стрельцов в мае-октябре 1682 года, в ходе которого фактическим правителем российского государства стала царевна Софья Алексеевна. По имени главного руководителя восставших стрельцов Ивана Хованского бунт также часто обозначают термином «хованщина».
Предыстория конфликта
На протяжении более чем 30 лет Русским царством правил Алексей Михайлович. Он пользовался необычайным авторитетом как внутри страны, так и за ее пределами. Был дважды женат. Крайне проблематичным для Алексея Михайловича был вопрос о наследниках, поскольку:
Роды Милославских и Нарышкиных стали враждовать еще при жизни Алексея Михайловича. Они претендовали усилить свое влияние через наследников престола.
После смерти царя российский трон занял старший из его оставшихся в живых сыновей Федор. Он правил с 1676 по 1682 год. У него был единственный сын, скончавшийся еще в младенчестве. Во время его правления усилился клан Милославских. Нарышкины взяли реванш, когда после кончины Федора возвели на трон 10-летнего царевича Петра.
Причины бунта
Можно выделить 3 главных причины мятежа стрелецких войск в 1682 году:
Рядовые стрельцы еще во время правления царя Федора накопили много жалоб по отношению к начальству. Их основные претензии:
Повод к мятежу
Непосредственным поводом к мятежу стали слухи, распространенные Милославскими. 15 мая 1682 года Иван Милославский вместе с племянником Петром Толстым объехали все места проживания стрельцов и рассказали им о том, что Нарышкины убили царевича Ивана (данные события должны быть хорошо известны широкой аудитории благодаря роману «Петр Первый» Алексея Толстого).
Вооруженные стрельцы стали собираться под стенами московского Кремля. Живой и невредимый Иван был предъявлен разъяренной толпе, но это уже не смогло остановитць начало бунта.
Ход восстания
Хронологически в бунте выделяются 3 этапа:
Начало бунта
Мятеж начался с кровавых событий у стен московского Кремля 15 мая. Один из главных представителей партии Нарышкиных Артамон Матвеев почти сумел успокоить толпу. Это был пожилой государственный деятель, возглавлявший правительство в последние годы царствования Алексея Михайловича. Его сдержанная и разумная речь в некоторой степени охладила стрельцов. Но тут в дело вмешался Михаил Долгоруков. Он фактически возглавлял Стрелецкий приказ. Формальным руководителем был его отец, старый и тяжело больной Юрий Долгоруков. Гневная речь Михаила разозлила стрельцов. Они схватили его и растерзали прямо на глазах у царевичей.
После того, как пролилась первая кровь, стрельцов уже было не остановить. С 15 по 18 мая они подвергали мучительным пыткам и казням многих сторонников Нарышкиных. Жертвами неправосудной расправы стали:
Больше всего стрельцы пытались отыскать младшего брата царицы Натальи Ивана Нарышкина. Он обладал большими политическими амбициями и считался одним из главных конкурентов Милославских. София настояла на его выдаче. Она заявила, что стрельцы не успокоятся и растерзают всех во дворце, если Иван продолжит в нем прятаться. Наталья Кирилловна была вынуждена уступить. Ее брата долго пытали перед казнью, но он держался мужественно и никого не оговорил. После его смерти расправы над боярами прекратились.
В дальнейшем события разворачивались следующим образом:
Опасаясь дальнейших преследований за неправомерные расправы, стрельцы также подают челобитную о том, чтобы на Лобном месте был установлен памятный столб. На нем не просто указывались имена всех убитых в ходе бунта 15-18 мая бояр, но и перечислялись якобы совершенные ими «злодеяния».
«Хованщина»
Период с июня по середину августа 1682 года часто называют «Хованщиной». В это время необычайно усилилось влияние главы Стрелецкого приказа Ивана Андреевича Хованского по прозвищу «Тараруй» («Пустомеля»). Практически все требования стрельцов мгновенно выполнялись, бояре пребывали в постоянном страхе расправы. Ключевыми событиями данного периода являются:
Заключительный период
София понимала, что вседозволенность стрельцов под предводительством Хованского угрожает благополучию всей царской семьи и решилась на активные действия.
Главные события финального этапа противостояния:
ХОВАНЩИНА
Один их этапов стрелецкого бунта 1682 года, когда во главе стрельцов царевной Софьей был поставлен князь И.А. Хованский.
Хованский и старообрядцы
После майских событий Стрелецкого бунта 1682 г. стрельцы потребовали от правительства установить на Лобном месте памятный столб, на котором были выбиты имена и провинности погибших бояр во время бунта. Тем самым стрельцы стремились обезопасить себя от расследования тех расправ и бесчинств, устроенных ими накануне. Из всех «начальных людей» стрелецкого войска завоевать их расположение удалось только князю Ивану Андреевичу Хованскому, поэтому в условиях смуты он был назначен царевной Софьей руководителем выступивших за неё стрельцов. Несмотря на удовлетворение всех требований стрельцов, они так и не покинули Кремль, оставшись в нем якобы для охраны существующего порядка. В стрелецкие полки в это время стали прибывать старообрядцы, почувствовавшие шаткость положение нового правительства, недовольство народа. Для них это был шанс вернуть утраченные позиции после раскола. Хованский во многом поддержал движение старообрядцев и выступил за проведение диспута, предложенного ими. На Красной площади в присутствии многочисленной толпы старообрядцы хотели провести открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры. Большинство населения было настроено решительно, а подчас радикально против действующей власти, поэтому ни церковь, ни царевна Софья не желали проводить его на глазах неуправляемой толпы. Но Хованский поддержал эту идею старообрядцев.
Теологический диспут
Патриарх и царевна Софья вынуждены были согласиться, но с существенной оговоркой, местом диспута была объявлена Грановитая палата Московского Кремля. 5 июля процессия староверов со свечами, иконами Богоматери и Страшного суда, религиозными книгами вошла в Кремль. Оппонентами стали действующий патриарх Иоаким, а со стороны старообрядцев Хованским был выбран суздальский священник Никита Пустосвят. Ожесточенный спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Новое заседание решили провести через неделю. Старообрядцы, покинув Кремль, обратились на Красной площади к толпе народа со словами о своей победе. Но на следующее утро царевна София приказала схватить их: Никита Пустосвят был обезглавлен на Лобном месте, а его сотоварищи разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать и продолжать распространение раскола. Хованскому удалось спасти лишь нескольких старообрядцев, которым он гарантировал безопасность.
Противостояние между стрельцами и царевной Софьей
Несмотря на расправу над старообрядцами, стрельцы во главе с Хованским сохранили свое положение, пусть и разорвав отношения со сторонниками старой веры. Но царевна Софья вынашивала план с целью прекращения всевластия стрельцов в Москве. 19 августа должен был состояться крестный ход в Донском монастыре, в котором по обычаю должны были принимать участие члены царской фамилии. Воспользовавшись этим, царская семья в полном составе под конвоем царской охраны выехала в монастырь, но по дороге свернула в Коломенское — подмосковное имение царской семьи, откуда они по просёлочным дорогам, в объезд Москвы, к 14 сентября добрались до села Воздвиженского на Ярославской дороге, располагавшегося близ Троице-Сергиева монастыря. Отсюда Софья призвала оставшихся верными ей членов Боярской думы прибыть к ней.
После того, как Хованский узнал об этом, он вместе с сыном Андреем отправился в село Воздвиженское для переговоров с царевной Софьей, но по дороге был схвачен отрядом во главе с князем Н.М. Лыковым и доставлен вместе с сыном в качестве пленника, был обвинен в измене и незамедлительно казнён. Царевна Софья была настроена крайне решительно и отправилась под защиту стен Троице-Сергиева монастыря, одновременно объявив о созыве дворянского ополчения. Столь стремительные и жесткие действия, обескуражили стрельцов, чье положение становилось все более шатким. В отсутствии предводителя, находясь перед лицом военного столкновения, утратив поддержку в народе, стрельцы в октябре послали челобитную, в которой признавались в своих преступлениях и просили снести памятный столб, установленный на Лобном месте на Красной площади. Софья потребовала выдачи помощника Хованского – Алексея Юдина, заместителя командира Воробинского полка и ревностного старовера. После его показательной казни, в ноябре царский двор вернулся в столицу.
Три девушки стояли у черты. Хованщина
Три девушки стояли у черты. Хованщина
посвящаяется русским, попавшим в геноцид по национальному признаку на территории бывшей БССР
Излюбленное народными сказаниями постоение реальности на «трех китах».
О чём собстенно начало? Опера русского композитора Модеста Мусоргского «Хованщина».
Существовало когда-то одно старинное сказание повествующее о трех девицах во времена Владимирской Руси, которые пожелали быть выданными замуж за Киевского князя. Как оберег и дар, каждая носила исключительно ею лично избранный пояс. И этот малозначительный казалось бы предмет одеяния, предопределил судьбу каждой из девушек-претенденток на престол Киева.
Три девушки стояли у черты. МАРФА.
— Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет.
— Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и славы венцом покроется имя твое. Прости.
Имя Марфа почерпнуто из Евангелистических историй, как имя одной из жен-мироносиц, причем не самой любимой и тогда, в начале христианского повига, её Учителем.
Удивительными глазами посмотрела на судьбу Марфы когда-то Марина Цветаева, на судьбу вечно вторых, без которых первые просто немыслимы.
Тем не менее, произведение не было бы русским, останься Марфа в том отведенном ей христианском прообразе сестры Марии и воскрешённого Лазаря.
В «Хованщине» Марфа наделена не только со-Вестью. Но и со-Знанием. Причем к её пророчествам совершенно серьезно относятся все сталкивавшиеся с девушкой. И духовник Дисофей, и бывший жених Хованский, и возлюбленный царевны Софьи князь Голицын.
Отдадим должное гению Мусоргского, который не запер светлый ум Марфы с столь любимые мастерами потусторонние сны, приходящие из мира Нави. Нет и ещё раз нет. Марфа получает свои сведения о будущем в совершенно сознательном состоянии. Как жрица, как волхв, как:
— Волхвы не боятся могучих владык! Правдив и свободен их грешный язык и с волей Господнею дружен! (Пушкин)
Марфа и собственного зримого ею неоднократно будущего не пугается. Она внутренне готова принять любой удел дарованный Богом.
— Словно свечи божие,
Мы с ним скоро затеплимся.
Окрест братья во пламени,
А в дыму и в огне души носятся!
Но игумен останавливает всякий раз такие речи:
К тому ли дню призывает старовер свою духовную дочь, убеждая любить князя Андрея Хованского, который не станет в итоге мужем и возлюбленным немецкой девушки Эммы, а взойдет на костер вместе со скитом Марфы.
«Звуки труб раздаются еще ближе. Костер все более и более разгорается.
Досифей и ЧЕРНОРЯЖЦЫ
Господа правды исповемы ничто же лишит нас!
МАРФА
Вспомни, помяни светлый миг!
АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ
О Эмма, Эмма!
ДОСИФЕЙ и ЧЕРНОРЯЖЦЫ
Аминь!
Черноряжцы погибают в пламени. К скиту подходят трубачи, а за ними «потешная» рота: они отступают в ужасе при виде костра.
Три девушки стояли у черты. Эмма
Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены меццо-сопрано и сопрано. И если в европейской традиции такая разница заложена только диапазоном, то в русской – меццо-сопрано имеет более глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный по сравнению с центральным и высоким сопрано.
Меццо-сопрано – это Марина Мнишек (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»), Любаша (опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста»), Графиня (опера Чайковского «Пиковая дама»), Далила (опера «Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Фрика ( «Кольца Нибелунга» Р. Вагнера).
Сопрано звучит в партиях Людмилы (опера Глинки «Руслан и Людмила»), Наташи Ростовой («Война и мир» Прокофьева), Шемаханская царица и Снегурочка (оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Снегурочка»), Саломея из одноимённой оперы.
Девушки согласно действу оперы становятся невольными конкурентками за сердце молодого Хованского. Причем любовный треугольник создает своим поведением именно княжич Андрей, бросив горячо любившую его русскую раскольницу ради немецкой девушки. Национальность героинь, думается, имеет неслучайный характер.
Эмма, как видно из повествования, скромная, не умеющая за себя постоять под натиском грубости и варварства русского барчука, пугающаяся действительности в чужой стране, с непонятными и угрожающими жизни порядками, где человек, убивший её отца, издевавшийся над матерью, изгнавший жениха, способен лаской и угрозами добиваться расположения и близости.
Заметим, что привычка брать понравившееся силой заложена в обоих Хованских: и в отце, и в сыне. Причем, в своих амбициях и притязаниях ни один не готов уступить не только кому бы то ни было, но и друг другу. Большого труда стоит Игумену Досифею вразумить князей на противостояние не друг другу, а разрушителям исконной русской христианской веры. И с той же запальчивостью, которая только что была явлена в противоборстве за тело Эммы, больший Хованский готов расправиться с врагами православия. О сыне же его можно сказать только одно в создавшемся историческом конфликте: молодому человеку ни до чего нет дела, кроме собственных желаний и прихотей.
Ни отец «батька» московских стрельцов, ни его сынок симпатий у Эммы вызвать не могут. Тогда в чем причина её общения с такими ужасными людьми? Лютеранский пастор. Как за Марфой стоит Досифей, указующим персом и защитой от коварства мира, так за Эммой – её духовник.
Жалуясь Василию Глицину на недостойное поведение князей Хованских по отношению к его прихожанке лютеранский священник использует это как повод для выказывания совершенно недвусмысленного прошения, смогущего загладить в глазах немецкой паствы такое оскорбление:
— Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены.
— Я предложил бы вам, пастор, поскромнее мечтать.
— Рехнулись что ли вы иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить. Да, кстати: сегодня я жду к себе на совещанье Хованского, senior, и, что важно, Досифея; встреча с ними удобна ли вам будет, скажите?
Разумеется, не удобна. Но настанет время – немецкая слободка вспомнит этот ответ. Придет день и час Эммануила, в переводе звучащем, как Эмма – с нами бог.
Три девушки стояли у черты. СОФЬЯ
Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от «женщины властолюбивой и сильной», от царевны. Грустное это чтиво. Любовное послание перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют «свет мой», «батюшка мой». Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной.
— Победихом, посрамихом, пререкохом,
Пререкохом и препрехом ересь.
Ересь нечестия и зла стремнины вражие.
Хитрая и мудрая Софья вступает в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу.
Теперь регентша при малолетних братьях-царевичах ломает с помощью новой веры хребет вырвавшимся на свободу солдафонам. Вон слышны голоса идущей брани:
— Победихом и препрахом никонианцев лжеучение,
Насадихом вертоград господень, Соблюдихом веру правую,
во славу зиждителя вселенныя!
— Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!
Но сцены в опере «Хованщина» еи глаголят о царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате.
Вот уже и «свет мой» Василий Голицин выдворяется из Москвы.
— Свершилося решение судьбы неумолимой и грозной, как сам страшный судия! Князь Голицин., властелин всевластный, князь Голицын, гордость Руси целой, – опально выслан вдаль, а здесь от поезда печального его одни лишь колеи остались.
София было династическим именем семьи Романовых. Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого.
Екатерина II и жена ее сына Мария Федоровна в лютеранстве, до венчания, носили имена София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза соответственно. А в XIX веке это имя было второстепенной частью первоначальных имен императриц Марии Александровны и Марии Федоровны.
Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии «Горе от ума».
Три девушки стояли у черты. СУСАННА
Есть ещё одна женская партия в этом произведении. Действо третье. Картина первая. Одинокая мучающаяся от неразделенной любви Марфа доверяет свои мысли небесам, пытаясь найти ответ: как поступать ей дальше со своей любовной историей, которая видится девушке в греховном свете пред богом.
— Разлюбил ты младешеньку,
Загубил ты на волюшке,
Так ночуешь в неволе злой
Опостылую, злую раскольницу.
— Боже, боже мой! Беса отжени от меня яростного.
Сковала сердце мне жажда мести неугомонная.
(Марфе)
Ты, ты искусила меня, ты обольстила меня, ты вселила в меня адской злобы дух. На суд, на братнин суд, на грозный церкви суд! Про чары злые твои я на суде повем, я там воздвигну тебе костер пылающий!
Но гневу на сестру во Христе не суждено опалить неожиданно обнажившуюся перед другими душу Марфы. Духовник Досифей ступает в перепалку с мати Сусанной:
— Ты. Ты, Сусанна. Белиала и бесов угодница, яростью твоею ад создался! А за тобою бесов легионы мчатся, несутся, скачут и пляшут! Дщерь Белиала, изыди! Исчадье адово, изыди! (Сусанна поспешно уходит.) Ну ее! Утекла, кажись. Ах ты, моя касатка, потерпи маленько и послужишь крепко веси древлей и святой Руси, ее же ищем.
Когда Дисифей убеждает юную девушку:
— Марфа! Дитя ты мое болезное!
Меня прости! Из грешных первый аз есмь!
Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет.
Мати Сусанна стоит на другом:
— Чур. чур меня! Косным глаголом, речью бесовскою ты искусила меня!
Если обратиться к Евангелиям, отталкиваясь от мысли, что они имеют неоспоримое влияние на истово верующую женщину, то кроме мельком упомянутой у апостола Луки Сусанны, именем своим послужившей Христу в числе прочих жен, таким же редким на Руси именем зовут еврейскую ветхозаветную жену.
Таков ли был замысел у Модеста Мусоргского, когда давались имена героиням «Хованщины», определённо утверждать невозможно.
Остается надеяться, что в информационном поле планеты останется место и для музыки Модеста Мусоргского.
Хованщина что это такое
М.П. Мусоргский опера «Хованщина»
«Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. Взяв за основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта 1682 года, Модест Петрович Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, уверенными мазками композиторского таланта отразив в звучании как беснующуюся толпу, так и спокойные островки разума посреди бушующих страстей. К сожалению, произведение не было исполнено при жизни автора, так что он так и не узнал, какое влияние оно оказало на современников, и как запало в душу поклонникам его таланта, являясь отражением мятежного внутреннего мира Модеста Петровича…
В письме, датированным 1872 годом и адресованном В.В. Стасову, Мусоргский написал: «Прошу считать сию эпистолу по порядку нумерации № 1-м, ибо произойдут последовательно и другие эпистолы, вкусов и заквасок разных, но по предмету стрелецкому. Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда». С этого момента началась кропотливая, полная тяжелых творческих мук и метаний работа над оперой.
Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица:
Голос
Описание
Краткое содержание «Хованщины»
«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра.
В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.
Фото:
Интересные факты
Известные арии и номера из оперы «Хованщина»
История создания и постановки «Хованщины»
Большой срок, целый 131 год прошел с начала сценической жизни «Хованщины». Опера, наполненная парадоксами, не укладывающаяся в привычные рамки – и поэтому несправедливо исправленная, доработанная вопреки желаниям автора.
Первое исполнение относится к 1886 году, когда «Хованщину» в редакции Н.А. Римского-Корсакова поставил Музыкально-драматический кружок из г. Санкт-Петербурга в зале Кононова. Постановка прошла практически незамеченной, так как новаторство, принизывающее всю оперу, просто не могло показать себя во всей красе, будучи передано любителями из музыкального кружка. Тем более Римский-Корсаков значительно «облагородил» оперу, сообразно своему музыкальному вкусу, исправив острые углы, сгладив и упростив гармонический язык, превратив историческую народную драму в статическое «действо в костюмах». Но при этом ни в коей мере нельзя умалять заслуги композитора, полностью завершившего и обнародовавшего оперу скончавшегося товарища в 1883 году. Взяв на себя безвозмездно такой тяжелейший труд, Николай Андреевич открыл миру это произведение, чем заслужил безмерную благодарность потомков.
С появлением «Хованщины» связано интересное наблюдение. Обычно, после появления таких масштабных произведений, начиналось их бурное обсуждение, разгорались жаркие споры между приверженцами разных движений. Взять хотя бы нашумевшего « Бориса Годунова »! Здесь же ничего подобного не было. Отчасти это объяснялось коренной переделкой идеи композитора. В статичном представлении, получившимся в итоге, не о чем было спорить, не о чем рассуждать. И лишь спустя долгие годы, опера начала понемногу сбрасывать с себя нагромождение штампов и неправильных трактовок, освобождая заложенную внутри идею, которую хотел бы увидеть Мусоргский …
Правда, один жаркий спор все же был. В 1913 году состоялась первая заграничная постановка оперы. Стравинский вместе с Равелем частично переделали оперу, восстановив отдельные фрагменты по рукописям Мусоргского и заново написав финал. Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом». Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского.
Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д.Д. Шостаковича. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично – на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению.
Эта же оркестровка была взята Р. Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Дирижировал С. Ельцин. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений.
В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга.
Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения.
В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Киршнер. Постановка была очень тепло принята публикой.
В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д.Д. Шостаковича, дирижер – Ю.Л. Кочнев.
В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер – американец Семен Бычков, театральный режиссер – Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями. Большинство склонилось к единодушному мнению, что оркестр и сцена были разорваны друг от друга, и если бы не волшебное исполнение музыки, то это был бы полный провал.
Так, все действия происходили в очень ограниченном пространстве, в жуткой тесноте. Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти». Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо. Большие сомнения вызвали и образы, созданные режиссером. Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже – всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки (но не музыки!), которое выразилось в едином зрительском «Бу!», единственного, чего удостоился Додин по окончанию оперы. Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне.
В 2015 году – тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер – А.Н. Лазарев. Режиссер – А.Б. Титель. За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год.
Историческая точность в образах персонажей «Хованщины»
«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так – будто случайно это делается».
«М.П. Мусоргский. Литературное наследие»
В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была – на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.
Образы
Вспомогательные персонажи оперы
Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ – как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже – в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.
Такая вот краткая история этого сложного и противоречивого произведения. Как видите, тернист и нелегок был его путь, сложна судьба. Но благодаря силе «народной» музыки, благодаря стараниям друзей и сподвижников Мусоргского , «Хованщина» до сих пор остается на сцене, открывая зрителю все новые грани своего сложного внутреннего мира. К сожалению, многими театральными режиссерами до сих пор не понят тот факт, что трактовка массовых сцен обязательно должна быть в динамическом ключе! Статика, которая все нивелирует, превращает оперу в вялотекущее музыкальное представление. Раскрыть оперу в плане движения, «народных волнений» – вот главная задача режиссера. Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Модест Мусоргский «Хованщина»