Хребет дьявола о чем
Рецензия на фильм «Хребет дьявола» 2001
«Хребет дьявола» (исп. El espinazo del diablo) — фильм 2001 года мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо. Фильм завоевал несколько призов, но находится в тени следующего в дилогии «Лабиринт Фавна».
В России его премьера состоялась только в 2007 году, видимо прокатчики решили, что фильм малопривлекательный и некоммерческий. Однако, на мой взгляд, он сильнее и глубже, чем «Лабиринт Фавна». Почему – объясню.
Благодаря помощи Санти дети заманивают Хасинто в ловушку, ранят его заостренными палками и затем сталкивают в бассейн, где того утягивает на дно злополучное проклятое золото. Хасинто умирает в объятиях поквитавшегося с ним Санти, а выжившие дети покидают разрушенный приют.
Авиабомба, упавшая на приют – в данном случае выглядит как божья длань. Судьба. Символ необратимого. Нельзя предотвратить то, что начертано самой судьбой.
Призрак Санти – это ангел-хранитель детей, своего рода спаситель их от подонка Хасинто и его банды. Он защищает мальчиков, поскольку в реальном мире других защитников у них нет.
Бассейн – истинный Грааль. В него Хасинто скидывает еще живого Санти и тот перерождается после своей смерти. Становится защитником детей.
Доктор Касарес – свергнутый бог. У меня была ассоц и ац и я с Одином. Он построил прекрасный мир и не учел в нем одной маленькой детали, а именно Хасинто. Бог умер в данном сюжете.
Убитая Хасинто его юная невеста Кончита – дева Мария данного сюжета. Символ женского благородства.
И в фильме множество других аллегорий, которые перечислять смысла нет. Фильм очень глубокий и заставляющий задуматься, откуда в человеке берется зло, что есть выбор совести, как возникает тоталитарная система и даже куда катится мир. Тут все это подается тонко и очень грамотно. Профессионально. И если шедевр Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки» на мой взгляд переоцененное произведение, то «Хребет дьявола» сильно недооцененное. «Хребет дьявола» несмотря на очень простой язык и отсутствие «сказочной страны» в итоге перевешивает другой киношедевр Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна».
Моя личная оценка – десять баллов из десяти! То есть шедевр на множество просмотров. Причем каждый раз, просмотрев, будешь находить что-то новое и раскрывать незамеченные ранее детали.
drugoe_kino
ДРУГОЕ КИНО
Смотрим. Пишем. Обсуждаем.
Чувства, застывшие во времени
Гильермо Дель Торо — один из известнейших мексиканских режиссеров. Его славу в первую очередь составили жанровые эксперименты. Он — один из немногих фильммейкеров Латинской Америки, кто старается делать высококлассные фильмы ужасов. Уже его дебют, «вампирская» картина «Хронос», стяжала незаурядный успех и получила приз критиков на Каннском кинофестивале. Следующая работа, «Мутанты», снята в США. Впрочем, Дель Торо удержался от соблазна вступить на путь превращения в сугубо голливудского постановщика. В прошлом году в нашем прокате шла его картина «Лабиринт Фавна». «Хребет дьявола» (его сопродюсером выступил Педро Альмодовар), как и «Лабиринт», является частью мистической трилогии, действие которой разворачивается в Испании во времена гражданской войны 1930-х годов. Заключительный фильм «3993» должен выйти в следующем году.
Но в этом и заключается особенность авторской манеры Гильермо Дель Торо. Ситуации с призраками, таинственными убийствами, зловещими комнатами он использует не для того, чтобы пощекотать зрителям нервы, а как повод, чтобы задуматься над серьезнейшими вещами: одиночеством, назначением человека в мире, жизнью и смертью. Любители жанровых конструкций могут употребить термин «арт-хоррор», но, если быть точным, речь идет о настоящей, выдержанной в европейских традициях, драме. Это справедливо и для «Лабиринта Фавна», и для «Хроноса». Именно такая высокая драма разворачивается и в мистических декорациях «Хребта дьявола». Здесь нет до конца виновных, целиком плохих — каждый несет свое бремя судьбы, даже убийца, который вырос без родителей и так и остался на всю жизнь одичалым от одиночества напуганным мальчишкой. Каждый бьется за свою правду, большинство — гибнет. А эмоциональным итогом становится не страх, а большая, искренняя, до комка в горле, печаль. Взросление и возмужание дается слишком дорогой ценой. И время не лечит старые раны — оно лишь консервирует страсти и боль. Гильермо Дель Торо удалось создать историю о детстве и одиночестве для всех, независимо от возраста и страны. Поэтому так запоминается заключительный закадровый монолог: «Что такое призрак?… Призрак — это чувства, застывшие во времени. Призрак — это я». Неповторимая тональность авторской искренности даже после финальных титров звучит долгим эхом.
«Хребет дьявола»: Рецензия Киноафиши
«Кольская сверхглубокая» по-американски.
В 1970-х годах небольшой город под названием Шукум-Хиллз в Кентукки существовал преимущественно за счет расположенной здесь шахты по добыче угля. Пока однажды одного из горняков не утащила неведомая сила. Это событие вынудило почти всех местных жителей покинуть родные места. В настоящем времени группа геологов под руководством Арианны пытается отыскать заброшенный город, чтобы изучить образовавшиеся здесь воронки. Однако вскоре становится ясно, что молодым людям следовало прислушаться к предостережениям немногочисленных старожилов и вернуться туда, откуда приехали.
С выхода дебютного фильма режиссера Брэдли Паркера «Запретная зона» прошло девять лет, но тема городов-призраков, населенных кровожадными существами, его по-прежнему не оставляет. Параллелей с предыдущей работой Паркера у «Хребта дьявола» немало: на смену Чернобылю приходит Шукум-Хиллз, безбашенные экстремалы превращаются в одержимых исследованием геологов, да и монстры в двух фильмах очень похожи. И само собой, для обеих групп поездки оборачиваются катастрофой.
Идейно «Хребет дьявола» выглядит как условный ответ на недавнюю «Кольскую сверхглубокую», потому что заигрывает с теорией заговора, согласно которой изучаемая героями воронка – неудачная попытка американцев вырыть свой «колодец в ад». Обсуждая правдивость этого предположения, герои вспоминают о записи со странными звуками, якобы сделанной на Кольской сверхглубокой скважине, и неожиданно для самих себя понимают, что в корне друг с другом не согласны по поводу того, что они найдут на дне воронки в Шукум-Хиллз. Руководитель группы Даррен интересуется непонятной записью лишь с точки зрения науки и любую странность склонен рационализировать. А вот другой участник экспедиции – Шон – при всей своей вере в науку в ад верит не меньше. Из этого конфликта рационального и чувственного внутри группы людей, отрезанных от мира, могла бы получиться любопытная сюжетная линия, но, увы, создатели не стали ее развивать.
Вообще «Хребет дьявола» очень долго раскачивается: динамичным он становится примерно на 40-й минуте, когда герои наконец добираются до воронки и бесцеремонно ломают решетку, которую местные жители поставили в надежде защититься от того, что обитает на дне. За это время зритель узнает, что у Даррена зашкаливает тщеславие, ученость Шона не мешает ему верить в бога, а проводница Арианна явно что-то скрывает, потому что слишком уж она молчаливая. Позже появится некий Шутман – не просто свидетель событий 1970-х годов, но и отец погибшего шахтера, который выскажет свою теорию о том, что же находится на дне воронки. Сомнений нет: под их ногами преисподняя – и каждому придется отвечать за свои грехи. Если и так, то ад этот – довольно примитивный, а монстры в нем слишком неуклюжие, чтобы зваться демонами.
Больше всего в фильме впечатляет изображение тоннелей, в которых обитают эти кровожадные склизкие чудовища. Все сцены под землей снимались в пещерах Аппалачских гор с использованием подсветки кроваво-красного оттенка. Это производит сильное впечатление и даже почти заставляет забыть о том, что вблизи ни одного монстра увидеть так и не удастся, а их логово будет показано лишь затуманенным взглядом парализованных героев.
«Хребет дьявола» не впечатлит любителей сплэттеров, потому что ни одно убийство в фильме не показывается в красках: жертв просто утягивают в облака газа, и даже поломанные ноги одного из героев выглядят вовсе не страшно. Но фанаты саспенса (хотя в данном случае и не всегда убедительного) наверняка найдут эту картину занимательной.
Хребет дьявола
Гильермо дель Торо
Антонио Трасоррас
Давид Муньос
Федерико Луппи
Иньиго Гарсес
Фернандо Тьельве
Мариса Паредес
Эдуардо Норьега
Только на территории России:
«Хребет дьявола» (исп. El espinazo del diablo ) — фильм 2001 года мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо.
Содержание
Описание
Это первый фильм задуманной трилогии дель Торо («Хребет дьявола» (2001), «Лабиринт Фавна» (2006), третья часть «3993» должна была появиться на экранах в 2009 году). Сценарий был написан дель Торо ещё во время учёбы в колледже, более 15 лет до съёмок, на основе личных переживаний и воспоминаний Гильермо. Фильм получил Гран-при на кинофестивале в Амстердаме за лучший европейский фантастический фильм, а также был удостоен региональной премии MTV по Латинской Америке. Премьерный показ состоялся 20 апреля 2001 года в Испании. В России фильм вышел лишь 1 февраля 2007 года, ограниченным числом копий, на волне успеха другого фильма режиссёра — «Лабиринт Фавна». Сам режиссёр называет этот фильм лучшим своим творением.
Сюжет
Действие фильма разворачивается в Испании, в 1939 году, на исходе Гражданской войны. Опекун, коммунист, друг и однополчанин погибшего отца тринадцатилетнего Карлоса, спасаясь от франкистов, оставляет мальчика в приюте «Санта-Люсия» в маленькой деревеньке, откуда до ближайшего города день ходьбы. Доктор Касарес и одноногая директриса Кармен, люди в возрасте, также испытывают сочувствие к республиканцам. В сейфе ими хранится золото, которое хочет выкрасть бывший воспитанник Хасинто, продолжающий жить в приюте вместе со своей невестой Кончитой, ради этой цели ставший любовником Кармен.
Хайме также посвящён в тайну смерти Санти: он своими глазами видел, как Хасинто толкнул Санти, когда мальчик застукал его за попыткой взломать сейф, в результате чего тот ударился головой об угол; после содеянного Хасинто связал Санти и бросил в бассейн в подвале. Призрак Санти попросил Карлоса привести к нему Хасинто, чтобы отомстить убийце.
Будучи в городе, Касарес видит казнь схваченных франкистами друзей, и, опасаясь, что вскоре очередь может дойти и до них, принимает решение полностью эвакуировать приют. Хасинто требует отдать ему золото, и разгневанная директриса выгоняет его. Но совсем скоро Хасинто возвращается, чтобы поджечь приют, от чего гибнут большинство детей, директриса, учителя и тяжело ранен доктор Касарес. Хасинто вместе со своими дружками убивает спешащую за помощью в город невесту Кончиту, когда та отказывается присоединиться к нему. Мальчикам в одиночку, без взрослых, одними только заострёнными палками приходится противостоять вооружённой банде Хасинто, возвратившейся за золотом. Но никакого золота в беспорядке пожара найти не удаётся, поэтому союзники Хасинто покидают его.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Эдуардо Норьега | Хасинто Хасинто |
Мариса Паредес | Кармен Кармен |
Федерико Луппи | Касарес Касарес |
Фернандо Тьельве | Карлос Карлос |
Иньиго Гарсес | Хайме Хайме |
Ирене Виседо | Кончита Кончита |
Хосе-Мануэль Лоренцо | Марсело Марсело |
Хунио Вальверде | Санти Санти |
Награды
Фильм был удостоен шести наград (МКФ в Амстердаме за лучший европейский фантастический фильм, Кинофестиваль в Жерармере (Франция) за режиссуру, премия Фернандо Тьелве как лучшему юному актёру) и семи номинаций на награды («Гойя» за костюмы и спецэффекты, «Плата» — Эдуардо Норьега как лучшему актёру).
Ссылки
Хронос (1993) • Мутанты (1997) • Хребет дьявола (2001) • Блэйд 2 (2002) • Хеллбой: Герой из пекла (2004) • Лабиринт фавна (2006) • Хеллбой 2: Золотая армия (2008) • Тихоокеанский рубеж (2013)
Хребет дьявола (фильм)
Хребет дьявола (фильм)
Гильермо дель Торо
Антонио Трасоррас
Давид Муньос
Федерико Луппи
Иньиго Гарсес
Фернандо Тьельве
Мариса Паредес
Эдуардо Норьега
«Хребет дьявола» (исп. El espinazo del diablo ) — фильм 2001 года мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо.
Содержание
Описание
Это первый фильм задуманной трилогии дель Торо («Хребет дьявола» (2001), «Лабиринт Фавна» (2006), третья часть «3993» должна была появиться на экранах в 2009 году). Сценарий был написан дель Торо ещё во время учёбы в колледже, более 15 лет до съёмок, на основе личных переживаний и воспоминаний Гильермо. Фильм получил Гран-при на кинофестивале в Амстердаме за лучший европейский фантастический фильм, а также был удостоен региональной премии MTV по Латинской Америке. Премьерный показ состоялся 20 апреля 2001 года в Испании. В России фильм вышел лишь 1 февраля 2007 года, ограниченным числом копий, на волне успеха другого фильма режиссёра — «Лабиринт Фавна». Сам режиссёр называет этот фильм лучшим своим творением.
Сюжет
Действие фильма разворачивается в Испании, в 1939 году, на исходе Гражданской войны. Опекун, коммунист, друг и однополчанин погибшего отца тринадцатилетнего Карлоса, спасаясь от франкистов, оставляет мальчика в приюте «Санта-Люсия» в маленькой деревеньке, откуда до ближайшего города день ходьбы. Доктор Касарес и одноногая директриса Кармен, люди в возрасте, также испытывают сочувствие к республиканцам. В сейфе ими хранится золото, которое хочет выкрасть бывший воспитанник Хасинто, продолжающий жить в приюте вместе со своей невестой Кончитой, ради этой цели ставший любовником Кармен.
Будучи в городе, Касарес видит казнь схваченных франкистами друзей, и, опасаясь, что вскоре очередь может дойти и до них, принимает решение полностью эвакуировать приют. Хасинто требует отдать ему золото, и разгневанная директриса выгоняет его. Но совсем скоро Хасинто возвращается, чтобы поджечь приют, от чего гибнут большинство детей, директриса, учителя и тяжело ранен доктор Касарес. Хасинто вместе со своими дружками убивает спешащую за помощью в город невесту Кончиту, когда та отказывается присоединиться к нему. Мальчикам в одиночку, без взрослых, одними только заострёнными палками приходится противостоять вооружённой банде Хасинто, возвратившейся за золотом. Но никакого золота в беспорядке пожара найти не удаётся, поэтому союзники Хасинто покидают его.
Актёры
Награды
Фильм был удостоен шести наград (МКФ в Амстердаме за лучший европейский фантастический фильм, Кинофестиваль в Жерармере (Франция) за режиссуру, премия Фернандо Тьелве как лучшему юному актёру) и семи номинаций на награды («Гойя» за костюмы и спецэффекты, «Плата» − Эдуардо Норьега как лучшему актёру).
Ссылки
Хронос (1993) • Мутанты (1997) • Хребет дьявола (2001) • Блэйд II (2002) • Хеллбой: Герой из пекла (2004) • Лабиринт Фавна (2006) • Хеллбой 2: Золотая армия (2008) • Хоббит (2011/2012)