Художественная гимнастика многоборье что это
«Небесные грации» на гимнастическом ковре. Их пришли поддержать семь олимпийских чемпионок
В Москве на «ВТБ Арене» стартовал турнир «Небесная грация», организованный благотворительным фондом Алины Кабаевой. В первый день гимнастки соревновались в двух видах многоборья — в упражнении с обручем и мячом. Самые цепляющие фотомоменты турнира смотрите в галерее «Матч ТВ».
Участницы турнира из тринадцати стран смотрят церемонию открытия. На сцене — семь олимпийских чемпионок разных лет: Евгения Канаева, Екатерина Серебрянская, Лори Фанг, Алина Кабаева, Александра Тимошенко, Юлия Барсукова и Маргарита Мамун. У каждой из них на ладони появилась светящаяся искра. Искры с семи ладоней объединились в одну общую и рассыпались звездами на ночном небе, изображенном на огромном экране.
Лала Крамаренко исполняет поворот в заднем равновесии в упражнении с обручем.
Гимнастка из Венгрии София Бернат в упражнении с мячом.
Наталья Усова из Узбекистана выполняет упражнение с мячом.
Австралийская гимнастка Александра Кирой-Богатырева выполняет элемент с мячом.
Лала Крамаренко в повороте панше в упражнении с мячом.
Алина Кабаева поддерживает участниц турнира.
Лала Крамаренко исполняет свой именной элемент «Крамаренко» — пируэт с согнутой ногой.
В завершение первого дня соревнований дети из танцевальных школ устроили танцевальный флешмоб — на ковре одновременно находилось не меньше сотни человек.
Отдельно стоит сказать, что все участники мероприятия предъявляли QR-код для получения аккредитации, а также сдавали тест на коронавирус не позднее чем за 48 часов до прихода на арену.
Будущая звезда русской гимнастики разрывает на турнире Кабаевой. Его проводят по винтажным правилам
Экспериментальный международный турнир «Небесная грация» по художественной гимнастике стартовал в Москве. Провести такого рода соревнования было идеей олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Экспериментальность заключается в правилах — здесь программы составляются и оцениваются по правилам цикла 2001-2005. Участие принимают гимнастки из стран, которые были представлены на Олимпиаде-2020 в Токио.
Александра Кирой-Богатырева (Австралия)
Анна Каменщикова (Белоруссия)
Леонор Божанова (Болгария)
София Бернат (Венгрия)
Кетеван Арболишвили (Грузия)
Илона Додзин (Израиль)
Мартина Брамбилла (Италия)
Роза Абитова (Казахстан)
Карина Каменецки (Канада)
Гретель Мендоса (Куба)
Марина Мальпика (Мексика)
Наталья Усова (Узбекистан)
Николь Красюк (Украина)
Пия Ковачич (Хорватия)
От России выступает третий номер сборной Лала Крамаренко. В первый день соревнований девушки выполнили упражнения с обручем и мячом.
Лала Крамаренко идеально выступила с обручем. Гимнастка подготовила отдельное упражнение под экспериментальный формат турнира. Здесь Лала смогла показать свой главный козырь — долгие и быстрые вращения. Крамаренко открыла упражнение сложным комбинированным поворотом, а завершила своим фирменным вращением. Сама программа наполненная и смотрится намного разнообразнее и интереснее, чем при современной системе оценки. За такое выступление Лала получила 36,65 балла. Из них 17,60 за сложность и 9,40 за артистизм. После завершения первого вида россиянка лидировала с отрывом в 4 балла.
Мяч также гимнастка прошла отлично. Видно, как Крамаренко удобны эти правила, потому что технически эта спортсменка может не ограничивать себя в количестве поворотов и уровне рисков. Так же, как и с обручем, Лале было поставлено новое упражнение, которое мы сможем увидеть только на этом необычном турнире. Свой фирменный поворот гимнастка может исполнять с разными предметами, что она и демонстрирует. За мяч Крамаренко получила 35,30 балла, 16,10 за сложность и 9,50 за артистизм.
По итогам двух упражнений россиянка лидирует с оценкой 71,95. Вслед за ней идет Анна Каменьщикова из Белоруссии (64,15) и Кетеван Арболишвили из Грузии (62,05).
Помимо соревнований во время проведения турнира нашлось место и для элементов шоу. Красочное открытие провели почетные гости турнира: Лори Фанг, Екатерина Серебрянская, Александра Тимошенко, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, Маргарита Мамун и Евгения Канаева. Каждой было предоставлено слово, разбавлялось это выступлением юных гимнастов и гимнасток. Видно, насколько организаторы хотели выделить этот турнир из общей массы соревнований по художественной гимнастике.
После завершения первого дня соревнований зрителей ждал флешмоб с участием гимнасток разных спортивных школ. Главное — мы впервые за долгое время увидели на ковре всех почетных гостей турнира, в том числе и Алину Кабаеву, которая вышла с лентой.
Во второй день девушки завершат выступление в многоборье с булавами и лентой. А после церемонии награждения будет гала-вечер с участницами турнира и приглашенными гостями.
Сетевое издание Спорт24
Главный редактор: Авакян С.Г.
Учредитель: ООО «Спорт24»
СМИ Зарегистрировано 17.05.2018 года Роскомнадзором за номером Эл № ФС77‑72812
Мужское и женское многоборье: тонкости различных дисциплин спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика включает в себя ряд самостоятельных дисциплин, каждая из которых по-своему сложна и уникальна. При этом некоторые разделы этого вида спорта входят в программу физической подготовки спортсменов иных направлений. Рассмотрим нюансы гимнастического многоборья женских и мужских программ.
Гимнастическое многоборье для женщин
Дисциплины спортивной гимнастики делятся на женские и мужские. Существует несколько дисциплин, в которых соревнуется прекрасный пол.
Брусья разной высоты
Изначально на снаряде выполнялись в основном несложные элементы, что было обусловлено тем, что расстояние между жердями было небольшим. С 60-х годов прошлого столетия величина между брусьями увеличилась, что позволило гимнасткам значительно расширить арсенал гимнастических упражнений и показать в полной мере красоту этой дисциплины. Вместе с тем выступления спортсменок стали походить на мужские программы, которые выполнялись на перекладинах.
Современные композиции на брусьях начинаются с наскока, затем осуществляются всевозможные маховые движения и обороты, полетные упражнения. Легкие элементы обычно используются в качестве связки между сложными по технике исполнения упражнениями, которыми и пытаются гимнастки удивить судей. Тяжелыми по технике выполнения элементами считаются:
Завершается программа соскоком.
Снаряд представляет собой большой брус, покрытый кожей. Выступление на нем условно можно поделить на три этапа:
Начаться программа может с простого прыжка на брус или с акробатических элементов. Гимнастки любят выполнять перемахи, вертикальный шпагат, кувырки, перекидки, горизонтальные упоры с выходом в стойку, круги.
Прыжки могут осуществляться с поворотами или без них, при этом их выполнение возможно не только на ноге, но и животе, спине. В общей сложности упражнения отличаются положением тела гимнастки, например, в позиции согнувшись или в группировке. Усложнение программы возможно за счет добавления упражнений с разведением ног в шпагат.
Заканчивается выступление соскоком. Обычно это однократное или многократное сальто вперед либо назад. Вся композиция длится не более 90 секунд.
Опорные прыжки
Этот вид прыжков составляет отдельную группу ввиду специфики его выполнения. Техника выполнения опорного прыжка такова:
Длина дорожки для разбега достигает от 20 до 30 метров, а высота специального снаряда – от 130 до 140 см.
В процессе прыжка гимнастка выполняет различные акробатические элементы, которые оценивает жюри по сложности исполнения. Судьи берут в расчет, в том числе момент приземления. Если гимнастка упала после прыжка, то это может существенно повлиять на итоговую оценку не в лучшую сторону.
Опорные прыжки подразделяют на:
В современных программах по опорным прыжкам гимнастки часто выполняют прыжки без сальто, но с переворотами в любое направление (вперед, назад, боком).
Двухфазовые прыжки (поворот на 360 градусов в первой части, сальто вперед во второй части) появились в женских комбинациях тоже не сразу. Первыми спортсменками, которые позаимствовали такие элементы из мужской программы, стали Давидова и Корбут. Эти упражнения сложны, поэтому и сегодня редко исполняются на соревнованиях. Рекордный прыжок зафиксирован у Продуновой Елены.
Аналогом «прыжков Щербо» в мужском выступлении является «прыжок Юрченко». Он представляет собой прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. Исполняется этот трюк ввиду сложности нечасто, хотя техника его выполнения хорошо изучена.
Вольные упражнения
Продолжительность вольных упражнений не превышает 90 секунд. Показательное выступление у женщин сопровождается музыкальным аккомпанементом. Судьи оценивают сложность упражнений, отсутствие технических ошибок, уровень хореографической подготовки. Во время выступления гимнасткам нельзя выходить за пределы ковра или падать, показывать элементы, находясь на одном и том же месте.
Классы упражнений, которые демонстрируют спортсменки:
Наличие технических ошибок при выполнении технических действий значительно уменьшает шансы гимнасток на победу в соревнованиях.
Гимнастическое многоборье для мужчин
Спортивная гимнастика для мужчин включает следующие дисциплины:
Вольные упражнения
Демонстрация соревновательной программы осуществляется на том же помосте, что и у женщин. Отличие мужских выступлений от женских состоит в технике выполнения упражнений и отсутствии музыкального сопровождения. Продолжительность вольной программы у мужчин составляет 70 секунд.
Все элементы подразделяются на следующие классы:
Если гимнаст использует связки, то получает дополнительную надбавку к итоговой оценке. При этом связующие элементы не должны повторяться.
Опорные прыжки
Мужчина в процессе прыжка демонстрирует больше сложных элементов по сравнению с женщинами.
Техника последней группы элементов еще мало изучена, а потому встречается крайне редко на международных соревнованиях.
Комбинация упражнений состоит из таких структурных групп:
Маховые движения можно усложнить прыжками или поворотами. Во время выполнения махов ногами гимнасты часто совершают ошибки. Это связано с тем, что для исполнения маховых движений требуется определенный уровень мастерства.
Основными элементами на коне являются круги. Они подразделяются на движения с поворотами по ходу вращения или в противотемп либо без них. Круг – это перемахи через боковую плоскость двумя ногами, которые выполняются друг за другом. Наиболее сложным по исполнению является элемент Деласала-Томаса. Смотрятся круги эффектно и судьи ставят высокий балл, если нет претензий к технике исполнения.
При выполнении кругов гимнаст использует всю поверхность коня. Очень сложными считаются элементы, в которых требуется упор только на одну ручку. Еще одно тяжелое в исполнении упражнение – «винт». Его противоположностью является элемент с поворотом по ходу вращения. Также имеется интересный элемент, представляющий собой связку кругов с поворотом на одной ручке – «Флоп». По правилам в одной комбинации больше двух флопов использовать нельзя. Заканчивается выступление соскоком.
Кольца
Снаряд представляет собой два кольца, которые подвешены на специальных тросах. Выполняется конструкция из материала, который практически невозможно согнуть или деформировать. Подвешивают кольца на высоту до трех метров от поверхности пола. Их диаметр составляет около 20 см, а расстояние между ними – порядка полуметра.
У последнего упражнения есть элемент-антагонист – «Обратный самолет». Его особенность состоит в том, что спина гимнаста смотрит в пол, а живот направлен к потолку.
Параллельные брусья
На этом снаряде занимаются только мужчины, у женщин аналогом являются разновысокие брусья. Высота снаряда от пола составляет два метра. Под брусьями в целях безопасности располагают маты. Гимнасты при выполнении программы сочетают маховые и силовые упражнения. Спортсмены исполняют статические элементы, движения с махами, вращениями, сальто. Упражнения на брусьях выполняются поперечно или продольно. Структурные группы:
Сальто вперед или назад завершает выступление спортсменов.
Перекладина
Спортсмены демонстрируют членам жюри всевозможные виды висов и хватов, например, снизу или сверху, обратный. Судьи оценивают не только технику исполнения, но и связки элементов. Одними из сложнейших упражнений на турнике считаются вращения. Когда спортсмен выполняет такой трюк, он не должен касаться телом перекладины. Выполняются вращения на одной или двух руках.
Согласно правилам, все разрешенные упражнения можно распределить по структурным группам:
В данной дисциплине соскок также является завершающим элементом выступления гимнаста.
Федерации
На территории РФ организацией, отвечающей за проведение мужского и женского многоборья, является ФСГР (Федерация спортивной гимнастики России). Она представляет интересы отечественных спортсменов на европейских и международных соревнованиях, координирует развитие гимнастики на территории страны, содействует в создании условий для подготовки профессионалов (тренеров, судей). Практически в каждом российском регионе есть филиалы ФСГР.
Федерация международного уровня (ФИЖ) представляет спортсменов сразу нескольких направлений: акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Организация не только занимается проведением спортивных мероприятий международного масштаба, но и разрабатывает регламенты, на основании которых судьи оценивают выступления гимнастов. Федерация образована летом 1881 года в Бельгии.
Еще одна крупная организация – Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Союз основан в 1982 году и отвечает за проведение соревнований на территории Европы.
Историческая справка о развитии спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика официально вошла в программу Олимпийских игр в XIX веке, однако некоторые ее элементы активно использовались еще до официального признания дисциплины. Например, упражнения, выполняемые на снарядах, были популярными в Европе в конце XVIII века. В то время выступления спортсменов были весьма примитивны, а техника реализации гимнастических движений была примитивной. Но, несмотря на это, этот вид спорта уже в то время успел завоевать любовь и симпатию зрителей.
Первые соревнования начали проводиться во второй половине XIX века. В этот же период спортивную гимнастику как летний вид спорта включили в олимпийскую программу, однако принимать участие в состязаниях могли исключительно мужчины. В 1923 году Олимпийский комитет внес поправки в действующее на то время законодательство, и дорога в большой спорт открылась, в том числе для женского дивизиона.
Первые чемпионаты мира по спортивной гимнастике были проведены в начале XX века. Однако такие мероприятия проходили на нерегулярной основе (примерно раз 2-4 года). Как правило, самыми мастеровитыми спортсменами в этом виде спорта считались граждане Италии, Чехословакии, Венгрии, США, Франции, Германии и других стран.
Появление спортивной гимнастики в РФ
Гимнастика появилась в России примерно в то же время, что и в Западной Европе. Петр I и полководец Суворов считали гимнастические упражнения хорошим средством для поддержания тела в тонусе, воспитания воли, дисциплины, терпения и упорства. Первыми гимнастами в нашей стране можно считать солдат.
Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафтом в северной столице были открыты первые курсы для обучения гимнастическому искусству. Программа подготовки была рассчитана на два года. Чуть позже было основано общество российских гимнастов. Его возглавил В. А. Гиляровский. Благодаря его активной позиции поклонники этого вида спорта на собственные средства открыли в Москве первый зал, в котором проходили занятия по спортивной гимнастике. Помещение было оснащено всем необходимым – от инвентаря до снарядов.
Становление спортивной гимнастики как полноценной дисциплины пришлось на 80 – 90-е года XIX столетия. В это же время в Москве состоялись первые соревнования. Немного позже спортивная гимнастика была включена в программу физической подготовки юношей в мужских учебных заведениях.
Популяризация спортивной дисциплины началась в начале XX века. В этот период во многих регионах Советского союза открывались курсы, кружки для взрослых и детей, проводились регулярные соревнования. Особым толчком в развитии спортивной гимнастики в СССР явилась состоявшаяся в 20-х годах Спартакиада. В Первой всесоюзной спартакиаде приняло участие пять команд гимнастов. Спустя пять лет соревнование было проведено повторно, а в мероприятии приняло участие намного больше команд. С этого времени такие чемпионаты стали проводить на регулярной основе.
В 1934 году были введены свод правил и система спортивных титулов. В середине прошлого столетия советская федерация гимнастики была включена в состав европейской и международной организаций, после чего советские гимнасты стали выступать на Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах.
Учебные пособия
Представленные ниже издания помогут новичкам не только разобраться в техниках правильного выполнения упражнений, но и узнать поближе о судьбах профессиональных гимнастов.
Пособие будет полезно не только для начинающих спортсменов, но и тренеров. Книга охватывает вопросы основ гимнастики, описывает тонкости тренировок для отдельных дисциплин: брусьев, колец, коня, перекладины. Все представленные техники предназначены для разных возрастных групп, а также в отдельности для каждого пола.
Иногда, чтобы досконально разобраться в спортивной дисциплине, стоит окунуться в изнанку соревнований и понять, по каким критериям оценивают члены жюри гимнастов. По этой причине издание будет полезно не только для экспертов, но и обычных спортсменов. В пособии подробно представлены методы и средства судейства, а также способы ухода от субъективной оценки.
В издании представлены ценные советы гимнастам. Изюминкой работы является оригинальная подача материала – в форме диалога тренера и юной спортсменки. Из книги читатель узнает о том, чем живет профессионал, как грамотно построить карьеру, откуда черпать мотивацию для продолжения дела всей жизни.
В завершение следует отметить, что в гимнастических направлениях мужского и женского многоборья есть масса тонкостей. При этом не стоит забывать о том, что путь к вершине каждой из дисциплин складывается из упорных и регулярных тренировок.
Алина Кабаева: «Желаю Лале Крамаренко победить на Олимпийских играх!»
Статья опубликована в газете под заголовком: «Алина Кабаева: «Желаю Лале Крамаренко победить на Олимпийских играх!»»
В Москве завершился первый день турнира «Небесная грация». Он проходит по уникальным правилам, которые являются симбиозом правил 2001-2005 годов и новых правил, которые будут действовать в следующем олимпийском цикле. По итогам соревнований в двух видах многоборья — с мячом и обручем — уверенно лидирует россиянка Лала Крамаренко. Итоги первого дня долгожданных соревнований подвела олимпийская чемпионка Алина Кабаева.
У некоторых девочек в карточке было по 20 элементов вместо девяти
— Еще когда я смотрела Олимпиаду 2016 года в Рио, я увидела, что с гимнастикой происходит что-то не то, — призналась Алина Кабаева. — Сначала я не понимала, что, а потом поняла, что правила художественной гимнастики очень упростили. Убрали сложные элементы, и она перестала быть такой зрелищной, уникальной, как это было всегда. Ведь почему гимнастика уникальна? Чтобы ей заниматься, нужно иметь уникальные физические данные. Я все-таки полжизни отдала этому виду спорта, мне не все равно, и я имею право это говорить. И поэтому я решила провести экспериментальный турнир и показать не на теории, а на практике, какой может быть гимнастика при других правилах.
— Есть перспектива, что этот турнир посмотрят руководители международной федерации и что-то поменяют в актуальных правилах?
— Еще до пандемии нас приглашали в Швейцарию в штаб-квартиру международной федерации. Там было большое совещание, нам дали слово, и мы показали фильм о том, каким мы видим развитие художественной гимнастики. Поэтому диалог идет. Но здесь я бы хотела сделать акцент на том, что стоит давать слово не только тренерам или судьям. Давайте спросим у спортсменок, которые выступают: по каким правилам им удобно? каким они видят развитие? Пока я о таком не слышала. В будущем хотелось бы все эти моменты обсуждать вместе со спортсменками.
— На этом турнире выступали гимнастки из таких стран, как Куба и Мексика. Как вам их выступления?
— Мы пригласили представительниц трех стран, где, на мой взгляд, есть перспектива: это Австралия, Мексика и Куба. Я очень рада, что приехала девочка из Кубы. У них не было сеньорки, и приехала юниорка. Она выступает по взрослым правилам, и довольно успешно. У нее большой потенциал.
— Поделитесь впечатлениями от первого дня турнира. Гимнастки справляются с новыми правилами?
— У них был всего месяц после чемпионата мира. И за это время они сделали абсолютно новые программы, кардинально все поменяли и добавили больше элементов. Например, если в основных правилах ты можешь делать только 9 элементов и 3 смешанных элемента, то у нас не было никаких ограничений, и у некоторых девочек в карточках было по 20 и более элементов. Не зря, когда открывала турнир, я сказала, что на нем будет сложно победить. Здесь правила намного сложнее, чем на официальных соревнованиях.
Планируем сделать турнир ежегодным
— Почему сейчас стало так мало уникальных, узнаваемых элементов, которые присутствовали в гимнастике в ваше время?
— Все дело в правилах. 2001-2005 годы называли золотым временем для художественной гимнастики. Было очень много сложных, уникальных элементов, они ценились и дорого стоили. Сейчас же пошли на упрощение, убрали большинство сложных элементов. Появился стандарт, который могут сделать многие. И получается, что все девочки делают одинаковые элементы. А талантливые, уникальные девочки, которые могут сделать больше, не делают — потому что это не ценится! Мне, честно говоря, от этого очень грустно. Но не все потеряно, мы готовы работать с международной федерацией, и надеюсь, что в будущем ситуация изменится. Конечно, работа с предметом тоже очень важна, но хочется, чтобы это был симбиоз. Не нужно перекосов ни в одну сторону.
— Что сами гимнастки — участницы «Небесной грации» говорят о новых правилах?
— Например, Роза Абитова в интервью сказала: «Это мои правила, я мечтала по ним выступать! Мне очень комфортно и интересно». Потому что она уникальная гимнастка. Это все-таки спорт высших достижений. Я не против массового спорта, но если у вас не будет кумиров, которые поведут за собой, то и массового спорта не будет. Приведу пример: я очень хорошо общаюсь, дружу с Еленой Исинбаевой. На днях мы говорили, и я ее пригласила на турнир. Она спросила, в чем суть. Я говорю: «Ну вот смотри, ты прыгнула 5,06 м, а тебе говорят: «Лен, ты слишком высоко прыгаешь! За тобой другие страны не успевают!» На что Лена ответила: «Потому что я не разрешаю!» Это, конечно, шутка, но смотрите: даже олимпийский девиз — «Быстрее! Выше! Сильнее!». Зачем усреднять?
— После первого дня турнира лидирует россиянка Лала Крамаренко. Как вам ее выступления?
— Лала — уникальная гимнастка, и благодаря таким правилам она может показать свои физические данные. У Лалы очень большой потенциал. Впереди еще три года до Олимпиады, я ей желаю удачи. Шикарная, красивая девочка! Желаю не сдаваться, идти вперед и победить на Олимпийских играх!
— Станет ли турнир «Небесная грация» традиционным?
— Мы хотим, чтобы он стал ежегодным, и планируем приглашать 10 лучших стран по результатам последнего чемпионата мира.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter