Художественно эстетическое развитие что входит
Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Олеся Немальцева
Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности:Н. А. Ветлугина
А. А. Мелик-Пашаев Л. А. Парамонова
Художественная – эстетическая деятельность будет осуществляться успешно если будет:
-Тесная связь с искусством.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности.
Создание эстетической развивающей среды. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.
В детском саду работает кружок по изобразительному искусству.
Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца;
рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно:лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.
Задачи обучения в младшей группе (3-4 года)
Готовить к восприятию произведений искусства;
Готовить детей к посещению театра;
Приобщать к декоративной деятельности;
Способствовать развитию певческих навыков;
Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Задачи обучения в средней группе (4-5 лет)
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
Познакомить с архитектурой;
Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; Обогащать представления детей об искусстве;
Продолжать развивать интерес к лепке;
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются :
Музыкальный инструмент (электропианино) для проведения музыкальных занятий. Эффективно используются раздевалки: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.
Важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям;
физическое развитие; социально-коммуникативное развитие;познавательное и речевое развитие.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются музыкальный уголок, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
Образовательную деятельность на занятиях изо, музыки, конструирования, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли.
В детском саду организована работа дополнительных образовательных услуг:
Занятия по физкультуре
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
Направления работы музыкального руководителя:
проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей; разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; музыкальное сопровождение игр; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; участие в концертной деятельности; сотрудничество со школой.
Направления работы инструктора по физической культуре:
согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания; участие в праздниках.
Направления работы воспитателя:
использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. Участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического воспитания в группе: организация уголка детского творчества, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для поделок; работа с родителями в системе художественно- эстетического воспитания;
В летний период 2 раза в неделю проводились занятия по православной культуре
Эти занятия способствуют активному освоению и познанию детьми православного искусства. Приобщают детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Раскрывают основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Вводят детей в круг основных православных праздников, показывают их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
По окончании курса, прошли праздники с приглашением родителей и отцом Иоаном. Дети с удовольствием исполняли песни, танцевали, рассказывали стихотворения и показали сказку.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы) «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества» «Рисунок.
«Якутские узоры». Художественно-эстетическое развитие дошкольников В современное время гармоническое развитие личности невозможно без эстетического чувства, которое включает емкие многогранные понятия. Воспитание.
Художественно — эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации Все дети очень любят смотреть телевизор, а особенно мультфильмы. В силу своей восприимчивости дети легко усваивают с экрана модель поведения.
Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Использование нетрадиционных техник рисований в НОД. Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим.
О способах привлечения родителей к решению годовой задачи «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Выступление на педагогическом совете О способах привлечения родителей к решению годовой задачи ДОУ «Художественно эстетическое развитие.
План саморазвития «Развитие коллективных творческих способностей у дошкольников через художественно-эстетическое воспитание» План-программа профессионального саморазвития педагога на 2013-2016 учебный год Тема: «Развитие коллективных творческих способностей у детей.
Выступление на РМО воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС до» Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас всех видеть Тема нашей сегодняшней встречи: 1. «Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Татьяна
Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
Эстетическое воспитание
– это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – музыкальная, изобразительная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является развитие у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал эстетическое в поведении человека как форму проявления его нравственности. Границы между нравственным и эстетическим условны. Воспитывая эстетически, мы совершенствуем нравственные качества человека, его представления о добре и зле, долге и чести, совести, дружбе. В этом основное значение эстетического воспитания.
Еще в 70 годы ХХ века, в целом положительно оценивая систему эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, Н. И. Киященко отмечал, что сделана попытка поставить некоторые вопросы, без решения которых не может быть построена система воспитания и развития: сущность эстетического развития, его отличие от художественного, роль условий жизни и быта, соотношение между различными воспитательными средствами.
Весь круг выдвинутых автором вопросов находится в тесной зависимости между собой.
Что же принято сегодня понимать под художественным развитием, которое, моделируя разнообразные проявления жизни, способно через искусство ярко раскрывать эстетическую и духовную ценность?
М. С. Коган в книге «Человеческая теория ценностей» определяет художественное воспитание исходя из понимания художественной культуры. По его мнению, художественная культура это:
1) всеобщее пространство художественной деятельности, т. е. охватывает все ее разнообразные проявления – литературные, музыкальные, сценические и пластические, киноискусство и т. д. ;
2) художественная культура характеризуется общим для всего мира искусственно-художественным содержанием – определенным образом представлением о мире и человеке, а затем и творческим методом и художественным стилем, в котором эти представления воплощаются;
3) художественная культура представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности.
Исходя из такого понимания художественной культуры, художественное воспитание в широком смысле этого слова, представляет собой способ включения личности в художественную культуру общества.
Художественноевоспитание предполагает:
1) воспитание любви к искусству и художественного вкуса
2) развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)
3) сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства.
Художественное воспитание
– целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей более широкое включение личности в художественную жизнь общества. Решение этой задачи имеет 2 уровня:
1. Приобщить личность к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм.
2. Приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов, начиная с древнейших времен и включая художественную культуру всех народов мира.
Такая структура художественного воспитания объясняется тем, что великое искусство переживает время своего создания и входит как необходимый компонент в художественную культуру каждой новой эпохи; точно также искусство каждого народа принадлежит всему человечеству, органично входя в жизнь других народов.
Художественноевоспитание предполагает объединение трех направлений воспитательной деятельности:
1. Художественного воспитания в узком смысле слова, т. е. воспитание художественного вкуса как психологического механизма, способного обеспечить адекватное восприятие искусства и формирование художественного сознания – взглядов, позиций, идеалов.
2. Художественного образования, имеющего целью расширение знаний человека в области истории и теории искусства.
3. Художественного научения, призванного развивать способности к художественному творчеству в одной или нескольких областях искусства (независимо от того, станет ли человек профессионалом или любителем).
Эстетическое воспитание
– понятие гораздо более широкое, чем воспитание художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности. Эстетическая культура человека предполагает развитость всей его чувственной сферы («эстетическое» значит «чувственное», эмоционально откликающейся на многообразные явления природы и самые различные стороны действительности. Главным критерием тут служит наличие чувства прекрасного.
В эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная. Воспитание, в процессе которого осуществляется художественное развитие детей, имеет большие возможности, но процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
При этом под развитием мы будем понимать особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно предполагающий качественные преобразования.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное развитие в человеке эстетического отношения к действительности, «формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».
Основными задачами эстетического воспитания в отечественной педагогике принято считать:
1. Воспитание и развитие у человека эстетического восприятия, эстетических чувств, эмоций, переживаний, воспитание эстетического вкуса, т. е. умения понимать прекрасное в жизни, в искусстве.
2. Эстетический вкус выражается в оценочном суждении. Он отражает определенный эстетический идеал, который свидетельствует о способности человека понимать сущность прекрасного.
3. Развитиеэстетического отношения к действительности: умение и стремление вносить красоту в окружающую жизнь
По мнению Ветлугиной Н. А. особое значение имеет формирование эстетического отношения к действительности, которое начинается уже в раннем детстве. В эстетическое отношение ребенка к окружающему входит его эмоциональный отклик на прекрасное, его творческая деятельность, стремление к оценке гармоничных сочетаний красок, звуков и т. д. А. А. Мелик-Пашаев эстетическое отношение определяет как особое восприятие и оценку окружающей жизни; как художественную практику детей; как адекватное восприятие произведений искусства.
Главным средством художественного воспитания является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного воспитания, когда искусство обладает эстетической ценностью. Вот почему «художественное и эстетическое воспитание стянуты в один узел».[26,c.18] Поэтому правомерен термин «художественно-эстетическое воспитание«.
В дошкольном возрасте дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности. Характерная особенность трактовки эстетического воспитания в детском саду состоит в том, что это целенаправленный процесс, организованный в единую систему и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
Н. А. Ветлугина в теории эстетического воспитания дошкольниковотмечает важность системного подхода и определяет его основные признаки:
а) целостность эстетического воспитания как подструктура всестороннего воспитания и развития;
б) определяющая роль задач воспитания обучения в эстетическом развитии ребенка;
в) совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребенка при руководящей роли взрослого;
г) взаимовлияние частей этой подсистемы.
Каждый из перечисленных признаков имеет определенное место в процессе формирования личности.
Характеризуя системный подход в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина пишет, что все компоненты эстетического воспитания тесно взаимосвязаны, хотя одни являются ведущими, определяющими, другие – более производными. Они воздействуют на личность каждого ребенка в целом, проходя сквозь призму его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Очень важно, указывает автор, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В этой связи к перечисленным выше задачам системы эстетического воспитания следует отнести (по мнению И. Ф. Харламова)и такие как:
– формирование эстетических потребностей в области искусства;
– овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;
– приобщение детей к художественному творчеству, раскрытие их склонностей и способностей.
Система художественно-эстетического воспитания и развития является органичной частью общечеловеческого воспитания; в основе ее организации, как отмечает И. Ф. Харламов, лежат следующие основные принципы.
1. Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества (его суть в том, что эстетические явления жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности). Эстетическое воспитание не ограничивается сферой искусства и тем более каким-либо одним его видом. Эстетическое воспитание должно происходить непрерывно и повсеместно в ходе приобретения знаний, в процессе научения навыкам любой деятельности, во всех контактах ребенка с окружающей средой.
2. Принцип единства художественного и общего психического развития (художественно-эстетическая деятельность обеспечивает интенсивное развитие воображения детей, их эмоциональной сферы, памяти, речи, мышления).
3. Принцип последовательности предполагает постоянное совершенствование эстетических чувств, вкусов, расширение эмоциональной сферы и т. п.
4. Принцип эстетизации всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения детей по законам красоты.
Названные принципы целесообразно дополнить теми, которые подчеркивают своеобразие художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. В программе «Творчество», например, разработанной авторским коллективом под руководством А. И. Смоляр, художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников строится в соответствии с принципами: учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности; природосообразности; создания художественно-творческого пространства; комплексности.
Все предпосылки художественно-эстетического развитиядетей тесно связаны с игрой: они ее создают и в ней создаются, развиваются и укрепляются. Художественный потенциал игрового опыта ребенка огромен, игровой опыт выступает основным фактором художественно-эстетического развития детей. Этому будет посвящен отдельный параграф в настоящей главе.
Принцип природосообразности предполагает учет природы ребенка и природы искусства (дошкольное детство самоценно, это один из самых важных этапов в жизни ребенка).
Принцип создания художественно-творческой среды через совместную эстетическую деятельность и деятельное общение. Описанию среды как фактору художественно-эстетического развития будет посвящен материал во второй главе нашей работы.
В художественно-эстетическом развитии комплексность понимается как единство разных видов деятельности,в котором соблюдаются следующие условия:
а) научно-обоснованное содержание и методы;
б) осуществление задач нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания и развития;
в) возникновение новых возможностей и путей художественного освоения действительности, обогащение детей различными способами передачи образного содержания, сознания поисковых ситуаций, формирование творческих способностей.
Принцип комплексности проявляется в том, что содержание работы с детьми строится в соответствии с единой целью (развитие эстетического отношения к миру, имеет одни психологическое предпосылки, общую направленность творческих заданий и игр, раскрывается через тематическое единство, выражается в методической стратегии проведения занятий. Процесс художественно-эстетического воспитания и развития ребенка (детей) строится таким образом, что искусство становится основой жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Комплексность воспитания предполагает решение всех актуальных проблем системной организации художественно-эстетического воспитания и развития, в том числе и реализацию принципа преемственности как одного из основополагающих принципов в формировании и развитии системы воспитания подрастающего поколения. Совершенствованию преемственности в процессе художественно-эстетического воспитания способствует тесная связь между комплексом педагогических воздействий в ДОУ и в школе и процессом художественно-эстетического развития детей. Преемственность предусматривает использование наиболее эффективных форм, средств и методов художественно-эстетического воспитания; выявление новых форм, средств, при опоре на достигнутый уровень художественно-эстетического развития детей. Значимость данной проблемы сейчас особенно возрастает в связи с созданием экспериментальных программ по различным видам искусства (ИЗО, музыке, а также комплексных.
Итак, можно сделать некоторые выводы.
Эстетическое развитие – понятие гораздо более широкое, чем развитие художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности.
Главным средством художественного развития является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного развития, когда искусство обладает эстетической ценностью. Поэтому можно говорить о единстве художественного и эстетического развития.
Основными задачами художественно-эстетического развитияс нашей точки зрения являются:
• развитие у человека эстетического восприятия;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие эстетического отношения к действительности;
• воспитание любви к искусству и художественного вкуса;
• развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать);
• сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства;
• широкое включение личности в художественную жизнь общества;
• приобщение личности к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм;
• приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов.
Принципами художественно-эстетического развития дошкольников являются:
• принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества;
• принцип единства художественного и общего психического развития;
• принцип последовательности;
• принцип эстетизации всей детской жизни;
• принцип учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности;
• принцип природосообразности;
• принцип создания художественно-творческого пространства;
• принцип комплексности.
Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Цветок в вазе» Цели: учить вырезать детали по нарисованному контору; закреплять умение работать с клеем; воспитывать любовь к цветам. Интеграция образовательных.
Художественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.
Художественно-эстетическое развитие «Платье для мамы» В преддверии праздника Дня Матери я со своими дошколятами сделала подарки для мам. А решили мы подарить мамам платья, которые с любовью.
Художественно-эстетическое развитие в средней группе. Фотоотчет Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием,.
Художественно-эстетическое развитие. Выставка «Мир добрыми глазами» Совместная организованная деятельность воспитателя и детей подготовительной группы по освоению образовательных программ. Художественно.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.