Как сделать дайджест в библиотеке

Дайджест

Добавлено в закладки: 0

Что такое дайджест?Описание и определение термина.

Дайджест – термин, в переводе означающий «краткое изложение». Применительно к области СМИ, он означает издание, которое специализируется на размещении кратких аннотаций самых значимых публикаций в других изданиях за определенный период. Данный формат часто используется в новостных публикациях. Дайждестом также называют любую подборку выдержек на определенную тему, собранных из различных источников. В формате дайджеста работают многие Интернет-ресурсы. Дайджест (от англ. digest — краткое изложение, резюме; от лат. digerere — разделять) в СМИ — информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования.

В более широком значении дайджест — это подборка выдержек из различных источников на определенную тематику. К примеру, справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ размещает дайджесты журнала «Русский язык за рубежом», а Химический портал ChemPort.ru — «Органический дайджест» в разделе «Новости науки». Слово дайджест входит в название ряда изданий, которые специализируются на перепечатке чужих материалов (как правило, в сокращенном и систематизированном виде). К таким изданиям относится «Ридерз Дайджест» (Reader’s Digest) — ежемесячный литературно-политический журнал США.

История

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеПрактика составления различных тематических подборок и «кратких изложений» возникла еще в древности. Наиболее известными являются Дигесты (Digesta или Pandectae) – собрание отрывков из сочинений римских юристов, составившее основную часть византийской кодификации права, известной под позднейшим названием Свод цивильного права (Corpus juris civilis). Из древнеславянских «кратких изложений» в качестве примера можно привести Златоструй — книгу, которая была составлена в древней Болгарии. Она содержит (в наиболее полной редакции) 136 статей, выбранных из творений Иоанна Златоуста. Изборник Святослава — вторая по древности (после «Остромирова евангелия») древнеславянская рукописная книга, представляет собой извлечения из творений отцов церкви. К этому же типу сочинений относится и Катехизис — книга, содержащая основные положения христианского вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.

Латинское слово digestum (мн. ч. – digesta) означало «извлечение, обобщение», от глагола digerere – распределять, располагать по порядку, описывать, систематизировать, воспринимать, усваивать.

В Древнем Риме «дигестами» называли сборники систематически расположенных кратких извлечений из законов и сочинений юристов. Самый известный пример – «Дигесты Юстиниана», свод римского права, созданный в VI веке н. э. в Византии при императоре Юстиниане. По сути, это были краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускриптах.

В XIV веке слово digest появляется в английском языке, где приобретает также значение «справочник, компендиум; список, каталог; понимать, воспринимать, перерабатывать информацию»

Аналогичные современным дайджестам периодические издания получили широкое распространение в конце XVII – XVIII в., однако само слово дайджест тогда не использовалось. Дайджесты выходили под заглавиями типа «Extrakt» (экстракт), «Anmerkungen» (примечания), «Auszügе» (выдержки) и др.

Дайджесты в России

В России первые дайджесты появились в XVII веке. Для обозначения этого понятия использовалось заимствованное из голландского языка слово куранты. Куранты составляли в Посольском приказе для царя и Боярской думы на основе немецких и голландских газет. В настоящее время слово «куранты» используется как исторический термин для обозначения русских обзоров европейской прессы XVII — начала XVIII в. В XVIII столетии в Коллегии иностранных дел использовали слово «экстракт». Экстрактами называли не только обзоры прессы, но и краткие изложения (в рукописном или печатном виде) других документов.

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеСлово «дайджест» вошло в русский язык только в XX веке. Национальный корпус русского языка впервые фиксирует его в 1993 г., хотя отдельные дайджесты стали выходить уже в 1980-х гг.. В феврале 1989 года в Ленинграде начал издаваться еженедельник «Дайджест 24 часа», в логотипе которого значилось «Обзор отечественной и зарубежной прессы»[источник не указан 590 дней]. Издание до сих пор выходит в том же формате с той же регулярностью[источник не указан 590 дней]. Дайджест газеты «Куранты» под названием «Дайджест-Куранты» выходил с 1991 г. В 1991 г. вышел и первый номер русского издания журнала «Ридерз Дайджест». Скорее всего, это и стало толчком для широкого распространения слова в русском языке. В настоящее время слово стало «модным», но его значение ещё не устоялось окончательно. Широкое использование слова «дайджест» для обозначения обзоров изданий различных типов является особенностью русского языка. В других языках обычно пользуются понятием «обзор прессы» (в английском «press review», см. World Press Review; в польском «przegląd prasy», см. Przegląd Prasy и др.).

Сегодня дайджест, как форма предоставления пользователю разнородной информации в удобном виде, является распространенным информационным продуктом.

Прежде всего, в докладе рассматриваются виды дайджестов, существующих в среде Интернет. Отдельно рассмотрены дайджесты, выпускаемые библиотеками, их структура и назначение, в частности, описан опыт выпуска дайджеста прессы Отделением ГПНТБ СО РАН.

Виды дайджеста

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеСегодня дайджест является популярным информационным продуктом. «Исторически дайджест возник и сформировался как информационный жанр утилитарного характера, назначением которого было извлекать из первоисточников только такую объективную (с позиций читателя) информацию, которая была нужна для определенного дела. … В широком смысле слова дайджест можно определить как своего рода «директорию» источника – порядковый указатель расположения в источнике главных фактов и идей. … Дайджест заменяет первоисточник именно потому, что он выделяет содержащиеся в нем факты и идеи, снимая с них оболочку авторской индивидуальности, делая их всеобщим достоянием. Составитель дайджеста, таким образом, не просто сокращает источник, но объективизирует его содержание». Именно функция объективизации источников лежала в основе наиболее известных сегодня дайджестов древности и средневековья.

Существует довольно много определений понятия «дайджест», среди которых можно выделить 4 основных:

1) Тип журнала (периодическое издание), перепечатывающего материалы из других изданий, как правило, в сокращенном и/или упрощенном виде.

2) Краткий обзор периодической печати.

3) Издание, содержащее адаптированное (краткое) изложение содержания произведений художественной литературы.Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотеке

4) Подборка выдержек, фрагментов текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты) из различных источников на определенную тематику.

Таким образом, можно сформулировать понятие дайджеста как средство получения и усвоения упорядоченной информации, обычно из разных источников.

Существующие в данный момент формы дайджестов можно разделить на четыре основные группы:

1. Печатные дайджесты.

2. Электронные дайджесты (как версии печатных)

3. Интернет-дайджесты (т. е., не имеющие бумажных аналогов)

4. Теле – видео- и радиодайджесты.

Интернет-дайджесты

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеВ настоящее время в Интернете существует огромное количество дайджестов, предназначенных для самой широкой целевой аудитории. Прежде всего, это различные дайджесты прессы, в том числе дайджесты изданий, и тематические дайджесты. Среди наиболее значительных интернет-дайджестов прессы можно назвать следующие:

InoPressa: Иностранная пресса о России и не только (www. *****)
Дайджест InoPressa – проект информационного портала – представляет собой переводы на русский язык наиболее интересных и социально значимых публикаций из ежедневной и еженедельной зарубежной прессы. Переводы выполняются с девяти языков (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, японский, китайский, арабский, иврит) и снабжены ссылкой на оригинальный текст. Дайджест охватывает около 50-ти крупных западных изданий, статьи представлены в виде развернутых рефератов. Сайт обновляется в течение дня. Статьи можно сортировать по дате, по источнику или по разделам, возможен также поиск по сайту.

inoСМИ.Ru: Все, что достойно перевода

Интернет-проект ИноСМИ. Ru (*****) также специализируется на переводе наиболее примечательных материалов зарубежных СМИ на русский язык. Ежедневно просматривается около 600 зарубежных изданий, всего в базе около 1300 изданий на 38 языках. Каждый перевод снабжен ссылкой на оригинальный текст. В отличие от *****, переводы статей представлены в полном виде.

«Гигантский дайджест» FastFlip

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеВ сентябре 2009 г. компания Google запустила сервис FastFlip (http://fastflip. /) для быстрого просмотра содержания большинства самых известных англоязычных изданий. Портал включает в себя около 100 англоязычных газет, журналов, агентств и новостных каналов, от «серьезных», таких как ВВС News, Chicago Tribune, The Independent, Washington Post, до спортивных и развлекательных Skiing, Cosmopolitan, Seventeen.

Дайджест прост в использовании – главная страница состоит из нескольких полос с многочисленными окошками. Каждое окошко – скриншот сайта с новостью по выбранной тематике или категории. Окошко можно просто увеличить, а можно перейти на сайт издания.

Можно сортировать по разным параметрам: «Популярное», «Недавнее», «Дискуссионное», «Главные новости», по тематике: «Политика», «Бизнес», «В мире», «Спорт», «Наука и техника», «Развлечения», «Здоровье», «Мнения», «Путешествия», «Экология». Доступен также полный алфавитный список всех источников.

Отдельно следует упомянуть такую разновидность Интернет-дайджестов, как аудио и видеодайджесты.

С февраля 2010 года газета «Коммерсант» публикует на своем сайте видеоролики, представляющие собой дайджесты наиболее важных материалов текущего выпуска. Сначала видеопроект получил название «Коммерсант» для ленивых», потом стал называться просто «Коммерсант-видео» или «Видеодайджест газеты «Ъ». Выпуски содержат по 4-5 заметок общей продолжительностью 2-6 минут. Видеозаписи чередуются со слайд-шоу и сопровождаются комментариями диктора (многие заметки комментируют сами журналисты – авторы материала), короткими интервью. Указывается также раздел и полоса газеты, где опубликован исходный материал. Выпуски выкладываются на сайт газеты 3-5 раз в неделю одновременно с выходом в печать соответствующего номера издания.

С 2009 г. консалтинговая компания «Что делать Консалт» выпускает ежеквартальный дайджест «Новое в законодательстве». Сами видеоролики размещены на сервисе Youtube, также их можно скачать с сайта компании. Продолжительность видеодайджеста 5-10 минут, в каждом ролике есть краткое содержание.

Теле – и радиодайджесты

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеЕдинственное определение теле – и радиодайджеста говорит, что это «Теле – или радиопередача», повторяющая наиболее интересные записи с общей тематикой. Хотя обнаруженные примеры теле – и радиодайджестов не вполне соответствуют этому определению.

Теледайджесты представляют собой преимущественно культурно-развлекательно-познавательные проекты. Это могут быть короткие репортажи о наиболее ярких событиях города/области/региона за определенный период. Такие дайджесты обычно выходят 1-2 раза в неделю, как правило, на местном телевидении и мало известны за пределами города или региона. В качестве примера можно назвать теледайджест о Сарове «Неделя в Сарове» на областном телевидении (канал ННТВ). Это 15-минутный дайджест наиболее ярких событий в инновационной, культурной, образовательной сферах, происходящих как в Российском федеральном ядерном центре, так и в городе. Теледайджесты также могут выходить на кабельном телевидении, такие передачи рассчитаны на определенную аудиторию. Дайджест UpDate (компания О2ТВ) – информационно-развлекательный молодежный проект, представляет собой обзор наиболее интересных событий в сети Интернет (новые сайты, блоги, социальные сети, почтовые службы, игры, музыка, кино).

Тематика радиодайджестов также весьма широка – экономическая («Эхо Москвы»), политическая (пресс-дайджест, радио «Свобода»), культурно-развлекательная («Топ-дайджест», «Хит FM»), спортивная («Радио-спорт», «Москва ФМ»). В отличие от теледайджестов, радиодайджесты выходят, как правило, ежедневно.

На сайте газеты «Ведомости» в дополнение к номерам создается аудиоподкаст в формате RSS со сводкой последних бизнес-новостей, основанных на материалах газеты. Аудиодайджест «Слушай «Ведомости» выходит 5 раз в неделю, продолжительность выпуска – от полутора до 10 минут. Аудиодайджест свежего номера можно прослушать непосредственно на сайте, предыдущие выпуски (за текущий месяц) доступны для скачивания в формате mp3.

Дайджесты в библиотеках

Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеВ библиотеках дайджест используется в сфере фактографического обслуживания, цель – ориентация читателей в информационном потоке, восполнение пробелов фонда по актуальной тематике (отсутствие отдельных документов на данную тему), сбор коллекции и сохранение лучших публикаций на определенную тему, раскрытие фонда и привлечение новых пользователей.

Тематика выпускаемых библиотеками дайджестов чрезвычайно широка – от библиотечного дела до вопросов краеведения и проблем ЖКХ.

Чаще библиотеки выпускают дайджесты в традиционной печатной форме. Это может быть продолжающееся издание (периодичность выпуска – от 2 раз в месяц до 1 раза в год), Выпускаются также дайджесты тематические или приуроченные к какому-либо событию. В первом случае используется литература за небольшой период времени (1-3 года), в двух других случаях в дайджест может включаться литература за продолжительный период времени.
Глубина свертывания информации также может быть различной. Текст первоисточника может быть включен в дайджест как в полном виде, так и в виде фрагментов или реферата. Зависит это от значимости материала, глубины освещения проблемы. Выбор темы определяется такими факторами, как значимость и актуальность темы, компетентность и авторитет автора, новизна подхода, повышенный спрос у читателей, информационная поддержка определенных направлений работы библиотеки.

Источник

Дайджесты: рекомендации для составления1

В современных источниках термин «дайджест» определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п.»;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.

Основная функция дайджестадонести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

ДКак сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекеля дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых для включения в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

В нашем случае структура дайджеста выглядит следующим образом:

Автор (вкл. краткую информацию об авторе)

Название книги (вкл. год издания и краткую историю написания)

Ключевая тема книги и ее основные разделы

Основные идеи (тезисы, положения)

Краткий конспект одной из глав (параграфов)

Что нового Вы узнали? (Фактический материал: цифры, данные, эксперименты)

Возможности практического применения

3.Приложения: Иллюстративный материал

(по желанию), словарь основных терминов (при необходимости)

Методы преобразования информации

ВКак сделать дайджест в библиотеке. Смотреть фото Как сделать дайджест в библиотеке. Смотреть картинку Как сделать дайджест в библиотеке. Картинка про Как сделать дайджест в библиотеке. Фото Как сделать дайджест в библиотекекачествеосновного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

1. Разработка плана-проспекта

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.

Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов. Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессиональный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *