Как сделать деку для гитары
Акустическая гитара своими руками
В этой статье мы рассмотрим изготовление акустической гитары. Эту гитару сделал человек, который не только не умел играть на инструменте, но и имел минимальный опыт в деревообработке. На изготовление инструмента мастер решился после просмотра
Все работы по изготовлению инструмента заняли около 300 часов. Стоимость гитары, в зависимости от материала, от 200 до 1000 евро. Это конечно дороже, чем покупная гитара начального уровня, но удовлетворение от игры на инструменте изготовленного своими руками, того стоит. Тем более, что, по оценке музыкантов, звучит гитара лучше промышленных образцов.
Для изготовления гитары мастер использовал следующие
Инструменты и материалы:
-Цикля (скребок);
-Стамески;
-Рубанок;
-Ручная дрель;
-Ножовка;
-Ленточно-пильный станок;
-Напильники;
-Струбцины;
-Принтер;
-Компьютер;
-Линейка;
-Карандаш;
-Киянка;
-Клей;
-Ножницы;
-Тиски;
-Малярный скотч;
-Газовая горелка;
-Молоток;
-Отвертка;
-Dremel;
-Наждачная бумага;
-Полировка;
-Покрытие на водной основе;
-Ель (верхняя дека);
-Вишня (нижняя дека и обечайка);
-Эбеновое дерево (накладка, подставка);
-Клен ( гриф);
-Колки;
-Струны;
-Порожки;
-Лады;
-Анкерный стержень;
Отрезает головку и шейку под нужным углом, а затем склеивает их. Приклеивает к шейке брусок, который в дальнейшем будет пяткой грифа.
Вдоль шейки грифа посередине мастер чертит линию. Затем, по линии, выдалбливает углубление глубиной диаметр стержня + 5 мм. Устанавливает стержень. Закрывает паз древесиной.
Как сделать деку для гитары
Деку гитары делают из дощечек резонансной ели толщиной 4—5 мм и шириной не менее 60 мм. Длина дощечек зависит от длины корпуса гитары с запасом 50—60 мм.
Дощечки резонансной ели предварительно подбирают по ширине годичных слоев и оттенку.
Дощечки слегка прострагивают. Цель такой предварительной обработки заключается в том, чтобы определить оттенок ели, уточнить правильность годовых слоев и расстояния между ними. Хорошо подобранная дека должна создавать впечатление общей структуры и одного оттенка.
Для склейки дощечек предварительно подбирают жимки с шириной рабочей части, на 10—15 мм превышающей ширину склеиваемой деки. Затем аккуратно наносят клей на обе склеиваемые плоскости кромок и, прижав друг к другу дощечки, укладывают в жимки. Признаком хорошо сжатой деки является равномерно выступивший в швах клей. Для склейки рекомендуют казеиновый клей или, что является более предпочтительным, ПВА (эмульсия должна быть обязательно пластифицирована. ).
После выдержки в жимках и полного высыхания клея приступают к острожке деки. Это выполняется на ровном, широком основании (для этого подойдет лист многослойной фанеры, ДСП или небольшая чертежная доска) с учетом стрелок, показывающих направление строгания. Толщина отстроганной деки должна составлять 4-5 мм. Более чистую сторону принимают за лицевую и, следовательно, к ней надо относиться очень бережно. Далее намечают центр будущего звукового отверстия и приступают к врезке розетки. После высыхания клея уточняют центр розетки и намечают тонкой царапиной звуковое отверстие. После этого дорезают звуковое отверстие с лицевой и обратной стороны. Лицевую сторону зачищают циклей от остатков клея в зоне розетки, а с обратной стороны деку тщательно шлифуют шкуркой.
На подготовленную деку накладывают корпус гитары, строго выдерживая осевые линии, и обводят контур корпуса. По этому контуру обрезают деку (с запасом 5 мм) лобзиком, ножом или мелкозубой циркулярной пилой.
Приклеивают пружинки мездровым клеем. После полного высыхания клея производят окончательную обработку пружинок.
Накапливая опыт, мастер в порядке эксперимента меняет профиль и сечение пружинок, а также их число и схему расположения. Иногда случаются и неудачи, но всегда это процесс творческий и познавательный.
Для разметки гнезд под пружинки левой рукой деку прижимают к корпусу гитары, строго выверяя совпадение оси деки с осью на ручке грифа. Правой рукой с помощью остро отточенного карандаша намечают на огибах прижатые пружинки.
Пружинки считают правильно врезанными, если нет щели между декой и корпусом Необходимо следить за тем, чтобы гнездо не оказалось больше положенного размера. Если такое случилось, то при приклейке деки в увеличенное гнездо подкладывают древесные опилки, смешанные со столярным клеем.
При изготовлении высококачественных инструментов и при наличии соответствующего материала деки склеивают из двух половинок (рис. 1). Бревно резонансной ели раскалывают вдоль оси, а затем откалывают секторные заготовки. Секторные заготовки вначале строгают с обеих сторон, а затем на циркулярной пиле распиливают вдоль. Пропил не делают сквозным, а оставляют 5 мм. В таком виде заготовку, сушат в комнатных условиях от 3 до 10 лет. После сушки пятимиллиметровую перемычку пропиливают и половинки деки разворачивают. Склеивают деку вышеприведенным способом.
В последнее время широкое распространение получили гитары с так называемыми фанерными деками. Эти деки, несомненно, технологичны в условиях массового производства, но высокие акустические требования к ним предъявлять нельзя.
Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества заготовками дна служат дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3—4 мм. Лучше, когда дно собирают из двух дощечек. Если этой возможности нет, то дно склеивают из нескольких дощечек, как и еловую деку.
Традиционным украшением дна гитары являются вклеенные по оси жилки. Их набирают и склеивают заранее обычно в количестве трех (рис. 2). При склеивании половинок дна 2 в жимках 1 между ними и устанавливаются жилки 4. Жилки должны выступать над поверхностью склеиваемого дна на 0,5—1 мм. После высыхания клея полученное дно гитары осторожно строгают с обеих сторон.
Для упрочнения клеевого соединения дна вдоль жилки ставят скрепку. Ее делают в виде планки (рис. 3) и приклеивают с внутренней стороны дна. Скрепку склеивают из многих кусочков под углом 15—30°, что обеспечивает ей большую косослойность по отношению к клеевому шву. На заготовки деки и дна наносят контур корпуса гитары и обрезают с припуском 5 мм. Деку и дно гитары подкрепляют пружинками.
Длина заготовок пружинок гитары 420 мм, а сечение 8X16 мм. После строгания сечение пружинок имеет трапециевидную форму с размерами оснований 3 и 6 мм и высотой 12 мм.
Пружинки на деке гитары располагают по схеме (рис. 4). Перед приклейкой пружинок 1 и 3 в них врезают пружинки 2 (см. рис. 4, а). Перед приклейкой пружинок 2, 3 и 4 (см. рис. 4,б) в скрепке 1 делают пропилы, равные ширине сечения пружинки.
Если пружинки сделаны прямыми, т. е. не придают выпуклости деке и дну, то после нанесения клея деку и дно кладут на плоскую поверхность и прижимают пружинки грузом. Но довольно часто дну придают выпуклость за счет криволинейности пружинок. Для этого пружинки дна обрабатывают, как и пружинки деки балалайки, и с тем же радиусом закругления приклеивают пружинки к дну гитары.
После просушки клеевых соединений на концах пружинок стамеской делают срезы (так называемые плечики), снижающие высоту пружинок с 12 до 6 мм. Длина срезов 50—60 мм от контура корпуса.
Высоту пружинок 2 (см. рис. 4,а) уменьшают стамеской с 12 до 8 мм. Пружинки зачищают шлифовальной шкуркой.
На деке и на дне гитары со стороны приклеенных пружинок, отступив от контура 8—10 мм, проводят карандашом линию. Область, очерченную этой линией вместе с пружинками, покрывают 1—2 раза нитроцеллюлозным лаком типа НЦ-222.
Создание классической гитары. Верхняя дека
Верхняя дека — основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…
Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).
То же самое можно сделать и полуфуганком.
Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.
Склеиваем деку в «вайме».
Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.
Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.
Теперь готовим инструмент для врезки розетки.
Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.
Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет — слишком толстый и грубый инструмент.
Получаем вот такой контур розетки.
Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.
Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали — прорезаем «балериной».
Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.
Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.
примеряем розетку «на сухую».
Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…
Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.
…и зажимаем струбцинами.
Розетка на своем месте.
Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»
Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.
Удаляем вырезанный круг.
Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…
Следующий этап — приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.
Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.
Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит — ну и ладно. Сколько мастеров — столько и мнений.
Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…
__________________
Автор статьи: Бабичев Андрей Георгиевич. Сайт: www.babichew.net
Комментарии (16) :
Приятного дня. У меня такой вопрос. Какое дерево используется для изготовления деки. Что можно делать из шпона?
При изготовлении верхней деки любого струнного инструмента( гитара, скрипка, балалайка, рояль) используется только ель, кедр и пихта. В редком случае, сосна, которая может быть иногда лучше ели, но в промышленном масштабе сосну, как музыкальное дерево, не заготавливают. Очень большой «отход» и низкая прогнозируемость положительного результата. Из шпона верхнюю деку делать не стоит категорически, но обечайки и нижнюю деку делают. Березовую или кленовую рубашку фанеруют шпоном палисандра, ореха, струйчатого клена, красного дерева( общее название рода древес, насчитывающих около 2000 пород, от почти белого цвета до темно-коричнегово) и пр.
Приветствую! Деки делают ещё и из массива некоторых пород красного дерева и звук бывает очень хорош.
Конечно, ведь красное дерево — это общее название различных пород древес, насчитывающих более 2000 разновидностей. Преимущественно хвойных. Например ливанский кедр или сэквойя.Но «красное дерево» применяется в редких случаях, когда есть необходимость повлиять на звук, путем применения того или иного материала, а в обычной ситуации мастер воспользуется старыми проверенными материалами и технологиями.
Дмитрий, на изображении дека сделана из массива ели (глупо делать мастеровой инструмент из фанеры, а уж тем более, из ламината…). Обычно пишут из чего сделан инструмент. Правда очень хитро пишут — если из массива какого-либо дерева, то так и пишут — из массива палисандра, ВД — массив такой-то ели. Если фанеровка — то пишут гитара из палисандра с еловой декой( не уточняя, что это фанеровка.)
По Аглицки, это звучит так: Массив ели — Solid Sprus. Массив палисандра — Solid Rosewood. (от лат. solidus — твердый, прочный, массивный).
здравствуйте, в связи с географическим расположением моего местонахождения (узбекистан) не имею возможности найти ель, кедр или пихту, а так хочется сделать своими руками инструмент, в наличии из вышеназванных имеется сосна и орех.
могу ли я сделать деку из сосны для классической гитары? с грифом проблем нет.
Шухрат, если нет возможности приобрести ель или кедр, что-ж тут поделаешь. Сосна, если она прямослойная, мелкослойная и с малой поздней зоной(темная и более тонкая часть слоя) может дать очень хороший результат. Выбираем участок бревна(радиально распиленной доски) без сучков и других дефектов, распиливаем так, что бы дечная пластина была строго радиального распила, далее клеим деку и т.д….
Надеюсь, Вы понимаете, что материал должен быть выдержанным (хотя бы года три, с момента рубки дерева).
Удачи Вам, Шукрат.
Я немного в другой последовательности делаю деку — сначала приклеиваю футор под голосник, а потом вырезаю отверстие. Не требуется после этого подгонять диаметры отверстий. И режу дремелем. Ручной резак буду делать по окончании этого сезона — летом.
Еще хочу поинтересоваться — доводилось ли вам делать деки из пихты? Как вы оцените звучание деки из этого дерева?
Да, Владимир, можно и так.Что касается пихты, я работал с Дугласовой пихтой, очень теплый, близкий к голосу человека тембр получается. Корпус из палисандра»Сантос». Прекрасное сочетание древес. Другие породы пихт не пробовал. Пихта тяжеловата и смолиста, поэтому я бы её не ставил на классическую гитару, а вот для бардов, для романсов для такого направления будет хорошо.
здравствуйте! меня интересует вопрос о схемах и разметок пружин классической гитары. дело в том что много пишут про дерево (из чего и какого материала) но я нигде не видел разметки чертежи чтобы допустим взять и по схеме сделать гитару… само больше меня интересует разметки пружин толщина угол и так далее… буду премного благодарен=)
Александр, легче купить готовые схемы(стоят не дорого) на Ebay.
Например схема гитары Торреса:
Проштудируйте форумы мастеровые. Например этот:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли еловая дека быть склеена не из двух кусков дерева, а из четырёх? При детальном осмотре возникло такое подозрение. Если да, то влияет ли это на качество звука? Гитара зарубежного мастера, стоит очень дорого.
Спасибо!
Здравствуйте, Павел. Конечно может быть. Если это отличный материал и дощечки подогнаны идеально, Вы этого даже не заметите. Правда, я уже очень давно не встречал верхнюю деку не из двух половинок. С материалом-то проблем сейчас нет. По какой причине мастер поставил такую деку сказать не могу, но если инструмент по звуку устраивает, то претензий не должно быть. Есть правда один нюанс — гитара с декой не из двух половинок оценивается значительно ниже. Сам, в начале своей карьеры, испытал это, отправив инструмент в Данию. Цену дали раза в три ниже ожидаемой, хотя и отметили красивое звучание инструмента. Бывает и такое, когда может показаться, что дека не из двух половинок, а на самом деле, это такая текстура дерева, так слои выделили какую-то область и кажется, что приставлен инородный кусок дерева. Но такой дефект сразу проходит выбраковку ещё на стадии покупки материала (если конечно материал не покупался в интернет магазине и пришёл по почте).
Здравствуйте. Нигде не могу найти примеры по изготовлению подложки-шаблона для приклейки пружин. Там же купол. Как его сделать? Выстрогать по чертежу гитары? И на чем лучшу — дерево, фанера, МДФ? Спасибо.