Как сделать детский центр прибыльным
Бизнес-план детского развивающего центра
Емкость рынка образовательных и развивающих услуг составляет 853,6 миллиарда рублей. При этом на долю дополнительного и дошкольного детского образования приходится порядка 54% от суммы. Сегмент активно развивается. Недостаток бюджетных учреждений и желание дать детям самое лучшее заставляют родителей обращаться в частные организации. Сегодня в РФ присутствует свыше 2000 частных детских клубов и садов. Их количество продолжает расти. На услугу сохраняется высокий спрос. Вы можете неплохо заработать, открыв детский клуб. Однако подходите к запуску бизнеса внимательно. Важно учесть все нюансы открытия организации.
Перспективы развития сферы дополнительного образования детей
Детские центры остаются одним из самых перспективных видов бизнеса. Родители используют услуги организации для достижения следующих целей:
Отрасль активно развивается. Родители используют услуги частных организаций, если по какой-либо причине получить место в государственном образовательном учреждении не удаётся. Детские клубы обеспечивают досуг, развитие ребёнка.
Эксперты прогнозируют, что количество организаций продолжит расти. Развитие отрасли наблюдалось даже в период кризиса. Это обусловлено следующими причинами:
Детские развивающие центры не конкурируют с садами. Отрасли дополняют друг друга. Дело в том, что организации кардинально отличаются. Отправляя ребенка в детский развивающий центр, родители сами выбирают форму посещения. Допустимо временное пребывание или нахождение в организации в течение всего дня. В развивающих центрах применяют современные методики. В результате ребёнок лучше воспринимает и усваивает материал. Работу ведут педагоги с высшим образованием. К каждому ребёнку применяют индивидуальный подход. Организации предлагают разнообразные занятия. Родители сами решают, какой кружок будет посещать их ребёнок.
Описание отрасли и услуг
В детских развивающих клубах проводят занятия для ребят дошкольного возраста. Организация занимается развитием, выработкой специфических навыков у ребёнка, помогает получить знания, которые в последующем пригодятся при поступлении в школу. Обычно центры имеют несколько направленностей. В результате клиентская база организации существенно расширяется. Выделяют несколько типов развивающих центров:
Дополнительно центры делят по времени посещения. Бывают организации вечернего типа или полного дня. В первом случае используется так называемый кружково-секционный формат. Родители приводят ребёнка в центр на 1-2 часа в вечернее время. Во втором случае дети остаются в центре на более продолжительный промежуток времени. Однако он не превышает 4-5 часов. За это время проводят до 3 занятий, кормят ребёнка и играют с ним. Способ удобен для мам, работающих по совместительству или нуждающихся в нескольких часах свободного времени для решения личных вопросов, выполнения дел по хозяйству. Обычно центры используют комплексный тип работы.
Как открыть детский клуб
Чтобы открытие детского клуба или центра прошло без затруднений, придерживайтесь следующей схемы:
Внимательный подход к запуску бизнеса упростит открытие детского клуба.
Какие документы оформить
Чтобы вести деятельность официально, зарегистрируйте бизнес. Для этого подготовьте пакет документов и обратитесь в уполномоченный орган. В первую очередь нужно выбрать подходящую организационно-правовую форму. Подойдёт регистрация в качестве ИП или создание ООО. Стать индивидуальным предпринимателем проще. Предстоит лишь заполнить заявление и оплатить госпошлину в размере 800 руб. Выберите коды оквэд. Подойдут:
Подберите подходящую систему налогообложения. Подойдёт ЕНВД или УСН.
Решите вопрос с лицензией. Потребность в наличии документа присутствует, если в названии центра есть слова “обучающий” и “образовательный”. Если вы проводите разовые занятия, не осуществляя итоговую аттестацию и не выдавая документы об образовании, проходить лицензирование не нужно. Если документ необходим, соберите следующие бумаги:
Список меняется в зависимости от персональных особенностей ситуации.
Разработайте договор, который будете заключать с родителями и с персоналом.
Требования к помещению
Сделайте ремонт и стерилизуйте детский центр. Создайте яркий, красочный интерьер.
Подвальные и полуподвальные помещения не подойдут. СЭС не разрешит вести работу. Родители тоже будут не в восторге. Выбирайте здание с большими окнами и высокими потолками. Они выигрышно смотрятся.
Соблюдайте требования СанПина. Для работы подойдёт только нежилое, выделенное в самостоятельный блок помещение. Следите, чтобы в нём было минимум два выхода. Высота потолков не может быть меньше 3 м. Побелите потолки или покройте их эмульсионной краской. Создайте детские раздевалки со шкафчиками или вешалками. Организуйте ежедневную влажную уборку, предусматривающую мытье полов и стен. Разместите розетки не ниже, чем 1,8 м от пола. Проверьте присутствие канализации и вентиляции. Обратите внимание на полы. Важно, чтобы они были гладкими, не скользкими. Наличие щелей и дефектов недопустимо.
Необходимый персонал
Чтобы компания начала работу, необходим персонал. Минимальный список сотрудников имеет следующий вид:
Проверяйте присутствие медицинских книжек у персонала. Требования к опыту и образованию зависит от должности, на которую претендуют кандидаты. Если дети находятся в центре меньше 3 часов, нянечки и повара не нужны. Когда организация позиционирует себя, как замену детскому саду с дополнительным развитием, без вышеуказанных специалистов не обойтись. Заранее договоритесь с сотрудниками об оплате. Допустимо использование следующих форм предоставления денежных средств:
Разрабатываете систему оплаты труда с учетом персональных особенностей, графика работы и территориальной специфики.
Организационный план детского центра
Составляя бизнес-план, опишите особенности управления детским развивающим клубом. На первых этапах самостоятельно займите должность директора. Так вы сэкономите на найме дополнительного сотрудника. Подробно распишите правила предоставления заработной платы и нюансы взаимодействия между структурными подразделениями. Уделите внимание иерархической системе компании. Составляя организационный план, наглядно отразите структуру компании. Можно использовать диаграммы.
Подробно опишите штат сотрудников. В детском центре должны работать воспитатели, преподаватели и повара. Дополнительно можно нанять:
Детально проанализируйте список предоставляемых услуг и включите в перечень сотрудников, без которых обойтись не удастся.
Заполнив организационный план, пропишите должностные инструкции и адаптируйте персонал для дальнейшей слаженной и эффективной работы. В последующем расширьте штат, наняв дополнительных преподавателей и PR менеджера. Передайте ведение бухгалтерии на аутсорсинг. В результате время на расчет зарплаты и подготовку отчетов сократится.
Выбор оборудования
Чтобы персонал смог решать ежедневные задачи, приобретите оборудование для детского центра. Оснастите раздевалку, комнату для занятий и игр, санузел. Необходимы:
Помещение не должно пустовать. Однако не приобретайте слишком много вещей. Они выглядят, как хлам, и занимают много места. Следите за качеством оборудования и мебели. Приобретаете только безопасные изделия. Дети активно взаимодействуют с игрушками, ломают их. Вещь не должна нанести повреждение ребёнку. Если в центре проводят занятия по физической подготовке, дополнительно приобретите спортинвентарь. Точный перечень оборудования зависит от списка оказываемых услуг. Переговорите с персоналом, уточните программы, по которым педагог планирует заниматься. Затем закупите расходные материалы и методические пособия. Потребуются:
Затраты на канцтовары включите в стоимость ежемесячного посещения.
Реклама и продажа услуг
Займитесь продвижением самостоятельно или наймите профессионального менеджера. Его необязательно принимать в штат. Изначально начните сотрудничество со специалистом на аутсорсинге. Если денег мало, займитесь самостоятельным продвижением компании. Самыми эффективными способами считаются:
Рентабельность и окупаемость
Доходность организации складывается из ежемесячной платы за посещение детского развивающего центра. Средний чек составляет 15000-20000 руб. Сумма актуальна, если дети остаются на полный день. Когда ребёнок приходит вечером на несколько часов, стоимость ежемесячного посещения снижается до 8000-10000 руб.
Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным
Почему вы должны открыть свой детский клуб?
Идея открыть свой детский клуб появилась у меня в то время, когда я сидела дома с двухлетним сыном. Мне было очень скучно. Почти все мамы, имеющие маленьких детей, знают, о чем я говорю: крутишься целый день, присесть некогда, а содержательного в жизни не происходит ничего. Мозг отключается, начинаешь жить на автопилоте и, естественно, потихонечку деградировать.
Почему-то особенно удручало в этой ситуации то, что мне нечего было рассказать мужу, когда он вечером приходил с работы и спрашивал, как у меня дела, что нового.
Совмещать работу и воспитание маленького ребенка я тоже пробовала. Через шесть месяцев после рождения сына я нашла няню и отправилась трудиться. Следующий год своей жизни я толком не помню, но могу частично восстановить по фотографиям. Помятое лицо, вымученная улыбка. Ребенку уделять внимание надо, работать надо, няне чуть ли не всю зарплату отдавать надо. Первое и второе получалось плохо, третье — хорошо, но без удовольствия.
Вот тогда у меня и появилась мысль о том, что нужно открыть свое дело, а именно небольшой детский центр — красивое, уютное и хорошо оборудованное место, где приветливые и очень профессиональные преподаватели будут проводить развивающие занятия с детьми от года и до школьного возраста. К тому же на своей будущей работе я смогу проводить время с собственным ребенком и у меня не будет такого жесткого графика, как при наемной работе.
На семейном совете я поставила вопрос о том, чтобы деньги, предназначенные для покупки новой машины, пустить в мое дело. Я торжественно вынула из кармана халата составленный бессонной ночью документ — «бизнес-план», написанный на половине тетрадного листа. Это сработало — я получила «добро» и начала действовать.
Подготовительный этап затянулся на полтора года — я детально изучала законы, нормативные акты и методики раннего развития детей; искала помещение, занималась промышленным шпионажем в других клубах.
Потом был первый год работы, когда я, как и многие начинающие предприниматели, работала в своей компании «всем подряд»: генеральным директором, администратором, менеджером по продажам, уборщицей, водителем, расклейщиком и распространителем листовок, преподавателем английского языка, администратором сайта — и возвращалась домой к десяти часам вечера.
Потом произошел конфликт с партнерами, после которого мне пришлось снова начинать бизнес с нуля. Были ошибки в бухгалтерии, в ценообразовании, в маркетинге — все это стоило мне двух с лишним миллионов рублей, двух нервных срывов и большой коробки с антидепрессантами.
Открыть детский клуб и привести его в чувство оказалось непросто. Сейчас я понимаю, что это произошло из-за отсутствия небольшого количества знаний. Я с уверенностью могу заявить, что детский клуб — вовсе не бином Ньютона. Думаю, открыть его гораздо легче, чем салон красоты, цветочную студию, агентство по организации праздников или сувенирный магазин.
Ведь для того чтобы организовать детский клуб, не нужно покупать дорогое оборудование: холодильники для цветов, как в цветочную студию, лазерные аппараты, как в салон красоты. Совершенно не обязательно быть профессором экономики — достаточно иметь здравый смысл, организованность, способность к обучению. И что самое привлекательное, не требуются большие деньги: для открытия небольшой детской студии достаточно вложить несколько тысяч долларов (это относится к тем, кто, в отличие от меня, не собирается «косячить» на каждом шагу).
Кстати, сейчас очень удачный момент для открытия детского клуба. Для этого есть как минимум четыре причины.
Причина № 1.
Все больше родителей понимают, что инвестиции в развитие и образование ребенка — беспроигрышное вложение денег. При этом они осознают, что хорошее образование стоит денег, оно не должно быть бесплатным или дешевым.
Причина № 2.
Образование становится более ранним. Родителям уже не нужно объяснять, что надо как можно раньше начинать развивать внимание, память, логику ребенка, работать над его социализацией и творческими способностями. Развивающие занятия для детей в возрасте от года и даже младше перестают казаться экзотикой, как это было несколько лет назад. Многие водят детей на занятия даже после детского сада. Они понимают, что в обычном саду, где в группе от 15 до 30 человек, их ребенок не получит такого внимания и такого качества педагогической работы, как в хорошем детском клубе.
Причина № 3.
Во многих городах России настоящий беби-бум. Пройдитесь по детским площадкам в солнечный день, и вам не потребуется никакая статистика. Все, кого вы там увидите, — ваши будущие клиенты.
Причина № 4.
Детских клубов с каждым днем становится все больше. Но их все равно мало, к тому же большинство из них совершенно кустарно. Многим родителям нравится сама идея раннего развития, но их не устраивает качество занятий в клубах. Они с радостью согласятся и на подготовку к школе, и на языки, и на творчество — лишь бы уровень был достойным.
Я уверена, что через несколько лет количество детских клубов будет сопоставимо с количеством салонов красоты. Если сейчас в спальных районах Москвы, по моим наблюдениям, салоны красоты располагаются в каждом пятом доме, то совсем скоро на каждые домов будет приходиться по одному детскому клубу.
Детский клуб станет привычной частью жизни молодых семей. Родители будут почти автоматически отправлять детей на развивающие занятия в 1-2-летнем возрасте. Станет бессмысленным вопрос, водить ли ребенка на занятия после детского сада, — конечно, водить! Мамы и папы отвыкнут праздновать дни рождения своих детей в квартирах — зачем отдавать на растерзание собственное жилье, когда можно поручить проведение праздника профессионалам в специальном помещении?
Многое говорит о том, что детский клуб — перспективное направление для бизнеса. Но для меня дело не только в деньгах. Это еще и просто приятное дело.
Мне очень нравится, что работа моей компании связана с детьми. Усилия, вложенные в их развитие, всегда приносят большие, приятные, а зачастую — просто удивительные результаты. Трехлетний ребенок, который проводит все занятие по английскому языку, сидя носом к стене, после урока мчится к папе в машину и начинает с энтузиазмом пересказывать ему весь урок. Двухлетняя девочка, орущая благим матом почти всегда и без видимого повода, после нескольких обычных занятий по развитию (конечно, индивидуальных) становится спокойным, уравновешенным ребенком. Мальчик, которому недавно исполнилось два года, читает двусложные слова по кубикам Зайцева. Зажатый «волчонок», боявшийся переступить порог клуба, через месяц становится звездой группы. Подобные случаи каждый раз изумляют и радуют.
У меня есть собственный источник дохода — клуб приносит не громадную, но стабильную прибыль. У меня есть свободное время, чтобы заниматься собой и своими собственными детьми.
И, наконец, самое важное (для чего все и затевалось, как вы понимаете) — теперь у меня всегда есть что сказать мужу, когда он вечером спрашивает: «Что нового?» Кстати, по-моему, он задает этот вопрос все реже и реже. Может, потому, что ответ получается слишком длинным?
Делаем детский клуб прибыльным
Наконец, настал счастливый день! Вы открыли свой детский клуб, где уютное помещение с красивым интерьером и мягкими игрушками ежедневно наполняется задорным детским смехом. Ваша заветная мечта осуществилась. Первые клиенты, первые занятия, море впечатлений, радости и восторга. Однако не забывайте: открыть клуб – это еще полдела. Вторая половина дела – сделать его прибыльным. О нюансах успешности детского клуба мы расскажем в этой статье.
Леди совершенство или правильный персонал
Если театр начинается с вешалки, то детский клуб начинается с администратора. Именно с ним происходит первый разговор по телефону потенциального клиента. Он же встречает новых детей и их родителей, проводит для них экскурсию по клубу, рассказывает о содержании и стоимости курсов, информирует об акциях и скидках. С ним решаются все текущие вопросы, связанные с расписанием, оплатой, переносами занятий и пр. Помимо этого администратор исполняет роль кассира, принимая оплату за занятия, выполняет функции завхоза, контролируя наличие необходимых для клуба расходных материалов. Также он ведет отчетность, собирает статистику звонков, составляет расписание, да и вообще поддерживает атмосферу тепла и уюта в детском клубе. Согласитесь, немалый перечень обязанностей для одного человека.
Так каким же должен быть администратор детского клуба? Если задуматься над этим вопросом, то воображение сразу рисует некую Мери Поппинс – элегантную и доброжелательную, энергичную и веселую, знающую ответы на все вопросы, успевающую сделать одновременно несколько дел и при этом сохранить на лице улыбку. Вот все эти качества и следует искать в кандидатах на эту должность, тщательно отбирая резюме, проводя тестирование, внимательно общаясь на собеседовании и задавая ряд серьезных вопросов. Не пожалейте время. Отнеситесь к процессу подбора администратора со всей основательностью, поскольку хороший администратор служит ключевым звеном продаж детского клуба. От его умения ладить с детьми и располагать к себе взрослых, будет зависеть увеличение притока клиентов в ваш клуб и соответственно доход вашего бизнеса.
Ищем партнера
«Где искать клиентов?» – пожалуй, один из основных вопросов, которым задаются все без исключения владельцы малого бизнеса. И это не удивительно. Поскольку клиенты – основа успеха и развития любого предприятия. И детский клуб не исключение. Одним из эффективных инструментов привлечения новых клиентов служит перекрестное продвижение услуг – cross-promotion акции. Пожалуй, вы и сами не раз сталкивались с подобным маркетинговым ходом. Когда, например, в парикмахерской, где вам только что сделали прическу, вам тут же предлагают купон со скидкой на приобретение обуви в соседнем магазине или пробное посещение солярия в салоне красоты в подарок. Вы можете организовывать аналогичные акции с магазинами детской одежды, фитнес-клубами, салонами красоты, стоматологическими клиниками и прочими компаниями, которые посещают дети и их родители. Акции могут быть разнообразными. Главное не забывайте их должным образом рекламировать. Например, разместите у своего партнера – стоматологической клиники афишу «Дарим бесплатные пробные занятия для детей всем клиентам стоматологии в течение всего месяца». В то же самое время афиша в вашем клубе будет оповещать: «Предоставляем 20% скидку на лечение зубов всем, кто приобрел абонементы на занятия в клубе в этом месяце». Система взаимных льгот и скидок порой творит чудеса. Так что будьте готовы в ближайшее время принимать новых клиентов.
Помимо совместных акций весьма эффективно обмениваться с партнерами рекламными листовками, брошюрами, визитками, информирующими потенциальных клиентов о ваших услугах. И помните основное правило, вся полиграфическая продукция должна размещаться на уровне глаз клиента: в предкассовой зоне, на ресепшене, на специальных стойках и в специальных карманах.
Однако более действенным способом привлечения клиентов станут интерактивные акции на территории партнера. У детского клуба для организации подобных акций есть прекрасные возможности и ресурсы. Например, предложите магазину детской одежды устроить на его территории праздник для детей. Придумайте программу развивающих игр, разработайте сценарий, организуйте розыгрыши призов и вручение подарков. Выгода будет для обеих сторон. Вы представите своей целевой аудитории ваш клуб в лучшем виде – занимательные конкурсы, харизматичные педагоги, увлекательные занятия. А ваш партнер, скорее всего, в этот день удвоит свою выручку. Ведь пока малыши будут резвиться с педагогами вашего клуба, их мамы тоже проведут время с пользой – пробегутся вдоль витрин и пополнят гардеробы своих малышей чудесными обновками.
Подарки на все случаи жизни
Как привлекать новых клиентов понятно. А что делать с теми, кто ходит к вам уже не один месяц, а порой и не один год? Конечно, беречь, дорожить и поощрять! Недаром говорят «Старый друг лучше новых двух». Будьте и вы верны этой пословице. Для того, чтобы новый клиент стал постоянным членом вашего клуба разработайте ряд маркетинговых мероприятий. Одной из самых эффективных мер, повышающих лояльность к вашему клубу, является четко спланированная система льгот, скидок и бонусов. Мы все любим получать подарки, особенно те, которые полезны и своевременны. И для того, чтобы ваш подарок стал именно таким, следует хорошо знать своих клиентов, быть в курсе их интересов и понимать их потребности. Представьте себе ситуацию: пятилетняя девочка ходит к вам на занятия по рисованию и лепке. Но ведь 5 лет – это возраст, когда уже активно надо учиться ребенка читать, считать и писать. Поэтому предложите ей помимо творческих уроков посещать еще и курс по подготовке к школе. А для того, чтобы ваше предложение выглядело более заманчивым, предоставьте 20% скидку на покупку абонемента на этот курс. Таким образом, и родителям будет выгодно приобрести абонемент на высококачественные занятия по уменьшенной цене, и вы сможете увеличить средний чек у одного клиента.
В чем еще заинтересован детский клуб? В том, чтобы ваши клиенты ходили к вам на занятия как можно дольше. А как этого достичь? Дарите подарки! Например, бесплатный месяц занятий всем, кто отходил ваш клуб полгода. Или 10% скидка на все абонементы для тех, кто посещает ваши занятия уже второй год.
Как известно, больная тема большинства детских клубов – несвоевременная оплата занятий. Родители забывают оплатить очередной абонемент, администраторы не всегда напоминают об этом заранее, а детям эта тема и вовсе не интересна. Малышу, настроенному позаниматься в вашем клубе, достаточно сложно отказать. Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, разработайте еще ряд скидок и бонусов, мотивирующих родителей своевременно оплачивать абонементы. Лучшим вариантом опять оказываются розыгрыши, лотереи и викторины. Ничего не поделать, все мы любим играть и выигрывать! Разыграйте, например, бесплатный абонемент на занятия среди тех родителей, кто во время оплатил занятия. Или презентуйте пунктуальным клиентам купоны на определенную сумму для оплаты следующего абонемента.
И напоследок хотелось бы привести цитату величайшего философа Конфуция, который говорил «Открыть магазин легко, а вот не дать ему закрыться — уже искусство». Так что становитесь настоящими творцами своего дела, мечтайте, вдохновляйтесь, придумывайте, воплощайте в жизнь ваши самые смелые замыслы и тогда ваш клуб станет действительно прибыльным и успешным.
Софья Тимофеева – автор книг «Детский клуб: с чего начать, как преуспеть», «Прибыльный детский клуб» и «Детский клуб. Совершенствуем систему управления»