Как сделать действительно хорошее интервью
10 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью
В рамках «Международной школы журналистики» главный редактор Sports.ru Юрий Дудь объясняет, как делать русских спортсменов интересными.
Чтобы сделать хорошее интервью, нужно:
1. Найти человека, которому есть что рассказать.
Моя позиция: разговорить можно кого угодно – даже если у человека репутация безнадежного молчуна. Но пара противопоказаний все же имеется.
Во-первых, не стоит делать интервью с человеком, который появляется в медиапространстве по любому поводу и высказывается абсолютно про все: переход Мбокани в киевское Динамо, неудачную шутку Ивана Урганта и рождение третьего наследника королевы Елизаветы. Таких людей я причисляю к категории «выжженная земля»: перцы, которые рассказали все свои истории и вряд ли найдут что-то новое для вас.
Во-вторых, не стоит тратить свое время на тех, кто панически осторожен в своих высказываниях. Скажем, Алексей Смертин – прекрасный когда-то игрок и очень образованный парень – сейчас настолько запуган окружающей действительностью, что даже на вопрос: «Вам чай или кофе?» – ответит уклончиво. Это категория – «медийные трУсы». Сделать их смелее можно, но всегда велик риск неудачи – подумайте, стоит ли тратить на это время.
2. Подготовиться
Если кто-то, выдающий себя за мастера жанра, расскажет вам, что приходит на интервью без подготовки, без списка вопросов, просто с диктофоном и хорошим настроением, не верьте. Скорее всего, это рисующийся дурачок, но никак не мастер жанра.
Каким бы известным ни был ваш собеседник, подготовка к интервью – штука, которая позволит вам:
а) узнать о человеке много того, что вы не знали/не помнили; если интервьюируемый чувствует напротив себя человека в теме, он воспримет это как знак уважения и расположится к вам.
б) понять, какие темы доставляют человеку удовольствие, а какие – вызывают напряжение. это дико полезно в планировании последовательности вопросов.
в) избежать повторений. Истории, которые герой уже много раз рассказывал в предыдущих интервью, вам не нужны. Вы крутой интервьюер, поэтому вы пришли за свежими, никогда прежде не рассказанными байками.
С появлением такой штуки, как тег, готовиться к интервью с известными людьми стало совсем просто.
Если же вы идете к неизвестному – сканируйте его по соцсетям, тоже крайне полезное изобретение.
3. Спланировать порядок вопросов
Когда-то на Sports.ru работал Юра Баранков. Юра был растафарианцем и здорово говорил по-испански. Когда ЦСКА назначил себе тренером Хуанде Рамоса, Юра отправился к нему на интервью, которое начал вопросом: «Вы провалились в двух своих последних командах – Тоттенхэме и Реале. Почему?» Рамос несколько прифигел, закрылся, на все оставшиеся вопросы только бубнил: никакой испанский Юру не выручил. «Ты хороший парень, – сказал Рамос в конце разговора. – Но наше следующее интервью попробуй начать с чего-нибудь более веселого».
Про обсеры, фак-апы и прочие неудачи надо спрашивать обязательно. Но точно не в начале. Идеальное время для неудобных вопросов – вторая половина интервью или любой момент, когда вы максимально, почти до дружбы расположили к себе собеседника.
4. Не ссать
Одна из самых больших ошибок отечественных интервьюеров – излишний пиетет к собеседнику. Друзья, если вы будете трусить и не зададите вопросы, которые могут доставить вашему герою неудобства, вы провалите свою работу. Помните: ваша цель – сделать хорошо не герою вашего интервью, а людям, которое это интервью прочтут.
Под журналистской отвагой, разумеется, не подразумевается невоспитанность. Все возможные элементы такта и уважения к человеку обязательны, однако они не отменяют того, что герой интервью будет высечен розгой.
5. Следить, чтобы в интервью вас было мало
Просто запомните: те журналисты, которые без всякой необходимости пичкают в интервью вопросы в три-четыре-пять-десять строк, либо чересчур себя любят, либо просто старперы. Интервью – это история про героя, а не про журналиста. Журналист в интервью всего лишь человек из сферы обслуживания, он должен быть как крутой официант: полезным, но незаметным.
Чем короче ваш вопрос, тем лучше.
6. Сокращать
Интервью ценят не за вопросы, а за ответы. Если вопрос был хорош, но ответ на него – мычания или пара строк воды, не ставьте этот вопрос-ответ в окончательную редакцию интервью. Это сэкономит время читателя и избавит ваше интервью от слабых мест.
Идеальное интервью – то, где нет НИ ОДНОГО ответа, к-й можно было бы безболезненно вырезать из-за его неинтересности, водянистости, пустоты.
Исключение – жанр жесткого интервью «мочить подлецов». То есть то интервью, где конкретными вопросами и мычанием в ответ достигается эффект разоблачения героя.
7. Вытягивать то, что запомнят
Чтобы оценить собственное интервью, просто задайте себе вопрос: когда человек закончит его читать, у него что-то останется в памяти или он забудет о нем уже через минуту, открыв новое окно браузера? Если что-то останется в памяти – интервью хорошее. Если останется много чего – интервью крутое.
Запоминаются лучше всего истории. То есть смешные/страшные/удивительные/дикие подробности из жизни и ремесла – ровно такие, какие мы рассказываем друг другу за пивом/шашлыками/обеденным перерывом.
Если вы общаетесь с неизвестным человеком, 90 процентов его историй должно быть про известных людей. Про команду, каждый матч которой он посещает. Про тренера Кварцяного, на лестничной площадке с которым он живет. Про футболиста Милевского, в одном ночном клубе с которым он зависает. Мир – большая деревня, все мы так или иначе пересекаемся с селебрити, даже если сами селебрити не являемся. Давите человеку на память и вытягивайте истории про знаменитых/интересных, о которых он знает больше вас.
8. Не сглаживать углы
Мы живем в век толерантности. Мы живем в век многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного. Поэтому если герой готов говорить о чем-то конфликтном, не жалейте вопросов, не оставляйте все в намеках и полуоткровениях – докручивайте до конца. Тогда интервью запомнится. Тогда интервью будет крутым.
9. Оставлять интонации
Самое лучшее интервью – то, которое ты читаешь, но как будто слушаешь. То есть речь собеседника передана так, как будто он с тобой разговаривает. Всякие специфические детали: смешные суффиксы и окончания, жаргонизмы, инверсия, паузы – все это важно и поможет вам установить максимально прямой контакт между героем и читателем.
Разумеется, надо знать меру: давать тупую расшифровку речи человека, который говорит совсем уж грязно, не стоит. Но искать компромисс между чистым языком и языком реальным надо обязательно.
10. Причесывайте, заверяйте
Заверка интервью (в переводе на народный язык: дать герою интервью почитать его перед публикацией и внести правки, о которых он попросит) – штука, которой с каждым годом все тяжелее избежать.
Правило по заверке простое: если герой попросил вас почитать интервью перед публикацией, вы не можете отказать; если речи об этом не было – публикуйте смело, без повторного контакта с героем.
Тенденцию к тому, что пресс-службы становятся все более профессиональными, а герои – аккуратными, я раньше воспринимал с грустью. Но на самом деле предварительная заверка часто бывает полезной. Увлекаясь рассказами, герои часто путают имена, даты, факты и прочие детали, которое читатель проверит парой кликов в Гугле и напряжется: «Мне чо, бл#, мозги тут пудрят?» Когда герой смотрит на те же самые истории в напечатанном виде, вспомнить имена, факты и прочие детали чуть точнее ему значительно легче, чем во время разговора. В довольном громком интервью Романа Орещука полно фактически ошибок: сделал покер, хотя на самом деле хет-трик, сыграли 0:0, хотя на самом деле проиграли и т.п. Уверяю: в этой долгой, ухабистой беседе ляпов было бы в два раза больше, если бы Роман не вычитал интервью накануне и не поправил те вещи, которые смог чуть лучше вспомнить.
Впрочем, такие заверки работают только с адекватными людьми. Учитывая, что общаться приходится не только с ними, бывают проблемы. Герой, который на диктофон рассказывает интересные вещи, а перед публикацией просит их убрать, – довольно обычная история для России ее нынешней эпохи, эпохи воров и ссыкунов. Поэтому чем дальше, тем больше интервью становится искусством не только беседы, но и дипломатии. Когда герой на заверке начинает безбожно резать самые интересные вещи, я чаще всего жонглирую двумя приемами:
1. Напираю на то, что без этого интервью получится обычным и герой будет такой же, как все. Вы удивитесь, но, к счастью, еще довольно много людей не хотят быть такими, как все.
2. Если шансов спасти историю нет никаких, требую, чтобы в обмен герой рассказал что-нибудь еще – другое, но интересное.
Этим летом, однако, у меня случилась встреча, когда не помогли никакие приемы. Так вышло, что я давно мечтал пообщаться с Анатолием Бышовцем – разумеется, не об итогах российского тура и не текущей форме сборной России, а о нем самом. Дивным июльским днем мы встретились на Фрунзенской набережной и почти полтора часа болтали. Бышовец рассказал много крутого: про то, как потерял деньги на финансовой катастрофе Кипра, как чуть не подрался с Семиным в «Локомотиве», как переживал обвинения в том, что берет взятки с игроков. Причем рассказывал в своей роскошной, выносящей мозг всем невеждам манере. Я уже поймал цитату для заголовка (Анатолий Бышовец: «Лучше грешным быть, чем грешным слыть») и предвкушал, как мы разобьем интервью великого человека на пару десятков цитат, раскидаем их по соцсетям и осветим путь скитающемуся по сети простому народу.
Заверка разрушила мое небо. Чтобы обсудить интервью, Бышовец назначил еще одну встречу и много, много говорил. О том, что воспоминания о «Локомотиве» ранят его близких, что внуков дразнят из-за этого в школе, что никаких взяток, конечно же, не было и вообще зачем же об спустя шесть лет вспоминать? Я объяснял – зачем; пару раз, как мне показалось, подобрался к тому, чтобы его убедить. Все-таки показалось – встреча пошла на второй час, но он не сдавался: предлагал пообщаться заново, но о чем-нибудь другом. Понимая, что проиграл, и не без труда сдерживая гнев, я предложил следующее: «Тогда решаем так: это интервью не выходит вовсе. Но и мы делаем вид, что незнакомы. Я вас не знаю».
Бышовец был счастлив и, когда мы расставались, крепко жал руку: «Юра, запомни: сегодня ты сделал доброе дело».
Этим я и успокоился. Потому что если даже такие парни, как мы с вами, перестанем делать добрые дела, рано или поздно зло победит. А для того, чтобы оно никогда не победило, мы с вами на этом сайте, в общем, и собрались.
Жгите и помните: неинтересных собеседников – мало, журналистов-балбесов – полно.
Как взять классное интервью? 9 советов от ведущей и продюсера подкастов с аудиторией более 3 миллионов человек
Глава из книги Кристен Майцер «Взрывной подкаст»
Умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, задать правильный вопрос в нужный момент, — все эти навыки сегодня могут пригодиться не только журналистам. В книге «Взрывной подкаст. Как создать успешный проект от идеи до первого миллиона», вышедшей в издательстве «Бомбора», автор, ведущая и продюсер подкастов Кристен Майнцер рассказывает о всех этапах создания своего шоу. «Цех» публикует отрывок из этой книги, в котором автор рассказывает, что обязательно нужно знать, чтобы взять классное интервью.
На первый взгляд очень и очень сложно. Вы не хотите, чтобы кто-то подумал, что вы читаете вопросы. Вы хотите, чтобы все выглядело как разговор, но без пауз. Вы хотите показать самое интересное в госте, но и открыть в нем что-то неожиданное.
Есть интервьюеры от бога. Одна из них — моя бывшая коллега Сэм Зэбелл. Сэм только что окончила колледж, занималась разработкой подкаста Real Simple и принимала участие в шоу журнала под названием Adulthood Made Easy. В каждом выпуске Сэм разговаривала с разными гостями на самые разные темы, начиная от собеседований при приеме на работу и заканчивая долгами по студенческому кредиту, общением с неприятными соседями по комнате и посещением собраний в средней школе. Независимо от того, с кем она говорит — с писателем, банкиром, только что съехавшим от мамы малолеткой, — Сэм звучит так, как будто именно этого конкретного гостя она всю жизнь ждала.
Невероятно, но Сэм никогда не читала свои вопросы с листа. Она записывала что-то в блокнот, но в записи свои почти не заглядывала. Она просто общалась. Естественно и непринужденно. Ни до, ни после нее таких прекрасных ведущих я не встречала.
Не ждите, что сев к микрофону впервые, вы сразу же станете Сэм Зэбелл. Это невозможно и необязательно. Главное, что у вас должно быть, — любопытство.
Вы, как и Сэм, любите общаться с людьми, но не стоит забывать, что у вас есть задачи по созданию лучшего в мире шоу, поэтому:
1. Готовьтесь. Узнайте все, что можно, о вашем госте заранее: о его работе, увлечениях, достижениях, неудачах и т. д. Прочитайте, что они писали, посмотрите фильмы с их участием, послушайте их прошлые интервью. Все это поможет вам чувствовать себя увереннее и непринужденнее во время интервью.
2. Выделите пять самых важных вопросов, на которые вы хотите получить ответы, или пять основных моментов, которые нужно осветить. Очень вероятно, что вопросов будет больше, но вполне возможно, что и не все они прозвучат. Это каркас вашего интервью, который будет держать и вас, и вашу беседу в тонусе.
3. Расположите к себе гостя, пусть он почувствует себя желанным. Напомните, сколько времени займет разговор. Скажите ему, что идет запись или прямая трансляция, что можно и чего нельзя будет исправить во время разговора.
4. Начните с легких вопросов. Не ставьте гостя в тупик: «Зачем вы украли деньги из кафе-мороженого, директором которого вы работали?» Сначала поговорите об общих вещах, затем о мороженом и работе.
5. Больше слушайте, чем говорите. Некоторые ведущие пренебрегают умением слушать. Один ведущий, с которым я работала, почти не давал говорить своим гостям. Не будьте таким, как он.
6. Задавайте дополнительные вопросы. Когда ваш гость говорит вам что-то интересное, не переходите сразу к следующему вопросу, задайте уточняющий вопрос. Помните, вы всегда можете вернуться к пяти основным пунктам, которые вы хотите осветить.
7. Не пользуйтесь «болванками». Когда вы идете по заранее написанному списку вопросов, вы не слушаете собеседника. Например, несколько лет назад один ведущий шоу брал интервью у политика, который проговорился, что бил женщин. Но интервьюер не придал его словам значения, а пошел дальше, не развив тему, дальше по своему списку. Конечно, ведущему потом прилетело со всех сторон, но главное, что его интервью невозможно было смотреть, — скука смертная.
8. Ваши гости — люди. Покажите их с человеческой стороны. Слушатели больше всего на свете хотят знать, насколько знаменитости похожи на нас. Какие у них
слабые места? Какие ошибки совершали? Кто был их любимым учителем? Что им больше всего нравилось в Канзасе? Встаньте на одну сторону с ними, дайте им знать, что они в зоне комфорта, смейтесь с ними, когда это уместно, и проявляйте сочувствие, когда это оправданно.
9. Будьте собой. Это самое главное.
Что делать после интервью
Отправьте электронное письмо следующего содержания:
1. Снова поблагодарите за уделенное время.
2. Скажите им, что вы отправите ссылку на выпуск, когда он выйдет. Возможно, он запостит ее в своих соцсетях, что для вас — отличный бонус.
Я предполагаю, что более 90% всех интервью, которые опубликованы в Интернете, взяты посредством электронной почты. В связи с этим, как правило, возникают следующие проблемы. Иногда собеседнику не хватает способности красиво излагать свои мысли. Обычно он старается ответить на все вопросы как можно быстрее, при этом не вдаваясь в подробности, из-за чего создается общий эффект поверхностности. При этом, как правило, вы не имеете возможности задавать дополнительные вопросы, направленные на получение более детальной информации. Итак, если вы хотите, чтобы интервью получилось как можно более качественным – используйте Skype.
Интервью напрямую зависит от тех вопросов, которые вы задаете. Если вы предпочитаете скучные, банальные вопросы, будьте готовы к однообразным ответам. Поймите, ни у кого нет времени на скучное повествование.
Вот список самых популярных и при этом самых бесполезных вопросов:
А вот таким образом вы можете преобразовать эти банальные вопросы, сделав их более интеллектуальными и интересными для собеседника:
Чувствуете разницу? Благодаря грамотно поставленным вопросам вы сможете гораздо легче вовлечь собеседника в интересную беседу и сможете получить гораздо больше новой и ценной информации.
В начале интервью начните ваш диалог с обсуждения общих тем – светской беседы, разговора о мелочах. Спросите этого человека, откуда он родом или же поговорите о его семье или о погоде (в данной ситуации подойдет любое клише). Это позволит вашему собеседнику почувствовать себя комфортнее в беседе с вами, позволит ему раскрыться, а вам, в свою очередь, получить как можно больше ценной информации.
Ваша основная цель – это получить наиболее ценные и конкретные рекомендации с учетом специфики читательской аудитории. Если ваш собеседник никогда не читал ваш блог (вероятнее всего, расклад будет именно таким), то вам необходимо максимально полно проинформировать его о круге ваших читателей, их среднем возрасте, типе личности, интересах и т.д.
Прежде чем начать интервью, ознакомьте собеседника с темой предстоящей беседы, с некоторыми вопросами или ключевыми моментами для того, чтобы он мог легче ориентироваться в этой беседе и мог давать более конкретные и структурированные ответы на ваши вопросы.
Перед тем, как брать интервью, потратьте хотя бы час на изучение биографии вашего будущего собеседника. Просмотрите его блоги. Попробуйте выяснить, насколько этот человек активен в социальных сетях, и чем конкретно он занимается последнее время. Затем напишите 2-3 предложения, которые послужат введением к интервью, впоследствии опубликованному в вашем блоге. Расскажите, почему эта личность должна быть интересна читателям.
Всегда помните, что ваша цель не как можно чаще высказываться самому, а получить как можно больше информации именно из уст вашего собеседника. Одним из наиболее интересных приемов является прием «попугая». Выберите одно или два слова из произнесенного предложения и переспросите.
Например, ваш собеседник говорит: «Я считаю, что своим успехом обязан оптимизации воронки продаж».
Вы спрашиваете: «Воронки продаж?», и получаете ответ: «Да, наша воронка продаж представляет собой…» Каждый раз, когда хотите натолкнуть собеседника на мысль, или логически подвести к тому, чтобы рассказать о чем-то более подробно, вы можете использовать этот прием.
Единственное время, когда вам необходимо произнести несколько фраз – это время между вопросами. Поставьте свой следующий вопрос в форме обобщения предыдущего ответа. В таком случае ответ на следующий вопрос будет связан с ответом на предыдущий, и интервью и будет иметь чёткую структуру. Вы поймете, что это легко, если приложите немного усилий.
Этот волшебный вопрос стоит задать в конце вашего интервью. У вопроса, не хотел бы собеседник еще что-нибудь добавить, есть целых два преимущества: Во-первых, просто невозможно несколькими вопросами исчерпать тему для разговора. Поэтому вовремя предложенная собеседнику возможность высказаться самостоятельно предоставляет ему свободный выбор наиболее интересной темы и ее возможность ее более детальной подачи. Во-вторых, данная фраза негласно дает понять, что интервью подходит к концу, что наведет опрашиваемого на мысль сделать красивое заключение, и, возможно, это станет самыми ценными двумя минутами в вашем интервью.
В конце интервью обязательно поблагодарите опрашиваемого за то, что он нашел время поговорить с вами, обязательно напомните читателям его или ее имя и дайте ссылку на сайт этого человека для того, чтобы заинтересованные пользователи смогли найти больше информации. Также как и в начале интервью, не нужно просить собеседника дать адрес его сайта. Найдите этот адрес самостоятельно.
Еще больше полезных советов, а также полный текст статей можно посмотреть здесь.