Как сделать доспехи рыцаря своими руками
Доспехи викингов своими руками — как сделать костюм рыцаря (броню, наплечник и шлем) из картона
Я сделала этот костюм рыцаря своими руками для защиты на турнирах по картонным битвам. Расскажу вам как сделать броню из картона.
В качестве справочника, и для определения правильного названий частей доспехов викингов, я использовала следующие источники:
Шаг 1: Кираса и задняя пластина
Имея опыт в изготовлении одежды, я решила, что обтяжка картоном тела не будет слишком сложной. Как выяснилось, между жестким картоном и более податливой тканью есть некоторые различия. Я разработала технику продавливания с помощью колпачка ручки линий на тыльной стороне картона, вдоль которых хотела сделать сгибы. Это позволило мне придать картону довольно точную форму.
Основываясь на измерениях моего тела, я нарисовала плоскую форму для передней и задней пластин (вместе они называются кирасой).
Для передней пластины нужно измерить:
Для спины я использовала эти измерения:
Я нарисовала переднюю часть на бюсте, чтобы свернуть из неё броневую пластину. Я поместила талию для каждой части на край уже существующего сгиба коробки. По привычке я также оставила дополнительно около 3 см картона по сторонам, и оказалось, что не зря (см. Шаг 6 о полях).
Вырежьте части каким-нибудь ножом. Вырежьте до конца только нижнюю часть вытачки. Для передней стороны сделайте прорезь только по верхнему слою картона. Затем снимите верхний слой и гофру, открывая внутреннюю поверхность гофролиста. Это будет похоже на маленький клапан. Чтобы сделать вытачки, согните картон так, чтобы края вытачек совпали, и закрепите их горячим клеем к внешней стороне передней пластины откидной створкой вниз.
Картон легче согнуть, если сначала вы вдавите колпачком ручки пазы по линиям сгиба. Жесткая линейка также очень пригодится в этом деле. Помимо области бюста, продавите и согните плечи и бока.
Шаг 2: Шлем, часть 1
Можно сделать действительно хороший картонный шлем, но я выбрала более быстрый и легкий путь. Я измерила диаметр своей головы в самой широкой её части (около уровня лба) и вырезала круг из картона, длина которого была на 3 см больше. Высоту я оценила, держа перед зеркалом линейку у головы.
Я вырезала шлем по краю существующего сгиба на коробке и добавила около 3 см. Я сделала много вертикальных сгибов, после чего смогла легко свернуть картон. Я нарезала маленькие буквы V за пределами существующей линии сгиба, чтобы они не мешали, когда я сгибала картон в круг.
Я нарисовала овал с длиной окружности, равной длине моей головы. Большинство голов имеют в некоторой степени овальную форму, и достаточно редко встречаются круглые головы.
Я обернула изогнутую полоску вокруг овала и отметила, где проходит перекрытие, а затем горячим клеем склеила ее в трубу. Я положила круг поверх трубы, на V-образные клапаны, и приклеила по одному клапану на каждом конце, чтобы удержать овал на месте. Затем я приклеила остальные клапаны. Я обнаружила, что было легче наносить клей на клапаны, а не на овал.
Как только овал был приклеен, я решила укрепить его вторым куском картона. Я просто обвела контур, вырезала другой кусок картона и приклеила его.
Шаг 3: Шлем, часть 2
Теперь у вас есть шлем, но вы не сможете видеть! Подумайте, где должно быть отверстие для лица, и проделайте там отверстие. Начните с малого отверстия и постепенно увеличивайте его.
Шаг 4: Наручи
Наручи охраняют предплечья. Я измерила свое запястье и предплечье по окружности и длине. Затем я нарисовала фигуру, похожую на тонкий конический разрез, соответствующий моим размерам. Однако на картоне с надписью CMS, я забыла оставить место для склеивания, поэтому мне пришлось начинать все сначала.
Обратите внимание на диагональные сгибы, которые я сделала колпачком ручки и металлической линейкой. Они позволили мне легко согнуть картон в конус, который хорошо лежал по моей руке, вместо прямой трубки, которая бы подходила плохо.
Если по сравнению с запястьями у вас большие руки, вы можете увеличить область запястья и, возможно, прикрепить наручи к паре перчаток. На самом деле, опробовав свои наручи, я настоятельно рекомендую вам использовать перчатки! По месту, где проходит край картона, мои запястья довольно сильно раздражаются.
Шаг 5: Наплечники
Наплечники — это части доспехов, которые защищают плечи. Я никогда не видела доспехов с поднятыми руками, но кажется логичным, что вы захотите сохранить этот диапазон движения. Поэтому я решила сделать наплечники более плоскими, чем на моем шаблоне, и просто прикрепила их к краю плеча, позволив им откидываться, когда я поднимаю руки.
Это была самая сложная форма, которую я когда-либо пробовала сделать. Чтобы проверить подгонку, я сначала сделала бумажную модель, и обнаружила, что пара почти симметричных заостренных овальных фигур хорошо подходить, если добавить на спину вытачку. На самом деле просто посмотрите на фотографии. Чтобы прикрепить одну часть к другой, я снова использовала технику V-образных надрезов. И я сделал вытачку так же, как у нагрудника — срезав половину слоев картона.
Чтобы прикрепить передние и задние части, потребовалось достаточное количество силы, чтобы удерживать их в нужной форме. Я склеивала клапаны по одному и давала клею полностью остыть, прежде чем перейти к следующему. Это заняло некоторое время, но я был вознаграждена действительно прочной конструкцией – наплечники приняли много ударов и, выйдя из битвы, смотрелись так же свежо, как когда они были сделаны!
Шаг 6: Юбка
Я не уверена, действительно ли это юбка, или просто часть кирасы… В общем, это части брони, которые находятся под нагрудником и задней пластиной для защиты бедер.
Здесь я снова была должна прикрепить изогнутый кусок к прямому. Форма юбки я сначала разработала на бумаге, помня, что для того, чтобы она выглядела правильно, она должна была иметь небольшую кривизну. Чтобы сделать склеивающие клапаны, после вырезания частей юбки я также нарезала V-образные части на нижней полосе передней и задней пластин.
Я клеила один клапан за раз, начиная с центра. Возможно, вам придется приложить достаточное усилие, чтобы удержать нагрудник или заднюю пластину на месте, когда вы приклеиваете юбку, но изогнутые формы сильны, и как только клей остынет, конструкция будет довольно прочной.
Шаг 7: Финальная подгонка
На этом этапе вам понадобится надежный оруженосец. Скрепите лентой перед и зад кирасы, и посмотрите, хорошо ли ложатся плечи. Если это необходимо, согните их сильнее. Теперь подгоните доспехи под себя. Аккуратно приклейте плечи — вам может понадобиться залезть и вылезти из них пару раз, прежде чем они лягут по вашему телу. Попробуйте свести руки перед собой. Мне пришлось отрезать около 3 см с каждой стороны проймы, прежде чем я смогла сделать это достаточно комфортно, чтобы держать двумя руками меч из картонной трубы.
После того, как кираса ляжет по вашему телу, закрепите обе стороны и плечи с обеих сторон клейкой лентой. Если можете, подклейте их изнутри.
Затем попросите, чтобы оруженосец прикрепил наплечники к плечам, примерно в середине плечевого ремня. Помните, что вытачка идет сзади и ближе к шее. Используйте клейкую ленту сверху и снизу и закрепите наплечники полосками ленты по краям (т. е. просто наклейте туда много ленты).
Мне также пришлось вырезать изгибы в форме плеч по краям шлема, когда кираса торчала чуть выше моих плеч. А бандана, или балаклава, или просто головной убор, полезны для уборки волос, а также придают им хороший средневековый вид.
Шаг 8: Готово
Теперь идите вперед и поразите своих врагов!
Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.
Изготовление доспехов.
На одном из московских заводов, трудятся десять мастеров. Шум стоит жуткий — здесь вручную куют доспехи. Сейчас такую амуницию заказывают участники турниров по историческому средневековому бою со всего мира: чаще всего из Америки и Италии. Спрос давно превысил предложение, и ждать свой заказ приходится от нескольких месяцев до полугода.
Реконструкция доспеха Западной Европы XIV века, изготовлено специально для исторических средневековых боев. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов
Историческая реконструкция — широкое международное движение со своими корнями, историей и ответвлениями — как вековое дерево. В сообществе тысячи людей со всего мира, разных профессий, конфессий и возрастов. Объединяет их одно — им всем нужны доспехи.
Поэтому к мастерам обращаются из Англии, Германии, Австрии и других стран, чтобы заказать качественную экипировку для турниров.
— Мое увлечение фехтованием началось еще в 1993 году, тогда мы занимались в спортивном зале и вместо мечей использовали деревянные клюшки. Доспехи я сперва сделал для себя, потом для друзей. Профессионально занимаюсь этим с 2004 года, — Илья показывает мастерские. — Никакой литературы не было, экспериментировал. С появлением интернета увидел опыт зарубежных мастеров, которые изготавливали экипировку для боя еще в 1960-70-е годы.
На мастера такого профиля нигде не учат, слишком специфическая деятельность.
В Москве работают еще три небольших коллектива, которые могут выполнить подобный заказ, один мастер есть в Подмосковье.
Илья демонстрирует элемент доспеха. © РИА Новости / Сергей Мамонтов
— Иногда, конечно, странно осознавать, что какие-то твои знакомые работают в высокотехнологичных отраслях, а ты на заброшенном заводе стучишь по железу молотком, — Петр когда-то окончил мехмат МГУ, аспирантуру, а потом выбрал из всех возможных жизненных путей и вариантов этот — изготовление исторической амуниции. — Свои первые доспехи из жести я сделал в одиннадцать лет в гараже. Мне всегда было мало имитировать и играть, хотелось по-настоящему.
По-настоящему хотят многие, но подходят не все. Недавно Петр и Илья дали объявление, что ищут желающих работать с металлом. «Мы не ожидали, что так много людей хотят трудиться у нас и наконец уйти из офиса. Но мотивированных, дисциплинированных и рукастых очень мало».
Подмастерьев, решивших попробовать себя в такой работе, первым делом учат изготавливать фурнитуру. Как и много веков назад, все начинается с самого простого.
— В среднем, чтобы выйти на уровень крутого доспешного мастера нужно лет пять, это как окончить институт. Но только в том случае, если человек хочет развиваться в ремесле, постоянно учиться новому, — говорит Илья. — У каждого из нас есть своя специализация, однако опытные мастера могут друг друга заменить.
Есть и иностранцы, готовые приехать в Россию работать подмастерьями. Один из Австралии, второй из Канады.
Реконструкция немецкого готического доспеха второй половины XV века. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов.
— Так сложилось, что у нас очень большой опыт. Почти все наши ребята сами участвуют в турнирах. Доспехи проверяются на практике. Это помогает корректировать какие-то недостатки и слабые места.
Каждая деталь делается индивидуально. Конечно, можно приобрести что-то с рук, есть даже специальные барахолки. Часто мастерам возвращают на ремонт элементы амуниции, изготовленные ими много лет назад.
Самая дешевая амуниция, пригодная для контактного боя, обойдется заказчику в 160 тысяч рублей. Самая дорогая — в полмиллиона. Поэтому к техническому заданию и снятию мерок относятся особенно серьезно.
В одном из помещений под потолком висят «ноги» заказчиков — муляжи всех возможных длин и размеров. По правилам, если заказчик не может прийти в мастерскую лично, ему высылается схема для обмеров.
Обычно экипировку ждут около трех месяцев, но бывают и срочные заказы — тогда от чертежа до готового изделия может пройти только неделя.
Технологии изготовления защиты со Средних веков изменились, но не принципиально.
Мастера используют листовой металл, горелку вместо горна и режут болгарками вместо шлифовальных кругов с водой и песком. Все остальное — вручную. Основной инструмент — молоток, их в мастерской больше сорока.
— Есть трудоемкие процессы, а есть сложные. Сделать цельнокованый шлем — процесс трудоемкий. Из металла вырезается круг, и из него пять-шесть часов выковывается купол шлема, — рассказывают мастера. — Изготовление механических конечностей — это сложно, но физически нетяжело.
На столе лежат заготовки для будущих доспехов, они поедут к девушке Кате из Америки. Полный комплект защиты для среднестатистического мужчины весит примерно 24 килограмма, женский точно такой же, но полегче.
— Есть чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций», он каждый год проходит в разных городах и странах. В этот раз был недалеко от Рима, в 2019-м состоится в Сербии, — говорит Илья. — Там собирается около 40 команд из 30 стран. Я считаю, что оценка качества нашей работы — это число участников чемпионата в доспехах из нашей мастерской. Во всех топовых командах обязательно есть кто-то в нашей защите. В команде из Сан-Франциско, например.
Спрос на доспехи очень высокий, часто приходят нетривиальные заказы и заказчики.
— У нас был покупатель, который готовился к концу света. Приобрел участок земли на Алтае, завез запасы и заказал у нас титановую амуницию, — вспоминают мастера.
Они делали доспехи для фильмов «1612», «Царь», «Орда». Но больше заниматься этими заказами желания нет: «Много времени тратится впустую, а объем работы очень большой».
Для одного швейцарского музея мастера изготавливали амуницию, опираясь только на изображение на картине. «Я сделал графическую реконструкцию — в живописи много условностей, поэтому пришлось прорабатывать все детально, — рассказывает Илья. — Теперь сотрудники музея используют этот доспех для разных мероприятий».