Как сделать доспехи самурая
Создание японского доспеха из того что нашел в гараже.
Не так давно в голову пришла идея создать модель японского доспеха. Так как с кузнечным делом я знаком отдаленно, как и с кожевничеством, то пришлось пошерстить просторы интернета в поисках доп. инфы. В итоге нашел сайт Сенгоку. http://www.sengoku.ru/index.htm
Много полезной информации и чертежей. Почесав свою голову я решил порыться в гараже. Итогом стало несколько листов цинковки 0.7 и стальной трос сечения 2 мм. Принялся чертить и считать. Было решено нарастить пластины до 12 см шириной, чтобы образовался сильный нахлест для увеличения прочности. Взяв в руки ножницы по металлу, молоток, и включив шлифовальный станок, я принялся за работу. Нагрудник состоит из одиннадцати пластин, шнурованных стальным тросом. Так, чтобы наверняка не развалился. Как только я сложил все пластины, и наметил места для сверления обнаружилось сразу несколько проблем.
1. Верхняя пластина получалась слишком тонкой, ведь нахлеста здесь нет.
2. Подмышки тоже тонковаты.
Начало шнуровки было простым. за два часа я прошнуровал весь нагрудник. Проблемой оказалась шнуровка боковых частей.
Мои пальцы просто не могли подлезть под пластины. приходилось отгибать край, прошнуровывать, а затем загибать обратно. Долго, накладно и портит симметрию, это видно на фото.
Продолжение будет. Но не скоро.
Дубликаты не найдены
Копать ты гений, стальным тросом. Сетки-рабицы надери со столбов и сшей ею.
Я же говорю, из того, что нашел в гараже
японская броня, в первую очередь, предназначена для защиты от стрел.
щитов у японцев (если не считать коренных неузкоглазых обитателей островов, которых современные японцы вытеснили на север) не было, кроме стационарных переносных деревянных стен.
как следствие в поздние эпохи заимствовали иногда европейские кирасы и надевали европейские наплечники под свои традиционные (в основном командный состав не участвующий в бою)
У японцев была и тяжелая пехота, и кавалерия, так что доспехи были тоже очень разными, не только «против стрел». Это раз.
К. Носов в книге «Вооружение самураев», например, пишет, что ручные щиты (тэ-датэ) использовались где-то до 5 в., объясняя это последующими изменениями в вооружении, использованием двуручного меча, отсутствием таранного копейного удара в тактике ведения боя и т.д. Большие щиты татэ применялись широко, начиная с периода Камакура, в основном под влиянием классиков китайской военной стратегии. Использовали их не только лучники, но и аркебузиры и копейщики в атаках против кавалерии. Это два.
ну так я про то и говорю.
Сетка-рабица, оцинкованная. Ею обматывают столбы, чтобы не вешали объявления. Спокойно сними и обмотай столб упаковочным стрейчем. Там проволока двушка. Это раз.
Мне не нужно статичное крепление. Японский доспех имеет свойство немного изгибаться. А как это получить с проволокой?
А теперь внимательно посмотри на фото, и всмотрись в шнуровку. Тут не тот тип шнуровки, чтобы крепить все жесткой проволокой.
Ну, фото «изнутри» нету, но я не вижу проблем, почему бы не собрать все это на кольцах, пусть они и будут хитрой формы. Кольца можно сварить, склепать и т.д. В любом случае, для историчности трос не катит, оцинкованная жесть не катит, так что какая разница?
все же есть разница. Хотя бы потому, что я все равно собираюсь пройтись поверх троса тканевой лентой после покраски. Трос взят чисто из соображений прочности, и потому что валялся под ногами в буквальном смысле.
Пять копеек про японские доспехи
В более раннюю эпоху, в то время когда европейские доспехи состояли из кольчуги и «металлической чешуи», японские собирались из стальных пластинок, которые соединялись между собой при помощи цветных шнуров.
Когда доспех собирали, то пластинки накладывали друг на друга таким образом, что каждая из них наполовину закрывала бы ту, что находилась у неё с правой стороны. Технология соединения пластинок при помощи шнуров была очень трудоемкой, это было настоящее искусство, имевшее свое название – одоси, потому что связывать пластинки требовалось так, чтобы их ряды не провисали и не смещались.
Позднее одним из проявлений упадка в оружейном деле было возрождение старых стилей вооружения, тенденция, получившая значительный стимул благодаря вышедшей в 1725 г. книге историка Араи Хакусэки «Хонто гункико». Тот обожал старые стили типа доспехов о-ёрой, и кузнецы того времени пытались воспроизводить их, порой создавая причудливые и невероятные смеси старых и новых доспехов, никакого практического значения не имевших. Кстати, самые забавные самурайские доспехи, попавшие даже во многие музеи и частные коллекции, были сделаны уже после окончания Второй мировой войны и оккупации Японии американскими войсками.
Тогда японские города лежали в руинах, заводы не работали, но так как жизнь продолжалась, японцы начали производить сувениры для американских солдат и офицеров. Это были, прежде всего, искусно сделанные макеты храмов, джонок и японские самурайские доспехи, поскольку те же мечи оккупационными властями делать запрещалось. Но не делать же сувенирные латы из настоящего металла? А вот бумаги кругом сколько угодно – и именно из неё, покрытой знаменитым японским лаком, эти доспехи и делали. Причем ещё и уверяли своих покупателей, что это самая настоящая древность и так у них было всегда! Отсюда, кстати, и пошли разговоры о том, что доспехи у самураев были рекордно легкими по весу и делались из прессованной бумаги и бамбуковых пластин.
Как сделать картонные самурайские доспехи
Ремесло самурайских доспехов из картона.
Самураи были классом воинов в Японии, который развивался примерно в 9 веке нашей эры. Эти воины следовали кодексу лояльности своим хозяевам и носили специальные доспехи в качестве защиты в своих конфликтах. Отдельные части доспехов были сделаны из планок из легкого бамбука, скрепленных галстуками. Доспехи с планками позволили его владельцу быть более гибким в рукопашном бою. Вы можете воссоздать самурайские доспехи из картона для ношения в качестве костюма для Хэллоуина.
Вещи, которые вам понадобятся
Бронежилет
Измерьте ширину и длину груди с помощью измерительной ленты. Положите один большой лист картона на рабочую поверхность. Нарисуйте прямоугольник на поверхности картона, равный вашим измерениям. Вырежьте прямоугольник с помощью ножницы.
Нарисуйте U-образную форму по центру по верхнему краю прямоугольника, чтобы создать шейное отверстие. Нарисуйте внутреннюю изогнутую линию в верхнем правом и левом углах прямоугольника, чтобы создать отверстия для рук. Разрежьте по изогнутым линиям и откажитесь от удаленных частей. Это будет ваша грудь.
Положите второй большой картонный лист на рабочую поверхность. Положите вырез сундука на второй картонный лист. Обведите вокруг грудной клетки карандашом. Вырежьте начертанный контур из картона. Это будет последний кусок.
Нарисуйте горизонтальные линии по всей длине груди и задней части. Разместите линии на расстоянии в четыре дюйма. Разрежьте вдоль этих линий, чтобы разделить кусочки на планки. Пробейте по одному отверстию в каждом углу каждой планки.
Разложите планки из сундука в их первоначальном порядке, прежде чем они были вырезаны. Свяжите отдельные планки грудной клетки вместе. Пропустите нити через соответствующие верхнее и нижнее отверстия. Завяжите пряжу узлом на задней стороне планок. Повторяйте это, пока планки части грудной клетки не будут связаны вместе. Повторите этот процесс с задней частью.
Пробейте два отверстия в верхней части обеих плечевых планок на груди и спине. Положите заднюю часть правой стороной вниз на рабочую поверхность. Положите грудную часть правой стороной вверх на заднюю часть. Пропустите одну пряжу длиной от 6 до 8 дюймов через соответствующие плечевые отверстия обеих частей. Свяжите концы каждой длины пряжи вместе в узел.
Измерьте расстояние между подмышкой и верхней частью талии. Измерьте ширину вашей стороны. Положите третью картонную планку на рабочую поверхность и вырежьте два прямоугольника, равных вашим измерениям.
Другие люди читают
Разрежьте оба прямоугольника на 4-дюймовые рейки. Расположите планки в первоначальном порядке, сохраняя планки отдельно от каждого прямоугольника. Пробейте по одному отверстию в каждом углу каждой планки. Свяжите планки в первом прямоугольнике вместе с отрезками пряжи. Повторите процесс связывания со вторым прямоугольником. Это будут ваши боковые стражи
Пробейте по одному отверстию с каждой стороны верхней планки в каждой боковой защите. Проделайте отверстия в боковых частях планок на груди и задних частях, которые падают рядом с подмышками. Поместите одну боковую защиту между левой стороной сундука и защитными частями. Пропустите кусок пряжи через соответствующие боковые отверстия в задней части и боковой защите. Свяжите пряжу в узел. Пропустите второй кусок пряжи через соответствующие боковые отверстия в сундуках и боковой защите. Завяжите пряжу в узел. Повторите этот процесс, чтобы прикрепить второй боковой щиток к правой стороне бронежилета.
Охранники
Измерьте длину от плеч до локтя и добавьте 2 дюйма. Измерьте ширину плеча и добавьте 2 дюйма. На оставшемся картоне нарисуйте два прямоугольника, равных этим измерениям. Вырежьте прямоугольники.
Отрежьте верхние углы каждого прямоугольника, чтобы закруглить верхнюю часть защитных ограждений. Пробейте по одному отверстию с каждой стороны каждого прямоугольника в трех дюймах над нижним краем. Пробейте одно отверстие по обе стороны от прямоугольников, на два-три дюйма выше первых отверстий.
Пропустите один конец 10-дюймового куска пряжи через заднюю часть одного из нижних отверстий одного из предохранителей. Свяжите сверху узел в конце пряжи. Поместите защитный щиток против внешней стороны предплечья. Оберните пряжу за руку и пропустите свободный конец через заднюю часть нижнего открытого отверстия. Потяните пряжу, пока она не прижалась к вашей руке. Свяжите узел в конце пряжи на внешней стороне картона. Продолжите этот процесс со вторым куском пряжи, работая через верхние отверстия. Повторите этот шаг со вторым защитником руки. Отрежьте лишние хвосты пряжи.
Охранники бедра
Измерьте длину и ширину бедер. Проследите прямоугольники, равные вашим измерениям на оставшемся картоне. Вырежьте прямоугольники с помощью ножа.
Пробейте два отверстия в каждой продольной стороне каждого прямоугольника. Расположите отверстия на три-четыре дюйма внутрь от верхнего и нижнего краев. Отрежьте четыре куска пряжи, каждый 18 дюймов в длину.
Пропустите один конец первого куска пряжи через одно нижнее отверстие в защитном приспособлении для бедер и завяжите конец. Пропустите один конец второго куска пряжи через одно верхнее отверстие на том же защитном кожухе голени. Свяжите узел в этом конце нити. Держите защиту бедра до передней части бедра. Оберните нижнюю часть пряжи вокруг задней части бедра. Пропустите свободный конец пряжи через открытое нижнее отверстие. Потяните пряжу вокруг бедра и завяжите конец в узел. Повторите этот шаг с верхним куском пряжи, чтобы закончить первую защиту бедра. Таким же образом привяжите два оставшихся куска пряжи к задней стороне второго щитка бедра.
Доспехи самурая
Доспехи самурая разнообразны, ими называют множество разных защитных частей обмундирования, существовавших в Японии в разные периоды с отличающимся друг от друга строением. Как правило они изготавливались из металла и не имели слитную конструкцию, а состояли примерно из 20 деталей, которые соединялись кожаными ремнями или шелковыми лентами для большей подвижности. Вес доспехов в среднем составлял от 12 до 15 килограмм, что позволяло воину свободно перемещаться, не теряя своей скорости, на поле битвы. В японском военном костюме имелось множество отверстий для вентиляции, которые позволяли телу самурая свободно дышать, что крайне необходимо во влажном и жарком климате Японии. Одеть самурайские доспехи было непросто, для более комфортного и быстрого облачения была разработана целая система:
Самурая тщательно ухаживали за своими доспехами старались их беречь, так как часто они передавались от отца к сыну.
В военное время доспехи хранились в ящике из дерева. Чтобы внутрь не попадала влага, они оббивались специальной тканью. В мирный период доспехи находились в доме своего хозяина, на одном из самых почетных мест. Периодически они доставались и покрывались антикоррозийным покрытием.
Доспехи несли на себе не только боевую функцию, но и являлись настоящим произведением искусства. Кроме того, они не были лишены эстетического компонента. Даже на сегодняшний день доспехи самураев продолжают быть предметом тщательного изучения.
Классические доспехи самурая
Самым известным классическим доспехом считается О-ёрой, что дословно переводится как «большой доспех». Раньше такие доспехи называли просто ёрой, но в период Эдо его название изменилось на такое, каким мы видим его сейчас.
Никто не знает, когда именно появились первые доспехи о-ёрой, но самый старый из существующих по сей день был создан еще в конце эпохи Хэйан. Первые письменные упоминания о подобных доспехах были примерно в 11 веке нашей эры.
Общий принцип создания доспехов О-ёрой подразумевал формирование гибкой полосы из металла или кожи. Она получила название кодзанэ, её длина составляла 30 см. Сверху получившаяся полоса перетягивалась кожей, а затем дополнительно покрывалась противокоррозионным лаком. Создавалось несколько полос, после чего они скреплялись шнуром из шелка или кожи. Такие шнуры получили название – одоси. Они не только выполняли связующую функцию, но несли декоративный смысл. Доспех, собранный по принципу О-ёрой имел форму короба.
Классические самурайские доспехи делали из железных пластинок или кожи, вид которых значительно менялся в разные исторические периоды. Так, например, для периода Гэмпэй характерны доспехи из больших пластинок размером примерно 6 — 7 см, в которых располагалось 13 небольших отверстий в два ряда. Через нижние отверстия продевали несколько кожаных шнурков, на которых располагалось от 25 до 3 пластинок в зависимости от размера. Через верхние отверстия продевали красочные нити, которые переплетали между собой более широкими лентами, что является отличительной особенностью Японских доспехов.
После того, как лучники лишились своей ведущей роли на поле битвы, о-ёрой также утратил свое значение. В дальнейшем его продолжали носить только военачальники, что показывало их особый статус в обществе. Производство доспехов продолжалось до падения сегуната Токугава. В некоторых кланах о-ёрой передается из поколения в поколения, являясь фамильной ценностью.
Составные части
Традиционно, в японские доспехи самурая входят:
Самой дорогостоящей частью японских доспехов считался шлем. Он состоял из нескольких пластин из металла, соединенных между собой. Прочность повышалась за счет специального расположения пластин под наклоном. Шею защищали такие же пластины, которые являлись продолжением шлема. На верхней части шлема располагались рога. Они сооружались не только с целью устрашения соперника, но и защищали воинов от устремляющихся на них стрел.
Разновидности масок
Маска была съемной, чаще всего её снимали во время боя, так как она закрывала обзор. Общий термин, обозначающий любую маску — мэн-гу. Всего существует пять разновидностей мэн-гу, различающихся типами защиты лица.
Такой вид масок представлял собой металлическую пластину, которая защищала лоб, щеки и виски. Очень часто хаппури использовалась слугами в качестве полноценных шлемов. Её также одевали и пехотинцы. Защита для горла к такой маске не прикреплялась.
Самое главное достоинство такой маски – удобство в носке. Она закрывала лишь подбородок и шею. Обзор в такой маске был полностью открыт, поэтому она пользовалась значительным спросом. Хамбо считается полумаской.
Эта полумаска закрывала практически все лицо, кроме области вокруг глаз. Мэмпо конструировалась таким образом, чтобы пластину, расположенную на носу можно было с легкостью снять. Но это практиковалось крайне редко. Маска имела достаточно выразительную гримасу, которая выражалась в боевом оскале, наличием усов и бакенбардов.
Такая разновидность маски появилась в период правления Муромати. Она полностью закрывала лицо, именно поэтому сомэн не получила такой популярности, как другие мэн-гу.
Этот вид маски защищал не человеческую голову, а лошадиную Первое появление бамен датировано семнадцатым веком. Такая маска была изготовлена из вареной и лакированной кожи. Дополнительно маска украшалась клыками и рогами, что делало животное похожим на мифическое существо.
Многие историки считают, что традиция Японцев делать доспехи из пластин появилась в результате влияния европейских стран. Точно это не установлено поэтому данная тема является предметом дискуссий, однако в Японии создавались доспехи, созданные по прототипу европейских лат. Эти доспехи называли нанбан — до, что переводится как «доспех южных варваров».
Специалисты, создававшие доспехи, ценились практически также высоко, как и оружейники. В истории сохранились имена самых известных мастеров того времени — это род Миотии, который занимался созданием доспехов еще с 13 века. С каждым новым веком стиль мастеров менялся. Во время жестоких войн не уделялось особое внимание украшениям, главными атрибутами стали прочность материала, из которого делались латы. Созданные в тот период доспехи, считаются произведением военных и ювелирных искусств.
Доспехи самураев и знаменитый японский лак
Не так давно на ВО в который уже раз зашел разговор о японском оружии и японских доспехах. И вновь было весьма удивительно читать про доспехи из дерева и вопросы о «японском лаке». То есть кто-то где-то явно слышал звон, но… не знает, где он. Однако, если есть вопрос, чем все-таки японские доспехи отличались от всех других, то должен быть и ответ. И вот об этом-то и пойдет речь в данной статье. Поскольку материалы о японских доспехах на ВО уже публиковались, повторять их смысла нет. А вот сосредоточить внимание на некоторых интересных деталях, вроде того же знаменитого лака, то почему бы и нет?
Когда смотришь на японский доспех вблизи, то первое, что ты видишь – это цветные шнуры. Пластинки под ними воспринимаются как фон. (Токийский национальный музей)
Итак, начнем с главного отличия. А оно было таково: если европейские доспехи эпохи кольчуги состояли из кольчуги и «металлической чешуи», то японские доспехи в то время собирались из пластинок, которые соединялись между собой при помощи цветных шнуров. Далее, и у китайцев, и у тех же европейцев в доспехе все они имели примерно одинаковый размер. Их обычно приклепывали на кожу или ткань, как снаружи, так и изнутри, при этом головки заклепок, выступающие наружу, золотили или же украшали декоративными розетками.
Японский меч V – VI вв. (Токийский национальный музей)
Японские классические доспехи эпохи Хейан (как о-ерой, харамаки-до и до-мару) состояли из пластинок трех видов – узких с одним рядом отверстий, более широких с двумя рядами, и совсем широких – с тремя. Пластинок с двумя рядами отверстий, называвшихся о-арамэ, было в доспехе большинство и это было главным отличием древних доспехов. В пластинке было 13 отверстий: пять сверху (большого размера – кэдатэ-но-ана) и 8 снизу (сита-тодзи-но-ана – «маленькие отверстия»). Когда доспех собирали, то пластинки накладывали друг на друга таким образом, что каждая из них наполовину закрывала бы ту, что находилась у неё с правой стороны. В начале, и затем в конце каждого ряда добавляли ещё по одной пластинке, имевшей один ряд отверстий, так что «броня» оказывалась двойной толщины!
Если же применялись пластины сикимэ-дзане с тремя рядами отверстий, то при этом накладывались друг на друга все три пластинки, так что в итоге давало тройную толщину! Но и вес такой брони был значительным, поэтому в этом случае пластинки старались делать из кожи. Хотя кожаные пластинки, сделанные из прочной «подошвенной кожи», да к тому же ещё и наложенные одна на другую в два три-три ряда, обеспечивали очень хорошую защиту, при весе доспеха намного меньше, чем собранного из пластинок, сделанных из металла.
Сегодня за рубежом выходит довольно много интересной литературы на английском по японским доспехам, причем не только одного лишь Стивена Тернбулла. Вот эта брошюра, например, несмотря на то, что в ней всего лишь 30 страниц, дает исчерпывающее описание японских доспехов. А все потому, что делали ее специалисты Королевского Арсенала в Лидсе.
В XIII веке появились более тонкие пластинки кодзанэ, имевшие все также по 13 отверстий. То есть отверстий для шнуров в них было столько же, сколько и в старых о-арамэ, но сами они сделались намного уже. Вес доспехов из таких пластинок сразу уменьшился, ведь теперь в них было меньше металла, чем раньше, но зато необходимое количество пластинок, которые требовалось отковать, проделать в них отверстия, а главное – покрыть защитным лаком и связать шнурами между собой, намного увеличилось.
Страница из этой брошюры. На ней показаны доспехи, подаренные английскому королю Якову I сёгуном Токугава Хидетада в 1610 году.
Впрочем, технология сборки таких доспехов тоже была усовершенствована и несколько упрощена. Если, например, каждую из пластинок до этого лакировали по отдельности, то теперь из них сначала собирали полосы, и только теперь покрывали лаком все одновременно. Процесс изготовления доспехов ускорился, а сами они пусть и ненамного, но стали дешевле. Затем уже в XIV веке появились новые пластинки иёдзанэ, которые были шире, чем прежние кодзанэ.
Доспехи харамаки-до с наплечниками от доспеха о-ёрой. Эпоха Момояма, XVI в. (Токийский национальный музей)
В любом случае технология соединения пластинок при помощи шнуров была очень трудоемкой, хотя на первый взгляд в ней не было особо ничего сложного – сиди себе, да продергивай шнуры в отверстия так, чтобы одна пластинка была пришнурована к другой. Но это было настоящее искусство, имевшее свое название – одоси, потому что связывать пластинки требовалось так, чтобы их ряды не провисали и не смещались.
Реконструкция доспеха о-ёрой. (Токийский национальный музей)
Разумеется, провисания, как и растяжения шнуров, будь они из кожи или шелка, избежать полностью никогда не удавалось, поскольку они просто не могли не растягиваться под весом пластинок. Поэтому у мастеров-доспешников в Японии всегда было много работы. Повысить жесткость доспехов пытались, пришнуровывая пластинки иёдзанэ на кожаную полосу. Но… в любом случае кожа – это кожа, и стоило ей намокнуть, как жесткость она теряла, растягивалась, и ряды пластинок расходились в стороны.
Еще одна реконструкция доспеха эпохи Эдо, XVII в. (Токийский национальный музей)
Наплечники о-содэ от этого доспеха несут на себе эмблему клана Асикага – цветом павлонии. (Токийский национальный музей)
То есть до встречи с европейцами ни кольчуги, ни цельнокованые доспехи в Японии не применялись. Но зато в отделке этих пластинок фантазии мастеров не было предела! Но прежде всего нужно отметить, что пластинки японского доспеха всегда в обязательном порядке покрывались знаменитым лаком уруси. Европейцы свои кольчуги чистили от ржавчины в бочках с песком. Доспехи из цельнокованых пластин подвергались воронению, золочению, серебрению, окраске. А вот японцы предпочитали всем этим приемом сбережения лакировку! Казалось бы, чего в этом сложного? Взял кисточку, обмакнул в лак, намазал, просушил и готово! Но только на самом деле этот процесс был куда более трудоемким и сложным, и знают об этом за пределами Японии далеко не все.
Кираса до с имитацией пластинок и шнуров, полностью залитая лаком. (Токийский национальный музей)
Начнем с того, что сбор сока лакового дерева дело совсем непростое, поскольку сок этот очень ядовит. Далее – лаковое покрытие нужно наносить в несколько слоев, а между каждым нанесением лака следует самым тщательным образом шлифовать все поверхности лакированных изделий с помощью наждачных камней, древесного угля и воды. Все это хлопотно, но… привычно и понятно. Сушка изделий, покрытых японским лаком, производится тоже совсем не так, как если бы вы использовали масляный либо нитролак.
Редкая шнуровка японских доспехов, применявшаяся на более поздних доспехах типа тосей гусоку, позволяла уже значительно лучше видеть пластинки доспеха. (Токийский национальный музей)
Дело в том, что лак уруси для полного высыхания нуждается в сырости (!), влажности и. прохладе! То есть, если сушить изделия из него под солнцем, из этого ничего не выйдет! Японскими мастерами для сушки лакированных изделий использовались в прошлом специальные шкафы, устроенные так, чтобы по их стенкам струилась вода, и где таким образом поддерживалась идеальная влажность порядка 80-85% и температура не выше 30° градусов. Время сушки, а правильнее будет сказать – полимеризации лака, при этом было равно 4-24 часам.
Вот так выглядит знаменитое лаковое дерево летом.
Проще всего, конечно, было бы взять металлическую пластинку, покрасить её, скажем, в черный, красный или коричневый цвет, либо позолотить и покрыть ее лаком. И зачастую именно так японцы и делали, избегая лишних хлопот и получая вполне приемлемый во всех отношениях результат. Но… японцы не были бы японцами, если бы не пытались создавать еще и текстурированную отделку пластинок, которая равным образом не портилась бы от ударов и к тому же была бы приятной на ощупь. Для этого в несколько последних слоев лака мастера-доспешники вводили, например, обожженную глину (из-за этого даже возникло совершенно неверное мнение, будто бы пластинки у японских доспехов имели керамическое покрытие!), морской песок, кусочки затвердевшего лака, золотую пудру, или даже обыкновенную землю. Окрашивали же пластинки перед лакировкой очень просто: в черный цвет при помощи сажи, в красный – киноварью, для коричневого цвета использовали смесь красной и черной красок.
При помощи лака японцы делали не только свои доспехи, но и массу красивых и полезных вещей: ширмы, столики, подносы для чая и всевозможные шкатулки, ну, вот, например, такие, как эта «косметичка», изготовленная в эпоху Камакура, XIII в. (Токийский национальный музей)
«Косметичка» – «Птицы», эпохи Камакура XIII в. (Токийский национальный музей)
Для большего декоративного эффекта после 2-3 первых покрытий лаком мастера посыпали пластинки металлическими опилками, кусочками перламутра или даже рубленой соломой, и вновь затем покрывали лаком в несколько слоев, причем использовали как прозрачный лак, так и цветной. Работая таким образом, они производили пластинки с поверхностью, имитирующей сморщенную кожу, кору дерева, тот же бамбук, ржавое железо (мотив, кстати, в Японии очень популярный!) и т. п. Отделка именно под красно-коричневое ржавое железо была популярна в более поздних японских доспехах. Причина – распространение культа чая, ведь хороший чай имел насыщенный коричневый цвет. К тому же покрытие красно-коричневым лаком позволяло создать вид железа, изъеденного ржавчиной. А японцы буквально бредили (и бредят!) «стариной», обожают старинную утварь, так что это совсем неудивительно, не говоря уж и о том, что самой ржавчина там не было в принципе!
Шкатулка эпохи Муромати, XVI в. (Токийский национальный музей)
Японский лак настолько прочен и устойчив к нагреванию, что им покрывали даже чайники! Эпоха Эдо, XVIII в.
Не удивительно, что пластинки, отделанные столь сложным образом, были действительно очень красивы и могли выдерживать все капризы японского климата. Но можно себе представить и весь тот объем труда, который нужно было затратить, чтобы покрыть лаком несколько сотен (!) таких вот пластинок, нужных для доспехов традиционного типа, не говоря о десятках метров кожаных либо шелковых шнуров, которыми требовалось их соединять. Поэтому красота – красотой, но и технологичность, прочность и надежность доспехов тоже следовало принимать во внимание. К тому же такие доспехи было тяжелые в носке. Стоило попасть в них под дождь, как они намокали и вес их возрастал очень сильно. Не дай бог в мокрых доспехах оказаться на морозе – шнуровка смерзалась и снять их становилось невозможным делом, нужно было отогреваться у костра. Естественно, что шнуровка пачкалась и ее периодически приходилось распускать и стирать, а потом собирать доспехи заново. В них также заводились муравьи, вши и блохи, причинявшие хозяевам доспехов немалые неудобства, то есть высокие качества самих пластинок обесценивал сам способ их соединения!
Так уж получилось, что мне повезло родиться в старом деревянном доме, где было много старых вещей. Одна из них – вот эта китайская лаковая шкатулка (а в Китае лаковое дерево тоже растет!), отделанная в китайском стиле – то есть с росписью золотом и аппликациями из перламутра и слоновой кости.
Торговля с португальцами привела и к появлению доспехов намбан-до («доспехи южных варваров»), которые делались по образцу европейских. Так, например, хатамунэ-до представлял собой обыкновенную европейскую кирасу с выступающим спереди ребром жесткости и приделанной к нему традиционной юбкой – кусадзури. Причем, даже в этом случае полированным металлом, как «белые доспехи» в Европе, эти латы отнюдь не блистали. Чаще всего их покрывали все тем же лаком – чаще всего коричневым, что имело как утилитарное значение, так и помогало ввести сугубо иноземную вещь в японский мир восприятия формы и содержания.
Вьетнамцы переняли мастерство работы с лаком, и сами начали делать вот такие шкатулки, в 70-ые годы прошлого века поставлявшиеся в СССР. Перед нами образец инкрустации яичной скорлупой. Ее наклеивают на бумагу, вырезают узор, а уже его бумагой вверх наклеивают на лак. Потом бумагу зашлифовывают, изделие опять покрывают лаком и вновь шлифуют, пока скорлупа не перестает выделяться над основным фоном. Тогда кладется последний слой и изделие готово. Такая вот неброская, скупая красота.
Одним из проявлений упадка в оружейном деле было возрождение старых стилей вооружения, тенденция, получившая значительный стимул благодаря вышедшей в 1725 г. книге историка Араи Хакусэки «Хонто гункико». Хакусэки обожал старые стили типа доспехов о-ёрой, и кузнецы того времени пытались воспроизводить их на потребу публики, порой создавая причудливые и невероятные смеси старых и новых доспехов, никакого практического значения не имевших. Кстати, самые забавные самурайские доспехи, попавшие даже во многие музеи и частные коллекции, были сделаны… после окончания Второй мировой войны и оккупации Японии американскими войсками. Тогда японские города лежали в руинах, заводы не работали, но так как жизнь продолжалась, японцы начали производить сувениры для американских солдат и офицеров. Это были, прежде всего, искусно сделанные макеты храмов, джонок и японские самурайские доспехи, поскольку те же мечи оккупационными властями делать запрещалось. Но не делать же сувенирные латы из настоящего металла? Его же ковать надо, да и где его возьмешь?! А вот бумаги кругом сколько угодно – и именно из неё, покрытой все тем же самым знаменитым японским лаком, эти-то доспехи и делали. Причем ещё и уверяли своих покупателей, что это самая настоящая древность и так у них было всегда! Отсюда, кстати, и пошли разговоры о том, что доспехи у самураев были рекордно легкими по весу и делались из прессованной бумаги и бамбуковых пластин!
Вьетнамские шахматы, инкрустированные перламутром тоже из той эпохи.
Впрочем, необходимо подчеркнуть, что у японцев никогда не было бы никаких доспехов вообще, ни из металла, ни из бумаги, если бы не… да-да, естественно-географические условия, в которых они жили на своих островах, и именно благодаря которым там росло знаменитое лаковое дерево, дававшее столь нужный им лак уруси! И именно поэтому в качестве эпиграфа к этой главе и было выбрано хайку о лете. Ведь собирают его только в начале лета (июнь-июль), когда рост листвы наиболее интенсивен…
Еще одна шкатулка «оттуда» с изображением островов Южно-Китайского моря. Очень простое и безыскусное изображение, но пользоваться этой коробочкой приятно.
Кстати, все-таки так и непонятно, каким образом предки сегодняшних японцев додумали использовать сок лакового дерева в качестве именно лака. Что им в этом помогло? Природная наблюдательность? Счастливый случай? Кто знает? Но как бы там ни было, именно этому лаку Япония обязана тем, что очень многие из сделанных её мастерами доспехов сохранились до наших дней, несмотря на все превратности её климата, и даже и сегодня радуют наш взор.