Как сделать техосмотр без машины
Как будут отлавливать и наказывать водителей, купивших «левый» техосмотр
Иначе говоря, любой сотрудник ГИБДД сможет, не отходя от кассы, проверить любой автомобиль на честность прохождения ТО. И если окажется, что на самом деле транспортное средство на сертифицированную станцию не заезжало — оштрафовать водителя. Правда, пока на весьма символическую сумму в 2000 рублей, если речь идет о физическом лице, и до 300 000 «деревянных» — если о юридическом.
Однако «физикам» надо понимать, что на самом деле наказание окажется куда серьезнее, поскольку полицейскому будет понятно, что при «левом» техосмотре и полис «атогражданки» — липовый. А значит к первому штрафу прибавится и второй в 800 ₽ за езду без ОСАГО. Кроме того, Как МВД заявило, что будет заводить против недобросовестных водителей дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа» (наказание — ограничение или лишение свободы на срок до одного года).
К тому же «засада» в том, что наличие/отсутствие диагностических карт начнут проверять не только живые инспектора, но и все те же комплексы видеофиксации. Другими словами, уже в обозримом будущем соответствующие «письма счастья» начнут приходить нарушителям закона так же, как и за превышение скорости.
Другое дело, что этом на первых порах гаишники все внимание станут уделять именно юрлицам, да и то не всем, а лишь с парком грузовых авто. Хотя и не совсем понятно — почему, ведь по мнению большинства экспертов авторынка, в частности — операционного директора компании ПЭК Ильи Бартоша, «в зоне серого техосмотра находится сейчас 10—15% автопарка в России. При этом весь крупный и средний бизнес проводят техосмотр согласно необходимым правилам. Чаще всего езду с фальшивой диагностической картой позволяют себе малый бизнес и физлица».
Тем не менее можно предположить, что придорожные полицейские довольно быстро возьмутся и за простых автолюбителей, поскольку «навару» от них и в виде пресловутых «палок», и — главное — откровенных взяток будет больше. Поэтому, уверен портал «АвтоВзгляд», в 2021 году хитрить с прохождением ТО не стоит. Тем более, что скоро камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД обучаться выявлять авто без ОСАГО, а значит и без диагностической карты: передвигаться по дорогам станет весьма накладно.
И надо заметить, что если купить поддельный полис обязательного автострахования останется делом простым, то вот число торговцев сомнительными диагностическими картами резко сократится.
Pro100anoxa › Блог › Техосмотр по новым правилам: что ждет водителей в 2021 году
Электронные диагностические карты, фотофиксация, координаты и новые тарифы — как и когда поменяется процедура прохождения техосмотра и кто будет отслеживать все нарушения
Новая система прохождения техосмотра готовилась давно и должна была вступить в силу минувшим летом, однако карантин внес свои коррективы, и все нововведения перенесли на весну-2021. Обязательная для автомобилистов платная услуга прохождения планового техосмотра изменится с 1 марта и будет включать в себя сразу несколько нововведений: причем это не только новые тарифы, но и совсем другие правила прохождения техосмотра, а также новое оформление процедуры.
Министерство экономического развития также выступило с предложением о регулировке тарифов техосмотра. В ведомстве считают, что операторы при выставлении счета за услугу должны опираться на некий минимальный тариф, который для них рассчитают чиновники. А следить за соблюдением всех правил и оформлением техосмотра с 2021 года будут сотрудники МВД.
Электронная диагностическая карта
Оформление диагностических карт по новым правилам будет проходить в электронном виде, для этого МВД разработало специальную систему под названием ЕАИСТО. По приезду машины в сервис техник должен будет войти в систему с помощью своей электронной подписи. Причем сделать это смогут только авторизованные техники и сервисы. Техосмотр начнется с того момента, как в систему будет внесена первая фотография автомобиля. Вся дальнейшая процедура также будет проходить в режиме онлайн под постоянным контролем. Если что-то пойдет не по регламенту, система не даст продолжить оформление.
Программа также сама будет считать количество автомобилей, которые приехали на техосмотр в том или ином сервисном пункте, и сравнивать эти данные с пропускной способностью сервиса. Последняя цифра будет указываться сервисом при аккредитации в Российском союзе автостраховщиков. Лимит превышения тоже установлен — всего 5% от заявленного числа машин. Большее количество карт программа оформлять откажется.
Такая мера должна избавить рынок техосмотра от «серых» схем, когда водители покупают диагностические карты исключительно для оформления ОСАГО и даже не заезжают в сервис. Сейчас так поступают порядка 80% автомобилистов. Для того, чтобы искоренить эту систему, создатели новых правил и документации придумали еще несколько важных нововведений.
Фотографии и координаты
Весной в силу вступят и новые правила обязательной фотофиксации автомобилей при заезде и выезде из технического сервиса, именно эти фотографии будут заноситься в электронную базу данных ЕАИСТО. Кроме фотографий также в обязательном порядке будут записываться координаты автомобиля.
На таких изображениях, согласно нормативным документам, должна быть хорошо видна передняя часть машины, где можно распознать марку, цвет и регистрационный знаком. Сперва было также предложено фотографировать и VIN-номера автомобиля, но этот пункт позже был исключен как трудновыполнимый.
Координаты автомобиля, которые будут заносить в систему, в момент съемки должны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра аккредитованных операторов. Так проверяющая сторона сможет удостовериться, что машина действительно проходила техосмотр в указанном сервисе в указанное время. Все сделанные фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Все эти нормы нужны для того, чтобы мошенники не смогли подделать данные.
Тарифы и штрафы
Существующая методика определения стоимости техосмотра давно критикуется. Потому что по факту сервисные центры никогда не указывают в документах реальную стоимость услуги, а региональные тарифы, которые используются сейчас не соответствуют давно выросшим ценам и не включают в себя зарплату технических специалистов.
Минэкономразвития предлагает установить нижнюю планку тарифа, от которой будут отталкиваться операторы. Свою методику расчета стоимости процедуры также готовит ФАС. Антимонопольщики предлагают вывести формулу справедливой цены в зависимости от цен на услуги, но ограничить цену верхней планкой. Сами операторы техосмотра против государственной регулировки тарифа: по их мнению, стоимость услуги должна регулироваться рынком.
Для нарушителей процедуры прохождения техосмотра также подготовили большие штрафы. Водителей, купивших диагностическую карту, которая не проходит по системе ЕАИСТО, будут штрафовать камеры и сотрудники ГИБДД на посту. Узнать, есть ли техосмотр, они смогут по госномеру автомобиля. Размер штрафа составляет 2 000 рублей, а приходить он будет не чаще, чем один раз в сутки.
Предусмотрена также ответственность для операторов техосмотра и сотрудников страховых компаний. За выдачу диагностической карты без проверки автомобиля предусмотрен штраф от 5 до 300 тысяч рублей. Если виновником признают конкретного сотрудника, то штраф будет небольшим. А если ответственность возложат на юридическое лицо, то сумма штрафа будет максимальной.
Более того, компании, выдающие диагностические карты, но не аккредитованные в РСА, будут нести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Кроме того, водителям, которые сознательно проходят техосмотр и не имеющих аккредитации организациях, тоже грозит уголовная ответственность. Как заявили в МВД, дело будут заводить заведено по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа». Наказание по этой статье предусматривает ограничение или лишение свободы на срок до одного года.
Список аккредитованных операторов появится ближайшей зимой и будет опубликован до 1 марта. Новые штрафы за отсутствие техосмотра, а также за нарушение правил диагностики со стороны СТО вступят в силу еще позже, через год после запуска новой системы — с 1 марта 2022 года.
Кто и когда проходит ТО
Кое-какие правила техосмотра уже поменялись этой весной. С 1 апреля изменились требования к возрасту автомобиля и частоте получения диагностической карты. Также из-за коронавируса до 30 сентября текущего года при оформлении полиса ОСАГО не было необходимости предъявлять страховщику диагностическую карту. Водителям дали время дождаться открытия сервисных центров. Но с 1 октября все автомобилисты уже обязаны иметь диагностическую карту и должны предъявить ее в страховые компании до 1 ноября. Иначе весь ущерб за ДТП ляжет на их собственный кошелек.
С этого года полное освобождение от необходимости проходить технический осмотр получили автомобили младше четырех лет. Владельцы автомобилей возрастом от четырех до десяти лет обязаны проходить техосмотр один раз в два года. А вот автомобили старше десяти лет и машины такси до пяти лет должны проходить процедуру техосмотра ежегодно. Как и мотоциклы, прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт массой до 3,5 тонны.
Каждый год на техосмотр обязали ездить автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили до пяти лет. Если возраст этих машин или автомобилей такси будет превышать пять лет, то техосмотр им полагается проводить уже раз в полгода.
AlexGR-Nigger › Блог › Техосмотр-2020! Как проходить и что поменялось?
Техосмотр-2020! Как проходить и что поменялось?
Диагностические карты, фотофиксация и новые штрафы — как и когда поменяется процедура прохождения техосмотра
Новые правила прохождения технического осмотра автомобилей были утверждены президентом Владимиром Путиным еще осенью 2019 года. Операторов обязали фотографировать процедуру, сотрудникам ГИБДД разрешили аннулировать диагностические карты, а владельцам автомобилей позволили приезжать на сервис реже, но ввели штраф за езду без техосмотра. Все эти нововведения должны были заработать в июне-июле 2020 года, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы.
Минувшей весной из-за режима самоизоляции и закрытия сервисных центров многие автомобилисты остались без техосмотра, сервисные центры во многих регионах закрыты до сих пор. Власти быстро нашли решение — водителям временно разрешили оформлять полиса ОСАГО без диагностических карт. А все новые правила прохождения техосмотра перенесли на весну 2021 года.
Как пройти техосмотр сейчас
Весь текущий год и до марта следующего года правила прохождения техосмотра и получения диагностических карт останутся прежними. Из-за пандемии власти решили не менять ничего в работе сервисов в этом году. С открытием сервисных центров автомобилисты смогут спокойно пройти процедуру в своем регионе и получить все необходимые документы.
Действующие правила предусматривают прохождение техосмотра раз в два года для автомобилей от трех до семи лет. Машины старше семи лет должны проходить техосмотр каждый год. Автомобили младше трех лет полностью освобождены от обязательного технического осмотра. Пока остается прежней процедура техосмотра и для автомобилей такси — обязательное посещение пункта ТО раз в полгода.
Что изменится и когда
С 1 марта 2021 года заработают новые правила прохождения техосмотра. От прохождения ТО полностью освободят автомобили младше четырех лет. Машины в возрасте от четырех до десяти лет будут обязаны приезжать на обязательный техосмотр раз в два года. А каждый год эту процедуру обяжут проходить автомобили старше десяти лет. Эти же правила будут распространяться на мотоциклы, грузовики грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы и полуприцепы.
Ежегодно на техосмотре будут также проверять автобусы, грузовики грузоподъемностью более 3,5 т, учебные автомобили возрастом младше пяти лет. Если возраст вышеперечисленного транспорта больше пяти лет — техосмотр полагается каждые полгода. Также раз в полгода проходить ТО будут автомобили такси старше пяти лет. А более новые машины такси станут приезжать в сервис на техосмотр реже, один раз в год.
Как будут следить за прохождением техосмотра
Вместе с изменениями по прохождению техосмотра весной 2021 года в силу вступят новые правила обязательной фотофиксации автомобилей при заезде и выезде из сервиса. Кроме фотографий будут фиксироваться и координаты автомобиля, чтобы точно определить, в том ли сервисе и в то ли время сделаны снимки прохождения ТО.
Согласно нормативным документам, на таких изображениях должна хорошо быть видна передняя часть машины с маркой, цветом и регистрационным знаком. Ранее предлагалось также проводить съемку VIN-номера автомобиля, но этот пункт позже был исключен как трудновыполнимый.
В фотоматериалах будут также указаны координаты автомобиля в момент съемки. Они должны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра операторов ТО. Координаты машины будут определяться с помощью спутниковой навигации с точностью определения не дальше 15 метров. Таким образом, проверяющая сторона сможет удостовериться, что машина действительно была на техосмотре в указанном сервисе. Все фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая мера должна защитить снимки от подделки.
Как накажут за отсутствие техосмотра
Министерство транспорта уверяет, что новые правила не повлияют на стоимость прохождения техосмотра, но зато искоренят незаконные схемы и заочное прохождение ТО. Наказывать тех, кто покупает диагностические карты в интернете или вовсе ездит без техосмотра, будут штрафами. Изначально предполагалось, что штрафовать водителей и пункты техосмотра начнут с 26 июля 2020 года. Но срок вступления в силу новых штрафов тоже перенесли из-за пандемии и отсрочки новых правил техосмотра.
Теперь штрафы за техосмотр вступят в силу только с 1 марта 2022 года. Нарушения планируют фиксировать с помощью дорожных камер, сверяя регистрационный номер автомобиля с базой техосмотра. Штраф за езду без техосмотра будет приходить не чаще одного раза в сутки и составит для водителей 2 тыс. рублей.
Предусмотрены также штрафы для операторов технических станций и сотрудников страховых компаний, их будут штрафовать за выдачу диагностической карты без реальной проверки автомобиля. Сумма штрафа составит от 5 тыс. до 300 тыс. руб. в зависимости от того, кого признают виновным — конкретного сотрудника, должностное лицо или юридическую организацию.
Список операторов техосмотра начнут формировать зимой. Технические станции смогут подать заявление на аккредитацию по новым требованиям с 15 января 2021 года. В качестве преимущества им обещано право более позднего прохождения процедуры соответствия требованиям. Подтверждать соответствие операторы должны будут раз в два года, а проверять их будут МВД и Российский союз автостраховщиков. Минэкономразвития также готовит пакет мер поддержки для добросовестных операторов ТО.
Кто будет аннулировать диагностические карты
Из-за пандемии получение диагностических карт в России с весны было затруднительно, а где-то даже приостановлено. Поэтому страховым компаниям разрешили выдавать полиса ОСАГО без техосмотра, однако эта мера временная: как только технические станции в регионе заработают, у автомобилистов есть месяц на прохождение ТО и предоставление документов в страховую. Это должно произойти не позднее 30 сентября 2020 года. В противном случае водителя ждут трудности с получением и взыскания страховых выплат в случае ДТП.
Одновременно с новыми правилами техосмотра, которые вступят в силу весной 2021 года, у инспекторов ГИБДД появится право аннулировать диагностические карты. Если автомобиль не проходил диагностику либо прошел ее с нарушениями, сотрудники ГИБДД должны будут информировать страховую компанию об аннулировании такой карты. После этого автоинспекторы должны будут привлечь к ответственности оператора ТО, который выдал карту без проверки исправности автомобиля.
Всё о техосмотре: что это, когда и как его нужно проходить
Техосмотр возвращается: процедура, временно приостановленная пандемии коронавируса, с 1 октября 2020 года снова становится обязательной. В том числе и для тех, кто успел купить полис ОСАГО в период пандемии без предъявления диагностической карты. Им предписано пройти осмотр «постфактум», до 31 октября включительно. Хороший повод разобраться во всех подробностях этой процедуры, а также в новшествах, которые были приняты в последнее время или ожидают автовладельцев в ближайшем будущем.
Что такое техосмотр
Не нужно путать технический осмотр с имеющим ту же аббревиатуру техническим обслуживанием. Обслуживание автомобиля регламентирует автопроизводитель, определяя перечень и регулярность работ, которые нужно выполнять с автомобилем — как необходимое условие для сохранения заводской гарантии и просто долгой службы машины.
А вот технический осмотр — обязательная процедура, регламентируемая законом «О техническом осмотре транспортных средств», принятым в 2011 году, и почти двумя десятками уточняющих его подзаконных актов. При техосмотре в машине ничего не меняют и не регулируют, а лишь проверяют её исправность. И делать это могут только аккредитованные государством организации, которые по результатам осмотра оформляют специальный документ – диагностическую карту. В ней указывают состояние всех критически важных агрегатов в момент проверки и делают заключение об исправности машины.
Проходить технический осмотр должен каждый автомобиль, а периодичность этой процедуры зависит от возраста и назначения транспортного средства. Владельцу машины диагностическая карта понадобится ещё и при покупке полиса ОСАГО – страховая компания имеет право заключить договор только в отношении машины, у которой есть действующая диагностическая карта – как официальное подтверждение её исправности.
Как часто нужно проходить ТО
Согласно поправкам, вступившим в действие с 1 апреля 2020 года, автомобили в возрасте до 4 лет освобождаются от прохождения техосмотра. Если машине от 4 до 10 лет, её нужно привозить на процедуру раз в два года, а с него возраста — ежегодно. Аналогичные правила теперь действуют и в отношении мотоциклов, лёгких грузовиков (грузоподъёмность до 3,5 т), прицепов и полуприцепов. Такси, учебные машины, грузовики (грузоподъёмностью более 3,5 т), автобусы в возрасте до пяти лет должны будут ездить на ТО ежегодно, а старше пяти лет — каждые полгода.
Помните, что отсчёт возраста автомобиля начинается не с момента его первой покупки, а с года производства, указанного в ПТС и СТС. Если, например, нынешней осенью вы купите с большой скидкой новую машину 2018 года выпуска, то первый раз на пункт техосмотра вам нужно будет ехать уже в 2022 году.
Как наказывают за отсутствие техосмотра
Пока что за отсутствие диагностической карты штрафуют не всех. Пострадать за это могут лишь те, кто перевозит пассажиров на коммерческой основе — таксисты, водители автобусов — или управляет машинами с опасным грузом. Согласно ч. 2 статьи 12.1 КоАП, за непройденный техосмотр им придётся заплатить штраф от 500 до 800 рублей. А вот у обычного автовладельца требовать на дороге диагностическую карту инспектор ГИБДД права не имеет. Пока.
Контроль будет ужесточён, и даже известно когда – 1 марта 2022 года, с вступлением в действие изменений в законодательстве, принятых в рамках реформы техосмотра. В частности, статья 12.5 КоАП уже дополнена частью 1.1, где за неоформленную должным образом диагностическую карту предусмотрен штраф в размере 2000 рублей. А ещё у статьи есть примечание, что последующие штрафы за это нарушение разрешается выписывать не чаще чем раз в сутки. Дело в том, отслеживать езду без диагностической карты должны будут… дорожные камеры, которые подключат к электронной базе техосмотров. Если сфотографированного автомобиля там нет, система выпишет штраф его владельцу. И поправку ввели, чтобы всего за один день не набежала огромная штрафная сумма.
Проверить онлайн, действительна ли ваша диагностическая карта, можно и сейчас – через Единую автоматизированную информационную систему ЕАИСТО ГИБДД. Правда, максимально корректно проверка работает только в отношении карт, выданных после 1 апреля 2020 года. А в будущем данные техосмотра, как предполагается, будут вноситься прямо в электронный ПТС автомобиля. Тестирование такого функционала начали ещё в 2017 году.
Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП
Если штрафа за отсутствие карты пока нет, то это не значит, что у водителей не может быть проблем. Помните, ОСАГО на машину старше 4 лет страховщики оформляют только на основании диагностической карты. Нет карты — нет полиса.
Однако мало иметь её на момент покупки страховки – действующая карта нужна водителю на весь срок полиса. Если на момент аварии у пострадавшего водителя не окажется легитимной карты, то страховая компания может отказать в выплате по ОСАГО. По логике страховщиков, это означает, что исправность машины не подтверждена, а следовательно, и страховые обязательства в отношении неё не действуют. Эта логика понятна, но неправомерна: в законе об ОСАГО не сказано, что отсутствие диагностической карты является веским основанием для отказа в выплате потерпевшему. Поэтому такой отказ страховой можно смело оспаривать в суде.
Прямо противоположная ситуация с виновником аварии, у которого нет карты. Ему на основании пункта и) части 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» страховщик потерпевшего выдвинет регрессивное требование. Другими словами, обяжет компенсировать все затраты на возмещение вреда потерпевшему.
Где можно пройти техосмотр
В былые времена технический осмотр транспорта проводили сотрудники ГИБДД – в отделениях, где для этого было специальное оборудование. Сейчас контроль за состоянием транспортных средств передан в частные организации – это могут быть специализированные фирмы, занимающиеся техосмотром, официальные дилеры автомобильных марок (в этом случае техосмотр можно совместить и с техобслуживанием) и даже независимые сервисы, занимающиеся ремонтом автомобилей или мотоциклов. Но выбирая подходящее вам место осмотра, нужно учитывать несколько важных факторов.
Аккредитация. Главное, на что нужно обратить внимание при прохождении техосмотра, — государственная аккредитация, которую в обязательном порядке должен иметь пункт осмотра. Её выдают при условии, что у фирмы есть необходимое оборудование, а её сотрудники соответствующим образом подготовлены. Список аккредитованных станций опубликован на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Московские станции можно также найти на локаторе столичного портала госуслуг. Но лучше убедиться в легитимности осмотра лично — вы вправе потребовать на станции документ, подтверждающий её аккредитацию.
Область аккредитации. Пункт техосмотра сам может выбирать, каким транспортом станет заниматься. Одни работают со всеми типами автомобилей, другие предпочитают иметь дело, например, только с грузовиками. Исходя из этого критерия в разрешающих документах определяется так называемая область аккредитации предприятия. Для легковых автомобилей она маркируется как М1 и также указывается в документах. Вы не сможете пройти техосмотр на легковой машине в пункте для грузовиков.
Сколько стоит техосмотр в 2020 году
Вы имеете право проходить техосмотр в любом пункте на территории России, вне привязки к месту регистрации автомобиля. При этом власти в каждом регионе самостоятельно устанавливают размер максимальной оплаты за эту услугу. Например, в Москве в 2020 году получение диагностической карты на легковую машину не может стоить более 720 рублей, а на Чукотке — 940 рублей.
Кроме того, стоимость осмотра зависит от вида транспортного средства. Вот, например, действующие расценки в Москве:
мототранспорт (категория L) – 240 рублей;
легковые а/м (категория М1) – 720 рублей;
лёгкие грузовики и фургоны (категория N1) – 770 рублей;
микроавтобусы (категория М2) – 1290 рублей;
легковые прицепы (категории О1 и О2) – 600 рублей.
Почему не стоит просто «покупать» техосмотр
Поскольку сегодня ГИБДД не проверяет у водителей наличие диагностической карты, многие считают техосмотр просто очередной формальностью. В том числе и те, кто этими осмотрами должен был заниматься. Дошло до того, что диагностическими картами открыто (но незаконно) торгуют в интернете. Продавцы даже обещают, что проданная карта будет зарегистрирована в ЕАИСТО ГИБДД, а значит проблем с последующей покупкой полиса ОСАГО возникнуть не должно. Соблазнительно, да?
Однако контроль за проведением техосмотра постоянно ужесточают – последние изменения ввели с июля 2020 года. Теперь, если выяснится, что диагностическая карта просто куплена без реального осмотра автомобиля, её автоматически признают поддельной. И это грозит автовладельцу уже уголовной ответственностью! Деяние обещают трактовать как нарушение ч. 3 статьи 327 УК «Приобретение, хранение и использование заведомо поддельного документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей», за что полагается от года ограничения свободы до года лишения свободы.
Продавцам диагностических карт тоже не поздоровится. Фирму, не имеющую аккредитации на техосмотр, оштрафуют на 300 тысяч рублей, а её сотруднику, участвовавшему в противоправном действии, назначат 480 часов обязательных работ или арестуют на полгода. Минимум 100 тысяч рублей штрафа заплатит и пункт с аккредитацией, не проверивший автомобиль должным образом. Этот факт может вскрыться в ходе контрольной проверки или если такая машина из-за неисправности попадёт в ДТП.
С марта 2021 года осмотр обязательно должен будет сопровождаться фотосъёмкой автомобиля (с привязкой к дате и GPS-координатам) – вместе с результатами она тоже будет храниться в единой базе как подтверждение подлинности выданной карты.
Поэтому стоит забыть о лёгких путях получения диагностической карты и настраиваться на чуть более долгий и трудоёмкий, зато законный способ прохождения техосмотра.
Как подготовиться к техосмотру
Перед тем, как ехать на пункт осмотра и платить деньги, стоит подготовить автомобиль и всё остальное, что проверяется по ходу этой процедуры.
Обязательные аксессуары. Проверка машины также включает осмотр аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя. Отсутствие любой из перечисленных вещей — повод прервать проверку до момента устранения недостатка. Срок годности аптечки и действующего вещества огнетушителя ограничены — 4,5 года и 5 лет соответственно. Поэтому перед техосмотром проверьте, не пора ли купить аптечку. Какие медицинские средства должны быть в ней, мы писали в отдельной статье. Огнетушитель можно перезаправить — этим занимаются специализированные организации — или приобрести новый.
Дополнительное оснащение и разрешения на изменения. Техосмотр в том числе подтверждает, что в конструкцию автомобиля не вносились неразрешённые изменения. В частности, на машине не должно быть лебёдок, нештатных колёс, силовых бамперов и любых других элементов, не предусмотренных заводской комплектацией или не имеющих отдельного одобрения на установку. Даже газобаллонное оборудования без официального разрешения сочтут нарушением. Противосажевый фильтр или каталитический нейтрализатор не должны быть срезаны, если предусматривались конструкцией.
Сейчас на любое изменение конструкции владелец обязан сперва получить разрешение ГИБДД, а после проведения работ нужно ещё пройти техническую экспертизу. По её итогам на руки выдадут сертификат соответствия, а также протокол проверки безопасности. Затем со всеми документами нужно сделать перерегистрацию автомобиля в ГИБДД. Стоит взять с собой на техосмотр разрешение, сертификат и протокол – как доказательство того, что проведённые изменения легализованы.
Внешний вид автомобиля. Нужно ли мыть машину перед осмотром? Чёткого требования на этот счёт нет, но есть косвенные. Эксперт должен иметь возможность без помех определить цвет автомобиля, прочитать регистрационный знак и номера агрегатов, а также проверить состояние рассеивателей световых приборов. На грязной машине сделать это затруднительно, поэтому лучше приехать на чистой.
Что касается дефектов кузова, то с ними пройти техосмотр можно — ни один документ, регламентирующий процедуру, не содержит ограничений на этот счёт. Главное, чтобы вместе с помятыми кузовными элементами не были повреждены детали и агрегаты, от работоспособности которых зависит безопасность. Такие повреждения указаны в приложении к Правилам дорожного движения и в ГОСТе, регламентирующем требования к проверке состояния автомобиля. Например, вмятина на двери — простительный недостаток. Но если при этом она плохо закрывается, это уже нарушение пункта 7.4 приложения к ПДД, и с таким повреждением техосмотр не пройти.
Как проходит технический осмотр
Перед началом осмотра эксперт вносит в диагностическую карту данные автомобиля так, как они указаны в СТС или ПТС. Потом в его обязанности, согласно пункту 11 Постановления Правительства «О проведении технического осмотра транспортных средств», входит подтверждение соответствия автомобиля его идентификационным данным. Другими словами, он сверит заявленные VIN и номера агрегатов с нанесёнными на автомобиль. И лишь затем сотрудник техосмотра заключает с водителем договор об оказании услуг и приступает к собственно осмотру.
Процедура включает в себя как визуальные проверки, так и инструментальные замеры работоспособности отдельных узлов. Весь процесс для личных легковых автомобилей, согласно установленному законом регламенту, занимает не более 30 минут. Показатели, которым должен соответствовать каждый проверяемый агрегат, указаны в особых Требованиях к транспортным средствам разных категорий и основаны на положениях техрегламента Таможенного союза. Вот наиболее характерные требования к состоянию автомобиля.
Тормоза. На диагностическом стенде производится замер тормозных сил, а также усилия на педали в момент торможения. Показатели тормозной силы колёс одной оси не должны различаться более чем на 20 процентов для дисковых механизмов и более чем на 25 процентов — для барабанных.
Не должно быть никаких подтеканий тормозной жидкости, коррозии, механических повреждений или трещин на трубках. Стояночный тормоз считается работоспособным, если удерживает машину неподвижно на 23-процентном уклоне.
Рулевое управление. Усилие на руле должно быть плавным при любом угле поворота «баранки», усилитель исправен, работает ровно. Суммарный люфт рулевого управления не может превышать 10 градусов, а люфтов в шарнирах тяг и поворотных цапфах не допускается. Колонка не должна двигаться относительно кузова или рамы автомобиля (если иное не предусмотрено конструкцией), на ней не может быть повреждений или трещин. Подтекание жидкости гидроусилителя недопустимо.
Фары и фонари. На плафонах не должно быть никаких наклеек (в том числе цветных или «бронирующих» плёнок) и «ресничек». Головной свет только белый, задний — красный, все «поворотники» и повторители работают синхронно и светят только жёлтым. Запрещено менять тип источника света, если это не предусмотрено конструкцией. Поэтому тип фар допускается менять только целиком. Например, можно поставить светодиодные от более дорогой версии вместо базовых «галогенок». Световой пучок ближнего света должен соответствовать правостороннему движению. Необходимые угол регулировки и сила света описаны в пунктах 3.8.4–3.8.8 приложения к техрегламенту.
Стеклоочистители и стеклоомыватели. Форсунки и дворники должны просто работать. Но не разрешено демонтировать заводские механизмы и, например, ставить один дворник вместо двух, и наоборот.
Шины и колёса. Все колёса и шины на них обязаны быть одинакового типа и конструкции. Размерность шин должна совпадать, если иное не предусмотрено производителем. Рисунок протектора единообразный на всех четырёх колёсах, протектор изношен равномерно с остаточной глубиной не менее 1,6 мм. Если резина с шипами, то на всех колёсах. Сами диски должны быть без трещин, со всеми гайками.
Двигатель и его системы. Запрещены подтекания масла и охлаждающей жидкости. Замер токсичности выхлопа проводят при 2000 а допустимое содержание вредных веществ зависит от конструкции двигателя и его экологического класса и должно соответствовать текущим требованиям Совета Евразийской экономической комиссии. Проводится диагностика работы двигателя, в ходе которой не должны появляться ошибки или загораться соответствующие сигнальные лампы на щитке приборов. Максимальный уровень шума выхлопных газов у легковых автомобилей — 96 дБ при замере на расстоянии полметра от патрубка.
Стёкла и зеркала. Ветровое стекло должно быть без трещин и потёртостей стороны водителя, без накладок и наклеек (исключение — светозащитная полоса в верхней части шириной до 140 мм), со светопропускной способностью не менее 70 процентов (тот же показатель и для передних боковых зеркал). Зеркал заднего вида должно быть столько, сколько установлено на заводе.
Замки, фиксаторы и регуляторы. Все устройства — от замков дверей и регулировок кресел до «крутилок» кондиционера и печки — должны работать. То же относится и к клаксону, причём при нажатии он может издавать только монотонный звук. Все ремни безопасности должны быть на своём месте, неповреждённые и непорванные, в замках не должно быть заглушек. Если производителем предусмотрено устройство для буксировки прицепа, оно должно быть исправно и соответствовать заводской конструкции.
Что выдают по итогам техосмотра
Выполнив все необходимые проверки, эксперт пункта техосмотра вносит данные о работе агрегатов и систем в диагностическую карту. Когда все показания в норме, в карте будет указано, что автомобиль исправен и его разрешено эксплуатировать. Если нет — вместо этого в карте появится отметка о необходимости устранить выявленные недостатки. В любом случае данные о состоянии агрегатов автомобиля и информация о его диагностической карте автоматически отправляются станцией в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра. Доступ к ней имеют как граждане, так и страховщики, и правоохранительные органы.
Если техосмотр пройден, с полученной на руки диагностической картой можно идти в страховую компанию и оформлять полис ОСАГО. А если вам выдали карту с пометкой об отклонениях в работе агрегатов и вердиктом о неисправности, то нужно устранить все недостатки. Сделать это необходимо, согласно пункту 2 статьи 18 закона «О техническом осмотре транспортных средств», в течение 20 дней. Затем придётся приехать на повторный осмотр — но проводить его будут только в отношении тех агрегатов, у которых ранее были выявлены отклонения. Если повторную проверку вы проходите на том же пункте техосмотра, то и заплатите уже не полную стоимость осмотра, а только за ту часть, что проверят заново.
Впрочем, повторный техосмотр можно пройти и в любом другом аккредитованном центре, но тогда машину заново проверят по всех пунктам и, соответственно, заплатить придётся полную стоимость — как в первый раз.
Итак, совсем коротко
— После самоизоляции все пункты техосмотра заработают с 1 октября. И до конца октября их нужно обязательно посетить тем, кто во время карантина переоформлял полис ОСАГО по льготному сценарию, без диагностической карты.
— С 2022 года заработает фотофиксация машин без диагностической карты — штраф составит 2000 рублей. Сейчас, попав в ДТП без ТО, придётся судиться со страховщиками выплаты по ОСАГО. Виновник ДТП без ТО получит регресс на абсолютно законных основаниях.
— Совсем скоро пункты техосмотра начнут проводить фотофиксацию работ и станут более требовательными в отношении любого нештатного оборудования или неисправностей.
— У каждого пункта ТО должна быть государственная аккредитация, где указано, машины каких классов и типов он может проверять — так называемая область аккредитации.
— Машину перед осмотром лучше помыть, проверить аптечку, запаску, аварийный треугольник и огнетушитель. Если аптечка или огнетушитель просрочены, то осмотр пройти не получится.
— Все вмешательства в заводскую конструкцию машины должны быть официально разрешены ГИБДД и подтверждены сертификатом безопасности, который выдают после проверки. Тогда с ними не будет проблем при техосмотре.
— На пункте техосмотра сначала сверят заявленные в документах агрегатные номера с фактическими, после чего проведут как визуальный осмотр, например, замков, ремней и колёс, так и замеры на динамических стендах — тормозов, двигателя, световых приборов.
— Если с первого раза ТО пройти не удалось, то придётся устранить недостатки и не позже чем через 20 дней вернуться на тот же пункт для повторного осмотра. Он будет короче – там проверят только агрегаты, которые потребовали ремонта.
Что должно быть в автомобильной аптечке и зачем она нужна
Что такое электронный ПТС
Как проверить пробег автомобиля по базе техосмотра