Как сделать техзадание под себя
Как составить техническое задание
Техническое задание по 44 ФЗ — это документ, который необходим заказчику, особенно на этапе обоснования НМЦК. Но закон не устанавливает правил, по которым они составляются.
В чем разница технического задания и описания объекта госзакупки
Описание объекта закупки является составной частью техзадания. В законе о контрактной системе правила описания объекта урегулированы, но требования к техническому заданию по 44 ФЗ не уточняются и о таком документе ничего не говорится.
Напомним, что с 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения:
Делать это не обязательно:
Правила составления ТЗ основаны на комплексе норм государственных и международных стандартов (ГОСТ). При их использовании в какой-либо сфере необходимо соотнести ТЗ со спецификой конкретной области деятельности.
В соответствии с 44-ФЗ, образец технического задания по ГОСТу в обязательном порядке заказчику создавать не нужно. Но практика показывает, что на каждом из этапов закупки (при составлении сопровождающей документации, проекта контракта, приемки и контроля исполнения контракта) заказчик соприкасается с элементами техзадания. Поэтому полезно такой образец иметь и понимать принципы разработки технического задания.
Правила составления ТЗ по 44 ФЗ
Самый простой и быстрый способ сформировать техническое задание — образец по ФЗ 44 разработать на основе официального издания Единой системы документации национальных стандартов.
Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки. Закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23). Каталог утвержден постановлением правительства от 08.02.2017 № 145.
При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан:
Формулировку требований заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33). Выделим некоторые обязательные условия:
Что указать в техническом задании
Содержание ТЗ необходимо основывать на положениях 44-ФЗ, обязательно соблюдать нормы гражданского, бюджетного и антимонопольного законодательств и отраслевых нормативных актов.
В качестве рекомендации, как составить техническое задание по 44 ФЗ, можно предложить разбить документ на основные разделы:
Этапы составления технического задания
1. Составить список терминов, определений и сокращений, которые будут использоваться в документе.
2. Предоставить полную информацию о заказчике:
3. Предусмотреть в информации о закупке сведения:
4. Перечислить сведения о госзакупке:
5. Перечислить требования к участникам: деловая репутация, наличие у них производственных мощностей.
6. Указать исходные условия: справочная, производственная, опытная информация, которые оказывают влияние при исполнении контракта. Например, обслуживать закупаемую технику только в утренние часы.
7. Привести сведения об особенностях производственного процесса или архитектурного объекта заказчика, которые повлияют на процесс исполнения контракта. Например, при составлении технического задания на закупку мебели может понадобиться указать, что при доставке необходим подъем на третий этаж вручную из-за отсутствия лифта.
8. Указать точное местоположение объекта, а при необходимости — его полное описание. Это потребуется, например, для проектирования инженерных коммуникаций или для точного расчета стоимости ремонта.
9. Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик).
10. Указать источник финансирования.
11. Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам.
12. Определить условия нормирования госзакупки (ч. 1 ст. 19).
13. Указать наименование и обоснование объекта госзакупки.
14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33).
15. Определить экологические особенности закупаемого объекта.
16. Уточнить объем закупаемых товаров, периодичность и срок поставки.
17. Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий.
18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней.
19. Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния.
20. Определить расходы на эксплуатацию.
21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.
22. Установить порядок поставки и приемки.
23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.
Образцы техзаданий для товаров, работ, услуг в 2020 году
Помните, что универсальный образец технического задания по ФЗ-44 не разработан, к каждой закупке требуется индивидуальный подход. Только так учитывайте все потребности и особенности заказчика. В качестве ориентира вы можете использовать этот пример технического задания по 44-ФЗ (образец).
Далее представлен образец технического задания на поставку товара по 44-ФЗ.
Образец техзадания на выполнение работ по ФЗ-44 вы можете найти в материале о техзадании на проектирование и обслуживание пожарной сигнализации или системы видеонаблюдения.
А если вы закупаете техобслуживание машины, то образец технического задания на ремонт автомобиля по 44 ФЗ и пошаговую инструкцию по проведению этого вида закупок вы сможете найти в статье «Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция».
Примеры для других госзакупок
Также в наших подробных инструкциях вы можете найти образец техзадания и узнать, как грамотно провести закупку на:
Ликбез по техническому заданию
Польза: получите знания о том, что такое ТЗ и как его составить. Обогатите словарный запас словами: концептуальная модель, data flow, mind card, user flow. use cases, wireframes, ER-model, client-server, API.
Для кого: начинающим разработчикам и желающим чтобы их поняли (заказчикам, стартапам и менеджерам).
Время чтения: 7 минут.
Отправная точка — требования
Хочу пирожное, потом морожное!
Вовка в тридевятом царстве
Существует распространенное заблуждение, что достаточно сказать: “Нужно приложение для музея/кошки/завода” и сразу станет понятно, что вам необходимо.
К сожалению, все не так просто. Представьте, что вам нужно построить дом. Вы идете к строителю, и он приступает к работе. Вы не предоставили ему ни чертежей, ни участка, даже не сказали какого цвета должен быть забор. Но дали на все про все полгода и значительную сумму денег.
Жутко правда? Бюджет уже потрачен и срок истек.
Чтобы такого не произошло все требования к продукту фиксируют, это и есть то, с чего начинается любая разработка.
Удобный вид требований — ТЗ
Замесить и нарубить!
Вовка в тридевятом царстве
Хорошо. Будут требования. Теперь вас точно поймут разработчики. Но тут возникает подводный камень №1: человечество пока не научилось читать мысли. Поэтому нужно в каком-то виде передать информацию и лучший для этого способ — Техническое задание.
Его также называют ТЗ, SRS, PRD — все это названия документа, в котором в правильной форме зафиксированы требования к продукту.
Рецепт грамотного ТЗ
Техническое задание для разработчиков это своеобразный рецепт приготовления успешного продукта. Успешный продукт — тот, который легко поддерживать, можно развивать и менять, он не развалиться при смене разработчика и приносит прибыль в любом ее виде. Вы хотите, чтобы ваш проект был полноценным? Отлично. Напишите для этого хороший рецепт. Классическими ингредиентами (по международному стандарту IEEE-830) служат:
Ниже я разберу подробно каждый из пунктов. Для тех, кому не хочется подробно разобраться, оставляю ссылку на международный стандарт c шаблоном технического задания: ссылка на документ.
Концептуальная модель
В этот пункт входит краткое описание продукта, в нем отражается цель проекта и его отличительные черты.
Например: “Приложение для знакомств, в котором можно смотреть короткие видео в профилях пользователей и общаться в чате”.Также не помешает сказать пару слов об аудитории продукта, так команда проекта сможет понять его особенности и дать вам несколько полезных советов. Расскажите о ее возрасте, характере и территориальном расположении, каких-то особенностях, которые должны отразиться на проекте.
Например: “Это молодые люди, выезжающие за рубеж для отдыха и интересующиеся общением за пределами языкового барьера, которые любят снимать фото и видео”.
Стоит рассказать о типах пользователей и их ключевых отличиях.
Например: “В приложении должны быть обычные пользователи и модераторы, которые получают жалобы от пользователей на контент или профили. Модераторы могут просматривать чат обычных пользователей после жалобы и заблокировать в сервисе нарушающий правила аккаунт”.
И в завершении расскажите о компонентах вашего продукта.
Например: панель администратора, которую используют модераторы; мобильное приложение, которое использует пользователь, чтобы зарегистрироваться, добавить контент, поучаствовать в чате и т.д.
Высшим пилотажем будет сделать так называемый data flow или контекстную диаграмму, в которой будет отражено как пользователи взаимодействуют с продуктом, его компонентами и между собой.
Функциональная карта
Функциональная карта отображает общую концепцию проекта с уровнем детализации необходимым для того, чтобы оценить объем работ, расставить приоритеты.В традиционном формате такая карта напоминает карту сайта. Но удобнее всего ее отобразить в виде mind card (майнд карт, интеллект карт). Часто менеджеры рисуют на совещании на доске или листе бумаги слова и между ними связи, так вот, это и есть майнд карта. Это можно сделать удобно в бесплатных сервисах (coggle, draw.io и mindmeister) или просто в Office Word.
Очень важно отразить в функциональной карте все пользовательские особенности. В первом приближении это просто набор функций продукта.
Например: “В приложении должна быть регистрация по почте, создание и заполнение данных профиля,, возможность загрузить и отредактировать фото и видео, список аккаунтов других пользователей с различными типами фильтров, текстовый чат, обращение к службе поддержки.
Путь пользователя
Так называемый user flow или путь пользователя, это последовательный список действий или экранов, по которым может переходить пользователь в процессе взаимодействия с продуктом. Опишите, как в вашем представлении будет взаимодействовать с продуктом пользователь. Очень удобно это можно сделать также майнд картой или просто списком действий.
Например: “Пользователь заходит в приложение, чтобы познакомиться с сверстниками. Он заполняет свой профиль данными и загружает фото и видео. Затем пользователь заходит в ленту и фильтрует ее по каким-либо критериям. В качестве результата он получает список релевантных профилей, может посмотреть их и написать другому пользователю в чате.
Путь пользователя — это общий алгоритм работы с продуктом. Также существует еще use cases (варианты использования) — это детализация user flow. В случае мобильного приложения для знакомств вы создали путь пользователя по экранам, а затем описываете, что пользователь может сделать на каждом экране.
Например: на экране регистрации пользователь может:
перейти на экран авторизациизарегистрироваться через соцсети (Facebook, Twitter)может ввести почту, пароль, затем его повторить и подтвердить регистрацию в письме, пришедшем на почту.
Пользовательский интерфейс
Продукт должен мало того что работать, так еще и приятно выглядеть. Немного отойдем от тематики приложений, чтобы не заставлять вас их скачивать для ознакомления. Лучше посмотрим на симпатичные сайты:
Опишите в общем виде, каким вы хотите видеть свой продукт, какие у него должны быть цвета, какие элементы использоваться, какую вы хотите анимацию и т.д. Если у вас есть фирменный стиль или брендбук, отлично, сошлитесь на них.
Дизайнеры скажут вам большое спасибо, если вы укажите стиль дизайна интерфейса, например flat design или material design.
Высшим пилотажем будет добавить wireframes (вайрфреймы) — прототипы интерфейса продукта в виде приближенных схем.
Программные интерфейсы
Этот раздел для специалистов. Если вы уверены в своих силах, то продолжайте чтение.В лучшем техническом задании также описывается архитектура продукта, то есть то, из каких программных компонентов он состоит. В случае клиент-серверного приложения для знакомств сервис разбивается на часть сервера, которая хранит данные и обрабатывает их, производит какие-то логические операции и часть клиента, который отображает данные.
Сервер декомпозируется на модули: базы данных, аутентификации, чата и т.д.Клиент связывается с сервером через API (интерфейсы передачи данных), стоит указать его тип (REST, WEB, RPC и т.д.) и описать методы, ответы и обработку ошибок.
Данные обычно хранятся в базе данных в виде специальных структур, чаще всего таблиц (для реляционных БД) и json структур (для нереляционных). Разработчики скажут вам огромное спасибо, если в техническом задании вы укажите сущности базы данных (ER-модели) и опишите хранимые поля, с указанием их типов данных (string, int и т.д), ключей (primary, foreign), обязательности (required) и пустого значения (nullable).
Нефункциональные требования
Это общие требования к продукту. Их можно разделить на требования к техническому обеспечению, требования безопасности и требования к производительности.В требованиях к техническому обеспечению указывают пожелания к устройствам и операционной среде, например для приложения знакомств это Android 7.0+ и JDK 8+, iOS 11.0+ и Swift 4.2.
В требованиях к безопасности можно указать, что передача данных в чате должна осуществлять с помощью шифрования SHA-1 и что при регистрации сложность пароля должна быть не менее 8 бит.В требованиях к производительности говорится о связи компонентов и отказоустойчивости, например стоит указать, что таймаут на чтение сообщения в чате не более 1 с и что приложении частично хранит кеш и может ограниченное время работать в автономном режиме.
Как составить ТЗ: подробная инструкция по созданию технического задания
Что такое техническое задание
Техническое задание — это то, с чего начинается качественный функциональный продукт. По крайней мере, если таковым является само ТЗ. Если документ будет составлен непрофессионально и без должного внимания, результат окажется соответствующим.
Учитывая характер целевой аудитории блога и общие тренды, скорее всего, имеет смысл описывать технические задания конкретно на цифровые продукты. Во многом так и будет, но нельзя забывать, что и самые обычные, «аналоговые», продукты тоже требуют документации. Они требовали её ещё до появления самого интернета. Поэтому для расширения кругозора и для пользы представителей не-цифровых отраслей, стоит приводить отсылки и к оффлайн-проектам.
Для чего нужно техническое задание?
Техническое задание не менее значимо, чем юридический акт, в деле закрепления прав и обязанностей сторон — заказчика и исполнителя.
Фактически это инструкция для разработчиков, конструкторов и других непосредственных создателей конечного продукта. Но по сути техническое задание, определяя жёсткие требования к каждой детали, делает сотрудничество заказчика и исполнителя безопаснее и комфортнее.
Когда каждая мелочь регламентирована, всё на своих местах, все при своих полномочиях и обязанностях, остаётся мало пространства для нечестного манёвра и недопонимания. Идеально, когда его вообще не остаётся.
Более того, конкретное и целостное техническое задание — это первый шаг к качественному результату. Чтобы продукт работал чётко, без сбоев, да и просто безопасно — это тоже периодически стоит на повестке — все его элементы должны быть продуманы. Тщательно и скрупулезно.
Техническое задание — основа как простых односложных продуктов, так и высоконагруженных систем. В каждом случае сценарии функционирования должны быть предусмотрены. Любое действие пользователя должно быть предугадано, и ответом на него должен быть полезный результат.
Именно для того, чтобы работа с конечным продуктом вызывала положительный отклик пользователя и решала его задачи, необходимо проработать идею и детали проекта на самой ранней стадии.
Как составить техническое задание
В первом приближении главные требования к техническому заданию — это продуманность и полнота. Но, так как не во всех случаях составители способны соблюсти данные условия, были разработаны общепринятые стандарты разработки ТЗ.
Во многих вакансиях на позицию системного аналитика или технического писателя можно встретить требование: знание ГОСТ 19 и ГОСТ 34. Что это такое?
Из названия легко понять, что данные стандарты приняты на общегосударственном уровне и являются рекомендуемым образцом разработки технических заданий на территории России.
Вместе с тем, надо помнить, что эти два ГОСТа имеют отношение именно к программным комплексам. То есть, в современном понимании — к сайтам, приложениям, системам автоматизации. ТЗ на размещение предприятия общественного питания в бюджетном учреждении придётся писать по другим правилам.
Не пугайтесь, но ГОСТ 19 введён в 1980 году. Учитывая, что основа и парадигма программного обеспечения на протяжении долгого времени примерно та же, он пока не утратил своей актуальности. Это можно сравнить со строительством зданий. Конечно, меняются материалы и конструкции, но общие понятия — фундамент, стены, перекрытия — сохраняются.
Согласно тексту Постановления, согласно которому принят данный стандарт, назначение его следующее: «Устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения».
Само техническое задание должно содержать следующие пункты:
Более новый стандарт — ГОСТ 34, но и здесь присутствует нюанс. Новее он только на 10 лет. То есть, введён с 1 января 1990 года.
Формулировка назначения выглядит так: «Распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания…».
Текст технического задания строится по структуре:
Разумеется, за прошедшее время подходы были пересмотрены. Введены новые правила и рекомендации. Сами ГОСТы перешли в разряд базовой опорной точки, а конечный результат остаётся на усмотрение составителей. Тем не менее, при работе с госзаказчиками необходимо брать за основу именно ГОСТ.
ISO/IEC/IEEE 29148
Разработанный Международной организацией по стандартизации ISO, данный современный стандарт пригоден для использования помимо всего прочего в международных проектах.
Последняя редакция — ISO/IEC/IEEE 29148:2018, но, к сожалению, она отсутствует в открытом доступе, поэтому возьмём за основу предыдущую, от 2011 года.
По аналогии с ГОСТами, стандарт содержит два раздела. Один из них, SyRS — System Requirements Specification — определяет общие требования к построению систем, их принципам и характеру взаимодействия пользователя с ними. По похожей схеме составлен ГОСТ 34.
SRS — Software Requirements Specifitaion — по аналогии с ГОСТ 19, содержит требования к конечному программному продукту.
Общая схема строится следующим образом:
Порядок документирования требований
Выйдем немного за пределы тематики и скажем несколько слов о том, из чего состоит весь процесс документального сопровождения продукта. Ведь он не ограничивается техническим заданием. Сложность сопроводительной документации растёт вместе со сложностью и масштабом продукта.
Разработка лендинга на Тильде или запуск таргетированной рекламы Вконтакте радикально отличаются от создания высоконагруженной биллинговой системы банка. Если первые два продукта способен создать один человек, то последний может потребовать команды из нескольких десятков специалистов из многих областей.
В основном, уместен в контексте продуктов низкой и средней сложности. Например, небольшой сайт, воронка продаж или даже копирайтинг.
Бриф обращён к заказчику и не предполагает жёстких финальных требований или детального описания результата. Выверенной должна быть только структура опросника. В него могут входить такие пункты, как:
Вопросов на которые отвечает заказчик, может быть до 20-30, но не более, иначе это становится большой нагрузкой. Задача брифа в том, чтобы получить общее направление для обсуждения.
Такой опрос удобно разместить на сайте, если он не сложный. Его можно запрограммировать или дать ссылку на Google формы. Либо просто разместите кнопку обратного звонка, чтобы задать вопросы и проконсультировать клиента прямо в режиме реального времени по телефону.
Виджет обратного звонка для сайта
Технико-коммерческое предложение
Здесь речь заходит о действительно крупных проектах. В противном случае нецелесообразно прилагать излишние усилия к созданию подобных документов.
ТКП разрабатывается в рамках маркетинговых мероприятий, когда продукт предлагается потенциальным заказчиком. Если у вас есть собственная концепция, готовая к внедрению или масштабированию, на её основе можно сделать предложение.
Документ содержит не просто идею и общее описание, но некоторые технические подробности. На их основе заказчику удобнее принимать решение, так как он сразу может увидеть, насколько характеристики продукта согласуются с той инфраструктурой, которая есть в наличии.
Бесполезно предлагать промышленные системы вентиляции маленьким кофейням. В других случаях помещение может отвечать требованиям, но электроснабжение окажется несовместимым с требованиями оборудования по питанию.
Технические требования
Если в ТКП требования приводятся самые основные, для ознакомления, то при заинтересованности заказчика с ним составляются уже более детализированные перечни требований.
Техническое задание
Собственно, предмет статьи. Предварительные сведения даны в предыдущих пунктах, а ценные советы ждут вас в следующем разделе.
Технический проект
Этап «живого» проектирования продукта. Здесь начинаются активные действия по разработке решений согласно ТЗ. В ходе работы уточняются и проясняются отдельные нюансы, требования, доработки.
В соответствии с практическими наработками, составляются новые задания и требования — частные технические задания по отдельным подсистемам (ЧТЗ).
Эксплуатация
Важно помнить, что после сдачи проекта стороны распределяют между собой обязанности по поддержанию работоспособности системы. Это тоже должно быть прописано — например, в техническом задании, если не предусмотрено другого порядка.
Перед эксплуатацией и во время неё создаются различные регламенты, описания сервисов, инструкции. Актуализируются текущие версии документов.
Когда условия работы или технологии модифицируются, приходится вносить правки в документы и внедрять изменения в продукт.
Рекомендации по составлению ТЗ
Ведите историю правок
Для этого в начале документа создаётся таблица со столбцами: дата, описание, автор. В ней записывается история изменений документа, благодаря которой легко понять, на каком этапе возникло то или иное требование, дополнение, противоречие.
Составляйте список терминов и сокращений
Это правило грамотного подхода к формированию документа. Основной текст предваряется словарём, в котором записаны специальные термины, не являющиеся общеупотребимыми. Особенно уделите внимание тем аббревиатурам и словам, которые применяются только в данному проекту.
Прописывайте каждую деталь
Сайт — это не только код, но и мощности, на которых он работает. В первую очередь, определите, на каком сервере будет размещён сайт, какие у него параметры: ёмкость, оперативная память и другие.
Пропишите периодичность и порядок оплаты сервера — передаст ли заказчик обязанность бухгалтерии или же вы будете получать ежемесячную абонентскую плату, из которой сами должны распределять средства на те или иные нужды.
Позаботьтесь о пользователях. Продумайте, какими браузерами и устройствами они пользуются, какое у них разрешение. Адаптируйте сайт, если речь идёт о нём, под различные технические характеристики устройств.
Не оставляйте белых пятен. При наведении на рисунок, он скрывается? Хорошо, но уточните — он уезжает влево? Становится прозрачным? С какой скоростью? Как он появляется опять? Малейшая деталь без чёткой логики ставит разработчиков и весь процесс в тупик.