Как сделать термоэлектрический автохолодильник
УАЗ Patriot Епамобиль › Бортжурнал › Как самому сделать нормальный компрессорный автохолодильник
Короче, увидел тут в одном из сообществ вопрос про то как бюджетно сделать холодильник в авто и решил описать свой опыт в холодильникостроении.
Как обычно, сначала вводная — почему именно компрессорный и почему не купить готовый.
Я путешествую с семьей. У меня есть маленькие дети. Детей нужно кормить свежей молочкой и не только, иначе у них будут болеть животы 🙂
Если кто-то думает, что термоэлектрический холодильник справится с мегазадачей хранения набора детских продуктов в путешествии — он ошибается. Термоэлектрические холодильники работают на эффекте плацебо и на заранее замороженных в морозилке аккумуляторах холода. Газовые холодильники не рассматриваются по причине концептуальной несовместимости епамобиля с газом. Газа в епамобиле нет и никогда не будет. Холодильников, работающих на бензине я лично не встречал. Поэтому остается одно — мутить полноценный компрессорный холодильник. Для начала как любой кроильщик я попробовал купить готовый 🙂
А именно, взял 220В самый мелкий из имевшихся в продаже холодильник и переделал его таким образом, чтобы загрузка продуктов осуществлялась сверху, как и положено автохолодильнику. Выглядело это примерно так:
Включал я его от 1500 Вт инвертора.
И не верьте тем кто будет рассказывать что обычный холодильник долго не проработает в движущейся машине. Проработает, никуда он не денется. Особенно если его не наклонять. Но я, понятное дело, однажды пренебрег этим простым правилом, разместив его не в багажнике, а на переднем пасс. сиденье. Там он был сильно наклонен. И он таки сломался — компрессор заклинил. Чинить его не было смысла, дешевле на тот момент было купить новый 🙂
На этом мой опыт общения со стандартными холодильниками закончился и я переключился на думки как бы чо еще замутить, с учетом выявленных в процессе эксплуатации неудобств.
Кстати, что за неудобства забыл рассказать.
1) низкий КПД системы с большим инвертором. Фактически, большой инвертор нужен только на момент запуска компрессора, потом он не нужен уже, хватило бы гораздо более мелкого.
2) Стандартные габариты не позволяют впихнуть стандартный холодильник в неиспользуемое пространство сложной конфигурации, например в ногах переднего пассажира — наоборот, приходится жертвовать на холодильник драгоценное пространство в багажнике.
Короче говоря, начался поиск решения. Смотрел разные специализированные автохолодильники. Но там либо ценники, либо габариты были явно неадекватные 🙂
Думал даже делать холодильник, встроенный в обшивку в багажнике, как на каких-то моделях японских внедорожников, включенный в общую систему с кондиционерами 🙂
Но вовремя отказался от этой дурацкой затеи, ибо нафик мне холодильник который работает только вместе с мотором. (Кстати сказать, на тот момент я уже сделал себе в машину охлаждаемый бокс для напитковохлаждаемый бокс для напитков работающий именно от кондиционерного воздуха 🙂 )
И вдруг, совершенно случайно, я встретил упоминание о том, что существуют специальные компрессорные холодильные модули для термоящиков на фурах 🙂
indel B ur35
И я понял — это то, о чем я мечтал всю сознательную жизнь 🙂
Работает от 12 В (не нужен инвертор), специальный автомобильный компрессор данффосс со встроенным инвертором, не сильно чувствительный к тряске — о чем еще можно мечтать? 🙂
и ценник — на тот момент около 17 тыр показался мне вполне адекватным 🙂
Короче говоря, я его приобрел и сразу же испытал, использовав в качестве охлаждаемой емкости термосумку. Выглядело это так:
Самодельный холодильник на элементе Пельтье
Автомобильный холодильник своими руками на элементе Пельтье: чертежи, подробные фото изготовления самоделки с описанием.
Эта самоделка будет полезна в первую очередь для автолюбителей, при поездках на природу, в лес или к речке на пляж, наличие автомобильного мини холодильника очень актуально.
В летний зной в холодильнике можно хранить скоропортящиеся продукты и охлаждать напитки, конечно можно приобрести готовый вариант, но сделать своими руками обойдётся намного дешевле.
Изготовление автомобильного холодильника.
Охлаждать воздух в холодильнике мы будем с помощью элемента Пельтье.
По сути это термоэлектрический преобразователь в форме небольшой пластины, при подключении его к электрическому току в пластине возникает разность температур, одна сторона пластины нагревается, вторая наоборот остывает. Эту особенность мы и будем использовать для работы холодильника.
Материалы для изготовления:
Приступаем к изготовлению, первым делом из листов пенополистирола сделаем корпус будущего мини холодильника.
Пенополистирол очень хороший теплоизолятор, даже после отключения холодильника от электричества, он будет удерживать холод внутри контейнера продолжительное время.
На рисунке показаны размеры корпуса, но вы можете сделать короб по своим размерам в зависимости от требуемого объёма холодильника.
Лист пенополистирола легко разрезается канцелярским ножом, все части коробки склеиваются монтажной пеной, после нанесения пены, детали нужно прижать на 5 минут пока пена схватится.
Теперь в холодильник установим охлаждающий элемент.
Для охлаждения будем использовать элемент Пельтье, при подключении его в сеть 12 V, одна сторона его становится очень холодной, она и будет охлаждать воздух внутри холодильника. Вторая сторона элемента будет сильно нагреваться, чтобы устройство не перегорело, нужно отводить тепло, сделать это можно с помощью радиатора и кулера от компьютера.
Схема охлаждающего устройства для автомобильного холодильника.
Но если с внутренней стороны на элемент Пельтье просто поставить радиатор, то он начнёт обмерзать, оптимально установить кулер для равномерного отвода холода от радиатора.
Для хорошей теплоотдачи, между радиаторами и элементом Пельтье наносим слой термопасты. Радиаторы соединяем между собой стандартными скобами, которые используются для крепления к системной плате компьютера.
Тестируем работоспособность устройства, подключаем его к аккумулятору на 12 V.
По сути устройство представляет собой пластину, по бокам которой с обеих сторон закреплены радиаторы с кулерами, работающими на выдув.
Устанавливаем прибор в отверстие коробки, охлаждающей стороной во внутрь, щели между отверстием корпуса и прибора замазываются герметиком.
Наружный блок, радиатор с кулером для отвода горячего воздуха.
Для регулировки температуры установим регулятор температуры с датчиком, сам провод с датчиком нужно протянуть через отверстие в контейнер. Холодильник готов, включаем его в гнездо прикуривателя авто или напрямую к аккумулятору на 12 V и пользуемся.
Один элемент Пельтье охлаждает холодильник до температуры – 3 °С, при температуре окружающего воздуха +25 °С.
При +30°С на улице, в холодильнике стабильно поддерживается температура +6 °С как и в обычном холодильнике.
Сообщества › Сделай Сам › Блог › Автомобильный холодильник своими руками
Давно хотел холодильник в авто, а то приехал в жару на речку отдыхать с ночевой, а река не дает нужной температуры охлаждения для пенного =) Да и просто в дальней поездке нужная вещь.
Начну с полученных результатов, вдруг кому то не захочется читать целиком =)
Теперь по цифрам на тесты (все тесты проводил 24 часа):
Небольшая оговорочка, тесты проводились от БП компьютера, и он почему то не выдержал такого потребления (2 кулера + элемент пельте + 2 светодиода индикатора, на вилке и один врезка в коробочку для индикации включенной кнопки) и вольтаж проседал до 10В (случайно пришла мысль попробовать замеры на финальном тесте, когда монтировал распредкоробку под приборы)… так что думаю на 20% от автомобильной сети результат должен улучшиться
Элемент пельтье к сожалению страницы уже нет маркировка для покупки на алиэкспресс TEC1-12706
Тест № 1 — Пустой холодильник (напомню, это объем 50 литров!)
Примерно через час температура с комнатной (25 гр.) опустилась до 15 гр. и так держалась сутки без изменений, было бы 13-14В — думаю до 10 гр. бы опустилась, тем более если датчик прикрепить к месту выдува от элемента пельте, то там ниже 10 гр. показывает. Ну и когда холодильник не пустой, думаю тоже должно улучшить результат, объем то значительно меньше будет требуемый для охлаждения.
Тест № 2 — 2 аккумултора холода только что из морозилки + бутылка на половину с водой так же заморожены
1. Через 15 минут с комнатной (25 гр.) опустил до 5 гр!
2. Через 12 часов температура поднялась до 8 гр. Лед в бутылке растаял примерно на 25%.
3. Через 18 часов температура поднялась до 10 гр. Лед в бутылке растаял на 50%.
4. Через 24 часа температура поднялась до 12 гр. Льда в бутылке не было.
Я считаю результат превзошел все ожидания! В планах сделать двойной пол из решетки и какую то емкость придумать под пол и лед туда складывать, может тупо в пакета сделать))) + ложить пенное и продукты заранее охлажденные и без проблем, это на случай поездки на отдых, не буду же я там гонять холодильник от аккумулятора…
Из минусов: получился тяжелый, крышка неудобная — буду переделывать контакт под термометр.
А теперь опишу процесс выполнения работы в фотографиях
Автомобильный холодильник (на элементах Пельтье) своими руками
Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
Настал сезон жаркой погоды, и при отдыхе на природе всегда хочется прохладных напитков. В этом немного помогает термо-сумка, позволяющая сохранить температуру продуктов, взятых из домашнего холодильника.
Однако большинство из Вас едет на природу на личном автомобиле, и часто приобретает продукты по пути.
В данной статье автор YouTube канала «ТЕХНАРЬ» расскажет Вам, как он сделал небольшой портативный холодильник с питанием от 12 В, который может подключаться к прикуривателю в автомобиле.
Этот проект относительно прост в изготовлении, и не требует сварочных работ.
Материалы.
— Термоэлектрические модули Пельтье TEC1-12706
— Цифровой термостат 12 В W1209
— Цифровой термостат 12 В W1209WK
— Теплопроводящий клей
— Термопаста
— Штекер (с предохранителем) для прикуривателя
— Радиаторы для компьютерных процессоров, вентиляторы
— Неодимовые магниты
— Белая светодиодная лента
— Самоклеящаяся пленка Oracal
— Листовой пенополистирол толщиной 20 мм
— Листовой алюминий, плита
— Ламинат, QSB плита, ДВП, цветное оргстекло
— Клей «жидкие гвозди», силиконовый герметик, аэрозольная краска
— Провода, припой, термоусадочная трубка, клемники, разъем питания, выключатель, уплотнительная резинка
— Наждачная бумага, саморезы по дереву, болт М10.
Процесс изготовления.
Итак, сердцем этого устройства послужат два 12В термоэлектрических модуля Пельтье TEC1-12706, с заявленной мощностью охлаждения в 50 Вт, и потребляемым током от 4 до 6 А.
Размеры этих модулей 40X40X3,75 мм.
Для эффективной и долговечной работы модулей, им необходимо хорошее охлаждение «горячей» стороны. Для этого автор будет использовать старые радиаторы с вентиляторами для компьютерных процессоров.
В качестве охлаждающего радиатора, который будет расположен на внутренней задней стенке холодильника, послужит листовой алюминий 5 мм толщиной.
Из этого материала вырезаются вот такие уголки и полоски. После нарезки с их граней снимается фаска специальным ножом, а поверхности обрабатываются болгаркой с дисковой шлифовальной насадкой.
Поддерживать заданную температуру будет 12 В цифровой термостат W1209.
Его кнопки управления слишком короткие, и нажимать на них без изготовления удлинителей, или переноса на переднюю панель не получится. Поэтому автор снял реле и две клеммные колодки. Провода от датчика температуры он припаял к плате напрямую.
Кроме того, реле было перенесено поближе к термоэлементам, ведь потребляемый ими ток весьма велик, и чем короче и толще будут провода, тем лучше. Также были припаяны провода питания платы.
Теперь нужно организовать подвеску двери.
В нижнем углу дверцы вклеивается штифт, в дне делается ответное отверстие для него. А на верхнем углу дверцы сверлится отверстие, в которое вкладывается пружинка от зажигалки, и вставляется цилиндрический шток.
С помощью такой защелки дверца фиксируется на своем месте.
Со внутренней стороны утеплителя дверцы он вырезал углубление под датчик температуры.
Чтобы выровнять поверхность, датчик приклеивается к алюминиевой пластине специальным теплопроводящим клеем.
Охлаждающим радиатором послужит прямоугольная алюминиевая пластина, к которой автор прикрепляет два параллелепипеда из алюминиевой плиты толщиной 16 мм. Эти подставки нужны для того, чтобы элементы Пельтье находились за теплоизолирующим слоем из пенополистирола.
В подставках высверливаются отверстия для крепления к радиатору, и в них нарезается резьба М3.
Перед установкой, на место соединения подставок и радиатора предварительно наносится термопаста.
Задняя стенка изготавливается из ДВП, и окрашивается аэрозольной краской. На ней закрепляются вентиляторы таким образом, чтобы они находились напротив радиаторов.
В верхней части стенки сделано отверстие для выхода горячего воздуха, и защищено кусочком москитной сетки.
Через час с небольшим температура на контроллере составила 15,7°C (при том, что датчик расположен далеко от радиатора, и теплоизоляция в этом месте не очень толстая).
Сам радиатор остыл до 6,7°C, а напитки охладились до 10,5.
Благодарю автора за рекомендации по изготовлению портативного холодильника на основе элементов Пельтье!
Конечно, размеры холодильника можно сделать как больше, так и меньше. Также можно увеличить мощность, установив дополнительные элементы Пельтье, либо используя элементы большей мощности.
Всем хорошего настроения, крепкого здоровья, и интересных идей!
Авторское видео можно найти здесь.