Как сделать задачу в кумире

Знакомимся с Чертежником. Среда программирования КуМир

Цель: ознакомление с интерфейсом среды программирования КУМИР и с исполнителем ЧЕРТЕЖНИК;

1. Организационный момент.

2. Новый материал (демонстрация презентации Приложение 1):

Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости. Чертежник имеет перо, которое можно подымать, опускать и перемещать.

При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

Команда “опустить перо” переводит чертежника в режим перемещения с рисованием.

Команда “поднять перо” переводит чертежника в режим перемещения без рисования. Если перо уже было поднято, то команда просто игнорируется.

Команда “сместиться в точку (x, y)” перемещает перо в точку с координатами (x, y). Не зависимо от предыдущего положения Чертежник окажется в точке с координатами (x, y). Эту команду называют командой абсолютного смещения.

Команда “сместиться на вектор (dX, dY)” перемещает перо на dX вправо и dY вверх. Если текущие координаты были (x, y), то новое положение будет (x+dX, y+dY). Т.е. координаты отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положение пера. Эту команду называют командой относительного смещения.

Команда “установить цвет (цвет)” устанавливает цвет пера. Допустимые цвета: “черный”, “белый”, “красный”, “оранжевый”, “желтый”, “зеленый”, “голубой”, “синий”, “фиолетовый”.

Команда “надпись (ширина, текст)” выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы вместе с отступом после нее.

При использовании исполнителя Чертежник программа должна начинаться со строчки “использовать Чертежник”.

3. Практическая часть:

Задание: Наберите эту программу (Рис.1)

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

использовать Чертежник
алг
нач
. установить цвет («красный»)
. опустить перо
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,7)
. сместиться на вектор (7,0)
. сместиться на вектор (0,-7)
. сместиться на вектор (-7,0)
. поднять перо
. сместиться в точку (1,8)
. установить цвет («черный»)
. опустить перо
. сместиться на вектор (3.5,3)
. сместиться на вектор (3.5,-3)
кон

Задание: Наберите эту программу:

· сместиться на вектор(1,1)

2) Составьте программный код в среде программирования Кумир, используя исполнителя ЧЕРТЕЖНИК

А) постройте слово МИР (используйте красный цвет);

Б) постройте (используйте черный цвет);

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

В) постройте (используйте фиолетовый цвет);

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Г) постройте (используйте синий цвет);

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

4. Домашнее задание: повторить конспект (придумать свои рисунки из прямых линий)

Источник

Исполнение циклических алгоритмов на базе системы «Кумир»

Цели: сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием цикла пока; добиться понимания использования цикла пока; развивать умение анализировать.

Ученики должны знать: правила записи и исполнения цикла пока; свойства цикла пока.

Ученики должны уметь: использовать при составлении алгоритмов конструкцию цикла пока и записывать ее на языке Кумир, владеть методами отладки: по шагам, непрерывно.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (на этапе объяснения нового материала), репродуктивный с элементами проблемного (этап закрепления материала).

Обеспечение урока:

Ход урока

1. Объяснение нового материала.

В общем случае алгоритм должен быть универсальным, т.е., он не должен зависеть от расстояния между Роботом и стеной. Для этого в алгоритмическом языке есть специальная команда – цикл пока.

Общий вид цикла пока

В общем виде цикл пока записывается так:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

При выполнении цикла компьютер повторяет следующие действия:

а) проверяет записанное после служебного слова пока условие;

б) если условие не соблюдается, то выполнение цикла завершается, и компьютер начинает выполнять команды, записанные после кц. Если же условие соблюдается, то компьютер выполняет тело цикла, снова проверяет условие и т.д.

Пример.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Метод отладки: по шагам.

Диалог Компьютера и Робота

Компьютер: снизу свободно?

Робот: смещается вниз в клетку Б.

Компьютер: снизу свободно?

Робот: смещается вниз в клетку В.

Компьютер: снизу свободно?

Робот: нет.

Так как Робот ответил нет, т.о. записанное после пока условие не соблюдается и выполнение цикла заканчивается.

Продемонстрировать в системе Кумир методы отладки: по шагам и непрерывно.

Тело цикла может не выполниться ни разу, если условие в цикле пока не соблюдается с самого начала. Например, если в алгоритме «вниз до стены» Робот на первый же вопрос «снизу свободно » ответит нет, то компьютер не вызовет команду «вниз» ни разу.

Зацикливание. Выполнение цикла пока может и не завершиться, если условие все время будет соблюдаться. Например, если ниже Робота никаких стен нет, то при выполнении предыдущего алгоритма, компьютер «зациклится», т.е. будет бесконечно спрашивать у Робота «снизу свободно», получать в ответ да и командовать «вниз».

2. Эксперименты с программой на примере исполнителя Робот.

Необходимо, в системе Кумир, предварительно сделать заготовки расположения Робота (файлы 1.fil-6.fil).

Упражнения.

Эксперименты с программой.

Задание 1. (Загрузить файл 1.fil)

Требуется перевести Робота из клетки А в клетку Б. Использовать цикл пока:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Задание 2. (Загрузить файл 2.fil)

Дано, что Робот находится у левой стены внутри прямоугольника, огороженного со всех сторон стенами. Внутри прямоугольника стен нет, размеры прямоугольника неизвестны. Требуется закрасить горизонтальный ряд клеток от исходного положения Робота до правой стены и вернуть Робота в исходное положение.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Задание 3. (Загрузить файл 3.fil)

Робот находится в горизонтальном коридоре. Закрасить все клетки коридора:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Задание 4. (Загрузить файл 4.fil)

1. Переделайте алгоритм «закрасить ряд вправо и вернуться» используя в нем цикл:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

2. Используя вспомогательный алгоритм, составьте алгоритм, при выполнении которого Робот закрашивает прямоугольник.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Задание 5. (Загрузить файл 5.fil)

Составьте алгоритм для закраски всех клеток вокруг прямоугольной стены:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Задание 6. ( Загрузить файл 6.fil) (Из материалов экзамена 2009г.)

Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий четыре угловые клетки прямоугольника.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Задание 7. (Загрузить файл 6.fil) (Из материалов экзамена 2009 г.)

Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные внутри прямоугольника и прилегающие к нижней стороне прямоугольника.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

3. Закрепление. Вопросы:

Какие команды Компьютер будет давать Роботу при выполнении цикла:

а) нц пока клетка не закрашена

б) нц пока клетка закрашена

В ситуации, когда Робот стоит:

Расположение Робота показано на следующих рисунках:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Как будет выполняться цикл?

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Домашнее задание. Определите значение переменной S после выполнения операторов:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Литература: А.Г.Кушниренко «Основы информатики и вычислительной техники».

Источник

Как работать в программе Кумир

Кто такой исполнитель Робот?

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Видео на тему: КуМир. Робот. Знакомство

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот.

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Первым делом мы должны раскоментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Таким образом, программа станет выглядеть так:

использовать Робот

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскоментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Что такое стартовая обстановка?

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку в Кумир?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота». Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна не закрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

А результат ее работы вот так

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Исполнитель Робот. Циклы.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

То есть мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:
использовать Робот
алг
нач

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

пока не устал

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

«Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

нц пока справа свободно

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Как сделать задачу в кумире. Смотреть фото Как сделать задачу в кумире. Смотреть картинку Как сделать задачу в кумире. Картинка про Как сделать задачу в кумире. Фото Как сделать задачу в кумире

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *