Как сделать задержку включения дхо
Лада Калина Седан КоМеТа FEAT «АВТОВАЗ» › Бортжурнал › Модуль стабилизации и задержки вкл. ДХО Ч. 1
ДХО установлены на новый бампер и настало время их подключения.
Обзор ДХО здесь: www.drive2.ru/l/5452370/
Решено было сделать комплексный модуль, который подключал бы ДХО с задержкой (что бы не нагружать аккумулятор во время пуска двигателя) и ДХО питались стабилизированным питанием для продления срока их служба (как мы знаем диоды чувствительным к повышенному напряжению) и избежании перегорания при превышении напряжения.
Для этого был заказан модуль стабилизации, за смешные деньги 70 рублей здесь: www.aliexpress.com/item/D…y-Output/32255208252.html
А также модуль времени
Но последний имел недостаток, при подаче напряжения на модуль, сами ДХО на секунду вспыхивали, прежде чем включалась задержка, поэтому было решено демонтировать с нее реле и сделать простую схему задержки, вот что получилось
Все собранное хозяйство, решено было назвать МУДХО ver 1.3 :)))
(модуль управления дневными ходовыми огнями)
Вот как оно выглядит сейчас
Буду использовать еще пяти контактное реле.
Набросал схему
Принцип действия:
При выключенном зажигании схема неактивна, при включении зажигания замыкаются контакты первого реле и плюс с аккумулятора поступает на 87 контакт реле, далее поступает на второе пяти-контактное реле. Второе реле нужно для того, что бы при включении габаритов (и тем самым выключении ДХО), контакты реле разомкнулись и схема обесточилась (зачем ей работать, когда она не нужна 🙂
Далее напряжение поступает на стабилизатор, после которого уже стабилизированное (11.9 — 12 вольт) поступает на модуль задержки включения (задержка 8-10 секунд), после чего включаются ДХО.
Соответственно при выключении зажигания или включении габаритов, ДХО отключаются (на ДХО есть управляющий провод). Так же сделано плавное гашение ДХО при выключении (поставлен конденсатор и диод, с емкостью конденсатора еще буду экспериментировать).
Осталось все это собрать в коробку, поставить предохранитель, два выключателя (для ручного выключения ДХО и принудительного включения ДХО при включенных габаритах) и протестировать готовое изделие.
Во второй части представлю собранный окончательный вариант.
Внимание, на схеме, 30 и 85 контакт реле задержки включения ДХО необходимо соединить!
Hyundai ix35 2,0, 2WD, 5МКПП › Бортжурнал › СТАБИЛИЗАТОР, ПЛАВНЫЙ РОЗЖИГ И ЗАДЕРЖКА ВКЛЮЧЕНИЯ ДХО (ВАРИАНТ №2) НА ПЛАТЕ
СТАБИЛИЗАТОР, ПЛАВНЫЙ РОЗЖИГ И ЗАДЕРЖКА ВКЛЮЧЕНИЯ ДХО (ВАРИАНТ №2) НА ПЛАТЕ
Начало и первый вариант тут: www.drive2.ru/l/9896031/
Что меня не устраивало в первом варианте? Во-первых, после зимы стал замечать, что розжиг диодов в разных фонарях происходит не одновременно, то есть одна сторона разгорается быстрее другой. Эстетически это выглядит не очень, но не так страшно. Думаю причина всему разная длина проводов, окисление контактов и т.д. Во-вторых, из-за особенностей установки сигналки и режимах ее индикации, в виде мигания габаритов, а не поворотников. Когда я пользуюсь автозапуском, и машина сигнализирует миганием габаритов, ДХО тоже мигают и получается «светомузыка». Выглядит не очень и лишне включение и выключение ДХО им на пользу не идет. В-третьих, первый вариант громоздкий и не эстетичный – колхоз с большой буквы. В-четвертых первый вариант собран практически навесным монтажом и все радиодетали постоянно в грязи, возможно это причина не одновременного розжига. Ну и в-пятых просто захотелось руки занять – вроде как хобби получилось.
В сети поискал схемы задержки включения реле на микросхеме NE555. Использовал именно схему, где NE555 управляет работой реле через транзистор КТ815. Сделано это для того, чтобы не рассчитывать предел нагрузки микросхемы NE555 для возбуждения катушки реле. Транзистор КТ815 рассчитан на ток до 3А и любое реле для него подойдет. На более мощных реле (30-40А реле от ВАЗ из варианта №1) сила тока в цепи катушки в разы больше, чем в цепи катушки реле из моей схемы. А также использовал схемы из первой части (стабилизатор и плавный розжиг) и супер программу Sprint-layout 6.0 для рисования печатных плат. Программа простая, но я все равно умудрился накосячить: неправильно распечатал и из-за этого первый перенос на текстолит оказался испорчен, и в итоге нарисовал плату с ошибкой, в результате пришлось допаивать провод.
На моих фото готовой платы она с ошибкой получилась (перепутал контакты на реле). Но в эскизе из программы, который я выложил, эту ошибку я исправил. yadi.sk/d/SC-eSwTz3JeRgf ПЕЧАТЬ ПЛАТЫ ИЗ ПРОГРАММЫ НУЖНО БЕЗ ЗЕРКАЛЬНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ. Думаю это тоже неправильно, но у меня так получилось. Это мой первый опыт работы в программе.
Возможно, кто-то доработает мою схему и сделает еще лучше, чем. На SMD компонентах будет компактнее.
Схема стабилизатора, и плавного розжига приведена в первой части и еще у второй моей машины на одной плате www.drive2.ru/l/451287126990914290/.
Схема задержки включения реле приведена тут.
В этот раз я изучил характеристики радиодеталей (полевого транзистора, линейного стабилизатора, транзистора) и для своих ДХО счел, что нет необходимости делать стабилизацию и плавный розжиг на каждую сторону, достаточно одного набора радиоэлементов. Подключил к плате нагрузку, чтобы ток в цепи был 0,35А, радиатор на стабилизатор не ставил. При этом температура стабилизатора поднималась до +50 градусов в условиях помещения +23 градуса и без помещения платы в коробку. Моя нагрузка (ДХО) дает 0,2-0,25А. Учитывая практические замеры в комнатных условиях, радиатор на стабилизатор ставить необходимо. Разумеется, чем больше, тем лучше. В первом варианте ДХО я их крепил на алюминиевый уголок, а тот на корпус машины, разумеется, там перегрева быть не могло. Сейчас я взял Ш-образный алюминиевый профиль в строительном магазине по цене 140 р. за 2 метра (ШхВхД=19х10х200 мм), он вполне подойдет для изготовления радиаторов. И сделал из него радиатор. Термопасту нанес между радиатором и стабилизатором. В результате температура стабилизатора при тех же условиях была равной температуре окружающей среды, следовательно, радиатор выполняет свою функцию.
В моей схеме (про которую пишу) изменен порядок подключения самих реле так, чтобы всегда работает только одно реле, а не оба как в первом варианте, когда включены габариты, то есть возбуждены катушки обоих реле. Когда ключ зажигания повернут, на проводе АСС+ появляется напряжение, которое возбуждает катушку реле №1 и через пауз (7,4 с) происходит плавное включение светодиодов. Когда включаешь габариты, то возбуждается катушка реле №2, реле №2 размыкается. Оно размыкает цепь катушки реле №1 и реле №1 размыкается и обесточивает всю схему ДХО.
В схеме уже есть диоды на входе ACС+ и входе габаритов для защиты проводки автомобиля.
Защитный предохранитель на провод АКБ+, возможно интегрировать на плату если найти колодку под него для печатной платы, но я не нашел по разумной цене. Оставлю предохранитель в виде интегрированного в провод в защитном чехле. Варианты на плату, но цена кусается: ru.aliexpress.com/item/PC…b&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_2_10152_10065_10151_10068_10136_10137_10060_10138_10155_10062_10156_10154_10056_10055_10054_10059_10099_10103_10102_10096_10148_10169_10147_10052_10053_10142_10107_10050_10051_10084_10083_10119_10080_10082_10081_10110_10111_10112_10113_10114_10181_10037_10182_10032_10078_10079_10077_10073_10070_10123_10120_10127_10124_10125-10111_10120, searchweb201603_2, ppcSwitch_7&btsid=9192ca38-51a2-4679-801d-ba8fe45284e2&algo_expid=00beda41-6051-492b-ad80-3a1a9061851a-41&algo_pvid=00beda41-6051-492b-ad80-3a1a9061851a
ru.aliexpress.com/item/3-…b&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_2_10152_10065_10151_10068_10136_10137_10060_10138_10155_10062_10156_10154_10056_10055_10054_10059_10099_10103_10102_10096_10148_10169_10147_10052_10053_10142_10107_10050_10051_10084_10083_10119_10080_10082_10081_10110_10111_10112_10113_10114_10181_10037_10182_10032_10078_10079_10077_10073_10070_10123_10120_10127_10124_10125-10120, searchweb201603_2, ppcSwitch_7&btsid=9192ca38-51a2-4679-801d-ba8fe45284e2&algo_expid=00beda41-6051-492b-ad80-3a1a9061851a-21&algo_pvid=00beda41-6051-492b-ad80-3a1a9061851a
ru.aliexpress.com/item/1p…b&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_2_10152_10065_10151_10068_10136_10137_10060_10138_10155_10062_10156_10154_10056_10055_10054_10059_10099_10103_10102_10096_10148_10169_10147_10052_10053_10142_10107_10050_10051_10084_10083_10119_10080_10082_10081_10110_10111_10112_10113_10114_10181_10037_10182_10032_10078_10079_10077_10073_10070_10123_10120_10127_10124_10125-10102_10120, searchweb201603_2, ppcSwitch_7&btsid=9192ca38-51a2-4679-801d-ba8fe45284e2&algo_expid=00beda41-6051-492b-ad80-3a1a9061851a-22&algo_pvid=00beda41-6051-492b-ad80-3a1a9061851a.
Расчет задержки включения реле по формуле: Т(время в миллисекундах) = 1,1*С(мкФ)*R(кОм). В моем варианте Т=1,1*100мкФ*68кОМ=7480мс= 7,4 сек.
Так как переделка планировалась заранее, я решил заказать на АЛИ большую часть радиодеталей оптом, и уже весной все это собрать. Ниже приведу ссылки на элементы, но все это продается поштучно в магазине радиодеталей, и если делать одну плату, то оптом не выгодно брать. Транзистор полевой IRF4905 по характеристикам еще лучше, чем IRF9540 использованный в схеме №1. Текстолит купил в магазине радиодеталей, оказалось дешевле, чем из Китая (оптом мне его брать не хотелось). Плату изготовил методом ЛУТ (про него много в сети есть информации).
Все схемы подключения дневных ходовых огней
На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО). Использование для этих целей головных и противотуманных фар имеет ряд недостатков. Поэтому водители предпочитают покупать готовые модули ходовых огней и самостоятельно их устанавливать в своё авто. Как правильно подключить дневные ходовые огни, чтобы их эксплуатация была безопасной и не противоречила действующим законам?
Нюансы включения ходовых огней
Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.
Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.
Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.
Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…
Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.
Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.
Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.
Простейшая схема
Самая простая схема включения ДХО при запуске двигателя показана на рисунке. Плюсовой провод подсоединяют на клемму «+» замка зажигания. Минусовой провод крепят на корпус машины в удобном месте. В таком виде схема имеет существенный недостаток. Светодиодные ходовые огни будут излучать свет всё время, пока повёрнут ключ зажигания. К тому же их работа не согласована с работой остальных фар, а значит, не отвечает требованию ГОСТа.
Включение через габариты или ближний свет
Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной. Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.
В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:
Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка. Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.
При стоянке автомобиля в темное время суток, для его обозначения используются габаритные огни, использование ДХО ПДД запрещено.
Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла
Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона. Контакты реле ДХО подключают так:
Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.
В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.
В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется. Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.
Подключение через 5 контактное реле
Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов. Сначала о подключении реле для ДХО:
Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.
Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.
Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.
Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.
Блок управления ДХО
Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.
К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.
Касается это, в первую очередь, продукции с AliExpress, которая не соответствует требованиям практически по всем моментам.
Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:
Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли. Немецкая продукция от Philips и Osram также обладает всеми вышеописанными преимуществами блока DayLight+, однако поставляются немецкие блоки управления только совместно с фарами дневных ходовых огней и обладают более высокой стоимостью.