Как сделать закрытие месяца проводки
Все секреты счета 90: субсчета, проводки, закрытие
В Плане счетов счет 90 «Продажи» предназначен для отражения операций, связанных с реализацией готовой продукции, товаров, услуг. 90 счет бухгалтерского учета сложный, имеет ряд субсчетов. Как происходит учет операций при продаже на счете 90? Как происходит закрытие счета 90 в конце года? Проведем подробный анализ 90 счета, разберем процесс реализации на примере продажи готовой продукции и товаров, а также бухгалтерские проводки по 90 счету.
Как уже выше было сказано, 90 счет в бухгалтерии имеет несколько субсчетов, ниже представлены основные субсчета, используемые при отражении реализации.
Основные субсчета к счету 90
1 – по кредиту отражается выручка от продажи товаров, продукции;
2 – в дебет заносится себестоимость того, что продаем;
3 – по дебету отражается НДС, начисленный с продажи;
9 – в конце месяца на этом субсчете подводятся итоги: считается финансовый результат от реализации за месяц, по дебету фиксируется прибыль, по кредиту – убыток.
Вспоминаем, что счет бухгалтерского учета эта двусторонняя таблица, левая часть которой именуется дебет, а права – кредит. Схематично счет 90 можно изобразить следующим образом:
Главной отличительной особенностью этого счета является то, что он закрывается полностью (в ноль) только в конце года. На протяжении календарного года из месяца в месяц на каждом субсчете накапливается сальдо. В конце года каждый субсчет закрывается, считается общий финансовый результат за год.
Реализация товаров на 90 счете
Для начала разберем, как, в целом, отражается реализация на счете 90, какие проводки нужно выполнить.
Если совершаемая продажа является обычным видом деятельности предприятия, то для ее отражения используется счет 90 бухгалтерского учета (если же это разовая реализация, например, продажа основного средства, то тут берется счет 91, который подробно разбирается тут).
Доход от реализации – это выручка, отражается она по кредиту субсчета 1 в корреспонденции со счетом учета расчетов с покупателями. (Тема корреспонденции счетов была разобрана в этой статье). То есть, при отгрузке товара, продукции покупателю выполняется проводка Д62 К90/1, которая отражает выручку от этой продажи.
Расходы от реализации собираются по дебету счета 90.
По дебету субсчета 2 отражается себестоимость продаваемых товаров, продукции.
В случае реализации товаров, расходы – это затраты на приобретение товаров и затраты, возникшие при непосредственной продаже. Проводка по отражению затрат по приобретению товаров имеет вид Д90/2 К41, проводка по списанию расходов на продажу — Д90/2 К44.
При реализации готовой продукции в дебет субсчета 2 списывается себестоимость продукции проводкой Д90/2 К43.
Согласно НК РФ, если организация является плательщиком НДС, то на реализуемую продукцию, товары необходимо начислить налог на добавленную стоимость, начисление НДС отражается проводкой Д90/3 К68.НДС.
Бухгалтерские проводки:
Закрытие 90 счета в конце года
В течение месяца таким образом отражаются все продажи. В конце месяца по каждому субсчету считается сальдо и выводится финансовый результат за месяц. Каким образом это происходит?
1. Складываются суммы по каждому субсчету, то есть считаются обороты по кредиту 90/1, по дебету 90/2, по дебету 90/3.
2. Из суммарного оборота по дебету (субсчет 2 + субсчет 3) отнимается оборот по кредиту (субсчет 1).
3. Если получили положительное число, значит, за месяц имеет убыток, то есть расходы превысили доходы. Убыток отражается проводкой Д99 К90/9, где счет 99 «Прибыли и убытки» используется для формирования конечного финансового результата.
4. Если получили отрицательное число, значит, за месяц у нас прибыль, отражаем ее проводкой Д90/9 К99.
С началом нового месяца счет 90 открываем заново, сальдо каждого субсчета переносится в соответствующие субсчета нового 90 счета.
Продолжаем в течение месяца учитывать все операции по продаже, в конце месяца опять считаем финансовый результат за месяц.
И так продолжается из месяца в месяц до конца года.
Закрытие счета 90 в конце года (проводки):
По окончании года счет 90 нужно закрыть таким образом, чтобы сальдо каждого субсчета стало равным нулю. При этом каждый субсчет закрывается на субсчет 90/9:
В начале нового года мы заново откроем счет 90 с нулевым сальдо по всем субсчетам и начнем учет операций по продаже заново.
Пример закрытия 90 счета
Рассмотрим простой пример учета операций по реализации продукции на счете 90 в течение последних трех месяцев года.
Октябрь: было две отгрузки на 118000 руб. и на 47200 руб. Себестоимость первой партии продукции — 80000 руб., второй — 30000 руб.
На счете 90.1 по кредиту отражается продажная стоимость продукции, 90.2 — себестоимость, 90.3 — НДС к уплате, 90.9 — финансовый результат. В октябре счет 90 будет выглядеть следующим образом:
На субсчете 90.9 считается финансовый результат по итогам месяца, которая определяется как разность между дебетом и кредитом счета.
На рисунке красным указаны сальдо на конец месяца по каждому субсчету. В целом по счету сальдо считать не нужно. В начале следующего месяца конечное сальдо будет являться начальным сальдо по каждому субсчету.
Проводки:
Ноябрь: конечное сальдо из октября по каждом субсчету будет являться начальным сальдо, на рисунке оно обозначено зеленым цветом. В течение ноября была только одна отгрузка партии продукции себестоимостью 80000 руб. по продажной стоимости 118000 руб. с учетом НДС.
Счет 90 выглядит следующим образом на конец ноября:
Финансовые результат за месяц = 118000 — 80000 — 11800 = 26200.
По каждому субсчету в коне ноября опять считаются обороты за месяц, к которым прибавляется начальное сальдо на начало месяца, после чего выводится сальдо на конец ноября по каждому субсчету.
Декабрь: конечное сальдо ноября будет начальным сальдо для декабря (зеленое на рисунке ниже). За месяц было 2 отгрузки на 23600 (себестоимость 15000) и на 70800 руб. (себестоимость 50000).
Счет 90 выглядит следующим образом на конец декабря:
Далее счет 90 нужно закрыть, в результате закрытия он примет следующий вид (синим обозначены суммы проводок по закрытию счета).
Советы по закрытию месяца в Бухгалтерии предприятия 2.0
В этой статье мы c Вами уделим особое внимание подготовке к закрытию месяца, непосредственно самой процедуре закрытия, рассмотрим наиболее часто встречаемые ошибки и пути их решения, а также, познакомимся с разнообразными сервисами и отчетами, предоставляемыми программой «1С: Бухгалтерия предприятия 8», редакции 2.0.
Проведение инвентаризации
Было бы не лишним в конце года, а иногда и месяца (зависит от нашей учетной политики и специфики деятельности организации), провести инвентаризацию, чтобы уже наверняка знать, что же у нас будет в остатках на начало нового года.
Обратим внимание, что документ инвентаризация товаров на складе, проводит инвентаризацию отдельно по каждому складу. И если в нашей организации несколько складов, то и документов инвентаризации должно быть несколько, соответственно количеству складов.
Колонка учетное количество заполняется по остаткам по данным бухгалтерского учета, т.е. показывает то количество, которое у нас осталось после отражения операций документами системы. В колонке фактическое количество, мы можем проставить то количество каждой номенклатуры, которое имеется в физическом наличии на складах.
На основании документа инвентаризация, могут быть введены документы оприходование товаров, если фактическое количество номенклатуры превышает учетное. Документ оприходования будет сформирован автоматические на количество превышения. Все излишки будут отнесены на счет прочих доходов.
Также на основании документа инвентаризация, может быть введен документ списание товаров, документ также заполниться автоматически при превышении учетного количества над фактическим. Вся недостача будет отнесена на счет 94 «недостачи и потери ценностей».
Экспресс-анализ
Для этих целей, программа 1С предлагает нам воспользоваться экспресс проверкой ведения учета («Отчеты – Экспресс проверка ведения учета»).
Открыв наш помощник, необходимо выбрать организацию, период, которым будет являться календарный год. По кнопке выполнить проверку, программа начнет проверять учет по 4 разделам:
Если в учете по какому-нибудь разделу будут найдены ошибки, то программа напротив наименования раздела высветит количество ошибок. Развернув каждый раздел, можно подробно посмотреть в каком пункте была допущена ошибка, в дополнение к этому, можно раскрыть сообщение об ошибке еще подробнее, и программа сама посоветует в какой области искать ошибку, возможные пути устранения, также программа может сослаться на конкретный документ, в котором возможно есть ошибка.
Переходят от ошибки к ошибке, исправим все неточности нашего учета. Получив отчет, в котором уже нет ошибок, можно переходит к следующему этапу проверок.
Анализ состояния бухгалтерского учета
Отчет предназначен для: анализа плана счетов в части состава счетов (субсчетов) и структуры аналитического учета с целью выявления возможных ошибок формирования отчетности;
Перед формированием отчета, необходимо выбрать организацию, по которой будет производиться анализ.
Технологический анализ бухгалтерского учета включает в себя 4 этапа.
1. Анализ рабочего плана счетов
Этот раздел анализирует состояние рабочего плана счетов. Программа сравнивает рабочий план счетов с эталонным планом счетов, рекомендованным фирмой «1С». В случае, если требуемый счет не найдет в плане счетов, у счета изменен признак активности, будут выдаваться предупреждения. Также проверяется структура аналитического учета на счетах, задействованных в алгоритмах составления форм регламентированной отчетности.
2. Анализ счетов, подлежащих закрытию в конце отчетного периода.
Анализируются бухгалтерские итоги на конец отчетного периода. Если счета, подлежащие закрытию на конец отчетного периода, имеют сальдовые остатки, выдается информация о таких счетах.
3. Анализ бухгалтерских итогов.
В процессе выполнения анализа в этом разделе выявляются:
Для удобства, в верхней панели формы расположена кнопка «Все проводки», нажав на которую, можно перейти перейдете в журнал проводок бухгалтерского учета. Также, в случае наличии ошибок в каком-либо разделе отчета, дважды щелкнув мышкой по строке с ошибкой, можно вызвать карточку счета или форму операции с ошибочной проводкой.
Распечатать отчет можно стандартными средствами, выбрав в меню «Файл» пункт «Печать».
Убедившись, что во всех разделах отчета нет ошибок, можно переходить к закрытию месяца. Как нам уже всем известно, процедура «Закрытия месяца» является одной из самых сложных и ответственных в работе каждого бухгалтера.
И для того, чтобы облегчить Вам проведение этой операции, мы поделимся с Вами нашим опытом, и дадим несколько рекомендаций по исправлению возможных ошибок.
Начисление налогов (взносов) с ФОТ
Но не следует забывать снимать установленный флажок корректировка расчета, поскольку если вдруг мы решим что-то переначислить в заработной плате, то при перепроведении документа начисления налогов с ФОТ данные не обновятся и не изменятся. И как следствие в нашем учете появится ситуация когда база для начисления налогов будет одна – ту которую сформирует документ начисление заработной платы, а сумма налогов будет посчитана с другой – той, которая закреплена документом Начисление налогов, и поскольку на нем стоит корректировка, то данные в нем не обновляются.
Закрытие счета 97 «Расходы будущих периодов»
Расчет долей списания косвенных расходов
Закрытие 20х счетов
При закрытии 26 счета организации необходимо определить в первую очередь, на какой счет он будет закрываться, тут вариантов не так уж много, либо он закроется на 20, либо на 90. Если в организации установлено, что 26 счет закрывается на 20, то для осуществления данной операции необходимо установить методы распределения «Общепроизводственных расходов», это можно сделать в учетной политике на закладке «Производство». Нажав по кнопке «Установить методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов», мы можем перейти к правилам описания их закрытия. В данном регистре необходимо отразить, как минимум следующие сведения: указать дату, выбрать организацию, указать счет затрат, и обязательно выбрать базу распределения. Остальные поля можно оставить незаполненными, и тогда настроенные правила будут распространяться на все подразделения и статьи затрат. Особое внимание следует уделить выбору базы распределения, так как именно от этого будет зависеть правильность закрытия счета. Для выбора предоставлены следующие базы распределения: выручка, объем выпуска, плановая себестоимость выпуска, оплата труда, материальные затраты, прямые затраты, отдельные статьи затрат, либо выбрать способ «не распределяются», чтобы производить закрытие счета вручную.
Нельзя забывать, что если выбрана та или иная база, она должна реально присутствовать, например, если выбрана база оплата труда, то это значит, что на 20й счет должна быть начислена заработная плата, или например, если выбрана база объем выпуска, то обязательно должен быть документ «Отчет производства за смену» в котором будет указан хоть какой-то объем выпуска. Аналогичным образом, будут работать и другие базы распределения. Таким образом, если вдруг после закрытия месяца остался незакрытым 26 счет, необходимо проверить, а была ли за данный месяц требуемая база распределения.
Если же в нашей организации используется метод директ-костинг, то есть 26 счет должен закрываться на 90.8 «Управленческие расходы», то для правильно работы программы следует обратить внимание на следующие моменты: Необходимо в учетной политике на закладке «Производство» поставить соответствующую галочку, а также обязательно убедиться в том, что в «Методах распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов» нет строк по 26 счету. А в противном случае в программе возникнет конфликт порядка закрытия счета, т.к. установленные методы распределения расходов говорят о том, что счет должен закрыться на 20й, а галочка директ-костинг – что на 90.8. Еще необходимо проконтролировать, при использовании метода директ-костинг, что в учетной политики на закладке «Налог на прибыль» нажав по кнопке «Указать перечень прямых расходов», требуется убедиться, что в перечне прямых расходов отсутствует счет 26, так как включение счета в данный перечень говорит о том, что все расходы по нему являются, прямыми, что некорректно с точки зрения метода директ-костинг, так как при его использовании считается, что данные расходы считаются косвенными, и признаются в качестве расходов текущего периода для целей учета по налогу на прибыль.
Подведем итог, что при использовании метода директ-костинг необходимо только наличие данной галочки в учетной политики, и отсутствие 26 счета в методах распределения общепроизводственных расходов и перечне прямых расходов организации. При выполнении данных условий 26 счет без проблем закроется на 90.8.
Теперь рассмотрим, с какими проблемами можно столкнуться, производя закрытие 20 счета.
Если организация занимается оказанием услуг, без производства продукции, то для закрытия 20 счета необходимо уточнить, какая база закрытия счета выбрана для оказания услуг. Эту информацию можно получить также из учетной политики на закладке производство.
Здесь можно выбрать из предложенных трех вариантов. Руководствоваться для выбора необходимо следующим, нужно в первую очередь определиться, с помощью какого документа будет производиться реализация услуг, а именно выбрать, будет это документ «Реализация товаров и услуг», либо «Акт об оказании производственных услуг». В зависимости от сделанного выбора определяем, если используется документ «Реализация товаров и услуг», то следует выбрать способ по Выручке, а если выбран документ «Акт об оказании производственных услуг», то – По плановым ценам. Если выбран способ по выручке, а 20 счет закрылся не полностью, то имеет смысл проверить наличие выручки по всем номенклатурным группам, так как есть возможность, что выручка присутствовала, но скажем не по все группам, это можно проверить с помощью отчета «Анализ субконто», с выбором в качестве субконто – Номенклатурные группы.
В отчете нужно проверить, по всем ли номенклатурным группам присутствует оборот по 90му счету, и есть ли затраты по 20му счету, которые не попали ни на одну номенклатурную группу, и теперь в отчете отражены с пустой аналитикой. Если такие строки в отчете есть, то необходимо зайти в документы, и проставить данную аналитику.
Если организация занимается выпуском продукции, то для закрытия 20го счета необходимо, чтобы для каждой номенклатурной группы был отражен выпуск продукции, то есть введен документ «Отчет производства за смену». Так как именно этот документ создаст базу для закрытия 20го счета при условии ведения производственной деятельности.
Подведем итоги, если при закрытии месяца, остались, не выполнены операции по закрытию счетов 20, то следует внимательно прочитать сообщения об ошибках, так как они содержат пояснения о том, в результате каких действий могли быть допущены ошибки, и советы по их исправлению.
Закрытие 90х счетов
Также при использовании ручных операций следует внимательно отнестись к формированию самой проводки, а именно если проводка будет составлена некорректно, например: использовался Дебет 90.01, либо наоборот использовался Кредит 90.02, то программа расценить данную корреспонденцию некорректной и соответственно закрытия 90х счетов не произойдет.
Также, если после закрытия месяца на 90м счете все же остались суммы, а вся аналитика указана, верно, требуется проверить, не произошло ли за двоение регламентной операции по закрытию 90х счетов. Это можно проверить, открыв журнал регламентных операций. В нем, требуется убедиться, что за текущий месяц регламентных операций с видом «Закрытие 90, 91» всего одна. Если их оказалось больше, то лучше всего удалить обе операции и закрыть месяц заново.Не следует забывать, что в течение года происходит закрытие общего 90 и 91 счета, а суммы по субсчетам остаются на конец месяца, и закроются в конце года при выполнении операции по реформации баланса, а финансовый результат за месяц рассчитывается с использованием субсчета 9. Так что если после закрытия месяца на счете 90.01.1 у вас осталась сумма, то это не означает, что 90 счет не закрылся, правильность закрытия можно проверить, сформировав общую оборотно сальдовую ведомость, как представлено на рисунке.
После успешного выполнения закрытия месяца можно всегда сформировать справки-расчеты и еще раз проверить правильность полученных результатов. И наконец, полностью убедившись в получившихся цифрах, можно переходить к следующему этапу проверки.
Анализ состояния налогового учета
Общая система налогообложения
Рассмотрим обработку по данным налога на прибыль («Отчеты – Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль»).
В отчете также выбирается организация и период, а после этого, можно нажатием мыши на каждый фрагмент, расшифровать цифры более детально.
Блоки иллюстрируют стоимость активов, обязательств, доходов и расходов организации по данным:
В случае если для показателей одного блока не выполняется правило «Оценка стоимости по данным бухгалтерского учета = Оценка стоимости по данным налогового учета + Постоянные и временные разницы«, то блок обводится рамкой красного цвета. Это сигнал наличия ошибок учета. Рекомендуется рассмотреть историю формирования показателей блока, выяснить причину невыполнения правила и устранить ее.
Каждую сумму можно детализировать вплоть до документа, которым она появилась.
Упрощенная система налогообложения
Если же у нас система налогообложения – Упрощенная, то для удобства анализа существует отчет « Анализ состояния налогового учета при УСН»
Отчет предназначен для анализа структуры доходов и расходов налогового учета по УСН
Отчет состоит из общей схемы налоговой базы и расшифровок отдельных блоков этой схемы.
Переход между отчетами разного уровня осуществляется по кнопке Назад и Структура налоговой базы. Его работа осуществляется аналогично анализу по налогу на прибыль. Все цифры также можно детализировать до документов, которые в свою очередь можно открыть и просмотреть
Ну что ж, вот мы с Вами воспользовались средствами проверки правильности учета за весь год, проанализировали все остатки и показатели, и убедились, что все у нас заполнено верно. Если же это было не так, то мы исправили все ошибки, еще раз перепроверили и наконец, остались убеждены, что все у нас правильно и хорошо. И теперь совершенно спокойно можно приступить к формированию отчетности.
Мы еще раз желаем Вам успешной подготовки отчетности, и искренне надеемся, что наши советы смогли Вам помочь и облегчить столь нелегкий процесс.