Как сделать заверенную копию доверенности
Копия доверенности, заверенная нотариусом
Копия доверенности, заверенная нотариусом. При необходимости подтверждения достоверности собственных документаций, необходимо заверение у нотариуса. И только свидетельство по верности копии доверенности, заверенная нотариусом, считается актуальным вариантом. Некоторые копии, которые были заверены нотариусом, нужны будут практически всегда, к примеру, при заверении, копий паспорта в банковском учреждении и только при оформлении кредитов, а вот заверенные ксерокопии трудовых книжек необходимы при получении, решающего ответа единственного вопроса о получении, загранпаспорта. Заверение, основных копий основного приказа о дальнейшем расторжении трудового соглашения нужны будут перед обращением в судебные инстанции для возможного решения данного трудового спора, а также для постановления на учет в отдел службы занятости.
Копия доверенности, заверенная нотариусом
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Как именно происходит процедура у нотариуса
Копия доверенности, заверенная нотариусом, должна будет следовать в соответствии с законодательством в нотариате. Закон из статьи 79 позволяет по-настоящему и законно осуществлять освидетельствование верности всех ксерокопий важных документаций. Все это может быть установлено в соответствии с некоторыми условиями, если при этом верность ксерокопии прошла освидетельствование в нотариальной конторе, к тому же копия должна будет выдана в дальнейшем любым юридическим лицом, от которого непосредственно исходит только подлинный вариант документа.
В последнем варианте копия доверенности, заверенная нотариусом, должна будет разработана при помощи специального бланка, также скрепляется специальной печатью, и должна будет иметь определенную отметину о том, что любая подлинная документация будет находиться у юриста.
В соответствии со статьей 77 копия доверенности, заверенная нотариусом, которая устанавливается с основами соответствующими с документациями, исходя из этого, составляется выписка, где будут в дальнейшем содержаться основные решения сразу нескольких отдельностоящих даже никак не связанных вопросов. К примеру, нотариус заверяет ксерокопию паспорта, если же некоторые скопированные документы будут в дальнейшем прошиваться и даже пронумерованы. И только в согласии с доверенностью заверяется любая ксерокопия важнейших документаций. К тому же все это будет возможным, если все правила и требования будут соблюдены.
В каких случаях потребуется заверение документаций
Итак, любой нотариус имеет право в дальнейшем заверять ксерокопии документаций или же выписки в некоторых случаях:
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
Свидетельствование верности копий документов
Заверение копий документов — одно из самых популярных нотариальных действий. Ведь очень часто, собираясь подавать пакет документов в какую-либо организацию, в списке требований мы встречаем именно формулировку «нотариально заверенная копия паспорта/свидетельства о рождении/свидетельства о браке». Часто этой услугой пользуются, чтобы не предъявлять оригинал документа. В большинстве случаев копия, заверенная нотариусом, имеет такую же юридическую силу, что и оригинал документа.
Свидетельствование копий документов осуществляется нотариусом в порядке, предусмотренном Основами законодательства РФ о нотариате. При совершении этого нотариального действия нотариус свидетельствует верность копий документов, а также выписок из них, не противоречащих законодательству РФ. У нотариуса можно заверить копию документа, выданного юридическим лицом, гражданином или органом государственной власти.
Свидетельствование верности выписки из документа осуществляется только тогда, когда оригинал документа содержит несколько отдельных решений, не связанных между собой. В выписке должен быть отражен полный текст части документа, содержащей определенный вопрос. При свидетельствовании верности копии с копии документа, копия документа также должна быть засвидетельствована нотариально или в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с «Основами законодательства РФ о нотариате» нотариус не свидетельствует копии документов, которые:
— имеют приписки, подчистки, неоговоренные исправления или зачеркнутые слова в тексте;
— содержат нечитаемый или нечетко написанный текст, а также стертые подписи и печати;
— являются ветхими, или у них нарушена целостность.
Однако ряд требований, предъявляемых ранее к документам граждан или юридических лиц при посещении ими нотариуса, с июля 2015 года упростился. Так, статья 45 Основ теперь включает в себя новые требования к документам, представленным для совершения нотариального действия. В частности раньше требовалось, чтобы представленные для совершения нотариального действия документы были прошиты. Теперь целостность документа, изложенного на нескольких страницах, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным, исключающим сомнения в его целостности, способом. Кроме того, появилась оговорка, касающаяся правила, которое запрещает принимать документы, имеющие неоговоренные исправления, подчистки, приписки, зачеркнутые слова. Теперь появилось исключение из этого правила. В статье говорится о том, что если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными, для цели, ради которой представлен документ, если нотариус понимает смысл документа, и это никак не связано с фамилией, именем, отчеством, с суммами и датами рождения, то такой документ принимается.
Нотариус не свидетельствует подлинности копий следующих документов:
— документов, не легализованных на территории РФ в установленном законом порядке и не соответствующих нормам международного права;
— документов на иностранном языке (подлинность подписи переводчика на переведенном документе должна быть удостоверена нотариусом).
Заверение копии документа, объем которого больше одного листа, осуществляется нотариусом только в том случае, когда все листы оригинала прошиты (или скреплены иным, исключающим сомнения в его целостности, способом) и пронумерованы.
Обратиться к нотариусу за свидетельствованием копии документа вправе любой гражданин, в том числе и не являющийся владельцем документа.
Перед заверением копий документов нотариус должен проверить, полностью ли соответствует копия оригиналу (по информации и внешним признакам).
уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).
Доверенности: как выдавать, учитывать и отменять
В конце года традиционно во многих организациях производится «инвентаризация» доверенностей. Многие из них оформлялись на 1 календарный год или до конца текущего года. Если в них и далее есть необходимость, то они как бы «переиздаются» в конце года на следующий, тогда в новой доверенности можно четко указать период ее действия, например, с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Откуда появилась любовь к «годовым» доверенностям? Все просто. Если вы не знаете период ее надобности, то лучше не делать ее бессрочной, чтобы потом в один прекрасный момент не пришлось заниматься ее отзывом (это трудоемкая процедура), и что еще хуже – чтобы через несколько лет о ее существовании не забыли. Хорошей практикой является возвращение работником перед увольнением всех полученных им доверенностей. Но если это вовремя сделано не было, то ежегодная «инвентаризация» призвана исправить подобные упущения.
Учет выданных доверенностей в журнале и их ежегодная «инвентаризация», отзыв одних и «переиздание» других доверенностей в конце года – разумная процедура. Только заметьте, если передача полномочий оформлялась не только доверенностью, но и распорядительным документом, то его тоже нужно «переиздать» в случае, когда в нем срок полномочий тоже был ограничен годом. Желательно, чтобы между окончанием действия старой и началом действия новой аналогичной доверенности не было временного зазора (вдруг как раз в него попадет действие поверенного, потерявшего бдительность), а «нахлест» периодов действия таких доверенностей вполне допустим.
В ст. 185 ГК РФ написано: «доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами». При этом доверитель – это тот, кто выдает доверенность, а поверенный (или представитель)– тот, кому выдают доверенность. И люди, и организации могут выступать в качестве доверителя и поверенного.
Выделяют 3 основные разновидности доверенностей:
Что должно быть в доверенности
Доверенность от имени компании подписывает ее руководитель (директор, генеральный директор) или иное лицо, у которого есть такое право в соответствии с законом или учредительными документами. Иным лицом может быть, например, руководитель филиала организации. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя подписывает он сам.
Доверенность скрепляется печатью, если она есть. Оттиск печати с 01.09.2013 перестал быть обязательным реквизитом доверенности, предусмотренным ГК РФ. Но если вы ее не поставите, те, кому будет предъявляться доверенность, могут усомниться в ее подлинности и запросить учредительные документы, в которых будет указано на отсутствие печати у организации. На практике доверенности без печати встречаются довольно редко. Оттиск печати старайтесь ставить так, чтобы он не закрывал личного росчерка подписи.
Иногда в доверенностях указывают поле для подписи поверенного, но это необязательно.
Нотариальная форма доверенности обычно требуется для доверителей – физических лиц. Организация и индивидуальный предприниматель, как правило, выдают доверенности в простой письменной форме.
Однако доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально заверена (п. 3 ст. 187 ГК РФ). Если иное не указано в доверенности или не установлено законом, представитель, передавший полномочия другому лицу в порядке передоверия, не утрачивает соответствующие полномочия (п. 6 ст. 187 ГК РФ).
Место совершения доверенности писать в ней нужно. Обратите внимание: место и дата указываются словами полностью без каких-либо сокращений.
Дата выдачи доверенности необходима (без нее она ничтожна), а вот срок ее действия может отсутствовать – в этом случае она сохраняет силу в течение 1 года (ст. 186 ГК РФ). Раньше действовал предельный срок действия доверенностей в 3 года, но с 01.09.2013 он был отменен. И теперь доверенность можно выдать на любой срок, даже на 10–20–30 лет. Чаще всего можно встретить фразу «Настоящая доверенность выдана на срок 1 (Один) год без права передоверия», но может быть указан и конкретный период, например, «Настоящая доверенность выдана на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года с правом передоверия». Даты в тексте лучше писать буквенно-цифровым способом, их потом сложнее исказить.
Номер на доверенности может отсутствовать.
Текст обычно конструируется в следующем порядке: кто кому что доверяет, на какой срок, с правом передоверия или без. Причем целое длинное предложение (кто кому что доверяет) может быть разбито на несколько абзацев, чтобы визуально выделить каждый из этих блоков (см. Пример 4).
Если доверителем или поверенным является:
Одну доверенность можно выдать нескольким представителям одновременно, а также от нескольких доверителей. Если вы заключили договор с юридической фирмой на оказание услуг, то доверенность оформляется от вашей организации на конкретных сотрудников этой компании. Как правило, в доверенности указывается сразу несколько человек в качестве поверенных (на случай, если кто-то заболеет, уйдет в отпуск и т. п.).
Пример 1. Указание юридического лица в тексте доверенности (как доверителя)
Общество с ограниченной ответственностью «Солнце» (ИНН 7706077792, ОГРН 1065506041957), именуемое в дальнейшем «Доверитель», в лице генерального директора Константинова Сергея Петровича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью предоставляет полномочия:
Пример 2. Указание индивидуального предпринимателя в тексте доверенности (как доверителя)
Индивидуальный предприниматель Константинов Сергей Петрович (ИНН 770602454303, ОГРНИП 305550670300072), действующий на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 22.07.2005 серии 55 № 001664305, именуемый в дальнейшем «Доверитель», настоящей доверенностью предоставляет полномочия:
Пример 3. Указание физлица в тексте доверенности (как представителя)
Образец доверенности о наделении работника организации полномочиями заверять копии документов см. в № 11’ 2020
Пример 4. Доверенность на представление интересов организации на почте
Выдавать несколько подлинников или нет
Часто организации сталкиваются с просьбой выдать на руки несколько подлинных экземпляров доверенности. Например, многие прикладывают оригинал доверенности к важному подписываемому по ней документу (например, к заключаемому договору). Иметь несколько подлинников доверенности – нормальная практика. Это удобнее и самой организации-доверителю – не придется каждый раз изготавливать новую доверенность, если представитель отдал единственный подлинник. Более того, отсутствие подлинника доверенности может обнаружиться в самый неподходящий момент.
Однако на практике отзыв доверенностей, выданных доверенному лицу сразу в нескольких экземплярах, может быть затруднен. Так, при наличии у поверенного 1 подлинного экземпляра доверенности при отзыве достаточно легко проследить, что он возвратил его и больше не сможет им воспользоваться. Логика здесь такова – если нужно приобщить доверенность к подписываемому документу (договору, накладной, иску и пр.), то достаточно будет приложить к нему заверенную копию доверенности при предъявлении на обозрение подлинника. Кстати, при этом 2-й экземпляр подлинника доверенности компании зачастую оставляют у себя для хранения на тот случай, если возникнет необходимость установить, каково точное содержание доверенности, выданной поверенному на руки. Ведь бывают и ситуации, когда недобросовестные люди подделывают доверенности, приписывая себе полномочия, которыми изначально их не наделяли. Наличие 2-го экземпляра документа в организации может помочь в случае необходимости установить истину. На практике роль «контрольного экземпляра», впрочем, может выполнить и визовый экземпляр (т. е. с визами согласования), остающийся в компании.
Когда на руки человеку выданы сразу несколько подлинных экземпляров доверенности, сложно отследить, когда и куда он их приобщил и сколько подлинников у него в результате осталось на дату, когда он должен их вернуть в связи с отзывом. Конечно, и эту проблему можно попытаться обойти: делать отметки о номере экземпляра доверенности на документе, тщательно вести журнал учета доверенностей и фиксировать, сколько экземпляров подлинников доверенностей и куда разошлись. Но что касается последнего, то такая информация поступает, как правило, от самого поверенного, поэтому сомнения в ее достоверности в конфликтных ситуациях, когда возможно злоупотребление полномочиями, могут оставаться.
В любом случае, это дело самой организации – сколько экземпляров одной доверенности выдавать поверенному. Желательно избранный подход закрепить в ЛНА, например, в специальном Положении или Инструкции по делопроизводству.
Как заверять копии доверенности
Нотариальная копия доверенности, как правило, составляется в случае, если ее подлинник тоже оформлен нотариально. Нотариальная копия доверенности равнозначна по силе оригиналу.
Но в подавляющем большинстве случаев заверить копию доверенности может выдавшая ее оригинал организация, следуя предписаниям рекомендательного ГОСТ Р 7.0.97-2016 и обязательного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».
Загвоздка в том, что в отметке о заверении копии надо указывать место нахождения оригинала (номер дела в издавшей оригинал организации). Если она сохраняет себе экземпляр выданных доверенностей, то данную фразу она сможет вписать, а если не сохраняет, то отметку о заверении копии придется оставить без нее. Посмотрите в Примерах 5 и 6, как это можно оформить.
См. статью «Как прошить и заверить оригиналы и копии документов» в № 11’ 2020
Пример 5. Отметка о заверении копии (если экземпляр доверенности остался у доверителя)
Пример 6. Отметка о заверении копии (если оригинала доверенности у доверителя нет)
Журнал учета доверенностей
В целях надлежащего учета доверенностей в организации и контроля за представителями рекомендуем вести журнал учета доверенностей (обязанности по его ведению нет). В нем можно фиксировать: когда и кому выдана доверенность, с какими полномочиями, на какой срок, когда и почему была отменена, когда возвращена и пр.
См. статью «Как хранить доверенности?» см. в № 12’ 2015
При необходимости отмены всех доверенностей, выданных прежним директором, по журналу будет легче отследить всех лиц, которым были выданы доверенности. Это поспособствует их надлежащему уведомлению об отмене и возврату подлинников доверенностей в организацию для уничтожения.
Никаких требований к форме журнала не установлено. Его можно вести в произвольном виде, включив любые удобные вам графы.
Пример 7. Журнал учета доверенностей (в бумажном виде с рукописными подписями)
При наличии подписи о получении доверенности на экземпляре или копии, оставшейся в организации, журнал учета доверенностей можно вести в электронном виде, что гораздо удобнее.
Пример 8. Отметка о получении оригинала доверенности на ее копии, оставшейся у доверителя
Возвращение «истекших» доверенностей
«По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность», – это сказано в п. 3 ст. 189 ГК РФ. Зачем изымать из обращения и так уже недействующие доверенности? Чтобы у мошенников было меньше доступного материала для «творчества».
Если разовые доверенности, скорее всего, уже выполнили свою задачу и многие из них уже отданы при подписании по ним каких-то документов, то генеральные и специальные доверенности вполне могут остаться на руках у поверенных к моменту истечения срока их действия. Но не все знают нормы ГК РФ, поэтому обязанность вернуть работодателю каждую доверенность, оставшуюся у работников на руках, действие которой прекратилось, нужно зафиксировать в локальном нормативном акте или периодически издавать на эту тему приказ. Данную процедуру опять же целесообразно делать хотя бы раз в год – обычно в рамках «инвентаризации» доверенностей в конце года, тем более что доверенности могли выдаваться не только работникам организации.
Если организация хранит копии / оригиналы выданных доверенностей, то возвращенные экземпляры подшиваются рядом с ранее хранимыми. В журнале учета доверенностей делается отметка о возврате («2» в Примере 7).
Отмена доверенности
Если доверенность выдана от физического лица в нотариальной форме, то ее отмена осуществляется также через нотариуса. Нотариус вносит в реестр соответствующую отметку, и все действия, совершенные представителем после отмены доверенности, недействительны.
Отмена доверенности в простой письменной форме от организации или индивидуального предпринимателя оформляется следующим образом.
1. Издается приказ об отмене. В нем нужно указать дату выдачи доверенности и данные представителя (Ф.И.О., паспортные данные и адрес регистрации, указанные в доверенности). Отменить можно как одну доверенность (см. Пример 9), так и несколько сразу (Пример 10). Если в организации не ведется журнал выданных доверенностей, новый директор может не знать реквизитов доверенностей и даже лиц, которым она выдана. Тогда в приказе можно указать на отмену всех доверенностей, выданных в определенный период.
Сразу оговоримся, что издание подобных приказов (как в Примере 9) не обязательно, процедура отмены доверенностей может запускаться и «автоматически» в ситуациях, прописанных в локальных нормативных актах. Например, при увольнении работник должен вернуть работодателю полученные доверенности, а по тем, что он вернуть не может, стартует процедура их отмены.
Пример 9. Образец приказа об отмене конкретной доверенности