Как сделать журнал скопус

Журналы Web of Science и Scopus: стандартные требования к научным статьям с рекомендациями рецензента

Главная » Журналы Web of Science и Scopus: стандартные требования к научным статьям с рекомендациями рецензента

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

Журналы, входящие в международные базы Web of Science и Scopus предъявляют более жесткие требования к научным статьям, чем российские журналы РИНЦ и ВАК. Публикация в журнале международного уровня предполагает более высокий уровень подготовки материала статьи и его оформления.

IMRAD – это аббревиатура наиболее распространённой структуры научной статьи (мы ее уже разбирали подробно с примерами на английском языке). Расшифровывается как Introduction (Введение), Methods (Методы), Results (Результаты) And (&) Discussion (Обсуждение). Соответственно, каждый раздел – один из тех «научных столпов», на которых базируется научная статья.

Убери один столп и вся «конструкция» даст крен… Эти разделы – обязательные!

Кроме них есть еще части статьи, которые ни в коем случае нельзя игнорировать и все они целиком представляют некий унифицированный макет, независимо от того, в какой журнал и какой наукоемкой базы вы готовите и подаете статью.

Ниже рассмотрим требования к каждой части структуры, отметим важные моменты и дадим пояснения к написанию.

1. Название статьи

Как и в известном мультфильме про капитала Врангеля, название статьи может сразу вызвать интерес редактора научного издания, а может, как и яхта «..беда» долго плавать по просторам Scopus и WoS.

Пару лет назад у меня был автор, который никак не хотел уточнять название статьи. Мои убеждения, что название, состоящее из 23 слов размыто и не дает четкого понимания, к какой научной сфере может быть отнесено исследование, – не были услышаны…

И если по всем остальным рекомендациям мы отработали на «Ура» и не получили замечаний от редакций, то название статьи стало серьезным препятствием….

В итоге, рукопись автора с интересным и актуальным содержанием, подобно яхте «..беда», больше полутора лет «кочевала» из одного научного журнала в другой… Ни одна из редакций не смогла идентифицировать рукопись, как идеально подходящую научной миссии журнала.

Была еще одна причина – аннотация также диссонировала с названием статьи. Но даже это не смогло убедить автора уточнить название. В результате статья так и не была опубликована. Бесконечные переделки оформления под требования очередного журнала (а таковых было 28. ) охладили интерес автора к публикации…

А надо было, всего на всего, сделать следующее:

— для лаконичности описания заглавия использовать основные ключевые понятия (слова) темы публикации,

— ограничить название 13-15 словами (включая союзы).

Вот что еще нужно иметь в ввиду при формулировке название статьи:

— в заголовке запрещается использовать аббревиатуры (кроме допустимых международных) – ЕС, США, ОПЕК и т. п.

— некоторые научные издания ограничивают длину названия, например, 14 словами.

В качестве рекомендации могу предложить: продумайте несколько вариантов названия. Одно должно быть до 6 слов (в требованиях некоторых изданий встречается – до 40 знаков с пробелами). Проверьте, какое из названий не искажает его смысл на языке издания (английском).

Короткое название (Running title) могут попросить для дублирования на каждой странице (оно помещается в верхний колонтитул).

Из практики: лучше всего читаются и цитируются статьи с заглавием до 10 слов.

2. Аннотация

Эта часть статьи часто оказывается не менее значимой, чем сама статья. Не для вас, а прежде всего для тех, кто вас мог бы процитировать. Сейчас поясню, почему.

Дело в том, что большинство статей в интернет не выкладывается полностью; доступ к полному тексту статьи можно получить лишь по платной подписке. В этом случае единственной полностью открытой информацией о вашей статье будет аннотация.

Так как журналы заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы статью покупали и цитировали, то аннотация должна «продавать» вашу статью. А это значит, что в ней должны быть собраны самые важные результаты исследования, которые способны сразу дать понять, почему данная статья стоит того, чтобы ее прочитать.

Структура аннотации

У аннотации есть четкая внутренняя структура.

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

Некоторые международные издания предлагают расширенную структуру аннотации:

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

Чтобы облегчить вам процесс написания аннотации, я подобрала 14 фраз-шаблонов, которые помогут справиться с проблемой формулировки основных частей аннотации.

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

3. Ключевые слова

Это слова и фразы, которые служат т. н. семантическим ядром публикации. Под ними понимаются главные категории и понятия, необходимые для описания изучаемого вопроса.

Читателю при помощи таких слов легче ориентироваться и искать в веб-базе нужные статьи. Поэтому ключевые слова должны обозначать в себе тему материала, наименование научной сферы, к которой относится статья, объект изучения и цель исследования.

Как правило, рекомендуется указывать от 5 до 7 ключевых слов. Исключение составляет небольшое количество зарубежных и практически все российские журналы – число ключевых слов в них доходит до 10.

Главные правила формирования ключевых слов довольно просты:

4. Введение

Если во Введении вы НЕ смогли описать мотивацию создания статьи, на это обязательно обратят внимание в редакции и даже могут счесть статью неактуальной для науки и издания.

Как раз по Введению судят об актуальности исследования и статьи!

Как написать Введение так, чтобы оно понравилось редакции и просто кричало об актуальности?

Большинство изданий Scopus и WoS ожидают увидеть во Введении следующие разделы (эти рекомендации взяты из требований ряда изданий):

Наличие этих разделов и их содержание как раз и должны отражать мотивацию работы.

В качестве мотивации от автора ожидают:

— разработку новой методики;

— использование новых экспериментальных данных;

— заполнение пробелов в науке и практике;

— модернизация методики (теории), или оптимизация (чего-то).

Важно! Мотивация должна быть универсальной, т.е. применимой вне зависимости от локального контекста. Рассмотрение процессов, которые специфичны и ограничены только узкой сферой или географическим регионом НЕ будут интересны для международных журналов.

Приведем пример локальных контекстов (статья про внешнюю политику Узбекистана):

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

Видно, что локальный контекст (Узбекистан и его внешняя политика) не умаляют универсальности мотивации (международная политика борьбы с терроризмом).

Ключевая часть Введения – «Обзор литературы». Здесь автор должен отразить следующее:

Придерживайтесь главных целей обзора:

Еще очень важным является описание позиции автора в приведенном обзоре, обоснование критериев, которые были применены для анализа и отбора литературы. Все это позволит редакции оценить полноту исследования и обоснованность выводов.

Рекомендации по более эффективному формированию литературы:

5. Материалы и методы

Несмотря на то, что написание этой части научной статьи по требованиям всех журналов Scopus и WoS является обязательной и необходимой, особенно для статей с эмпирическими исследованиями, многие авторы часто игнорируют написание данного раздела или пишут его крайне небрежно. Поэтому такие статьи часто (и это вполне справедливо!) отклоняют или (если уж сильно «зацепила» тематика) отправляют авторам на доработку.

Мне бы хотелось привести три аргумента в пользу серьезности этой части любой научной работы.

Главная цель раздела «Материалы и методы» – дать максимально полную информацию, чтобы обеспечить возможность повторения исследования.

Для теоретических исследований рекомендуют описать методологию, которая применялась для получения результатов. Не общую теорию, а конкретные методы, применимые в статье.

Для экспериментальных исследований следует дать подробное описание эксперимента, методик и оборудования, объектов исследования, которые применялись.

Серьезность и обоснованность используемых методов – уже условный «плюс» вам, как к автору на любом этапе «жизни» научной статьи.

6. Результаты

Этот раздел, как правило, не вызывает трудностей в написании. Здесь раскрывается новшество статьи, которое обеспечивает ее мотивацию.

— так же, как и во вступлении, следует избегать использования общих фраз;

— результаты должны соответствовать заявленным целям и задачам статьи;

— необходимо четко описать вывод, идею, концепцию или метод, к которым пришел автор в результате исследования.

Важно! Следует свести к минимуму использование источников, сосредоточьтесь на своих собственных наблюдениях и результатах.

Основное требования к данному разделу – четкость и последовательность изложения, и полный обзор всех результатов.

7. Обсуждение результатов

Этот раздел непривычен для авторов, впервые готовящим публикацию в издание уровня Scopus или Web of Science. И поэтому, написание данного раздела представляет собой определенные сложности.

В большинстве российских журналов из списка ВАК и рецензируемых в РИНЦ такого раздела просто нет. Автору достаточно аргументировано привести результаты своего исследования, грамотно написать выводы и этого бывает достаточно.

Совсем другие требования к этому разделу у международных изданий, рецензируемых в Scopus и Web of Science. Именно этим разделом автор подтверждает, что поставленная цель достигнута, а результаты – новые и применимы в науке и практике.

Что должно быть написано в разделе «Обсуждение»:

Таким образом, в этом разделе проводится разбор и разъяснение результатов, а также определяется место полученных в ходе исследования результатов в структуре известных человечеству знаний.

Обсуждение полученных результатов включает обобщение и оценку результатов исследования. Необходимо сопоставить полученные в статье результаты с результатами исследований других авторов. Рассмотрев другие научные концепции, определить, с позиции какой из них можно объяснить полученные результаты. Отразить оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с чужими существующими результатами. То есть, необходимо определить место полученных в ходе исследования результатов в структуре известных человечеству знаний.

По объему раздел «Обсуждение» должен быть примерно таким же, как предыдущий раздел «Результаты». Но ни в коем случае, не существенно меньше его.

8. Выводы

Результаты, которые были разъяснены в обсуждении, излагаются в кратком и систематизированном виде. Выводы должны быть сжатым описанием основной части статьи.

Основная задача выводов – систематизация.

Здесь указывается практическая и научная ценность исследования, возможные сферы применения.

Наиболее широко используемый формат для данного раздела следующий: начните с нескольких фраз, подводящих итог проделанной работе, а затем представьте в виде списка основные выводы.

Основная ошибка авторов статей, которые мне приходилось рецензировать, заключается в следующем. Пытаясь упростить себе работу, авторы в этом разделе слово в слово повторяют аннотацию. Однако, это не верно. Даже перефразированная аннотация, помещенная в «Заключение», бросается в глаза и снижает мнение о работе. Такой подход неприемлем.

9. Список литературы

Частый вопрос – сколько должно быть ссылок на иностранные источники и собственные работы? Это зависит от цели, которую преследует каждый автор, приводя те или иные цитаты, но, как правило, в среднем рекомендуется не менее 20.

Цитирование других исследователей приводится по ряду причин:

Как правило, ссылок на иностранные источники должно быть не менее 50%, в том числе на статьи из изданий, рецензируемых в Scopus и WoS, – не менее 30%. Рекомендуется указать как минимум 2-3 свежие работы (опубликованные за последние 5-10 лет).

Вот на что стоит обращать внимание по мнению международных экспертов научных работ:

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

И напоследок совет: если есть релевантные статьи из журнала, в который вы подаете статью, то следует сделать на них ссылки. За это вы получите еще один условный «плюс» от редакции журнала.

Заключение

Перед подачей статьи в зарубежные журналы из баз Web of Science и Scopus необходимо подготовить материал, отвечающий стандартным требованиям к научным статьям.

Особое внимание уделите названию и аннотации статьи, так как именно эти части будут доступны большому кругу читателей и именно по ним будет складываться впечатление о содержании самой статьи.

Проведите качественный литературный обзор, подробно опишите применяемые методики и полученные именно вами результаты. При описании выводов не забудьте указать научную и практическую ценность исследования, а также возможные сферы применения.

Постарайтесь учесть описанные здесь рекомендации, ведь тем самым вы значительно повысите вероятность того, что статью быстро примут к публикации.

Желаю удачи в публикациях!

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

Татьяна Безбородова,
к.э.н., личный коуч и независимый эксперт

Источник

Срочная публикация в Scopus

Авторитет ученого в научном сообществе зависит от международного признания. Размещение статьи в журнале из базы Scopus, свидетельствует о том, что проведенное исследование действительно представляет ценность и заслуживает внимания.

Scopus – это реферативная и библиографическая база данных издательского дома Elsevier, созданная для отслеживания уровня цитируемости статей в научных журналах. Исследователи получают несколько преимуществ при публикации в зарубежных научных изданиях.

Вам нужна публикация в SCOPUS

Для ученого сообщества публикации в авторитетных международных журналах имеют большое значение. Это позволяет включиться в научную дискуссию по актуальной проблематике и повысить индекс цитируемости, который определяет рейтинг исследователя.

Но, что ещё более важно, наличие статей в журналах, индексируемых в Scopus или Web of Science, требуется при защите диссертаций, рассмотрении заявок на получение научных грантов, подаче документов на закрытие вакантных должностей профессоров и доцентов кафедр, заведующих кафедрами, деканов. Если Вам нужно быстро опубликовать статью в Scopus или Web of Science, обращение в издательство «Интернаука» позволит наилучшим образом решить Ваши проблемы.

О нас

У нас большой опыт работы с авторами по всей России и из стран СНГ, которым мы уже оказали необходимую помощь. Чтобы опубликовать статью в журнале Скопус, обратитесь к специалистам нашего издательства. На основании Вашего запроса, мы сможем предложить необходимые для Вас сроки публикации, вариант размещения статьи и при необходимости поможем довести статью до требований издания.

Как опубликовать статью в SCOPUS

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

В некоторых случаях публикация в журналах Скопус нужна как можно скорее, а времени на ее подготовку нет. Кроме того, из-за повышенных требований к статьям не каждый исследователь готов справиться с этимсамостоятельно. Необходимо выбрать научное издание, оформить статью в соответствие с требованиями редакции, перевести на грамотный академический английский язык. В подобных ситуациях Вы можете положиться на наши знания, профессионализм и добросовестность в решении научных и организационных вопросов, связанных с публикацией в журналах Scopus.

Важность опубликования научных статей в международной базе Scopus связана с тем, что они приравниваются к журналам ВАК, но при этом имеют больший вес. Рецензирование таких рукописей занимает много времени, поскольку требует тщательной проработки материала. При этом авторы часто задаются вопросом, как увеличить шансы на получение положительного ответа от зарубежного издательства.

Источник

Фокус-Scopus. Как за деньги купить место среди соавторов западного научного журнала

Александр Литой

Для того чтобы стать автором статьи иностранного научного журнала, индексируемого в авторитетных базах Scopus или Thomson Reuters (особенно, если он ранжируется в первом квартиле), надо долго и упорно заниматься исследованиями. Или просто иметь тысячу долларов. Как выяснил The Insider, в России существуют десятки контор, предлагающих любому желающему (в том числе и человеку, не имеющему никаких представлений о науке), стать соавтором научной публикации по любой специальности на выбор — саму статью напишут анонимные «рабы», вас попросят лишь сказать свое имя и перечислить сумму (как правило скромную). The Insider провел контрольную закупку, превратив своего корреспондента в специалиста в сфере экономического образования. Как выяснилось, подобные услуги весьма популярны в российских вузах.

Многим российским ученым доводилось получать на свою почту спам с многочисленными предложениями о публикациях за деньги в научных журналах. Настоящим ученым это, как правило, не интересно, так как им важно не столько количество публикаций, сколько индекс Хирша (учитывающий цитируемость статей). А вот для вузов число публикаций важно — государство учитывает этот параметр при выделении финансирования (надеясь тем самым поднять российские вузы в мировых рейтингах). Вузы, в свою очередь, придумывают свои схемы финансового поощрения для преподавателей с большим числом зарубежных публикаций, индексируемых в авторитетных базах, таких как Scopus или Thomson Reuters. Разумеется, преподаватели быстро приспособились к новым требованиям и нашли лазейку — публикации в так называемых «хищных журналах», не слишком внимательно проверяющих качество статей, но индексируемых в Scopus или Thomson Reuters. По подсчетам «Новой газеты», число российских публикаций в недобросовестных иностранных журналах, индексируемых Scopus, резко возросло в 2013 году, и к 2018 году общее их число составило 15 тысяч.

Сама по себе эта проблема известна, и Scopus пытается бороться с такого рода практиками. Что менее известно, так это то, что в России сложился огромный рынок продажи соавторства в такого рода журналах, когда ученые не просто не хотят писать хорошую статью, а не хотят вообще ничего писать, просто желая за деньги стать автором индексируемой публикации. Более того, существует множество бирж, выступающих посредниками между покупателями, редакциями и литературными рабами, которые позволяют вам заранее выбрать, в каком журнале, на какую тему и когда вы хотите опубликоваться.

Конторы, изученные The Insider, продают «авторство» в зависимости от нескольких параметров: насколько авторитетен журнал, из какой он страны (США-Британия дороже), сколько всего будет соавторов, а также какое место будет занимать ваша фамилия в списке соавторов (что само по себе забавно, ведь в научном сообществе этому значения не придают). Нижняя планка цен невысока, скажем, компания «Международная редакция» из Харькова предлагает лоты от 17 тысяч а их конкурент с похожим названием «Международный издатель» — от 19. Если статья индексируется в Scopus, то там уровень журнала обозначается по так называемому квартилю — те кто попадают в Q1-Q2 — более авторитетные, Q3-Q4 — менее, и это важнейший критерий при определении цены.

Вот так, например, выглядят предложения биржы «Международный издатель»:

Как сделать журнал скопус. Смотреть фото Как сделать журнал скопус. Смотреть картинку Как сделать журнал скопус. Картинка про Как сделать журнал скопус. Фото Как сделать журнал скопус

У биржи постоянно более сотни позиций. Обозначены тема статьи, страна издания, месяц публикации, квартиль журнала и цены на то или иное место в списке соавторов статьи. За публикацию в медицинском журнале из первого квартиля Sopus придется выложить около тысячи евро, а за третий квартиль в индийском журнале — около 500 евро. Название журнала раскрывают только тем, кто заплатил за услугу.

«Международный издатель» ранее даже декларировал намерение покупать научные журналы: чтобы не зависеть от «прихотей» их редколлегий, иметь возможность четко соблюдать обязательства перед заказчиками. Как выяснил The Insider, сегодня они действительно контролируют ряд журналов. При этом «Международный издатель», как и другие подобные компании, утверждает, что «сотрудничает с Scopus». The Insider обратился за комментарием к владельцу Scopus, компании Elsevier:

«Мы не сотрудничаем с подобными организациями. Организации-посредники, гарантирующие авторам публикации в Scopus, никаким образом не связаны с компанией Elsevier, которой принадлежит эта база данных. Эти организации не имеют никаких соглашений с Elsevier, гарантирующих публикации авторам», — заявила The Insider Яна Ревякина, руководитель отдела маркетинга Elsevier в России. Ревякина также пояснила, что журналы, запятнавшие свою репутацию, вычищаются из Scopus.

В российской системе образования у «Международного издателя» есть партнеры. Например, в 2016 году эта компания проводила на Биологическом факультете МГУ семинар «Быстрая публикация в журналах Scopus и Thomson Reuters». Объявление об этом размещено на сайте факультета.

В 2016 году у «Международного издателя» был контракт с РХТУ им. Менделеева, отображающийся на сайте госзакупок. Ведущий химический вуз заплатил «Международному издателю» 107 870 рублей за «оказание услуг по публикации в научном журнале, индексируемом Scopus, статьи «Очистка лактида-сырца методом перекристаллизации из собственного расплава до полимеризационной степени чистоты».

Контрольная закупка

The Insider решил проверить, как именно работает эта система, заказав статью в каком-нибудь индексируемом журнале через «Международного издателя». Сначала корреспондент The Insider (не имеющий никакого научного бэкграунда) попытался узнать, нет ли возможности опубликоваться в издании с мировым именем, таким как, например, ведущий международный медицинский журнале Lancet, и получил следующий ответ от менеджера Анастасии Романовой: «К сожалению, нет. Мы в Lancet публиковали статью три с половиной года, клиент её писал сам, и там была очень сильная экспериментальная часть. У нас нет автора по медицине, который подготовит такой материал».

При этом Романова утверждает, что может обеспечить публикацию в любом журнале из перечня Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Напомним, такие публикации являются обязательным условием защиты кандидатской или докторской диссертации.

Из любопытства корреспондент спросил Романову о возможности опубликоваться в «Вопросах экономики» (ее ничуть не смутила такая широта интересов клиента), и вскоре выяснилось, что гарантировать это они не могут:

Романова сама подсказала, как можно сделать подешевле:

— Вы можете выкупить статью и собрать туда побольше авторов. Когда мы продаем статью, мы делим обычно на трех соавторов. А у вас, допустим, на кафедре есть пять-шесть желающих опубликоваться. Стоимость разделите на всех. Если надо, под вас напишем статью.

От коллективного заказа корреспондент The Insider отказался, и Романова подобрала ему вариант для публикации: второе место в списке авторов американского экономического журнала, Q3, дата выхода журнала — апрель 2019 года. Стоило это 32 тысячи 200 рублей.

«Международный издатель» предлагает варианты оплаты как на карты и счета в «Сбербанке» и «Альфа-банке», так и наличными. Корреспондент выбрал оплату наличными, деньги попросили привезти в офис. На сайте компании рекламируется «большой офис с приятным персоналом в бизнес-центре «Москва-Сити» (башня «Империя»)». 1 февраля корреспондент приехал по адресу, поднялся на 16 этаж, нашел нужную комнату и действительно попал в людный офис. Правда, это оказался коворкинг Ceo Rooms. В базе «СПАРК» указано, что сведения об адресе офиса «Международного издателя» признаны недостоверными Федеральной налоговой службой.

Корреспондента встретила менеджер Эльвира: женщина средних лет в недорогом деловом костюме. Она говорила, что работает в «Международном издателе» недавно, заказов много: статьи в журналах со всего мира покупают клиенты из многих российских вузов, Казахстана, Польши, Прибалтики.

— Только что договор заключила на публикацию по юриспруденции. Сразу шесть человек, кто кандидат наук, кто доктор. Только успеваю договора подписывать, — рассказывала она.

Эльвира взяла деньги и дала расписку. Корреспондент The Insider подписал принесенный ею договор с достаточно расплывчатыми формулировками. После оплаты он узнал название журнала, автором которого вскоре стал. Это Journal of Entrepreneurship Education, американский «Журнал предпринимательского образования». Он действительно индексируется Scopus.

Так, в одночасье корреспондент The Insider стал настоящим ученым, соавтором статьи «Проектное обучение как инструмент формирования и развития предпринимательских навыков студентов». Вскоре ему прислали текст статьи, сначала на русском, потом на английском. Текст посвящен опросам студентов — будущих бизнесменов в Омске. Осмысленной эта работа с омскими студентами не выглядит, но текст связный и не украден из интернета: кто-то для нас, «ученых-покупателей», его специально писал.

Публикацию обещали в апреле и в конце этого месяца действительно прислали ссылку. Вскоре статья и правда была проиндексирована в Scopus.

«Соавторы»

Невнятное название, очевидно, придавало гибкости в поисках клиентов. В статье указано три соавтора — Буланкина, Альметкина и Чемборисова: ни одна из них не занимается образованием будущих бизнесменов и не имеет отношения к Омску.

Хоть какое-то приблизительное отношение к теме статьи — опросам будущих бизнесменов — имеет Екатерина Владимировна Буланкина, она директор самарского Института управления технологий и аграрного рынка. Сейчас Буланкина в основном публикует работы на тему образования по специальности государственное и муниципальное управление. При этом училась Буланкина на историка, а ее научные работы посвящены жизни и идеям культуролога Питирима Сорокина. Ее комментарий The Insider получить не удалось.

Любовь Анатольевна Альметкина и вовсе кандидат химических наук, доцент кафедры «Физической и коллоидной химии» Казанского национального исследовательского технологического университета. В сети можно обнаружить множество ее публикаций с названиями вроде «Тиофосфорилирование ментола и диметилтартрата» или «Размерно-зависимая люминесценция квантовых точек CdSe, полученных в глицериновой среде». Еще один «соавтор» — профессор Московского энергетического института Наиля Шавкатовна Чемборисова — имеет в своем активе трудовой стаж более 30 лет и почти 90 научных работ.

Чемборисовой и Альметкиной пришлось немного соврать. Корреспондент The Insider звонил им, говорил, что он их соавтор по статье о проектном обучении студентов, но ему все не присылают ссылку на публикацию, хотя сроки прошли. Так, в разговоре с ними The Insider получил подтверждение, что их фамилии под этой статьей появились не случайно и публиковались они именно через «Международный издатель».

Позже корреспондент все же признался, что он журналист и пишет о фейковых публикациях.

— Вы же работаете в МЭИ, вы не занимаетесь обучением бизнесменов. Почему вы участвуете в такой публикации? — спросил The Insider Чемборисову.

— Вы ошибаетесь. Управление проектами — то, чем плотно занимаются не только в области экономики, — ответила Чемборисова.

— Вы видели сам текст об опросах студентов в Омске?

— Конечно, я его корректировала.

— Вы часто пользуетесь услугами «Международного издателя»?

— Нет, просто попробовала.

— Не знаю, как вам сказать. Для меня это обычная публикация. Я не понимаю, о чем мы говорим. Вы не знаете, для чего статьи публикуют?

— В идеале, ученые рассказывают о результатах своего труда.

— Вы профессор МЭИ. Статья об опросах студентов-бизнесменов в Омске. Как это связано?

— А что вас смущает? В любой статье есть теоретическая часть, практическая и примеры.

— Как эта статья связана с инженерными системами, которыми вы занимаетесь?

— МЭИ готовит экономистов, у нас есть повышение квалификации по управлению проектами.

— Ваши остальные публикации связаны с инженерными, техническими темами.

— Вы можете себе представить: люди иногда меняют направленность.

— Вы покупали место в этой статье?

— Любая публикация — особенно когда за тебя делают перевод, контактируют с редакцией журнала — это какие-то деньги.

— И всё же. Результаты вашего научного труда каким образом присутствуют в этом опросе омских студентов-бизнесменов?

— Результаты моего труда присутствуют в кое-каких теоретических моментах и в виде общего редактирования. Я тоже этим занимаюсь: в технических вузах сейчас идут тестирования, опросы, анкетирования.

Затем корреспондент The Insider дозвонился до Альметкиной.

— Вы занимаетесь химией, а эта статья — об обучении студентов-бизнесменов.

— Я хотела немножко поменять направление. Химические эксперименты сложно проводить в условиях, в которых я сейчас работаю. Нет реактивов, приборной базы, нормального вытяжного шкафа. С педагогикой проще: можно провести исследование. Это тесты, которые мы обычно проводим со студентами, анализируем данные.

— Нет. Мы связывались друг с другом, я занималась обработкой материала. А почему вы интересуетесь?

— Авторство этой статьи продавалось на сайте «Международного издателя», я купил место в списке авторов за 32 тысячи рублей.

— Интересно как. Скажите, зачем вы это делаете?

— Фальшивые научные публикации — это общественно значимая тема. Я опубликовался, теперь звоню соавторам. Вы считаете эту публикацию частью своей научной работы?

— Я тоже так сделала в первый раз, мне было интересно попробовать.

Зачем все это

Общий объем рынка оценить сложно: только на сайте госзакупок есть информация о контрактах на сотни миллионов рублей, которые российские вузы заплатили разным компаниям за содействие в публикации в журналах, индексируемых международными научными базами. Там отображаются деньги, потраченные из госбюджета, но покупать соавторство статьи многие могут и за личные средства.

Обоснованность трат вузами государственных денег на публикации в индексируемых журналах оценить сложно. Помимо мошеннического рынка, многие нормальные научные журналы берут деньги за публикации у себя, при этом тщательно относясь к отбору текстов. Есть легальные услуги научных переводов, редактирования статей.

По данным «Университетской солидарности», реальная средняя зарплата в российских вузах — 25 тысяч рублей. В среднем от российского преподавателя могут требовать публиковать примерно раз в год статью в журнале, индексируемом Scopus, как минимум с третьим квартилем. Если преподаватель не пишет статью сам, он вынужден раз в год жертвовать месячную зарплату, чтобы сохранить рабочее место или, например, отчитаться по гранту. Наличие спроса указывает на то, что затраты окупаются. Тот факт, то весь этот бизнес существует открыто, указывает на то, что эта система устраивает и ее участников, и российских чиновников. А вот кому она совершенно не нужна, так это российской науке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *