Как сделать звуковые эффекты
Делаем видеоролик интереснее: добавляем музыку, эффекты и весь этот саунд-дизайн
Содержание
Содержание
Когда музыкальный фон, шумы и различные эффекты органично вплетены в видеоролик, они совершенно незаметны и воспринимаются как данное. Поэтому немногие понимают, насколько значительную роль звуковое оформление играет в том, чтобы ролик стал эффектным и эффективно воздействовал на аудиторию. Сегодня, когда красивую картинку научился делать почти каждый, часто именно по звуку можно судить о качестве того или иного видео.
Как и зачем нужно добавлять музыку и шумы?
На радио различные отбивки и джинглы помогают отделить одну рубрику от другой и упорядочить структуру вещания. В кино звукоряд отражает эмоции героев и передает нужную атмосферу. Динамичным ритмом выделяется экшн, мажорные и минорные тональности служат для выражения тех или иных чувств, для смысловых акцентов часто применяется тишина и т.п. К примеру, большая часть истории в начальной сцене фильма «Дюнкерк» рассказывается через звук, а отсутствие какого-либо музыкального фона создает ощущение тревоги и держит зрителя в напряжении. Фильм получил Оскар за лучший звуковой монтаж.
В рекламе действует правило, пришедшее из анимации: любое действие на экране должно быть озвученным. Любой визуальный эффект с дополнительной подложкой или аудиоинформацией воспринимается намного более органичным и живым, чем без нее.
Поэтому каждая плашка с инфографикой или подписью, вылезающая из-за угла, должна сопровождаться собственным звуком. Эти звуки часто могут работать как переходы, склеивая между собой сцены и дополняя контекст, рассказывая больше об объектах в видео или акцентируя внимание на важных деталях.
Саунд-дизайн — то, что сегодня часто упускается из виду, но играет огромную роль в создании уникального стиля и атмосферы в любительских роликах для ютуба и блогов. Звук добавляет целое новое измерение в такие видео. Благодаря ему зритель лучше погружается в происходящее на экране. Ролик становится интереснее, атмосфернее. Некоторые даже находят в создании уникального саунд-дизайна свою индивидуальность:
В собственных видеороликах можно использовать ровно те же правила, что в кино, радио и рекламе. К примеру, тревел-блогеры в роликах о путешествиях могут делать переозвучку, добавляя эффекты из соответствующих библиотек, ведь аудио, записанное на микрофон камеры, не всегда достаточно качественное и эффектное.
Западные ютуберы используют много анимации и мини-скетчей в своих видео. Будь это научно-популярное видео, пародийная анимация или обзор фильма — почти в каждом видео с популярных каналов выполнена большая работа со звуком.
Типы звукового сопровождения в видеороликах
Кроме непосредственно речи в видеороликах содержится:
1. Музыка, эмбиент или звуковая текстура — фон, несущий настроение. К примеру, пульсация для создания саспенса (тревожного ожидания) в кино. Иногда всего одной звуковой деталью можно придать характер и уникальность целому фильму. Например, для фильма «Дюнкерк» композитор Ханс Циммер использовал запись карманных часов режиссера Кристофера Нолана. Итоговый микс тикания с тоном Шепарда — звукорядом с иллюзией бесконечно повышающегося тона — позволил добиться очень напряженной атмосферы без использования музыки в привычном понимании:
2. Спецэффекты: джинглы, отбивки, бас дропы и другие. Английские названия этих эффектов говорят сами за себя: whooshes и whoosh hits (эффекты “вжух” и “вжух-бум”), drones (монотонные синтетические гулы), booms, hits (различные удары), downers, risers (эффекты спада и нарастания) и т. п. Они отвечают за создание напряжения и служат для расстановки акцентов. В трейлерах ими часто маскируют переходы между кадрами, сценами и смысловыми частями.
Спецэффекты и их названия отлично показаны в рекламе соответствующих библиотек:
3. Шумы. Любое движение, шаг, вздох, топот копыт, хлопок в ладоши — все, что происходит на экране, должно быть озвучено. Сюда же часто относится озвучка текст-баблов, инфографики и анимации, хотя это не естественные шумы, а, скорее, спецэффекты.
Квентин Тарантино очень щепетильно относится к звуковому оформлению своего кино, применяя очень натуральные и сочные звуки. На ютубе есть подборки звуков из его фильмов, отлично иллюстрирующих эту внимательность:
Где взять спецэффекты, шумы, звуки и музыку для своего видеоролика?
Для некоммерческих видео главным источником любых звуков станет ютуб. Там можно найти практически всё, и качества звука будет достаточно, если только не планируется серьезная документалка или кинопостановка.
Если что-то не нашлось на ютубе, можно поискать в бесплатных библиотеках спецэффектов, «стоках» — таковых множество:
То же касается и фоновой музыки для видеоролика — всегда найдется ресурс, где подходящую по настроению композицию можно получить бесплатно:
В большинстве случаев вам придется указать авторство композиции в титрах или описании к ролику, но музыку вы получите официально и ютуб не отберет вашу монетизацию в пользу кого-то другого.
Сделай сам: звуки, шумы и спецэффекты
Если есть время, желание и минимальное оборудование, все нужные звуки можно сделать и записать самостоятельно. Для этого потребуется аудиорекордер — современные модели пишут аудио высокого качества на SD-карту и имеют неплохие встроенные микрофоны, а топовые устройства предусматривают разъемы для подключения внешних микрофонов с фантомным питанием.
Рекордер позволяет собрать коллекцию почти любых звуков самостоятельно. Если видео снимается про путешествия и прогулки, нужно выехать за город на природу и погулять с рекордером, записывая все, что попадется на пути: шум деревьев, пение птиц, шелест травы, стрекот кузнечиков, гул проезжающих мимо машин и т. п. Все это нужно впоследствии обработать и затем рассовать по соответствующим каталогам. Так можно записать и собственные «вжухи», «вшшш», и другие эффекты для озвучивания движения камеры — их можно изготовить из микса шуршания тканей и, например, выдвигающихся ящиков. При создании звукового оформления фильма все уникальные шумы создаются «с нуля» специальными сотрудниками — шумовиками. Так, например, они работают над звуком на студии Warner Bros:
Профессия фоли (foley artist, в советской киношколе — шумовик) предполагает разработку шумов и звуков для видеороликов, кино, а с некоторых пор и игр. Как правило, фоли работают в собственной студии, где уже собрана целая коллекция предметов для создания тех или иных звуков.
Решения бывают самые неожиданные: например, звук дождя за окном можно сымитировать жарящимся беконом. Звукорежиссер Бен Бертт использовал сильно обработанный собственный голос в сочетании с аналоговым синтезатором, чтобы создать звуки для робота R2-D2 из «Звездных Войн». А для озвучивания таракана — земного спутника робота ВАЛЛ-И в одноименном мультфильме (и настоящем шедевре саунд-дизайна) — записал щелчки наручников. А самые отвратительные звуки для Mortal Kombat, например, крошащихся костей и вытекающих внутренностей, были записаны вполне безобидно — пострадали только овощи, орехи и фрукты:
Обработка и автоматизация для шумов и эффектов
Сами по себе звуковые эффекты и их библиотеки — лишь сырой материал для работы. Чтобы он зазвучал в унисон кадру, нужно поместить все звуки в соответствующее окружение. Это делается с помощью обработки. При этом автоматизация — заранее спрограммированное изменение параметров этой обработки — позволяет получить более глубокий микс. Например, если человек входит в кадр слева и уходит вправо, то звук шагов необходимо автоматизировать: постепенно менять баланс звуковой дорожки с левого канала к правому.
Эквализация
В видеороликах при монтаже присутствуют десятки звуковых дорожек. Чтобы они не мешали друг другу, нужно их эквализировать, а в определенных случаях даже автоматизировать эквализацию. К примеру, если в какой-то момент необходимо сделать низкий кик или басс-дроп, нужно срезать низы с остальных дорожек хотя бы на этот момент, чтобы бас был четким и проигрывался как надо.
В музыке полезно подрезать средние частоты, чтобы оставить место под речь, в эффектах срезать немного высоких, чтобы задвинуть их немного на задний план и т. п. Чем больше в звуке высоких, тем он ближе, чем меньше — тем он дальше.
Реверберация
Реверберация добавляет пространство и объем в исходный сигнал. К примеру, если действие в кадре происходит в большом зале или пещере, то все звуки должны обладать длинным эхо, иначе они не будут сочетаться с картинкой. Звук совсем без реверберации будет звучать как бы вплотную к слушателю, как будто он издается прямо рядом с ухом. Чем больше в звук добавляется реверберации — тем больше он отдаляется от слушателя.
Панорамирование
Хороший способ оставить место для важных звуков по центру — разбросать менее важные по бокам. Многие шумы (шаги, скрипы, капание воды), спецэффекты (райзы, эмбиенс) и другие звуки могут быть панорамированы, и даже автоматизированы, чтобы гулять из стороны в сторону. Таким образом звук будет ощущаться более трехмерным и живым, поскольку человек воспринимает мир через оба уха, и звуки приходят то в левое, то в правое. По центру при этом обычно располагаются диалоги и другие важные звуки.
Громкость
Если в кадре, например, мотоцикл уезжает от зрителя, то его звук должен становиться тише. А если человек приближается, громкость нужно увеличить. Именно динамичное изменение уровней громкости и панорамы позволяет манипулировать глубиной картины.
Смешивание слоев (layering)
Смешивание разных звуков помогает получить что-то радикально новое. К примеру, для озвучения динозавров в оригинальном «Парке Юрского Периода» смешались высокий стрекот-писк дельфина и рык моржа. Работа со слоями — мощный творческий инструмент, позволяющий получить любые звуки, какие только можно представить.
8 лучших аудиоредакторов для музыки и голосовых дорожек
Онлайн-сервисы и программы для Windows, macOS и Linux, которые помогут записать и обработать звук.
Онлайн-сервисы
1. Sodaphonic
Симпатичный веб-аудиоредактор с тёмным интерфейсом и минимумом функций. Поддерживается запись с микрофона и комбинации горячих клавиш. В Sodaphonic легко выделять кусочки аудио для удаления: это может помочь при чистке пауз и вдохов.
Эффектов почти нет: к определённому участку аудио можно применить плавное нарастание и затухание, развернуть его задом наперёд или заменить тишиной.
2. Hya-Wave
Простой и шустрый аудиоредактор, в котором нет ничего лишнего. Для обработки доступна только одна дорожка. Это значит, что смиксовать подкаст тут не получится, но обработать дубль, вырезать тишину и наложить эффекты — запросто.
Интерфейс не требует тщательного изучения, а всё, что нужно запомнить, — комбинации клавиш. Так обрабатывать дорожку получится быстрее. Для редактирования нужно просто перетащить аудио из папки компьютера в рабочую область Hya-Wave. Также вы можете записать звук с микрофона и обработать.
От предыдущего аудиоредактора Hya-Wave отличает набор эффектов — их тут 18. Среди них фильтры частот, компрессор, усилитель сигнала, дилей, перегруз и другие.
3. Bear Audio Tool
Более продвинутый аудиоредактор, который поддерживает импорт сразу нескольких треков. Правда, в однодорожечном режиме — это значит, что вы можете склеить несколько фрагментов разных аудиофайлов, но не смикшировать их так, чтобы они звучали одновременно. Также доступна запись звука с микрофона.
Bear Audio Tool не может похвастаться приятным и логичным интерфейсом, но у сервиса есть несколько функций, недоступных в Hya-Wave и Sodaphonic. Среди них поддержка русского языка, встроенная база звуков для оформления и аудиоконвертер на базе сервиса.
4. TwistedWave Online
Веб-версии TwistedWave подвластно то, что не умеют простенькие онлайн-аудиоредакторы. Здесь доступен импорт и экспорт файлов из Google Drive и SoundCloud, выбор источника звука и аудиоинтерфейса, добавление маркеров на дорожку, изменение тона и скорости трека. Также в эффектах есть вкладка VST, правда импортировать свои плагины редактор не даст и предложит свой список возможных надстроек для обработки.
Минус у TwistedWave Online один — условная бесплатность. Чтобы по-настоящему развернуться и обрабатывать длинные стереодорожки, придётся приобрести подписку. Без неё можно склеить рингтон для смартфона или обработать недолгий голосовой дубль. Если привыкнете к интерфейсу и захотите чего-то посерьёзнее, подойдёт полноформатная программа для macOS или мобильное приложение для iOS.
Офлайн-программы
1. ocenaudio
Для полноценного цикла обработки подкаста или аудиокниги под ключ здесь не хватает режима мультитрекинга, но в рамках одной дорожки легко делать всё, что предлагают платные программы.
В ocenaudio можно ставить маркеры, проводить FFT-анализ, включать вид спектрограммы для обнаружения амплитудно-частотных проблем на дорожке и накручивать внешние VST-плагины для обработки. Есть солидный набор встроенных эффектов, включая шумоподавление и 31-полосный эквалайзер. Программа полностью русифицирована.
2. Audacity
Эта программа популярна у подкастеров из-за своей простоты и возможности записывать до 16 дорожек одновременно. Это удобно, если спикеров несколько и каждый говорит в свой микрофон. Также доступен вывод звука в наушники при записи.
Здесь есть все функции, которые могут понадобиться для постобработки: варпинг (изменение длительности отрезка без изменения тона), спектральный анализ для выявления проблемных мест, штатные эффекты и поддержка внешних VST. Правда, Audacity не так удобен, как более продвинутые аудиоредакторы, — у него не очень логичный и симпатичный интерфейс.
3. Adobe Audition
Adobe называет Audition лучшей программой для профессиональной коррекции, восстановления и точного монтажа звука. Спорить с этим трудно: на рынке аудиоредакторов (если не учитывать полномасштабные программы для создания музыки) Audition предлагает один из самых полных наборов функций. Многодорожечная запись, микширование, установка внешних VST, встроенные эффекты, удобная автоматизация треков — всё это доступно.
Омрачается всё ценой. Необходимость отдавать солидную сумму ежемесячно автоматически делает Adobe Audition программой для профессионалов, готовых платить за рабочий инструмент, и для тех, кто уже подписан на пакет Creative Cloud.
4. WaveLab Elements
Многофункциональная программа, имеющая всё, что нужно для сведения подкастов, аудиокниг и рекламных роликов. Для обработки открыты три стереодорожки, на которых можно разместить голос, подклад и звуковые эффекты. Главные плюсы: интуитивно понятный интерфейс и мощный набор штатных плагинов, ставших отдельным достоянием WaveLab. Например, Master Rig для мастеринга с пятью эффектами, позволяющий получить цельный и проработанный микс из нескольких дорожек.
Программа дорогая, но требует покупки единожды и может заменить все остальные аудиоредакторы на долгие годы.
Как правильно добавлять звуковые эффекты при создании видео для канала YouTube
Как обогатить фильм звуковыми эффектами
Звуковые эффекты – это элементы звука, которые формируют мир, показанный в вашем видео или эпизоде сериала. Подумайте о звуках, которые издает камень, упавший в воду, о звуке, который издаёт толпа людей или вое пожарной сирены.
Без продуманных звуковых эффектов ваше видео может оказаться одномерным. Многие успешные авторы используют звуковые эффекты по-разному – как фон, который создает настроение фильма, или как форму действия, например, используя звуки выстрелов и взрывов для имитации сцены боя.
Помните, что звук часто составляет 50% от конечного результата, поэтому стоит подойти к нему творчески и использовать различные звуковые компоненты. Звуковые эффекты, как правило, стоят очень мало, так что если у вас ограниченные ресурсы, вы можете рассматривать их в качестве недорогого расширения сцены.
Посмотрите, как это работает
Звуковые эффекты рассказывают историю
Этот экшен-фильм состоит практически полностью из звуковых эффектов и музыки. Звуковые эффекты иллюстрируют действие на экране, увеличивая силу воздействия на зрителя.
Музыка, которая создает атмосферу и обогащает фильм
WheezyWaiter использует звуковые эффекты для создания настроения, изображения персонажей, иллюстрирования течения времени и даже отображения реализации задач.
Как найти подходящие звуковые эффекты
Звуковое оформление начинается с плана, а планирование, как правило, начинается на стадии написания сценария видео. Лучше не ждать с планированием звука до окончания монтажа.
Просматривая свой сценарий, подумайте, как вы можете использовать звуковые эффекты, чтобы лучше рассказать свою историю. Введите эти звуки сразу в сценарий. Например, вы можете использовать тикающие часы, чтобы подчеркнуть сцены полные напряжения, или добавить фоновый шум, такие как дождь или ветер, чтобы передать общее настроение сцены.
Когда Вы будете знать, какой результат Вам нужен, подумайте, откуда Вы возьмете звуки. Существует много способов получения звуков. YouTube предоставляет всю библиотеку бесплатных звуков, которая может быть отличной отправной точкой.
Некоторые библиотеки-сайты, предлагающие звуковые эффекты, взимают плату за конкретные звуковые файлы, в других вы можете приобрести доступ ко всей библиотеке. Вы также можете создавать собственные звуковые эффекты.
Во время поиска звуков в базе данных сформулируйте мысль. Например, если вы ищете звук «шагов по гравию» и не можете его найти, попробуйте расширить поиск словами «скрежет» или «шаги по камням». Постарайтесь описать, какой эффект вы хотите получить.
Помните, что Вы также можете записать ваши собственные звуковые эффекты и обработать их цифровым методом, чтобы они соответствовали сцене – это весело!
Как сделать, чтобы зрители не смогли оторваться от фильма
Когда у вас уже намечен план, и Вам удалось найти отличные звуковые эффекты в интернете, пришло время использовать их в фильме. Как начать? Методом проб и ошибок. Попробуйте добавлять звуковые эффекты к фильму, и убедитесь, что вы получаете желаемый эффект.
Хорошей идеей может оказаться многократное прослушивание саундтрека. Постарайтесь при этом поставить себя на место пользователей, которые увидят ваше видео в первый раз.
Слушая что-то многократно, мы можем ослабить влияние, которое данный эффект на нас оказывает, потому что слабее воспринимаем акустические нюансы. Нам может показаться, что мы слышим то, чего нет в записи. Поэтому так важно, время от времени отходить от компьютера и своих звуковых эффектов, а потом вернуться к ним и оценить «свежим ухом». Вы также можете попросить своих друзей прослушать записи и дать комментарии.