Основные эксплуатационные свойства пожарных автомобилей
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
В связи с тем, что пожары бывают разного масштаба и на различных объектах, существует множеством типов пожарных автомобилей. Все они различаются по вместимости резервуара, по колёсной базе, подключённому оборудованию, числу людей в кабине и другим параметрам. Все это называется тактико-техническими характеристиками, о которых мы и расскажем в данном материале. Также будут приведены несколько примеров конкретной техники с подробным описанием.
ТТХ основных пожарных автомобилей
Одним из видов такой техники является автоцистерна (АЦ). Она может служить не только для доставки средств пожаротушения и боевого расчёта к месту пожара, но и непосредственно борьбы с огнём, передачи воды от водоёма к другим ПА. Ниже приведём конкретные примеры автоцистерн, используемых на сегодняшний день.
АЦ-0.8-4/400 (432732)
Автоцистерна используется для следующих видов работ:
Доставка к территории возгорания людей, необходимого оборудования для проведения спасательных работ (АСР), пожарного инструмента.
Обеспечение освещения объекта и поддержания связи между членами расчёта.
Тушение огня, посредством подачи воды из установленного резервуара, либо с помощью воздушно-механической пены (ВМП) малой и средней кратности. Для этого используется рукав, снабжённый стволом повышенного давления. Дополнительно предусмотрена возможность подключения к городским коммуникациям.
Выполнение АСР непосредственно на месте пожара.
Основные эксплуатационные свойства пожарных автомобилей
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Общие технические требования. Методы испытаний
Fire-fighting techniques. Fire extinguishing trucks. General technical requirements. Test methods
Дата введения 2019-03-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 274 «Пожарная безопасность»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2018 г. N 650-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34350-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2019 г.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к основным пожарным автомобилям и методам их испытаний.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.047-86 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения
ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
Утратил силу на территории Российской Федерации. С 01.01.2001 г. необходимо пользоваться ГОСТ Р 15.001-2000*
ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ 112-78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 6134-2007 Насосы динамические. Методы испытаний
ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов
ГОСТ 10908-75 Квадранты механические с уровнем. Технические условия
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий
ГОСТ 21758-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях
ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
Основные эксплуатационные свойства пожарных автомобилей
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Общие технические требования. Методы испытаний
Fire fighting technics. Fire extingushing trucks. General technical requirements. Test methods
Дата введения 2009-05-01
с правом досрочного применения
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 104-ст
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.
В стандарте устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 9.402-80* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.012-90* Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 112-78 Е Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические требования
ГОСТ 6134-87* Насосы динамические. Методы испытаний
ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 9544-93* Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17398-72 Насосы. Термины и определения
ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия
ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий
ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 21758-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях
ГОСТ 22061-76* Машины и техническое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения
ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 26336-84 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы
ГОСТ 27258-87 Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления
ГОСТ 28352-89* Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
Устройство пожарного автомобиля – это сложная система, уход за которой подразумевает периодический осмотр и устранение нарушений. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Важен и радиус поворота пожарной машины, от этого зависит, на сколько эффективно будет произведено тушение пожара.
Что такое ТТХ
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.
ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:
Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.
Тактико-технические характеристики пожарной техники
Характеристики пожарной машины зависят от ее назначения:
На заметку. Видео работы всех единиц пожарной техники можно найти в свободном доступе в интернете.
Автоцистерна
Обязательные элементы АЦ:
Вместимость баков пенообразователя – от 0,08 до 1 м3. Они изготавливаются из стали. Трубопроводная сеть из коррозионностойких материалов.
Внимание! Конструкция бака пенообразователя должна быть изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность пролива пены при движении транспорта.
АЦ | Количество мест | Емкость цистерн, л | Объем баков, л | Работа насоса, л/с | Наибольшая скорость подачи, км/ч |
АВД 20/200(433104) | 7 | 3000 | 180 | 20 | 90 |
АУП-25(151)13 | 7 | 2000 | 215 | 25 | 60 |
АЦ 0,8-4/400(432732) | 7 | 800 | 50 | 4 | 90 |
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-541 | 7 | 800 | 50 | 40/4 | 65 |
АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д | 7 | 1000 | 90 | 4 | 90 |
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга» | 6 | 1000 | 60 | 40 | 90 |
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника | 7 | 1000 | 60 | 25 | 80 |
Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
Автомобиль пенного тушения внешне не отличается от остальной пожарной техники своим окрасом и обозначениями, но применяет пену в качестве основного огнегасящего средства. Такая техника включает в себя:
Машины используются для транспортировки боевого состава и ПТВ к месту проведения операции по пожаротушению.
Все емкости хранения пенообразователя покрываются огнеупорным материалом. Сами баки изготавливают из стали, устанавливают внутри дренажную трубу. Сверху размещают люковое отверстие для контроля заполнения бака. В кабине водителя установлены сигнализационные лампочки, предупреждающие об уровне жидкости внутри бака.
Пенообразователь создается посредством подачи пены на пеногенераторы (например, ГПС-2000).
Насосы выполняют следующие функции:
Пожарный автомобиль порошкового тушения
Такие машины используются для оперативной доставки ПТВ и спасательной службы в точку ЧС, а также для ликвидации воспламенения.
Установка порошкового тушения находится на шасси обычной грузовой машины, состоящей из:
Емкости с малой вместительностью (порошка) монтируются вертикально, с большой – горизонтально. Баки наполняют активным веществом на 90%.
Модель | Количество мест, чел. | Масса порошка, кг | Мощность двигателя, л/с |
АП 500-20 | 3 | 500 | 95 |
АП 1000-40 | 3 | 1000 | 108,8 |
АП 2000-60 | 3 | 2000 | 170 |
АП 4000-60 | 3 | 4000 | 220 |
Автомобиль газодымозащитной службы
Техника этого вида выполняет следующие задачи:
Пожарные машины газодымозащитной службы используются при температуре от –40 до +40 °C.
В оснащение таких технических средств входит:
Пожарный штабной автомобиль
Осуществляет транспортировку ПТВ, пожарной команды и дополнительных устройств, позволяющих улучшить эффективность пожаротушения.
АПП-0,5-1,5 (ГАЗ-3302)-85ВР | |
Количество человек | 5 |
Емкость цистерны для воды, м3 | 0,3 |
Емкость бака для пенообразователя, м3 | 0,03 |
Пожарный автомобиль связи и освещения
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) осуществляют освещение места уничтожения огня, тем самым упрощая работу спасательного отряда, а также устанавливают связь с центральным пунктом пожарной связи.
В комплектацию такой техники входят:
Внимание! В более современные модели также устанавливают генераторы частоты, которые имеют автоматическое регулирование и изменение напряжения и величины нагрузки (например, АСО-20).
АСО-12 | |
Шасси | ГАЗ-66 |
Мощность стационарного генератора электронапряжения | 12 кВТ |
Радиус действия стационарных радиостанций | 30 км |
Радиус действия переносных радиостанций | 2 км |
Мощность прожекторов | 1500 Вт |
Автолестница
Пожарные автолестницы (АЛ) позволяют доставить к месту возгорания службы спасения, ПТВ и провести спасательные действия и пожаротушение на высоте.
Классификация видов АЛ:
Автоподъемник
Данная техника осуществляет доставку ПТВ и боевого расчета к месту возгорания, проведение эвакуации и работ по пожаротушению на высоте (от 30 м).
Применение автоподъемника допускается при температуре от –40 до +40 °C и влажности до 80%.
В конструкцию автоподъемника входит:
Техобслуживание пожарных машин
Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.
Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».
Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:
Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:
Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.
При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.
Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:
Пожарные автомобили, классификацию, типы и обозначения важно учитывать при техническом обслуживании, ведь каждая машина является уникальной. Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.
Пожарные и аварийно-спасательные автомобили
Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению
Учебные вопросы:
Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению.
Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.
Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.
Правила содержания и обслуживания пожарной техники.
Различают основные транспортные средства:
Основное отличие заключается в следующем:
машины целевого назначения используют для тушения пожаров на промышленных и специальных объектах и предприятиях (нефтебазы, аэродромы, склады).
Основные транспортные средства пожаротушения общего назначения :
Автоцистерна пожарная АЦ-5-40
АНР-40-1500 (433104) 35ВР
пожарные насосные станции
ПНС-110 на шасси КАМАЗ 43114
– все автомобили первой помощи, используемые для ликвидации и локализации пожара на начальной стадии и проведения аварийно-спасательных работ.
АПП-2 на шасси ГАЗ-32591(4х4)
Эти машины используются для доставки расчета, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения к месту возгорания, ведения основных действий по пожаротушению, спасанию людей и материальных ценностей.
АПП-0,2-30/170 (Rescue vehicle APP-0,2-30/70)
Основные транспортные средства пожаротушения целевого назначения :
– аэродромные пожарные машины
Автомобиль пожарный аеродромный АА-12/60 (63501)
– Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения
АПТ 6,0 – 40 (Урал – 5557)
Специальные автомобили
Они используются для выполнения отдельных операций в процессе пожаротушения. Это:
– автолестницы и автоподъемники для поднятия личного состава и спасения людей
Для осуществления руководства всем пожаротушением используют штабные автомобили:
Вспомогательные автомобили:
Используются для обеспечения работоспособности техники. Это заправщики, обеспечивающие заправку топливом, подвоза грузов, необходимого обслуживания и ремонта пожарной техники.
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы:
легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс)
АЛ-17(5301) – полная масса 6800 кг
АЦ 1,3-4/400(5301) – полная масса 6950 кг
средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
АЦ 2,6-30(33086) – полная масса 8150 кг
АЦ-40(131)модель 137(-137А) – полная масса 11050 кг
тяжелые с полной массой свыше 14000 кг
Пожарные аэродромные автомобили S- класса
АА 8,0-90/6(65224) – полная масса 30000 кг
АА-13/60 (6560) – полная масса 35000 кг
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости:
2. Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.
АЦ-40 (131) на шасси ЗИЛ-131
-для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса огнетушащих веществ;
-подачи воды, воздушно-механической пены или раствора смачивателя (как с установкой на водоисточник так и без установки на водоисточник) к месту пожара;
Общее устройство автоцистерн
Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:
цистерна для размещения на коротком шасси Урал 55571.
Трёхкубовая автоцистерна на полноприводном шасси Урал (4×4)
Бак для пенообразователя
Бак для пенообразователя в основном располагается в заднем отсеке
Пенобак снабжён люком, позволяющим вести обслуживание
Доступ к нему осуществляется через заливную горловину
НЦПК-40/100-4/400 В1Т Насос Центробежный Пожарный Комбинированный
Применяется для комплектации пожарных автоцистерн всех видов (легкого, среднего и тяжелого класса), пожарных автомобилей первой помощи, пожарно-спасательных автомобилей и других мобильных и стационарных установок используемых при тушении пожаров.
ПН-40УВ – Устанавливаются в закрытых отсеках пожарных автомобилей, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.
Водопенные коммуникации пожарных автомобилей особенно на старых машинах, как правило, изнашиваются в один момент, поэтому чаще всего требует полного ремонта с заменой. Водопенное оборудование – это сложная система, делать её нужно в совокупности, но возможна и подетальная замена отдельных частей.
Приводы управления механизмами
механизм выдвижения трехколенной лестницы
Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь:
-внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы;
цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом;
Автоцистерна пожарная АЦП-6/6-40(Урал-5557-10):
3 – цистерна; 4 – отсек размещения ПТВ;
5 – насосный отсек; 6 – насосная установка
Наряду с АЦ, насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.
для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса пенообразователя и пожарных рукавов
Общее устройство АНР (особенности устройства АНР в отличие от АЦ):
Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.
Автомобиль пожарный АНР-40(130)127
Пожарные насосные станции
подачи воды или раствора пенообразователя к лафетным стволам или к месту пожара для создания резервного запаса воды
Общее устройство
8 Пожарное оборудование:
ПНС (130) ПМ-2Д12Б | |
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ | |
МАРКА ШАССИ | ЗИЛ-130 (6х6) |
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ | 3 |
МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ВЫСОТА., М | 30 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВЫЛЕТ, М | 16 |
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ НЕ ПРИСЛОНЁННОЙ ЛЕСТНИЦЫ, КГ | 160 |
ПОЛНАЯ МАССА, КГ | 1000080 |
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ | 10100х2500х3200 |
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ | 11 |
Автомобили первой помощи
проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств
Устройство Автомобилей первой помощи:
АПП-0,5-2,0 | |
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ | |
МАРКА ШАССИ | ГАЗ-33023 (4×2) |
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ | 5 |
ВМЕСТИМОСТЬ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ, м3 | 0,5 |
МАРКА МОТОПОМПЫ | НЕТ ДАННЫХ |
НАПОР, М | 400 |
ПОЛНАЯ МАССА, КГМАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ | 3500100 |
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ | 5550x2000x2700 |
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ | НЕТ ДАННЫХ |
Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.
Проведение аварийно-спасательных работ
Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Виды шасси пожарных автомобилей:
Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте.
Устройство пожарной машины
Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.
Установка и крепления пожарно-технического вооружения на АЦ 3,0 – 40 (4334)
Сигнально-информативная окраска пожарных автомобилей, тракторов и прицепов должна соответствовать требованиям со следующим дополнением: выступающие и перемещающиеся части, представляющие опасность при обслуживании, должны быть окрашены полосами чередующихся красного и белого цветов с соотношением ширины 1:1 и в соответствии с нормативно-технической документацией на цветографические схемы.
Наружная окраска защитных кожухов агрегатов должна соответствовать цвету интерьера мест их установки. Внутренняя окраска кожухов должна иметь сигнальный цвет.
Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.
Специальный звуковой сигнал имеет изменяющиеся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0, 5 до 6 секунд.
Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.
Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей.
Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.
Выхлоп отработанных газов
Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 – для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 – для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.
Стандарт, распространяющийся на машины конкретного вида может представлять собой испытательный код по вибрации и, кроме того, включать в себя следующие разделы(пункты):
Не рекомендуется устанавливать в стандартах на машины конкретных видов какие либо предельные или допустимые значения для вибрационных характеристик.
Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °С.
Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина – не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы. Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.
Пожарная автоцистерна оборудована лестницами и подножками
Пожарная машина на гусеничной шасси
Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности. После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение. Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям.
Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании.
Пульт управления в заднем отсеке АЦ 7,0 на базе КАМАЗ-65224
Панель управления пожарной машиной
1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3 – цилиндр управления сцеплением; 4 – клапан Ду-32; 5 – клапан Ду-90; 6 – клапан Ду-125; 7 – клапан Ду-150; 8 – клапан Ду-50; 9 – распределитель с электроуправлением; 10 – клапан ограничитель;
11 – воздушный баллон; 12 – компрессор; 13 – фильтр; 14 – регулятор давления; 15 – манометр; 16, 17 – пневмораспределители с электроуправлением; 18 – дроссель с обратным клапаном; 19 – ниевмоглушитель
Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.
Правила содержания и обслуживания пожарной техники.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения:
Пожарная переносная мотопомпа
Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:
Правила обслуживания пожарной техники:
Ремонт для автомобилей
Ремонт для агрегатов
Мобильные пожарные установки МПУ-2000, МПУ-2000-М2
Ремонт пожарных автомобилей в пожарно-техническом центре