Основные понятия о машине механизмах деталях 5 класс конспект
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение самарской области средняя общеобразовательная школа с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
Ахметзянов Ильшат Рафаэлович
Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Инструмент и оборудование: макеты машин и механизмов.
Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.
Повторение пройденного материала.
1.Из каких основных частей состоит столярный верстак?
2.Какие технологии вы знаете?
3.Что относится к специальной одежде?
4.Что необходимо делать по окончании работы?
Изложение нового программного материала.
Постановка цели урока.
— Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина?
Человек использует много разных машин.
Машина является устройством, выполняющим механические движения для преобразования энергии, материалов или информации. Машины бывают рабочие и энергетические .
Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине ) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильными машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов получают короткие отрезки.
Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).
Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью Движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.
Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.
Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.
В механизме различают ведущую и ведомую детали.
Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.
Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача , состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.
Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением.
Отношение диаметра D 2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом
В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения.
шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок 2 (рис.1). Шпонка плотно входит в прорези (пазы, канавки) двух соприкасающихся.
Ременная передача. Реечная передача. Коническая передача.
Учитель демонстрирует примеры работы механизмов передачи движения на макетах и плакатах.
Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:
4.Механизм контроля и управления.
В тетради учащиеся записывают примеры машин и механизмов и классифицируют их по назначению и типу.
1.Какие вы знаете механизмы передачи движения?
2.Чем отличаются механизмы передачи от механизмов преобразования движения?
3.В каких машинах имеются ременные механизмы?
4.Какое устройство называется машиной?
5.Приведите примеры энергетических и рабочих машин?
6.Каково назначение рабочего органа? Двигателя? Передаточного механизма?
Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
Конспект урока по технологии на тему «Понятие о механизмах и машинах»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока.
Разработал учитель технологии Крюков Н.С.
Предмет: технология ( мальчики)
Учебник (УМК) : А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии»
Тема урока : «Понятие о механизме и машине»
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование: образцы механизмов, слесарный верстак.
Характеристика учебных возможностей и достижений учащихся:
умеют обрабатывать древесину ручным инструментом;
умеют выполнять простейшую декоративную обработку древесины;
умеют организовывать рабочее место и соблюдать технику безопасности
умеют искать, выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Структура и ход урока
Самоопределение детей к деятельности на уроке. Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.
Проверяет готовность детей к уроку. Слайд 1
Сегодня мы будем обсуждать интересную тему
Воспринимают наслух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному действию
Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о деревообработке, метод проблемного изложения
Какими инструментами обрабатывается древесина
Как правильно выполнить разметку заготовки из древесины
Выполняют задание у доски, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.
осознание своих возможностей.
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание, извлекать необходимую информацию из текстов
Мотивация (встреча с проблемой)
Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы, слайд 3:
1.Как можно перевести один вид энергии в другой?
Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока:
Познакомится с понятиями «Машина»,»Механизм»,»Деталь»,»Соединение». Слайд 4
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Коммуникативные : владение речью, умение выражать мнение.
Организовать осмысленное восприятие новой информации
2.На примере зажима верстака сказать что преобразует данный механизм (вращательное движение в прямолинейное)
3.Выполнить кинематическую схему механизма зажима (по рис).слайд 6
Рассматривают механизмы и дают им определения. Фиксируют определения.
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
давать определения новым понятиям темы;
называть механизмы, назвать основные детали механизмов.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Предлагает выполнить задание (по вариантам, по карточкам):
1.Вычертить в тетрадях условные обозначения на кинематических схемах подвижных соединений. Слайд 7
2.Изучить зубчатый механизм ручной дрели и определить его назначение.
3.Начертить кинематическую схему выбранного механизма. Слайд 8
Самостоятельно определяют название механизма, основные элементы механизма.
Определять пиломатериалы. Познавательные:
умение сформулировать алгоритм действия;.
анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие
В парах, фронтальная
Предлагает оценить работу в паре. Слайд 9.
Предлагает оценить факт достижения цели урока. Мне пригодится это…..
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели,
Познавательные : выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1124669
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект по технологиии «Понятие о механизме и машине». 5 кл
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок технологии, 5 класс (2 часа)
Тема урока: «Понятие о механизме и машине». 5 класс
Ознакомить с ролью машины в техническом прогрессе; продолжить формирование знаний о машинах; научить читать кинематические схемы; воспитывать аккуратность во время работы.
Задачи урока: образовательна я : способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений..
Развивающая : способствовать развитию сенсорной сферы учащихся ( трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);
Воспитательная : способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств;
Профориентационная : воспитывать уважение к работающему человеку.
Методы проведения урока: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Инструменты и оборудование: модели передач и механизмов машин; плакат «Типовые соединения деталей»; таблица» кинематическая схема.
Оформление доски: тема урока; (винтовой механизм, кинематическая схема, типовые детали машин, шкив); домашнее задание.
I .Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
Устный ответ по карточкам
Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:
— Какие способы отделки и материалы применяются при обработке древесины?
2. Для этого вспомни;
— Прозрачная и непрозрачная отделка;
— материалы для отделки;
— инструменты для отделки;
— правила Т/Б при выполнении отделки.
Примерный ответ учащегося
Отделку осуществляют кистями, тампонами, окунанием либо пропусканием изделия через стекающую лаковую пленку.
— Очень важно при выполнении отделки соблюдать правила безопасной работы.
— Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов.
— не нюхать лак во избежание отравления.
— Избегать попадания лака на открытое участки тела.
— После работы тщательно мыть руки с мылом.
— проверка домашнего задания в тетради.
III . Переход к изучению новой темы
Очень часто мы выполняем любой вид работы вручную.
Типовые детали машин и типовые соединения.
Разъемные и неразъемные соединения.
VI . Изучение новой темы
— Слово «машина» вам уже знакомо. Что же, оно по вашему означает? Запишите в тетради определение понятие «машина».
Анализ определении, данных учениками.
Рассказ учителя о машинах и их видах
Машина – устройство, выполняющие механические движения без приложения человеческой силы для преобразования энергии, материалов и информации.
Принято различать следующие виды машин.
Двигатель внутреннего сгорания.
Строгальный, сверлильный, шлифовальный станок
Самолеты. Автомобили. Электровозы. Теплоходы
Счетные и вычислительные машины. ЭВМ. Компьютер. Видеокамера. Магнитофон.
Каждая машина состоит из отдельных механизмов.
Механизм – это устройство для преобразования и передачи движения
— Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное).
— Кривошипно –шатунный (преобразование возвратно – поступательного движения во вращательное)
— Эксентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное).
— Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно – поступательное)
Рассказ учителя о типовых деталях и шиповых механизмах
При рассказе можно опираться на текст учебника (§18, стр.91-97, Таблицы 3,4,5)
5.Обозначение типовых деталей и механизмов на кинематических схемах
— Кинематическая схема – условное обозначение различных передач движения, механизмов и деталей.
6. Самостоятельная работа
— Прочитайте текст учебника «Разъемные и неразъемные соединения деталей.
7. Беседа по прочитанному
— Какие соединения называют неразъемными?
Ответ: Соединения, которые можно разобрать только после их полного или частичного разрушения.
— Приведите примеры неразъемных соединений.
Ответ: Фальцевый шов, заклепочные соединения, клеевое, сварка металла.
— Какие соединения называют разъемными?
Ответ: Соединения, которые можно разобрать без нарушения соединяемых элементов.
— Приведите примеры разъемных соединений.
Ответ: Болт, шуруп, шпилька, штифт.
V . Практическая работа
— Познакомиться с набором и его деталями.
— Ознакомить учащихся со способами соединения деталей.
— Выполнить из деталей набора макеты деталей машин и простые механизмы.
2. Текущий инструктаж
— Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила выполнения работы.
— Подсказать и корректировать выполнения работы.
— Контролировать ход практической работы.
— Продемонстрировать собранный механизм.
— Навести порядок на рабочем месте.
— Характеристика успехов и ошибок в работе
VI .Закрепление изученного на уроке
— Назовите типовые детали машин (Валы и оси, крепежные изделия, детали передачи, ходовой винт)
— Какие соединения применяются в машинах? (Соединения бывают разъемные и не разъемные)
VII .Подведение итогов урока
Выставление оценок в журнал и в дневники
— Прочитайте §18 стр.91-97
Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Чем отличается машина – деталь от машины – генератора?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1296175
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по технологии «Понятие о машине механизме» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока по технологии
Раздел «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов »
Тема «Понятие о машине механизме»
-способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях;
-способствовать запоминанию основной технической терминологии.
II. Метапредметные УУД
-Познавательные: формировать умения анализировать, осуществлять поиск информации, работать со схемами.
-Регулятивные: формировать умения постановки цели, анализировать и моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия.
-Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать учебное сотрудничество.
III. Личностные УУД
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Методическое оснащение урока
Учебные мастерские, линейки, карандаши, верстаки, тиски, напильники, наждачная бумага, коловорот, ручная дрель, клей, фанера, лобзики, эталонный образец изделия.
-учебник: Синица Н.В. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Устный опрос, рассказ, демонстрация, показ, практическая работа
Формы организации познавательной деятельности учащихся
Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного, применение новых знаний на практике)
-готовность учителя к уроку
-готовность учащихся к уроку
2.Актуализация знаний учащихся
Повествование с элементами опроса
3.Изложение нового материала
Тема урока: понятие о машине и механизме
-способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях;
-способствовать запоминанию основной технической терминологии;
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Изложение программного материала.
4. Вводный инструктаж
Название практической работы: изготовление модели грузовика
Объект труда: модель грузовика
Цель практической работы:
-способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях.
Критерии оценки : норма времени, точность обработки, правильность выполнения трудовых приемов, организация рабочего места, соблюдение ПТБ и СГТ.
5. Практическая работа
Изготовление модели грузовика
6. Текущий инструктаж.
Анализ и исправление ошибок. Разбор причин неправильной работы и допущенных ошибок при выполнении практической работы. Показ правильных приемов работы, повторение их с учащимися и продолжение работы.
7. Завершение практической работы.
8. Заключительный инструктаж.
— Анализ допущенных ошибок.
— Инструктаж по выполнению домашней работы.
9. Уборка рабочих мест.
1. Организационный момент.
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— проверка исправности техники и инструментов
2. Актуализация знаний учащихся.
Тема нашего урока сегодня «Понятие о машине и механизме»
Машины. Без них невозможна жизнь и деятельность современного общества. Представьте себе, что исчезли машины, вырабатывающие электроэнергию, автомобили, перевозящие людей и грузы, бытовые машины и приборы облегчающие домашний труд. Что произойдет с нашей жизнью? (дети отвечают)
Тогда жизнь остановится! Машины наши друзья и верные помощники.
Технические достижения человечества огромны: механизмы, использованные при строительстве египетских пирамид, паровые машины, электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания, автомобили, станки, компьютеры, космические корабли, бытовые машины и приборы, лазерная техника и роботы. Этот список можно продолжать до бесконечности. Возможно, и вы внесете свой вклад в создание машин XXI века.
Но для этого сегодня на уроке Вы должны узнать и понять:
1.Что такое машина, механизм, деталь.
2.Познакомиться с классификацией машин.
3.Понять функции машин.
4.Научиться понимать устройство машин и механизмов по кинематическим схемам
5.Определять по кинематическим схемам типовые соединения деталей.
6.Ознакомиться с видами передач движения.
3. Изложение нового материала
Тема урока: понятие о машине и механизме
-способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях;
-способствовать запоминанию основной технической терминологии;
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Изложение программного материала.
В современном мире человеку часто помогают различные механизмы и машины.
Машина — это устройство, которое выполняет определенные действия с целью облегчения физического и умственного труда человека. Например, автомобиль является транспортной машиной, станок для обработки каких-либо заготовок — технологической машиной.
Примером бытовых машин служит пылесос, стиральная машина, холодильник. Сельскохозяйственные машины (трактор, комбайн и др.) помогают человеку в уборке урожая. Компьютер для человека — информационная и вычислительная машина.
В конструкцию машины входит много различных механизмов. Механизм — это устройство для преобразования одного вида движения в другой. В качестве примера рассмотрим винтовой механизм, применяемый в переднем и заднем зажимах столярного верстака (рис. 52).
В винтовом механизме вращательное движение рукоятки 2 преобразуется в прямолинейное движение ходового винта вместе с прижимным бруском 3 (рис. 52, а). На рисунке 52, б показана кинематическая схема винтового механизма.
Кинематическая схема — это условное обозначение различных передач и деталей, входящих в эту передачу.
4. Вводный инструктаж
Название практической работы: изготовление модели грузовика
Объект труда: модель грузовика
Цель практической работы:
-способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях.
Критерии оценки : норма времени, точность обработки, правильность выполнения трудовых приемов, организация рабочего места, соблюдение ПТБ и СГТ.
5. Практическая работа
1) Ученикам выдается фанера.
2) Учащиеся переносят контур деталей грузовика на фанеру.
3) Вырезаются детали модели грузовика.
4) Сверлятся отверстия для вырезания внутреннего контура.
5) В деталях колес находится центр и сверлится отверстие для установки на ось
7) Проверка учителем завершенной работы.
6. Текущий инструктаж
Формирование новых умений:
— проверка организованности начала работы учащихся;
— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, ингредиенты, инструкционные карты);
— соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
— инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
— инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— рациональное использование учебного времени учащимися.
7. Завершение практической работы.
8. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов: сообщение учителя о достижении целей урока; объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся; сообщение о теме следующего урока; задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
9. Уборка рабочих мест.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.