Пищалки своими руками в машину
Поделки своими руками для автолюбителей
Простые твитеры от старых сигналок или как сделать простой высокочастотный фильтр
Простые и мощные твитеры можно сделать из старых, ненужных сигнализаций, вернее колоколов-сирен и с наслаждением использовать их в автомобиле.
И так, как это делать?
Берём сирену, разбираем её, убираем всё лишнее,
всякие платы и оставляем одну пищалку-твитер.
Качество звучания, которой будет в разы превосходить заводские.
А теперь я расскажу, как можно сделать простой и надежный высокочастотной фильтр для твитеров, которой будет срезать определенную частоту.
Мне давно не нравились заводские кроссоверы, так как они очень сильно срезают частоты, кстати и полезные тоже.
Для простого фильтра нам всего лишь понадобится конденсатор определенной ёмкости и сопротивление.
Конденсатор можно взять из любой старой аппаратуры, напряжением больше 50 вольт, а вот ёмкость нужно подбирать под нужные нам частоты.
Кстати, с ёмкостью конденсаторов можно поиграться и найти для себя более подходящий к прослушиванию вариант.
Если у вас на большой громкости басы переполняют фронтальные динамики, то можно и на них поставить фильтр, который будет немного срезать низкие частоты. Например, поставить конденсатор ёмкостью 47 и более микрофарад, тут нужно смотреть в каждом конкретном случае.
Твитеры сделанные из сигнализации, можно также задекорировать для красоты заводскими решетками и наслаждаться любимой музыкой.
Пищалки и подиумы своими руками
Решил купить себе пищалочки Hertz DT 16, так сказать сделать переднюю компонентную акустику) Пищалки из той же линейки что и задние блинчики. В комплекте с пищалками идут фильтры высоких частот.
Но поставить пищалки просто, приклеить их куда нибудь — так не хотел.
Решил, что надо их примастерить в передние стойки, желание сделать самому было уже давно. Но желания возиться с этим не было. Поездив по рынкам поискав уже готовые стоечки ни чего хорошего не нашёл, попадались то самопал страшный, а то и сами стойки хорошие сделанные полностью из пластика, но цена в 1000не порадовала!
И тогда взялся сам их делать)
На всякий случай решил купить простые новые стойки, ну мало ли не получиться, что бы заводские не портить, о чём потом конечно пожалел…
Ну и понеслось изготовление стоек под пищалки.
В комплекте с пищалками были металлические кружки, для вставки с пищалкой. Берём кружок этот и я взял пластиковые крепления одинаковой длинны, подрезал под углом и приклеил секундным клеем.
Дальше берём чулок и натягиваем на получившиеся стойки, для того что бы не сползал приклеил его так же секундным клеем, держится очень крепко.
Решил сделать форму не из эпоксидного клея как делало большинство народу а из строительной пены, для этого обмотал стойки скотчем, чтобы пена не так сильно распирала.
Запенил стойку пеной и начал ждать пока она начнёт застывать и её разопрёт.
Ободрал скотч, положил на батарею чтобы подсохла получше, дальше приклеил чулок и отрезал лишнее, обрезал всю лишнюю пену и получилось уже почти готовая форма
Дальше берем шпаклёвку и начинаем шпаклевать получившиеся стойки, шпаклевал в два слоя, чтобы по прочнее было
После того как шпаклёвка высохла начал всё это дело шкурить, так сказать придать окончательную форму
Дальше вырезаем кружок под пищалку и вытаскиваем всю лишнёё пену которая мешается, ещё покрасил их перед тем как обтянуть карпетом
Когда краска высохла обтянул стоечки карпетом, оставшимся ещё после обклейки всего пластика в салоне)
Вот и готовый результат уже со вставленными пищалками, получилось очень даже не плохо, с тем что я видел на рынке)
Дальше пошёл в машину всё это устанавливать) Ни чего сложного в этом нету, подключил их к передним колонкам, точнее к проводам которые к ним идут, а сам фильтр спрятал где то под торпедой, приклеил на двухсторонний скотч)
Самое сложно это оказалось прикрутить эти самые стойки, в этом я и пожалел что сделал подиумы не из заводских стоек. Купленные стойки встали как надо, но я не знаю как так можно делать что крепления на стойках не сходятся с креплениями на кузове( ( ( Пришлось сверлить новые дырки чтобы их прикрепить, так что лучше проверить)
Ну вот и результат после всех установок, пищалки по началу хотел поставить в сторону салона, но как то перепутал и получилось что направлены на стекло, но как получилось так получилось, а получилось не плохо)
Звук с пищалками стал заметнее четче, звонче и объёмнее, особенно стало отчётливо слышно голоса и различные музыкальные инструменты.
Пищалка с прерывистым звуком. Радиосхемы
Сама схема представляет собою простейший генератор звуковых частот (можно сказать зуммер) и собрана всего лишь на четырех деталях:
Как работает схема пищалки
R1 задает смещение на базу VT1. А с помощью C1 осуществляется обратная связь. Динамик является нагрузкой VT2. Частоту звука можно регулировать подбором конденсатора C1
3. Конденсатор : Совершенно любой с емкостью в пределах от 10 до 100 наноФарад.
Если вдруг кто то подзабыл как определить емкость конденсатора по его цифровому коду, то можете заглянуть в раздел справочные материалы: там есть отдельный раздел Цифровой код конденсаторов
Сторожевое устройство на одном транзисторе – самая простая схема, которую сможет собрать даже дошкольник.
В ваши владения часто вторгаются без спроса, а вы при этом занимаетесь важным делом?)
Схема и принцип работы
Цоколевка (расположение выводов) транзистора КТ815Б выглядит вот так:
Принцип действия очень простой. При обрыве охранного провода, зуммер начинает пищать. Тонкий охранный провод можно натянуть через дверной проем.
Если точнее описать работу схемы, то это будет выглядеть так:
нарисуем схемку по ГОСТу для удобства восприятия
Пока у нас охранный провод цел, то в цепи плюс батарейки—-резистор 100 К—-охранный провод будет течь ток. Весь ток будет течь именно через охранный провод, так как его сопротивление очень мало. Так как весь ток будет течь через провод, этого не хватит, чтобы открыть транзистор. Транзистор открывается только тогда, когда его напряжение между базой и эмиттером будет 0,5-0,7 Вольт.
Но… как только охранный провод обрывается, на базе сразу же резко возрастает напряжение, то есть оно стает более, чем 0,5-0,7 Вольт и начинает течь ток через базу-эмиттер. Так как ток течет через базу-эмиттер, то следовательно, транзистор открывается. А раз он открывается, значит через цепь плюс батарейки—–зуммер—коллектор—-эмиттер начинает течь ток. Пока через зуммер течет ток, он орет, как ошпаренный.
Сборка и работа на практике
Схема состоит из транзистора КТ815 с любой буквой. Я взял вот такой:
Вот пример транзистора, который я использую в схеме:
В схеме также есть зуммер:
Зуммер – это звукоизлучатель. При подаче на него постоянного напряжения, он начинает пищать высокочастотным неприятным монотонным звуком. Брал я его на Алиэкспрессе за 0,7 бакса по этой ссылке.
Часто путают зуммеры с пьезоизлучателями (ниже на фото):
Если разобрать зуммер, то мы увидим на платке нехитрую схему генератора частоты, выполненного в SMD исполнении, а также сам пьезоизлучатель, подпаянный медными проводами к этой платке.
Так что если будете брать в радиомагазине зуммер, смотрите, чтобы продавец вам не подсунул обыкновенный пьезоизлучатель.
Вместо зуммера можно взять маломощную лампочку или какое-нибудь исполнительное устройство, которое будет включаться через реле. В этом случае не забудьте защитить транзистор, включив параллельно катушке реле защитный диод:
Ну а вот, собственно, и видео работы всей схемы. Оранжевый провод – это типа охранный проводок.
На своей машине я уже несколько лет эксплуатирую очень простое устройство, у него 2 функции:
1)— Сигнализирует при открытии двери о включенных габаритах.
2)— Сигнализирует о включении вентилятора системы охлаждения.
В качестве сигнального устройства я использовал 12 вольтовый зуммер. Для того чтобы звук был прерывистый я собрал простой генератор на К561ЛА7 (питание у нее 12вольт).
Номиналы C и R подбираются «по вкусу». Сигнал открытой двери я брал с концевика водительской двери. Единственное, что я не сделал, это не поставил диод на входе и поэтому у меня пищит зуммер и при открытии пассажирской двери.
Сигнализация о работе вентилятора системы охлаждения, только для привлечения внимания, чтобы не перегреть двигатель.
Так же параллельно обмоткам реле я поставил светодиоды (и врезал их в панель возле левой ноги водителя), для того что бы знать о каком режиме сигнализирует зуммер. Это не является обязательным.
Простой музыкальный инструмент можно сделать менее чем за пол часа. Конечно диапазон его звучания, частота, а как следствие и тон сильно отличается от настоящих профессиональных инструментов, но за счет своей простоты он будет отличным прибором для сборки начинающему электронщику.
Основанием схемы есть общеизвестна и мегапопулярная микросхема 555, её периодом, а отсюда и частотой возможно управлять с помощью значений некоторых сопротивлений резисторов и ёмкости конденсатора.
Особенное внимание уделяется клавишам. Стандартные тактовые кнопки слишком жесткие, для замыкания их внутренних контактов приходиться применять относительно значительную силу. Их применять рекомендую только с неким рычажком, похожим на клавишу пианино. У меня нашлись кнопочки, которые требует крайне малого усилия для нажатия и еще и имеют длинный цилиндрик для надавливания.
Путем недолгих прослушиваний выходного сигнала с изменением угла поворота ротора переменного резистора были выбраны на мой взгляд неплохие частоты звучания для каждой клавиши. Ниже предоставлена таблица частоты и сопротивления резистора, подходящего для этой цели.
Вся плата, благодаря компонентам для поверхностного монтажа получается крайне маленькой. NPN транзистор любой, можно BC847, расположение его КБЭ стандартное, такое же как у всех биполярных транзисторов в корпусе SOT-23. Питание 5-18 В, но работает даже от одного литий-ионного элемента.
Также такую схему возможно вставить в старый нерабочий детский синтезатор мелодий. Пятый вывод микросхемы “Контроль” лучше кинуть на минус через выводной конденсатор ёмкостью около 100 нФ.
При подключении низкоомного динамика ощутимо нагревается транзистор, предотвратить это можно и нужно увеличением номинала его базового резистора или включением высокоомного динамика от старого телефона. В моём экземпляре вышло так, что кнопочки с резисторами разместились на одной плате, а микросхема на второй: соединял их луженными пластинками жести. Кнопки лучше крепить не только контактами с помощью припоем контакты, а и залить это дело термоклеем или эпоксидкой, когда уже точно выбраны номиналы для нужного звучания.
Порой водители, особенно начинающие, забывают выключить сигнал поворотника, завершив маневр. Штатные щелчки порой не слышно, если играет громко музыка. Поможет исправить ситуацию звуковой повторитель поворотов на 12 v, изготовленный своими руками. Инструкция по самостоятельному изготовлению пищалки прилагается в данной статье.
Предназначение звукового повторителя поворотов
В машинах, как правило, стали устанавливать переключатели поворотников, которые после завершения маневра автоматически возвращаются в нейтральное положение. Это имеет свои преимущества: нет необходимости отвлекаться на выключение поворотников, когда поворот завершен, не нужно тратить время на проверку, отключен ли сигнал. Со временем автовозврат переключателя может отказать (автор видео — Александр Баранов).
В некоторых автомобилях переключатель не возвращается автоматически в исходное положение. В этом случае необходимо самостоятельно следить за его отключением после завершения поворота. При раздаются щелчки, но порой из-за громко включенной музыки или шума их не слышно.
Если вовремя не выключить поворотники, это может стать причиной аварийной ситуации на дороге, так как путает других участников дорожного движения.
Путем установки звукового оповещения работы реле переключателя, можно решить проблему забытого выключения поворотов.
Инструкция по изготовлению пищалки на поворотники
Смастерить звуковой сигнализатор поворотов на свой автомобиль можно своими руками в течение 15 минут, не обращаясь по этому поводу в автосервис. Для создания такого дубликата поворотников потребуется микросхема К561ЛН2, она послужит основой. Кроме этого, нужен бузер, но без встроенного генератора.
Можно взять бузер, у которого генератор встроен, если устраивает его звучание. В данном случае разбирается пример подключения бузера к штатному генератору низких частот. Подключившись к генератору НЧ, следует покрутить ручку настройки и выбрать наиболее подходящий звук. Теперь можно воспроизвести его, воспользовавшись в качестве основы микросхемой К561ЛН2 и генератором.
Схему устройства можно представить в виде двух частей:
Тон звучания звукового повторителя настраивается путем изменения номинала С1 и R1. При подключении устройства отрицательный полюс прикрепляется к «массе» автомобиля, а положительный посредством «развязывающих» диодов берется от остановки.
Чтобы определиться с клеммами кнопки, следует воспользоваться мультиметром. На нем нужно выбрать режим для измерения постоянного напряжения. Включив левый поворотник, нужно смотреть, на какой клемме периодически появляется напряжение +12 Вольт. Аналогичные действия нужно выполнить, включив правый поворотник.
В данном случае устройство выполняется навесным монтажом. Для корпуса звукового повторителя поворотов используется 2-х миллиметровый шприц с извлеченным из него поршнем. Провод выводится из узкого отверстия – носика шприца, а бузер прикрепляется с обратной стороны шприца с помощью термоклея.
Таким образом, легко собрать своими руками звуковой повторитель поворотов, используя микросхему и 5 логических элементов. При этом можно сэкономить время и деньги на посещении автосервиса.
Видео «Установка звукового дубликата поворотников»
В этом видео демонстрируется, как установить самостоятельно звуковой сигнализатор поворотников (автор ролика — Мир Авто-Мото).
Ленточная пищалка? –Да нет ничего проще!
Сейчас расскажу, как сделать своими руками ВЧ динамик, так сказать, на уровне мировых стандартов. Будет вам и качество звука не хуже «Фунтек», и доступность деталей, и легкость в повторении. В общем, идеальный набор для конструктора-меломана, у которого есть золотые руки, гениальная голова, утонченный музыкальный слух…но нет денег.
Разумеется, одним магнитом обойтись можно, но лучше не мелочиться в таком вопросе, тем более для себя, любимого!
Итак, вырезаем стальную (магнитную, т.к. нержавейка ни в коем случае не подойдет!) пластину с размерами 155х45х4 мм и приклеиваем к ней «Моментом» магнитики (в данном примере толщина каждого 4 мм).
Из полосы стали, купленной в магазине (здесь важна ровная геометрия пластин) отрезаем две полоски по 175 мм.
Затем на наждаке (точильный круг) обтачиваем одну грань пластины для придания соответствующей формы:
Такая форма концентрирует силовые линии и усиливает магнитное поле в месте расположения ленты-излучателя. Забегая вперед, покажу это место на собранном излучателе:
Но вернёмся назад и продолжим по порядку.
Поверх магнитов наносим две дорожки эпоксидного клея, так чтобы центр оставался чистым. Стальные пластины прижимаем друг к другу через временную пластмассовую полоску-прокладку (я использовал деталь от детского конструктора) и медленно подносим к нижнему магниту. Пластины с громким «чпок!» примагничиваются. И теперь аккуратно (да прибудет с нами Сила!) сдвигаем их вверх вдоль магнитов, следя, что бы конструктор-разделитель не выскочил. Получаем такую конструкцию.
Как только клей высохнет, вынимаем конструктор-разделитель. Стальные пластины прекрасно держатся в нужном нам положении на магнитной подложке.
На две картонные полоски приклеиваем залуженные контакты-полоски медной фольги. Полоски должны огибать картон (как скоба) и служить контактами с обоих сторон. Затем картонки крепим к стальным пластинам с изнаночной стороны, рядом с отверстиями для крепления динамика.
Начинаем готовить ложе для мембраны. Вырезаем полоску из тонкого ворсистого материала, приклеиваем на видимую часть магнитов. Не забываем сделать загиб (утолщение) на краях. Полоска будет работать в качестве легкого поглотителя звука обратной стороны мембраны и её механического ограничителя, в случае нештатного режима (амплитудной перегрузки). А утолщение на концах поднимет мембрану до уровня магнитного зазора.
Переходим к ювелирной работе, к мембране-ленте. Вырезаем из фольги конденсатора полоску шириной 7 мм. Если нет конденсатора, можно вырезать из пищевой фольги. В такой фольге отлично получается буженина.
Вариант из фольги доступнее, но потребует немного изменить количество витков первичной обмотки согласующего трансформатора. Это связано с тем, что фольга для запекания более толстая и будет иметь меньшее электрическое сопротивление.
Далее, гофрируем ленту между двумя шестеренками или между зубчиками крышек от зубной пасты и припаиваем к площадкам-контактам, которые мы заблаговременно приклеили к картонным полоскам.
Обычной пальчиковой батарейкой «узнаем» полярность нашего излучателя. Плюс и минус обозначаем, увидев выталкивание ленты наружу.
Для ленточного излучателя ещё потребуется согласующий трансформатор. Намотать его можно на кольце, взятом из компьютерного блока питания, или использовать любое подходящее кольцо, будь то ферритовое, из пермаллоя или тороидального железа.
Подключение «автотрансформатором» улучшает проникновение высокочастотных составляющих к ленте от усилителя.
Согласующий трансформатор приклеиваем с тыльной стороны излучателя и припаиваем выводы на контактные площадки.
Лицевую сторону с лентой накрываем подходящей предохранительной металлической сеткой. В силу наличия магнитного поля она будет держатся самостоятельно.
Собственно, всё готово. Включаем через подходящий фильтр к НЧ динамику и можно слушать музыку.
Хочется обратить внимание, что, с одной стороны, такая классическая конструкция ленточного динамика позволяет сэкономить на количестве магнитов. С другой, амплитуда колебаний весьма ограничена узким зазором. Поэтому основной недостаток классического ленточника – это плохая работа на нижнем участке рабочих частот. Если лента вышла из зазора, то стали заметны искажения. Как раз тот самый «шорох и звон» ленты, о которых иногда пишут в отзывах владельцы «Фунтек»-ов.
Логично, использовать «пищалку» в том диапазоне, где она «даст фору» всем остальным видам излучателей. То есть, хотим максимальное качество звука- используем разделительный конденсатор (всего лишь 6 Дб/окт) и слушаем от 10 кГц и выше с наилучшей фазо-линейной характеристикой.
Если же хотим слушать от 5 кГц (и выше) –включаем через фильтр 3-го порядка (конденсатор-катушка-конденсатор, 18 Дб/окт).
Как компромиссный вариант: слушаем через конденсатор от 5 кГц, но сильно «не газуем». Тем более, что в данном конкретном случае чувствительности (и громкости соответственно) вполне с запасом даже для обычного лампового однотактника.
Напомню главное преимущество ленточника-вес «диффузора», на порядок меньше любой самой крутой купольной пищалки динамического типа. Отсюда –лучшая атака/затухание сигнала и более точная подача музыкальной информации для наших ушей.
Для тех, кто захочет повторить конструкцию «один-в один», надо знать, что сопротивление именно такого динамика переменному току (импеданс) составляет 4,75 Ом.
В этой статье не будет видео работающего высокочастотника, так как без поддержки излучателей средне- и низкочастотного диапазона, вы услышите только цыканье. Но, работу готовой трёхполосной АС, в которую входят эти излучатели, обязательно продемонстрирую после того, как расскажу про сборку остальных составляющих.
Вторую статью начну с рассказа, из чего и как сделать очень хороший среднечастотный излучатель звука. Главным критерием –абсолютная доступность каждому и очень малая стоимость затрат.