Подготовка к работе двигателей тракторов и автомобилей
Подготовка к работе двигателей тракторов и автомобилей
Трактор, полученный с завода или принятый из капитального ремонта, перед эксплуатацией должен пройти предварительную обкатку.
Перед пуском трактор очищают от грязи, осматривают крепления, проверяют на месте ли болты, гайки и шплинты, нет ли течи масла, топлива, воды и электролита. Все болтовые соединения проверяют на слух, остукивая их молотком. Неполностью затянутые крепления издают приглушенный, дребезжащий звук.
Обнаруженные неисправности устраняют. Масляные пятна с деталей удаляют деревянными скребками или ветошью, пропитанной топливом.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Затем заправляют топливные баки топливом, а систему охлаждения — водой, смазывают механизмы трактора в соответствии с заводской таблицей смазки. Проверяют уровень масла в картере дизельного двигателя, топливном насосе, регуляторе, редукторе пускового двигателя, корпусах силовой передачи, баках гидросистемы, трансмиссии и навесного устройства, поддерживающих роликах, опорных катках и направляющих колесах. В картере двигателя уровень масла измеряют щупом. Вначале со щупа удаляют следы масла, затем вставляют на место и вынимают, определяя уровень масла по оставшемуся следу. Уровень масла в картере двигателя должен доходить до верхней метки на щупе. Если уровень масла в картере меньше нижней риски, масло доливают через маслоза-ливную горловину, которая установлена на левом колпаке головки цилиндров.
В механизмы трактора (картер двигателя, корпус топливного насоса, регулятор, коробку перемены передач, редуктор пускового устройства, подшипники направляющих колес, опорные катки и поддерживающие ролики, редуктор ВОМ) заливают моторное масло (летом М10Г или М10В, а зимой М8Г или М8В). Все указанные узлы, кроме двигателя, можно смазывать дизельным маслом: летом ДС-11, а зимой ДС-8.
Детали ведущих мостов, конечных передач и крестовин карданов смазывают трансмиссионным летним или зимним автотракторным маслом.
В гидроамортизаторы ходовой части и подрессоренного сиденья заправляют веретенное масло АУ. Вместо веретенного масла можно применять смесь, составленную из равных частей трансформаторного масла и турбинного «Л».
Цепи стеклоподъемников и шарниры сиденья смазывают графитной смазкой УСсА.
Узлы, в которых плохо удерживается жидкое масло (подшипники вала и механизма выключения муфты сцепления, втулки валов рулевого управления и наконечники тяг, валы рычагов управления, шлицевые соединения карданных валов ведущего моста и ВОМ, ось кривошипов направляющих колес, верхняя ось и цапфы центральной тяги механизма навески), смазывают солидолом (густой смазкой марки «С» или УС-2) через пресс-масленки с помощью солидолонагнетателя (шприца) до появления свежей смазки из зазоров или по числу нагнетаний, указанных в таблице смазки.
Перед смазкой тщательно очищают от пыли и грязи места у заправочных отверстий и масленки. Пробки заправочных, контрольных и сливных отверстий механизмов трактора нужно класть на чистое место. После смазки узлы и механизмы плотно закрывают (или завертывают) пробками, удаляют ветошью пролитое масло или остатки солидола.
Затем проверяют натяжение ремня вентилятора и гусеничных цепей, регулировку механизмов управления трактором.
Перед пуском проверяют, заправлен ли двигатель водой, маслом и топливом. Если в систему питания попал воздух, его удаляют, прокачивая топливо ручным подкачивающим насосом. Рычаг переключения рядов и рычаги управления гидросистемой должны находиться в нейтральном положении. Затем открывают краны основного и пускового топливных баков, закрывают шторку радиатора и включают включатель «массы». Ручной рычаг управления подачей топлива устанавливают в крайнее переднее положение, соответствующее включенной подаче топлива. При работе трактора с гидрофицированными машинами включают насос гидравлической’ системы.
Если трактор долго не работал, провертывают коленчатый вал рукояткой на два-три оборота. Потом вводят приводную шестерню редуктора пускового устройства в зацепление с венцом маховика дизельного двигателя, переместив рычаг до отказа вверх, а затем устанавливают его в нейтральное, положение. Если шестерня не вводится в зацепление, необходимо включить муфту сцепления пускового устройства, повернув рычаг вниз и мгновенно включив (и выключив) стартер. Затем слегка проворачивают коленчатый вал пускового двигателя, и еще раз включают приводную шестерню. Категорически запрещается включать ее при работающем пусковом двигателе, иначе может произойти авария. Потом цепочкой 1 приоткрывают воздушную заслонку карбюратора.
Поворачивая ключ в замке зажигания, включают стартер и запускают пусковой двигатель. Запрещается включать стартер при работающем пусковом двигателе, а также при введенной в зацепление приводной шестерне и одновременно замкнутой муфте редуктора. Во избежание разрядки аккумуляторной батареи стартер включают не более чем на 15— 20 с. После первой неудачной попытки запуска пускового двигателя повторно включают стартер через 1 мин.
Если стартер или аккумуляторная батарея неисправны, пусковой двигатель можно запустить вручную дублирующим пусковым устройством. Когда после трех-четырех попыток пусковой двигатель не заведется, надо проверить зажигание и поступление топлива в карбюратор, нажимая на кнопку утолителя карбюратора в течение 3—5 с. Если пусковой двигатель и после этого не заведется, нужно залить в цилиндр через заливной краник 15— 20 г бензина и вновь повторить пуск.
После того как пусковой двигатель начнет работать, необходимо отключить стартер, отпустив ключ зажигания, полностью открыть воздушную заслонку карбюратора и прогреть его на холостом ходу не более 2 мин. Длительная работа пускового двигателя вхолостую приводит к его перегреву.
Пусковой двигатель не должен работать более 15 мин.
Сразу же после начала работы основного двигателя необходимо выключить муфту редуктора пускового устройства, переведя рычаг 27 в нейтральное положение. Затем следует остановить пусковой двигатель, выключив зажигание кнопкой 10 и, не снимая руки с кнопки, закрыть воздушную заслонку. Потом закрывают краник топливного бачка пускового двигателя.
Дизельный двигатель после запуска прогревают на холостом ходу, постепенно увеличивая его частоту вращения от минимальной до средней в течение 2—3 мин. Двигатель должен работать равномерно, без перебоев, стуков и посторонних шумов. Выхлоп должен быть бездымным. Двигатель считается прогретым, если температура воды и масла будет 50—55 °С.
Давление масла в системе смазки у прогретого двигателя должно быть 2,5— 4,0 кгс/см2. Если при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода манометр показывает давление масла ниже 1,5 кгс/см2, надо остановить двигатель и устранить неисправность. После прогрева двигателя следует проверить, нет ли течи в соединениях трубопроводов.
Техника безопасности при подготовке автомобилей и тракторов к работе и пуске двигателя
Подготовка автомобиля и трактора к работе, а также выполнение операций по устранению неисправностей, техническому обслуживанию и очистке должны производиться исключительно при заторможенной машине и неработающем двигателе.
В процессе подготовки трактора, самоходного шасси, автомобиля к работе следует соблюдать данные правила техники безопасности:
1) – приведение рабочей одежды и обуви в порядок;
2) – соблюдение особой осторожности при входе и выходе из кабины машины в гололёд, дождь либо снегопад;
3) – выполнение своевременной очистки с поручней, подножек и пола кабины снега, грязи и льда;
4) – заправка машины смазкой и топливом должна производиться только в светлое время суток, а в случае заправки в тёмное время проверка уровня масла, воды и топлива должна осуществляться с применением электрического фонаря.
В процессе пуска нужно неукоснительно придерживаться правил техники безопасности, которые указаны в руководстве по эксплуатации машины:
1) – запрещено наматывание пускового шнура на руку; шнур должен быть снабжён рукояткой;
2) – запрещено нахождение против маховика пускового двигателя;
3) – запрещён пуск двигателя, если провод высокого напряжения не закреплён на свече, а также в случае наблюдения перегрева двигателя и прочее;
4) – запрещён прогрев двигателя в помещениях с недостаточной вентиляцией;
5) – запрещено использование открытого огня для подогрева двигателя.
Обязательна подача звукового сигнала перед началом движения, после чего можно начать плавно двигаться.
ТО системы питания трактора
Система питания влияет на бесперебойность и экономичность работы не только двигателя, но и машинно-тракторного агрегата.
Проверка герметичности воздухоподводящей системы. При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кривошип- но-шатунного механизма. Необходимо периодически проверять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого снимают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае надо подтянуть крепления воздухоподводящих частей.
Проверка работы форсунок. Если форсунка не распыливает топливо, то оно не сгорает и соответствующий цилиндр выключается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилиндрах). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем двигателе, следует установить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе двигателя. После этого выключают поочередно форсунки из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель работает на двух цилиндрах. При отключении неисправной форсунки ритмичность работы двигателя не изменяется.
Неисправную форсунку можно также определить на ощупь, т.е. по пульсации топлива в топливопроводе высокого давления. Усиленные толчки в одном из топливопроводов указывают на то, что форсунка не пропускает нагнетаемого насосом топлива. Штуцер этой секции будет нагрет больше других.
Форсунки можно проверять на давление впрыскивания и качество распыла на работающем двигателе максиметром или эталонной форсункой. В качестве последней применяют контрольную, заранее отрегулированную исправную форсунку.
Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно. В противном случае следует отрегулировать давление пружины проверяемой форсунки. Для этого отвертывают колпак форсунки, ослабляют контргайку и регулировочным винтом устанавливают величину затяжки пружины, добиваясь одновременного впрыскивания. Качество распыла топлива проверяемой форсунки сравнивают с эталонной.
Проверку форсунки на давление впрыскивания и качество распыла топлива максиметром проводят таким же образом. Максиметр представляет собой специальную форсунку с тарировочной пружиной и шкалой, нанесенной на корпусе и колпаке. По шкале определяют давление начала впрыскивания топлива.
Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры сопровождается увеличенным (на 10…30%) расходом топлива. При неполном сгорании топлива возрастает количество токсичных веществ в отработавших газах, которые загрязняют окружающую среду.
В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие возможные неисправности системы питания (таблица).
[Тракторы. Родичев В.А. 2001 г.]
Статьи по теме: назначение системы питания дизеля; система питания топливом двигателя; схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания; система питания двигателя Д-20; система питания двигателя Д-240; система питания двигателя Д-65; система питания двигателя трактора Т-150 (Т-150К); система питания трактора Т-40
Подготовка к работе двигателей тракторов и автомобилей
Перед эксплуатацией нового трактора необходимо выполнить рекомендации инструкции по эксплуатации.
Проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают масло в сборочные единицы и агрегаты трактора, охлаждающую жидкость в расширительный бак и дистиллированную воду в аккумуляторные батареи.
Устанавливают давление воздуха в шинах в соответствии с рекомендациями в зависимости от предстоящего вида работ. Проверяют натяжения приводных ремней, подвижность рычагов управления и их фиксацию. Устанавливают на трактор сборочные единицы, снятые перед отправкой трактора с завода. В зимнее время надевают утеплительный чехол, в летнее вынимают вентилятор-пылеотделитель из-под капота и устанавливают на крышу кабины. Регулируют свет фар.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Перед отправкой с завода отдельные узлы и агрегаты для удобства транспортировки и лучшей их сохранности снимаются с трактора и упаковываются отдельно. Комплекты инструмента и запасные части также упакованы в отдельные ящики.
Трактор отгружается без воды в системе охлаждения.
Новый или капитально отремонтированный трактор перед пуском в работу необходимо обкатать, используя его на легких работах. Подготовка к обкатке заключается в следующем:
1. Тщательно очистить трактор от пыли и грязи.
2. Удалить консервирующую смазку.
3. Установить на место снятые перед отправкой с завода узлы и агрегаты.
4. Проверить надежность затяжки всех наружных креплений.
5. Проверить уровень масла и при необходимости заправить узлы и агрегаты трактора маслами и смазками в соответствии с указаниями, приведенными в разделе «Смазка трактора».
6. Проверить и довести до нормы давление в шинах.
7. Проверить аккумуляторную батарею и при необходимости привести ее в рабочее состояние.
8. Топливные баки заправить отстоянным топливом, а систему охлаждения чистой водой.
Заправка топливом. Для питания двигателей СМД-60 и СМД-62 следует применять дизельное топливо ГОСТ 305—62: Л — летнее, 3 — зимнее, А — арктическое.
Летнее топливо используется при температуре окружающего воздуха выше 0 °С. При температуре от 0° до —30° следует работать на зимнем топливе, а при температуре ниже —30 °С — на арктическом.
Кроме того, можно применять дизельное топливо ГОСТ 4749—49 следующих марок:
а) арктическое дизельное топливо ДА, предназначенное для эксплуатации при температуре окружающего воздуха ниже —30 °С;
б) зимнее дизельное топливо ДЗ для эксплуатации при температуре от 0 °С до —30 °С;
в) летнее дизельное топливо ДЛ для эксплуатации при температуре выше 0 °С.
Использование других видов топлива с большей вязкостью (соляровое масло) или с меньшей вязкостью (керосин) ухудшает работу топливной аппаратуры и системы фильтрации.
Для пускового двигателя применяется смесь, состоящая из 15 частей (по объему) бензина А-66 или А-72 ГОСТ 2084—67 и одной части дизельного масла. Масло следует смешивать с бензином в отдельной чистой посуде до получения однородной смеси и только после этого заливать в бак через воронку с сетчатым фильтром.
Недопустимо применение чистого бензина или смеси его с меньшим количеством дизельного масла, запрещается также раздельная заправка топливного бака бензином и маслом.
Заправляемое в баки топливо должно быть чистым, без каких-либо механических примесей и воды.
Для заправки системы охлаждения двигателя необходимо использовать чистую пресную воду, по возможности мягкую (дождевую, речную, водопроводную). Жесткую воду можно смягчить кипячением. Если вода мутная, ее следует отстоять не менее 10 ч, а затем профильтровать. Для уменьшения образования накипи воду в системе нужно менять как можно реже, сохраняя сливаемую воду для последующего заполнения системы.
В холодное время года для заправки системы охлаждения двигателя применяется антифриз. Рекомендуемые марки антифриза — этилен-гликолевые смеси «40» и «65» ГОСТ 159—52, температура замерзания которых соответственно равна —40 °С и —65 °С. Следует знать, что антифриз ядовит, но в то же время безопасен для кожи и органов дыхания.
Систему охлаждения двигателя следует заправлять в таком порядке:
1. Снять пробку заливной горловины радиатора, очистив ее предварительно от загрязнений.
2. Вставить в заливную горловину воронку с густой сеткой.
3. Заправить систему охлаждения, заливая воду из чистой посуды до появления ее в горловине радиатора. Объем заливаемого антифриза должен быть на 4 л меньше, чем воды, поскольку антифриз имеет больший коэффициент объемного расширения.
4. Закрыть пробку радиатора.
Перед пуском двигателя необходимо:
устранить все неполадки по двигателю, обнаруженные во время работы трактора и при техническом уходе;
проверить уровень масла в картере двигателя, уровень воды в радиаторе и наличие топлива в баках основного и пускового двигателей, а также крепление электропроводки к клеммам генератора и стартера.
Необходимо следить, чтобы в топливную систему не было подсоса воздуха. Если воздух попал в топливную систему, его удаляют, прокачивая топливо ручным подкачивающим насосом.
Запуск двигателя производится в следующем порядке.
1. Установить в нейтральное положение рычаг переключения рядов.
2. Открыть кран топливного бака основного двигателя.
3. Включить включатель массы.
4. Установить рычаг управления топливным насосом в крайнее переднее положение, соответствующее полностью выключенной подаче топлива.
5. Ввести в зацепление с венцом маховика приводную шестерню редуктора пускового двигателя, для чего переместить рычаг 29 до отказа вверх, а затем установить его в нейтральное положение. Если шестерня в зацепление не вошла, включить муфту редуктора, для чего переместить указанный рычаг вниз и мгновенным включением и выключением стартера слегка провернуть пусковой двигатель (но не за« водить его), а затем повторить операцию введения в зацепление приводной шестерни. Включение шестерни на ходу при работающем пусковом двигателе ведет к аварии!
6. Открыть краник топливного бака пускового двигателя.
7. Прикрыть воздушную заслонку карбюратора.
8. Запустить пусковой двигатель электростартером (или с помощью ручного дублирующего пуска).
Во избежание выхода из строя аккумуляторной батареи время непрерывной работы стартера не должно превышать 15 с.
Сразу же после запуска следует полностью открыть воздушную заслонку, отпустив тросик управления воздушной заслонкой, и прогреть пусковой двигатель в течение 1—2 мин.
Если пуск затрудняется, особенно в холодное время года, надо в течение 2—3 с нажимать на кнопку утопителя карбюратора.
При первой неудачной попытке запуск стартером повторить не ранее чем через 1 мин. Как только пусковой двигатель запустился, стартер следует немедленно отключить.
После трех-четырех неудачных попыток запуска пускового двигателя проверить систему питания и зажигания и устранить неисправности.
Запрещается включать стартер при работающем пусковом двигателе, при слабо заряженной аккумуляторной батарее, при введенной в зацепление приводной шестерне и одновременно замкнутой муфте редуктора пускового двигателя.
9. После прогрева пускового двигателя, работающего на холостых оборотах, проверить давление масла в системе, создаваемое насосом предпусковой прокачки; оно должно быть не ниже 0,5 кгс/см2.
10. Плавно включить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг переместить в крайнее нижнее положение.
11. Не подавая топлива, прокрутить основной двигатель до стабилизации давления масла в системе смазки. После этого включить подачу топлива, переместив рычаг управления топливным насосом к себе.
Запрещается запускать двигатель без предварительной прокрутки, особенно в зимнее время, когда загустевшее масло поступает в подшипники с некоторым запаздыванием, вследствие чего может произойти задир подшипников.
12. Как только основной двигатель начнет работать, выключить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг надо перевести в нейтральное положение.
13. Остановить пусковой двигатель, выключив зажигание, и, не снимая руки с кнопки выключения зажигания, закрыть воздушную заслонку.
14. Закрыть краник топливного бака пускового двигателя.
15. После пуска прогреть двигатель на холостом ходу на минимальных оборотах с постепенным увеличением до средних. Во время прогрева следить за показаниями приборов. Давление масла должно быть не менее 2 кгс/см2.
Работа двигателя при давлении масла ниже 1,2 кгс/см2 (на минимальных оборотах холостого хода) не допускается.
Двигатель прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения не ниже 50 °С. При прогреве двигателя следует поднять шторку, подтянув цепочку 28 и зафиксировав ее.
В холодное время года необходимо укрыть облицовку моторного отсека утеплителем.
Во время пуска двигателя запрещается препятствовать самоотключению приводной шестерни редуктора и принудительно удерживать ее в зацеплении с зубчатым венцом маховика — это может привести к поломке редуктора.
Запрещается запускать пусковой двигатель без воды в системе охлаждения во избежание задира поршня.
Перед началом движения трактора необходимо убедиться в отсутствии людей около трактора и агрегатируемой с ним сельскохозяйственной машины. Внимательно осмотреть ближайший видимый путь движения трактора.
Для пуска трактора в работу необходимо: запустить и прогреть двигатель; – убедиться, что рычаг переключения рядов установлен в нейтральное положение, а рычаги переключения передач находятся в крайнем заднем положении, соответствующем включенной первой передаче; – выжать до отказа педаль муфты сцепления и включить требуемый ряд скоростей; – дать звуковой сигнал, плавно, но быстро отпустить педаль муфты сцепления, одновременно нажимая на педаль подачи топлива, постепенно увеличивать обороты коленчатого вала двигателя до нормальных эксплуатационных.
Переключают передачи в КПП, не выжимая педаль муфты главного сцепления. При перемещении рычагов вперед от себя скорость возрастает, при перемещении назад на себя скорость соответственно уменьшается.
Рычаги имеют фиксированные положения на /, II, III и IV передачах.
Если необходимо удержать трактор на уклоне, следует пользоваться ручным тормозом. Переключение рядов скоростей (рабочего, транспортного, заднего хода и ходоуменьшителя) производится при полностью выключенной муфте сцепления. Включать задний ход и ходоуменьшитель можно только при полной остановке трактора.
Во время работы трактора тракторист обязан:
1. Следить за показаниями приборов, которые должны иметь следующие значения: – термометр воды — 80—95 °С; – масляный манометр двигателя — 2,0—4,0 кгс/см2. масляный манометр коробки передач — 9—9,5 кгс/см2; манометр пневматической системы — 6—7,5 кг/см2; – отклонение стрелки амперметра вправо (к « + ») свидетельствует о зарядке аккумуляторной батареи, отклонение влево (к «—») —о ее разрядке; – контрольные лампы температуры воды и давления масла в двигателе не должны загораться; – частота вращения двигателя по тахоспидометру — 2050—2150 об/мин.
6. Не делать резких поворотов, особенно при работе трактора с прицепом и со строительными машинами.
7. При работе с навесными машинами выполнять указания, помещенные в разделе «Заднее навесное устройство».
8. При транспортных переездах, особенно с навешенными орудиями, снижать скорость на участках с неровным профилем. Переезд неровностей на высоких скоростях приводит к поломкам деталей заднего навесного устройства трактора, а также агрегатируемых орудий.
9. Строго соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности. Следует помнить: работа на повышенных рабочих скоростях требует усиленного внимания к вопросам техники безопасности.
10. Для правильного ведения работ необходимо выполнять все указания по эксплуатации сельскохозяйственных машин, перед началом работы с новой машиной следует предварительно ознакомиться с правилами ее эксплуатации.
11. По окончании работы на тракторе надо выключить включатель массы.
Для остановки трактора необходимо:
1) выключить муфту сцепления, нажав на педаль до отказа вперед;
2) поставить рычаг переключения рядов в нейтральное положение;
3) уменьшить обороты двигателя до средних, переведя рычаг ручного управления топливным насосом вперед от себя;
4) включить муфту сцепления;
5) закрыть шторку радиатора во избежание остывания двигателя, если он продолжает еще работать.
Если необходимо экстренно остановить трактор, следует выключить муфту сцепления и затормозить трактор, нажав на педаль тормоза. После этого надо поставить рычаг переключения рядов в нейтральное положение и выполнить все операции, указанные выше.
Для остановки двигателя необходимо поработать на средних, а затем минимальных оборотах 3—5 мин и затем выключить подачу топлива Немедленная остановка двигателя после снятия нагрузки может привести к нагреву подшипника турбокомпрессора, поскольку после остановки двигателя поступление масла к подшипнику турбокомпрессора немедленно прекращается, в то же время обороты ротора еще остаются высокими.
Не разрешается останавливать двигатель, закрывая кран топливного бака, так как это приводит к засасыванию воздуха в систему питания и затрудняет последующий пуск. Остановив двигатель, надо выключить включатель массы и проверить на слух работу центрифуги.