Царевич нехитер немудер о чем эта сказка
«Царевич Нехитер-Немудер»: о чем сказка, краткое содержание?
«Царевич Нехитер-Немудер», краткое содержание для читательского дневника
Хватит и 5-6 предложений, чтобы рассказать о чем сказка.
1). Подросший царевич решил жениться и выбрал себе в жены девицу, которая обещала родить ему семь сыновей.
2). Царевич с отцом уехал овевать, а беременную жену оставил на попечение мачехи, но та была злой и написала письмо, что вместо сыновей родились щенки.
3). Несмотря на ответ ждать возвращения царевича, мачеха Ягища подкупила гонца и бросила царевну, тайно спрятавшего восьмого мальчика у себя, в бочке в море.
4). Мальчик-царевич Нехитер-Немудер выбил дно, они оказались на острове, на который приглашали каждый раз проезжающих мимо корабельщиков, а те видели чудеса на острове и рассказывали об этом царю и царице.
5). Нехитер-Немудер летал на ковре-самолете к отцовскому двору и подслушивал, что там говорили, вернул своих братьев, а в последний раз он рассказал все отцу, который в итоге казнил Ягищу и гонца.
Краткое содержание сказки «Царевич Нехитер-Немудер»:
Краткое содержание сказки «Царевич Нехитер-Немудер»:
Краткое содержание сказки «Царевич Нехитер-Немудер» для читательского дневника в 5- 6 предложений:
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Царевич Нехитер-Немудер. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Царевич Нехитер-Немудер. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Есть ли в этой сказке повторы? Найдите и запишите.
Трижды Иван-царевич ходил в сад, трижды Нехитер-Немудер хотел выбить дно у бочки, трижды он летал во дворец к отцу. Четыре раза Нехитер-Немудер звал корабельщиков.
2. Проталинка
Перечитайте сказку. Найдите описание сыновей. Впишите пропущенные слова.
3. Эрудит
Прочитайте. Что это? Отметьте ответ галочкой.
4. Сравнение
Вспомните имена героев сказки. Запишите их в два столбца
В сказке три положительных героя — Нехитер-Немудер, его мать царевна, его отец Иван-царевич, и один отрицательный — злая Ягища.
5. Эрудит
Перечитайте присказки. Каким вы представляете Кота-Баюна? Нарисуйте.
Кот Баюн огромный, черный, с усами. Глаза кота горят огнем. Он сидит на дереве.
Объясните значение слова:
Присказка — короткая прибаутка в начале, середине или концовке сказки.
Царевич Нехитёр-Немудёр. Русские народные сказки
Царевич Нехитёр-Немудёр. Художник Л. М. Непомнящий, 1982
Ну вот, жили-были царь да царица. Был у них один сын — Иван-царевич. Сперва маленький был, потом в рост пошёл. А царица-то на ту пору и померла, и царь на другой жене женился.
Растёт Иван-царевич не по дням, а по часам. Вырос он и говорит отцу да мачехе:
— Я, — говорит, — жениться хочу.
— Ну что же, сынок, — царь отвечает, — дело хорошее, женись.
Вот поехал Иван-царевич со слугами в город. Пошёл он там, в сад, будто гуляет. А сам за куст сел. И видит — гуляют в саду девицы, между собой речи разговаривают. Одна и говорит:
— Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.
Подумал-подумал Иван-царевич, да только ничего в этом такого хорошего не увидел, не польстился на такую невесту, из сада вон пошёл.
Назавтра опять под куст приходит. Опять девицы гуляют. Говорит одна:
— Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы ему платок вышила семью разными шелками, семью разными иглами: на одном углу — красно солнце со лучами, со алыми со зарями, на другом углу — светел месяц со звёздами, со небесными лунами, на третьем — черно море с кораблями, на четвёртом — темны леса со зверями.
А Ивану-царевичу и это не шибко понравилось. Опять домой ни с чем пошёл. Назавтра снова в сад идёт, девичьи разговоры слушает. И говорит одна девица:
— Кабы Иван-царевич на мне женился, родилось бы у нас с ним семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. А восьмой был бы царевич Нехитёр-Немудрён.
Ну, вот это Ивану-царевичу понравилось. Вернулся он домой, отцу-царю говорит:
— Вот эту девицу в жёны хочу.
Заслали сватов, сговорились, сыграли свадьбу. Я там во дворе была, так в окошко видала немножко…
Стали они жить-поживать, сыновей обещанных поджидать. На ту пору Ивану-царевичу со старым царём уезжать на войну надо было. Вот поехали они, а мачехе приказали молодую царицу пуще глаза беречь.
А мачеха-то злющая-презлющая баба была, так и звали её по имени — Ягища. Пришло время, родились у царицы семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. А восьмой — царевич Нехитёр-Немудрён, такой красавец — ни в сказке сказать, ни пером описать.
Разозлилась Ягища, себя от гнева не помнит.
Подложила она царице в золотые люльки щенков собачьих, а слугам наказала семерых царевичей в поле унести, бросить там, чтоб пропали. И не видела она, что царица молодая царевича Нехитёра-Немудрёна под подушкой укрыла. А к Ивану-царевичу гонца послали; написала Ягища: так, мол, и так, родилось у царицы семеро щенков, что с ними делать?
Иван-царевич письмо прочитал и ответ написал:
— «Что бы ни родилось, меня ждите».
А Ягища гонца с письмом перехватила, напоила вином заморским да записку и переменила. Написала: «Бросить царицу со щенками в синее море».
Получили во дворце такое приказание, погоревали, потужили, да что станешь делать? Взяли бочку да в неё царицу молодую и посадили. А того не усмотрели, что она царевича Нехитёра-Немудрёна с собой взяла.
Вот плывут они в бочке по морю. А Нехитёр-Немудрён и говорит:
— Я, мамонька, дно-то у бочки выбью, а?
— Что ты, дитятко! Ведь мы по синему морю плывем, дно выбьешь — мы и потонем. Подожди ещё.
Вот ещё время проходит. Скучно Нехитёру-Немудрёну в бочке, он опять говорит:
— Мамонька, я дно, однако, выбью!
Мать опять его уняла. Послушался он. А на третий раз слушать не стал, взял да и выбил. А они тут уж у самого берега плыли. Вышли из бочки, на берег взошли. А это не земля была — остров: кругом море, а на острове камни, лес растёт, грибов, ягод, птицы разной в нём полно. Нашли они себе местечко хорошее и стали жить.
Сплел Нехитёр-Немудрён из трав да цветов колыбель большую, стал в ней мать на берегу качать. А той порой едут по морю корабельщики. Кричит им Нехитёр-Немудрён:
— Приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Ну, корабельщики к камешкам пристали, на берег взошли. Царевич Нехитёр-Немудрён их про всё расспросил да и говорит:
— Поезжайте к царю, расскажите, что видели.
Поехали корабельщики. А царевич Нехитёр-Немудрён взял верёвочки, связал себе ковер-самолет и на нём за корабельщиками к отцу полетел.
Прилетает к дворцу, да и слушает тайком под окошком, как корабельщики царю рассказывают: «Плыли мы по морю, видели чудо: стоит остров, на острове мать с сыном живут, сын мать в колыбели качает».
Все дивятся, а Ягища и говорит: «Это что за чудо! А вот есть в чистом поле баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня. В бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё!»
Вылез Нехитёр-Немудрён из-под окошка, сел на свой ковёр-самолёт, в поле полетел. Нашёл он барана чудного, забрал и на остров к матушке вернулся.
Вот живут они дальше, поживают. Только опять корабельщики едут. Нехитёр-Немудрён выходит на берег, кричит:
— Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Корабельщики пристали, на берег взошли, видят- чудо-чудное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё!
Поплыли корабельщики домой к царю. А Нехитёр-Немудрён за ними на коврике на своём, вослед несётся. Опять под окошком слушать при ладился. Рассказывают царю корабельщики, что видели: так, мол, и так, плыли по морю, на остров попали, видали диво дивное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё.
Царь дивится, верить не хочет, а Ягища говорит: «Это ещё не чудо! А вот в чистом поле корова есть — день доится молоком, день доится жемчугом. Это почуднее будет!»
Нехитёр-Немудрён тайком из-под окошка выбрался, на ковёр-самолёт взобрался — в поле полетел. Нашёл корову чудесную, с собой забрал, на остров вернулся. Вот живут они с матушкой дальше. Только глядят опять корабельщики мимо едут. Взобрался Нехитёр-Немудрён на гору, кричит:
— Приставайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Корабельщики выходят на берег, глядят — что за чудеса: на берегу сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё! А под горой корова стоит: день доится молоком, день доится жемчугом.
Вот поехали они домой, а Нехитёр-Немудрён за ними летит. Корабельщики к царю входят, ему про чудной остров рассказывают, царь дивится, а Ягища говорит: «То ещё не чудо! А вот ходят у нас в поле семь молодцов — руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькою замыкаются».
Услышал это Нехитёр-Немудрён, из-под окна выбрался и — в поле. Нашёл братьев, обнял крепко-накрепко, на свой ковёр посадил, к матушке повёз. То-то царица обрадовалась! Сыновья на неё не наглядятся, она — на них. Разговоров-то, радости-то сколько!
Вот живут они все вместе — весело, счастливо. Только долго ли, коротко ли — снова корабли в море виднеются. Нехитёр-Немудрён на гору бежит, руками машет:
— Эй, корабельщики, приворачивайте сюда, да поживее! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Не смеют ослушаться корабельщики, к берегу пристают. Идут, видят — диво дивное: сын мать в колыбели качает, по горам чудной баран ходит, под горой корова стоит — день доится молоком, день доится жемчугом, а вокруг семь молодцов гуляют: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.
Поспешили корабельщики на всех парусах домой, рассказывают царю, что видели. А царевич Нехитёр-Немудрён ковёр свой на дворе оставил, прямо к царю в горницу идёт.
— Здорово, — говорит, — батюшка!
Иван-царевич понять не может:
— Какой я тебе батюшка, добрый молодец! Кто ты таков?
— А вот, — говорит Нехитёр-Немудрён, — полезай на мой ковёр, полетим — и сам всё поймёшь.
Полетели они с царём прямо на остров. Видит Иван-царевич — диво дивное: на берегу царица сидит, вокруг семеро молодцов гуляют и баран с коровой тут же стоят, ухмыляются.
Ну, тут всё и открылось. Сели все вместе на ковёр-самолет, во дворец полетели.
Идут ко дворцу — колокола звонят, пушки палят, старый царь-дедушка понять не может, что такое творится.
Пришли во дворец, старику всё рассказали. Ягищу из дворца вывели и скорым часом ей голову срубили. Да и гонцу тому, что вина заморского напился и записку перепутал, тоже…
А все прочие стали жить да поживать, медовые пряники жевать.
Чему учит сказка Царевич Нехитер-Немудер?
Сказка учит детей верить в торжество добра, не сдаваться и не унывать. Несмотря на возникшие трудности у героев руки не опустились. Царевич жизнь спас себе, и матери, и остальным братьям, да помимо этого еще и вернулось все семейство к прежней счастливой жизни.
Как и во многих сказках, отцам, мужчинам, лишившимся матери своих детей, следует лучше разбираться в женщинах, чтобы выбирать себе жену не с характером бабы яги, а добрую, любящую, чтобы никто от их злых дел не пострадал. Но это больше урок для взрослых. Впрочем в сказке все обошлось хорошо, на то она и сказка.
Царевич Нехитёр-Немудёр. По всей видимости, эта сказка, как и большинство русских сказок, учит тому, что добро всегда побеждает. Только вначале, нужно преодолеть немало трудностей и пройти некоторые испытания, устроенные злыми людьми (баба Ягища). Кстати, сюжет очень напоминает сказку о царе Салтане.
Сказка «Царевич Нехитер-Немудер» повествует о том, что смекалка и смышлённость могут помочь преодолеть очень много жизненных трудностей и препятствий. Несмотря на заговоры, именно ум способен победить зло. Как это не странно, но в данной сказке на первое место среди добродетелей возводят именно ум, а не добро.
Тому, что не бывает добрых мачех, по крайней мере, в сказках.
Сказка эта странная, здесь и слабохарактерный муж, и совершенно беззащитная жена, и дети, которые уж очень быстро рождаются и еще быстрее вырастают (прямо в бочке).
Видимо, сказка хотела нам рассказать о том, что несмотря ни на что любовь побеждает. Это-то да, но вот только странно: почему же муж не стал разыскивать свою семью, когда вернулся с войны? Вместо этого ему нравилось слушать россказни своих моряков о чудо-острове, да о баранах с коровами.
Сказка учит тому, что всегда, в любых обстоятельствах, нужно искать выход и смело идти к своей цели. Царевич Нехитер-Немудер, оказавшись посреди океана, нашел возможность не только спастись и выжить, но и восстановить семью, найти своих братьев и вернуться к отцу.
Сказка учит детей мыслить нестандартно, не пасовать перед трудностями, а действовать аккуратно и терпеливо, маленькими, но твердыми шажками идти к своей цели. Вспомним, сколько раз Царевич мог открыться царю, но он этого не делал, пока не наступило подходящее время.
А зло, воплощением которого в сказке выступает царица Ягища (говорящее имя!!), зло не вечно и всегда будет наказано.
Ознакомится с сюжетом сказки «Царевич Нехитер-Немудрен» можно вот здесь.
Царевич Нехитер-Немудер вполне стандартная сказка, которая показывает что добро всегда побеждает зло. Также сказка показывает, что нужно проходить через трудности и не зацикливаться на них. И если верить в хорошее, то оно и произойдет.
Эта сказка учит тому, что добро всегда побеждает зло. Это не новая идея, практически во всех русских народных сказках речь идет о победе добра над злом.
Однако все не так просто. Чтобы чего-то добиться, обязательно нужно пройти ряд препятствий. И не просто пройти, а пройти достойно. В конце доброго, храброго и честного главного героя всегда ждет награда.
Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудрен» учит как обычно тому, что добро восторжествует и в который раз окажется сильнее зла.
Выделим еще некоторые моменты в этой сказке, на которые следует обратить внимание.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:
Краткое содержание сказки «Мойдодыр»
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер Немудер»
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Урок литературного чтения 3 класс
(по программе Школа России)
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер – Немудер»
Цели урока: 1. Сравнение сказок, рассмотрение схожести сюжетов, героев, чудес и превращений
2. Развитие речи учащихся, логического мышления;
3. Раскрытие красоты поэтического слова, эмоциональной силы поэзии, изобразительного и музыкального искусства;
4. Воспитание чувства прекрасного.
Оборудование: иллюстрации с персонажами сказок, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, выставка книг, презентация «Иллюстрации И.Билибина»
Эпиграф: «Пушкинская сказка-прямая наследница народной» /С.Я.Маршак/
Слышите – звенит звонок,
Добро пожаловать к нам урок
( слайд «Добро пожаловать»)
1. Упражнение для кистей рук «Приветствие»
Сложите кисти рук ладонь на ладонь.
Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
Потрите ладони, почувствуйте тепло.
Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко.
Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра.
-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный)
-Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила»)
-Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока.
Узнать её нам поможет речевая разминка.
(слайд «Речевая разминка»
«У лукоморья дуб зеленый…»)
-Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении.
-Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки)
-Какую же тему урока он принес с собой?
2.Повторение изученного материала.
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
(обращение к портрету и высказыванию на доске)
А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок!»
-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)
-Ребята, скажите, только сказки писал А.С.Пушкин?
-Давайте вспомним изученные нами жанры, в которых писал А.С.Пушкин.
-Ребята, кто рассказывал А.С.Пушкину сказки? (няня Арина Родионовна)
-Сколько сказок он взял за основу? (7)
— На вн. чтении мы познакомились с 5-ю.
-Посмотрите: на выставке представлены книги, с которыми вы знакомились на вн. чтении. Насколько внимательно вы их читали, я сейчас проверю.
в) «Бюро литературных находок»
-Ребята, вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.
(Учитель показывает предметы, дети называют из каких они сказок)
Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Белка «Сказка о царе Салтане…»
Петушок «Сказка о золотом петушке»
Месяц «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне…»
Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»
Заяц «Сказка о попе…»
Лошадь «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе…»
Кораблик «Сказка о царе Салтане…»
Лебедь «Сказка о царе Салтане…»
-Молодцы! Вы очень внимательно читали сказки.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.
-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку
2.Работа с эпиграфом.
Прямая наследница народной.
-Как вы понимаете слово «наследница»?
-Что берет А.С.Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер – Немудер»
-Работать будем по плану. ( План на доске)
3.Сопоставительный анализ сказок.
Русская народная сказка
«Царевич Нехитер – Немудер»
Сказка А.С.Пушкина «Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)
-Какие присказки вы знаете?
(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)
А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Мне старики не говорили.
Знал про то один кот – колоброд,
Да убежал кот в овес,
Конец сказки на хвосте унес!
-Какие сказочные зачины вы знаете? (Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)
Жили-были царь да царица.
Царь и царица, Сын Иван-царевич
Царевич Нехитер – Немудер
Сватья баба Бабариха
2 девица – вышила бы платок
3 девица – родила бы ему 7 сыновей
1девица- на весь крещенный мир приготовила бы пир
2 девица – на весь мир наткала бы полотна
3 девица – родила бы богатыря
Ягища подкладывает в золотые люльки собачьих щенят, перехватывает гонца с письмом и подменяет его.
Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море
Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха перехватывают гонца и подменяют письмо
Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море
Нехитер-Немудер кричит: «Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Сестры: повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха.
1.Из трав и цветов колыбель большая – мать качает
2.Баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня.
3.Корова: день доится молоком, день – жемчугом
руки по локоть в золоте,
ноги по колено в серебре,
во лбу звезда, под кудрями месяц,
по кудрям часты звезды рассыпаются,
уши зорькой замыкаются.
1. Город: Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
2. Белка : Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
За морем царевна есть,
Что на можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
-Кто же из девочек не мечтает быть похожей на прекрасную лебедь?
Физкультминутка д ля осанки «Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
8. Троекратность (повторы)
3 дня ходил в сад, 3 девицы,
3 раза хотел дно выбить,
3 раза корабельщики проплывали,
7 сынов, 7 шелков, 7 игл, 7 щенков
3 девицы,3 превращения (в комара, в муху, в шмеля),
3 чуда трижды повторяются(сестры-Гвидон-Лебедь)
4 раза корабельщики проплывали,
4 раза отцу посылал поклон,
на одном углу – красно солнце
со лучами, со алыми со зорями,
на другом углу – светел месяц
со звездами, со небесными лунами,
на третьем – черно море с кораблями,
на четвертом – темны леса со зверями
Растет не по дням, а по часам…
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Растет не по дням, а по часам…
Встреча Салтана со своей семьей
Стали жить да поживать,
медовые пряники жевать.
Я там был; мед-пиво пил-
И усы лишь обмочил.
V. Физкультминутка д ля глаз «На море»
Ребята, закройте глаза. Начертите «глазами» линию горизонта
Чертим «лодочку» (дуга книзу) слева-направо, справа-налево.
Чертим «мачту» (прямая вверх – вниз)
Чертим «парус» (дуга вверх- вниз)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Набираем побольше в легкие воздуха и дуем на наш кораблик.
На море солнышко – чертим «солнышко» (круг вправо-влево)
Яркое солнышко – «солнышко ослепило» (сильно зажмуриться)
Теплое солнышко – потереть ладони и положить на глаза
Открыть глаза и поморгать.
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)
-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий)
-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.
Мы видим, что А.С.Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.
В свою очередь на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы
Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И.Билибина)
Обращение к творчеству И.Я.Билибина
Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Билибинские иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы.
И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.
(показ слайдов с иллюстрациями И.Я.Билибина; для каждого слайда выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…»)
2. Обращение к творчеству Н.А. Римского – Корсакова
Не только художники обращали внимание на поэзию А.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера «Сказка о царе Салтане…».Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Среди них- «Полет шмеля».
-Какой бы вы выбрали инструмент для изображения шмеля? (показ инструментов)
-Труба может изобразить не только призывные, но и звуки мягкие, бархатистые.
(прослушивание, эмоциональное восприятие)
-Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля?
-Какой инструмент вам помог?
( в роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино)
3. Обращение к выставке рисунков.
-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.
-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?
В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.